Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей

  1. Главная
  2. Полезная информация
  3. Вопросы реабилитации
  4. Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей

При дезадаптации человек постепенно теряет навык приспосабливаться к внешним условиям, взаимодействовать с другими людьми, социальной средой и т.п. Для пожилых людей эта проблема особенно серьезна. После выхода на пенсию, по мере ухудшения состояния здоровья, при появлении психических проблем происходит социально-психологическая дезадаптация, возникают трудности во взаимодействии с внешним миром.

Психологические нарушения

Их набор определяется причинами дезадаптации, особенностями личности, психическим состоянием. Возможно появление следующих проблем.

Агрессия. Пожилому человеку становится труднее общаться и взаимодействовать с окружающими. Из-за этого формируется негативное мышление, враждебность, отрицательный настрой. При дезадаптации теряется навык поиска компромисса, обсуждения, выработки договоренностей. Вместо этого человек пытается добиться желаемого прямым агрессивным поведением, давлением или манипуляциями.

Замкнутость. В пожилом возрасте поводов для общения с окружающими становится меньше, постепенно утрачиваются почти все интересы и социальные связи. Навыки коммуникации теряются, человек использует их все реже. Он замыкается в себе, избегает любых контактов, становится молчаливым, предпочитает одиночество, стремится «защищать» от других людей свое настроение, намерения, установки.

Эгоцентризм. На фоне замкнутости, отсутствия общения человек все глубже погружается в собственные, внутренние переживания. Он полностью сфокусирован на себе, внешние события или условия теряют значение. Важными становятся только его интересы, желания, мотивы. Резко снижается способность к эмпатии, пониманию окружающих. Эгоцентризм может сопровождаться глубокими переживаниями о своей «ненужности», оторванности от общества, но они не ведут к реальным действиям.
У вас есть вопросы?
Мы перезвоним в течение 30 секунд

или позвоните по номеру

Нажимая кнопку «Отправить»

, вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Если не компенсировать такие нарушения, постепенно поведение и эмоциональное состояние будут ухудшаться. Возможно появление:

  • обидчивости. Концентрация на себе, своих желаниях и потребностях провоцирует тяжелую реакцию, если пожилого человека оставляют без внимания. Он может требовать постоянного участия и обижаться, переживать, не получая его;
  • мнительности, тревожности. Чем меньше объем взаимодействия с внешним миром, тем более опасным он начинает казаться. Любые события несут в себе угрозу, перемены всегда воспринимаются негативно, от каждой ситуации можно ожидать только плохого;
  • апатии, депрессивного состояния. Развивается на фоне отказа от общения. Уровень активности постепенно снижается, интересы утрачиваются, нет желания заниматься обычными делами. Без коррекции человек перестает проявлять какую-либо инициативу;
  • иллюзий. Обычно носят негативный характер, их появление часто провоцирует мнительность. На ее фоне увеличивается подозрительность, отношение к окружающим, к родственникам может становиться враждебным. Это может формировать нездоровые иллюзии: пожилой человек считает, что его хотят обворовать, отравить, причинить ему вред и т.п. Вместе с замкнутостью такие убеждения могут переходить в бредовое состояние.

Социальные нарушения

Часто связаны с проблемами коммуникации, снижением активности, изменениями социального статуса, образа жизни.

Проблемы с удовлетворением социальных потребностей. Это — трудности в общении, взаимодействии с другими людьми. Возникают на всех уровнях: от поддержания отношений внутри семьи до разовых контактов с продавцами в магазинах, работниками сферы обслуживания и т.п.

Трудности с поддержанием социальных ролей. Это — проблемы с осознанием себя пенсионером, с изменениями статуса в обществе и внутри семьи, неспособность адаптироваться к ним.

Частые внешние или внутренние конфликты. Пожилой человек не может обходиться без них, сохранять спокойное состояние долгое время. Это связано с психологическими нарушениями: мнительностью, подозрительностью, тревожностью, раздражительностью.

Неспособность к выполнению социальных функций. Они остаются даже после выхода на пенсию. Это может быть помощь друзьям, знакомым, участие в воспитании внуков, в ведении домашнего хозяйства вместе с другими членами семьи и т.п. Из-за дезадаптации пожилой человек может или отказываться выполнять такие функции или терять способность делать это.

