Что такое стереотипы и зачем их ломать: разбираемся в вопросе


Любое утро может быть добрым! Даже если вы сова и ни разу не жаворонок! А сомневающимся принято рассказывать историю о том, как один офисный служащий спросонья залил в домашнюю кофе-машину энергетический напиток вместо воды. И лишь на полпути к офису спохватился, что забыл воспользоваться своим автомобилем и идет пешком.

Есть, разумеется, и другие способы сделать утро добрым, о чем мы вам расскажем на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика». А сегодня речь пойдет про динамический стереотип и то, как он формируется, функционирует, разрушается, перестраивается.

Забегая чуть-чуть вперед, уточним, что делать по утрам кофе и уезжать на работу личным автомобилем – это динамические стереотипы. А вот если забыть сделать привычный набор действий – дойти до парковки, сесть в машину и уехать на ней – это будет пример нарушения динамического стереотипа. И всего-то нужно для этого, чтобы в предшествующий динамический стереотип закралась одна маленькая неточность.

Впрочем, мы обещали забежать вперед не очень далеко, а лишь чуть-чуть, поэтому вернемся к началу и начнем с того, что же такое динамический стереотип.

Что такое динамический стереотип и как он работает?

Итак, динамическим стереотипом называют сложную условно-рефлекторную реакцию, которая вырабатывается через многократные повторы каких-либо действий или ситуаций путем формирования ответа на внешние раздражители. По сути, динамический стереотип представляет собой последовательность условно-рефлекторных актов, которые идут в определенном порядке.

Термин «динамический стереотип» ввел в научный оборот первый российский лауреат Нобелевской премии академик Иван Петрович Павлов (1849-1936), посвятивший жизнь изучению высшей нервной деятельности, условных и безусловных рефлексов у млекопитающих. Собственно, динамический стереотип – это и есть сложный условный рефлекс, сформировавшийся под воздействием определенных регулярно повторяющихся ситуаций и обстоятельств. Еще можно сказать, что динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему отдельные рефлекторные акты так, чтобы они происходили в нужной последовательности.

Уточним, что стереотип – это часть прошлого опыта, закрепившегося в сознании и постоянно используемого для решения типовых задач. Как вариант, можно сказать, что это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление.

Определение «динамический» подразумевает, что стереотип может находиться в динамике. В частности, постепенно формироваться, видоизменяться при изменении ситуации, разрушаться, если он окажется «невостребованным» обстоятельствами, и восстанавливаться вновь, если восстановятся условия, в которых он сформировался.

К теме условных рефлексов и динамических стереотипов Павлов неоднократно обращался в своих работах, с которыми можно ознакомиться в полном собрании сочинений [И. Павлов, 1951]. В более поздние годы интерес к теме не угас, о чем свидетельствуют дальнейшие исследования. В частности, к работам Павлова обращались его зарубежные коллеги. В качестве примера можно привести обзор Pavlov’s conceptualization of the dynamic stereotype in the theory of higher nervous activity («Осмысление Павловым динамического стереотипа в теории высшей нервной деятельности») [G. Windholz, 1996].

Из отечественных исследований, признанных широкой научной общественностью, стоит назвать работу «Роль экстраполяции и динамического стереотипа в механизмах формирования и совершенствования адекватных моторных координаций» (Role of extrapolation and dynamic stereotype in the mechanisms of the formation and improvement of adequate motor coordinations) [Н. Зимкин, 1982].

А для широкого круга читателей будет весьма интересна книга «Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности», вышедшая в свет на стыке тысячелетий [К. Судаков, 2002]. К слову, автор этой книги рассматривает «Динамический стереотип как системное свойство мозга», причем его работа вызывала в свое время интерес зарубежных ученых и была переведена английский язык [К. Судаков, 2001].

И даже если человеку неизвестен термин «динамический стереотип», примеры таких условно-рефлекторных реакций пронизывают всю его жизнь с самого раннего детства. Ходьба, бег, плаванье, пользование ложкой и вилкой, завязывание шнурков и застегивание пуговиц – это тот или иной динамический стереотип навыков, наработанный многократными повторами одного и того же действия. Это были самые простые примеры динамических стереотипов, однако к таковым относятся не только двигательные навыки.

Есть и более сложные динамические стереотипы. Однако какой динамический стереотип ни возьми, в основе, в любом случае, лежит повторяемость действий, простых или сложных, производимых ежедневно или ежесезонно, в определенное время или в определенных обстоятельствах.

