Особенности и характерные черты деспотии. древневосточная деспотия. деспотия — это


Можно ли избавиться от деспотичности

Сама по себе склонность к тирании не исчезнет. И чем меньше деспот получает отпора со стороны, тем сильнее будет укореняться его вера в собственное превосходство и непогрешимость.

Исправить деспотический характер можно при помощи психотерапии и медицинского лечения. План коррекции зависит от выраженности патологии. В ходе психотерапии необходимо определить корень проблемы, проработать психотравму, выработать корректные способы самоутверждения.

Деспоты строят отношения с людьми, которым свойственно мышление жертвы. Их отношения носят зависимый характер. В психологии это называется треугольником Карпмана. Таким образом, сеансы психотерапии показаны всем участникам отношений. Без изменения мышления жертва найдет нового тирана или вернет отношения в прежнее русло.

Как действует деспот?

Деспоты обычно действуют очень тонко. Механизм влияния на человека примерно такой: на первых порах деспот будет безобидным шушпанчиком, готовым на все. Он будет дарить море внимания и комплиментов. Со временем человек привыкает к восхищению в свой адрес, и тут деспот начинает действовать, а именно — критиковать. После первой критики человек делает все возможное, чтобы исправиться. Но потом критики становиться намного больше, пропорционально ей возрастает желание жертвы исправить ситуацию. В итоге обнаруживается идея, при помощи которой можно легко управлять сознанием другого человека

Также, еще важно отметить, что все достижения деспот присвоит себе, а неудачи взвалит на партнера, и бесполезно взывать к адекватному восприятию реальности

Кто такой деспот?

Деспотом называют человека, который не признаёт чужой правоты и добивается своих целей при помощи давления и насилия. Ему не нужны доказательства и аргументы, он считает, что является правым в любой ситуации. Даже в отношениях с самыми близкими и дорогими людьми он постоянно прибегает к насилию, унижению, мести, психическому давлению, газлайтингу (что это?) и другим агрессивным методам воздействия.

Хуже всего в деспотизме то, что он практически всегда направлен на людей, которых деспот считает дорогими и важными для себя. Сам он часто не замечает, насколько жестоким бывает.

Деспот – это тиран, навязывающий другим свою волю при помощи силы, влияния и власти. Деспотом может быть начальник, но гораздо хуже, когда таковым оказывается кто-то из членов семьи. В психологии рассматривается теория о том, что деспотизм – это естественный инстинкт человека, просыпающийся при определенном стечении обстоятельств. Согласно этой теории, желание властвовать присутствует у каждого из нас, но проявляется у всех в разной степени.

Психологи выделяют три основные составляющие деспотизма:

  • полное равнодушие к чужим чувствам и чужому мнению;
  • желание полностью контролировать другого человека;
  • требование полного и постоянного повиновения себе.

Деспотизм способен разрушить любые отношения, поскольку деспот стремится полностью лишить партнера всех прав, но себе позволяет практически всё. Так происходит и в любовных, и в дружеских отношениях.

Характеристика мужчины-деспота

Довольно распространенной является ситуация, когда деспотом в семье оказывается муж и отец. Поскольку мужчина обычно значительно сильнее, то подобные отношения часто сопровождаются физическим насилием. При этом супруга часто выбирает неправильную тактику. Она во всём поддаётся мужу и всячески старается угодить ему, надеясь, что так он станет добрее. Разумеется, это приводит к обратному эффекту, и подобные отношения нельзя назвать счастливыми.

Чтобы понять, кто такой деспот, важно учитывать и то, что такой человек часто сам не осознаёт деспотичности своего поведения. Представьте себе ситуацию: муж любит супругу, никогда не прибегает к насилию, старается обеспечить ей такие условия, чтобы она не работала, а сидела дома и воспитывала детей. Но если копнуть поглубже, выясняется, что он просто пытается лишить жену свободы и независимости, полностью подчинив её себе. Даже если женщине поначалу нравится такой союз, со временем зависимость начинает раздражать её, и чувства к некогда любимому мужчине остывают

Агрессор и его жертва

В детстве все события и людские поступки воспринимаются человеком с точки зрения полярных значений «плохо» или «хорошо». Столкнувшись с психотравмирующей ситуацией, ребенок всегда отождествляет свою личность с одной из сторон, принимая на себя роль «жертвы» или «мучителя», и в будущем уже придерживается этого состояния, распознаваемого психикой как «комфортное».

Вырастая, «жертва» будет стремиться соединиться со своей недостающей частью личности – более уверенной, властной, умеющей дать отпор. Таким образом, видя перед собой пример того, кем ей самой хотелось бы быть, она будет переживать в себе иллюзию «перерабатывания» неприятного, пережитого в детстве события, но фактически не отклоняться от своей роли.

В свою очередь и «мучитель» не сможет жить без проекции своих превалирующих возможностей. Ему необходимо получать постоянные подтверждения своей силы, безнаказанности, умения контролировать и подавлять. При этом «жертве» отведена роль отнюдь не второго плана, ведь в ее способности страдать, выказывать великодушие, прощать агрессор находит недостающие элементы своей собственной, ущербной личности.

Как общаться с деспотом

Деспотизм опасен. Стоит рассмотреть ситуацию тирании в семье:

  1. Дети не могут удовлетворять естественную потребность в активности.
  2. Жена боится заступиться за них.
  3. Супруга и дети постоянно подвергаются необоснованным нападкам.
  4. Со временем все члены семьи оказываются уничтоженными как личности.

