Библиотерапия — это психотерапевтический метод, использующий литературу как форму коррекции психического состояния пациента. Это лечение с помощью книги. Пациент ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он попадает. Все чувства и переживания героя становится личным переживаниями пациента. Таким образом, вскрываются неразрешенные конфликты и проблемы, пациент получает осознания их причин, находит пути решения.
История метода
История появления библиотерапии уходит корнями еще во времена Древнего Египта. В средневековой Европе лекари применяли книги как лекарство для души. Однако статус науки библиотерапия получила лишь в начале 20 века. Впервые данный термин упомянул американский психолог С. М. Кротхерс в 1916 году.
В России первые практические шаги в данном направлении были сделаны только в 1927 году психоневрологическом институте города Харькова. Тогда же и был замечен главный эффект методики – узнавание пациентом своей проблемы и поиск решения при помощи примеров из книг.
Где выучиться на библиотерапевта
Не существует отдельного направления подготовки «Библиотерапия». Само понятие включает в себя два и стоит на стыке психологии и библиотековедения. Поэтому изначально получают профессии библиотекаря и психолога.
Чтобы получить профессию библиотекаря, не обязательно поступать в вуз. Профессию можно освоить также в профильном колледже или техникуме. Ниже несколько вузов России, где готовят по данной специальности:
- Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
- Московский государственный университет культуры и искусств
- Алтайская государственная академия культуры и искусств
- Белгородский государственный институт культуры
- Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В Нижнем Новгороде получить библиотечное образование можно в Нижегородском областном колледже культуры (г. Бор). Обучение только в заочной форме. Учебное заведение готовит кадры с 1937 года. Подробнее о программе и требованиях можно прочитать на их сайте.
Одно дело — знать методы работы с разными возрастными группами (следовать шаблону), другое — понимать суть проблемы. Второе гораздо эффективнее, поэтому прежде всего профессиональному библиотерапевту необходимы знания по психологии. В Нижнем Новгороде выучиться на психолога можно в ННГУ им. Лобачевского и НГПУ им. Козьмы Минина, а также в местных филиалах других университетов.
Наталья Зиновьева16+
Области применения, цели
Библиотерапия возникла на стыке 4 наук: медицины, психологии, психиатрии и библиотечного дела. Но свое применение она нашла в самых разных областях: психологии, педагогике, работе с детьми, трудными подростками и пожилыми людьми. Методика применяется в психиатрических клиниках, реабилитационных центрах, детских домах, школах, домах престарелых.
Цели методики:
- Научить пациента позитивному мышлению, удалить из сознания негативизм и пессимизм.
- Научить честно и свободно признавать свои чувства и проблемы, при этом не испытывая страха, вины и стыда.
- Помочь пациенту найти альтернативные пути решения проблем и выхода из тупиковых состояний.
- Стимулировать воображение и положительные эмоции.
- Помочь подняться над неприятностями и посмотреть на них с другой стороны.
Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно.
Как выбрать книгу
Инструмент библиотерапии – книга, но не каждая. Речь идет не о чтении случайной книги, необходимо учитывать уникальность каждого читателя (пол, возраст, образование, жизненный опыт…), его нынешнюю ситуацию.
Перед применением библиотерапии необходимо установить цели, на которые она будет направлена. Плохой выбор книги может оказать негативное влияние. Лечение должно помочь человеку адекватно справиться с трудной жизненной ситуацией, компенсировать негативные изменения в психике, преодолеть кризис, следовательно, достичь полной реабилитации.
Список книг для детей дошкольного возраста
Библиотерапевтическая литература для читателей-детей:
- «Дети из Бюллербю» (А. Лингрен). У Бритты и Анны нет ни собаки, ни кроликов, ни каких-либо других животных. Но у них есть дедушка. Это лучший дедушка в мире. Он живет в Норргордене, у него есть своя комната на 1 этаже. Это такая хорошая комната и такой хороший дедушка, что дети из Бюллербю всегда идут туда в свободное время.
