Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.
Она трактует этот термин как отдельную особь, живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.
Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.
Понятие биологического существа
Термин «человек» используется в социуме как общее понятие, характеризующее биологическое существо. Это наивысшая ступень эволюционного развития, представляющая собой результат общественно-исторических процессов, деятельности и общения. Определение применяется для отображения и характеристики всеобщих качеств и особенностей, присущих всем людям без исключения.
Используемое в психологии понятие «человек» сочетает в себе признаки как биологического, так и социального существа, которое способно в ходе своей жизнедеятельности влиять на окружающую среду. Принадлежность к классу млекопитающих и виду Homo sapiens обуславливает наличие некоторых характеристик:
- особое физиологическое строение;
- способность заниматься различными видами деятельности;
- присутствие сознания и понимания происходящих процессов в окружающем мире;
- способность создавать плоды собственного труда или орудия для их получения.
Сторонники философии называют человека единым организмом, целостной системой, основными элементами которой являются физическое и психическое начало, генетически заложенное и впоследствии сформированное единство природных, духовных, социальных качеств.
Для человека свойственно осознавать структуру собственной деятельности. Это называется целями и мотивами труда. У каждого субъекта в обществе есть свои личные побуждения, причины и намерения. Любая человеческая деятельность оценивается по степени мотивации и конкретной направленности. Кроме того, существу, представляющему высшую ступень эволюции, свойственны все мускульно-мышечные движения и осознанное применение речевого аппарата.
В отличие от других представителей класса млекопитающих, человеку свойственно приобретать способность к тем или иным движениям, а не использовать только врожденные. Кроме того, человеческие движения и действия выполняются с применением средств коммуникации: мимики, жестов, речи.
В силу развития способностей, отличных от данных при рождении, человек становится индивидом и личностью, поэтому перестает быть существом примитивным, отождествляемым с приматами. При этом следует отличать понятие «индивидуум», характеризующее выдающихся людей, проявляющих высокую степень социализации (желание выделяться и быть вне толпы).
Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию
Со всей перечисленной терминологией встречаемся еще в школе. Но основой всему являются человеческие предрасположенности. Структуру развития человека можно представить последовательно так:
- Врожденные предпосылки – физические и генетические особенности.
- Воспитание, общение, политическая обстановка, воздействие культуры или его отсутствие.
- Восприятие социальных табу, запретов, требований, норм, традиций, обрядов.
- Самостоятельная корректировка поведения.
- Активное миропознание через книги, учебники, фильмы и общение с людьми.
- Формирование собственных мнений, убеждений, постулатов.
5 и 6 пункты могут чередоваться бесконечно. Это нормальная тенденция для сформированной личности. С ходом познания происходят изменения. Если их нет на протяжении 30-40 и более лет, можно говорить об ортодоксальности и закостенелости мышления.
«Выдающаяся личность», согласно учебнику обществознания, обладает качествами:
- сила воли;
- целеустремленность;
- незаурядные способности, в том числе умственные и физические.
Индивидуальные особенности
Имея огромный потенциал для саморазвития и становления как личности, каждый человек после появления на свет проявляет себя в тех или иных свойствах. Это называется индивидуальным развитием.
В обществознании понятие «индивид» применяется для обозначения конкретных особенностей отдельного человека. Во-первых, каждый субъект имеет неповторимые внешние данные, цвет глаз и телесную конституцию, то есть выступает единичным представителем вида homo sapiens. Во-вторых, между индивидами можно выделить и психологические различия: эмоциональность, темперамент, характер. В-третьих, у каждого есть набор определенных способностей.
С точки зрения некоторых специалистов, у плода в утробе матери уже на втором месяце формируется периферическая нервная система и центральная. В пять месяцев эмбрион приобретает способность слышать и различать звуки, а в третьем триместре он уже может испытывать эмоции (пугаться, реагировать на ласку, разговоры). Ученые настаивают на том, что именно в последние месяцы вынашивания у ребенка происходит формирование интеллектуальных способностей и психоэмоционального фона.
Поэтому существует мнение, что становление индивида начинается не после появления на свет, а непосредственно при зарождении новой жизни. Кратко можно выделить его характеристики:
- высокий уровень социальной активности;
- устойчивость к окружающей среде;
- психофизическое единство организма.
