мыслительная деятельность развертывающаяся в своеобразных условиях это какая активность

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Мыслительная деятельность развертывающаяся в своеобразных условиях это какая активность

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена

«Общая психология»
Правильный ответ помечен «/» символом 1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым? голосование \интервью тестирование анкетирование

3. Отметьте задачи психологии: /анализ развития психических явлений /содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику /качественное изучение психологических явлений /изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений

4. Что изучает патопсихология? аномальные индивидуально- и социально- психологические явления особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения /особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма

6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка? /интерференция навыков диффузия навыков индукция навыков дифференциация навыков

7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются: проприоцептивные /экстерорецептивные интерорецептивные внешними

8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название: пассивное воображение творческое воображение /репродуктивное воображение активное воображение

10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением? психотип /психика психология генетика

11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям? возрастная психология зоопсихология /социальная психология педагогическая психология

13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска? психоанализ психодиагностика /эвристика психоаналитика

14. Укажите основные положения теории отражения: /Личность и деятельность находятся в единстве Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском /Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями

15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества? проективная методика / анализ продуктов деятельности тестирование анкетирование

16. Какие виды тестов выделяют по содержанию? /личностные тесты /тесты способностей тесты-анкетирование /тесты интеллекта

17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике? медицинская психология криминогенная психология /юридическая психология военная психология

18. Укажите достоинства метода эксперимента: /естественность поведения испытуемого неопределенность во времени /возможность управления процессом исследования проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых

19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность? /сангвинического флегматического холерического меланхолического

Источник

Сферы и направления исследования активности

В связи с тем, что активность присуща всему живому и является cпособом адаптации и условием воспроизводства его различных видов, то тема активности, весьма значима для многих наук о человеке, и в том числе и для психологии.

Наиболее четко выделяются активности: психическая, когнитивная; умственная, интеллектуальная, творческая, познавательная, художественная, трудовая, поведенческая, которые, по мнению В.Д. Небылицына, «существенно зависят от уровня возбуждения, создаваемого в лобных структурах коры восходящими влияниями ретикулярной формации среднего мозга». В.Л. Хайкин в труде «Активность: характеристика и развитие» обобщил имеющуюся информацию по основным направлениям и сферам активности.

Одной из наиболее разработанных сфер является психическая активность. В исследованиях выдвинут ряд важных позиций при сопоставлении психической активности со свойством активированности, то есть с индивидуальным уровнем активации, выделенным Э.А. Голубевой, что приобретает большое значение в познании активности в широкой ее представленности.

Активированность трактуется Э.А. Голубевой как «безусловно-рефлекторный баланс возбуждения и торможения, выражающийся в параметрах устойчивых характеристик разных людей по соотношению активирующих и инактивирующих влияний в их энцефалограммах». Характеристиками индивидуального уровня активации в работах Э.А. Голубевой и ее сотрудников служат ЭЭГ-показатели: альфа-комплекс, гармоники и амплитуда вертекс-потенциала. Названные показатели рассматриваются как природные особенности отдельных людей, определяющие у них уровень активированности.

Раскрывая нейрофизиологические предпосылки активности, исследователи (как Э.А. Голубева, так и Н.С. Лейтес, А.И. Крупное, Б.Р. Кадыров и В.Д. Мозговой, И.М. Палей, В.М. Русалов и др.) показали сложное отношение между природными особенностями, обусловливающими уровень активации, и психической активностью. Так, Б.Р. Кадыров в своем исследовании выявил U-образную зависимость между ними, объясняемую сознательной, выработанной установкой на новизну в группе низкоактивированных лиц, которая обеспечивает достижение ими уровня высокоактивированных лиц, имеющих реальную тягу к «разнообразию». Эти выводы, раскрывающие, в частности, источники, пути реализации и повышения активности, приобретают важное значение, ибо в целом многочисленные исследования психической активности позволили представить ее структуру, выделить отдельные компоненты, характеристики, понять их взаимосвязь.

Практически в любой ситуации жизнедеятельности человека проявляется когнитивная активность. Когнитивная активность имеет связь с важнейшими психологическими характеристиками человеческой активности. Эта активность предполагает получение когнитивного результата, переживаемого человеком как чувство удовлетворения от получения информации, как явление «инсайта» при решении проблемы, сопровождающегося положительными эмоциями, чувством удовлетворенности от самого процесса и его результата.

