Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях. Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…». Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.
Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

  • снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • состояние повышенной усталости
  • перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • чувство вины или стыда
  • рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • нежелание общаться с кем-либо
  • мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Клинические проявления

В зависимости от симптомов выделяют такие варианты циклотимии у подростков:

  • витальная;
  • анестетическая;
  • апатическая.

Витальная форма

Среди клинических проявлений преобладает:

  • беспричинный пессимизм;
  • уныние;
  • подавленность;
  • тоска;
  • тревога;
  • постоянное чувство вины, самобичевание, что сопровождается навязчивыми идеями стыда и моральной ответственности;
  • заниженная самооценка.

Нередко такое эмоциональное состояние сопровождается вполне ощутимыми соматическими проявлениями. Ребенок жалуется на дискомфорт, стеснение, ощущение сдавленности, «тугого обруча», стягивающего грудную клетку. Нередко появляется одышка, усиливающаяся при стрессовых ситуациях.

Анестетическая форма


Подобный вариант циклотимии у подростков характеризуется эмоциональным отчуждением и отстраненностью, а при тяжелом течении достигает степени болезненного бесчувствия. У ребенка отсутствует настроение, желание делать что-либо, он не чувствует ни скуки, ни тоски, ни радости, ни удовольствия. Все кажется ему неестественным, отдаленным, чужим. Нередко пациент описывает свое состояние как «существование за высоким забором», «полную изоляцию от окружающей действительности».

При этом больной полностью осознает перемены в своей психике и поведении, страдает от этого. Снижается способность к концентрации внимания, обобщению, систематизации и анализу новой информации. Одновременно притупляется чувство голода, насыщения, жажды и т.д.

Апатическая циклотимия

Отличается снижением общего жизненного тонуса, безучастностью ко всему происходящему вокруг, в том числе и к результатам собственного труда, успехам в учебе. Все действия совершаются скорее по инерции, автоматически. Кроме того, теряет выразительность мимика, речь становится односложной, простой, движения — замедленными, скованными.

Большую часть времени ребенок предпочитает проводить в кровати, не проявляя ни к чему интереса. В клинической картине доминируют ощущения внутреннего дискомфорта, безысходности. Это сочетается с общей вялостью, астенией.

Общие симптомы

Для всех форм циклотимии у подростков типична смена депрессивного эпизода гипоманией (гипертимическим аффектом). Тоску и угнетенность заменяет ощущение эйфории, которая сопровождается:


  • ускорением когнитивных процессов;
  • говорливостью, чрезмерной общительностью;
  • повышением физической активности, психомоторным возбуждением;
  • общим эмоциональным подъемом;
  • жизнерадостностью;
  • ощущением телесного комфорта, благополучия;
  • отсутствием чувства усталости.

Подросток строит множество планов и стремится немедленно приступить к их реализации. Но как правило, закончить начатое удается крайне редко — ребенок часто отвлекается, «переключается» на другие дела. Ему быстро надоедает однообразная, кропотливая, требующая внимания деятельность, при этом отсутствует чувство ответственности, обязательность.

Гипоманиакальный синдром при циклотимии у подростков отличается постоянной потребностью в удовольствиях. Именно это обычно становится причиной употребления алкоголя, наркотиков, поиска новых ощущений в совершении противоправных поступков.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

  1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.
  2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.
  3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.
  4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
  5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.
  6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.
  7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.
  8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.
  9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.
  10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.
  11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

  • Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.
  • «Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.
  • «Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.
  • Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.
  • Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», « не вижу смысла…».
  • Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).
  • Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.
  • «Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком и\или явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Записаться на консультацию к врачу

Нажимая на кнопку «Отправить заявку» я подтверждаю свою дееспособность и что мои персональные данные могут быть сохранены и обработаны

Симптомы депрессии у подростков

Признаки депрессии у подростков условно можно разделить на 3 большие группы:

  • изменения в настроении;
  • изменение поведения;
  • физиологические перемены.

