16-факторный личностный опросник Кеттелла (тест 16 PF, форма A)

  1. Немного об истории и методике теста Кеттелла
  2. Формы теста Кеттелла
  3. Тест Кеттелла – правила прохождения
  4. Тест Кеттелла – форма A, 187 вопросов
  5. Расшифровка теста Кеттелла: первичные факторы
  6. Дополнения к расшифровке результатов: вторичные факторы
  7. Дополнения к расшифровке результатов: сочетания первичных факторов

16-факторный личностный опросник Кеттелла (или 16 PF) – один из самых известных в мире психологических тестов. В частности, с ним сталкиваются многие соискатели при прохождении собеседования (в том числе в государственных и силовых структурах). Используется опросник Кеттелла и в других сферах, а учитывая подробность характеристики, которую испытуемый получает в результате прохождения теста, и он представляет большой интерес с точки зрения самодиагностики. Если вы хотите взглянуть на себя со стороны, узнать о себе что-то новое или просто удовлетворить любопытство, что же кроется за обозначением «опросник 16 PF», мы предлагаем вам пройти тест Кеттела онлайн (и, разумеется, совершенно бесплатно). Однако сначала обратимся собственно к опроснику, его особенностям и различным формам.

16-факторный опросник: очерки по истории и методике Р. Б. Кеттелла

Те, кто перед прохождением многофакторного опросника Кеттелла, хотел бы узнать больше о самом тесте и его особенностях, найдут соответствующую информацию под спойлером.

Тест Кеттелла: общая информация

Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. При этом многим он известен именно как создатель 16-факторного личностного опросника. Справедливости ради заметим, что, конечно, Кеттелл разрабатывал этот тест не один, однако именно он руководил соответствующей научной группой. Специалисты отмечают, что Кеттелл – первый психолог, который обратил столь пристальное внимание на факторный анализ как метод психологической диагностики. В результате исследований Р. Б. Кеттелл выделил 16 независимых факторов, наиболее полно описывающих личность. Собственно, это количество и легло в основу данного теста. Конечно, факторные исследования существовали и до опросника Кеттелла, однако 16 PF впервые объединил столь много характеристик в рамках одного теста

. Интересно, что впоследствии другие психологи говорили, что 16-факторный опросник слишком подробен и для полноценной характеристики личности хватит и меньшего числа факторов. Но, на наш взгляд, вот уже более полувековая популярность этого теста и его широкое использование красноречиво свидетельствуют, что если результаты опросника и можно признать слишком подробными, то многочисленных пользователей это не только не останавливает, но и дополнительно привлекает. В общем и целом
вопросы 16-факторного теста Кеттелла составлены таким образом, чтобы охватить большие число различных черт личности
. При этом в ходе теста испытуемым предстоит как описать свое отношение к тому или иному явлению или рассказать о типичном для себя поведении, так и решить небольшие задачки на логику.
[свернуть]

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Исходя из этого, Кеттелл сделал логический вывод: необходимо заняться исследованием Q-данных, что привело к появлению других, более поздних по времени, форм опросника.

Формы теста Кеттелла

На данный момент разработано несколько форм многофакторного опросника Кеттелла. Их многообразие связано не только с последующими адаптациями и доработками «исходных» вариантов, но и с тем, что для испытуемых разного возраста и с разным уровнем образования требовались различные списки вопросов.

Первые формы теста Кеттелла – A и B, состоящие из 187 вопросов,

– были опубликованы в 1949-1950 гг.
Чуть позже появились формы С и D, содержащие по 105 вопросов
. Все эти варианты рассчитаны на совершеннолетних опрашиваемых со средним или высшим образованием. В начале 1960-х свет увидели формы
E и F, где было 128 вопросов
. Еще чуть позже возникли варианты этого многофакторного опросника для несовершеннолетних испытуемых –
для детей (12-факторный тест)
и
подростков (14-факторный)
. Кроме того, существует краткая версия теста для взрослых –
13-факторный тест
(соответственно, его краткое название – 13 PF). Он содержит 79 вопросов.

В настоящее время самыми распространенными формами среди взрослых вариаций 16-факторного опросника Кеттелла являются форма A (которую вы найдете чуть ниже) и С (опробовать ее можно на этой странице). Кроме того, у нас представлен подростковый вариант данного теста.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Очень популярная методика в области исследования интеллекта. Тест, чаще всего используют в групповой форме для людей от 13 до 61 года. Данная методик определяет общие способности человека и используется в рамках профориентации. В 1970 году было разработано 4 модификации теста — А1, В2, С3, D4.

