Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают. А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить. Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную картинку, образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым сенсорным восприятием. Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Психология Развития: Когнитивные Процессы у детей. Восприятие и Внимание

В этой статье мы начинаем рассматривать процессы когнитивного развития детей. Ежедневно детям приходится решать ряд задач: делать задания по математике и не забывать приносить их в школу, учиться завязывать ботинки и многое другое. Основное внимание в этой главе уделяется когнитивным процессам, которые дети используют для решения повседневных задач, и тому, как эти способности меняются и увеличиваются в процессе развития. Мы начнем с описания изменений внимания и памяти (развивающаяся способность детей воспринимать и хранить информацию). Затем мы обсудим возрастающую способность детей понимать числа и решать задачи. Наконец, мы обсудим знания детей об их собственных умственных способностях и о том, как на их способности влияет тип выполняемых задач и стратегии, которые они применяют.

Каждая из этих способностей играет решающую роль в решении повседневных проблем детей. Поскольку большая часть проведенных исследований в области развития ребенка была посвящена подходу к обработке информации, эта глава в целом основана на способностях, которые считаются критически важными для развития при таком подходе. Однако имейте в виду, что каждая из этих способностей объясняется с точки зрения обычной теории Пиаже и теории нео Пиаже. Кроме того, на эти способности постоянно влияет общество, в котором развивается ребенок, поэтому их можно изучать с социокультурной точки зрения Выготского.

ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ

Группа детей, которая находится в одной и той же ситуации и подвергается одной и той же сенсорной стимуляции, не обязательно получает одинаковое количество информации. Их восприятие или получение информации из окружающей среды может быть одинаковым, но их внимание сосредоточено на разных аспектах окружающей среды. В школьном классе один ребенок, сосредоточенный на учителе, услышит и поймет урок, в то время как другой ребенок, более заинтересованный шепотом соседа по парте, может расценить голос учителя как раздражающее жужжание. Эффекты от взглядов, звуков, запахов, прикосновений и ощущения движения, обеспечиваемые окружением, будут зависеть от того, на какие аспекты ситуации обращают внимание дети и какое значение эти особенности имеют для них.

Изменения в том, какую информацию можно получить из ситуации, связаны с развитием, как способностей восприятия ребенка, так и его стратегий внимания. Эти два процесса тесно взаимосвязаны. Восприятие предполагает способность к вниманию, а внимание было бы бессмысленным, если бы человек не мог почерпнуть знания из того, что он наблюдает.

Как развивается восприятие

Существует две основные теории того, как опыт влияет на обучение и развитие восприятия. Теория обогащения Пиаже, предполагает, что каждый раз, когда ребенок воспринимает объект, он узнает о нем немного больше. В первый раз, когда ребенок видит кошку, она покажется ему не более чем еще одним пушистым четвероногим животным. В следующий раз, когда он увидит кошку, она может пить молоко и мурлыкать. Ребенок уточняет схему понимания кошки, чтобы включить в нее «мурлычет и любит молоко». Наконец, ребенок пытается поднять кошку, но обнаруживает, что кошка слишком тяжелая. Вследствие чего кошки становятся тяжелыми пушистыми четвероногими животными, которые пьют молоко и мурлыкают. По мере опыта информация добавляется в существующую схему объекта, и она становится более подробной и проработанной. Ощущения, получаемые от стимула, бессмысленны, пока они не будут изменены и обогащены информацией из других схем. Ребенок перестраивает и развивает скудные сенсорные ощущения. Поскольку обогащение схем происходит для многих объектов, ребенок учится их различать(Bruner, 1957; Vernon, 1955).

В отличие от теории обогащения, теория дифференциации Элеоноры Гибсон (1969, 1991, 1992) предполагает, что ввод сенсорных объектов является богатым источником информации. Сенсорная информация — это не обедненная информационная база, которую необходимо обогащать с помощью схем или ассоциаций, как это предлагается в теории обогащения. Задача ребенка состоит в том, чтобы постепенно научиться обращать внимание, идентифицировать и различать важные особенности объектов и отношений из огромного потока сенсорной информации. Благодаря опыту ребенок учится все более тонко различать предметы и события и обращать внимание на особенности предметов. Эти особенности называются инвариантами, то есть характеристиками объектов и отношений между ними, которые не меняются при различных условиях. Инварианты часто определяют реляционные характеристики объекта, а не какое-либо абсолютное качество. Таким образом, серая кошка может казаться почти черной при тусклом свете, но почти белой при ярком свете в солнечный день. Однако, если у кошки только черный воротник, остальной мех всегда будет казаться светлее, независимо от освещения. Соотношение яркости кошки и воротника остается постоянным (неизменным). Такая кошка всегда в четыре раза ярче ошейника. Таким образом, яркость объекта относительно других объектов в его окружении является инвариантом восприятия.