Например, утром нужно вставать, а ночью спать, во время игры в футбол мячик пинают ногами, а во время игры в баскетбол бросают руками, зимой носят теплую одежду, а летом легкую, писать нужно слева направо, а придя на работу в офис, нужно сначала выпить кофе и разобрать почту. В принципе, любая трудовая, игровая, спортивная, мыслительная, производственная деятельность представляет собой динамический стереотип.

При желании можно составить алгоритм действий водителя, садящегося за руль автомобиля, фрезеровщика, включающего фрезерный станок, дворника, подметающего улицу, химика, ставящего опыты, музыканта, исполняющего музыкальное произведение.

Однако имеющий достаточный практический опыт водитель, фрезеровщик, дворник, химик, музыкант, представитель любой другой профессии выполняет свой алгори, не задумываясь о последовательности перед каждым взмахом метлы, поворотом руля или касанием клавиш фортепиано.

Это и есть динамический стереотип в действии. Он работает, как слаженная система условно-рефлекторных процессов, на основе которой формируются привычки и навыки. Эта система позволяет человеку производить привычный набор действий с максимальной эффективностью, не затрачивая время и силы на обдумывание их последовательности, технологии или целесообразности.

Чтобы было легче понять суть явления, представьте, что водитель, садясь за руль, каждый раз был бы вынужден вспоминать, что сначала нужно включить зажигание, потом выжать сцепление, потом убедиться в отсутствии помех и начать движение. Или учитель химии перед каждым уроком вспоминал бы, как правильно крепить пробирку и что куда следует наливать: серную кислоту в воду или воду в серную кислоту. А любой человек, перед тем как что-то написать или напечатать, вспоминал бы, как правильно держать ручку или где находятся буквы на клавиатуре.

Динамический стереотип письма – это тоже определенная последовательность рефлекторных актов, начиная от того, как правильно держать ручку, и заканчивая оформлением текста. На этой же основе, кстати, формируется динамический стереотип зеркального письма, когда человек пишет не правой, а левой рукой, и не слева направо, а справа налево.

Такая практическая перестройка динамического стереотипа занимает, на самом деле, не так уж много времени, потому что основа уже заложена. Да и темп зеркального письма после некоторых тренировок может быть почти таким же, как обычного, в чем можно убедиться на примере видео «Зеркальное письмо»:

Желающие, к слову, могут попробовать научиться «зеркальному письму». Благо, сегодня доступны подробные разработки на эту тему и даже план лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма» для 9 класса общеобразовательной школы [infourok.ru, 2019].

Однако если для некоторых любознательных правшей перестройка динамического стереотипа письма – это всего лишь эксперимент, для многих левшей «зеркальное письмо» становится настоящей проблемой, потому что у них не получается писать, как нужно, и не удается сформировать стандартный динамический стереотип письма.

Как правило, им требуется помощь педагогов и психологов. Некоторые разъяснения и практические советы по работе с «леворукими» детьми можно найти в специальном видео «Леворукость у ребенка. Зеркальное письмо. Ребенок левша», автором которого является педагог начальной школы с большим практическим опытом работы:

Конечно, бывает, что самые простые действия кажутся сложными не только для левшей. Однако это, как правило, означает, что количество повторов действия было недостаточным для того, чтобы довести навык до автоматизма.

Кроме облегчения повседневного порядка действий, динамические стереотипы помогают человеку адаптироваться к привычно меняющимся ситуациям и обстоятельствам. Например, к тому, что день сменяет ночь, зима сменяет осень, урок физики сменяет урок физкультуры. Так, выпавший среди зимы снег никого не удивит (разве что представителей жилищно-коммунальной сферы). А вот если снег выпадет в середине июля, удивятся практически все жители северного полушария, где с июня по август как бы лето.

К слову, принятие однотипных повторяющихся явлений в качестве нормы и удивление по поводу явлений, входящих за пределы привычной нормы, – это тоже динамические стереотипы. И если ранее мы говорили, в том или ином виде, преимущественно про динамический стереотип навыков, здесь появляется повод задуматься о динамическом стереотипе мышления.

Немного о стереотипах мышления

Относительно стереотипов мышления все не так однозначно, как если речь идет о стереотипном повторении действий, связанных с профессиональной деятельностью, занятиями спортом или двигательной активностью. Так, именно динамические стереотипы навыков позволяют раз и навсегда научиться плавать, ездить на велосипеде, писать от руки, пользоваться ложкой, вилкой и многими другими полезными предметами.