Общаться с таким человеком нужно осторожно. Как бы прискорбно это ни звучало, необходимо молчать и уходить

Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию. Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким.

Однако и жить по принципу «это мы виноваты, а папа всегда прав» тоже неверно. Необходимо признать проблему, назвать вещи своими именами, объединиться с детьми и другими членами семьи. А дальше или уходить, или терпеть, но не потакать.

Чтобы не усугубить ситуацию, если человек деспотичен, рекомендуется:

  • избегать критики, особенно публичной;
  • сдерживать эмоции;
  • не обвинять тирана и не указывать на его недостатки, ошибки;
  • избегать обобщений типа «ты нам всю жизнь испортил»;
  • не выдвигать ответные требования, упреки, угрозы.

Деспот: кто это, причины и признаки

У властных строгих правителей и семейных тиранов есть нечто общее — склонность к деспотизму. Отношения с таким человеком невыносимы, причиняют боль и страдания. Деспот требует тотального подчинения.

Как общаться с деспотом

Деспотизм опасен. Стоит рассмотреть ситуацию тирании в семье:

  1. Дети не могут удовлетворять естественную потребность в активности.
  2. Жена боится заступиться за них.
  3. Супруга и дети постоянно подвергаются необоснованным нападкам.
  4. Со временем все члены семьи оказываются уничтоженными как личности.

Общаться с таким человеком нужно осторожно. Как бы прискорбно это ни звучало, необходимо молчать и уходить

Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию. Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким.

Однако и жить по принципу «это мы виноваты, а папа всегда прав» тоже неверно. Необходимо признать проблему, назвать вещи своими именами, объединиться с детьми и другими членами семьи. А дальше или уходить, или терпеть, но не потакать.

Чтобы не усугубить ситуацию, если человек деспотичен, рекомендуется:

  • избегать критики, особенно публичной;
  • сдерживать эмоции;
  • не обвинять тирана и не указывать на его недостатки, ошибки;
  • избегать обобщений типа «ты нам всю жизнь испортил»;
  • не выдвигать ответные требования, упреки, угрозы.

Бессмысленно взывать к совести или осуждать, кричать, доказывать его неправоту. Не рекомендуется реагировать ответной агрессией. Все это только раззадорит тирана. Но и ждать, что он изменится или начнет иначе реагировать, не стоит. Пока тиран сам не захочет меняться, его никто не изменит. Только он сам и помощь психотерапевта.

Можно ли избавиться от деспотичности

Сама по себе склонность к тирании не исчезнет. И чем меньше деспот получает отпора со стороны, тем сильнее будет укореняться его вера в собственное превосходство и непогрешимость.

Исправить деспотический характер можно при помощи психотерапии и медицинского лечения. План коррекции зависит от выраженности патологии. В ходе психотерапии необходимо определить корень проблемы, проработать психотравму, выработать корректные способы самоутверждения.

Деспоты строят отношения с людьми, которым свойственно мышление жертвы. Их отношения носят зависимый характер. В психологии это называется треугольником Карпмана. Таким образом, сеансы психотерапии показаны всем участникам отношений. Без изменения мышления жертва найдет нового тирана или вернет отношения в прежнее русло.

Как проявляется деспотизм?

Самой распространенной формой деспотизма является семейный деспотизм. Обычно он проявляется в виде физического насилия или психологического насилия. Один из партнеров пытается полностью подчинить себе второго, оказывая на него давление любыми доступными ему способами. Деспотичный человек полностью игнорирует чужие желания, права, свободы и границы личного пространства. Всех членов семьи он воспринимает как собственность, но сам считает, что любит их.

Как правило, деспот – это очень обидчивый и мстительный человек, который воспринимает своё поведение как способ восстановления справедливости. Своими действиями он пытается наказать провинившегося члена семьи, и это помогает ему выглядеть лучше в собственных глазах. Также подобное поведение позволяет ему повышать собственную самооценку и восстанавливать подорванное самоуважение.

Деспот всегда стремится подчинить себе окружающих и заставить их действовать по своей указке. Несмотря на это, он совершенно не умеет быть лидером. За счет своей агрессивной позиции, он может заставить других подчиняться себе, но не может вызвать в них уважения. Кроме того, он не способен разрешать конфликтные ситуации, вместо этого сам постоянно провоцирует конфликты. Подобное поведение приводит к тому, что со временем деспот вызывает в окружающих только страх, враждебность и полное непонимание.

Ранние источники деспотизма.

По мнению Монтескье, некоторые деспотические идеи Европы происходят из самых возвышенных источников, а именно из сочинений Платона, его ученика Аристотеля и учения церкви. Хотя считается, что эти источники прививают добродетели и, таким образом, пытаются сделать людей лучше, Монтескье говорит о неумеренности и даже жестокости идей, которые можно найти в этих старых и почитаемых книгах. Например, он подчеркивает вредные доктрины Платона о том, что рабы не имеют права на самооборону, магистраты должны быть абсолютными, а наказания должны быть частыми и суровыми. Точно так же учение Аристотеля способствует деспотическим практикам, слишком полагаясь на добродетель князей.