Понятие «индивид» в психологии отграничивается от термина «индивидуальность». Под ней подразумевается набор свойств и особенностей, определяющих неповторимость субъекта. Она проявляется не только в поведении, но и в специфике предпочтений и интересов. Индивидуальность формируется в той среде, в которой растет и развивается субъект, его ассоциации, полученные в раннем возрасте, особенности воспитания. Психологи утверждают, что индивидом рождаются, становятся личностью, а индивидуальность нужно отстаивать.
Результатом развития индивида является личность, которая рассматривается как исключительно социальная сущность.
Личность
Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру. Говорят так: “личностью не рождаются, личностью становятся”. Процесс становления личности называется социализация.
Признаки, характеризующие личность:
Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, не развитая личность и так далее.
Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность. Отношение к ней зависит:
- от труда человека;
- от отношения к окружающему миру;
- от оценки им самого себя.
Что означает термин «личность» в обществознании?
Термин «личность» в обществознании играет важную роль и изучается первостепенно в разделе «Человек и общество».
Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, биохимические, нейродинамические и прочие) и социальных качеств, формируемых в той или иной среде.
Понятие «личность» позволяет рассматривать человека как носителя определенных общественных ролей, а его деятельность соотносить с нормативно установленными принципами.
В гуманистических философских концепциях личность рассматривается как высшая ценность, ради которой осуществляется общественное развитие.
Что характеризует человека как личность
Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.
Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.
Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.
Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.
Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.
Сильная личность
Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.
Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.
Личностные качества
Под определением «личность» понимается конкретный субъект, который отличается способностью к познанию, самосознанию, эмоциональным переживаниям, а также возможностью влиять на окружающий мир и строить взаимоотношения с другими личностями. Психологи считают, что этот термин обозначает любого, кто занимает в обществе какое-либо положение и способен выполнять определенную роль.
Личность не может формироваться вне общества и без связи с ним, главными ее характеристиками являются следующие потенциалы:
- познавательный;
- творческий;
- коммуникативный;
- ценностный;
- художественный.
Волеизъявление ответственного субъекта, способность контролировать свою жизнь и строить отношения считаются основой развития личности. Это индивиды, которые понимают, что природные влечения не могут управлять разумом, а человек должен сознательно руководить собственным поведением.
К примеру, сформировавшейся личностью нельзя считать трехлетнего ребенка. Он еще не отдает себе отчета в том, почему поступил так, а не иначе, и к каким последствиям может привести его поступок. Он действует на основании воспитания и привычек, появившихся у него в детстве.
Личностью сложно назвать человека, у которого нет устойчивого, твердого «Я». Многие люди живут шаблонно, механически реагируя на происходящее в окружающем их мире, и следуют исключительно влечениям. При наличии адекватных привычек и разумных их внешних проявлениях в социуме появляется приличный человек, но без собственного «Я».
Становление и определение человека как личности — это длительный процесс, который связан:
- с выбором социальных ролей и выполняемых функций;
- осознанием и принятием правил и норм поведения;
- умением выстраивать отношения и быть частью общества;
- ответственно и самостоятельно выбирать модель поведения.
Следует понимать, что в обществе всегда привлекают внимание те, кто способен быть не таким, как все. Но психологи делают акцент на тех особенностях, благодаря которым это происходит. Личностью всегда можно назвать того, кто умеет выделяться, но не всякий, кто выделяется, имеет право считаться личностью. Только достойное поведение является главным социальным признаком субъекта. Выдающиеся люди всегда отличались целеустремленностью, силой воли, их принято воспринимать как пример для подражания.
Свойства, характеризующие индивида
У каждого понятия есть свои особые черты, которыми он обладает. Всё дело в том, что в психологии термин «индивид» можно охарактеризовать благодаря ряду свойств. В первую очередь это: пол, возрастная категория, особенности телосложения, и характеристики функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, можно смело отнести к свойствам индивида и другие задатки человека, к примеру, тип темперамента. Возрастные качества способны определить ряд характеристик человека, которые его идентифицирую процесс его становления в результате онтогенеза.
Половые признаки выступают отличительными чертами пола. Можно назвать ряд индивидуально-типических параметров, которые представлены с точки зрения общесоматичности, либо же, как конституционные качества, обладающие нейродинамическими отличительными чертами. Нейродинамические характеристики в данном контексте стоит рассматривать как отдельные моменты психики человека.
Что характеризует человека как личность
Изначально слово было чуть ли не ругательным. Этот термин является производным от «Лицо», а это слово, в свою очередь, обладало негативной коннотацией в повседневной жизни. Оно обозначало то, что сейчас мы назвали бы маску, сыгранную роль – обман. Долгое время к людям понятие не применяли напрямую, о части тела, которую мы сейчас так называем, говорили – «лик», «обличье».