Стереотипное мышление, в принципе, тоже имеет множество положительных сторон. Например, вовремя заметив в темноте компанию мрачных недоброжелательно настроенных молодых людей, направляющихся к вам, и идентифицировав их, как хулиганов, вы имеете больше шансов убежать, чем если вы будете до последнего сомневаться и думать, что они вчетвером идут в аптеку за лекарствами. А увидев в руках спросившего дорогу в аптеку нож при отсутствии путей к отступлению лучше задействовать приемы самообороны, чем мыслить нешаблонно и рассчитывать, что этот «ходок по аптекам» держит в руках нож просто так.

Сформировавшийся динамический стереотип мышления и поведения может быть полезен и в более мирных ситуациях. Вы быстро станете «своим человеком», если будете вести себя согласно социально ожидаемым нормам в незнакомой компании, на новой работе, отраслевой конференции, при знакомстве с родственниками жениха или невесты. Вы будете себя чувствовать комфортнее, если станете мыслить «в унисон» в социально однородном коллективе, будь то бригада строителей или конструкторское бюро, редакция журнала или международная корпорация.

В нашей субкультуре любой человек, который «выбивается» из общего шаблона и выглядит «белой вороной», вызывает некоторое недоверие. И это тоже пример динамического стереотипа или стереотипного мышления. Однако социальные стереотипы и прочие стереотипы мышления и поведения могут существенно навредить вам и вашей карьере, если они противоречат принятым внутри вашего профессионального сообщества нормам или вовсе «отжили свой век» и поддерживаются только такими же, как вы, консерваторами.

Например, в каком-нибудь глухом селе, где проблемой является не только Интернет и мобильная связь, но даже автобусное сообщение с райцентром, среди жителей будет считаться нормой острожное и даже настороженное отношение к представителям не титульной нации или выходцам с другого континента. Просто потому, что никто из жителей села не имел опыта совместной работы или хотя бы простого человеческого общения с людьми, приехавшими, например, из Африки или Юго-Восточной Азии. Однако в международной компании и мультикультурной среде отсутствие толерантности будет воспринято негативно, а стереотипы мышления помешают, в первую очередь, носителю отживших шаблонов восприятия.

И, к слову, общение с представителями какого-либо африканского или азиатского государства достаточно быстро вызывает разрушение динамического стереотипа восприятия. Просто потому, что общего между всеми людьми на планете Земля гораздо больше, нежели различий. Мы все хотим счастья, любви, удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, признания в своей референтной группе.

Уточним, что референтная группа – это некая социальная группа, наиболее значимая для конкретного индивида. Соответственно, референтная группа у каждого человека может быть своя. Кому-то более важно мнение друзей, кого-то больше волнует мнение начальства или жены. Кто-то более склонен доверять старшему брату или сестре, а кто-то целиком и полностью погружается, например, в волонтерскую деятельность «Общества защиты животных» и свои поступки сопоставляет исключительно с ценностями своих коллег-волонтеров.

Впрочем, ценности любой социальной группы – это тоже пример динамического стереотипа, который предопределяет типовые реакции человека на те или другие внешние раздражители. Не зря же интеракционизм считает человека продуктом своей среды. И при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды человек, слишком подверженный стереотипам мышления, может почувствовать себя неуютно. Особенно, если в его случае термин «стереотипы» впору использовать, как синоним слова «предрассудки» или «предубеждения».

С лингвистической точки зрения, ничего страшного вроде как нет. Мы уже разобрались, что стереотип – это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта, и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление. Другими словами, это некое «предварительное суждение» или «предварительное убеждение», что дело обстоит так, а не иначе. Тем не менее в русском языке слова «предрассудки» или «предубеждения» успели обрести негативное значение, поэтому и мы будем использовать их в привычном для большинства людей понимании.

С предрассудками разной степени обоснованности сталкивались все мы, и многократно. И разрушение динамических стереотипов мышления тоже наблюдали неоднократно. Когда-то царило предубеждение, что женщине за рулем не место. Теперь, когда в больших городах женщина за рулем стала привычным явлением, таких явных женоненавистников стало заметно меньше. Когда-то браки с большой разницей в возрасте, особенно в пользу женщины, считались чем-то «из ряда вон выходящим». По мере того, как таких браков становится все больше, а разница в возрасте – последнее, что волнует супругов, количество предрассудков на тему семьи и брака тоже уменьшилось.

