Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Общество.
Довольно часто можно услышать фразу – «Ты такой, потому что у вас у всех такой менталитет». Особенности менталитета раскрываются в различных произведениях, искусстве, литературе. Многие писатели пишут о том самом общепринятом менталитете русского человека. Но что значит «ментальность»? Может ли она повлиять на психику человека? Как это отражается на нашей личности? Именно об этом наша сегодняшняя статья.
Давайте вместе рассмотрим, что такое менталитет и ментальность человека
Что такое менталитет человека
В научной литературе термин «менталитет» раскрывается по-разному. Кто-то рассматривает данное явление, как особый склад мировоззрения. Другие определяют менталитет как понятие культурной (коллективной) психики.
Менталитет происходит от латинского слова «mens», которое означает «душа». Менталитет это склад характера, представлений, мировоззрения, умственных представлений о мире, которые характерны для конкретной культуры, нации, народу.
В данном определении важно остановиться на том, что менталитет конкретен для народа или народности. Что это значит?
Сейчас в мире большой процент миграции, поэтому страны по большей части многонациональны. Более того, на современном этапе истории культуры смешиваются, обретают новую форму и представления. Поэтому говорить об исконном сохранения «национальной ментальности» нельзя. Если вы посмотрите на Россию, то увидите, как много разных национальностей ее населяют. У каждой такой нации или народа свои исторические культурные цели и видение мира. Но несмотря на национальность, человек проживший в России, обретает общие и характерные для всех черты.
Таким образом, ментальность – это особенности поведения и взглядов на жизнь конкретной народности, населения.
Особенности национального образа мысли
Стереотипы о национальном мировоззрении, пожалуй, относятся к числу самых популярных. Вспомните, сколько анекдотов придумано про эстонский, американский, русский или немецкий образ мысли. Давайте рассмотрим ментальные особенности некоторых наций.
Англичане
Особенности английского образа мысли:
- самоирония;
- самоуважение;
- исполнительность;
- активность;
- строгость в воспитании детей;
- решительность;
- стойкость;
- способность бросать вызовы судьбе и себе, держать удар, проигрывать;
- сдержанность.
Французы
Особенности французского мышления:
- остроумие;
- красноречие;
- неконфликтность;
- повышенный контроль над эмоциями;
- скрытность в отношении личной жизни;
- утонченность.
Испанцы
Особенности мировосприятия испанцев:
- индивидуализм;
- гордость;
- обостренное чувство справедливости;
- чувство чести, патриотизм;
- открытость;
- жизнь по принципу «здесь и сейчас».
Примеры
О конкретных примерах вы, наверняка, уже не ра слышали. Но давайте рассмотрим несколько конкретных и довольно знакомым каждому примерах.
Российский
Конечно, то, каким является русский менталитет, отличается в представления жителей России и иностранцев. Но вот, что может характеризовать менталитет в России:
- Отсутствие ценности личных границ, приватности жизни. Это не только распространено в социальных сетях, где большинство пытается узнать о личной жизни других. Но также и в обычных соседских отношениях. Например, соседи могут назойливо докучать, не обращая внимания на то, что у вас могут быть личные дела. Хотя, конечно, с каждым годом эта черта становится все менее характерной;
- Желание отгородиться от посторонних. Хоть это и противоречит предыдущему пункту, русский человек стремится одновременно узнать о других, но при этом сохранить себя от чужих глаз. Пример – высокие заборы на частных участках. В Европе, Америке заборы в принципе не распространены. Зато в России каждый стремится возвести на своем участке высокий и плотный забор;
- Широкая душа. Русский человек по истине широкой души. Что также распространено и в других странах СНГ, например, Белорусии;
- «Грустный русский взгляд». Хоть это и некая шутка в Интернете, это действительно характеризует русского человека. На улицах все хмурые, грустные, все в своих мыслях. А мысли эти чаще всего, негативные.
Менталитет это простыми словами то, как народ видит окружающую действительность
В Германии
Для сравнения посмотрим, как ведут себя жители Германии. Они, в отличие от русского человека, уважают свое и чужое пространство. Они более консервативны и скрытны в эмоциональных и душевных проявлениях. Немцы также более острожные.
Природно-географические факторы влияния
Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм. Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на образ жизни (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).
Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского — широта души, второй — гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) — созерцательность и мечтательность.
Основные виды
Также выделяются и особые модели менталитета, которые именуются как «виды менталитета». Давайте рассмотрим более подробно эти виды ментальности.
Менталитет личности
Менталитет личности – это те сформировавшиеся у человека ценностные ориентиры, которые характерны только ему, его семье, родственникам, а также людям, которые проживают рядом. Он формируется в процессе жизни и учитывает особенности самой жизни. Под этими особенностями понимаются климатические, культурные, географические и политические факторы.
Общественный
Общественный же представляет собой тот менталитет, который характерен для конкретной социальной группы. Здесь речь уже идет не только о народном менталитет, а также и о профессиональном, например.
Общественный менталитет складывается исторически. Конечно, на него влияют аналогичные факторы и причины формирования. Можно выделить некоторые примеры общественного менталитета:
- Менталитет учителей. Например, есть конкретные нормы поведения для преподавателей. Вы не раз, наверное, замечали как похожи все наши учителя из школы. Иногда они говорят даже одни и те же фразы;
- Английский менталитет. Он характерен для народов Англии. Они настолько независимы от других, что человека – жителя Англии можно узнать сразу.
