Параноидный тип личности: смотрю на мир в оптический прицел

Если говорить о типологии личности, согласно «Психоаналитической диагностике» Нэнси Мак Вильямс, то она выделяет несколько ведущих типажей. В этой статье рассмотрим параноидный тип личности. Статья построена по принципу постепенного освещения основных особенностей типа, его характеристик, признаках, особенностях работы с ним психолога. Читатель, который интересуется вопросами саморазвития, самопознания, изучения психологии найдет в этой заметке информацию об одном из типов личности.

Психологические особенности параноидного типа личности

Ведущими характеристиками параноидного типа личности являются подозрительность, настороженность, отсутствие или притупленное чувство юмора.

Параноидная личность обращается со своими качествами, как с негативными, проецируя их во вне. А затем они воспринимаются, как внешняя угроза. Можно говорить о том, что все то, о чем тревожится и переживает эта личность, есть в ней самой. Например, такой человек может не осознавать, что в каких-то своих проявлениях достаточно агрессивен и, проецируя это качество на других людей, отмечает эти черты в них.

Также часто у параноидов можно наблюдать сознание собственного величия.

Параноидная личность должна очень сильно страдать, чтобы обратиться за психологической помощью, они не расположены доверять посторонним людям. И в связи с этим стремятся избегать консультаций с психологами и мало кому доверяют.

Параноидальные личности часто играют политические роли, где их проективные черты могут быть противопоставлены существующим взглядам. Они могут «залезать на броневик», кому-то что-то доказывая. Правда, важно отметить, что такие люди не всегда преувеличивают реальную опасность. Однако, могут быть и ироничными, подозрительными.

Описание

Параноидное расстройство личности –патологическое заострение характерологических черт, таких как подозрительность, настороженность, недоверчивость, готовность к проявлению защитной агрессии. Синонимичное название – параноидная психопатия. Код в МКБ-10 — F60.0.
Людям с параноидным расстройством личности свойственно завышенное самомнение, чрезмерная чувствительность к чужому мнению, к негативной оценке со стороны окружающих, тенденция противопоставлять себя миру, обостренное чувство собственного достоинства. Они постоянно ищут угрозу извне, не доверяют другим, опасаются посягательств на свое здоровье, имущество и права. Распространенность параноидной психопатии колеблется от 2-3 до 14% в зависимости от возраста, наиболее часто оно диагностируется у подростков. Также повышенные эпидемиологические показатели отмечаются среди жителей больших городов, среди групп с низким социально-экономическим статусом. Мужчины двое больше подвержены данному расстройству, чем женщины.

Патогенез параноидной психопатии является сложным и многофакторным. Неоспоримо влияние биологических и средовых факторов. К биологическим причинам относятся генетическая предрасположенность и органические поражения головного мозга, а к средовым – особенности воспитания, материально-бытовые условия. Риск развития параноидного расстройства личности увеличивается при наличии следующих факторов:

  • Психологическая травма в детстве. В ходе лонгитюдных исследований было установлено, что параноидная психопатия чаще формируется у подростков и взрослых людей, которые в детском возрасте пережили насилие (физическое, сексуальное, психологическое).
  • Органическое поражение головного мозга. Причиной психопатии может стать черепно-мозговая травма, инсульт, наркотическая и алкогольная интоксикация, начало болезни Альцгеймера.
  • Наследственная предрасположенность. Иногда параноидная психопатия является начальной стадией расстройств шизофренического спектра, поэтому у людей с данным типом личностного расстройства нередко есть родственники с шизофренией, шизоаффективными нарушениями.
  • Особенности воспитания. Параноидность как черта характера чаще формируется у людей, которые воспитывались в атмосфере конкуренции с братьями и сестрами, а также те, кто жил вместе с отчимом или другим человеком, «пришедшим» извне.

Драйвы, аффекты и темперамент параноидных личностей

О параноидальных личностях можно сказать, что они менее суицидально направлены, чем депрессивные. Они часто недоброжелательны. У них отмечается высокая степень внутренней агрессии и раздражительность.

Ребенку сложно управлять своими реакциями, у них может создаваться внутреннее ощущение, что их преследуют.

