Коммуникативные барьеры — классификация, способы и примеры преодоления


Понятие

Коммуникационные барьеры , причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.

Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.

Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:

  1. Макробарьеры глобальны , они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер , когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
  2. Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.
    В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

  • уровень интеллекта;
  • неодинаковое знание темы или предмета разговора;
  • различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
  • отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
  • разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

  • излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
  • обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
  • интеллигентность в противовес напористости;
  • интуитивное неприятие чужой личности.

Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.

Проблемы с коммуникабельностью , что это значит?

Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.

Общительность , умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.

В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.

К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.

Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:

  1. Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
  2. Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
  3. Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
  4. Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
  5. Слабо развитая эмпатия.
  6. Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.

Исправление ситуации зависит от конкретных причин.

Уметь договариваться , обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.

Как преодолеть языковый барьер в английском языке

Спокойствие

Первые разговоры с иностранцем даются непросто

В этот момент важно успокоиться. Вспомните, как приятно, когда иностранец говорит на русском языке с многочисленными ошибками и нисколько от этого не волнуется

Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь.

То же самое происходит и тогда, когда начинаете говорить Вы. Даже имея начальные знания иностранного языка можно быть понятым. Старайтесь объясняться спокойно, не нервничайте. Иностранцы благодушно относятся ко всем, кто старается освоить их язык.

Не боитесь допускать ошибки

Избавьтесь от перфекционизма. Разрешите себе допускать ошибки. На первоначальном уровне оттачивания разговорной речи их будет очень много. И это не страшно. Иностранцы снисходительно относятся и с удовольствием общаются даже с начинающим практикующим иностранную речь.

Не торопитесь, старайтесь четко произносить звуки

Конечно, хочется сразу же научиться бегло говорить по-английски. К сожалению, это невозможно. Просите собеседника указывать Вам на ошибки речи, поправлять Вас. Вначале первых шагов при общении делайте упор на грамотную речь, а не на быструю.

Учитесь улавливать суть разговора

Чтобы общаться с иностранцами, нужно понимать о чем говорят они. Больше смотрите фильмы и сериалы на английском. Не старайтесь понимать все дословно, улавливайте суть сказанного.

Вслушивайтесь в блок высказывания, а не зацикливайтесь на переводе отдельных слов.

Переспрашивайте

Если Вы ничего не поняли из сказанного Вам, попросите повторить собеседника в медленном темпе, а возможно и более простыми фразами. Вашу просьбу обязательно воспримут адекватно. Ведь каждый человек понимает, как сложно воспринимается на слух неродной язык.

Коммуникативные барьеры: примеры из жизни

Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:

  1. При общении в Сети, посредством Skype, друзья не смогли разобрать слов друг друга , оказалось, что у одного из них не работают наушники и другого варианта вывести звук , нет (организационный).
  2. Сотрудница пришла на совещание в раздраженном состоянии и не смогла сосредоточиться на выступлении начальника (личностный).
  3. Школьник не понял содержание урока математики, поскольку находился далеко от доски и из-за проблем со зрением не смог прочитать материал (индивидуальный).
  4. Художник-фрилансер не успел договориться о работе с заказчиком, поскольку тот уже лег спать , дело в разнице в часовых поясах (географический).
  5. У созванивающихся влюбленных произошел разрыв связи , у девушки закончились деньги на счету, поскольку звонить в другую страну , дорого.
    Молодой человек в командировке в Штатах, а девушка , на работе в России (экономический).
  6. Переписывающихся в социальной сети друзей разъединили , у одного пропал Wi-Fi (технический).
  7. Девушка объясняет знакомому парню его плохой проступок, но тот демонстративно не воспринимает ее слова, поскольку считает ее глупее себя (психологический).
  8. Начальник рассказывает дизайнеру-новичку о полномочиях, забывая пояснять незнакомый для молодого человека профессиональный жаргон (содержательный).

«Кадровый центр «Статус»

Руководя «Кадровым с 2005 года и общаясь с руководителями компаний, мы обмениваемся различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр.

И вот что я заметила. Во времена СССР, когда была плановая экономика и специалисты не занимались «купи-продай», охотой за деньгами и сколачиванием капитала такое качество специалиста, как коммуникативность мало кто развивал и проверял во время приема на работу.

Перестройка. Легкие деньги. Кооперативы, совместные предприятия, деньги можно было зарабатывать на всем, главное словить волну и опять проверка коммуникативности в опале ))))

Наши время, наши дни. Рыночная экономика, «купи-продай», менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами, начальники отделов, коммерческие директора…собственники компаний. Общество потребителей пробудило, вырастило, сформировало потребность развивать в себе коммуникативность и проверять это качество у кандидатов во время приема на работу. Появилось масса тренингов и курсов развивающих коммуникацию.

Развилась коммуникация и обнажились коммуникативные барьеры. Они-то и стали причиной затруднения и непонимания в деловом общении.