Перечень можно продолжать до бесконечности. И даже пресловутые «наркоманы и проститутки» в понимании бабушек, сидящих у подъезда, это тоже проявление стереотипного мышления, в схеме которого молодость, активность и модная одежда являются признаками наркомании и проституции. Однако общие признаки есть у всех стереотипов.

Стереотипное мышление выполняет роль некой парадигмы, которая экономит силы и энергию для оценки ситуации и упрощает реагирование на нее. У некоторых людей упрощение доходит до крайней степени. Помимо экономии сил и упрощения реакций, психологи выделяют еще одну причину формирования стереотипов мышления: стремление сохранить ценности конкретной группы [Д. Милай, 2019]. У таких стереотипов есть общие признаки:

  • Устойчивость.
  • Избирательность.
  • Обоснование на уровне эмоций.

Мы уже начали говорить о том, что человек, слишком подверженный стереотипам, при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды может почувствовать себя неуютно. Например, если закрылся завод, на котором он проработал 20 лет, а чтобы доработать до пенсии, нужно или менять профессию, или уезжать в другой город, потому что в этом городе такие специалисты больше не нужны. Обычно речь идет именно о том, что нужно «доработать до пенсии», а не о том, что увольнение открывает новые возможности, шанс попробовать себя в другой ипостаси и даже найти свое призвание.

Кроме того, подверженный стереотипам человек не может справиться с задачей, выходящей за рамки повседневных дел, не способен к творчеству, да и общение с людьми из других социальных групп у такого человека затруднено, потому как он не может поставить себя на их место. Таким образом, динамические стереотипы могут играть как положительную роль в жизни человека, так и отрицательную.

История 2 – В дороге

Когда я жил в Индии, наш друг, астролог и брамин попросил меня вместе с супругой сняться в видео о нем, рассказать о его работе как бы с точки зрения иностранцев. Мы, конечно, согласились, но не с большой охотой. Дорога от нас до его деревни составляла более двух часов на поезде только в одну сторону, не говоря уже о пути до его дома от станции. К тому времени мне уже успели поднадоесть все эти передвижения по Индии и на предстоящую поездку я смотрел без большого энтузиазма. «Лучше бы я остался дома и поработал», — с досадой думал я. Но вдруг мне, как и в прошлой истории, удалось уловить здесь некий шаблон мышления, стереотип восприятия. Я увидел, что по только лишь в силу привычки дорога для меня ассоциировалась исключительно с морокой и усталостью. «Но почему я должен ее воспринимать именно так?» — Спрашивал я себя.

«Если вы думаете, что дорога – это непременно утомительное занятие и заранее настраиваете себя на это, то точно устанете. Но если вы относитесь к ней как к увлекательному путешествию и месту для отдыха, то вы отдохнете и получите удовольствие».

В детстве я воспринимал любую поездку как какое-то приключение и ждал ее с нетерпением. Почему же я не могу так сейчас? Ведь все зависит от моего восприятия!

Вместо того, чтобы воспринимать это как утомительную обязанность, я могу отнестись к дороге как к интересному путешествию, возможности отдохнуть от работы, сменить обстановку. В поезде я буду читать, слушать музыку, то есть заниматься теми делами, которые я люблю, но делаю не так часто, как хотел бы из-за того, что всегда найдется что-то важнее. И дорога — прекрасная возможность! Такая мысль меня взбодрила. Я вооружился плеером, книгой и в хорошем настроении двинулся в путь.

В поезде я расслаблялся, слушал музыку и смотрел в окно на проплывающую мимо пышную растительность, вытянутые вдоль желедорожных путей заводи, индуистские храмы и приземистые домики. К жаре я уже успел привыкнуть, и она мне не доставляла никакого дискомфорта. Я ехал в бодром расположении духа, стараясь всячески использовал время поездки для того, чтобы отдохнуть и получить удовольствие.

В итоге за один день мы провели в дороге более 6-ти часов и успели записать видео для нашего друга. И, когда мы вернулись домой, я по-прежнему был в хорошем настроении. И, самое интересное, что я совсем не устал! Это было удивительное открытие. Я понял, что от наших установок зависит не только настроение, но и физическая усталость!