Черты деспотизма

В социуме с нарушенным восприятием насилия и границ личности деспотизм может восприниматься как проявление характера, и за это человека даже будут уважать. Первым и самым характерным признаком деспотизма является применение насилия как нормы поведения и единственного возможного способа регулировки отношений. Деспоты не умеют спрашивать, договариваться или находить компромиссы. При несоответствии поведения партнера желаниям деспота может быть применено разного рода насилие. Хотя вначале деспот, демонстрируя свое недовольство, может дать другому возможность исправить свою оплошность, но если этого не происходит немедленно, его тут же ждет наказание. Стоит также отметить, что зачастую деспоты выдвигают весьма странные требования, при которых недовольство может быть вызвано тем, что окружающие считают нормой.

Послание Алексиса де Токвиля

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм:
Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих, его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же касается других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него ещё сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Её можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы её задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии. Она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чём другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром. Она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берёт на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

Именно таким образом эта власть делает всё менее полезным и редким обращение к свободе выбора, она постоянно сужает сферу действия человеческой воли, постепенно лишая каждого отдельного гражданина возможности пользоваться всеми своими способностями. Равенство полностью подготовило людей к подобному положению вещей: оно научило мириться с ним, а иногда даже воспринимать его как некое благо.

После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает её, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе. Он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового. Он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

Я всегда был уверен, что подобная форма рабства, тихая, размеренная и мирная, картину которой я только что изобразил, могла бы сочетаться, хоть это и трудно себе представить, с некоторыми внешними атрибутами свободы и что она вполне может установиться даже в тени народной власти.

Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства. Они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. Они хотели бы сочетать централизацию с властью народа, это бы их как-то умиротворило. Находясь под опекой, они успокаивают себя тем, что опекунов своих они избрали сами. Демократия в Америке

Я – полубог

Считается, что деспотизм заключается в проявлении неблагоприятных особенностей эго. В итоге это может привести к потере рационального контроля над своим поведением, и все действия станут подчиняться исключительно аффективной сфере.

Деспотичное поведение не может остановиться само по себе. Чем меньше деспоту будет оказано сопротивления, тем больше он будет считать себя полубогом и станет требовать невозможного, как само собой разумеющегося.

Не бывает людей, которые хотя бы раз не превращались в деспотов, чтобы добиться у окружения желаемого, но если это становится устойчивой линией поведения, то человеку определенно необходима консультация специалиста. Ведь главными признаками психических отклонений считается неконтролируемое насилие, неадекватные требования и оценка действительности.

Рассмотрим понятие «древневосточная деспотия»

Концепция восточной деспотии идет еще от Геродота — отца истории. Он описывал ситуацию, когда правители не просто закрывали храмы, большие и малые, но и заставляли народ возводить себе огромные, величественные усыпальницы и гробницы.

Понятие древневосточной деспотии имело определенные черты. Так, главой государства, вершителем суда и олицетворением всеобщего закона был деспот-правитель. Ему поклонялись, его обожествляли, его ненавидели и боялись. Форма правления была, естественно, монархической, и власть передавалась по наследству. Но деспот не мог править без опоры на мощный разветвленный административный аппарат. Он был необходим для того, чтобы эффективно управлять разношерстным обществом, в котором уже сформировались различные прослойки, не говоря уже об оформившемся имущественном неравенстве. К тому же уже в древности общество Востока оформилось и приобрело те черты, которые прослеживаются даже сегодня. Например, оно было дифференцировано, и каждый социальный слой не просто имел свое место в иерархии, но и отличался своей организацией, правами и обязанностями. Именно на таком фундаменте могли оформиться и зацвести буйным цветом зачатки деспотии Древнего Востока.

Характерные особенности восточной деспотии

Во-первых, это религиозное содержание власти правителя-деспота. Монарха при деспотизме считают ожившим богом, его инкарнацией. Соответственно, власть его дана не кем иным, как самим Всевышним, и была абсолютна.

Монарх считался единственным судьей, мерилом законности любого поступка. Об этом говорило все: от отношения к монарху до его титула. Подобная постановка проблемы власти должна была объединять общество. И она объединяла. Ведь если власть дана монарху свыше, если она дана ему от Бога, то противоречить правителю просто бесполезно. Это глупо, так как божественная власть по определению мудрая и направлена на благо народа. Поэтому власть деспота и держалась, народ попросту боялся пойти против своего властителя. Тем более что он считался не кем иным, как верховным жрецом или главой всей жреческой иерархии. Рассмотрим другие характерные черты деспотии.

Признаки деспотизма

Деспота отличает неспособность отстаивать свою точку зрения аргументами. Он пытается силой навязать свою волю. Как это проявляется:

  • месть;
  • агрессия;
  • унижения;
  • физическое, сексуальное и психологическое насилие;
  • угрозы;
  • шантаж;
  • упреки;
  • критика;
  • неадекватные требования к окружающим;
  • злость в ответ на несогласие или альтернативное мнение.

Ответственность за свои промахи и неудачи он перекладывает на других людей. А заслуги, в том числе чужие, приписывает себе.

В семейных отношениях он пресекает контакты жертвы с другими людьми, не выпускает ее из дома, лишает финансов, контролирует все аспекты жизни. Тиран старается подавить личность человека, занизить его самооценку, лишить чувства собственного достоинства.

Такой человек не умеет сотрудничать, уважать других людей. Черты деспотизма проявляются уже к трем годам жизни ребенка. Но сформироваться подобные наклонности могут и позже. Это не зависит от пола и возраста. Всему виной только наследственность и личный опыт индивида.

Деспотизм в психологии.

