Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм.

Приветствую Вас, друзья!

Основной целью философии всегда было стремление понять, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. При этом с античных времён мыслители задумывались о том, удастся ли человечеству когда-нибудь найти ответы на все вопросы, или же некоторые аспекты мироустройства так и останутся для нас непознанными. Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, поэтому у каждой из версий есть свои сторонники.

Концепция, согласно которой, полное понимание мира для человека недоступно, называется гносеологическим пессимизмом. Её сторонники считают, что человеческий разум не способен понять всех аспектов мироустройства, а значит, всегда будут оставаться вопросы, достоверных ответов на которые человечество найти не сможет.

Гносеологический пессимизм включает два направления:

  • агностицизм – философская концепция, согласно которой мир является непознаваемым для человека, поскольку некоторые знания для него недоступны и никогда не будут доступны;
  • скептицизм – концепция, подвергающая сомнению надёжность истины (то есть, саму возможность достоверно понимать, что реально, а что является вымыслом).

Сегодня мы поговорим об агностицизме. Мы подробно рассмотрим суть данного учения, историю его появления и развития, перечислим основных сторонников и детально разберём, чем оно отличается от скептицизма.

Суть[править]

Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает неподвластными нам вопросы касаемо существования Творца или загробной жизни.

Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.

Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а «слабый» атеизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.

Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной. Впрочем, некоторые верующие умудряются успешно сочетать агностицизм с приверженностью конкретной религии, делая финты ушами вида «бог, конечно, непознаваем, но наш великий пророк превозмог/через апофатическое богословие мы сумели…»

Этические, правовые и политические воззрения Иммануила Канта

Кант много думал о человеке как части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средстве для достижения каких-либо целей, то есть он признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель поднял вопрос о соотношении понятий «человек» и «личность». Кант известен также как создатель учения о надисторической морали, независимой от условий жизни, общей для всех людей. Он создал, как уже говорилось, доктрину так называемого категорического императива (закона, заповеди), который существует в сознании людей как вечный идеал поведения. Существование такого императива дает людям свободу и в то же время совместно создает универсальный моральный закон для общества. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1.С. 237-247. Так, в отношении проблемы необходимого и свободного в деятельности людей он считал, что дано мыслимое расхождение: человек действует по необходимости в одном отношении, свободно — в другом. Человек действует по необходимости, потому что он поставлен своими мыслями, чувствами под другие природные явления и в этом отношении подчинен необходимости мира явлений. В то же время человек — существо нравственное. Как моральное существо он принадлежит к духовному миру. И как таковой человек свободен. Моральный закон, данный только разуму, — это «категорический императив», а закон, которому должен ежедневно подчиняться каждый человек, становится частным моральным законом для каждого живого человека. Если поступок отдельного человека не соответствует всеобщему моральному закону, а совершается человеком на основе его собственных склонностей и желаний, его нельзя назвать моральным. Действия человека являются нравственными только тогда, когда они совершаются в соответствии с универсальным моральным законом (императивом). Выполняя императивы всеобщего морального закона, человек может чувствовать себя несчастным, то есть он не получает эмпирического счастья, поэтому моральное сознание человека часто испытывает разлад, вызванный несоответствием между моральным поведением человека и ожидаемым результатом. Поэтому счастье принадлежит не к миру вещей, а к миру духовного. «Счастье — это состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию» Кант I. Критика практической концепции. — М.: Либроком, 2012. — 194 с. . Но чтобы это было так, человек должен достичь высокой степени нравственности, чтобы его воля и желания не противоречили категорическому императиву. Отдельные императивы могут быть гипотетическими, то есть выполнение того или иного правила может способствовать успеху человека в его профессии, в обществе, но главный нравственный императив стоит над ними. Она производит действия, которые, безусловно, хороши: Честность, мужество, благородство и многие другие. Если человек направит свою волю и желания на них, он испытает истинное счастье через их исполнение и достижение. В то же время человек достигает высшей цели своего существования. С этой точки зрения человек также может рассматриваться как «вещь в себе» и феномен. Когда люди подчиняются только гипотетическому императиву, то есть поступают «хорошо», чтобы достичь материальных благ, эмпирического счастья, они становятся феноменом. И только действуя в соответствии с велениями категорического императива, иногда в ущерб своему эмпирическому счастью, они становятся «вещью в себе», обретают сущность и частичную возможность познания себя. Это высшее, неэмпирическое счастье воплощено в добродетели, высшей ценности бытия. Таким образом, Кант ставил моральные принципы выше практических интересов, преобладавших в капиталистическом обществе его современников. Это было высоким достижением этики Канта, ее руководящей гуманистической ценностью. Он открыто заявил, что человек является высшей ценностью, и что воспитание в человеке нравственности и добродетели является главной задачей философии и педагогики.