Отсюда можно вывести следующее. Как актер надевает маску во время спектакля, так и индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми – своего рода роль, которую сам себе выстроил персонаж.
Свойства
Перечислю те стороны жизни, которые, так или иначе, повлияли на становление:
- наследственная предрасположенность;
- родительское воспитание (эти два фактора легко спутать, часто говорят, что характер ребенка похож на материнский, но в основном это бывает перенимание повадок);
- люди, с которыми происходит частое взаимодействие – друзья, близкие, одноклассники, сотрудники.
Особенные личностные свойства могут в один момент выражаться, а в другой – умышленно или непреднамеренно сдерживаться. Это значительная разница между личностью и индивидом, ведь второй обладает постоянным набором черт, которые он не в состоянии скорректировать по одному желанию и благодаря силе воли, например, цвет глаз.
Социальный индивид
В отличие от детенышей животных, индивид практически лишен врожденных адаптационных инстинктов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития он нуждается в общении с себе подобными. Ведь только в социуме ребенок сможет воплотить в действительность свой врожденный потенциал, стать личностью. В независимости от того, в каком социуме индивид рождается, он не сможет обойтись без опеки взрослых и научения с их стороны. Для полноценного развития ребенку необходимо длительное время, чтобы он смог вобрать в себя все элементы, детали, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни в качестве взрослого члена социума. Поэтому ребенку с самых первых дней жизни необходимо иметь возможность коммуникаций со взрослыми.
Индивид и общество неразделимы. Без общества индивид никогда не станет личностью, без индивидов общество просто не будет существовать. В начальном периоде жизни взаимодействие с социумом заключается в первичных мимических реакциях, языке жестов, при помощи которых малыш сообщает взрослым о своих надобностях и проявляет свое удовлетворение или неудовлетворение. Ответные реакции взрослых членов социальной группы становятся ему понятными также из мимики, различных жестов и интонаций.
По мере взросления ребенка и его обучения разговорной речи, язык жестов и мимики понемногу отходит на второстепенный план, однако никогда в течение всей взрослой жизни индивида не теряет своей значимости полностью, трансформируясь в важнейший инструмент невербальных коммуникаций, который выражает чувства порой не меньше, а иногда и больше, чем привычные слова. Это связано с тем, что жесты, мимика и позы в меньшей степени контролируются сознанием, чем речь, а потому обладают, в некоторых случаях даже большей информативностью, говоря социуму то, что индивид желал скрыть.
Итак, можно с уверенностью утверждать, что социальные качества (например, коммуникация) должны формироваться только в процессе взаимодействия с социумом в целом и общения с другими людьми в частности. Любое общение, вербального или невербального характера, является необходимым составляющим условием того, чтобы человек стал социализированным. Социальные качества индивида являются его способностями к социальной деятельности и процессу социализации. Чем раньше начинается процесс социализации, тем проще он будет происходить.
Существуют различные формы научения, посредством которых происходит социализация индивида, однако они всегда должны использоваться в комплексе. Одним из методов, которые взрослые сознательно используют для приучения ребенка к социально правильному и одобряемому поведению является научение закреплением. Закрепление реализуется при помощи направленного использования метода поощрений и наказаний для того, чтобы продемонстрировать ребенку, какое его поведение будет желаемым и одобряемым, а какое порицательным. Таким способом ребенка учат соблюдать элементарные, действующие в обществе требования гигиены, этикета и др.
Некоторые элементы повседневного поведения индивида довольно сильно могут входить в привычку, что приводит к образованию прочных ассоциативных связей – так называемых условных рефлексов. Одним из каналов социализации является образование условных рефлексов. Таким рефлексом, например, может быть мытье рук перед едой. Следующим методом социализации является научение посредством наблюдения.
Индивид учится тому, как вести себя в социуме, наблюдая за поведением взрослых и пытаясь им подражать. Многие детские игры основаны на подражании поведению взрослых. Ролевое социальное взаимодействие индивидов также является научением. Приверженец данной концепции Дж. Мид полагает, что овладение социальными нормами и правилами поведения происходит в ходе взаимодействий с другими людьми и при помощи различных игр, особенно ролевых (например, игры в дочки–матери). Т.е. происходит научение через взаимодействие. Участвуя в ролевых играх, ребенок воплощает в жизнь результаты своих собственных наблюдений и своего начального опыта социального взаимодействия (посещение врача и пр.).