Деспоты в психологии характеризуются как неэтичные и авторитарные люди, которые используют неэтичный кодекс поведения и мало заботятся об интересах других. Преследуя свои интересы, они могут быть

  • властными,
  • контролирующими,
  • мстительными,
  • эксплуатирующими.

Пагубные последствия деспотического лидерства в семье и на рабочем месте подчеркивают важность понимания влияния такого рода лидерства на жизнь членов семьи и подчиненных.

Деспотизм это мужская или женская черта?

Деспотизм проявляется как черта личности и у мужчин, и у женщин, имея лишь небольшие внешние различия в выборе методов. Поначалу может показаться, что деспотизм – сугубо мужская черта, так же как когда дело касается изнасилования, каждый сразу видит в женщине жертву. Тем не менее женщины также являются деспотичными во многих отношениях, просто это реже принимает форму физического насилия. Женщины способны уничтожить мужчину моральной ревностью, шантажом, постоянными истериками, угрозами самоубийства, упреками и унижением его достоинства.

Что такое деспотизм, кто такой деспот

Деспотизм (от греческого despotes — повелитель, господин) — форма правления. Впервые термин «деспотизм» употребил Аристотель в своем труде «Политика». Мыслитель сравнил такую форму с рабством. Правитель потакает только своим капризам, нарушает любые законы. Деспот у власти способен разрушить государство, создать геноцид. История мира не понаслышке знает, что такое легендарный деспотизм правителей:

  1. Чингисхан. Создал кровожадную армию, вместе с которой уничтожил сотни городов, миллионы человек. В 13 лет Чингисхан убил своего брата. Причина мести — украденная рыба.
  2. Калигула. С особой жестокостью убивал животных и людей ради забавы. Он не делал исключений даже для членов своей семьи.
  3. Гитлер. Хотел методом геноцида оставить единственную, высшую, по его словам, расу — арийскую.

В Древнем Востоке деспотом называли любого верховного правителя в рабовладельческих монархиях. Это оригинальное значение термина. Позже деспотом стали называть любого самовластного человека, жаждущего признания и подчинения со стороны других людей.

Деспотичность — это особенность характера, акцентуация. Проявляется выраженной потребностью во власти. Такой человек не считается с мнениями и желаниями других людей, желает обрести полный контроль над чужими жизнями, не принимает возражений и неповиновения.

Психологи отмечают, что все деспоты имеют схожие положительные и отрицательные качества. К положительным характеристикам относится:

  • способность выкрутиться из любой ситуации;
  • развитые ораторские способности;
  • умение адаптироваться, играть на публику.

Тираны могут сыграть любую эмоцию, заставить других людей поверить им, расположить к себе. Любую информацию они способны выразить простым и общедоступным языком.

Какими недостатками, кроме самой деспотичности, обладают тираны:

  • нарциссизм;
  • жестокость;
  • склонность к манипуляциям;
  • истеричность;
  • мнительность;
  • зависть;
  • ревность;
  • инфантилизм;
  • непоследовательность;
  • перепады настроения.

Этимология слов «деспотизм» и «деспот».

Слово «деспот» происходит от греческого despotes, что означает «господин или обладающий властью». Деспот имеет абсолютный контроль над людьми. Например, фараонов и византийских императоров называли «деспотами». Войдя в английский язык в 1562 году, слов «деспот» стало общим титулом для всех, кто облечен властью. Но к началу 18 века словоупотребление изменилось и стало означать «абсолютный правитель страны; любой правитель, который правит абсолютно или тиранически; любой человек, обладающий тиранической властью; тиран, угнетатель». Современное употребление слова приобрело известность в период Французской революции, когда использовалось революционерами для описания правительства Людовика XVI. А в 20 веке обсуждение проблемы деспотизма велось в связи с фашизмом и Холокостом.

Что это такое?

Станислав Ежи Лец верно подметил, что из раны, нанесенной деспоту, льется море чужой крови. Деспотизм – это такая деятельность, когда человек, уверовавший в свою неограниченную власть, не может даже поверить в то, что кто-то способен действовать вопреки его желаниям. От этого он начинает проявлять агрессию, которая выражается в физическом или психологическом насилии. Именно так говорится о деспотизме в психологии. Это приобретенное качество личности, что проявляется в стремлении заполучить неограниченную власть.

С другой стороны, термин «деспотизм» применяется в политологии. С точки зрения политических наук, деспотизмом называют форму правления, когда государственный аппарат находится в руках одного человека или группы лиц, и они имеют полное право распоряжаться судьбами своих подданных. Проще говоря, деспотизм – это неограниченная власть.

Неодеспотизм.

Сегодня «деспотизм» кажется маргинальным понятием, относящимся к архаической форме правления. Как это ни парадоксально, однако, в современном мире деспотизм процветает в тени. И при этом большинство добровольно следует за явно деспотическими лидерами. Современный деспотизм (или же неодеспотизм) воспринимается как политическое «искусство» и даже имеет тенденцию становиться нормальным (в качестве культа личности). Все современные деспотические режимы считают себя своего рода демократиями (например, китайская «народная демократия») и основывают свою власть на суверенитете своих граждан, при этом провозглашая свою версию демократии выше традиционной западной концепции. Эти деспотические режимы используют инструменты, которые создают иллюзию демократии без передачи реальной политической власти гражданам. Это «призрачные демократии».

Основополагающей чертой неодеспотизма является то, что он может выступать в качестве своей противоположности, представляя себя сферой свобод. Неодеспотизм говорит на языке страха, безопасности, но не стремится узаконить деспотический порядок как таковой. Напротив, он обещает новый, демократический мир, свободный от деспотов и их террора.

