Автор материала:
Инна Трофимова
писатель, психолог, гештальт-терапевт
На запрос по слову «эрудиция» поисковики выдают сотни тестов для проверки собственной эрудированности или подборки книг для повышения IQ. Вот только что они дают? Что даст человеку знание имен всех фараонов, если у него сломалась машина? Или как поможет разобраться с рабочими задачами информация обо всех столицах мира? Наверное, никак. Значит ли это, что эрудированность уже вышла из моды и можно во всем полагаться на компьютеры? Рассуждаем в статье.
Значение слова «эрудиция»
- Эруди́ция (от лат. ēruditio — учёность, просвещённость) — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях. Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis), то есть «сгладили» его первоначальное невежество. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт. Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету. Известный итальянский поэт Джакомо Леопарди был эрудитом: он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих философов. Среди наибольших древнеримских эрудитов был Марк Теренций Варрон. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист сэр Томас Браун. Эрудиция очевидна в литературной работе, когда писатель-эрудит обладает общим знанием, охватывающим несколько различных областей.
Источник: Википедия
Что такое эрудиция?
Эрудиция — это способность человеческого разума к усвоению и сохранению в памяти существенного объема знаний и сведений из самых разнообразных сфер. В личностном плане данное качество проявляется как широкая осведомленность, начитанность, способность упорядочить и систематизировать полученную из различных источников информацию и при необходимости — доступно разъяснить ее.
Круг знаний эрудированного человека отличается масштабностью и глубиной — помимо узкоспециализированной информации, необходимой ему в профессиональной деятельности, он живо интересуется и новинками из других, не относящихся к его работе, отраслей. Эрудиция является продуктом непрерывной работы над собой, плодом постоянного саморазвития и самообразования. По этой причине далеко не каждый образованный человек является эрудитом, ведь повышение собственного интеллектуального уровня требует не только большого труда, но и большого желания.
«С точки зрения банальной эрудиции…»
Вырванное из контекста выражение стало довольно популярным и было призвано высмеять чрезмерную перегруженность заумными словами научной терминологии в ряде текстов. Когда именно появилась фраза, никто точно ответить не может. С уверенностью можно сказать только то, что этому забавному выражению не один десяток лет. С концовкой это предложение выглядит следующим образом: «С точки зрения банальной эрудиции, далеко не любой индивидуум в силах игнорировать тенденции парадоксальных абстракций».
Повторение этой фразы в быстром темпе может стать отличным упражнением для тех, кто хотел бы попрактиковаться в ораторском искусстве и улучшить свои риторические навыки. Если заменить сложные научные термины в предложении, то можно совершенно ясно увидеть смысл всего выражения, а именно: «Некоторые люди могут увидеть смысл в несуществующих и нематериальных вещах».
Таким образом, слово «эрудиция» не имеет особой смысловой нагрузки. Здесь оказался важным не смысл, а форма. Первая часть выражения может служить отличным началом при ответе на любой вопрос.
Литературная эрудиция
Мне кажется, что литературная эрудиция Радлова, редкая семантика в опере двух начал — слова и музыки, желание принять участие в реставрации грандиозного произведения, сознание особой ответственности за какую бы то ни было нарочитость, как и сугубо внимательное в этом спектакле наблюдение за работой режиссера со стороны Дранишникова и Асафьева удержали Радлова от его обычного подхода к оперной классике: важен спектакль, а не произведение. Все партии в «Борисе Годунове» были прекрасно разработаны. Конечно, Рейзен, Андреев и Болотин — Борис, Журавленко — Варлаам, Максакова, Мшапская — Марина, Кабанов — Шуйский и другие были слишком талантливые и музыкальные артисты, чтобы Радлов рисковал в русской классике тащить их в любимую «мейерхольдию». Отсутствие интереса массового зрителя к трюку как таковому в опере помогло Радлову — умному, практичному и — при всех оговорках — талантливому человеку встать на правильный путь и целиком перейти к реализму. Он сделал ряд безусловно интересных постановок. В начале тридцатых годов создал прекрасный реалистический спектакль «Вильгельм Телль» и в качестве консультантавнес много живых реалистических красок в балет Б. В. Асафьева «Пламя Парижа». Запомнились его шекспировские постановки, созданные скромными средствами в драматическом театре: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». После революции Виктор Романович Раппапорт работал в переформированной труппе бывшего Суворинского театра в должности режиссера. В противоположность Радлову он не отличался большой самоуверенностью. Маленького роста, он носил длинные волосы и довольно большую бородку. Тщательно, по-видимому, следя за своим выхоленным матово-белым лицом, он пренебрегал туалетом. Говорил он всегда тихо, но убежденно и убедительно, всегда искренно отдавался выполнению каждой данной творческой задачи и очень охотно выступал в печати. Поскольку труппа находилась под постоянной опекой Союза сценических деятелей, в частности его председателя И. М. Лапицкого, последний стал присматриваться к Раппапорту и, видя в нем человека большой культуры, относился к нему с уважением. Это чувство разделяла и Мария Федоровна Андреева — в те дни комиссар театров и зрелищ. Выяснилось, что Раппапорт не только профессионально пишет статьи и небольшие скетчи, что он не только талантливый режиссер, но и очень музыкальный человек. Это навело М. Ф. Андрееву и И. М. Ланицкого на мысль назначить его режиссером Госбота. Открыв театр в 1920 году удачной постановкой «Царской невесты», Раппапорт заслужил успех и постановкой «Маккавеев», хотя это были его первые шаги в опере. Эти спектакли послужили Раппапорту трамплином для перехода в академические театры, где он несколько лет оставался главным режиссером оперы, а параллельно одним из наиболее активных постановщиков драм, комедий, опер и оперетт не только в академических, но и в других театрах.
