Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.
Субординация
Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.
Начальник и подчиненный
Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.
Основные советы для руководителя:
- Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
- Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
- Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
- Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
- Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
- Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.
Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.
Чем она регламентируется?
Если на предприятии отсутствуют установленные правила, это вносит сумятицу в рабочий процесс. Каждый сотрудник должен знать, к кому из сослуживцев можно обратиться за советом, кто может потребовать подчинения, а кто обязан выполнять его распоряжения. В крупных структурах обычно указывается, какие подразделения находятся в подчинении у других.
Регламентируется субординация определенными приказами, инструкциями, уставом организации. Для определения служебной иерархии также используются документы:
- должностные инструкции;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- трудовое соглашение между работником и работодателем.
В некоторых структурах, например, в армии, подразумевается ношение знаков отличий (форма, погоны). Однако в маленьких компаниях субординация чаще всего строится только на авторитете руководителя.
Познакомить нового члена коллектива с корпоративной этикой следует сразу при приеме на работу, когда оговариваются его служебные обязанности и полномочия.
Об основных правилах деловых взаимоотношений вы можете узнать из следующего видео:
Приказы, просьбы и советы
При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей. Несоблюдение субординации на работе должно быть отмечено руководством. Нельзя игнорировать этот факт. Необходимо сказать работнику о правилах общения. Выговор за несоблюдение субординации должен быть в строгой форме, чтобы сотрудник усвоил урок.
Словарь в помощь
Современная молодежь предпочитает находить информацию в интернете, бумажные словари уступают место электронным. Отыщем значение слова «субординация» в толковом словаре под редакцией Ожегова.
Смысл слова следующий: субординация — это соблюдение строгого подчинения младшими по отношению к старшим.
Звучит сложно и малопонятно, давайте переведем на более простой язык.
Отношения с коллективом
Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.
Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.
Фонетический разбор
Иными словами, он является разбором по буквам, звукам и слогам. Стоит начать со слогов. Будьте внимательны, слоги и переносы слова — совершенно разные вещи.
Наша «субординация» состоит из шести слогов: суб — ор — ди — на — ци — я.
- «с» — слышится как «с», глухая согласная;
- «у» — слышится как «у», безударная гласная;
- «б» — слышится как «б», звонкая согласная;
- «о» — слышится как «а», гласная безударная;
- «р» — слышится как «р», согласная звонкая;
- «д» — слышится как «д'», мягкая звонкая согласная;
- «и» — слышится как «и», гласная безударная;
- «н» — слышится как «н», согласная звонкая;
- «а» — слышится как «а», гласная ударная;
- «ц» — слышится как «ц», согласная глухая;
- «и» — слышится как «и», безударная гласная;
- «я» — слышится как «й» и «а».
В разбираемом слове 12 букв, 6 согласных и 6 гласных.
Подчиненный и начальник
Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.
Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:
- руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
- свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
- не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
- не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.
Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.
Не дружите против
В ваших интересах не дать ни одного повода для сплетен и интриг. С психологической точки зрения иногда полезно иметь на работе кого-то, кому можно выговориться. Желательно, чтобы этот человек не имел отношения к вашей непосредственной деятельности, работал бы в соседнем подразделении и не был бы связан с вами общими проектами. Именно в этом случае можно рассчитывать на объективную оценку и незаинтересованный совет.
Вне зависимости от того, с какой стороны отношений «начальник-подчиненный» вы находитесь, не позволяйте себе обсуждать других коллег или жаловаться на них. Не зря говорят, что мир тесен. Никогда не угадаешь, кто с кем дружит, водит детей в один сад или вместе ходит на йогу. Более того, никогда не угадаешь, как человек транслирует или приукрасит твои реплики, вырвав их из контекста. Говоря что-то о человеке за его спиной, легче всего нажить себе врага на работе.
Умный руководитель всегда объективен, справедлив и не замешан в коллективных сплетнях и интригах.
Деловое общение руководителей
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
- С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
- Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
- Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
- Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.
Какие бывают ошибки в таком подходе?
- Если директор всего предприятия отдает распоряжения всему отделу без ведома руководителя, то так он подрывает его авторитет. Так делать ни в коем случае нельзя. Ведь людям еще работать под его началом. А как выполнять распоряжения того, кого ты не уважаешь?
- Контролировать процесс выполнения работы должен специально уполномоченный на это человек. Случайный человек из коллектива не может взять на себя такую обязанность.
- Наказывать своего сотрудника может только его непосредственный младший руководитель. Конечно, более высокие инстанции имеют право на это, но только в присутствии и согласии непосредственного начальства.
- Работодатель должен максимально четко озвучивать свои распоряжения: какая работа, в какой срок, какая задача в приоритете.
- Начальник выходит за рамки служебно-деловых отношений. Критикуется не выполненный объем, а личные качества сотрудника. Это совершенно недопустимо. Служащего нужно стимулировать к работе, а не наоборот.
Рекомендуем ознакомиться: Модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова
Телефонное общение
Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.
Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.
Отделяйте рабочее от личного
Частая причина разногласий в коллективах — неумение сохранять границы между личным и рабочим. Со временем они могут стереться, особенно когда люди работают вместе долгое время. Тем не менее, разделять свою профессиональную и личную жизнь необходимо научиться самому руководителю, а также научить это делать своих сотрудников.
На неумение соблюдать границы в большей мере жалуются руководители-женщины. Они зачастую действительно больше склонны к эмпатии и сочувствию, а некоторые подчиненные могут позволить себе этим пользоваться. Такое положение дел может подорвать авторитет управленца.
Выход один — не посвящайте в детали своей жизни подчиненных и научитесь не выслушивать откровенные задушевные разговоры своих сотрудников. Не заставляйте своих сотрудников волноваться по поводу вашего настроения или рабочего настроя, а также сомневаться в адекватности или своевременности своих бизнес-решений из-за вашей личной жизни.
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
- когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
- необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
- если вы не можете помочь, не обещайте этого;
- не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Морфемный разбор
Для успевших подзабыть правила русского языка напомним, что морфемный разбор осуществляется по составу слова. Для наглядности приводим пример, разберем слово «субординация».
- Корень — «субордин».
- Суффикс — «аци».
- Окончание — «я».
- Основа слова — «субординаци».
Со значением и определением слова «субординация» разобрались выше, теперь и с морфемным составом все понятно.
Несоблюдение субординации
Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).
При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.
Основные правила взаимодействия между представителями компании
Нормы субординации зависят от типа иерархии:
- Вертикальная. Предполагает, что высшее звено дает указания нижнему. К примеру, руководитель дает задания своему подчиненному. Последний обязан их выполнять.
- Горизонтальная. Предполагает взаимодействие между равными по статусу сотрудниками.
Отношения, предполагающие подчинение, считаются традиционно сложными. Между руководителем и подчиненными часто возникают скрытые конфликты, которые усложняют работу. Субординация позволяет предупредить проблемы. Ее особенности зависят от того, какие именно отношения регулируются.