Социализация индивида происходит при помощи воздействия различных агентов социализации. Самым важным и первым таким агентом в процессе социального становления индивида является семья. Ведь она является первым и самым близким «социальным окружением» индивида. В функции семьи относительно ребенка входит забота о его здоровье, защита. Семья также удовлетворяет все насущные потребности индивида. Именно семья изначально знакомит индивида с правилами поведения в социуме, учит коммуникациям с другими людьми. В семье он впервые знакомится со стереотипами половых ролей и проходит половую идентификацию. Именно семья вырабатывает первичные ценности индивида. Однако, в то же время, семья является институтом, который может принести наибольший вред процессу социализации индивида. Так, например, низкий социальный статус родителей, их алкоголизм, конфликты в семье, социальное отчуждение или неполнота семьи, различные девиации в поведении взрослых – все это может привести к неисправимым последствиям, наложить неизгладимый отпечаток на мировоззрение ребенка, его характер и социальное поведение.
Школа является следующим после семьи агентом социализации. Она является эмоционально нейтральной средой, чем принципиально разнится от семьи. В школе к малышу относятся как к одному из многих и в соответствии с его реальными характеристиками. В школах дети познают практически, что такое успех или неудача. Они учатся преодолевать сложности или привыкают сдаваться перед ними. Именно школа формирует у индивида самооценку, которая, чаще всего, остается с ним на всю взрослую жизнь.
Еще одним немаловажным агентом социализации является окружение сверстников. В подростковом возрасте ослабевает влияние родителей и учителей на детей, наряду с этим растет влияние сверстников. Все неуспехи в учебе, отсутствие внимания родителей компенсирует уважение сверстников. Именно в среде своих сверстников ребенок учится решать конфликтные вопросы, общению на равных. А в школе и семье все общение построено на иерархии. Отношения в группе сверстников позволяют индивиду лучше понять самого себя, свои достоинства и недостатки.
Потребности индивида также лучше понимаются через групповое взаимодействие. Социальная среда сверстников вносит свои коррективы в ценностные представления, привитые в семье. Также взаимодействие со сверстниками позволяет ребенку отождествлять себя с другими и, вместе с тем, выделяться среди них.
Так как в социальной среде взаимодействуют различные по принадлежности коллективы: семья, школа, сверстники – индивид сталкивается с некоторыми противоречиями. Так, например, семья индивида ценит взаимопомощь, а в школе доминирует дух соперничества. Поэтому индивиду приходится ощущать на себе воздействие разных людей. Он пытается вписаться в разное окружение. По мере того, как индивид взрослеет и интеллектуально развивается, он учится видеть такие противоречия и анализировать их. Вследствие чего ребенок создает свой собственный набор ценностей. Сформированные ценности индивида позволяют более точно определить собственную личность, обозначить план жизни и стать инициативным членом социума. Процесс формирования таких ценностей может являться источником значимых социальных перемен.
Также среди агентов социализации нужно выделить средства массовой информации. В процессе своего развития индивид и общество беспрерывно взаимодействуют, что обуславливает успешную социализацию личности.
Дадим терминологическое определение с краткими характеристиками
Я перечислю самые ходовые слова, которые часто смешиваются обывателями. Возьмем широкий спектр объяснения – от бытового и разговорного до научного.
Человек
В первую очередь такое название используется в биологии, истории, археологии для разграничения биологического вида, имеющего определенные особенности строения тела и головного мозга. Это прямоходящее существо, наделенное когнитивными способностями. Слово уместно использовать и в сочетании с более социальным «человечество», и при противопоставлении с животным миром. Так можно назвать абсолютно каждого нашего «сородича» – от ребенка до взрослого.
Характерные черты, чем отличается человек от личности:
- Результат эволюционного процесса.
- Наличие сознания и самосознания.
- Потребность нахождения в социуме, необходимость общения с себе подобными.
- Единый способ коммуникации посредством языка, то есть работа речераспознования и речевоспроизвеения, за исключением тех, кто потерял возможность или с рождения не имел ее в связи с анатомическим строением.
- Особенности анатомии – прямохождение, наличие пальцев на руках и ногах.
- Возможность пользоваться приспособлениями для достижения цели – любые предметы, используемые по назначению.
Субъективное значение (то есть человек как субъект взаимоотношений, исторического процесса и культурного) превращает биологический вид в социальное существо.
Индивид
С латинского языка слово individuum переводится как «неделимый». Мы его фактически полностью калькировали (но значение «индивидуум» все же отличается).