Говоря простыми словами менталитет как термин стал шире, включая в себя различные профессии, общественные группы
Уровни
Национальный менталитет — это двухуровневое явление. Первый уровень — генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека — это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.
Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение культуры, самоидентификация и др., — это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.
Общая типология менталитетов
Типология менталитетов отличает от понятия «виды» тем, что эти менталитет характерны абсолютно для всех народов и народностей. Отличия лишь в том, какой исторический период предшествовал становлению этого менталитета. Можно сказать, что это соотносится по аналогии с историческими «формациями», через которые проходит каждого государство. Давайте рассмотрим эти типы менталитета и периоды, в которые они сформировались.
Варварский
Как следует из названия – варварский менталитет характерен для самых разных цивилизаций. Каждая известная сегодня цивилизация проходила через существование этого менталитета.
Вот что характеризует данный тип:
- Восхваление физической силы;
- Отсутствие инстинкта самосохранения, страха смерти;
- Религиозность (политеизм);
- Кочевничество.
Феодальный
Феодальный означает следующий этап формирования человеческого общества и государства. Его таке именуют, как аристократический менталитет. В данном этапе происходит расслоение общества на классы. Появляются более бедные и более богатые. Из-за этого происходит разделение общества, что также влияет на культуру, науку, образование и на развитие личности в целом. Переход к монотеистическим религиям. А также происходит развитие умственных способностей. Появляется так называемая аристократия общества.
Буржуазный
Буржуазный сменяет феодальный и характеризуется следующими признаками:
- Распространение образования;
- Повышение ценности каждой человеческой жизни;
- Продолжается расслоение общества, оно становится более сложным;
- Открытость общества и культуры;
- Развитие науки и образования;
- Люди стремятся к развитию.
Современный или постиндустриальный
Это тот менталитет, который характерен для человечества сегодня. Конечно, если не брать в расчет некоторые страны, которые находятся на иных ступенях государственного и общественного развития. На сегодняшний день распространена толерантность, терпимость, принятие каждого, общность, открытость не только человека, но и государств в целом.
Каждое государство и общество проходило через определенные этапы становления менталитета
Американцы
Американцам присущ дух бунтарства. Что еще:
- оптимизм;
- трудолюбие;
- жажда успеха;
- культ силы и молодости;
- тяга к равенству;
- строгое соблюдение норм и порядка;
- обостренная потребность в комфорте.
Важно помнить, что культура страны, состояние общества, политика государства хоть и влияет на каждого отдельно взятого человека, но не определяет его менталитет. Это всего лишь один из факторов, а потому нельзя мыслить только стереотипами, грести всех под одну гребенку.
Как менталитет влияет на развитие
Главный вопрос «Влияет ли менталитет на нас, как на личность?». Ответ однозначный – да, менталитет влияет на то, какие мы есть. Вот, что этому способствует:
- То, где мы выросли, в какой семье, в каких условиях всегда сказывается на нашем характере, уровне психологического здоровья, способностях к социальным связям и взаимодействиям;
- Уровень образования указывает на то, как мы мыслим и насколько широко;
- Культура. Культурные особенности конкретного места проживания позволяют сказать о том, какие представления у нас сложатся о жизни.
Таким образом, менталитет – это составляющая нашей личности. Если бы человек из России родился и вырос в совершенно другой стране, другой культуре, то вероятнее всего он стал бы иной личностью.
Религиозные факторы влияния
Национальный менталитет — это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли. Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.
Как изменить менталитет
Но можно ли его изменить? По большей части в корне изменить это невозможно. Так как мы росли в этой психологической обстановке. То, что мы впитываем в детстве остается с человеком на всю жизнь. Конечно, если вы кардинально изменили место жительства, религию, ваши взгляды могут измениться. Но изначальный менталитет остаточно будет сохранен.
Важно отметить, что в жизни все-таки встречаются девиантные личности, менталитет которых довольно размыт. На них слабо влияют внешние факторы в виде социальных убеждений и принципов. Они придает этому малое значение или в целом игнорируют. Большую роль для девиантов играет их субъективное представление о мире.
Социально-исторические факторы влияния
Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты. Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт. Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни. В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:
- объединение генофондов;
- заимствование культурных практик;
- формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.
Чем отличается от ментальности
Часто эти понятия путаются, используются не по назначению. Хотя в действительности они и правда достаточно схожи.
Менталитет
Характерное для большой группы людей видение мира, особенности восприятия и ценностных установок. Менталитет проявляется в конкретной группе людей.
Ментальность
Может быть характерна для всего общества в целом. Это то, как мы через эмоции воспринимаем окружающее. Ментальность может быть одинаковая у совершенно разных менталитетов.
Понятие
Национальный менталитет — это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.
Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм — это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.
Цель
историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.
К источникам
, отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».
Методы изучения
ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.
Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».
Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.
История появления термина.
Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке
(1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.
В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.
Философское
понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.
Психоаналитическая
и социопсихологическая исследовательская
традиция
, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе
Бегство от свободы
(1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (
Ментальности
, 1952).
В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».
Основы социально-исторического
рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.
Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.
Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между
осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).