Статья:

Проблемы дошкольного детства зачастую обращают на себя внимание лишь тогда, когда они перерастают в школьные трудности и только тогда родители начинают понимать, что время упущено, что именно в дошкольном детстве формируются базовые знания, умения и ценности ребёнка.
Социальная адаптация является одной из составляющих психологической готовности к школе. С каждым годом всё больше детей, которые не могут наладить контакт со сверстниками, с педагогом, решают проблемы только с помощью кулаков, становятся изгоями в классе. А значит, страдает психика ребёнка, снижается его успеваемость.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социум — общество, значит социальная адаптация — это умение жить в обществе, иметь знания о нём, выполнять нормы общения и поведения в обществе. Песталлоци И.Г. считал, что счастье каждого человека зависит от степени его приспособленности жить в тех социальных условиях, в которых он появился на свет. Итак, если адаптация это приспособление индивида к условиям социальной среды, то дезадаптация — это неприспособленность его по каким — то внешним или внутренним причинам к жизни в обществе. Внутренние причины: нарушения в развитии — дети — инвалиды, умственно — отсталые дети (у них наблюдаются неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественной жизни) Внешние причины: недостаток воспитательных ресурсов родителей, асоциальные семьи, воспитание ребёнка в неполной семье, вне семьи (детские дома). Воспитание ребёнка вне семьи это очень серьёзная проблема нашего общества, статистика такова, что 70 -75% детей оставшихся без попечения родителей имеют нервно — психические паталогии, имеют стойкие эмоциональные нарушения, плохо приспосабливаются к общественной жизни в дальнейшем зачастую ведут асоциальный образ жизни. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». При этом суть современной позиции состоит в том, что это не столько право над ребенком (подчинение родителям), сколько ответственность перед ним. Признавая ценность семьи, важно отметить, что многие родители не проявляют родительского отношения, учитывающего особенности эмоционального, личностного развития ребенка. Многие ошибки родительского отношения к детям лежат в их неадекватном представлении о своей родительской роли. Они часто переносят на своих детей те отношения, которые воспроизводят характер отношений их родителей к ним в раннем детстве или то, что они недополучили от родителей в своем детстве. Серьезная и по сути семейная, психокоррекционная задача возникает перед психологом не в том, чтобы диагностировать родителей, выносить оценки их несостоятельности, а помогать им в осознании необходимости становиться «хорошими родителями», понимающими проблемы детей и стремящимися к правильному развитию и социализации детей. Это значит: • Расширять знания ребёнка о социуме (посещение выставок, музеев, театров и т.д.); • Расширять кругозор ребёнка: совместный просмотр познавательных телепередач, чтение рассказов, сказок …, совместная деятельность с ребёнком); • Поддерживать культуру общения и поведения в семье (дети зеркало своих родителей); • Активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка; • Стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их, отреагировать эмоции с помощью игры, рисунка. • Поддерживать успехи ребенка; • Исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком; • Знать возрастные нормы и особенности развития детей дошкольного возраста и исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку. Эти простые правила оказываются самым действенным средством первичной профилактики социальной дезадаптации детей. Чтобы их доносить необязательно быть детским психотерапевтом. Общим итогом такой работы с родителями «в проблемной семье» становится понимание, что «хорошее родительское отношение» — это результат семейного доверия, признания, а не страха и давления, и, что насилие по отношению к детям — зло. Что делается в детском саду для профилактики социальной дезадаптации. Администрацией: • Проводятся дни открытых дверей для родителей. • Проводятся общесадовские родительские собрания. • В детском саду работает клуб «Родительский дом – начало начал». • Администрация заключает договора на сотрудничество с музеем, театрами, выставками и в течение года дети посещают эти общественные заведения. • Составлен план по сотрудничеству со школой №25.

Воспитателями: • Проводится работа по ознакомлению с окружающим, ОБЖ, экологии и валеологии, ознакомление с историей и культурой народов. • Создаётся развивающая среда. • Развивается художественно – творческая деятельность (театрализованные, сюжетно – ролевые игры, рисунки семьи, выступления на праздниках….) • Детей знакомят с правами ребёнка. • Идёт социализация ребёнка через художественную литературу. • Прививается культура общения и поведения ребёнка. • Проводятся совместные с родителями праздники, выставки работ, чаепития… • Педагоги «включают» родителей в жизнь группы.

Педагогом – психологом: • Проводится обследование детей и выявление детей «группы риска» и семей группы «социального риска» (неблагополучные семьи). В течении года с ними проводятся индивидуальная и подгрупповая работа. • Проводится социометрия групп, выявляются дети с низким статусом, проводятся мероприятия по повышению статуса этих детей в группе сверстников и повышению их самооценки. • С детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю проводятся групповые мероприятия на развитие коммуникативных качеств и социализацию. • По мере комплектации групп проводятся детско – родительские встречи с элементами тренинга. • Проводятся плановые и по запросу педагогов и родителей консультации. • Выступления на педагогических советах и родительских собраниях.

Уважаемые родители! Помните, что для ребёнка – дошкольника родители – эталон во всём. Ребёнок копирует всё и хорошее и плохое, недаром, народная мудрость гласит — дети зеркало своих родителей! Поэтому от того какие родители, какие взаимоотношения в семье, какую модель воспитания выбрали родители, насколько они компетентны в вопросах воспитания от всего этого и будет зависеть уровень социальной адаптации ребёнка, а значит и его дальнейшая судьба. Любите своего ребёнка любым. И помните, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё! Удачи вам и вашему ребёнку!