Стандартный тест Р. Амтхауэра состоит из 9 субтестов, каждый субтест включает в себя 20 задач, за исключением 4 в нем 14 задач. Тест диагностирует индуктивное мышление, способность к абстрагированию, логику, умение обобщать, математическое мышление, пространственное воображение. В результате вы узнаете насколько хорошо у вас развиты различные сферы интеллекта.

Тест Кеттелла – правила прохождения

Итак, предлагаем вам пройти форму A 16-факторного личностного опросника Кеттелла

. На русский язык ее адаптировали А.Г. Шмелевы и др. Как мы уже упоминали, она содержит
187 вопросов
(плюс 2 вопроса, касающихся вашего пола и возраста). При ответе на них рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  • отвечайте быстро
    , не раздумывая над ответами;
  • как и во всех психологических тестах, в 16-факторном опроснике Кеттелла нет правильных и неправильных ответов
    , а чтобы результат получился максимально точным, давайте наиболее искренние ответы;
  • старайтесь как можно реже давать «средние» варианты
    («Не уверен», «Иногда», «Не знаю» и т.д.). Даже если вам не нравятся два других ответа, постарайтесь выбрать тот, что все же ближе, чем другой.

Как и в случае некоторых других подобных тестов, подсчет очков заполненного бланка с вопросами дает так называемые сырые, или первичные, баллы

, которые по специальным формулам переводятся в
стены
. Именно в соответствии с последними и сравниваются результаты в расшифровке. Заметим, что при проведении теста Кеттелла вживую, с психологом, как правило, также составляется профиль личности.

Расшифровка результатов теста Кеттелла будет дана после прохождения теста, а также продублирована ниже под спойлерами. Это 16 основных факторов, 4 вторичных, а также пояснения к сочетанию первичных факторов: из них также можно сделать ряд выводов о личности. Пожалуйста, проходя тест, получив результаты и читая расшифровку, не перезагружайте страницу!

В противном случае результаты сбросятся, и тест придется проходить заново.

Расшифровка теста Кеттелла: первичные факторы

Наибольший интерес в составлении профиля личности представляют низкие и высокие (то есть пиковые) результаты. Под высокими баллами подразумеваются баллы от 8 и выше

, под низкими –
от 0 до 3
. Средние баллы, как правило, показывают баланс между двумя противоположными характеристиками (с уклоном в сторону соответствующего полюса, если такой уклон есть). Факторы и расшифровка к ним приведены под спойлерами.

Шкала A: замкнутость – общительность

Обладатели высоких баллов

открыты, общительны, с удовольствием идут на контакт: легко знакомятся с людьми, успешно взаимодействуют в малых группах, любят работать в команде. Среди их достоинств – они непринужденны в общении, ествественны, способствуют улаживанию конфликтов. Среди недостатков – бывают излишне доверчивы, легко приспосабливаются к другим людям – насколько, что могут идти у них на поводу.
Низкие баллы
свойственны тем, кто предпочитает работать самостоятельно, необщителен, скован в завязывании знакомств и поддержании социальных контактов. Таких людей часто называют холодными, отстраненными. Среди их особенностей – они недоверчивы, строги, критичны, зато – склонны к точности.
[свернуть]
Шкала B: интеллект

Несмотря на название шкалы, интеллект, как его понимают в IQ, тут не при чем. Высокие баллы

свойственны тем, у кого развито абстрактное мышление и кто быстро соображает. Такие люди легко учатся и, как говорится, схватывают все на лету.
Низкие баллы
свидетельствуют, что у человека не столь развито абстрактное мышление, а также вербальная культура. На размышления (поиск решений на различные задачи) ему нужно больше времени, чем обладателю высоких баллов.
[свернуть]
Шкала C: эмоциональная нестабильность – стабильность

Люди с высокими баллами

эмоционально стабильны, спокойны, выдержаны, даже невозмутимы. Это зрелые личности, с устойчивыми интересами и трезвым, рациональным, объективным взглядом на вещи. Их мало что способно вывести из себя, вплоть до того, что им свойственна некоторая нечувствительность. Обладатели
низких баллов
, в свою очередь, эмоционально нестабильны: они легко раздражаются, ярко реагируют даже на незначительные вещи или явления – их много что выбивает из колеи. Как правило, для таких людей характерны перепады настроения, они часто меняют интересы. Они могут бежать от проблем и конфликтов, быстро утомляться.
[свернуть]
Шкала E: подчиненность – доминантность