Иосиф Бродский как пример фантастической эрудиции
Нобелевский лауреат по литературе, конечно, подходит для иллюстрации в данном случае.
Иосиф Александрович не получил никакого высшего образования, он в 9 классе ушел из школы. С той поры он занимался исключительно самообразованием. Но если взять на себя труд и прочитать книгу «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, то можно убедиться, что эрудиция Бродского безбрежна и глубока. Правда, в основном она касается литературы, русского языка, философии – гуманитарных дисциплин. Он не энциклопедист, как можно было бы подумать. Да и знаний сейчас настолько много, что в одной какой-то сфере можно утонуть в информационном море. Другими словами, на вопрос о том, эрудиция – это что такое, можно ответить метафорично: «Это Иосиф Бродский». Но у каждого свои герои и примеры. Теперь посмотрим на проблему с практической точки зрения.
Суть понятия
Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.
Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.
Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.
Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.
Все они могут быть классифицированы по трем показателям:
- содержание (мыслительная работа человека);
- операции (способ переработки информации);
- результат.
Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого. Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже.
Что такое интеллект и как его измерить
Под интеллектом имеются в виду индивидуальные особенности человека, которые относятся к познавательной сфере: мышление, память, восприятие, внимание и другие. Благодаря этим способностям мы эффективно используем полученные знания. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Есть и другие трактовки «интеллекта»:
- швейцарский психолог и философ Жан Пиаже предлагает структурно-генетический подход и определяет интеллект как высший способ «уравновешивания субъекта со средой, характерный универсальностью»;
- когнитивистский подход рассматривает интеллект как набор когнитивных операций;
- факторно-аналитический подход рассматривает устойчивые факторы интеллекта, к которым относится свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью, как отмечал немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк.
Айзенк отмечал, что это свойство нервной системы заложено генетически. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов интеллекта варьируется от 0.5 до 0.8. Причем больше всего генетически зависим вербальный интеллект.
К критериям, по которым оценивают уровень интеллекта, относятся глубина, обобщенность знаний, владение способами кодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта, развитость внутренней речи,Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. абстрактное и критическое мышление. Все эти операции позволяют создавать единую систему взглядов, которые и определяют нравственную позицию личности, ее способности и характер.
Зарядка для ума
Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.
Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.
Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.
А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:
- Настольные игры
Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет развить интуицию, задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.
Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.
- Головоломки
Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.
Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.
- Изоискусство
Здесь наиболее четко прослеживается взаимосвязь интеллекта и изобразительной креативности. Пока человек занимается творчеством, мозг активно работает и может найти решения для очень важных задач. Это еще называют озарением или инсайтом.
Дело в том, что при рисовании и лепке индивид впадает в легкое трансовое состояние, отрешается от обыденности. Это и помогает задействовать бессознательные импульсы, которые отвечают за гениальные идеи.
Умение рисовать и лепить в этом смысле не имеет никакого значения. Главное – отдаться творческому процессу. Можно просто рисовать пятна и линии, раскрашивать картинку под приятную мелодию.
- Иностранные языки
Как развить интеллект с помощью изучения иностранных языков, понятно всем. Чем больше знаний, тем обширнее поле для их применения. Здесь важно не количество, а качество.
Человек должен испытывать интерес к изучаемому языку и самой культуре данной страны, находить созвучия слов, сочинять стихи, песни на этом языке. Вот это и задействует связку «интеллект и креативность».
- Чтение
Книги для развития интеллекта – незаменимый помощник. Через чтение человек не только узнает новое, но и погружается в необычные миры, знакомится с секретами науки, постигает новые культуры. Как развивать интеллект в процессе чтения, ведь это обычное человеческое занятие?
Здесь важен правильный подбор книг. Как уже было описано выше, читать надо вдумчиво и с удовольствием. Если книга неинтересна, не стоит себя насиловать. Такое чтение не принесет радости, а значит пойдет впустую.
- Разрыв шаблона
Человек, жизнь которого подчиняется четкому распорядку, часто действует по инерции. Работа и существование на автомате не дают индивиду даже задуматься о том, как повысить интеллект, и надо ли это вообще делать. К сожалению, большинство людей живут именно так.
Важно найти в себе силы, чтобы разорвать этот замкнутый круг. Начинать обычно надо с малого. Например, изменить маршрут до работы. Вечером в течение часа прогуливаться в парке. В выходные делать то, чего раньше не делали. Вместо домашних дел съездить в детский дом или в соседний город. Разрыв шаблона позволяет по-другому посмотреть на мир, актуализирует мыслительную деятельность.