Лисина М.И., как исследователь умственной активности, считает, что центральное ядро умственной активности, имеющей более ограниченный объем, чем активность вообще или активность психическая, составляют когнитивные функции и процессы.

Типы мышления

Различные типы мышления различаются по разным причинам:

По своей форме — демонстративно-функциональной, демонстративно-образной, вербально-логической.

В зависимости от характера решаемых задач — практических и теоретических.

В зависимости от степени полноты — аналитической, интуитивно понятной

В соответствии с содержанием используемых инструментов — вербальный (устный), невербальный

По степени новизны — репродуктивная, продуктивная (творческая).

Визуально-актуальное мышление используется при решении задач с помощью конкретных объектов. Его особенность заключается в том, что сам мыслительный процесс — это практическая, преобразующая деятельность, осуществляемая человеком с реальными объектами. В этом случае основным условием для решения задачи является правильное действие с соответствующими объектами. Она характерна для ребенка раннего возраста (1-3 года) и позволяет ему манипулировать игрушками и другими предметами, узнавать о них, понимать их социальное назначение.

Визуально-воображающее мышление работает с изображениями и представлениями, извлеченными из памяти или предоставленными в виде чертежей, диаграмм, планов. Решение проблем возможно при отсутствии самих объектов путем ментального преобразования ситуации.

Вербально-логическое мышление (концептуальное, абстрактное). В этом случае объекты и явления описываются в терминах знаков. Решение задач осуществляется с помощью логических операций и выражается в виде понятий. В этом случае человек может полностью отойти от данных сенсорного опыта и полагаться только на имеющиеся знания, выполняя психические операции в форме суждений и выводов.

Практическое мышление развивается у людей, которые склонны работать с материальными объектами, техническими устройствами, приборами (так называемый ручной интеллект).

Аналитическое мышление проходит через логическое мышление, а интуитивное — непосредственно, как «четкое видение» закона или принципа.

Вербальное мышление характерно для тех, кто хорошо справляется с символическими и знаковыми задачами, но они не очень хорошо справляются с фигуративными задачами. Когда доминирует невербальное мышление, картина меняется на противоположную.

В случае репродуктивного мышления люди используют готовые средства решения проблем, а в случае их отсутствия вынуждены искать их сами, что характерно для продуктивного мышления.

Однако практически все виды мышления используют одни и те же умственные операции. Рассмотрим операции мышления.

Сравнение — это основная операция мышления, основанная на определении сходства и различий между объектами. Это компонент всех психических процессов. Человек сравнивает различные типы чувств, силу эмоций, различные объекты в соответствии с некоторыми атрибутами, свойствами.

Сравнение позволяет различать сходство или различия объектов, а отсюда является шагом к классификации. Это явление обычно наблюдается в возрасте около 2 лет.

Классификация. Данная операция, основанная на сравнении, позволяет классифицировать объекты на группы, которые схожи в определенном атрибуте. Таким образом, это открывает прямой путь к формированию классов явлений как основы понятий.

Анализ — это мысленная операция разложения сложного объекта на его компоненты или характеристики. Воображение играет в этом роль (как правило, при анализе картинок), но практический анализ (расчленение) материальных объектов не менее важен для мышления.

Синтез — операция мышления, которая объединяет элементы в классы на основе анализа и позволяет перейти от части к целому.

Абстракция — операция, основанная на отфильтровывании существенных свойств и связей объекта и дистанцировании их от других, несущественных.

Обобщение — мысленная ассоциация объектов или явлений в соответствии с их общими и существенными характеристиками. Первые обобщения ребенка неотделимы от его практической деятельности: мы видим, что ребенок выполняет те же действия с похожими объектами.

Конкретизация — это умственная операция, которая является противоположностью обобщения. Она состоит в том, чтобы на основе общей концепции вывести суждение о принадлежности конкретных объектов или явлений к определенному классу.

Систематизация — это классификация и последующая унификация групп объектов или классов явлений, имеющих иерархическую структуру (например, систематика животных и растений, химических элементов и т.д.).

Аналогия — ментальная операция поиска сходства в конкретной взаимосвязи. Аналогии (выводы по аналогии) основаны на формировании и актуализации ассоциаций. Аналогии являются основой для предположений и гипотез.

Все операции мысли действуют как единое целое и не могут быть искусственно разделены. Однако степень выраженности каждого из них может быть различной у конкретного человека, что важно для диагностики структуры мышления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]