Культура общения — что включает в себя, определение

Культура общения – это сложное совокупное понятие, которое обуславливает качество и уровень совершенства общения. Культура общения считается неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.

Культура общения содержит в себе совокупность практических приемов, механизмов и правил. Культурность общения позволяет индивиду не переносить конфликтные ситуации в профессионально-деятельной сфере на эмоционально-личностную область межличностных взаимодействий, понять смысл и мотивацию поступков оппонента, снизить или полностью ликвидировать излишний эмоциональный всплеск в отношениях.

Что подразумевают под «общением»?

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

С помощью общения человек способен развивать и поддерживать межличностные отношения. Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

Какие качества помогают общению (6 класс)

Если говорить о качественном и продуктивном общении, благодаря которому возникает желание созидать, удовлетворять реальные жизненные потребности, то можно назвать следующие качества:

  • симпатия;
  • заинтересованность;
  • любовь;
  • сострадание;
  • взаимопомощь;
  • дружба;
  • справедливость.

Такие качества придают энергию, мотивируют людей делать больше за одно и то же время, при этом сам процесс приносит удовольствие.

Когда человек задействует положительных качеств включается другой механизм — положительный, который при длительном использовании приносит положительный результат. А общение, которое складывается на отрицательных качествах, разрушительно воздействует на остальные группы.

Так же большую роль в общении играют коммуникабельность, открытость, позитивная эмоциональность, широкий кругозор собеседника, умение найти интересную тему, умение слушать другого, широкий словарный запас.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Функции

  • Коммуникативная — ведущая функция речевого этикета для осуществления общения людей.
  • Стилистическая — понятие о стиле языка и речи.
  • Нормативная — о нормах языка и речи, недопустимой лексике, законах бытового и делового речевого этикета.
  • Образцовая — шаблоны лучшей ораторской речи.
  • Познавательная – через принципы речевого этикета познание окружающего мира.
  • Накопительная — накопление знаний о культуре языка и речевом этикете с целью улучшения связи поколений.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Почему без общения нет человека? (6 класс)

Человек не может обходиться без общения. Очень часто взрослые люди, которые большую часть своего времени посвящают работе, говорят о том, что у них нет времени пообщаться. Более юное поколение общению посвящает практически все свое время.

Правда, молодое поколение общается преимущественно по мобильному телефону и через интернет. Люди общаются очень часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываются о том, сколько времени тратят впустую.

Людям очень трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами. Они знают правила общения, но зачастую забывают их.

Когда люди встречают своих знакомых и друзей, они выражают громко свой восторг, шумят, кричат, не замечая других, а иногда даже не слыша своих собеседников. А во время спора, то каждый из людей старается любым способом отстоять свою точку зрения. Может быть, в таком случае просто нужно перевести разговор на другую тему. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение. И своей радостью он хочет поделиться с другими.

Человек не может жить обособленно, вдали от общества. В современном мире нельзя обойтись без помощи своего ближнего. И нельзя обойтись в этом мире без общения. Каждый человек хоть раз в день участвует в различных коммуникативных ситуациях. В магазине нужно общаться с продавцом, в школе с учителем, дома с родителями. Невозможно молча сидеть целыми днями. В процессе общения человек получает необходимые знания, он развивается, обогащает свой внутренний мир, познает себя и других. Без общения человек просто не может существовать.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Как правильно отказывать

Иногда случается, что возникает неловкая ситуация, где вам необходимо отказаться от того или иного предложения. Сделать это можно, используя разные тактики. Выбирается форма отказа, исходя из возможности оказать или не оказать помощь, близости общения с человеком, личного отношения к собеседнику, виде просьбы.

Речевые тонкости отказа:

  • Решительное «нет»

Если ситуация предполагает незамедлительный ответ, не стоит тянуть с отказом. Дрожь в голосе и бегающие глаза дадут понять собеседнику, что вы не уверены в себе. Как следствие, это открывает горизонты для повторного манипулирования.

  • Аргументы

При обосновании своего отказа повторная просьба или упреки не приемлемы по этике общения. Если такое и возникает, то это свидетельство уровня культуры общения у другого человека, и вы имеете право уйти. Но отказать, не объяснив причину, недопустимо.

  • Защитная поза

Подкреплять свой словесный отказ психологическим блоком в виде скрещенных рук или ног, отдаляться от человека не нужно. Таким поведением можно оскорбить собеседника.