Согласно теории Гибсон, именно инварианты являются отношениями высшего порядка. Они описывают объекты и отношения, несмотря на любые изменения (трансформации) в расстоянии или ориентации. Именно инвариантам система восприятия уделяет особое внимание (Gibson, 1991; 1992). Развитие восприятия влечет за собой обучение вниманию к соответствующим инвариантам объектов и обнаружение новых различий между схожими стимулами. Со временем ребенок учится отличать дружелюбного соседского кота от царя джунглей.

Теория Гибсон оказала большое влияние на исследования и подчеркнула важность понимания обработки восприятия и ее воздействия на внимание (Pick, 1992). Для младенца внимание, как правило, контролируется в первую очередь физическими свойствами стимулов. Однако по мере взросления детей в большей степени начинают привлекать внимание потребности и цели. То, чему уделяется внимание в конкретной ситуации, определяется требованиями вкусов, а также целями и стратегиями, которые ребенок привносит в ситуацию.

Внимание: выбор воспринимаемых объектов

Когда тема нам интересна, часто кажется, что внимание — это то, что является аффектом. На самом деле внимание — это очень многоуровневый процесс, на который влияет подача, тип представляемой информации и сложность восприятия. Самым сложным аспектом внимания для детей является способность к управлению вниманием.

Контроль внимания

Очень маленькие дети могут удерживать свое внимание только в течение коротких периодов времени, но эта способность увеличивается по мере развития. В возрасте от 1 до 3 лет у детей наблюдается неуклонное увеличение промежутков времени, которое они уделяют предметам, например игрушкам. (Ruff & Lawson, 1990). Годовалые дети занимаются игрушкой всего 3,5 секунды. К 3,5 годам дети тратят более 8 секунд на одну игрушку. Ни один учитель или родитель не ожидает, что ребенок дошкольного возраста будет проявлять настойчивость в играх или целенаправленных действиях, которые характерны для детей старшего возраста. Даже при просмотре телевизора маленькие дети легче отвлекаются, чем дети старшего возраста и взрослые. При просмотре телевизора двух- и трехлетние дети часто разговаривают, играют с игрушками и бродят по комнате (Anderson, Lorch, Field, Collins, & Nathan, 1986). Дети постарше меньше отвлекаются и проводят больше времени, уделяя внимание телепрограмме. Однако, когда у маленьких детей (3-5 лет) внимание полностью поглощено телевизионной программой, они с меньшей вероятностью будут обращать внимание на внешний аудиовизуальный ряд (Anderson, Choi, & Lorch, 1987).

На внимание детей влияет тип воспринимаемой информации. Дети с большей вероятностью будут смотреть программы, соответствующие их интеллектуальному уровню (Anderson, Lorch, Field, & Sanders, 1981). Слишком сложные программы для них малоинтересны. Дети также очень чувствительны к важности представляемой информации. Когда 4-6-ти летних детей спрашивали о том, что они увидели, дети чаще вспоминали важные факты из программы (Lorch, Bellack, & Augsbach, 1987). Кроме того, детей младше 6-ти лет больше интересует визуальное содержание программ, чем аудиоконтент (Hayes, Chemelski, & Bernbaum, 1981). Таким образом, при просмотре «Улицы Сезам» их скорее заинтересует забавная внешность Большой Птицы, ее большие ноги, неловкие движения и кривое выражение лица, чем то, что он говорит.