Высокие баллы

говорят о доминантной личности. Такому человеку свойственно мыслить самостоятельно, не опираясь на общественное и чье-либо еще мнение. Эти личности напористы, упрямы (вплоть до проявления агрессии), они не привыкли признавать чужой авторитет. Из-за своего поведения могут вступать в конфликты, вести себя как бунтари.
Низкие же баллы
получают те, для кого свойственна конформность. С общественной точки зрения у таких людей очень много положительных качеств: они мягки, тактичны, любезны, легко идут на уступки, скромны и послушны. С другой стороны, ими достаточно легко управлять, они могут взять на себя чужую вину, часто пассивны и зависимы.
[свернуть]
Шкала F: сдержанность – экспрессивность

Высокие баллы

свойственны людям, которые не привыкли сдерживать свои чувства и эмоции. Они ярко выражают то, что чувствуют в данный момент, включая свое отношение к другим – особенно если это хорошее отношение. Они импульсивны, экспрессивны, энергичны, жизнерадостны, как правило, веселы и подвижны. Но в то же время бывают неосторожны, невнимательны и беспечны. Обладатели
низких баллов
, напротив, чересчур осторожны и предусмотрительны, вплоть до закрытости. Такие люди мало говорят, не любят проявлять эмоции, зато вдумчивы, рассудительны, обязательны. Если личности с высокими баллами беззаботны, то с низкими – пессимисты, часто беспокоятся о том, что может произойти в будущем.
[свернуть]
Шкала G: низкая – высокая нормативность поведения

Высокие баллы

по этому фактору свойственны обязательным, ответственным, дисциплинированным людям, которые стараются выполнять свои обещания и придерживаются общественных норм и правил. Такие личности добросовестно выполняют обязанности, настойчиво идут к своим целям – на них, как говорится, можно положиться.
Низкие баллы
говорят о том, что человек не всегда всегда выполняет данные обещания, не воспринимает общественные нормы как обязательные к исполнению. Такие люди не всегда ответственны и добросовестны, для них важнее «Хочу», чем «Надо». В принципе у них есть чувство долга, но под влиянием других сиюминутных чувств (в том числе лени или желания отдохнуть), оно может уйти далеко на задний план.
[свернуть]
Шкала H: робость – смелость

Тем, кто получил высокие баллы

, свойственна смелость, решительность, предприимчивость, активность в достижении целей. Такие люди идут на риск (иногда – неоправданный), принимают неординарные решения, если есть шанс, что они помогут справиться с проблемой (между тем заметим, что обладатели высоких баллов не всегда точно просчитывают последствия своих действий). Такая же смелость распространяется и на социальные контакты: они не стесняются общаться с незнакомцами. Те, у кого
баллы низкие баллы
, напротив, робкие, осторожные, осмотрительные люди, которые не любят рисковать и испытывают стресс при взаимодействии с незнакомцами. Застенчивы, в компании предпочитают молчать. Зато они очень чутко реагируют на любые опасности и угрозы.
[свернуть]
Шкала I: жестокость – чувствительность

Высокие баллы

свойственны чувствительным и, можно даже сказать чувственным, людям. Они впечатлительны, артистичны, эмоциональны (причем спектр их эмоций весьма широк), любят творчество и сами творят. У них отлично развито воображение и есть чувство прекрасного. Они хорошо сопереживают и сочувствуют. Среди отрицальных черт – таких людей считают мечтателями, жеманными, излишне романтичными, мягкими и вследствие этого слабыми. В свою очередь, жестокость обладателей
низких баллов
не стоит воспринимать буквально. Это не жестокость как таковая, а намного меньшая чувствительность, жесткость, отстутствие эмпации, слабые сопереживания и сочувствие. Такие люди прямы, рациональны, доверяют только логике и рассуждениям, а не интуиции. Среди их отрицательных черт – они могут представляться черствыми, скупыми на эмоции и не понимающими искусство, эстетику.
[свернуть]
Шкала L: доверчивость – подозрительность