Иными словами, неодеспотизм – это деспотизм, который убеждает нас, что он не является деспотизмом.

Таким образом, он является оксюмороном – антидеспотическим деспотизмом.

Признаки современного деспотического режима.

Профессор Кин выделил несколько основних черт, присущих новым деспотическим режимам:

  1. Деспотические режимы понимают, что согласие народа является источником их продолжающейся власти;
  2. Каждый деспотический режим строится на отношениях патрон-клиент, которые подрывают власть и закон;
  3. Все деспотические режимы являются плутократическими, используют государственный капитализм и порождают огромное социальное неравенство;
  4. Деспотические режимы контролируют все формы политического дискурса, часто представляя противоречивые позиции, чтобы как привлечь, так и изолировать свое население и предотвратить любые серьезные независимые движения против государства;
  5. Все деспотические режимы проводят выборы, хотя реальная власть не передана гражданам;
  6. Деспотические режимы используют широкие государственные средства массовой информации для пропаганды своей идеологии;
  7. Деспотические режимы маскируют насилие со стороны государства посредством страха и пыток;
  8. Все деспотические режимы претендуют на то, чтобы служить примером общества, основанного на верховенстве закона, хотя на самом деле это фасад, изобилующий коррупцией и несправедливостью.

Как помочь деспоту и нужно ли это делать?

Деспотичный человек не потому относится с пренебрежением к желаниям других людей, что они ему кажутся незначительными, а потому, что он боится растерять свою собственную значимость в глазах других людей. На приеме у психолога, где вопрос деспотизма одного из супругов поднимается во имя спасения брака, специалист всегда сначала выясняет области нереализации собственных возможностей агрессора и работает затем в этих направлениях.

В чем состоит психологическая терапия с человеком, чьи тиранические наклонности поставили семейную жизнь под угрозу:

устранения комплекса неполноценности; концентрация на развитии истинных достоинств с постепенным избавлением от ложных; нахождение опорных точек для самоутверждения за счет имеющихся способностей и талантов; формирование уважительного отношения к окружающим.

Ключевым моментом терапии является момент, когда деспотичная личность обретает способность признавать свою неправоту. На самом деле, этот факт считается одним из самых важных, поскольку тиран всегда считает себя правым, а свое мнение – беспрекословно-истинным. Когда человек признает, что в некоторых ситуациях мнение окружающих может казаться более ценным, чем его собственное, с ним можно вести диалог и находить компромиссы.

К сожалению, далеко не во всех случаях обращения к специалисту возможно превращение домашнего деспота в человека со здоровым отношением к межличностным коммуникациям. Если чуда не произошло, единственным выходом для подавляемого супруга из психотравмирующих отношений будет расставание с агрессором.

Различия между тиранией и деспотизмом

Политические мыслители и писатели отмечали тиранию как худшую форму коррупции правительства. Тираны и деспоты редко хвалили и всегда смотрели с ненавистью и страхом. Правитель с неограниченной деспотической силой может стать тираном. Но не обязательно, чтобы тиран и деспот означали одно и то же. Деспотический правитель может быть доброжелательным, если он правил с фиатом, но на благо субъектов. Но тиран никогда не может быть доброжелательным, потому что тиран всегда хочет выполнить свои собственные интересы. Правитель деспота рассматривает взрослых людей как своих детей, как будто они должны управляться правителем. Теперь, если деспот правил для благополучия испытуемых, тогда он

«Доброжелательный» деспот, где, как если бы он относился к ним как к своим рабам и использовал их в свою пользу, он переходит к тиру. Деспот по-гречески означает глава семьи, который управляет детьми семьи или группой рабов. Но тиран, также изначально греческое слово означает главу государства или правительства. Если состояние предметов тирана и деспота одинаково, то линия различия между ними путается.

По мнению Платона и Аристотеля, монархию можно рассматривать как королевскую, когда правитель или король правил благополучием подданных, и это будет рассматриваться как тирания, когда король использует предметы для своего личного благополучия. Аристотель в своей дискуссии о тирании немногих и многих утверждал, что в монархии царь может стать тираном, подобно олигархии, богатым и в беззаконной демократии бедные могут стать деспотичными.

История показала, что правитель с абсолютной властью в распоряжении может быть доброжелательным деспотом и тираном в то же время, поскольку некоторые из его действий являются репрессивными для субъектов, где, поскольку некоторые действия могут рассматриваться субъектами как способствующие их благополучию, но в обоих случаях правитель должен применять свое собственное правило без какой-либо законодательной поддержки.

Таким образом, можно видеть, что термин «тирания» трудно определить точно. Некоторые авторы использовали его как синоним деспотизма, некоторые из них сделали различие между ними, и некоторые из них использовали термин только в отношении монархии, в то время как некоторые из них ассоциировали его с другими формами правительств.

Что такое ДЕСПОТИЗМ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами Деспотизм – это осуществление абсолютной власти, особенно жестоким способом.

С точки зрения государственной системы, деспотизм определяется как режим, в котором правитель имеет абсолютную власть. Монархия, в которой абсолютная власть принадлежит королю, является примером деспотизма. Крайняя степень деспотизма – авторитаризм.

С точки зрения психологии, деспотизм – это черта человека, который стремится контролировать окружающих, при этом проявляя жестокость и агрессивность.

Синонимы слова «деспотизм»: автократия, тирания, авторитаризм, угнетение, притеснение.

