Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно

За последние несколько лет интерес к понятию «эмпатия» существенно возрос: если раньше данный термин употреблялся только в научных кругах философами и психологами, сейчас его можно встретить как в художественной и публицистической литературе, так и в повседневном общении. Такой рост его популярности обусловлен тем, что эмпатия играет огромную роль в межличностном общении и представляет особую важность абсолютно для всех людей без исключения.

Однако, несмотря на внедрение данного научного термина в массы, многие люди до сих пор до конца не осознают, что он обозначает на самом деле: подавляющее большинство считает, что эмпатия является синонимом сочувствия, однако это не совсем так.

Дабы развеять это распространенное заблуждение, мы подготовили эту статью, из которой вы узнаете, как возник и развивался термин «эмпатия», какие уровни эмпатии существуют, какие возможности в себе таят высокоразвитые эмпатические способности, как их оценить и улучшить.

Эволюция научных подходов к изучению эмпатии

Феномен эмпатии изучался в течение длительного времени: изначально он рассматривался в рамках философии и имел совсем другое название, затем исследовался в рамках научной психологии, и только спустя долгие годы возник интегративный подход, согласно которому понятие «эмпатия» трактуется по сей день.

Эмпатия как феномен познания

Изначально феномен, который сейчас называется эмпатией, возник в рамках философии. Немецкий философ Теодор Липпс задавался вопросом о том, как можно познать предметы и явления окружающей действительности, в особенности сознание других людей, если мы обладаем только своим собственным сознанием. Он пришел к выводу, что когда мы видим состояние или действие кого-то другого, у нас в сознании возникает своеобразная имитация действительности, которая вызывает ощущения, в результате которых мы начинаем испытывать эмоции или чувства, которые мы и приписываем объекту, за которым наблюдаем.

Простыми словами, Теодор Липпс понял, что мы познаем других только через собственные чувства и никак иначе: при этом чувства становятся как инструментом познания, так и его источником. Этот феномен Теодор Липпс назвал словом Einfühlung, что в переводе на русский означает «вчувствование».

Немецкий философ Вильгельм Дильтей разделил взгляды Липпса и пришел к выводу, что поскольку психология является наукой о психике человека и, в частности, его переживаниях, то методом психологии должно быть ни что иное как «сопереживание», т.е. эмпатия – это, в психологии, постановка себя на место другого человека с целью понимания и «разделения» его мыслей и чувств. Эта идея послужила основной для рассмотрения «вчувствования» в рамках психологии [Т. Карягина, 2013].

Эмпатия как феномен общения

Немецкий психиатр Карл Ясперс выделил «вчувствование» в один из основных методов феноменологической психиатрии, вслед за ним американский психоаналитик Хайнц Кохут также развил идею Дильтея в своих работах.

Вскоре интерес к «вчувствованию» в научных кругах свелся практически на нет, однако начали стремительно развиваться теории симпатии, согласно которым существуют чувства, соединяющие людей в процессе взаимодействия: сочувствие, забота, жалость, дружелюбие, альтруизм и т.д.

Термин «симпатия» послужил неким прообразом эмпатии, и англо-американский психолог Эдвард Титченер перевел слово Einfühlung как «эмпатия» по аналогии с ним: поскольку sympathy – это «с чувствами», то еmpathy – это «в чувства».

Вскоре американский психолог Карл Роджерс обозначил ценность эмпатических способностей в психотерапевтической работе и в личностном развитии человека как такового.

В результате развития идей об эмпатии как о феномене познания, с одной стороны, и как общения, с другой, она стала двуединым понятием [Т. Карягина, 2013].

Интегративный подход к эмпатии

В результате рассмотрения эмпатии как феномена познания и отношения ее понимание наукой вышло на качественно новый уровень: эмпатия начала восприниматься как способность к постижению эмоционального состояния других людей и ответному эмоциональному отклику.

Если говорить более конкретно, эмпатия – это, простыми словами, способность человека:

  • считывать (распознавать или идентифицировать) эмоциональное состояние других людей;
  • отождествлять это состояние со своими личными чувствами и эмоциями;
  • давать эмоциональный отклик на полученные чувства и эмоции, направленный во благо человеку, чье эмоциональное состояние было считано.