Высокие баллы

говорят о том, что их обладатель относится к другим если не подозрительно, то как минимум настороженно. Такие люди эгоцентричны, не признают своих ошибок и требуют, чтобы другие следовали их нормам и правилам. Как правило, у них высокое самомнение, они ревнивы и раздражительны. Личности с
низкими баллами
, напротив, доверчивы, открыты, легко подчиняются авторитетам, не обладают высокими абмициями, а главное – не испытывают зависти и ревности. Это добродушные, терпеливые люди, часто идущие на уступки.
[свернуть]
Шкала M: практичность – мечтательность

Те, кто получил высокие баллы

, могут часто слышать в свой адрес, что они мечтатели и витают в облаках. Это творческие люди с хорошо развитым воображением, часто увлечены искусством: либо сами работают в одной из таких профессий, либо просто любят искусство. Они не всегда подчиняются общественным нормам и часто погружены в себя, в свои идеи. Про обладателей
низких баллов
образно говорят, что это «приземленные люди». Они рациональны, ориентированы на конкретику, реальные (а не абстрактные) задачи. Это надежные и добросовестные люди, которые, тем не менее, могут выглядеть ограниченными из-за ориентации на все практичное. Такие личности привыкли ориентироваться в поведении на общепринятые устои и мораль.
[свернуть]
Шкала N: прямолинейность – дипломатичность

Обладатели высоких баллов

, как и следует из названия шкалы, дипломатичны, знают, как вести себя в обществе и как находить общий язык с разными типами собеседников. Такие люди обычно проницательны, изворотливы с общении, могут хитрить, вплоть до того вызывают у визави настороженность. Также они умеют анализировать ситуацию и контролировать действия группы.
Низкие баллы
свойственны прямолинейным людям: такие не изворачиваются, а предпочитают говорить то, что думают. Они весьма откровенны, но одновременно непосредственны, наивны, иногда лишены такта, плохо чувствуют мотивы других людей, в общении резки и прямы. Про таких часто говорят, что они «простоваты».
[свернуть]
Шкала O: спокойствие – тревожность

Высокие баллы

показывают, что их человек за все переживает и обо всем беспокоится. Подобная личность мнительна, испытывает чувство вины, обладает пониженной самооценкой, подавлена (вплоть до депрессии), ранима. К такие баллы часто получают ипохондрики. Кроме того, люди с высокими баллами по этой шкале бывают довольно пессиместичны: они часто прислушиваются к своей интуиции, которая не дает им положительных прогнозов. Несмотря на название шкалы, обладателям
низких баллов
свойственно не столько спокойствие, сколько беззаботность и самонадеянность. Они уверены в своих силах, энергичны, активны и хладнокровны. Обычно они веселы и не обращают внимания на одобрение и неодобрение окружающих.
[свернуть]
Шкала Q1: консерватизм – радикализм

Высокие баллы

свойственны тем, кто любит экспериментировать, искать новые пути и решения и готов ради этого мириться с неудобствами и преодолевать сложности. Это свободолюбивые люди, часто с аналитическим мышлением, которые не всегда следуют устоявшимся правилам, не делают что-то только потому, что так принято, и привыкли все проверять на практике. Обладатели
низких баллов
, соответственно, консервативны, к новшевствам относятся к подозрением, предпочитают следовать традициям и устоям (если не общественным, то своим собственным). Такие люди, напротив, готовы терпеть трудности и неудобства, лишь бы ничего не менять. Часто они склонны к морализаторству, поучению и чтению нотаций другим. К новым людям также относятся с подозрениями.
[свернуть]
Шкала Q2: конформизм – нонконформизм

Получившие высокие баллы

отличаются тем, что ориентируются на свое мнение, а не мнение окружающих; могут действовать в одиночку, а не с оглядкой на группу. Эти люди самостоятельны, независимы, имеют свою точку зрения на различные вопросы, стремятся к лидерству в своей группе.
Низкие баллы
свойственны тем, кто больше зависит от своей группы, нуждается в ее одобрении, действует с оглядкой на других, может не иметь собственного мнения, а берет мнение группы. Часто такие люди любят находиться в обществе и не любят проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения.
[свернуть]
Шкала Q3: высокий – низкий самоконтроль

Высокие баллы

говорят, что их обладатель – человек с развитой волей, целеустремленный, завершает начатые дела. Такой человек контролирует не только себя, своей поведение, но и окружающих, потому что, как правило, он достаточно властный.
Низкие баллы
свойственны людям со слабой силой воли, которые не умеют или не хотят противостоять желаниям и эмоциям и просто следуют своему настроению (как правило, часто меняющемуся). Такие личности недисциплинированны, могут не доводить дела до конца или не проявлять должной настойчивости, не всегда внимательны к окружающим.
[свернуть]
Шкала Q4: расслабленность – напряженность