Понятие агностицизма

Определение 1

Агностицизм – это одна из философских концепций, в соответствии с которой мир невозможно познать. То есть, люди не могут знать что-либо достоверно о Боге или богах, а также о действительной сущности вещей.

Сторонники агностицизма считали принципиально невозможным познать любые предельные и абсолютные основы реальности. Также ими полностью отрицается возможность доказать или опровергнуть идеи и утверждения, базирующиеся на субъективных посылах.

Помимо философского агностицизма, также существует агностицизм теологический и научный. Агностики в теологии отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая ее некоторой светской школой морального поведения в обществе, от мистической, затрагивающей проблематику существования богов, бесов, загробной жизни и религиозных ритуалов, не придавая им существенного значения. Научный агностицизм существует в качестве принципа теории познания, предполагающего, что так как опыт, полученный в процессе познания, неизбежно будет искажен сознанием субъекта. Субъект при этом принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Данным принципом не отрицается познание, а только дается указание на принципиальную неточность любого знания и невозможность полного познания мира.

Основные идеи агностицизма были сформулированы в трудах Канта, Юма и Беркли.

Замечание 1

Агностицизм полностью отрицал возможность познать материальный, объективный мир, познать истину и отвергал объективное знание.

По отношению к Богу, агностицизмом отрицается возможность познания бога, то есть получения знаний или любой достоверной информации о Боге, а тем более отрицается даже сама возможность решить однозначно вопрос о существовании бога.

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма, эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Зарождение и развитие агностицизма

Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.

В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.

Авторами классической концепции агностицизма считаются Дэвид Юм и Иммануил Кант. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, исходит из опыта. А этот опыт всегда будет ограничен, и выйти за его пределы невозможно. Соответственно, невозможно достоверно понять, насколько знание совпадает с объективной реальностью. Кант применял к объективной реальности понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Он считал, что субъект может познать в любом объекте лишь тот смысл, который вкладывает в него собственными действиями.

Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.

Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).

В чем разница между атеистом и агностиком

Оба понятия отвергают существование высшей силы, в них есть свои отличия, на которые стоит обратить внимание:

АтеистАгностик
Сознание закрытое. Изменение убежденности не происходит. Это – зрелая, сформированная личность, придерживающаяся убеждений, взглядовСознание открытое. Может менять точку зрения на протяжении взрослой жизни. Открыт для исследования нового и неизведанного
Эгоист – отрицает существование Высших силГуманист – относится лояльно. Верующие имеют особое значение
Отсутствие души. Отсутствие загробной жизниЧувствуют присутствие человеческой души внутри
Отсутствие религиозных праздниковПринимает подарки на Рождество, Пасху. Может праздновать религиозные праздники

Большое количество отличий, не значит, что нет схожих моментов в обоих понятиях:

  • здравомыслящие люди, ставящие во главе угла разум. Действие должно иметь логическое завершение;
  • четкое представление о мире;
  • невозможно доказать наличие Бога. Даже если есть подтверждение в Библии;
  • вера — конкретного процесса не существует.

Верить или нет в существование высшего, право каждого. Чтобы точно знать, версию, которой придерживается человек, нужно определиться с наличием, присутствием отрицаний.

Смотрите видео о различиях понятий – атеист и агностик:

Во что верят агностики

Агностики видят человеческий мир по-своему. Чтобы правильно осознать сущность агностицизма, необходимо разобраться во что именно верят представители повременного агностицизма:

  1. Человек не может познать мир и его явления;
  2. В отношении религии – невозможно точно определить существует Бог или нет. То есть такая религиозная концепция не может быть как доказана, так и опровергнута человеком;
  3. Нельзя точно определить границы плохого и хорошего. То есть извечный спор о добре и зле неэффективен и не принесет никаких результатов;
  4. Все подтвержденные знания всегда могут быть опровергнуты в будущем. Это означает, что знания не являются действительными;
  5. При этом, агностики не опровергают возможность того, что когда-нибудь человечество сможет однозначно определить существование тех или иных явлений.