Исходя из этого, можно выделить следующие симптомы депрессивного расстройства:

  • Апатия. Ребенок становится абсолютно равнодушным ко всему. Его не радуют прежние увлечения и хобби, иногда становится сложно даже подняться с кровати. Пропадает мотивация и интерес к учебе, снижается успеваемость.
  • Психосоматические боли. Бывают абсолютно любой локализации: головные, абдоминальные, мышечные, суставные.
  • Общее угнетенное состояние, меланхолия, которая не проходит длительное время.
  • Забывчивость, рассеянность, снижение работоспособности.
  • Немотивированная тревожность, переживания.
  • Проблемы со сном. Ночью ребенку сложно уснуть, а днем его одолевает сонливость.
  • Изменения во внешнем виде. Подростка перестает волновать, как он выглядит. Ребенок подолгу может ходить в грязной одежде, не причесываться, игнорировать элементарные гигиенические процедуры.
  • Расстройство пищевого поведения. Проявляется как полная потеря аппетита, анорексия, булимия или напротив – заедание проблем, неуемный аппетит.
  • Заинтересованность алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами. Если у ребенка есть старшие товарищи, они могут покупать спиртное, сигареты, запрещенные вещества и угощать ими подростка, который, в свою очередь, не откажется от предложения, чтобы завоевать определенный статус в коллективе.
  • Раздраженность, язвительность в общении. Ребенок агрессивно ведет себя с родителями, учителями, отказывается слушать, разговаривать, уходит в себя, совершает плохие поступки.
  • Эмоциональные перепады.
  • Разговоры о смерти, суициде. Если ребенок заинтересовался темой смерти, суицида, начал постоянно использовать фразы «не вижу смысла в жизни», «все равно все умрем», «я так больше не могу», родители должны насторожиться и обратить на это внимание.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

  1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
  2. Романтизирует смерть и самого умирающего.
  3. Шутит о смерти
  4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
  5. Частые травмирования и порезы
  6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

  • Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.
  • Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.
  • Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
  • Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
  • Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
  • Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
  • Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.
  • Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Я подросток, и прямо сейчас размышляю о том, чтобы совершить самоубийство

Обязательно поговорите с кем-нибудь! Если негативные чувства становятся настолько невыносимыми, что вы не можете найти никакого другого решения, кроме как причинения себе вреда, вам необходима немедленная помощь! Мы понимаем, что решение обратиться за ней может даваться вам нелегко, но это правда очень важно! Нужно, чтобы вы обратились к кому-то, кому доверяете, например, к другу, члену семьи, учителю. Если вам не с кем обсудить свою проблему, поделитесь с нашими специалистами готовыми выслушать — позвоните по горячей линии:

  • 8 800 2000 122 — телефон горячей линии для психологической помощи детям, подросткам и их родителям, круглосуточно.
  • 8 центр экстренной психологической помощи МЧС.
  • 8 детский телефон доверия департамента образования Москвы, круглосуточно.
  • 051 с городского или +7 495 051 (МТС, «МегаФон», «Билайн», Tele2) — телефон неотложной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению.
  • 8 горячая линия для подростков и их родителей в Санкт-Петербурге.

Не забывайте также о телефонах скорой медицинской помощи (103) и экстренных оперативных служб (112). В какой бы ситуации вы ни находились, помните, что есть другое решение, даже если вы не видите его прямо сейчас. Наличие мыслей о причинении вреда себе или другим людям не делает вас плохим человеком. Болезнь может заставить думать и чувствовать вещи, которые ранее были несвойственны. Если ваши чувства не поддаются контролю, постарайтесь подождать еще 24 часа, прежде чем предпринять какие-то действия, а в течение этого времени не изолируйте себя и обязательно поговорите с кем-нибудь.
Теги:

  • Депрессия
  • Дети
  • Подростки
  • Психика

Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 17 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе. В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой.

Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля. О том, как предложить ребенку участие в психологической группе, вы можете прочитать здесь.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]