Как мы видим, суть эмпатии заключается в понимании другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах: чтобы понять человека, необходимо анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует. Только концентрируясь на внутренних переживаниях, а не на внешних проявлениях, мы можем в действительности понять друг друга и оказать друг другу помощь и поддержку.

Объясним схему, по которой «разворачивается» эмпатия:

  • наши собственные чувства помогают нам по аналогии понять, что чувствует другой человек;
  • понимание чувств другого человека позволяет нам понять его самого (познать его истинную суть);
  • глубокое понимание сущности человека дает нам возможность действовать так, чтобы оказать ему поддержку и помочь.

При этом эмпатия может иметь две направленности и использоваться как для помощи другим людям, так и во благо самому себе:

  • Гуманистическая эмпатия проявляется в том, что человек использует свои эмоции и чувства, возникающие в результате осознания неблагополучия или благополучия другого человека, чтобы поддержать его. Это проявляется в виде сорадости, сострадания, сочувствия, жалости и т.д.
  • Эгоцентрическая эмпатия заключается в том, что полученные сведения об эмоциональном состоянии другого человек использует для оценки собственного благополучия. Так, например, осознание радости другого может привести человека к пониманию того, что он несчастен, а осознание чужого страха может привести к собственному спокойствию [А. Реан, 2003].

Важно отметить, что неотъемлемыми чертами эмпатии являются альтруистические формы реагирования и общая положительная установка в общении с людьми. Поэтому случаи, в которых человек использует способность понимать эмоции других для достижения собственных корыстных целей, не являются эмпатией.

Эмпатия может осуществляться двумя основными способами:

  • Эмоциональная эмпатия подразумевает использование механизмов проекции и подражания (человек проецирует на себя ситуацию и пытается прочувствовать ее «на собственной шкуре»).
  • Когнитивная эмпатия происходит с помощью интеллектуальных процессов (человек проводит аналогию и сравнение мысленно, пытаясь логически понять, что чувствует другой).

При изучении феномена эмпатии важно обратить внимание на две ее основные формы:

  • сочувствие позволяет испытывать эмоции и переживать собственные чувства по поводу эмоциональных состояний других людей;
  • сопереживание предполагает переживание субъектом эмоциональных состояний другого путем отождествления себя с ним.

Таким образом, как мы говорили в введении нашей статьи, эмпатия не является синонимом слова «сочувствие», которое является лишь одной из ее форм.

Теперь, когда мы поняли суть эмпатии, давайте рассмотрим механизмы, которые лежат в основе ее возникновения и развития.

Механизмы возникновения и развития эмпатии

Наука объясняет феномен эмпатии наличием зеркальных нейронных сетей, благодаря которым при наблюдении за действиями и состояниями других людей в нашем собственном головном мозге возбуждаются отделы, ответственные за выполнение этих действий или ощущение этих состояний.

Эмпатия основывается на понимании человеком эмоций и чувств, поэтому ее основное развитие происходит в дошкольный период: маленькие дети начинают активно сопереживать другим людям с 3 лет, а в возрасте 4-6 лет у ребенка базовая эмпатия проявляется уже по отношению не только к близким, но и ко всем людям в принципе.

Уже в 5 лет ребенок может не только почувствовать, но и воспроизвести эмоциональные переживания других и связать их с определенными действиями. В том же возрасте дети начинают различать эмоции по экспрессивным признакам (мимике, пантомиме и т.д.), при этом особую роль в распознавании и понимании играют именно вербальные функции. Наиболее четко ребенок распознает и понимает именно отрицательные эмоции.

В период дошкольного возраста у детей также формируется понимание более сложных эмоций, связанных с развитием чувств другого порядка, к которым относятся эстетические, интеллектуальные, праксические и высшие (морально-нравственные) чувства. Тогда же ребенок начинает понимать, что иногда эмоции могут быть амбивалентными, т.е. человек может одновременно испытывать два противоречивых чувства, а также то, что эмоции не всегда обусловлены только внешними факторами, но иногда на них влияют внутренние, субъективные факторы.

В дошкольном возрасте эмпатия проявляется в достаточно ярком, можно сказать, даже остром, виде. Причем практически всегда она воплощаются в поступках ребенка: если он радуется за другого, то может броситься его обнимать, если кому-то завидует, то обязательно пожалуется и т.д.