В социальных взаимодействиях параноиды могут быть не адаптивны. Также отмечается гипервозбудимость. Они борются с враждебными чувствами, и у них много различных страхов.

Чаще всего у параноидов отмечается комбинация страха и стыда. Это может приводить к изворотливости. Такие люди бдительно следят за всеми взаимодействиями других людей между собой и с ними.

Нарциссические личности могут быть подвергнуты чувству стыда, если с них каким-то образом «снимается маска». Предпринимаются попытки произвести на других такое впечатление, чтобы обесцененное собственное «Я» не было ими замечено. А параноидные личности, наоборот, используют отрицание и проекции. Стыд остается совершенно недостижимым внутри собственного «Я». Поэтому параноидная личность бросается напролом на тех, кто пытается застыдить, унизить их. При этом нарциссические личности боятся обнаружить собственное несоответствие каким-то эталонам, а параноидные личности боятся осуждения других людей.

У параноидов можно отметить фокусировку на мотивах других людей, вместо акцентирования на своем собственном «Я». Они любят обсуждать возможные варианты мотивации и последствия поступков других людей.

Пароноидальные личности уязвимы к зависти. Справляются с ней путем проекции, считая, что завидуют им. По сути, можно сказать о том, что они могут проецировать и отрицать те качества других людей, которые есть в них самих. Например, то, что их предали.

Параноидные личности проецируют те качества, которые в себе могут не замечать или отрицать. Например, постоянно опаздывающий сотрудник офиса может делать замечания по этому поводу другим сотрудникам.

Параноидные личности не всегда осознают чувство вины, которое проецируется также, как и стыд. Они считают, что психолог, узнав об их грехах, отвергнет их. Трансформируют любое чувство вины в угрозу, исходящую извне. Страх быть разоблаченными толкает их ранее других их распознать, тем самым предотвратить злые намерения по отношению к ним.

Университет

→ Главная → Университет → Университет в СМИ → 13 психотипов личности: от параноика до циклоида

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают. Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности. Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач. ЭПИЛЕПТОИД С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.). ГИПЕРТИМ Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам. На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам. В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается вне коллектива и обязательных рамок. ШИЗОИД Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный. В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше). Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме. Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам. Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики. ПСИХАСТЕНОИД Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы). Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать. Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант. СЕНЗИТИВ С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты. Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п. ГИПОТИМ Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров. Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает. Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется. Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают неохотно. Хорошие специалисты из таких не получаются. АСТЕНИК С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны. Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога. Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых. Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает. ЦИКЛОИД Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий. Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».

Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей. На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо. В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии: • явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни; • скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера. Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наукМедицинский вестник, 31 июля 2014

Поделитесь

Защитные и адаптационные процессы при паранойе

Степень проецирования у параноидов может быть пограничной или невротической.

У нарушенной личности Ego полностью проецируется и находится во вне, независимо от того, насколько эти проекции могут выглядеть для других людей.

У личностей с сохранным собственным «Я» остается возможность тестирования реальности.

Пограничные личности поступают так, чтобы сделать свои проекции подходящими для мишени проекции. Например, женщина, не признающая свои ненависть и зависть, может говорить своему психологу о том, что он ей завидует. А эмпатические проявления психолога она интерпретирует как желание контролировать.

У невротических параноидов их чувства проецируются способом, потенциально чуждым Ego. Такая личность проецирует, но при этом остается часть собственного «Я», которая при формировании доверительного рабочего альянса клиента с психологом может выйти на уровень осознавания.

Параноидные личности проецируют во вне своего чувства, в том числе, с целью не признавать выводящие из равновесия отношения.

Психолог Карен, исследуя параноидную динамику, обобщил основные психологические защитные механизмы личности. Например, как личность с бредом может справляться с желанием близости с человеком своего пола. При этом личность стремится опровергнуть «Я его люблю!» посредством ряда способов:

  • Мегаломания: «Я не люблю его, я люблю себя!»
  • Эротомания: «Я не люблю его, я люблю ее!»
  • Бредовая ревность: «Я не люблю его, она любит его!»
  • Проецирование гомосексуальности: «Я не люблю его, он любит меня!»
  • Реактивное формирование: «Я не люблю его, я ненавижу его!»
  • То, что мне позволяет ненавидеть его: «Он ненавидит меня! Если я его ненавижу, я его не люблю!»