Если вы думаете, что дорога – это непременно утомительное занятие и заранее настраиваете себя на это, то точно устанете. Но если вы относитесь к ней как к увлекательному путешествию и месту для отдыха, то вы отдохнете и получите удовольствие.

Функции динамического стереотипа

По мере того, как мы разбирались что такое динамический стереотип и как он работает, стало в целом понятно, зачем он нужен. Однако ввиду сложности темы видится нелишним подытожить его функции.

Итак, в самом общем виде функция динамического стереотипа заключается в подготовке и заблаговременном программировании реакции на однотипные повторяющиеся раздражители или стимуляторы.

К таким стимуляторам относятся природные и социальные явления, необходимость освоения двигательных и производственных навыков, реагирования на разные ситуации и вызовы.

В каких-то случаях динамические стереотипы очень выручают нас, экономя наши силы и время. В каких-то случаях они мешают нам, тормозя творческую активность и генерацию свежих идей. Поэтому распишем функции динамического стереотипа подробнее.

Положительные стороны динамического стеретотипа:

  • основа формирования двигательных навыков;
  • основа формирования шаблонов действий и поведения;
  • основа получения новых знаний, обучения в школе и вузе;
  • основа освоения различных видов трудовой, игровой, спортивной, производственной, прочей деятельности, где существует повторяемость действий;
  • обеспечение адаптации к привычно меняющимся условиям;
  • облегчение процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы на стандартных задачах;
  • готовность действовать эффективно при возникновении аналогичных обстоятельств;
  • освобождение ресурсов организма для выполнения сложных творческих задач, требующих нестандартного подхода;
  • экономия сил, нервной и физической энергии человека при стандартном наборе действий.

Негативные стороны динамического стеретотипа:

  • ограничение свободы восприятия;
  • ограничение возможности генерации новых идей;
  • невозможность увидеть ситуацию с другой точки зрения;
  • невозможность творчества;
  • ошибки в оценке и реакции, когда ситуация хоть немного отличается от типичной;
  • сложность отказа от вредных привычек (курение, алкоголь) и неработающих установок в общении.

Если сформированная обстоятельствами последовательность условно-рефлекторных актов из раза в раз ведет вас к неправильным решениям и неадекватным действиям, пора задуматься о том, что от неработающих технологий нужно уметь отказываться. Мы уже рассматривали разрушение динамического стереотипа на примере выработки навыков зеркального письма. И убедились, что вернуться к обычному письму не составляет труда. Другими словами, разрушение в данном случае не означает уничтожение. Скорее, это означает расширение ваших возможностей.

И в любом случае это означает, что мы можем заставить работать по-другому, чем было до этого, свой мозг, потому что любая деятельность человека, будь то письмо, бег, плаванье, застегивание пуговиц или размышление о бренности бытия управляется мозгом. И это дает нам надежду!

Напутствие

Личностный рост и саморазвитие процветают, когда мы неподверженны стереотипам.

Взаимодействие с разными по взглядам людьми, но без осуждения и споров – это нейропсихологические катализаторы, благодаря чему мы становимся способны принимать намного больше знаний без когнитивного диссонанса. Все разногласия мнимые, без них можно взглянуть на мир в ином свете.

Ломаешь рамки эмоциональной фиксации – развиваешься! (Задумайтесь над этим!)

Как разрушать динамические стереотипы?

Мы уже поняли, что в какой-то момент динамические стереотипы могут мешать, а не помогать. Например, если вы привыкли, что питьевая вода для кофе-машины всегда стоит строго в определенном месте, вы слишком зависимы от обстоятельств и невнимательных домочадцев, которые могут переставить воду, а на место воды поставить емкость с энергетическим напитком.

Поэтому даже в отработанных до автоматизма действиях нужно регулярно сверяться с реальностью, чтобы не стать жертвой динамического стереотипа. Что уж говорить о социальных стереотипах, которые, по сути, являются разновидностью динамических стереотипов, потому что формируются по тем же законам, что и любые другие. Поэтому, чтобы не стать жертвой «отживших свое» стереотипов, стоит прислушаться к советам психологов [Д. Милай, 2019].

Как не стать жертвой стереотипов:

  • Не верить слепо всему, что говорят и пишут, всегда проверять информацию и делать собственные выводы.
  • Проанализировать свои алгоритмы поведения в разных ситуациях и отказаться от тех, которые не ведут к успеху и не имеют разумного обоснования, кроме сформировавшейся ранее привычки.
  • Искать опровержение всему, что не имеет подтверждения.