Важно отметить, что эмоциональное научение ребенка проходит с серьезными трудностями, более того, сам его результат является куда менее стойким, чем обучение моторным и сенсорным навыкам. А вот нестабильные проявления эмоциональной отзывчивости являются признаком наличия патологии разной степени тяжести.

Особую роль в формировании эмпатии играют социальные факторы. Социальность эмоций заключается в том, что они приобретаются в процессе взаимодействия с другими людьми, а затем на их основе формируется восприятие ребенком социальных норм и ценностей, а также «эмоциональных эталонов», которое в течение оставшейся жизни практически всецело определяет то, как он относится к себе, общается с другими людьми и ведет себя в социуме. Так, например, отсутствие понимания социальных эмоций может привести к агрессивному поведению или повышению уровня тревожности, которые сохранятся и в более зрелом возрасте.

Исследователи выделяют две основных причины, которые приводят к эмоциональным нарушениям и снижают уровень эмпатии – это неблагоприятные взаимоотношения с другими людьми и собственный мир переживаний ребенка.

Также существует ряд серьезных патологий, основными признаками которых являются полное отсутствие эмпатии и/или ее нарушение: аутизм, психопатия и нарциссическое расстройство личности. Нарушение эмпатии встречается в клинической картине не только вышеперечисленных заболеваний, однако в них оно наиболее ярко выражено и является одним из основных симптомов.

Тем не менее даже у тех людей, которые с рождения обладают способностью к эмпатии, ее уровень существенно варьируется.

Уровни развития эмпатии

Нейропсихолог Крис Фрит выделил три уровня эмпатии:

  1. Базовая нейронная эмпатия проявляется в виде «эмоционального заражения». Человек чувствует эмоции других людей, но не осознает того, что он это делает, т.е. не отличает чужие эмоции от своих собственных.
  2. На второй стадии развития эмпатических способностей человек распознает эмоции других людей и осознает, что они принадлежат не ему самому, а кому-то другому, но «эмоциональное заражение» все равно происходит, хотя и не является столь ярко выраженным.
  • При наивысшем уровне развития эмпатии человек осознанно распознает эмоции других людей, но при этом «эмоционального заражения» не происходит. Проще говоря, человек понимает, что чувствуют другие, но при этом сам не испытывает этого [C. Frith, 2010].

Теперь рассмотрим, как уровень эмпатических способностей влияет на жизнь человека и зачем вообще они нам нужны.

Что это такое

Эмоциональное сопереживание является термином обозначающим состояние человека, когда он подключается к эмоциональной сфере другого, обычно при этом подразумевается негативная окраска эмоций. Но сопереживание не имеет ограничений по проявлениям, поэтому в результате даёт ощущение близости, душевной теплоты и поддержки. Такое взаимодействие наиболее полно описывает дружбу и веру в человека, т.к. подразумевает не столько практическую помощь, предоставляемую холодно из логического расчёта, сколько принятия душевных переживаний, и предоставление другому ощущения целостности.

Данное качество человек может проявить только самостоятельно, невозможно другого заставить чувствовать примерный спектр своих эмоций или переживать за незначимую для него тему. Со стороны принимающего сопереживание всегда воспринимается, как нечто приятное, дарящее ощущение спокойствия и отсутствия одиночества перед навалившимися эмоциями. Но если подобное поведение требовать от людей, помня, насколько оно было благоприятно, то ничего кроме сильного сопротивления хоть как-либо участвовать во взаимодействии не получится.

Сопереживание невозможно контролировать или вызывать намеренно, хотя данный навык можно тренировать. Оно имеет по своей структуре нечто схожее с собственными чувствами, возникающими спонтанно относительно окружающей реальности, но малоконтролируемыми, хотя при определённых практиках, длительной психотерапии или самоанализе человек может получить возможность их трансформации.

Именно разница отношения окружающих и внутренние процессы, происходящие с личностью во время сопереживания, не дают отнести данную категорию только к позитивным проявлениям личностям. Хорошей чертой это считается у тех, кто хочет получить поддержку и сочувствие при этом эмоциональное состояние сопереживания самого человека уносит его в чувственную сферу другого, где теряется не только собственная идентичность, но и контроль. Это где-то похоже на потерю своего я, когда желания другого воспринимаются как собственные, его идеи кажутся исключительно правильными, а трезвая оценка возможна только, когда люди выходят из слияния, и нет общей эмоциональной сферы. Чтобы не терять себя в душевных порывах необходимо уметь дистанцироваться, причём как от чужой радости, способной унести в неведомую эйфорию, так и о чужой боли, которая разрушает нервную систему и психику.

