Альфред‌ ‌Адлер‌ ‌—‌ ‌укротитель‌ ‌комплексов‌ ‌неполноценности

Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.

Детство и юность

Психолог родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, деревне на западных окраинах Вены, в Австро-Венгрии. Он второй из семи детей Паулины (в девичестве Бир) и Леопольда Адлера, евреев.

Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.

Альфред Адлер в молодости

Биография Альфреда Адлера была сложной, полной трагедий и смертей с ранних лет. В младенчестве он страдал рахитом, из-за чего поздно научился ходить. В 3 года потерял младшего брата, который умер рядом с ним в кроватке. В 4 года подхватил такое серьезное воспаление легких, что доктора говорили: мальчик потерян. По воспоминаниям мужчины, именно эта цитата вдохновила его стать врачом.

Все изложенное в трудах Адлера основывалось на его личной жизни. В детстве психолог пользовался популярностью у сверстников, находил у них те чувства уважения и равенства, которые не давала семья. Позже он написал, что именно благодаря интересу со стороны общества человек может реализовать свой потенциал.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии: 1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции. 2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола. 3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

Личная жизнь

В студенческие годы Альфред познакомился со своей будущей женой Раисой Тимофеевной Эпштейн, интеллигенткой и социалисткой из России, которая приехала в Вену по обмену. Свадьбу сыграли в 1897 году.

Alfred Adler With Son Kurt and Daughter Alexandra (1936, in California)
Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.

Альфред Адлер с сыном Куртом и дочерью Александрой
В браке родились дети — Валентина (1898 г. р.), Александра (1901 г. р.), Курт (1905 г. р.) и Корнелия, или Нелли (1909 г.р.). В архивах сохранилось множество фотографий дружной семьи Адлер.

Средние дети, Александра и Курт, пошли по стопам отца и связали жизнь с психиатрией. Валентина избрала путь матери — стала троцкисткой, за что позже была репрессирована.

Основные работы

Он основал «Ассоциацию индивидуальной психологии» Адлера, которая изначально имела название «Общество свободных психоаналитических исследований». В его работах преобладал целостный подход к изучению человеческой психологии и личности. Он определил несколько фиктивных целей, которые в большинстве своём бессознательны. Адлер был убеждён, что человеческая психология психодинамична и что её можно объяснить телелогически. Он также считал, что сознательное и бессознательное работают в паре, способствуя достижению фиктивных целей. Адлер полагал, что комплекс неполноценности крайне сильно влияет на определение развития личности человека. Он также думал, что комплекс неполноценности — один из основных факторов проблем с поведением у детей.

Научная деятельность

Врачебную карьеру Альфред Адлер начинал как офтальмолог, затем переключился на неврологию, но интерес к психологии все же взял верх. Его идеи оказались столь интересными, что в 1902 году Зигмунд Фрейд пригласил коллегу присоединиться к своему дискуссионному клубу Wednesday Society. По факту на этих собраниях зародился психоанализ.

Как и у многих людей, у Адлера отношения с Зигмундом Фрейдом не сложились. В 1911-м он вышел из Wednesday Society, а спустя год основал Ассоциацию индивидуальной психологии. Первоначально к нему примкнули те, кто считал идеи Альфреда более схожими с философией Фридриха Ницше, чем с психоанализом Фрейда.

Мыслитель преуспел в построении независимой школы психотерапии и теории личности. Своей основной целью он ставил развитие концепции, которая рассматривала бы психологическое благополучие человека в связке с его социальным положением. При этом Адлер грамотно делал упор не на лечение существующих проблем, а на профилактику их возникновения.

Ранние идеи мужчины описываются в книге «Невротический персонаж». Уже на этих страницах появляются понятия неполноценности и компенсации.

Психолог пишет, что бессознательное у свободного от ментальных проблем человека работает так, чтобы преобразовать имеющуюся неполноценность — физическую, моральную, психическую — в превосходство, то есть полноту. На пути у этого преобразования могут стоять только социальные преграды: воспитание, окружение, роль в обществе. Адлер также указывает на опасность «сверхкомпенсироваться». Человек, достигший этого, становится, как правило, жаждущим власти, агрессивным эгоцентриком.