Паранойя: ее признаки


В течении недуга сложно выделить какие-либо четкие стадии. Иногда манифестации болезни может предшествовать продромальный период, для которого характерны изменения настроения. Пациент все реже пребывает в благодушном расположении духа. Типична подозрительность, угрюмость, погруженность в себя, придирчивость. Человек может избегать общения, провоцировать скандалы и конфликты.

При паранойе симптомы проявляются обычно тогда, когда происходящее так или иначе имеет отношение к сформировавшимся бредовым идеям. В остальном пациент не производит впечатление психически нездорового человека, особенно в период ремиссии. Он следит за своей внешностью, опрятен, способен поддерживать логически связный разговор, в некоторых случаях сохранена работоспособность.

Межличностные отношения при паранойе

Ребенок, который вырос параноидным, страдает от ощущений собственной действительности. Он подвергался периодическому подавлению и унижению. Семья может транслировать ребенку, что они единственные, кому можно доверять. Это формирует у ребенка подозрительность по отношению к другим людям.

Параноидные личности пограничного или невротического уровня выходят из семейной системы, где критическое отношение и высмеивание преобладают. Ребенок может быть «козлом отпущения».

Не поддающаяся контролю тревога может провоцировать развитие паранойи у детей. Когда ребенок приходил с проблемой к такому родителю, то он или представлял эту ситуацию катастрофической, так как не мог вынести тревогу ребенка, или обесценивал, так как не мог конденсировать. Такой взрослый транслировал ребенку то, что мысли эквивалентны поступкам. А ребенок воспринимал, что его личные чувства обладают опасной силой.

В детстве у параноидных личностей не было возможности естественным образом и безопасно выражать свои чувства. В кабинете психолога с такими клиентами специалист обучает это делать параноидных личностей.

Также можно говорить о том, что параноидные личности способны к глубокой привязанности и отношениям.

Лечение в Ре-Альт

Лечение параноидного расстройства личности проводится комплексно – психотерапевтические методы сочетаются с медикаментозной терапией. Главное условие для достижения успешных результатов – установление доверительных отношений с пациентом, в чем и заключается основная сложность при работе с такими людьми. В силу своей жизненной позиции, с элементами негативизма, пациенты неохотно идут на взаимодействие с психотерапевтом. Психоаналитический подход является наиболее действенным при коррекции параноидных расстройств. Терапия является продолжительной, многое зависит от участия человека в процессе лечения и тяжести расстройства.

Лечение параноидного расстройства личности, в психиатрии, часто проводится методами психоаналитической и когнитивно-поведенческой терапии. Психотерапевт помогает человеку принять свои чувства и выработать более эффективные стереотипы поведения. Для специалиста главной задачей является помочь пациенту понять, как справится с вызванным им конфликтом, путём переоценки и осознания.

Опора пациентов на отрицание напрямую сказывается на скорости лечения. Данный защитный механизм работает путём категорического отказа признавать нечто конкретное. Прямые интерпретации переноса сталкиваются с еще большим отрицанием. Требуется продолжительное время и поддержка, чтобы человек начал принимать возможность того, что недостатки окружающих, которые он видит– есть в нем самом. Признаком успешного лечения будет осознание человеком, что его негативные мысли и подозрения не имеют объективных обоснований. При длительной терапии можно компенсировать, усиливающуюся к старческому возрасту, выраженность параноидального мышления.

Медикаментозное лечение назначается, чаще всего, в периоды ухудшения состояния и короткими курсами, в силу того что человек может нарушать прием препаратов или считать их не эффективными.

Параноидное собственное «Я»

Параноидный клиент презирает собственную униженную личность. У него отмечается высокая степень страха, что ведет к тому, что он постоянно «отслеживает окружающих», наблюдает за их реакциями, «держит руку на пульсе». Параноиды считают, что они являются целью всех вокруг, что люди думают и говорят только о них.