Наличие данного чувства является исключительно субъективной категорией, оказывающей большое влияние на общий процесс становления или фрустрации моральных норм общества.

Сопереживание часто граничит с жалостью и милосердием, способностью к самопожертвованию и эмпатией – все эти категории являются прямыми ключами, укрепляющими гуманистическое направление развития человечества. Развитие сопереживания происходит с детского возраста, и хоть имеет врождённую базу в качестве способности к эмпатии, требует дальнейшей внутренней работы.

Роль эмпатии в жизни человека

Согласно основной гипотезе, зеркальные нейроны сформировались у живых организмов в ходе эволюции для того, чтобы ускорить процесс адаптации новорожденного, чтобы тот мог оценить проявления окружающей среды, улавливая отношение к ним более «опытных» сородичей.

Наибольшую ценность и важность имеет эмпатия в общении: она является одной из основных составляющих эмоционального интеллекта и составляет некое ядро коммуникации, от которого зависит способность человека к построению, поддержанию и развитию межличностных отношений, поэтому развитая эмпатия необходима каждому человеку, живущему в социуме.

Однако для некоторых людей уровень развития эмпатии играет особую роль, что, прежде всего, обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Она является неотъемлемым условием психотерапевтической деятельности, поскольку только эмпатическое понимание способствует установлению доверительного контакта терапевта с клиентом и гарантирует эффективность лечения. Также развитые эмпатические способности остро необходимы учителям, преподавателям и медицинским работникам, сотрудникам полиции, МЧС и т.д.

Но если в одних случаях развитая эмпатия является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности, в других она представляет собой лишь один из факторов успешности ее осуществления, – это касается всех других профессий, которые в той или иной степени предполагают взаимодействие с людьми: работники в сфере продаж и обслуживания, управленцы и т.д.

Дадим более четкое описание людям с разной степенью развитости эмпатических способностей.

Низкий уровень эмпатии

Люди с недостаточно развитыми эмпатическими способностями испытывают трудности в установлении, поддержании и развитии отношений с окружающими. Они не понимают ни собственных чувств, ни эмоций других людей, и не могут соотнести их с поступками и мыслями. В большинстве случаев такие люди не способны найти взаимопонимание с окружающими людьми в принципе, однако это может выражаться в двух крайностях: либо человек ведет себя «закрыто» и отстраненно, либо агрессивно. Такие люди индивидуалисты, они хорошо работают самостоятельно, у них преобладает рациональность в мышлении и т.д.

Средний уровень эмпатии

Человек, обладающий средним (или нормальным) уровнем развития эмпатических способностей, хорошо контролирует, проявляет и понимает собственные эмоции, а также старается вести себя так, чтобы другим не было плохо от его слов и действий. Однако обычно такой человек судит людей по их словам и поступкам, не ориентируясь на их чувства и эмоции. Построение взаимоотношений для него не является серьезной проблемой, тем не менее «глубина» в этих отношениях, как правило, не присутствует.

Высокий уровень эмпатии

Человек, обладающий высоким уровнем эмпатических способностей, может уловить даже мелкие сигналы, говорящие об эмоциональном состоянии других людей. Он способен понять практически любого человека и найти к нему индивидуальный подход. Такие люди не осуждают других, отличаются здоровым альтруизмом и доброжелательностью. Как правило, они становятся хорошими психологами, врачами, учителями или выбирают другую профессию, связанную с помощью людям.

Определить уровень своих эмпатических способностей можно с помощью следующих методик:

  • «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale – BEES).
  • Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale, EETS).
  • Тест на эмпатические способности, предложенный Виктором Бойко.

Важно отметить, что в большинстве методик характеристика высоких уровней не подразумевает способность к игнорированию «эмоционального заражения», как об этом говорит нейропсихолог Крис Фрит. Поэтому после того как вы пройдете тест на эмпатию, обязательно обратите внимание на трактовку полученных результатов.

Однако низкий уровень развития эмпатических способностей всегда говорит о необходимости повысить его, чтобы научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, а средний указывает на то, что вы обладаете достаточной эмпатией, но вы можете повысить ее, если на то есть желание или необходимость.