Агностики придерживаются определенных убеждений и позиций

Определение агностицизма

Будучи прежде всего ученым, Хаксли представил агностицизм как форму демаркации. Гипотеза без подтверждающих, объективных, проверяемых доказательств не является объективным научным утверждением. Таким образом, не было бы возможности проверить указанные гипотезы, оставив результаты неубедительными. Его агностицизм несовместим с формированием веры в истинность или ложность данного утверждения. Карл Поппер также назвал бы себя агностиком. Согласно философу Уильяму Л. Роу , в этом строгом смысле агностицизм — это точка зрения, согласно которой человеческий разум неспособен предоставить достаточные рациональные основания для оправдания либо веры в существование Бога, либо веры в то, что Бога нет.

Джордж Х. Смит , признавая, что узкое определение атеиста было общепринятым определением этого слова, и признавая, что широкое определение агностика было общеупотребительным определением этого слова, способствовал расширению определения атеиста и сужению определения понятия «атеист». агностик. Смит отвергает агностицизм как третью альтернативу теизму и атеизму и продвигает такие термины, как агностический атеизм (точка зрения тех, кто не верит

в существование какого-либо божества , но не утверждает, что
знает, существует
ли божество или нет) и агностический теизм (точка зрения тех, кто не утверждает, что
знает
о существовании какого-либо божества, но все же
верит
в такое существование).

Этимология

Агностик

(от древнегреческого
ἀ- (a-)
«без» и
γνῶσις(gnōsis)
«знание») был использован Томасом Генри Хаксли в речи на собрании Метафизического общества в 1869 году для описания своей философии, которая отвергает все претензии на духовное или мистическое знание.

Ранние христианские церковные лидеры использовали греческое слово гнозис

(знание) , чтобы описать «духовное знание». Агностицизм не следует путать с религиозными взглядами, противостоящими, в частности, древнему религиозному движению гностицизма ; Хаксли использовал этот термин в более широком, более абстрактном смысле. Хаксли определил агностицизм не как кредо, а скорее как метод скептического , основанного на фактах исследования.

В последние годы в научной литературе, посвященной нейробиологии и психологии, это слово использовалось в значении «не познаваемый». В технической и маркетинговой литературе термин «агностик» также может означать независимость от некоторых параметров, например, «платформенно-независимый» (относится к кроссплатформенному программному обеспечению ) или « аппаратно-независимый ».

Квалифицирующий агностицизм

Шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Хьюм утверждал, что значимые утверждения о вселенной всегда допускают некоторую степень сомнения. Он утверждал, что склонность людей к ошибкам означает, что они не могут получить абсолютную уверенность, за исключением тривиальных случаев, когда утверждение истинно по определению (например, тавтологии, такие как «все холостяки не женаты» или «все треугольники имеют три угла»).

Типы

Сильный агностицизм (также называемый «жесткий», «закрытый», «строгий» или «постоянный агностицизм») Мнение о том, что вопрос о существовании или несуществовании божества или божеств, а также о природе конечной реальности непознаваем по причине нашей естественной неспособности проверить любой опыт с чем-либо, кроме другого субъективного опыта. Сильный агностик сказал бы: «Я не могу знать, существует ли божество или нет, и вы тоже». Слабый агностицизм (также называемый «мягкий», «открытый», «эмпирический» или «темпоральный агностицизм») Мнение о том, что существование или несуществование каких-либо божеств в настоящее время неизвестно, но не обязательно непознаваемым; следовательно, никто не выносит приговора до тех пор, пока не появятся доказательства, если таковые имеются. Слабый агностик сказал бы: «Я не знаю, существуют ли какие-то божества или нет, но, может быть, однажды, если будут доказательства, мы сможем что-то выяснить». Апатичный агностицизм Мнение о том, что никакие споры не могут доказать или опровергнуть существование одного или нескольких божеств, и если одно или несколько божеств существуют, они, похоже, не озабочены судьбой людей. Следовательно, их существование практически не влияет на личные человеческие дела и не должно вызывать особого интереса. Апатичный агностик сказал бы: «Я не знаю, существует ли какое-либо божество или нет, и меня не волнует, существует оно или нет».