Синонимы слова «деспот»: автократ, тиран, эксплуататор, угнетатель, притеснитель.

Что такое деспотичность?

Деспотичность – свойство личности, которому характерно жестокое подчинение окружающих, подавление их воли и прав.

Поведению деспота свойственны:

  • агрессия,
  • месть,
  • навязывание своей воли,
  • унижение,
  • физическое насилие.

Агрессия деспота связана с фобиями и страхами, постоянной неуверенностью в себе. Ощущая неудовлетворенность, чувство обделенности в чем–либо на подсознательном уровне, тиран мстит окружающим и считает, что таким образом он восстанавливает свои уверенность и самоуважение. Навязывая свою волю окружающим, унижая человека, деспот самоутверждается.

Причины деспотичности:

  • Деспотичность в детстве.
  • Собственная значимость.

Деспотами чаще становятся дети, которые были подвержены влиянию властных родителей, что в более взрослом возрасте способствовало копированию их манеры поведения. Затаив детскую обиду, дети, неспособные справиться со своими страхами, в будущем переносили ее на членов своей семьи и окружающих. По мнению психотерапевтов, это главная причина проявления деспотизма в характере человека.

Постоянное прививание ребенку таких чувств, как неповторимость и уникальность, склоняет его к доказательству своей значимости как перед самим собой, так и перед окружающими, что в дальнейшем становится фундаментом деспотизма и уверенности в себе.

Мужской деспотизм

Мужской деспотизм имеет более устрашающие прогнозы, нежели женский. Мужчина-деспот – это неуправляемый снаряд, опасный для своей семьи и окружающих. В то время как женщина задумывается, старается контролировать ситуацию, мужчина нет; он устроен совершенно иначе: чувства и разум у мужчин работают поочередно, и, если проявляются эмоции (в данном случае агрессия), то разум отключается. В таком случае последствия могут быть самыми худшими, о чем и говорит статистика бытовых преступлений.

В семье для деспота считается нормой применять психическое, физическое насилие и насилие сексуального характера по отношению к женщине. Мужчина навязывает всей семье собственное мнение о правильности отношений, устанавливает правила и требует неукоснительного их соблюдения, а в случае неповиновения или нарушения его правил применяет наказание.

Иметь свободу мысли или слова, по мнению деспота, не входит в права женщины. В случае проявления грубого отношения к жене на глазах посторонних, окружающие зачастую не понимают причину его поведения.

Мольба о пощаде не действует на него. Он не слышит ее, ведет себя высокомерно и нагло. Ему нравится унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он может угрожать ей, оскорблять, рукоприкладствовать (без тяжелых травм), швырять в нее предметы и др.

Женский деспотизм

Женщины, используя сильные высказывания, т. к. у них одновременно работают и чувства и разум, могут сокрушить любого мужчину. Имея на вооружении упреки и оскорбления, нападая на половые способности мужчины, задевая его слабые стороны, они способны подавлять человека; часто это происходит из-за ревности.

В случае сопротивления представительницы прекрасного пола переходят к шантажу и угрозам (подать на развод, забрать детей, покончить жизнь самоубийством и т. п.) Подобное поведение еще называют эмоциональным вампиризмом или эмоциональной наркоманией.

Иногда женский деспотизм выражается в подлых и низких поступках. Это может быть необоснованное обвинение мужа в педофилии, избиение ребенка и обвинение мужа в этом избиении и т. д.

Как избавиться от деспотизма?

Чтобы избавиться от него, необходимо иметь желание это сделать и понимать свою проблему. Осознание бессмысленности тирании и того, что деспотичное отношение никак не влияет на самоутверждение, значимость и уверенность в себе, поможет изменить отношение к самому себе и к окружающим.

Самым правильным способом будет обращение к психотерапевту.

Восточная Деспотия

Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда:

а) полномочия главы государства неограниченны;

б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.

Указанные черты — вместе или порознь — можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой — сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был естественным для этого времени. Подавление человека , его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства — военное, финансовое и публичных (общественных) работ — составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.

Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. С этой задачей справились около середины IV тысячелетия до н.э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV — начала III тысячелетия до н.э. возникаетпиктографическая письменность, потребность в которой связана с необходимостью строгого учёта возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами. Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т.д. История Шумера этого времени делится на три раннединастических периода. В XXVIII -XXIV вв. до н.э. последовательно возвышаются и получают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV — XXIII веках до н.э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон, в результате деятельности которого вся Месопотамия и некоторые сопредельные области были объединены под властью одного правителя. В XXII веке до н.э. территория Шумера была завоёвана кочевыми племенами кутиев (гутиев), власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII — начало XX веков до н.э.). В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки Месопотамии, какзиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в период III династии Ура приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе, которая потом с небольшими изменениями вошла в эпос многих народов, в том числе и в Библию. В начале XX в. до н.э. Шумеро-Аккадское государство гибнет под натиском соседних племён и народов.

Египет. Древнеегипетская цивилизация зарождается на берегах великой африканской реки Нил, и вся жизнь этой страны теснейшим образом связана с Нилом и созданием единой ирригационной системы.