Значение слова сопереживать

Примеры употребления слова сопереживать в литературе.

Собаки, особенно щенки-первогодки, бурно сопереживали гонкам, подавали ломающиеся голоса, бараны сбились в кучу и топотали ногами, как они делают при опасности, когда, например, чуют волка, а старая коза-дереза Зина взбежала на прикладок прошлогоднего, полынистого и бурьянистого сена и следила за погоней с выражением заядлого футбольного болельщика.
Врабатывание ангелов и архангелов в человеческую душу вгермано-северных областях было не простым воспоминанием, атаково, что даже еще во время самого пребывания Христа Иисусана Земле люди могли видеть это врабатывание, они были причастны ему, они сопереживали работу ангелов и архангелов над ихдушой.

В дальнейшем ходе доземного бытия сопереживающее сознание становления будущего земного организма становится все более смутным.

Он мог говорить с луной и почтительно, и просительно, и нежно, он чувствовал себя связанным с ней тонкими духовными узами, он досконально знал жизнь луны и живо участвовал в ее судьбах и превращениях, он сопереживал убывание луны и ее обновление как таинство, страдая вместе с ней и пугаясь, когда казалось, что луне грозят болезни, опасности, перемены и злополучие, когда она теряла блеск, меняла цвет, тускнела, готовая вот-вот погаснуть.

Потому не сами по себе сообщаемые факты, а собственная судьба писателя и мужество русского человека, ставшего на почву православной нравственности, заставляли напряженно следить за коловращением жизни и сопереживать автору воспоминаний.

Ни один зритель, от самого рафинированного до совсем уж среднего, не сможет остаться равнодушным и не сопереживать мое маниакальное фетишистское наваждение — ведь речь пойдет о совершенно достоверной истории, и к тому же воспроизведенной так правдиво, как не сможет ни один документалист.

Они невелики, — сказала Иштар, — обе профессии требуют умения сопереживать.

Не сдерживаемые главной ветвью, они дали бы огромное разнообразие форм и лишь разума не смогли бы создать из-за своей глухоты, неумения сопереживать, слышать чувства других.

Правду сказать, потребность в чтении, в осмысленной жизни духовной, у отечественного читателя осталась громадная и он с лихвой удовлетворяет ее при нынешнем книжном богатстве, отступая к той литературе, которой доверяет, сопереживает — и это могут быть книги самые неожиданные.

А поединок актеров на сцене видят тысячи глаз, тысячи душ захвачены им, тысячи людей сопереживают схватке — кто победит, какова участь побежденного?

Главный реаниматор Крич и десятки ассистентов, консультантов, советников, дублеров, уже давно утратившие способность сопереживать трагедиям, отбывали привычную повинность.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Развитие эмпатии

Чтобы развить свои эмпатические способности, необходимо развивать коммуникативные навыки и получать опыт взаимодействия с абсолютно разными людьми. Существует множество эффективных методов повысить потенциал к эмпатии, но сегодня мы приведем только несколько из них.

Научитесь понимать собственные эмоции и чувства и обращаться с ними

Используйте для этого карты эмоций: выпишите список всех существующих эмоций на листок бумаги и напишите рядом с каждой те ситуации, когда вы их испытывали. Или заведите «дневник чувств» и в течение дня записывайте то, какие эмоции и чувства вы испытали, какие события вас к этому привели. Так вы научитесь распознавать эмоции и причины их возникновения.

Расширяйте круг своего общения

Чтобы повысить эмпатию, необходимо лучше разбираться в людях. Сделать это можно только в том случае, если вы общаетесь с абсолютно разными людьми: по полу, возрасту, национальности, социальному и материальному положению, взглядам, интересам, темпераменту, характеру и т.д. Большинство людей общается преимущественно с теми, кто похож на них, но в этом случае выражать эмпатию намного проще. Постарайтесь узнать и понять тех, кто от вас кардинально отличается.

Уделяйте больше времени живому общению

Стремительное развитие информационных технологий все больше приводит к тому, что общение переносится в онлайн. Однако общение в таком формате служит искажению понимания других людей и регрессу эмпатических способностей, т.к. мы не видим истинных эмоций окружающих, а наблюдаем лишь то, что они пытаются нам показать теми или иными «эмодзи» или и вовсе приписываем каждой фразе тот эмоциональный посыл, который нам кажется правильным. Только живое общение способно научить человека распознавать чужие эмоции верно.