Подкатегории агностицизма

В агностицизме выделяют 4 подкатегории:

  1. Слабый. Для сторонников слабого или временного агностицизма вопрос изучения бога не имеет ответа. Они убеждены, что человеческому разуму подобное не доступно.
  2. Сильный. Его также называют абсолютным или строгим. Агностики этого направления считают доказательство существования или несуществования бога невозможным, поскольку ни одну из теорий нельзя проверить.
  3. Безразличный. Приверженцы безразличного направление считают сам вопрос существования или несуществования бога не существенным. Оно основано на убеждении, что ни у теистов ни у атеистов нет убедительных доказательств, поэтому эту тему бессмысленно рассматривать.
  4. Игностицизм. Представителей этого направления интересует не только сама возможность существования бога. В первую очередь ни стремятся дать точное определение понятию «бог». Пока в научном сообществе не будет четкого определения для объекта исследования, начать его изучение невозможно.

Зачастую агностики не присоединяются к конкретной группе, называя себя просто агностиками, без уточнений.

Как агностики видят мир — примеры

Человек, который может сказать про себя: «Я — агностик», видит мир как бесконечно открывающиеся ему новые знания. Он считает, что если любое доказательство или теорию со временем можно опровергнуть и доказать ее несостоятельность, то и с любым другим знанием может произойти то же самое.

Например, люди долгое время были убеждены, что Земля плоская и стоит на черепахе и трех китах. Это была вполне вероятная теория, ведь каждый, посмотрев вокруг, замечал, что плоскость действительно ровная. А рассказы путешественников о том, что в море есть край, через который вода переливается далеко вниз, лишь подтверждали догадки.

Но со временем теория о плоской Земле была разрушена, люди увидели доказательства шарообразности планеты и поверили в это. Предыдущее знание, в которое долго верили, разрушилось.

Та же история и с материей. Принято считать, что вся окружающая действительность состоит из мельчайших частиц — атомов. И никто не сомневается в этом. Но как только ученые смогли создать более мощный микроскоп и рассмотреть, что атом состоит из еще более мелких частиц, теория потерпела крах.

Получается, что менять убеждения можно до бесконечности. Это вопрос лишь времени и технического прогресса.

Иммануил Кант — основатель немецкой классической философии

Любопытный факт: выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Это знаменательное событие произошло 22 апреля 1724 года. Но в тот день никто не мог предположить будущей славы сына простого ремесленника и домохозяйки. Четвертый ребенок среди одиннадцати братьев и сестер, маленький Кант рос в слабом здоровье, но с быстрым умом. Когда его родители заметили это, они отправили юного Иммануила учиться в гимназию в возрасте 9 лет. Почти сразу же мальчик проявил живой интерес к истории и латыни. Хотя основной предмет — теология — не казался ему таким уж интересным. Но что больше всего удивило биографов мыслителя, так это то, что в средней школе Кант не проявлял ни малейшего интереса к философии. Его учеба была посредственной, но он всегда учился строгой дисциплине. После окончания гимназии Кант в 1740 году поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета, который был основан еще в 1544 году и имел давние академические традиции. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку, поскольку у него появился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и многим другим наукам. Возможно, это было связано с духом, царившим в этом древнем центре науки. Молодой ученый планировал защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестер и себя, Кант устроился частным репетитором и проработал там 10 лет. Именно в этот период он вел активную научную деятельность, переосмысливая научное мировоззрение эпохи. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с. Ряд выдающихся ученых эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), поколебали средневековые научные представления, долгое время господствовавшие в Европе. В обществе происходили постепенные, но важные изменения: Абсолютизму и феодализму начал противостоять зарождающийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, особенно механика, также повлияли на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и других создали настоящую научную революцию. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика заменила религиозную схоластику, философия перестала служить только теологии, а начала развиваться как самостоятельная дисциплина. В то же время мировоззрение людей освобождалось: На первый план вышли ценности разума и прагматизма, а романтические идеалы рыцарства и монашества были отодвинуты на задний план. В людях пробудилась жажда знаний об изучении общества, потребность объяснить окружающий мир с научной и философской точки зрения, отделенной от теологических представлений. Следует отметить, что эти тенденции еще не были чисто атеистическими. Термин «Бог» использовался как в философии, так и в теологии. Но философия трактовала его как совершенно новую категорию, отождествляя с «высшим разумом» и «природой». Мыслители эпохи Просвещения (конец 17-18 века) пытались сквозь нагромождение догм и элементов культа «истинного Бога» увидеть природу гармоничных отношений в треугольнике «Бог-Природа-Человек». В то же время общество еще не было готово принять эту «гармонию», слишком полную свободы мысли и равенства. Религиозные конфликты сменились войнами за политическую власть. Возникла острая необходимость в формировании новой рационалистической, но в то же время гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д. Грядовский Д. И. История философии. Книга 3.