Я долго анализировала и вот результаты. В процессе делового общения чаще всего встречаются ТРИ коммуникативных барьера: барьер «авторитета», «непонимания» и «избегания».

1 Барьер «АВТОРИТЕТА».

Во время общения люди разделяются на 2 категории: аторитетные и неавториетные. Во время коммуникации доверяют только аторитетным. Доверие или недоверие зависит не от особенностей информации, а от того, КТО говорит. Например, молодое поколение не доверяет советам людей 40-45 и более лет.

Отчего зависит отнесение человека к авторитетным лицам?

  • от социального положения (статуса);
  • привлекательности внешнего вида;
  • доброжелательного отношения к общающемуся (простота обращения к нему, улыбка, приветливость…);
  • компетентность;
  • принадлежность к реальной «авторитетной» группе (сообществу);
  • искренность.

Из наблюдений. Пример из жизненной коммуникации во время переговоров (общение происходит между 2 руководителями компаний). Говорите один руководитель: «…Я неоднократно сталкивался с неблагодарностью сотрудников. Например, многих своих сотрудников я поднял на несколько ступень вверх по социальной лестнице. До прихода работать ко мне они обладали обычными низкооплачиваемыми профессиями. Кто-то работал продавцом, кто-то посудомойкой, кто-то подсобным рабочим. Но однажды настал один момент, когда некоторые из них высказали мне мысль:

— Мы на предприятии целый день, а вы — когда захотите. Почему бы вам не приходить на целый день и приносить такую же пользу, как мы приносим?

—Вам стоит сходить туда, где вы раньше работали и посмотреть на ваших бывших коллег, тех которые до сих пор остаются работать на низкооплачиваемых профессиях, и вы бы сейчас были там, если бы не пришли работать ко мне.

Знаешь, я понял, что люди очень склонны оценивать именно свои заслуги».

Отвечает 2 руководитель: «Это человеческий фактор, и к нему надо быть готовым. За два месяца, что я сидел в следственном изоляторе, я беседовал с сокамерниками, наблюдал за ними, и оказалось, что примерно многие из них — обычные тунеядцы…».

Барьер «Аторитета» расцвел пышным цветом, договоренность в переговорах была на 100%.

2 Барьер «НЕПОНИМАНИЯ».

Во время общения информация « не доходит до собеседника», собеседник ее не понимает.

Почему это происходит?

  • неразборчивая дикция (человек шепелявит, картавит, причмокивает…);
  • много слов паразитов («как бы», «значит», «вот»…);
  • часто вздыхает, иногда стонет, зевает, икает…);
  • произносит звуки «э-э-э», «м-м-м»…);
  • не правильно ставит ударение в словах, произносит окончания слов;
  • во время произнесения фраз не правильно делает логическое ударение на словах (меняя содержание мысли).

Из наблюдений. Беседа собственника компании и наемным директором. «Эту проблему мы должны решать совместно».

Помните, что голосом можно выделить любое слово во фразе. Выделяя голосом, слово:

  • Эту (а не какую-нибудь другую проблему) собственник указывает на КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ.
  • Проблему (а не рядовую задачу) указывает на ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
  • Мы (а не кто-нибудь другой) – на КОЛЛЕКТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
  • Должны (а не хотели) – на ОБЯЗАННОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ.
  • Решать (а не только обсуждать) – на УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ.
  • Совместно (а не в одиночку) – на МЕТОД РЕШЕНИЯ.

Как вы думаете, на какое слово сделали бы ударение вы, если бы были собственником компании?

Если деловые партнеры не пользуются одними и теми же терминами для обозначения одних и тех же вещей, используют термины непонятные для своего оппонента, то возникают заблуждения. «Упаковка» мысли может препятствовать ее пониманию.

Как избежать этого?

  • Необходимо структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль вытекала из другой;
  • Использовать форму коммуникации, которую ждет от вас оппонент (например, пригласили на беседу – использовали диалог, а не монолог);
  • Не использовать научный стиль общения, он затруднителен для использования на слух);
  • Строить фразы из 5-15 слов, фраза, которая построена из более 30 слов, на слух практически не воспринимается;
  • Нужно быть логичным для вашего собеседника, потому что невозможно быть логичным вообще;
  • Использовать правильную аргументацию в последовательности «задумал –закодировал – высказал – услышал – раскодировал – понял».

3 Барьер «ИЗБЕГАНИЯ».

Помните о том, что каждый ваш собеседник избегает эмоционально негативных контактов. Чаще всего он уклоняется от такого общения, а когда уклониться не возможно прикладывает все усилия, чтобы не воспринимать негативное общение. Он невнимателен, не слушает собеседника, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора.

Как можно преодолеть барьер «избегания»?

  • Нужно начать управлять вниманием собеседника.
  1. Сообщать актуальную, а не устарелую информацию;
  2. Вносить новизну в общение;
  3. Управлять голосом (он должен быть звучным) и его модуляцией;
  4. Нестандартная передача информации (анекдоты, шутки, метафоры, притчи, ситуации из личной жизни…).