В своей концепции Альфред отводит значительное место воспоминаниям из детства. В книге «Наука жить» психолог пишет:

«Воспоминания — это напоминания. Не бывает случайных воспоминаний. Из неисчислимого числа впечатлений, которые случаются с человеком в детстве, память предпочитает хранить только те, которые она считает объяснением психических проблем».

Интересовал Адлера и порядок появления детей на свет. Полагаясь на собственный опыт, он предположил, что первенец находится в благоприятном положении, поскольку единолично наслаждается вниманием родителей. Но с появлением второго и последующих детей он начинает чувствовать себя униженным. Развивается комплекс неполноценности.

Опубликовано Irene Giuntini Среда, 11 сентября 2019 г.

Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг

По мнению мыслителя, именно старшие дети чаще всего страдают от невроза и вредных привычек. Это компенсация за чрезмерную ответственность в детстве — например, необходимость присматривать за родственниками. Младшие дети, наоборот, растут избалованными, что ведет к слабой социальной эмпатии. А вот средние дети, которые не испытывали ни излишнего внимания, ни отсутствия такового, чаще всего вырастают в успешных людей.

Именно поэтому Адлер считал важным проводить терапию и тренинги не со взрослыми ментально нездоровыми людьми и даже не с детьми, а с теми, кто занимается воспитанием. В течение 25 лет психолог читал лекции в школах, больницах, общественных центрах. Он рассказывал родителям, соцработникам, учителям, как вырастить достойного члена общества.

Частично эти лекции зафиксированы в библиографии Адлера: «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», «Понять природу человека», «О стремлении к превосходству».

Трудно оценить практический вклад в психологию, совершенный Альфредом Адлером. Не сосчитать, скольких он уберег от комплексов неполноценности и последующей болезненной компенсации.

Некоторые взгляды мыслителя нашли отклик в неофрейдизме, гештальт-психологии, они актуальны и сегодня. Его теории личности придерживаются в десятках стран: США, Канада, Австрия, Германия, Италия, Израиль, Япония и пр.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру. Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как «красная» Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанализа – большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Европе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе – неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа» (Jones, 1957, р. 208).

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как «Невротическая конституция» (1917а); «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации» (1917b); «Постижение человеческой природы» (1927b); «Наука жизни» (1929); «Образ жизни» (1930); «Смысл жизни» (1931); «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них «Журнал индивидуальной психологии» (Journal of Individual Psychology), «Американский журнал индивидуальной психологии» (American Journal of Individual Psychology) и «Международный журнал индивидуальной психологии» (International Journal of Individual Psychology).

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии (Ansbacher, 1977). Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) – всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis). В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, «комплекс неполноценности» (так часто используемая в наше время характеристика – предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и стремление к власти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; самопроявление и полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также многие другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно найти в работе Мэнастера и Корсини (Manaster, Corsini, 1982).

Основные тезисы индивидуальной психологии:

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом (Ellenberger, 1970). Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972). К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

4. Социальная принадлежность индивидуума

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем – семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него» (Adler, 1956, р. 2). Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.

5. Индивидуальная субъективность

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции». Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность – лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же» (цит. по Ansbacher, 1971, р. 58). В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.

Смерть

Альфред Адлер умер 28 мая 1937 года в Абердине, Шотландия. Причиной смерти стал сердечный приступ. Говорят, ему стало плохо на улице. Прохожие, подоспевшие на помощь, услышали имя, сорвавшееся с его губ: «Курт». В предсмертную минуту мужчина звал единственного сына.

Тело предали огню в крематории Warriston в Эдинбурге, но так и не передали родным. Долгие годы останки психолога считались утерянными, а в 2007 году были найдены в хранилищах крематория. В 2011-м урну с прахом перевезли в Вену для захоронения.

«Наука жить»

По сути, ее следовало бы преподавать в средних школах и университетах. Науке жить необходимо обучиться, находясь в юношеском возрасте. Альфред Адлер подчеркивает, что искусством правильного и гармоничного существования владеет далеко не каждый. Множество людей вообще никогда не задумываются о причинах своих поступков, не умеют анализировать настоящее и принимать уроки судьбы. Адлер раскрывает перед читателем истинные мотивы внутренних конфликтов, затяжных стрессов, приводящих к депрессиям.