Педагогическая деятельность Канта

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, особенностями общественных отношений Пруссии того времени. Основываясь на космогоническом учении Ньютона, И. Кант выдвинул революционную теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамической эволюции Вселенной, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Кант понимал образование звезд и планет как результат трения притягивающих и отталкивающих частиц. Изучая строение Вселенной только с точки зрения механики, Канту во многом удалось опередить астрономическую науку своего времени, что указывало на несомненную гениальность ученого. Безусловно, в его теории были недостатки, но их нельзя оценивать строго с точки зрения неразвитых научных идей того времени. В 1755 году Кант представил в Кенигсбергский университет две диссертации, одну из которых он защитил и успешно сдал экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получил звание приватдоцента — внештатного лектора, который мог брать со студентов деньги за свои лекции. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности, требовался немалый талант, ведь нужно было удерживать внимание студентов именно на его лекциях. И Кант с успехом справился с этой задачей. После этого в течение 41 года он преподавал, вызывая неизменный интерес и репутацию среди молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естественным наукам чередовались с лекциями по географии, механике и этике. Позже были добавлены такие экзотические дисциплины, как фортификация и пиротехника, которые свободно подчинялись энциклопедическому уму Канта. Нарский И. С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с. После Семилетней войны Кант некоторое время был подданным России, что вновь связало его судьбу с Россией. С 1770 года он получил официальную должность на кафедре университета. Постепенно ему удалось заработать состояние, но преподавание отнимало много сил, оставляя Канту мало времени для философской деятельности. Однако Кант использовал даже эти «крохи» удивительно эффективно. Каждый день мыслитель четко планировал, выделяя расчетные часы для интеллектуальной работы и размышлений. Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 — 1770), был отмечен повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы отмечали выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых природных явлений. В непосредственный философский, так называемый критический период своего творчества Иммануил Кант посвятил себя разработке своего гносеологического и метафизического учения. Его ум был занят вопросами познания и существования, морали, эстетики и права. В 1781 году была опубликована его знаменитая работа «Критика чистого разума», затем появились «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднял важнейшие вопросы гносеологии, этики и эстетики и дал миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, повлиявший на дальнейшее развитие философии. Появились и прочно вошли в терминологию философии такие основные понятия философии Канта, как «вещь в себе», «Anschauung», «apriori», «трансцендентализм», «антиномия», «целесообразность», «ценность» и др. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15.С. 12-18. Так родилась классическая немецкая философия — дитя немецкого Просвещения, подарившая миру две новые идеи: активную природу человека и непрерывное развитие.

Кто это такой

Непонятность термина агностик и кто это простыми словами можно объяснить, как присутствие постоянных сомнений человека в истинности фактов. Это тот, кто не поверит чужому опыту или взглядам без предоставленных объективных, научных доказательств. Это материализм, но вместе с тем, агностик не отрицает присутствие духовного мира и влияние энергий на развитие человека, только ждёт реальных доказательств, прежде чем это утверждать. Таким людям свойственен высокий интеллект, заставляющий постоянно сомневаться, анализировать вселенную во всей её совокупности и каждый раз приходить к выводу сколь малы человеческие возможности, а также продолжительность жизни, чтобы реально постигнуть то, что происходит в мировых процессах на глобальном уровне (а это необходимо даже для объяснения функционирования наших клеток).