В V — IV тысячелетиях до н.э. в Египте происходит процесс разложения первобытно-общинных отношений, появляются первые металлические изделия, увеличивается оседлость населения, о чём свидетельствует наличие укреплённых поселений. В пределах небольших областей-номов появляются первые государства, которых насчитывалось несколько десятков. В конце IV тысячелетия до н.э. эти номы объединились в два крупных государства, охватывавших территорию дельты Нила (Нижний Египет) и собственно долину реки до первого порога (Верхний Египет). Они часто воевали друг с другом, пока правители Верхнего Египта, наиболее известными из которых были фараоны Нармер и Мина, не подчинили около 3100 года до н.э. Нижний Египет. Мина основывает общеегипетскую династию, которая считается Первой; фараоны ведут строительство, в это время появляются их роскошные захоронения, сопутствуемые погребениями десятков и сотен слуг и рабов. Первые две династии традиционно объединяют в рамках времени Раннего Царства (3100 — 2800 гг. до н.э.). В это время Египет превратился в высокоразвитое централизованное государство.

менно в эпоху Раннего Царства появляется иероглифическая письменность. III-VI династии считаются Древним Царством (2800 — 2250 гг. до н.э.), наиболее характерной деталью этого периода является строительство гигантских гробниц фараонов — пирамид. Фараон обожествляется, поэтому его заупокойный культ, главным элементом которого служит строительство пирамиды, становится важнейшей общественной функцией. В это время Египет превращается в централизованное бюрократическое государство с постоянной армией и огромным штатом чиновников, распределённых по разным ведомствам. Фараоны ведут завоевательную политику, подчиняя себе Синайский полуостров, Северную Нубию, Южную Палестину. Период Древнего Царства заканчивается грандиозными смутами, возникшими из-за сепаратистских тенденций правителей различных номов. В итоге единое государство распадается на ряд отдельных областей, потрясаемых социальными волнениями и войнами друг с другом. Этот период, продолжавшийся с 2250 по 2050 гг. до н.э., получил название Первого переходного.

Индская цивилизация. В V -IV тысячелетиях до н.э. на западной окраине долины реки Инд возникают первые земледельческие поселения, в IVтысячелетии складывается высокопродуктивная система земледелия, использующая поля, орошаемые разливами рек. Осваивается долина Инда и его притоков, в общинах развивается гончарное ремесло и обработка металлов. Во второй половине III тысячелетия складывается цивилизация, называемая Индской, или культурой Хараппы (по наиболее крупному центру), которая датируется 2300 — 1700 гг. до н.э. Для этой культуры характерно наличие крупных городов с четкой планировкой, монументальное общественное строительство, развитая система ирригации, наличие торговых и культурных связей с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Известно о морской и сухопутной торговле с Месопотамией. Политическая история Индской цивилизации совершенно неизвестна, возможно, из-за того, что не расшифрована письменность культуры Хараппы, которая содержала около 400 рисуночных знаков. Есть основания предполагать, что эта цивилизация обладала развитыми государственными централизованными структурами, во многом аналогичными древнемесопотамским. В первой половине II тысячелетия города в долине Инда приходят в упадок, на их развалинах поселяются племена, пришедшие из Белуджистана. Причины упадка, очевидно, внутренние, так как никаких следов насильственного разрушения археологи не прослеживают. Возможно, причиной упадка послужило истощение почв, климатические изменения, последовавшие за интенсивной вырубкой лесов, социальные противоречия. В дальнейшем формирование классового общества и цивилизации в Индии начинается как бы заново, в иной исторической ситуации и на иной территории, а достижения культуры Хараппы были надолго забыты

Как распознать деспота?

Основные поведенческие признаки деспотичного человека, это:

Стремление объекта взять под контроль каждого, кто проявляет к нему интерес (любой), и затем желание удержать этот контроль любой ценой. Мстительность, всегда развивающаяся в двух направлениях – относительно подконтрольных объектов для их устрашения и относительно тех, кому удалось покинуть сферу влияния тирана. Потребность морально и физически унижать людей, что происходит всегда неприкрыто, демонстративно. Безошибочное «чутье», определяющее в окружении слабых, не склонных к моральному сопротивлению личностей.

Все деспотичные люди – отличные манипуляторы, поэтому в самом начале общения их можно распознать только по косвенным признакам. Окончательное «раскрывание» характера происходит, когда тиран встречает против себя сопротивление либо чувствует полное подчинение окружающих и уже не считает нужным скрывать свое истинное «Я».

Признаки деспотизма

В обществе, где нарушено восприятие насилия и границ личности, деспотизм может восприниматься, как проявление характера или даже уважаться. Люди, получившие травматизацию по зависимому типу в детстве, во взрослом возрасте влюбляются именно в деспотов и тиранов, опять же не замечая грубого нарушения своей свободы.

Одним из характерных признаков деспотизма является восприятие физического и психологического насилия, как нормы поведения и способа регулировки отношений. Подобные механизмы являются основными во взаимодействии с деспотом, он практически не умеет спрашивать, договариваться, искать компромиссы.

Применяется любой вид насилия при несоответствии поведения партнера желаниям деспота, причем вначале он может продемонстрировать свое недовольство и дать возможность другому исправиться, если это не происходит в кратчайшие сроки, то другого ждет наказание (удар по лицу или недельное молчание – не важно). Стоит отметить, что требования к поведению партнера часто бывают довольно странными, а недовольство будет вызывать то, что окружающими воспринимается, как норма

Все дело в том, что злость вызывает любое поведение или мнение, содержащее индивидуальность другого, а не его личную.