Высокие баллы

свойственны тем, кого отличает собранность, активность, энергичность, высокий уровень мотивации. Но порой такие люди проявляют раздражительность, агрессию и излишнюю нервозность – так может сказываться накопившийся избыток энергии и напряжения.
Низкие баллы
говорят о том, что их обладатель не слишком собран, иногда вял, не прочь полениться. Такие люди обычно сохраняют спокойствие, граничащее с безразличием и апатией.
[свернуть]

Дополнения к расшифровке теста Кеттелла – вторичные факторы

На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах

. Помимо первичных факторов (которых действительно 16), тест также дает результаты по
4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4
. Напомним, что ярче всего о личности говорят высокие (8-10) или низкие (0-3) баллы, а средние значения указывают на середину между полюсами с преобладаением того или иного полюса.

F1 – тревожность

Высокие баллы

говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается.
Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы
свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей.
Слишком низкие баллы (0-1)
могут говорить о сниженной мотивации.
[свернуть]
F2 – экстраверсия/интроверсия

Высокие баллы

свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны),
низкие баллы
– интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт).
[свернуть]
F3 – чувствительность

Обладатели высоких баллов

в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателей
низких баллов
, то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них.
[свернуть]
F4 – конформность

Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие

, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу. Обладатели
низких баллов
зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.
[свернуть]

Сочетания первичных факторов по тесту Кеттелла

Интерес в расшифровке опросника 16 PF представляют не только сами по себе описания к 16 первичным факторам, но и их сочетания. Так, все факторы можно разделить на четыре блока:

  • блок коммуникативных свойств (факторы А, Н, Е, L, N, Q2);
  • блок интеллектуальных свойств (факторы В, М, N, Q1);
  • блок эмоциональных свойств (факторы С, F, H, I, O, Q4);
  • блок регуляторных свойств (G, Q3).

Рассмотрим некоторые интересные сочетания в рамках этих блоков. Напомним, что под высокими баллами мы понимаем стен 8-10

, под низкими –
0-3
. Средние результаты, как правило, говорят о балансе между двумя противоположными характеристиками.

Блок коммуникативных свойств

A и H – стиль общения (потребность, инициация)

Высокие баллы

по обоим факторам говорят, что перед нами – весьма общительный человек. Он легко устанавливает связи и поддерживает контакты. Как правило, у него много знакомых, но большинство отношений поверхностные, что, впрочем, не заботит и не огорчает такую личность. Для обладателя данного результата не составит проблем выступить перед большой аудиторией (и даже завоевать ее интерес).
Низкие баллы
говорят о том, что в отношении количества друзей их обладатель, скорее всего, придерживается принципа «Лучше меньше да лучше». У такого человека может быть совсем немного друзей, но имеющиеся ему по-настоящему близки. По собственной воле инициировать контакты он вряд ли будет, а выступать перед аудиторией для него – большой стресс.
[свернуть]
L и N – понимание других людей

Высокие баллы

по обоим факторам свидетельствуют, что такой человек хорошо понимает мысли, чувства, мотивы (в том числе скрытые) других людей и способен менять свое отношение к тем или иным персонам в зависимости от изменяющихся обстоятельств. При этом следствием постоянного (хотя, возможно, и неосознанного анализа окружающих) может стать некоторая напряженность в отношениях, отстраненность, недоверие, навешивание ярлыков. Обладатели
низких баллов
далеко не всегда понимают, что в действительности имеют в виду другие своими словами или действиями, и порой это становится причиной разочарований или обид. Вместе с тем, не тратя ресурсы на поиск подтекстов, такие люди более искренне в общении и меняют свое отношение к человеку только под воздействием чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие предательства).
[свернуть]
Е и Q2 – вопросы лидерства

Высокие баллы

свидетельствуют о высоком же лидерском потенциале – такой человек склонен подчинять и/или переубеждать, а не подчиняться и/или принимать чужие точки зрения. Имеет собственное мнение по многим вопросам и будет отстаивать его до победного; привык поступать по-своему, даже если с ним не согласились.
Низкие баллы
, соответственно, говорят о низком лидерском потенциале – такой человек предпочитает не вырабатывать свое мнение, а соглашаться с чужим (в том числе с новой точкой зрения коллектива, если она вдруг изменилась); не любит принимать решения, если они касаются его одного и тем более группы людей. Личности данного типа проще не вести за собой, а следовать за лидером.
[свернуть]