Адаптивность

В обучающей ситуации недостаточно просто обратить внимание ребенка на задание. Очень важно, чтобы он мог сосредоточиться на важных аспектах задания и игнорировать несущественные. По мере взросления дети становятся способны избирательно уделять внимание важнейшим аспектам ситуации. Например, Миллер и Висс (1981) предложили 7-ми, 10-ти и 13-ти летним детям случайное учебное задание. В нем было предложено запомнить местонахождение нескольких маленьких животных, каждое из которых было спрятано под индивидуальным тканевым чехлом. Когда детям показали каждое из спрятанных животных, они также увидели разные предметы домашнего обихода, выше или ниже животного. Цель этой задачи — запомнить местоположение целевого объекта (животного), отклоняя при этом нерелевантный объект (предмет обихода). При проверке памяти касаемо местонахождения животных, старшие дети показали себя намного лучше, чем младшие. Напротив, когда проверялось запоминание детьми нерелевантных объектов, была обнаружена противоположная картина. Младшие дети часто вспоминали, где спрятаны предметы домашнего обихода, в отличие от детей старшего возраста. При этом младшие дети запомнили о местонахождении предметов домашнего обихода не меньше, чем о местонахождении животных. Аналогичная методика также использовалась для оценки способности детей к вниманию на изображениях, содержащих релевантную и нерелевантную информацию (Day, 1975; Hagen & Hale, 1973), а также при прослушивании информации, поступающей через любое ухо (Cherry, 1981; Maccoby, 1967, 1969). Маленькие дети в этих задачах не смогли отфильтровать несущественные аспекты ситуации. Вместо этого они, обращали внимание как на относящуюся к делу, так и на несущественную информацию.

Исследования также показывают, что дети старшего возраста более гибки, чем дети младшего возраста, в изменении своего внимания в соответствии с требованиями задания (Hale & Taweel, 1974; Pick & Frankel, 1974). Например, детям показывали изображения собак и кошек и просили запомнить цвет и количество пятен у собак, а у кошек — только цвет. Дети более старшего возраста показали лучшие результаты. Они запомнили цвет и пятна у собак, а у кошек — только цвет. Дети младшего возраста, в основном, запомнили или обе особенности у кошек или забыли количество пятен на собаках. Дети старшего возраста лучше способны расширять или сужать свой фокус внимания, эффективный при выполнении всех задач. Такая приспособляемость весьма полезна. Умение использовать различные стратегии для разных задач является эффективным навыком в обучении.

Общая картина результатов этих исследований заключается в том, что обработка релевантной информации увеличивается во время обучения в младших и средних классах школы. При этом обработка нерелевантной информации остается постоянной или увеличивается до 11 или 12 лет, а затем уменьшается. Это говорит о том, что старшие дети уделяют больше внимания соответствующим материалам, чем младшие. Такой взгляд на развивающуюся направленность внимания детей хорошо согласуется с прогнозами, основанными на взгляде на развитие, связанном с обработкой информации. При подходе к обработке информации развитие обусловлено повышенной эффективностью когнитивных способностей обработки ребенка. Повышение способности уделять внимание соответствующим аспектам ситуации — лишь один из примеров одного из когнитивных процессов, предлагаемых этим подходом. Все это напрямую влияет на способность ребенка взаимодействовать со своим окружением.

Планирование

Одним из наиболее ярких изменений в стратегиях внимания ребенка является разработка более организованных планов и систематических стратегий сбора и фильтрации информации, относящейся к решению проблем. Представьте, что перед вами чертежи двух домов. В каждом доме по шесть окон. Ваша задача — определить, идентичны ли два дома. Как вы можете подойти к этой проблеме? Наверное, вы бы сравнили шесть пар соответствующих окон в доме по одной паре за раз, пока вы не найдете пару, которая не подходит. Если все окна совпадают, можно сделать вывод, что дома идентичны. В раннем классическом исследовании Вурпиллот (1968) давал эту задачу маленьким детям. Результаты показали, что чем младше ребенок, тем менее систематично он сравнивает стимулы. Он с большей вероятностью вынесет суждение, основываясь на неадекватных или неполных выборках информации, чем ребенок более старшего возраста. Маленький ребенок не может применить систематический план для извлечения информации, необходимой для проведения значимого сравнения.

СМОТРЮ, НО НЕ ВИЖУ. Классическое исследование стратегий визуального сканирования предметов у детей

Многие ситуации решения проблем требуют от ребенка систематического сравнения двух наборов стимулов, чтобы определить, идентичны они или нет. Исследования Элейн Вурпиллот за движением глаз детей при выполнении задач показали, что развитие происходит в систематичности их стратегий сканирования.

Вурпиллот показывала детям пары домов и просила ответить, идентичны они или нет. Половина домов были одинаковы. Другая половина отличалась тем, что отображала различные предметы в одном, трех или пяти из шести окон. Например, верхняя пара окон идентична, но нижняя пара отличается тем, что дом слева имеет клетку для птиц в верхнем правом окне, а в правом доме — растения в этом окне. Вурпиллот засняла движения глаз детей (движения, фокус, остановку), когда они сравнивали дома. Этот анализ показал, что дети младшего возраста склонны бессистемно сравнивать дома. Они случайным образом смотрели в несколько окон, а затем отвечали (часто неправильно), что дома похожи или разные. Например, они не смотрели в окна, которые отличают два дома и говорили, что дома идентичны. Дети постарше использовали более логичный подход, сравнивая каждую пару окон, пока не обнаруживали разницу.

