Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.
Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.
Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.
Почему ребенок одинок
Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.
Чаще причинами школьного одиночества выделяют:
- неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
- неопрятная или нестандартная внешность;
- агрессивность или авторитарный стиль поведения;
- иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
- отсутствие навыков общения;
- неблагополучная семья;
- чувство превосходства над другими одноклассниками.
Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.
Чего делать нельзя?
В психологии подробно описываются советы, чего не стоит делать, когда стремишься наладить отношения с одноклассниками:
- Быть агрессивно настроенным, избегать общения с ребятами, отвечать им грубо, провоцировать агрессию, сразу же бросаться с кулаками на одноклассников, если что-то не нравится.
- Стремиться заработать себе дешёвый авторитет среди сверстников, стремясь подкупить их различными способами, угощая сладостями, задабривая подарками или спонсируя деньгами.
- Участвовать в сплетнях и разного рода интригах.
- Стремиться ввести каждого одноклассника в ранг своих лучших друзей.
И всегда помните лишь одно: если вы попали в ситуацию непростых отношений с одноклассниками, то не отчаивайтесь, вооружитесь терпением и знайте, что всё пройдёт и этот этап тоже закончится!
Как обрести друзей
Правило 1: полюби себя сам
Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.
Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», — спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.
Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам
По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.
Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.
Действовать лучше по следующему алгоритму:
- день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
- выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
- в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
- обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
- далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.
Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.
Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться
Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.
Правило 4: развиваем навыки ведения беседы
Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.
Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.
Правило 5: учимся управлять своими эмоциями
Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.
В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.
Что делать в таких случаях
Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.
Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника – проверено, действует!
Правило 6: развиваем лидерские навыки
Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.
Первый навык — уметь первым выдвигать новые идеи и затеи. Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей – предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.
Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.
Второй навык – умение говорить «нет». Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.
И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.
Психология школьного коллектива
Школа – это место, которое становится вторым домом для каждого на определённый жизненный отрезок времени. И очень хорошо, если изначально ребёнок попадает в здоровую атмосферу дружного и сплочённого класса. Но в большинстве случаев это не так, и многим ребятам тяжело выстроить дружеские отношения со своими одноклассниками. А ведь с этими людьми они проводят бок о бок около 11 лет жизни.
Что и как сделать, чтобы научить ребёнка дружить с одноклассниками, чтобы сверстники из одного класса понимали и уважали друг друга? Стоит ли взрослым вмешиваться в конфликты детей? Нужно ли решать проблемы с привлечением учителей? Рассказываем об этом популярно и непредвзято.
Производите хорошее впечатление
Как нравиться всем людям, которых вы встречаете на своем пути? Когда мы оказываемся в новой среде, то обычно беспокоимся, насколько хорошо нас примут. Ваши шансы на это будут гораздо больше, если вы будете позиционировать себя как человек естественный, улыбающийся, спокойный. Если вы транслируете «Я принимаю себя такой/таким, какая/какой я есть», то и другие вас будут воспринимать точно так же. В разговоре с новыми знакомыми старайтесь ни на что не жаловаться. Каждый, кто начинает новые социальные контакты с потока жалоб, обид, любого негатива, обречен на провал, и ему будет сложно установить с другими более близкие отношения и тем более завоевать всеобщую любовь.
Любому из нас хочется, чтобы все вокруг люди любили и понимали нас. При этом сами мы симпатизируем и привязываемся лишь к некоторым, а вот к остальным просто относимся с уважением.
Согласно толковому словарю, уважение – почтительное отношение к человеку, основанное на признании заслуг, достоинств и личностных качеств человека. Теоретически, у каждого есть что-то, за что его можно уважать. Но в реальном мире завоевать уважение получается далеко не у всех. Как заставить всех себя уважать?
Начинать нужно только с себя. Если вы себя не уважаете, почему вас должны уважать другие? Низкая самооценка человека и его неуверенность в себе – самые ужасные враги. Неуважение к себе выражается в первую очередь в «подлизывании» к другим людям ради того, чтобы доказать им свою значимость и независимость. Если вас оскорбляют, а вы молчите – вы себя не уважаете.