Агностики отрицают только мистическую сторону веры и религии, при этом поддерживают её влияние на ценностно-смысловое и духовное пространство личности, на формирование её внутренней структуры, а также регулировки поступков. Агностик рассматривает любую религию не как набор верований и утверждений существования невидимого мира, но как модель построения жизни, определённый набор норм и правил, руководствуясь которыми личность продолжает свой путь. Это касается любых информаций, не принимаемых за точку отсчёта, ведь любое знание меняет субъективную картину мира и тогда личность подвергается изменениям, под этими изменениями происходит также трансформация трактовки. В итоге через множество накладок субъективного восприятия реальное представление о чём бы то ни было отсутствует, о чём и говорит агностик.

Единственные религии, способные обойти агностицизм в его критическом отношении – это буддизм и даосизм, поскольку в них нет трактовки персоны бога, а есть только свод предлагаемых правил построения своей жизни. Вера, как руководство по оптимальному построению внутренних этических норм вполне подходит агностику, поэтому если они и увлекаются какой-то верой, то обычно это учения об энергиях, взаимодействии и подобные, где нет персонификации.

Связь агностицизма и религии

Агностицизм ошибочно считают религиозным верованием. Но это неверное понимание сути направления. Учение агностиков не отрицает существование богов, но не считает религии достоверным источником знаний о высшем первоначале. Оно отрицает возможность доказать истинность утверждений с помощью рационального подхода, которым руководствуются ученые в процессе изучения любой гипотезы.

Агностик может верить в бога, но быть приверженцем конкретной религии — нет. Догматические религии не оставляют места для сомнения, и противоречат агностическому убеждению в невозможности познания мира. Поэтому вера в бога может быть только неопределенной верой в идею, а не конкретный объект.

В некоторых религиях, определение бога дается кратко или не дается вообще. В буддизме и даосизме отсутствие персонифицированного бога позволяет избегать конфликта между религией и агностицизмом.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого»

.

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д

Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Истоки агностицизма

Первоначально божественная составляющая в данном философском учении практически отсутствовала. Первыми предпосылками возникновения агностицизма были сомнения, возникшие в отношении абсолютности познания, изменчивости мира как такового. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» — вполне вписывалось в концепцию и во многом определяло ее.

Словом, философскую основу данного мировоззрения заложили еще античные агностики. Представители того времени, такие как Сократ или тот же Протагор, не говоря о софистах и скептиках, говорили только о невозможности полного проникновения в суть вещей как таковых. Только потом, с течением времени, в парадигме изучаемых ими явлений возник бог.

Знаменитые агностики

Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.

Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:

  • А. Смит;
  • О. Конт;
  • О. Конт;
  • Б. Рассел.

По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.

Список литературы

  1. Абдильдин Ж.М.: Диалектика Канта. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 160 с.
  2. Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское просвещение. Иммануил Кант. — Издательство «Единство-Дана», 2011 г. — 472 с.
  3. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. — МОСКВА: ПЕР СЭ, 2011. — 480 с.
  4. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с.
  5. Кант И. Критика практического разума. — М.: Либроком, 2012. — 194 с.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо, 2012. — 736 с.
  7. Кант И. Наброски метафизики морали. — М.: Мысль, 2001. — 1472 с.
  8. Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.
  9. Нарский И.С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.
  10. Никитина И.П. Эстетика. — М.: Юрайт, 2013 г. — 680 с.
  11. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. — 253 с.
  12. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.
  13. Самылов В. Формирование принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.
  14. Семенов Е. В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.
  15. Сердечна В. В. Учения о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.
  16. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.
  17. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 304 с.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого»

.

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений

И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Агностицизм как мировоззрение

Агностицизм — не просто особое отношение к вопросу веры и религии, это отдельный вид мировоззрения, находящийся между верой в сверхъестественное и научным взглядом на мир. Для агностичекого подхода важно допускать существование бога, но подвергать сомнению любые доказательства его существования.

Агностическая этика не допускает догматизма. Это не отдельная парадигма, а интеллектуальная позиция. Каждый, кто причисляет себя к агностикам, должен рассматривать религию с позиции логики. Быть агностиком — значит быть скептиком. Представителей каждой философской школы, основанной на идее отрицания абсолютного познания, можно причислить к агностикам. При этом сами учения могут кардинально отличаться друг от друга.