- «Я умею прыгать через лужи» (А. Маршалл). Эта книга представляет собой автобиографическую историю из детства автора. В ней описывается, как Алан перенес полиомиелит, обездвиживший ему обе ноги. Но это не остановило его на пути к своим целям. Герой не сдавался, он не принимал свой гандикап, старался делать все, что делали его сверстники.
- «Мы дети из станции Зоо» (Кристиан Ф.). Это автобиографическое произведение вселяет надежду, что из безнадежной ситуации всегда есть выход.
Примеры книг для подростков
Библиотерапевтическая литература для читателей-подростков:
- «Мне было 12 лет…» (Натали Швайгеффер). Реальная история о девушке, подвергшейся сексуальному насилию. С 12 лет ее собственный отец издевался над ней, запугивал ее. Целых 5 лет Натали переживала ад, прежде чем набраться смелости и сбежать с остальными членами семьи. Тема: сексуальное насилие над детьми.
- «Исповедь модели» (Мартина Копрживова). Открытое признание молодой успешной женщины-модели, описывающей свой карьерный путь от почти детства, через сложный пубертатный период до наших дней. Тема: зависимость, расстройства пищевого поведения, психосоматические проблемы.
- «Дневник классного аутсайдера или Как я победил издевательства» (Эрик Кан Гейл). Эрик был нормальным мальчиком до 6-го класса, но по какой-то необъяснимой причине группа одноклассников сделала его аутсайдером. Даже его лучший друг выступил против него. Тема: издевательства, дружба, школа.
Примеры книг для взрослых
Библиотерапевтическая литература для взрослых и пожилых читателей:
- «Человек, который сажал деревья» (Жан Жионо). История рассказана с точки зрения молодого человека, отправившегося в путешествие по пустынным французским альпийским уголкам. Тема: внутренняя решимость, смысл жизни, ясное, непоколебимое счастье.
- «365 коротких историй для души» (Бруно Ферреро). Ряд добрых историй популярного автора Бруно Ферреро. Тема: отношения, дружба, жертва ради других.
- «Танцую так быстро, как могу» (Барбара Гордон). Автобиографическое признание успешной эмансипированной женщины, сценариста и режиссера нью-йоркского телевидения, которая мобилизовала все силы своей личности, чтобы жить без наркомании. Тема: психическое расстройство, тревога, депрессия, злоупотребление успокоительными препаратами, отношения.
Методы библиотерапии
Коррекционный метод
Отличительная черта – отсутствие направленности на какие-либо психические процессы. Данный метод направлен на коррекцию жизненной ситуации клиента, но при этом не происходит глубокого вмешательства в психику. Метод действует поверхностно и мягко, показан людям с легкими расстройствами и жалобами.
Его цель – восполнение недостатка собственных образов и сценариев поведения у пациента. Применяется для пациентов с недостатком собственных представлений о жизненных ситуациях, низкой самооценкой и тревожными мыслями. Предпочтение отдается легким произведением развлекательного жанра.
Результат — выявление и осознание пациентом своего эмоционального состояния, нахождение ресурсов внутри себя.
Психокоррекционный метод
Метод характерен тем, что влияет на психическое состояние человека, затрагивает глубокие процессы и болезненные состояния. В данном случае пациент – это человек утративший радость жизни, подавленный, обремененный тяжелыми переживаниями.
Что же происходит с человеком при использовании метода? Появляется контроль над проявлениями психики. Пациент осознает происходящее и свою роль в нем. Кроме того, он начинает открыто выражать эмоции и сравнивать их с эмоциями других. Он действует более адекватно, избегая крайностей (слишком сильных и слишком слабых эмоциональных реакций). Пациент воспроизводит в воображении поступки героя, прокручивает сценарии возможных событий. Результат — адекватная реакция на ситуацию, ее переосмысление, сведение к нулю внутреннего конфликта.
Что читать детям?
Не менее полезно чтение и для детей.
Лучшими инструментами для детского ума станут:
- Сказки.
- Басни.
- Рассказы.