Заслужите уважение
Многие почему-то считают, что быть грушей для битья — это лучший способ понравиться руководству. Надеюсь, вы понимаете, что это не так. В каких-то случаях это может сработать (если у вашего босса было тяжёлое детство), но лучший способ обрести любовь начальства — заслужить настоящее уважение. Это означает трудиться, избегать офисных сплетен и разговоров ни о чём, а также принимать адекватную критику. Быть приятным человеком (первый пункт) тоже правильно, но это два фундаментально разных подхода. Если вы не даёте в обиду и уважаете себя, то ваше начальство сделает то же самое.
Заботьтесь о знакомых и приятелях
Иметь круг хороших друзей или хотя бы несколько близких приятелей — это настоящее счастье. С ними можно приятно проводить время и рассчитывать на них, когда жизнь делает очередной крутой вираж. Вы никогда не останетесь одни. Однако такие отношения нужно беречь, если вы хотите нравиться людям.
Оберегайте проверенную временем дружбу
Некоторые друзья бывают ближе членов семьи. Но для того, чтобы так и было, ими нельзя пренебрегать. Нужно находиться с ними в постоянном контакте: часто им звонить, предлагать встречу, интересоваться их жизнью. В дружбе нет понятия «я не хочу», и, если близкий человек нуждается в вашей помощи, сделайте все, чтобы ее оказать. У подруги кризис в любовных отношениях? Несмотря на огромное количество обязанностей, стоит найти время для того, чтобы выслушать ее. Кто-то из ее близких болен? Оставайтесь с ней, помогайте в решении мелких вопросов, до которых у нее сейчас не доходят руки.
Выполняйте данные обещания
Это порождает и укрепляет доверие. Делайте ставку на искренность. Чтобы отношения с другим человеком были глубокими и истинными, в них не должно быть лицемерия. Когда вы видите, что подруга делает то, что, по вашему мнению, для нее не хорошо, у вас есть право и даже обязанность об этом сказать. Конечно, вы не можете навязывать ей своего мнения, ведь это не ваша жизнь. Однако прикрываться фальшивой улыбкой, когда в вас внутри все кипит, — это неправильный путь. В свою очередь, вы тоже должны принимать во внимание мнение своих друзей: в конце концов, это люди, которые желают вам добра. Поэтому стоит как минимум рассмотреть их точку зрения.
Возможные формы нарушений поведения у детей-изгоев
Нарушения поведения (девиации) очень распространены среди детей, которые подвергаются преследованию и травле.
Часто изгои в школе способны на следующие девиации:
- Воровство. Ребенок может красть, чтобы купить что-то себе и заглушить боль. Может красть, чтобы купить что-то другим детям/взрослым и тем самым заслужить их расположение, дружбу, любовь, признание.
- Ложь. Ребенок-изгой может начать лгать не только родителям, но и своим сверстникам. Придумывать истории, которых нет, чтобы повысить свои “баллы” в глазах окружающих. Как правило, выбираются истории, которые способны вызвать зависть: про богатых родственников, братьев-боксеров, престижные вещи во владении семьи (машины, одежда, драгоценности). Фантазии бывают самые невероятные и однажды находится кто-то в коллективе, кто выводит ребенка на чистую воду, и те самые “баллы” у непопулярного ребенка падают еще ниже.
- Попытки суицида. Не вовремя обнаруженные проблемы у ребенка, запущенный характер травли, равнодушие школьного персонала могут привести ребенка к мыслям о суициде. Не всегда они принимают реальный характер, однако у ребенка смещается доминанта в отборе информации. Он начинает посещать ненужные сайты, авторитетами становятся асоциальные личности, появляются странные друзья.
- Разбой. Обозленный ребенок, которого ущемляют в одном коллективе, может попытаться косвенно расквитаться со своими обидчиками в другом, выступив зачинщиком травли. Неподконтрольность таких процессов может заставить ребенка преступить грань закона. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда ребенок уже отвечает за проступки перед законом, а чувствительность к понятиям разрешенного и не разрешенного пока не сформирована. У детей-изгоев она может остаться несформированной вовсе.
Будьте готовы принести извинения за свои ошибки
Все ошибаются, и вы не исключение. Если это всё-таки случилось, будьте готовы извиниться. .
«Я был неправ. Я виноват. Я исправлюсь. Я допустил ошибку». Всё это примеры неправильных извинений.
В этих случаях вы делайте центром себя. Куда более правильным вариантом будет сместить фокус на собеседника, точнее на того, кто пострадал из-за вашей ошибки. Задайте себе вопрос: «С кем я разговариваю и что этот человек хочет от меня услышать?» Дав на него ответ, вы поймёте, как нужно построить своё извинение.