В «Науке жить» объясняется, почему одни люди никак не могут достичь счастья, хотя стремятся к нему много лет, а другие даже при отсутствии важных составляющих финансового благополучия находятся в состоянии гармонии с самим собой и внутренней сущностью. Такую мысль подчеркивает в тексте Альфред Адлер. Психология индивидуальности получает в этой книге максимальное раскрытие.

Концепция индивидуальной теории личности

Адлер выделил шесть принципов:

  • фиктивный финализм
  • стремление к превосходству
  • чувство неполноценности
  • общественный интерес
  • стиль жизни
  • творческое “Я”

Суть и принципы отражены в 1920 г. в аналитическом исследовании “Теория и практика индивидуальной психологии”.

Концепция сводит весь акцент на субъективной целостности лица. Отрицая наличие противостояния между сознательным с бессознательным. Фрейд считал наоборот. Данное расхождение во взглядах окончательно прервало отношения ученых восемь лет назад до опубликования книги.

Наличие творческого начала в осознанной форме — важный аспект концепции. Творческое “Я” занимает в процессе развития личности место направляющего вектора. Может адаптироваться к условиям жизненного опыта и давать ему смысловую оценку. Согласно которой изменяется направление развития личности. Кроме того, задача “творческого я” – поиск необходимого опыта. Что подтверждает: каждый — кузнец своего счастья. Точнее сценария жизни. Представляющего собой ничто иное как творческий акт.

Согласно концепции модель жизненного стиля закладывается в человеке до пятилетнего возраста. Вот почему ставится логическое ударение на важности присутствия семьи. Условия которой формируют у личности структуру.

Удовольствие не может выступать самоцелью. Цель — следование к совершенству.

1900-1937 — дружба и конфликт с Фрейдом, эмиграция в США

Медицинскую практику Адлер начал 25-летним врачом-офтальмологом. После прохождения общей медицинской практики выбрал специализацию по психиатрии. В начале ХХ века принимает приглашение Фрейда и становится участником кружка теории психоанализа.

В 1910 году 40-летний доктор Альберт избирается на пост Президента в Венское психоаналитическое общество. Конфликт с Фрейдом заставил вскоре покинуть эту должность. Вслед из 23 ушли 9 его участников. Которые вместе с Адлером впоследствии зарегистрировали новое “Общество свободного психоанализа”. А в 1912 переименовали в “Общество индивидуальной психологии”.

Начиная с 1920-х ездит с зарубежными лекциями по психиатрии. Которые проходят с ошеломительным успехом в США. Нацистская власть в Европе заставила Адлера остаться в Нью-Йорке. Ученый ясно понимал: психиатрия выживет только на этом континенте. В 1932 году Адлер и Раиса Эпштейн окончательно переезжают на ПМЖ в Америку. Где занимается частной медпрактикой. Одновременно состоит профессором Лонг-Айлендского университета.

28 мая 67-летнему профессору Адлеру во время лекции становится плохо с сердцем. Оправиться не сумел. Смерть случилась неожиданной. Похоронен на кладбище города Абердин, Шотландия.

Теория личности

Основополагающие ее базисы раскрывают два труда: «О нервном характере» (1912 г.) и «Исследование физической неполноценности и психической компенсации» (1917 г.).

Теория представляет первую психологическую личностную типологию.

Ключевой посыл учения — компенсаторный механизм. Компенсация помогает развить три врожденных бессознательных чувства:

  • общности
  • неполноценности
  • стремления к превосходству

Чувство общности задает вектор направлению стиля жизни. Костяк, на котором держится конструкция. Два чувства: неполноценности и стремления к превосходству — носители энергии, важной для гармоничного развития личности.

Адлер распределял компенсаторный механизм на четыре категории:

1) Неполная

Наступает в случае отсутствия наличия реализации полной (примеры наличия внешних уродств).

2) Полная

То есть дефект воспринимается как избирательная индивидуальность. Лицо стремится стать не лучше других, а быть не хуже.

3) Сверхкомпенсация

Дефект человека не порождает агрессивных действий. Лицо стремится принести пользу обществу. Яркий пример: 32-й американский президент Франклин Рузвельт и греческий философ Демосфен.

В случае неразвитого чувства общности принцип работ компенсаторного механизма работает наоборот. Дефект служит источником агрессии: человек стремится к власти со всеми вытекающими последствиями. Адлер приводил в пример Гитлера, Суворова, Наполеона.

4) Мнимая

Ведет к спекуляции дефектом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]