Особенно хочется подчеркнуть влияние сказок, которое оказывает воздействие на все грани личности ребенка:
- Усиливается интеллект, ребенок осознает причинно-следственные связи между событиями, расширяет словарный запас.
- Приходит понимание роли групп, отношений между ними и правил общественного поведения. Также возникает ощущение себя частью группы и осознание ценности этого факта.
- Затрагивается эмоциональная сфера, и перед ребенком открывается богатый мир чувств и ощущений, которые он еще не получил в связи с малым жизненным опытом. Приходит понимание, что чувствуют и ощущают окружающие люди, и что все похожи.
- В сфере поведения появляется способность анализировать нравственные отношения и способность предугадать негативные последствия тех или иных поступков, а также предвидеть угрозу и адекватно защищаться от нее.
Важно! Сказка влияет на ребенка посредством впитывания социальной модели положительного персонажа.
Подводя итоги, хочется сказать, что чтение не только отличная возможность с пользой провести время, но и отличное подспорье для здоровья души и тела, которое практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендовано людям всех возрастов.
Каждый сможет найти жанр себе по душе и после прочтения взглянуть на жизнь по-новому, пробудив к ней тягу.
Виды библиотерапии
Чтение вслух
Во время сеанса один из группы пациентов читает отдельную главу или эпизод вслух, затем происходит обсуждение и анализ прочитанного. Также возможен вариант чтения по ролям, просушивание аудиозаписей. В данной методике терапевт не обращается к конкретным проблемам присутствующих. Он лишь подбирает эпизоды так, чтобы это соотносилось с проблемами группы. Каждый участник проводят собственные параллели, делает выводы.
Пересказ
Пациенты пересказывают отдельные эпизоды из прочитанного произведения, высказывают свое мнение и виденье. Иногда пересказ происходит от имени героев, с их точки зрения. Роли героев распределяются между участниками, и пересказ ведется от имени каждого из них. Это прекрасно помогает посмотреть на ситуацию под другим углом.
Сочинение собственных произведений
Это может быть сочинение собственных рассказов, отдельных сцен или стихов. Иногда участникам предлагается придумать будущее для героев, меняя тем самым сюжетную линию. После чего произведение прочитывается вслух в группе, происходит обсуждение и анализ.
Иллюстрирование
Данный метод прилагает пациенту или группе попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. Участники могут рисовать иллюстрации как к произведению в целом, так и к отдельным его частям. Можно изобразить героев, их отношения, отдельные сцены. Иллюстрации также могут носить образный, аллегорический характер. Данный метод библиотерапии служит способом косвенной диагностики.
Отождествление
Этот метод носит характер домашнего задания и предлагает пациенту отождествить себя с персонажем. В качестве домашнего задания пациенту предлагается прочесть отдельные отрывки произведения и провести параллель между собой и героем, оценить возможности, сопоставить характеры и ситуации. При встрече с терапевтом пациент излагает суть прочитанного с позиции героя. Это значительно расширяет восприятие, помогает человеку поставить себя на место других людей.
Домашнее чтение, с последующим обсуждением
Метод предполагает еженедельные встречи терапевта и пациента. Терапевт подбирает литературу, и предлагает пациенту чтение отдельных частей различных произведений. Затем происходит обсуждение прочитанного. Здесь может применяться контрастное, параллельное или выборочное чтение.
Постановка – экспромт
В данном случае пациенты разыгрывают небольшие отрывки из произведения без заучивания ролей и репетиций. Каждый участник играет определенную роль и представляет персонажа именно так как видит его. У разных участников один и то же персонаж будет совершенно разным. Такая постановка предполагает множество вариантов: участники могут меняться ролями, может быть изменен ход развития сюжета, проигран новый сценарий.
Лечебный эффект
Библиотерапию применяют в клинической практике, в качестве дополнительных мероприятий к основному лечению. Алкоголизм, наркотическая зависимость, аддиктивные состояния пасуют рядом с силой слова. Стихами лечат приступы тревоги и посттравматические стрессовые расстройства. Книга помогает справиться с депрессией (особенно приятно, что по сравнению с традиционной терапией этот метод не затратен и не дает побочных эффектов). В случае с книгами всегда можно прибегать к самолечению: исследование 2004 года показало, что улучшения наступают в любом случае, неважно, читаете ли вы с психотерапевтом или самостоятельно штурмуете тексты.