Практикуйте активное эмпатическое слушание

Концертируйте свое внимание на том, что хочет до вас донести человек, а не на том, что вы сами думаете по этому поводу, т.е. откажитесь от суждений. Не отвлекайтесь на посторонние раздражители: отложите свой телефон, не смотрите по сторонам, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте говорящего и т.д. И обязательно задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, что человек хочет вам сказать на самом деле. Это позволит вам научиться устанавливать доверительный контакт с людьми и лучше понимать их.

Используйте технику отражения или отзеркаливания эмоций

После того, как вы выслушаете собеседника, постарайтесь пересказать, что он пытался до вас донести, акцентируя внимание на его эмоциях. Покажите человеку, что вы понимаете, что он чувствовал: сделайте это как вербальными, так и невербальными способами. Это позволит вам правильно поддержать человека и выразить ему сочувствие.

Все вышеперечисленные рекомендации помогут вам повысить уровень своих эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Однако существует и ряд способов, позволяющих научиться эмпатии косвенным образом:

  • Тренируйте свое внимание. Научитесь концентрироваться на мелочах. Так вы сможете научиться распознавать малейшие проявления эмоциональных состояний других людей.
  • Читайте художественную литературу и смотрите фильмы с психологическим уклоном. Это поможет вам лучше понимать, что чувствуют другие люди в тех или иных ситуациях, и к каким внешним проявлениям приводят эти чувства.
  • Играйте в настольные игры. Например, «Имаджинариум» поможет вам отслеживать ход мыслей других людей, а «Мафия» научит еще и распознавать ложь.
  • Обучайтесь актерскому мастерству или практикуйте технику «перестановки ролей». Это позволит вам в прямом смысле «поставить себя на место» другого человека и понять, что он чувствует
  • Прочитайте книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Она на понятных примерах общения родителей с ребенком поможет вам понять, как общаться с абсолютно любым человеком.

Подводя итоги, можно сказать, что эмпатия в общении с другими людьми играет одну из главных ролей. Низкий уровень эмпатии «отделяет» человека от других людей, мешает ему выстраивать гармоничные отношения с окружающими и сказывается на общем уровне его личностного развития. Развитая эмпатия средней степени дает человеку способность коммуницировать с другими людьми, однако не позволяет в полной мере установить взаимопонимание и обеспечить необходимую помощь и поддержку окружающим.

И только высокоразвитая эмпатия является достаточной для того, чтобы оставаться «человеком» в любой ситуации и быть поистине осознанным в своих словах и поступках по отношению к другим людям, поэтому каждому из нас стоит стремиться к этому уровню.

Тем не менее важно отметить, что высокоразвитая эмпатия имеет свою обратную сторону: если человек не умеет контролировать собственные эмоциональные состояния, но при этом тонко чувствует эмоции других людей, это может привести к личному дистрессу или дерегуляции эмоций – возникновению сильной негативной реакции на переживания другого человека, которая проявляется в виде злости, тревоги, агрессивности, раздражения, печали и т.д.

Личный дистресс способен оказать на человека крайне негативное влияние и привести к трудностям в социализации, различным психологическим травмам и психосоматическим заболеваниям. Дело в том, что «эмоциональное заражение» чужими негативными эмоциями, с которыми человек не может справиться, приводит к тому, что он теряет способность к главной цели эмпатии – правильному отклику на чувства другого человека, т.к. перестает думать о чувствах других людей, и единственной его целью становится не оказание поддержки, а помощь самому себе.

В большинстве случаев личный дистресс приводит к тому, что человек просто избегает источника негативных эмоций и чувств, но если этого сделать невозможно, последствия могут быть куда более плачевными, чем простая неспособность оказать другому поддержку [Т. Карягина, 2013].