  • Упреки в сторону просителя

Ни в коем случае нельзя стыдить или обвинять в наглости другого человека за попытку попросить о чем-то. Его право попросить, ваше – отказать. Чаще всего в такой ситуации нотации не нужны. А вот оказать хотя бы моральную поддержку можно.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Национальные черты

Особенностью речевого этикета в России является обязательное обращение на «вы» к незнакомому человеку, партнеру по бизнесу, коллегам по работе. Переход на «ты» возможен в таких случаях с обоюдного согласия всех лиц, которые общаются между собой. Обращение на «ты» свойственно среди родственников, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в учебных заведениях. Недопустимым является обращение на «ты» к преподавателям, воспитателям в детских садах, как со стороны учеников и воспитанников, так и со стороны их родителей. Некорректным является обращение на «ты» по отношению к врачам, полицейским и другим представителям профессий, к которым люди обращаются за помощью. Обращение подчиненных к руководителю допускается только на «вы». Обращение руководителя к подчиненным строго не регламентируется.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Что помогает сверстникам общаться (6 класс)

Всю свою жизнь люди проводят в общении: разговаривают, переписываются, отправляют друг другу письма, смс или общаются через интернет. Но проще всего нам общаться со своими сверстниками. Это происходит по той причине, что общаясь со своими сверстниками, человек чувствует себя на равных.

Со старшим поколением вы всегда будете выступать в роли ребёнка. Конечно, к старшим людям необходимо относиться с уважением, прислушиваться к их советам, не обижать и не обижаться, проявлять к ним внимание. Для своих родителей вы всегда будете ребенком.

Ваши сверстники – это людям, которым примерно столько же лет, сколько и вам. Они живут в разных странах, в больших городах и маленьких посёлках, деревнях. Они взрослеют, размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, постигают непростую науку жизни среди таких разных людей. В науке это называется рефлексией.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Определение культурных норм речи

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепринятого использования языковых элементов (слов, фраз, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: Соответствие структуре языка; массовое и регулярное воспроизведение в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап развития литературного языка целого народа. Языковые нормы нельзя ввести или отменить указом, их нельзя реформировать административным путем. Деятельность лингвистов, изучающих языковые нормы, отличается: Они выявляют, описывают, кодифицируют, объясняют и продвигают языковые нормы.

Основные источники языковых норм включают:

  1. Произведения классических писателей;
  2. Произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
  3. Публикации в СМИ;
  4. Общепринятые современные употребления;
  5. Данные языковых исследований.

Характерными признаками языковых норм являются: относительная стабильность; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, привычке и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и понятность. Они защищают литературный язык от проникновения диалектного языка, социального и технического жаргона, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.

Языковая норма — это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и утвердившихся в процессе общественной коммуникации.

Нормальность языка — это его соответствие литературному и языковому идеалу. С.И. Ожегов подчеркнул социальную сторону понятия нормы, которая заключается в отборе существующих, вновь образованных и взятых из пассивного запаса языковых элементов. С.И. Ожегов обратил внимание на то, что нормы поддерживаются социальными и языковыми практиками (художественная литература, сценическая речь, вещание).

В начале двадцатого века литературные произведения и радиопередачи действительно могли служить образцами нормативного использования. Сегодня ситуация изменилась. Не каждое литературное произведение и не каждая радио- и телепередача могут служить образцом нормативного использования языка. Сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, только некоторые передачи и журналы могут быть использованы в качестве примеров литературного нормативного языка.

Б.Н. Головин определил норму как функциональное свойство языка: «Норма — это свойство функциональной структуры языка, созданное коллективом, который им пользуется, в связи с постоянно действующей потребностью в лучшем взаимопонимании».

Языковая система, которая постоянно используется, создается и изменяется коллективными усилиями тех, кто ее использует. Что-то новое в языковом опыте, что не вписывается в рамки языковой системы, но кажется функционально подходящим, приводит к переключению в ней, и каждое последующее состояние языковой системы служит основой сравнения для последующей обработки языкового опыта. Таким образом, язык развивается и изменяется в процессе говорения, и на каждом этапе этого развития языковая система обязательно содержит элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты в любом языке неизбежны.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые идиомы, формы формирования мышления. Из языка этих текстов он выбирает наиболее подходящие слова и фразы, берет для себя из выработанных предыдущими поколениями актуальные и привносит свои собственные, чтобы выразить новые идеи, восприятия, новое видение мира. Конечно, новые поколения отвергают то, что кажется им архаичным, не соответствующим новому образу действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]