Что такое мышление: дивергентное, клиповое, и зачем нам дедукция?

Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.

Главные характерные черты мышления:

  • мы воспринимаем мир посредственно, наше познание о новых предметах и явлениях формируется через уже знакомую нам информацию;
  • в процессе обдумывания мы всегда определяем новый предмет или явление через его общие и специфические характеристики по отношению к другим известным нам объектам.

Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.

По своей природе мышление человека является причинно-следственным – на протяжении жизни мы осознанно и неосознанно создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение, что мы понимаем, как что-то происходит. Мышление тесно взаимосвязано с функциями памяти – мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но благодаря процессу осмысления мы можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые значения в процессе познания. Несмотря на множество ограничений природы и недостатков причинного мышления, о которых в своей книге «Иллюзия знания» рассказывают Стивен Сломан и Филип Фернбах, именно этот тип мышления считается базовой познавательной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания», 2017].

Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса — этот и есть фаза возникновения проблемы. Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу. После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.

Виды или степени развития мышления

Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:

  1. Предметное-действительное мышление – непосредственное восприятие объекта.
  2. Наглядно-образное мышление – возможность оперировать образами в уме, вспоминать объект.
  3. Абстрактное или словесно-логическое мышление – возможность выполнять логические операции с понятиями в уме.

Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.

Пара слов о понятии

Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

У термина есть масса определений попроще.

Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.

В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

Быстрое и медленное мышление

Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.

Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.

С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:

  • аффективную эвристику – использование упрощенной схемы принятия решений, основанное на сильной эмоциональной реакции;
  • эвристику доступности – оценка значимости фактора на основании того, насколько легко вы о чем-то вспомнили;
  • эффект новизны – это искажение, в результате которого мы переоцениваем значимость событий из-за свежего образа в нашей памяти;
  • эффект фокусировки – состоит в том, что из-за чрезмерного внимания к какому-либо аспекту, мы недооцениваем важность других релевантных факторов;
  • стереотипы – это стойкое и неосознанное представление о предмете, всегда одностороннее и упрощенное;
  • эффект фреймига – это подача одной и той же информации под разными углами зрения с намеренной целью вызвать позитивные или негативные эмоции.

Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • Задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Патология мышления часто провоцирует нарушение эмоционального фона (депрессию, эйфорию, апатию). Любое нарушение мыслительного процесса должно наблюдаться специалистом. При необходимости проводится психокоррекция или медикаментозная терапия. Игнорирование патологии мышления может привести к возникновению стойкой психической патологии и стать причиной серьезных проблем для обществ или больного.

Диагностика мышления подразумевает определение типа возбуждения мозговой деятельности и особенности мыслительных процессов. Учитывается и умение решать актуальные задачи. Развитие речи и мышления тесно связаны и начинаются с раннего возраста.

При задержке речевого развития наблюдается и нарушение мыслительной деятельности. Важно вовремя заметить отклонение и начать тренировку мышления, используя доступные приемы развития мышления (игровая, действенная, обучающая).

Логическое и аналитическое мышление

Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:

  • дедукция;
  • индукция (или развивающее мышление);
  • абдукция;
  • ассоциации.

Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.

Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.

Более подробно узнать о логическом мышлении и научиться его развивать вы можете, пройдя наш курс «Логическое мышление», а аналитическому мышлению у нас посвящена хорошая статья «Что такое аналитическое мышление и как его развивать».

В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить

Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием. Развитие абстрактного мышления у человека заканчивается к 15-16 годам. В психологии и в нейропсихологии есть некоторые разночтения по этому вопросу, но несущественные. Отклонения нужно рассматривать как потенциальный симптом психопатологии.

Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению. Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.

Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия. Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.

Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.

Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.

Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.

Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.

В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:

  • быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться;
  • избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать;
  • четко и логично объяснять свою точку зрения;
  • лучше понимать собеседника;
  • контролировать эмоции;
  • выборочно работать с потоками информации;
  • замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов;
  • всесторонне осмыслять происходящее.

Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:

  • здоровый скептицизм;
  • объективность;
  • осознание предвзятости;
  • устранение когнитивных искажений;
  • использование логического мышления.

Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:

  1. Не торопиться и обдумать информацию.
  2. Беречь умственные силы. Сила воли, энергия и внимание – это очень ограниченные ресурсы.
  3. Если сомневаетесь, нужно выждать.
  4. Осознать собственные ограничения.
  5. Помнить о невозвратных затратах и взвешивать, нужно ли их делать.
  6. Оценивать стратегию, а не результаты. Это поможет минимизировать риски в долгосрочных планах.
  7. Помнить о возвращении к среднему. Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, и в то же время забываем, что количественно обычных, посредственных результатов в жизненных ситуациях превышает взлеты и падения.
  8. Искать не подтверждение, а опровержение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если их не только подтвердить множество раз, но и если включить противоречия и обосновать их несостоятельность.
  9. Знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
  10. Все предложенные варианты могут быть ошибочными.

Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете [Том Чатфилд, «Критическое мышление», 2019]. А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.

Научное мышление

Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.

В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.

Больше о важных аспектах и специфике научного мышления можно почитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».

Подведем итоги


Значение мышления в жизни человека для формирования успешной личности огромно. Без него ни один индивидуум не сможет воспользоваться необходимыми ему знаниями. И наоборот, максимальную пользу даже из минимума информации можно извлечь при достаточно развитой мыслительной деятельности.
Человеческая природа уникальная. Мы достаточно молодой вид живых существ, который смог встать на вершину пищевой цепи на планете Земля. Только интеллектуально развиваясь, мы сможем покорить новые пределы досягаемости и добиться успеха. Дерзайте!

На этом заканчиваю повествование. До скорых встреч. Пока!

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
  2. Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
  3. Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
  4. Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
  5. Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.

Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых [Говард Гарднер, «Мышление будущего», 2015].

Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

  • познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
  • эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
  • волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый [Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013]. Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.

Визуальное мышление

Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:

  • составить идеальный план или маршрут поездки;
  • решить проблему;
  • структурировать информацию.

Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.

Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное [Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013].

Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).

Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.

Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы. Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации [Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018].

Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».

Дизайн-мышление

Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.

Этапы дизайн-мышления:

  1. Четко определить проблему, изучить мнения других людей.
  2. Исследовать характерные закономерности и особенности проблемы.
  3. Сформировать идеи и принципы решения проблемы.
  4. Создать черновик – первый вариант решения проблемы.
  5. Оценить результаты.
  6. Усовершенствовать план решения проблемы, дополнить новыми методами.

Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого [Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018].

Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:

  • оригинальность – продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления;
  • семантическая гибкость – способность определять особенности предмета или явления, развивать новые альтернативы свойств, усовершенствовать идеи;
  • образная адаптивная гибкость – способность изменять форму, признаки или возможности объекта;
  • семантическая спонтанная гибкость – возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.

Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».

Системное мышление

Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].

Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].

Развитие (упражнения для тренировки)

Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить.

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

  • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
  • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
  • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
  • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
  • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

  • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
  • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
  • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
  • Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Важно! Чем выше уровень познания понятий, тем четче становится суждение и проще достигается умозаключение.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.

Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.

Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».

Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели [Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].

Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.

Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.

Как развивать мышление

Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».

Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.

Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:

  1. Мария Фаликман, «Виды мышления».
  2. Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013.
  3. Барри Бьюзен, «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт», 2021.
  4. Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2021.
  5. Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2021.
  6. Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», 2021.
  7. Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2021.
  8. Павел Авраамов, «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе», 2021.
  9. Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве», 2021.
  10. Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014.
  11. Том Чатфилд, «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», 2021.
  12. Говард Гарднер, «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху жизни», 2015.
  13. Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013.
  14. Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2021.

Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Даниэль Канеман «Думай медленно… Решай быстро» — краткое содержание книги
  • Как и зачем развивать мышление
  • Техники мышления
  • Теории мышления
  • Комбинаторное мышление
  • Понятийное мышление: по ступеням познания
  • Язык и мышление
  • Язык и мышление: взаимосвязь и сопутствующие вопросы
  • Виды мышления
  • Дайджест: критическое мышление

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]