Поэтому крайне важно не только развивать понимание других людей, но и управлять своими психическими состояниями. И в этом вам непременно поможет наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», которая позволит овладеть лучшими научными техниками управления эмоциями и расслабления.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы сможете развить свою способность к эмпатии до наивысшего уровня! Также предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить знания:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Расстановки по Хеллингеру: эффективный метод или скрытая угроза?
  • Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
  • 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
  • Как тренировать эмпатию: 6 научных методов
  • Ненасильственное общение Маршалла Розенберга
  • Что такое сознание?
  • 10 лингвистических концепций, о которых полезно знать каждому
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Модель «SERVQUAL» — эффективный способ измерения сервиса
  • Круг эмпатии

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

Как научиться сопереживать

Навык чувствования чужого настроения, состояния и мыслей для некоторых людей является врождённым или приобретённым вследствие независящих от личности факторов (особенности воспитания и социальной среды). Не обладающие высокоразвитой эмпатийной направленностью своей чувственной сферы и понимающие необходимость её дальнейшего применения в жизни, могут специально научиться сопереживать. Не всему можно научиться осознанно, поскольку испытывать какие-то эмоции мы можем не только под воздействием мыслительной сферы, но проработать внутренние барьеры, мешающие чувствительности или снять психотравмирующие блоки под силу каждому.

Первоочередным заданием, чтобы научиться чувствовать, что происходит с другими – важно во всех тонких нюансах понимать, что происходит в собственной эмоциональной сфере. Для этого придётся познакомиться не только с основными чувствами, доступными человеку, причём в их ярких проявлениях, но также научиться признавать те, что обычно заталкиваются подсознанием подальше или делить эмоции на полутона и различные сочетания.

Принятие и проживание собственной негативной чувственной палитры открывает чувствительность к другим. Чем больше человек отгораживается от неприятных переживаний, переключаясь, тем больше утрачивается способность вообще распознавать данные эмоции, как у себя, так и у других. Поэтому устраивая себе возможность проработки горя и грусти, злости и недовольства, без бегства от этих переживаний в итоге даёт возможность замечать такие переживания у окружающих. В редких вариантах необходимо разрешить себе чувствовать удовольствие, радость, желания, как возможность проявления эмпатии с позитивной стороны. Психологические блоки относительно хороших чувств встречаются реже и обычно сопровождаются серьёзной травмой (например, когда нельзя было открыто выражать любовь) и требуют личной психотерапии.

Для ориентировки в эмоциях и открытия себе доступа ко всем их проявлениям необходимо ежедневно выпускать свои чувства. Это может быть в формате диалога или записей в дневнике, кому-то помогает рисунок или спорт, занятия танцами или ведение блога – формат абсолютно не важен. После того, как сформируется навык опознавания своих чувств необходимо постепенно переключать внимание на окружающих людей, для чего использовать активное слушание. Не стоит делать акцент на тексте, произносимом собеседником – ваша задача состоит в том, чтобы уловить изменения голоса, интонации, жесты и прочие проявления эмоциональной окраски повествования.

Важным моментом при оценке состояния другого и попытке прочувствовать его необходимо на момент восприятия забывать обиды или радости, связывавшие вас с человеком, его действия в прошлом или ваши надежды на дальнейшее развитие событий. Чем меньше привязок к эмоциональному восприятию будет изначально, тем выше вероятность, что при рассказе вы испытаете тот же спектр чувств, что чувствует собеседник. Необходимо искоренить страх почувствовать дискомфорт или боль, потому что именно нежелание испытывать негативные эмоции заставляет людей становиться жёстче, отворачиваться от страданий, отписываться от групп, рассказывающих о несчастьях.

Безусловно, сопереживание может приносить не только радость разделения победы или ощущения что помог другу, но также требует душевных сил на проживание чужой боли, как своей собственной. Потом будет необходимо восстановить силы, привести в порядок нервную систему, пострадавшую, хоть и меньше почувствовавшую боль.

Отлично работает практика, когда пытаетесь представить себя на месте собеседника, в принципе как в основном и объясняют сопереживание. Это схоже с тем, как мы проникаемся судьбой персонажей книг или фильмов, когда не спим ночами, чтобы дочитать или отпрашиваемся с работы, потому что вышло продолжение. Эти переживания будут схожи с подобными ощущениями ожидания возвращения любимого, даже если у вас нет отношений или чувством слежки, когда перечитали детективов, при том, что вы пекарь в кондитерской. Подобные погружения в чужой мир возможны при высоком уровне искреннего интереса, соответственно необходимо найти собственный интерес либо в личности собеседника (тогда автоматически каждая история будет восприниматься ярко и полностью) или же в рассказе (лучше чтобы он цеплял личные значимые темы, тогда поиск ответов заставит переживать и за другого).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]