Из наблюдений. Общение руководителя с сотрудницей. «Ты полная дурра, если не учла в отчете основные показатели и не понимаешь меня с полу слова» – говорит руководитель. «Ты сказал Еве, что она дура. А теперь изволь сказать, что ты жалеешь об этом,- отвечает сотрудница—Ева, я очень жалею, что ты дура…»

Благодаря, рассказанному анекдоту, барьер «избегания» преодолен.

ПЛЮСЫ барьеров для делового общения:

  • Защищается психика собеседника от избытка информации;
  • Блокируется, с точки зрения субъекта, нежелательное воздействие.

МИНУСЫ барьеров для делового общения:

  • Нужная, но плохо изложенная информация воспринимается в искаженном виде или не в полном объеме;
  • Человек, знающий решения, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.

Возможно ли ситуация делового общения, когда барьеры ПОЛНОСТЬЮ отсутствуют?

Наталья Чайлытко,

директор «Кадрового

Виды и типы

Каковы причины возникновения нарушения коммуникации? Коммуникационные барьеры являются препятствиями для передачи информации от коммуникатора (тот, кто говорит) к реципиенту (тот, кто слушает).

Психологи выделяют семь основных разновидностей барьеров:

  1. Организационные. Большой пласт препятствий, связанных с рабочими (деловыми моментами).
    Сюда входят недопонимания в области распределения полномочий (система отношений начальник-подчиненные), а также проблемы в непонимании требований, специализации, недостаточной квалификации.
  2. Межличностные. Связан с текущим настроением, эмоциональным состоянием человека. Также в расчет принимаются несостыковки в ценностях, взглядах на ситуацию и мировоззрении в целом, у общающихся людей.
  3. Индивидуальные. Широкий спектр особенностей как интеллектуальных и психологических, так и физических. Смысл исходит и названия , причины барьера различны в силу индивидуального устройства человека. Например, одному грамотно воспринимать информацию мешает плохой слух, другому , слабое зрение. Данные тип барьеров мешает отправлять и принимать информационные сообщения. Сюда же относятся особые психические заболевания (например, синдром Туретта).
  4. Экономические, географические и временные. Объективные препятствия, связанные с местоположением общающихся.
  5. Барьер каналов и средств передачи данных. Состоит в неполадках оборудования (обрыв интернета, телефонной связи, поломки компьютера или телефона), а также в слишком большой выборе среди предоставленных альтернатив.
    Например, когда человек разрывается между вариантами отправки сообщения в социальной сети, в мессенджере или через СМС.
  6. Психологический. Заключается в личном (предвзятом) отношении к собеседнику. Если человек привлекателен, к нему сложилось хорошее отношение , коммуникация будет успешной. Если же он кажется скучным, занудным, неинтересным или опасным , возникает данный барьер. Его вред состоит в том, что впечатление о человеке складывается из разных факторов, причем не всегда объективных. Важно воспринимать информацию без привязки личного мнения к ее источнику.
  7. Содержательные. Они же , лингвистические. Делятся на четыре подтипа: фонетические (невнятность речи, сбивки, слова-паразиты), семантические (жаргоны, профессиональный сленг, использование слов в необычной для собеседника значении), стилистические (разница стиля говорящего с передаваемыми данными), логические (нарушение правил привычной логики).

Фонетическое непонимание

Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин, помех, речевых трудностей ими не воспринимается.

Фонетическое непонимание может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т.п., и по этой причине его речь трудно воспринимается. Для его смягчения бывает эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный составляет 80—100 слов в минуту; средний — 120—140, быстрый — 160—180. Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту), особенно с нечеткой артикуляцией, часто создает ощущение неуверенности и спешки, ассоциируется с низким социальным статусом говорящего, который боится, что его не дослушают.

Фонетический барьер возникает и тогда, когда говорящий резко повышает голос, усиливает его тембр. Специалистами в области общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чувствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание блокируется.

Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты (например, мысленно проанализировать особенности партнера в этот момент: «глаза-то как вылупил» или «вены-то как вздулись, вот-вот лопнут», или представить, что у партнера на голове шапочка с бубенчиками и «услышать» их звон в соответствии с движениями его головы). Однако поскольку речь идет о деловой коммуникации и об ее эффективности, такое поведение участниками коммуникационного процесса недопустимо.

В ситуации повышения голоса со стороны партнера целесообразнее, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию собеседника, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему. Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста. Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, коммуникатор может изменить содержание мысли. Кроме этого для эффективного общения важны правильные частотные характеристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать человека, говорящего слишком высоким или слишком низким голосом.

Большую роль играет также скорость речи. Разница между темпом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бывает крайне велика. Слишком замедленная речь, «застревание» на отдельных словах, заикание — раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие.

Список литературы

  1. Измайлова М.А. Деловое общение : Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая , 2009. – 252с.
  2. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
  4. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  5. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  6. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
  7. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  8. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 – С.13 – 15.
  9. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  10. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.
  11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
  2. Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]