Также важно отметить, что у параноидов отмечается высокое чувство вины.

Статистически была выявлена связь между мыслями о гомосексуальности и параноидными личностями, это подтверждалась некоторыми исследованиями.

Параноиды могут бороться против существующих авторитетов. Отмщение и триумф дают временное и неглубокое ощущение безопасности и моральной ясности.

Перенос и контрперенос с параноидными личностями

Перенос у параноидных клиентов носит быстрый и интенсивный характер. Психолог является реципиентом проекции образа спасателя. Но чаще психолог видится, как не поддерживающий, унижающий тип. Такие клиенты считают, что психолог их стремится спасти или, наоборот, ориентирован на причинение страданий. Расценивают психологическую оценку, считая, что психолог хочет чувствовать собственное превосходство.

Параноидные личности могут смотреть пристально на психолога. Это может вызывать ощущение уязвимости и тотальной защиты. Перенос здесь может быть враждебным и реже благожелательным.

Контрперенос может выглядеть как возможность прямо указать клиенту на не реалистичность того, в чем личность видит опасность.

Паранойя: что делать, принципы лечения

Госпитализация показана в остром периоде, когда больной полностью неадекватен, может броситься как на близких или знакомых, так и на совершенно посторонних людей. В некоторых случаях на пике бредовых мыслей пациент может попытаться свести счеты с жизнью.

Лечение паранойи в стационаре обеспечивает не только постоянный контроль состояния и намерений пациента. При обострении синдрома очень важно установление контакта с врачом, и нередко в такой ситуации больной вполне логично «встраивает» прием лекарств в структуру и содержание бредового расстройства.

Для лечения обычно назначают препараты из группы нейролептиков, а после достижения ремиссии возможна поддерживающая терапия с применением антидепрессантов, лекарств на основе лития, седативных средств.

Паранойя: как избавиться от недуга немедикаментозными методами


Помимо обязательного приема лекарственных препаратов, показана психотерапия. Групповые занятия малоэффективны и могут привести к обратному результату — отказу от лечения. Поэтому в клинике «Кордия» мы предлагаем индивидуальные консультации. При личной беседе доктор может определить, как лечить паранойю, насколько целесообразно применение сильнодействующих средств.

Полезна физиотерапия, способствующая нормализации сна, снижению психомоторного возбуждения, устранению гиперреактивности нервной системы. Отличный эффект оказывают занятия спортом.

Но доктора категорически предостерегают от лечения паранойи в домашних условиях. Избежать осложнений и усугубления расстройства можно только при стационарной или амбулаторной терапии под контролем опытного специалиста. И появление первых симптомов недуга требует обязательной консультации врача.

Мы не даем 100% гарантии, что сможем полностью вылечить паранойю: некоторые формы болезни попросту не поддаются терапии. Но наши доктора подберут соответствующие медикаменты, верную тактику психотерапии, что позволит в кратчайшие сроки добиться устойчивой ремиссии, когда требуется лишь поддерживающее лечение. Звоните нам по телефону +7 (495) 367-23-13 и записывайтесь на консультацию!

Терапевтические рекомендации при установлении диагноза «паранойя»

Первое требование – установление стабильного рабочего альянса с психологом. Это необходимо для формирования доверия, что даст возможность построить эффективное взаимодействие.

Если параноидный клиент доверяет психологу, то работу можно считать завершенной.

Основной задачей для специалиста будет увеличить доступ у параноидной личности к внутреннему миру клиента.

Шутки в разумных пределах могут безопасно разрядить агрессию. Они могут касаться тех тем, в рамках которых на данный момент времени, строится работа. Например, клиенту, который излишне переживает о том, как он будет выглядеть на свидании, можно сказать что-то подобное: «Если Вы считаете, что Вас будут рассматривать под микроскопом, брать анализ крови и мочи, то будьте уверены в том, что ваш партнер тоже переживает». Это, разумеется, возможно только после того, как построено базовое доверие в психологической сессии.