Агностик – кто это? Общее понятие термина

Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.

История возникновения идеологии

Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.

Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.

Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.

Агностицизм в общем виде

Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.

Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.

При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.

Чем отличается агностик от атеиста?

Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.

Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.

Отношение между агностицизмом и другими религиями

Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.

Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.

Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.

Кто может считать себя агностиком?

Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.

Чуть больше о сути понятия

Для того чтобы понять в полной мере смысл данного термина, обратимся снова к этимологии. Уже при зарождении агностицизма к заимствованному из греческого языка корню была добавлена морфема отрицания. Так из gnosis получилось agnostos, что в переводе означает «недоступный познанию».

Что же скрывается за словом «агностик»? Определение его было окончательно сформулировано относительно недавно – в 1869 году, однако это вовсе не свидетельствует об отсутствии агностицизма как явления и точки зрения до этих пор. Еще во времена Античности данная позиция имела место, а со временем она укреплялась, развивалась и совершенствовалась. В частности, в философии Протагора, в античном скептицизме и у софистов четко прослеживались ключевые идеи данного направления.

В большей же мере взгляды такого рода были присущи философам-идеалистам.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Материализм и идеализм в философии
  • Философия конвенционализма
  • Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда: перспектива или заблуждение?
  • Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
  • Теория познания
  • Возникновение позитивизма
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Неопозитивизм и принцип верификации
  • Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами
  • Зачем разбираться в философии?

Ключевые слова:1Когнитивистика

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Важно!

Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся:

И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.

Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика

Течение, отрицающее существование истины, называется «скептицизм». Именно скептики сделали провозглашение «Истины нет» главным тезисом своей доктрины. Что, конечно же, было совсем не случайно. Скептики пришли к своему тезису — как ни странно это может показаться на первый взгляд — очевидным путем, то есть логически развивая определенные позитивные утверждения. Знаменитая апория Зенона доказала, что пространство одновременно прерывисто и непрерывно, то есть оно не может быть ни тем, ни другим. Пространство, понимаемое как прерывное, делает эту идею абсурдной. Даже в виде непрерывного пространства. Поэтому она должна была объединить противоречивые свойства. И этот вывод казался логически непогрешимым. Казалось, она раскрывает границы логики, ошибочность ее правила, согласно которому явления всегда едины, всегда тождественны самим себе. То есть, что истина непоследовательна. Здесь исследователям показалось, что верны как прямое, так и обратное утверждения. Что оставалось делать исследователям? Только сложить руки и признать: «Истины нет». В конце концов, истина — это определенное суждение. Не существует истины там, где диаметрально противоположное суждение признается наряду с суждением — как одинаково истинное. Так получилось, что древние скептики, столкнувшись с некоторыми особенностями движения, с его явными противоречиями, заскрежетали зубами мудрости.

Нужно ли становиться агностиком

На сегодняшний день в мире постоянно растет количество агностиков и атеистов. Это в первую очередь связано с прогрессивным развитием общества и науки. А также с тем фактом, что все больше государств становятся светскими (нерелигиозными). Поэтому вопрос «Нужно ли становиться агностиком» лежит исключительно на вас и ваших взглядах. Вы должны сами решить, какие взгляды и позиции являются для вас более верными.

Как стать агностиком

Так как агностицизм не является религией, то процедура становления представителем этого течения достаточно простая. Осознание действительности «Я агностик» требует прохождения определенного процесс ознакомления с соответствующей литературой. Давайте рассмотрим этот процесс:

  1. Изучите литературу об агностицизме;
  2. Сделайте вывод, подходят ли лично вам такие позиции;
  3. Если вы являетесь представителем какой-то религии, то вам необходимо от нее отказаться. Так как вера предполагает абсолютную веру в наличие высших сил. Колебаний здесь быть не должно;
  4. Просто начните придерживаться принципов агностиков.


Нельзя остаться, например, иудеем, если вы – агностик

Как перестать быть агностиком

Процедура такая же легкая, как и становление агностиком. Просто перестаньте сами причислять себя к агностикам. Никаких специальных способов выхода из этой «веры» нет. Вы, как и все люди, постоянно развиваетесь, а соответственно ваше мировоззрение и взгляды на жизнь могут меняться с возрастом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]