Эти результаты показывают, что в возрасте от 4 до 9 лет дети вырабатывают гораздо более организованные и систематические стратегии обработки визуальной информации.

Источник: Вурпиллот Э. (1968). Разработка стратегий сканирования и их связь с визуальной дифференциацией. Журнал экспериментальной детской психологии, 6, 632-650.

Следует ли из этого исследования, что маленький ребенок не может спланировать эффективную стратегию внимания? Дальнейшие исследования Миллера и Вайса (1981) показывают, что это не так. Они изменили задачу случайного обучения, описанную ранее, чтобы включить информацию, имеющую отношение к местонахождению животных или предметов домашнего обихода. (Животные были спрятаны за изображениями клеток, а приборы — за изображениями домов.) 7-ми и 10-ти летние дети постоянно заглядывали под клетки, когда им говорили, что в тестировании будут участвовать изображения животных. Но когда им сказали, что в тестировании будут участвовать предметы домашнего обихода дети начали заглядывать за дома. Дальнейшие исследования показали, что при добавлении дополнительных сигналов (например, истории, объединяющей всех изображенных животных) дети в возрасте 6-ти лет показали хорошие результаты (Woody-Ramsey & Miller, 1988). Таким образом, оказывается, что маленькие дети могут использовать стратегию, чтобы сосредоточить свое внимание на соответствующих аспектах окружающей среды, когда эта стратегия проста и легкодоступна (DeMane Dreblow & Miller, 1988).

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как вырастить умного ребенка, как помочь ребенку учится, невнимательный ребенок, внимание ребенка раннего возраста, внимание ребенка, психическое развитие ребенка, как развить внимание ребенка, почему ребенок невнимательный, теория Пиаже.

558200cookie-checkПсихология Развития: Когнитивные Процессы у детей. Восприятие и Вниманиеno

Доступно для скачивания:

  • 210421 Психология Развития- Когнитивные Процессы у детей. Восприятие и Внимание

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его глазами являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Методики развития разных видов восприятия

Вот несколько методов развития восприятия разных видов.

Величина, цвет и форма

В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.

Что потерялось?

В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.

Понюхай и отгадай

В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.

Волшебное звучание

Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.

Тактильная загадка

В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание близкого пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия далеко-близко, но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: право, лево, сбоку, впереди, наверху, тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания на глаз, демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий;
  • Зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал бедностью цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями красиво и некрасиво, в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает пышным цветом. В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу нравится не нравится, то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Тест “Назови предметы” для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество балловЗатраченное время
(сек)
Вывод
об уровне развития восприятия
10менее 20Очень высокий
8-921-30Высокий
6-731-40Средний* (верхняя граница нормы)
4-541-50Средний (нижняя граница номы)
2-351-60Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.


Тест “Что забыл художник” для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество балловЗатраченное время (сек)Вывод
об уровне развития восприятия
10менее 25Очень высокий
8-926-30Высокий
6-731-35Средний (верхняя граница нормы)
4-536-40Средний (нижняя граница номы)
2-341-45Низкий
0-145 и болееОчень низкий

https://youtube.com/watch?v=NH13hKE_ueQ

Мне нравитсяНе нравится

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра «Угадайка» или «Что в мешочке» Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную картинку — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения данных о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию именно она должна быть основной при его обучении.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.


Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти

Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии


Познание мира ребенком начинается с восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как красиво и некрасиво, поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия далеко и близко, поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, поворачивай направо, возьми конфету с верхней полки и так далее).

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, тёплых и холодных оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.


Виды и свойства восприятия

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.


Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.


В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.


Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают право и лево, довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, за минуту нарисуй как можно больше кружочков или нужно чистить зубы 2 минуту), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, прятать предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • Чего не хватает. Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи сказать, чего не хватает на картинке.
  • Путаницы. Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • Угадай по запаху. Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • Чей звук?. Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • Волшебный мешочек. Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей

К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.

К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.

https://youtube.com/watch?v=U-6bDDM4RF0

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Процесс развития восприятия у дошкольников

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым. Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму. Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий.

Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.

Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.

Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев.

Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.

Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества.

В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]