Стоит отметить, что такие процессы как формирование и изменение стереотипа зависят от многих факторов: возраст, персональные особенности психики, социальная среда, в которой развивается человек. Так, у маленьких детей динамические стереотипы формируются достаточно быстро. Они практически каждый день узнают что-то новое, учатся ходить, бегать, играть, танцевать.

Именно поэтому будущих олимпийских чемпионов начинают растить с 3-4 лет. Чем позже человек приступил к освоению каких-либо двигательных навыков, какого-либо вида спорта, тем сложнее ему достичь совершенства и настоящих высот. В зрелом возрасте спорт не возбраняется и даже наоборот, однако освоить нужные стереотипы движения получится в большинстве случаев разве что на любительском уровне.

Такое наблюдение справедливо и в отношении мыслительных стереотипов. Молодежь легко принимает все новомодные течения, экспериментирует с одеждой, прической, цветом волос, пирсингом, татуировками, в то время как старшее поколение зачастую считает такие эксперименты с имиджем неприемлемыми. Молодежь быстро увлекается любыми новыми направлениями в музыке и культуре в целом, тогда как старшее готово в сотый раз пересматривать старые советские фильмы и слушать песни, бывшие хитами в 80-х годах прошлого столетия.

Зрелым людям тяжелее расстаться с привычным местом работы и привычной профессией, начав осваивать что-то новое. Хотя, казалось бы, большой жизненный опыт и накопленные за жизнь знания будут на стороне старшего поколения. Тем не менее большая сумма знаний вовсе не означает большую гибкость мышления и легкость формирования новых динамических стереотипов, которые лежат, как мы ранее выяснили, в основе любой деятельности.

Аналогичные закономерности мы увидим, если начнем рассматривать прочие сферы жизни. После 20 лет семейной жизни развод дается психологически тяжелее, в то время как молодежь легко расстается через год отношений, если что-то пошло не так. При переезде большой семьей в другую страну на постоянное место жительство быстрее всех адаптируются самые младшие члены семьи. Дети быстрее начинают говорить на новом для себя языке, молодые люди быстрее находят работу, чем те, кому за 50.

Конечно, скорость формирования динамических стереотипов зависит и от персональных особенностей психики и сенсомоторных качеств. Это легко заметить, набрав, например, в группу спортивной секции детей одного возраста. В футбол играют миллионы мальчишек по всему миру, а таких футболистов, как Диего Марадона, Криштиану Роналду, Лионель Месси, считанные единицы.

В какой-то степени на формирование и перестройку динамических стереотипов влияет и социальная среда. В семьях, где «шаг вправо, шаг влево равно побег», дети более послушны и консервативны и с большей степенью вероятности всю оставшуюся жизнь будут следовать привитым с детства нормам и шаблонам поведения, если только не взбунтуются в переходном возрасте. В семьях, где поощряется самостоятельность, а взрослые сами активно интересуются всем новым, условия для формирования творческой личности, конечно же, лучше.

Больше о разновидностях вредных стереотипов и о том, как от них избавиться, вы узнаете из статьи «Стереотипы мышления и методы избавления от них» [В. Кузнецов, 2019]. Еще больше возможностей мыслить нешаблонно и творчески решать нестандартные задачи перед вам откроется на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика».

Напоследок мы предлагаем вам занимательную подборку про «Популярные стереотипы, которые разбились о статистику» [Think with Google, 2019]. А еще желаем вам, чтобы любые стереотипы вам облегчали жизнь, а любые новшества были исключительно вам во благо. И попросим ответить на вопрос по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • «Собака Павлова»: эксперимент длиною в жизнь
  • Искажения восприятия и понимания в процессе общения
  • Социальные стереотипы
  • Эффект Лачинса, или Барьер прошлого опыта
  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
  • Нейропластичность
  • Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
  • Не все то, чем кажется

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Отчего так происходит

Что это: лень или просто нежелание что-то менять? В любом случае, я выработал для себя одну простую, но действенную методику борьбы с подобными проявлениями нехотения, нежелания и отвержения.

В этом мне помогает контроль собственной речи. Я ещё не достиг тех высот, где можно контролировать мысли, я только учусь. Пока я решил вплотную заняться тем, что более-менее подвластно каждому человеку – контролировать продукт наших мыслей – речь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]