Часто проявляется такое поведение, как газлайтинг, когда деспот убеждает другого в том, что все плохое является плодом его фантазии. Могут долго рассказывать о том, что жестокое обращение было придумано. А грубость воспринята так из-за нестабильного психического состояния самой жертвы деспота. Свое влияние и вина никогда не признается, наоборот другой может обвиняться в манипулятивных истериках, когда на самом деле это слезы от боли. Унижения и оскорбления при других становятся нормой, а при попытке прояснить отношения, человека могут обвинить в отсутствии чувства юмора, объяснив подобные высказывания шуткой. Чтобы у человека не появилось сомнений в неадекватности партнера, его круг общения ограничивается, постепенно исчезают родственники и друзья, которые могли поделиться своим мнением.

Обычно деспоты пытаются полностью уничтожить самооценку другого человека, чтобы иметь еще больше рычагов для управления. Хотя на первых этапах отношений они наоборот будут вас воспевать. Механизм примерно такой: человек привыкает получать огромные дозы комплиментов, поэтому при первой критике сделает все, чтобы исправиться, потом критики становится больше, а желание исправить ситуацию сильнее. В итоге можно обнаружить идею, из которой очень просто манипулировать сознанием другого: «на самом деле я ужасен, просто остальные этого не замечают, а это великий человек все обо мне знает и продолжает оставаться рядом».

Важно, что все победы деспот присвоит себе, а все поражения повесит на партнера, при этом другого могут обвинить даже в собственных неприятностях на работе, испорченном настроении и том, что застрял в пробке. Попытки взывать к адекватному восприятию реальности, бесполезны

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Основные признаки классической деспотии

По своей сути деспотия представляет абсолютную власть одного человека – деспота. В управлении населением страны правитель опирался на аппарат государственного принуждения и управления – армию, полицейскую стражу, чиновников различного ранга.

Зачастую неограниченная власть деспота объяснялась его божественным происхождением, следствием чего было его прижизненное обожествление. В качестве примера можно привести древнеегипетских фараонов, японских императоров, правителей ацтеков и инков. Европейские монархи, включая российских императоров, хоть и не обожествлялись прямо, но всё же считались «помазанниками божьими», то есть, людьми, имевшими исключительное, божественное, право на управление.

Современные историки выделяют несколько основных черт деспотии в классическом понимании этого слова:

  1. Ничем не ограниченная власть деспота. В государстве нет каких-либо сводов законов, конституции, органов представительской власти, ограничивающих власть правителя.
  2. Отсутствие в государстве права частной собственности. Все материальные богатства, орудия производства, земля и сами люди, населяющие страну, считаются собственностью деспота.
  3. Передача властных полномочий по наследству. Наследный правитель при этом назначается по личному усмотрению деспота, без учёта мнения народа и ближайшего окружения.
  4. Обоснование права деспота на власть его божественным происхождением, либо божественным происхождением его права на управление страной.
  5. Управление страной производится при посредстве чиновничьей или аристократической иерархической системы.

В своём труде «Политика» великий древнегреческий философ Аристотель определяет власть деспота над своими подданными, как власть рабовладельца над своими рабами. Между тем, в действительности имелось множество исключений из приведённых выше классических правил

Так, в ряде случаев, деспот мог принимать во внимание мнение народа или своих приближённых

Правда, подобные демократические отклонения были временными и вызывались крайней необходимостью – тяжёлой внешнеполитической или экономической ситуацией, угрозой революционного взрыва и т.д.

Были и обратные исключения: в Риме император юридически считался «принципсом» – «первым среди равных», и все его важные для государства решения должны были получать одобрение сената. На деле же правление императоров в большинстве случаев носило характер деспотии.

Во всех деспотиях имелась частная собственность, но права на неё не были закреплены никакими законами. Так, ремесленник или крестьянин в том же древнем Египте или Персии мог продавать свой товар, покупать в дом разную утварь, разводить домашний скот. Но, поскольку он сам де-факто являлся личным рабом правителя. В воле деспота было не только забрать у своего подданного не только его имущество, жену или детей, но и саму жизнь.

Наследование властных полномочий происходило при деспотии в виде назначения преемника по собственному усмотрению. Правда, из этого правила часто бывали исключения. В ряде монархий существовали неписаные правила наследования – от старшего мужчины в роду к следующему по старшинству, либо от отца к сыну. Нарушения правителем подобных традиций зачастую приводили к бунту, дворцовым заговорам и гражданским войнам. А в ряде раннефеодальных деспотатов Восточной Европы, преемника деспоту назначал их сюзерен – византийский базилевс.

Муж-тиран

Деспотичный человек, что означает – властный, самовлюбленный, — это большое горе для семьи, особенно если супругой выбирается тактика «лучше худой мир, чем добрая ссора». Конечно, встречная агрессия тоже не выход – тогда семейная жизнь превращается в открытую борьбу на звание «кто сильнее», но и согласие с зависимым положением не станет для женщины облегчением.

Мужская тирания в семье сначала проявляет себя в мелочах на фоне благожелательной и в целом благополучной обстановки. Супруг снимает с жены большую часть ответственности, показывает себя как друг и советчик, и только потом обнаруживается, что делалось это с единственной целью – лишить женщину ее независимости и свободы волеизъявления.

Но и достигнув своей цели, деспотичный человек по определению не может остановиться. Он будет находить все новые причины быть недовольным, и женщине придется либо смириться с вечной участью «повинной головы», либо полностью устранить тирана из своей жизни. К сожалению, исправить мужа-деспота или как-то поколебать его в уверенность в собственной правоте не представляется возможным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]