Если параноиды чувствуют, что их мнение ценится, они станут более открытыми. Можно найти способ им это продемонстрировать. Кроме того, важно дать возможность выговориться.

Вместе с психологом исследовать то, что привело к подобным реакциям. Это стимулирует сепарацию, что исключит переносы.

Важно научить параноидных клиентов отмечать то, что вызывает их паранойю. Начиная от наблюдения за собственным телом и реакциями и заканчивая внешними факторами, которые способны запустить тревожные симптомы.

Также очень важно с параноидами рассмотреть другие причины помимо тех, которые используют параноидные личности. Дать возможность самому над этим подумать. Есть клиенты, которые хотят готовых, а еще лучше, быстрых решений их задач. Но при этом, они не всегда понимают, что вместо того, чтобы получить удочку и в дальнейшем независимо решать актуальные задачи, которые будут возникать в их жизни, они желают сразу же получить рыбу.

Подчеркивать различия между мыслями и действиями. «Просто наслаждайтесь фантазиями!». О чем-то подумать не означает это совершить.

Психологу следует быть очень внимательным к границам. Это может повлиять на чувства безопасности параноида. Может вызвать тревогу. Что-то делать с психологическими границами можно в том случае, если есть возможность их опознать. А их опознавание реалистично только после обнаружения себя.

Причины паранойи

Этиология заболевания до сих пор окончательно не выяснена. В отличие от шизофрении и некоторых других психических недугов связь паранойи с генетическими особенностями не подтверждена. Специалисты предполагают, что развитие патологии может быть обусловлено:


  • травмами, опухолями, операциями на головном мозге, затрагивающими область лимбической системы и базальных ганглиев;
  • влиянием стрессовых жизненных ситуаций и обстоятельств;
  • специфическими, враждебными отношениями в семье;
  • социальной изоляцией, отсутствием общения и т.д.

Считают, что к развитию паранойи предрасполагает сильный стресс, сопровождающийся жестоким (как в моральном, так и в физическом плане) отношением окружающих, сильной завистью, злобой, из-за чего человек остается в одиночестве. Он замыкается в себе, пытается найти причины произошедшего. Постепенно развивается тревожность, беспокойство, появляется ощущение полной безысходности. В подобной ситуации формирование бредовых, параноидальных идей является одним из механизмов подсознательной психологической защиты.

Дифференциальный диагноз

Параноидный клиент в сравнении с психопатическим: если параноидная личность отмечает, что Вы вместе с ними разделяете их ценности, то способен на верность и великодушие. Проекция – это психологический защитный механизм у психопатичных и параноидных личностей. Однако, первые не эмпатичны, а параноидные личности глубоко связаны с объектом (например, другим человеком). Угрозой может быть опыт предательства. Любые нарушения морали в партнере они воспринимают как порок в себе самом, который следует искоренить.

Параноидные личности в сравнении с абсессивными: последние чувствительны к мелочам, они боятся контроля, но не испытывают страха физического повреждения, морального унижения, что свойственно параноидным личностям. Абсессивные клиенты пытаются скооперироваться с психологом, хотя могут иметь альтернативные позиции. Яростная реакция на прояснения в работе может указывать на то, что у данного клиента доминируют параноидные качества.

Параноидная личность в сравнении с диссоциативной: параноидные черты могут присутствовать у диссоциальных личностей.

Далее рассмотрим депрессивный тип личности.

Источники

  1. А. Б. Смулевич. Пограничные психические нарушения //Руководство по психиатрии/под ред. Тиганова А. С. — М.: Медицина. 1999.
  2. Катерная Юлия Евгеньевна Параноидное, шизоидное и истерическое расстройства личности среди подростков, не обращавшихся ранее за психиатрической помощью // Медицинский альманах. 2015. №4 (39).
  3. Горинов Виктор Васильевич Расстройства личности в зрелом и пожилом возрасте: к вопросу о проблеме исходов личностной патологии (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. 2009. №5.
  4. Володин Б.Ю., Сочивко Д.В., Яковлев В.В., Фролов А.И. Современное состояние проблемы личностных расстройств // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. №2.
  5. A. Skodol. Параноидное расстройство личности. 2021.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]