Блок интеллектуальных свойств

B и M – интеллектуальная ориентация

Обладатели высоких баллов

в большей степени ориентированы на абстрактное мышление, у них хорошо развиты фантазия и воображение, они легко находят логические взаимосвязи между явлениями, благодаря чему обычно без проблем справляются с различными отвлеченными задачами. Те, у кого
баллы низкие
, в большей степени ориентированы на решение практических вопросов. Они активно используют знания, факты, устанавливая в основном причинно-следственные связи.
[свернуть]
N и Q1 – гибкость мышления, быстрота принятия решений

Наивысшую гибкость и быстроту в принятии решений демонстрируют обладатели высоких баллов

. Кроме того, как правило, такие люди не боятся экспериментов и творческих, инновационных подходов, а как следствие – и неудач, которые за этими подходами могут последовать. Те, у кого
баллы низкие
, зачастую затрачивают больше времени на поиск решения, дольше вникают в ситуацию, отрицательно или настороженно относятся к нововведениям и/или необычным способам действий.
[свернуть]

Блок эмоциональных свойств

C и I – чувствительность, реакция на эмоциональное воздействие

Высокие баллы по фактору C и низкие по фактору I

говорят, что их обладатель обдает предпочтение разуму, а не чувствам: он склонен к рационализации, реалистичности, а не к восприятию действительности посредством чувств и эмоций. Решая что-либо, такой человек руководствуется логическими доводами. Соответственно, у тех, кто демонстрирует обратные результаты –
низкие баллы по фактору C и высокие по фактору I
, – на первый план выходят эмоции. Мир они воспринимают исходя из обуреваемых чувств. При этом их палитра у таких личностей широкая, и сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные – способно вызвать даже незначительное событие или явление.
[свернуть]
H и F – отношение к неудаче и рискам

Неудачи встречаются на пути каждого. Как правило, людей, показавших высокие баллы

по этим факторам, неприятности и поражения не сбивают с пути. Такие личности отличаются оптимизмом, верят, что все будет хорошо, даже если в данный конкретный момент они потерпели неудачу. Определенным недостатком такого подхода является легкое отношение к риску – способность поставить на кон практически что угодно, не задумываясь о последствиях. Те же, у кого
баллы низкие
, к риску относятся настороженно и избегают подобных ситуаций всеми силами. Кроме того, такие люди довольно пессимистичны, склонны задавать вопросы из серии «А что, если…» или излишне все усложнять. Поэтому они предпочитают не рисковать или не делать чего-то вовсе, лишь бы не потерпеть поражение.
[свернуть]
O и Q4 – тревожность

Высокие баллы

свидетельствуют о высоком уровне тревожности, причем не только за настоящее или будущее, но и за прошлое. Люди данного типа могут долго переживать по поводу того, что надо было сделать/сказать в той или иной ситуации. Свои силы и возможности они, как правило, оценивают достаточно низко, а даже небольшая проблема или неудача может заставить их опустить руки. В свою очередь, обладатели
низких баллов
могут идти напролом: они верят в себя и в то, что у них все получится. Иногда такие люди излишне самоуверены и склонны искать проблемы не в себе, а в других. Так или иначе, в большинстве своем они успешно справляются с встретившимися на их пути препятствиями.
[свернуть]

Блок регуляторных свойств

G и Q3 – способность к самомотивации и самоорганизации

Обладатели высоких баллов

, как правило, не испытывают проблем с самомотивацией, в том числе если на пути к цели их постигла неудача. На таких людей можно положиться – они ответственно относятся к своим обязанностям и к тому, что делают для других (даже если речь идет не о работе, а о дружеской просьбе). Такие личности в большинстве своем планируют время (в том числе имеют долгосрочные планы – карьерные, жизненные и т.д.) и предпочитают доводить начатые дела до логического завершения.
Низкий результат
говорит, что его обладатель, скорее всего, привык отступать, когда ему попадется на пути значительное (а иногда даже не очень значительное) препятствие. Подобные люди обычно не любят планировать время и не всегда способны здраво оценить свои силы. Кроме того, они не заглядывают далеко вперед, ориентируясь больше на сегодняшний день.
[свернуть]

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]