Специалисты из английского Университета Варвика в своем курсе «Литература и психическое здоровье» разбирают, как книги спасают в тяжелых случаях, не требующих госпитализации: утрата близкого, потеря нерожденного ребенка, разбитое сердце, старение и деменция… Пьесы Шекспира, романы Джейн Остин и лирика поэтов «Озерной школы» в этих случаях оказывают «разглаживающее» действие на израненную душу.
Если особенных проблем у вас нет, можно порекомендовать «развивающую» библиотерапию. О ней чаще говорят специалисты, которые работают с детьми и надеются при помощи добрых книг победить буллинг.
Библиотерапия для детей
Свойство детской психики — отождествлять себя с положительным героем. Такая особенность, помогает перенимать положительное модели поведения, что облегчает задачу терапевта. Почти каждый ребенок склонен размышлять над поведением героя и оценивать собственное поведение. Тем не менее, дети иногда не видят грани между добром и злом в силу своего возраста. Задача терапевта с помощью детских произведений познакомить ребенка с этими понятиями.
Маленькие дети очень часто не осознают связи между поступком и его последствиями. Благодаря библиотерапии малыш учится видеть эту связь, учится ответственности. Ребенок зачастую плохо владеет эмоциями, иногда чувствует страх. В данном случае терапевт подбирает литературу так, чтобы это могло успокоить малыша, настроить его на позитивный лад.
Плюсы данного метода
- Юному пациенту не требуется специальная подготовка.
- Терапевту не сложно подобрать произведение под конкретную проблему малыша.
- Не требуется постоянный контакт терапевта и ребенка. Получив рекомендацию, ребенок может читать самостоятельно или вместе родителями.
- Ненавязчивость методики. Здесь ни кто не критикует, не ругает ребенка, он самостоятельно распознает себя и свою проблему в герое и сюжете.
Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения
Изотерапия
Арттерапия или изотерапия
– это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами и педагогами для реабилитации и социализации людей.
Терапия художественным творчеством помогает устранить или уменьшить нервно-психические расстройства, восстановить и развить нарушенные функции, навыки, сформировать способности к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий творчеством.
Человек через рисунок выражает внутреннее состояние, ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением – рисование развивает каждую функцию и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире.
Рисование решает психологические, личностные проблемы — страхи, тревоги, неуверенность, одиночество, преодолевает негативные переживания, формирует уверенность рук и точность движений. Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета психологи судят о наличии проблем в психике и мироощущениях человека.
Занятия изотерапией гармонично развивают психические функции человека. Занятия разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации используют комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом.
Чем больше креатива и творчества в человеке, тем дольше не потеряет свежесть его ум.
Библиотерапия для пожилых
Большинство пожилых людей, также как и молодые, имеет свои проблемы и трудности, это:
- Семейные неурядицы.
- Проблемы со здоровьем.
- Неудовлетворение и депрессия.
Кроме того, пожилые люди имеют свои особенности. Они не любят перемен и болезненно воспринимают новую информацию, часто испытывают неловкость, сравнивая себя с другими. По этой причине старики почти всегда страдают заниженной самооценкой. Все это пагубно влияет на психологическое состояние, такой человек угнетен и подавлен.
В данном случае лечение книгой становиться чуть ли не единственным «убежищем». Как правило, пожилые предпочитают серьезные «жизненные» произведения, такие как: «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» и т.д. Кроме того, они любят читать русскую классическую литературу, философские или духовные произведения.
Внимание! Работа с пожилыми людьми особенно сложна для терапевта. От него потребуется особая деликатность и подготовка. Здесь недопустимы слишком сильные эмоции и выход за привычные рамки. Так как это только навредит пациенту.