Факторы риска социальной и психологической дезадаптации у пожилых людей

Одиночество. Его считают основным провоцирующим моментом. Человек оказывается изолированным, меньше общается. Постепенно навыки коммуникации утрачиваются, а существующие эмоциональные проблемы заостряются. Это запускает дезадаптацию, которая быстро становится неконтролируемой. Справляться с нею самостоятельно не удается. Негативные изменения происходят особенно быстро, если рядом нет родственников, близких.

Социальная среда. В России она считается одной из самых «недружелюбных» по отношению к пожилым людям. Соцобслуживание — минимальное, и доступно не всем пенсионерам. Волонтерская деятельность ведется в ограниченных объемах. У пожилых почти нет «площадок», возможностей для общения, формирования новых интересов. Начиная с определенного возраста, человек оказывается в изоляции: ему все сложнее поддерживать нормальный объем общения, социальной активности даже при условии, что он хочет это делать.

Особенности личности. С возрастом неприятные черты характера могут «заостряться», проявляться ярче. Это усиливает дезадаптацию — негативное мышление становится доминирующим, а уровень критики собственных поступков снижается.

Факторы социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация – это достаточно разностороннее явление, в основе которого помимо признаков лежит также и ряд факторов, которые влияют на ее характер и затрудняющие социальное приспособление индивида к окружающим его условиям. К факторам социальной дезадаптации относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Факторы социальной дезадаптации 480 ₽ Реферат Факторы социальной дезадаптации 250 ₽ Контрольная работа Факторы социальной дезадаптации 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Культурно-социальная депривация, которая может варьироваться от слабой до сильной. В данном случае она выражена в том, что индивида принудительно или по его собственному желанию лишают различных благ и потребностей, которые играют важную роль в его жизнедеятельности. Без данных благ человек не может нормально существовать, заниматься определенным видом деятельности, а также налаживать контакты с людьми для общения и обмена информацией.
  2. Психологическая и педагогическая запущенность, которая чаще всего исходит из раннего детства индивида. Ответственность за запущенность лежит на родителях человека, а также на педагогах, которые невнимательно и пренебрежительно относились к индивиду.
  3. Чрезмерная стимуляция новыми общественными ценностями и нормами. Попадая в новую среду, человеку важна постепенная адаптация и своевременное принятие новых норм. Но если он вступает в среду резко, и ему предлагается большое количество ценностей, это приводит к неприятию и их отторжению. К тому же, человек начинает испытывать дискомфорт и чувствует себя неполноценным, потому что думает, что обладает недостаточными навыками для восприятия новых норм и условий.

Также к факторам социальной дезадаптации относятся недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции (недостаток в знаниях и умениях воспользоваться новыми нормами и ценностями); потеря сформировавшихся форм наставничества (потеря семьи, опекуна, учителя); утрата привычного коллектива (в связи с болезнью, сменой вида деятельности, переездом в другую страну); низкая степень психологической готовности к овладению профессией (недостаточный уровень коммуникативности, ответственности, желания работать над своими ошибками и получать новые знания); ломка динамичных стереотипов, акцентуации характера, психопатическое формирование личности в конфликтных условиях.

Профилактика дезадаптации пожилых людей

Пожилому человеку важно оставаться активным, чувствовать себя нужным и полезным. Ключевую роль в этом играет близкое окружение, семья. Важно как можно дольше сохранять широкий (но посильный) круг обязанностей, подчеркивать значение пожилого родственника, общаться с ним как можно больше, привлекать его к участию в жизни семьи. От дезадаптации хорошо защищает контакт со сверстниками и с представителями других поколений, высокий уровень социальной активности, участие в общественных делах, волонтерство и т.п.

Другое направление профилактики — медицинский контроль. Мед рекомендует регулярно проходить обследование у психотерапевта или психиатра. С возрастом появляются нарушения когнитивных функций, патологические состояния и заболевания, требующие врачебного контроля. Важно вовремя диагностировать их. Это поможет отложить начало дезадаптации или вообще избежать ее.

Записаться на консультацию

  • Выбор реабилитационного центра
  • Этапы реабилитации
  • Массаж как средство реабилитации
  • Составление программ реабилитации
  • Лечение старческого слабоумия
  • Галлюцинации у пожилых
  • Реабилитация после перенесенных инсультов
  • Реабилитация после черепно-мозговых травм
  • Лечебная физкультура в реабилитации после травм, заболеваний
  • Лабораторная диагностика в период реабилитации
  • Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
  • Физическая активность в реабилитации пожилых
  • Диетотерапия как часть реабилитации пожилых
  • Реабилитация пожилых людей при алкогольной зависимости
  • Характерные для пожилых людей клинические синдромы и способы коррекции
  • Медицинская реабилитация при деменции
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]