В данной статье даны лишь некоторые способы того, как повысить интеллект. В этом процессе самое важное понять, как изменится жизнь, когда интеллектуальный уровень станет выше. Что тогда произойдет с внутренним миром, семьей, как изменится достаток, взаимоотношения с окружающими? Если картинка позитивная, значит – это верный путь развития.
Какие преимущества дает человеку эрудиция?
Естественно, эрудиция относится к числу положительных личностных качеств. Среди ее основных плюсов следует отметить следующие преимущества:
- Эрудиту несложно поддержать практически любую беседу, при этом удивив собеседника своими познаниями, благодаря чему он комфортно чувствует себя в разных компаниях;
- Интеллектуалы имеют большие шансы на получение хорошей работы, к тому же они быстрее двигаются по карьерной лестнице;
- Способность к усвоению новых знаний и навыков дает таким людям возможность оперативно получить новую профессию;
- Мнение эрудированного человека звучит весомо и авторитетно для окружающих, что позволяет ему успешно занимать руководящие должности;
- Интеллектуально развитая личность может легко оперировать значительным массивом информации;
- Такие люди реже страдают от болезни Альцгеймера и старческой деменции;
- Эрудированный человек притягивает к себе повышенное внимание, что помогает обрести успех у противоположного пола;
- Эрудиты легко знакомятся и без проблем обзаводятся новыми деловыми связями;
- К ним прислушиваются при решении рабочих вопросов, поскольку их мнение считается компетентным;
- Эрудированному человеку присуща уверенность в себе, что позволяет ему добиваться успеха в различных начинаниях;
- Дети интеллектуалов развиваются быстрее, нежели их сверстники, поскольку родители постепенно передают им собственные знания.
Связь интеллекта с психическими процессами
Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:
- Мышление
Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.
- Воля
Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.
- Память
Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.
- Внимание
Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.
- Креативность
Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.
Что плохого в эрудиции без интеллекта
Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.
Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.
С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.
Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.
Эрудиция и интеллект
Развитие интеллекта тесно связано с таким понятием, как эрудиция. Разберемся, что это такое?
Эрудиция – это совокупность глубоких знаний в какой-либо области науки или жизнедеятельности.
Эрудиты обладают пытливым умом, всегда ищут новую информацию на интересующую их тему. Интеллектуальный же человек не останавливается на одной сфере, он развивается во всевозможных направлениях. Грань между этими понятиями довольно зыбкая. Эрудит может также интересоваться сразу несколькими сферами, но, например, в общении быть профаном.
Важно усвоить следующее: чтобы повысить свой интеллектуальный уровень нужно стремиться стать эрудированным человеком в какой-либо области.
Как повысить эрудицию обычному человеку? Лучший способ – чтение тематических книг. Причем чрезвычайно важно именно качество чтения. Оно должно быть вдумчивым, осмысленным. Человек должен выписывать или отмечать понравившиеся или спорные фразы, вопросы, искать на них ответ.
После прочтения книги, можно обсудить ее на специальном форуме, чтобы знания работали, а не лежали в памяти мертвым грузом. В специальной психолого-педагогической литературе можно также узнать мнения ученых о том, как развить интеллект.
Признаки эрудированного человека
Обычно эрудированные люди не относят собственный интеллект к своему главному достоинству, не стремятся к самоутверждению за счет окружающих, а то и вовсе стараются не выставлять свои интеллектуальные способности на показ. Эрудит понимает, что нельзя знать абсолютно все, а потому с интересом относится ко всему новому. Помимо этого, эрудированным личностям свойственны и другие качества, к примеру:
- Аналитический ум. При анализе различной информации эрудит неизменно использует логику, на нее же он опирается при выборе наиболее оптимального выхода из какой-либо жизненной ситуации.
- Склонность к творческому мышлению. Данная способность помогает эрудированным людям успешно разрешать разнообразные вопросы и проблемы. Креативный подход к текущим делам позволяет им обходить устаревшие стереотипные решения проблем и придумывать новые, более эффективные.
- Быстрая адаптация к новым условиям. Это качество очень полезно при смене места работы, жительства и т.д. поскольку позволяет человеку быстрее влиться в новую среду и коллектив, а затем оперативно сориентироваться внутри него.
- Хорошая организованность. Эрудированные люди любят самодисциплину, они четко следуют разработанному накануне плану на день, что позволяет им правильно распределять собственное время и вовремя решать поставленные задачи.
- Стремление к саморазвитию. Саморазвитие является одним из основных жизненных стимулов эрудита, пополнение копилки собственных знаний и навыков всегда является его приоритетом.
- Умение быстро принимать решения. Опора на логику позволяет интеллектуалам находить правильные решения даже в трудных и запутанных ситуациях.
- Отличные коммуникативные навыки. Это качество позволяет эрудитам успешно взаимодействовать с окружающими их людьми и доступно доносить до них свои задумки и идеи.