Особенности социальной адаптации людей с нарушениями памяти
Важную роль в социализации людей с возрастными нарушениями памяти играет культурно-досуговая деятельность. Она дает возможность вернуться в общество и с помощью разных видов активного досуга активизировать ум и тренировать память. Это могут быть:
— занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;
— досуговые праздники, конкурсы;
— экскурсии, игры;
— деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия;
— спокойный пассивный отдых — чтение, просмотр телепередач, слушание радио, разгадывание кроссвордов.
Важно уметь выбрать и предложить человеку такое занятие, которое не даст сосредоточиться на болезненных ощущениях и переживаниях. Часто это прикладное художественное и техническое творчество или пассивный вид деятельности – чтение, просмотр телепередач, слушание радио. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
Реабилитация и социальная адаптация пожилых людей с нарушениями памяти зависят от участия специалистов. Это медики, психологи, педагоги, дефектологи, социальные педагоги, специалисты культуры и реабилитации инвалидов. Почему-то люди, чувствующие как память начинает их подводить, редко обращаются по этому поводу к врачам.
Рассмотрим разные реабилитационные виды досуга подробнее.
Методика библиотерапии, упражнения
Основа метода — систематическое чтение с целью улучшения психологического состояния пациента.
Как проходит занятие ?
Основные этапы:
- Психотерапевт составляют перечень произведений наиболее подходящий для конкретного пациента. Они обязательно должны соответствовать его проблеме, личности, характеру, уровню интеллекта и культурного развития.
- Перед началом занятия пациент получает инструкцию от терапевта, где указанно, какая именно литература будет для него полезна.
- После прочтения с пациентом проводится беседа. Терапевт задает пациенту вопросы, которые раскрыть его состояние. Например, что из прочитанного было наиболее интересным? Какую пользу можно извлечь из прочитанного? Что вызвало сомнение, недоверие?
- В ходе занятия пациент обязательно должен вести читательский дневник. Здесь можно записывать отдельные мысли и чувства, отношение к героям и ситуации и т.д.
Что необходимо для проведения занятия?
Во-первых, психотерапевт должен быть хорошо подготовлен. Сюда входит ознакомление с книгами с точки зрения коррекции проблем пациента или группы.
Во-вторых, терапевт обязательно должен быть осведомлен о проблемах пациента, его состоянии, литературных предпочтениях, культурном уровне. На основании этого специалист составляет список литературы.
В-третьих, ведущий обязательно подбирает методику чтения. Это может быть: ролевое чтение, ведение литературного дневника, анализ и обсуждение в группе и т. д.
Внимание! При подборе группы терапевт учитывает расстройство каждого пациента, его обстоятельства культурный интеллектуальный уровень. В группу набираются участники, имеющие схожие проблемы.
Упражнения, которые применяются в библиотерапии
- Составление письма. Пациент может написать письмо к кому-либо или чему-либо (другу, врагу, родственнику, терапевту или самому себе). Здесь он может выплеснуть все свои чувства, мысли, боль и обиду, желания и страхи.
- Написание стихов без рифмы (сиквейнов).
- Написание литературного произведения в прозе. Это может быть все что угодно, от рассказа до новеллы или детектива.
- Написание автобиографии. При этом пациент максимально честно описывает свою жизнь и переживания.
- Чтение вслух. Такое занятия можно проводить как с одним пациентом, так и с группой. Здесь зачитываются отдельной главы или эпизоды, затем происходит обсуждение.
- Обсуждение произведения методом «дельфин». Участники попеременно обращаются то смыслу произведение, то к ситуациям из жизни каждого из присутствующих. Здесь важно связать сюжет книги и реальный опыт участников.
- Ролевое чтение. Такой метод наиболее подходит для работы с пьесами.
Этапы и алгоритм проведения
Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:
- Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
- Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
- Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
- Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.
Примеры применения методики, результаты
Пример № 1
Татьяна 28 лет. Страдала головокружением и легкой формой невроза. Метод терапии – параллельное чтение стихов Ахматовой и прозы Тургенева, искусствоведческой литературы. Самостоятельно читала произведения, делала выписки.
Результат — стабилизация состояния.
Пример № 2
Лидия 35 лет. Применялся метод контрастного чтения сказки и классика, фантастика и литература по археологии. Также применялось прочитывание любимых произведений Пушкина и Джека Лондона. Занималась параллельным чтением двух произведений, одно из которых, требовало глубокой работы, а второе было легким для восприятия.
Результат — улучшение отношений с окружающими, преодоление пассивности, реализация с помощью дополнительных стимулов, повышение мотивации.
Пример № 3
Александр 30 лет. Диагноз — хроническая депрессия. Также пациент пережил ряд трагических событий, что усугубило его состояние.
Обращался в поэзии Есенина, что привело к переосмыслению собственной жизни, нахождению причин, ошибок и неудач. Произошло пробуждение творческих способностей.
Чтение для силы духа
Нелли Воскобойник: Сейчас у меня выходит роман в рассказах «Вы будете смеяться», в котором я собрала короткие зарисовки из жизни нашего онкологического отделения. Почти все мои тексты прошли через «Живой Журнал», получили комментарии. Истории, связанные с больницей, в особенности те, где пациенты проявляют неординарность своих натур, мужество и достоинство, набирают втрое больше читателей, чем рассказы в духе Джейн Остин или любимые мной сказки и эссе.
Лично я, когда приходят неприятности, тревоги и огорчения, читаю книгу Торнтона Уайлдера «Теофил Норт». Эта книга в переводе Голышева одним построением предложений, ровным благородным ритмом успокаивает и утешает меня. А главный герой творит маленькие чудеса. Он очень стесняется этой способности и рад бы отказаться от нее, но когда кому-то рядом очень больно, он невольно и непонятно для самого себя и других прекращает чужие страдания.
Каждому человеку нужна такая книга. Обезболивающее для духа.
Чем лучше заниматься?
Для правильного выбора досуга и отдыха людям со старческим нарушением памяти желательно:
— Выяснить интересы пожилого человека и помочь выбрать досуг. Прежде чем предлагать мероприятия, посоветуйтесь с членами семьи или друзьями.
— Оценить прошлые и настоящие наклонности человека.
Часто единственно доступное для человека занятие — чтение. Оно также оказывает лечебное воздействие на психику.
Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ тоже используют в качестве досуга. Даже просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют вспомнить и рассказать о лучших периодах жизни.
Древнейшее лекарство
О том, что художественная литература способна благотворно влиять на ментальное здоровье, человечеству известно давно. Уже у входа в библиотеку фараона Рамсеса II (примерно 1300 г. до н.э.) висела табличка «Лекарство для души». О целительной силе поэтических произведений говорили и древние греки. Комедиограф Аристофан был уверен, что его пьесы следует читать преступникам для исправления их натуры. А Пифагор, наряду с травами и музыкой, использовал в своей врачебной практике стихи.
Средневековый поэт Франческо Петрарка рекомендовал чтение религиозных книг «для исцеления душевного недуга». А спустя несколько столетий Франсуа Рабле настаивал на том, что сила печатного слова поможет справиться и с недугами телесными. В предисловии к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» он обращался к читателям со словами: «Забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!»
F. Scott Fitzgerald (1920) / Photo: Minnesota Historical Society/Corbis
Музыкотерапия
Музыкотерапия
– это технология социокультурной реабилитации, использующая разноплановые музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, активизации социально-адаптивных способностей.
При прослушивании музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства.
Главные критерии для отбора музыкальных произведений:
— спокойный темп;
— отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы;
— мелодичность и гармоничность.
Для реабилитационных целей используют музыку разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к другому творчеству — лепке, рисованию, театру. Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону.
Двигательная активность под музыку регулирует нервную деятельность, усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, развивает физические способности. Потому музыкальное воспитание рассматривают как важный фактор социальной адаптации людей с нарушениями памяти.
Пение обогащает людей новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. Слушание музыки и пение требуют умственного, физического и психического напряжения.