Таким понятием можно назвать каждого человека, проживающего в группе, социуме и обладающего качествами, делающими его таким же, как и ближайшие сородичи. Однако это самостоятельная единица, имеющая самоценность. Это происходит из-за уникальности каждого отдельного организма на двух уровнях – физиологическом и психологическом. Это не качества, полученные с годами, а черты, которые являются врожденными – узко или широко посаженные глаза, наличие ямочки на подбородке, тембр голоса или звонкость смеха.
Характеристики, в чем отличие индивида от личности и индивидуальности:
- Объект человеческой популяции, не может быть один, неотделим от себе подобных.
- Социальная активность – наличие ролей, статусов, например, муж или жена, дочь, сын, мать, отец или сосед, учитель, друг.
- Возможность адаптироваться на психоэмоциональном уровне под окружающих – способность находить компромисс и подстраиваться под требования социума.
Это любые качества, которые определяются в сравнении с другими людьми, на контрасте или в соответствии.
Чем личность отличается от индивидуальности и индивида, примеры
Термин происходит от слова «Лицо», а в английском языке устоялась калька с латыни – persona.
Определениенеразрывно связано с персональными качествами, то есть продолжает понятие individuum, делая его еще более персонифицированным. Если ранее мы говорили об индивидуальных характеристиках, которые были у человека врожденно, то теперь правильнее сказать о приобретенном характере, который открывается в общении, отношениях с другими людьми. Нельзя говорить о личностных чертах без сравнения или противопоставления с обществом.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Термин используется во множествах наук и отображает индивидуальные характеристики. Пройдемся по научным областям:
- Лингвистика. «Языковая, речевая и коммуникативная личность». Все можно связать в единый узел, часто эти три персоны развиваются синхронно. Все они находятся в одном человеке. Качество можно назвать приобретенным, потому что ребенок при рождении не обладает речью. Первое понятие отражает глубину конструированных мыслей, предложений, структурированность текстов. Второе объясняет степень навыка словесного выражения. Третий – возможность входить в различные вербальные взаимодействия.
- Философия. В этой науке больше всего появлялись разночтения термина, он становился камнем преткновения. Впервые понятие «лицо» стало отображать человека и его внутренний мир. Со временем философских препирательств специалисты пришли к единому мнению, что личность в отличие от индивида обладает тремя чертами: свобода воли, разум и чувства.
- Социология. Идей множество, но основополагающая заключается в том, как воздействует общество, в котором проживает человек, на его личные качества, способности, черты характера. Это еще раз подчеркивает социальную ориентированность термина.
- Психология. Пожалуй, психологический подход является самым верным. Именно на уровне сознания и бессознательного появляется совокупность выработанных привычек, предпочтений, опыта, знаний, устоявшихся мнений и стереотипов мышления. Все эти особенности определяют отношение персоны к природе, культуре, истории, другим людям.
Приведем пример. Иметь собственное мнение о политической обстановке – это значит обладать чертами личностного развития. Юный молодой человек, а особенно ребенок, может только повторять сказанное, услышанное по телевизору, но не генерировать собственную оценку.
Личность и человек, в чем разница, характерные черты:
- наличие темперамента;
- выраженный характер – о его задатках говорят еще в младенчестве;
- индивидуальные способности – их требуется развивать;
- все поступки имеют мотивацию.
В целом можно сказать, что личностные качества воспитываются в себе и контролируются, корректируются самостоятельно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Индивидуальность
Последний термин, который часто путают в рамках перечисленных определений. Обычно под ним понимают персональные яркие особенности. Слово имеет корень все в том же латинском individuum, то есть «неделимый». Различия между индивидом личностью и индивидуальностью в том, что последние отличительные черты могут отображаться не только в поведении и психологии, но и в чисто внешних проявлениях. Пример – индивидуальный, авторский, уникальный стиль в одежде.
Если вы чувствуете себя обычной, одной из миллиона, не находите в себе особенных характеристик, это может значить:
- либо вам нечего выражать;
- либо вы не знаете как.
На моих личных консультациях женщины раскрываются и учатся лучше понимать самих себя.
Поведение индивида
Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.
Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с целеполаганием и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).
Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.
Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.
В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.
Поведение индивида обладает следующими признаками:
- уровнем активности (инициативность и энергичность);
- эмоциональной выразительностью (характер и интенсивность проявляемых аффектов);
- темпом или динамичностью;
- стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;
- осознанностью, основанной на понимании своего поведения;
- произвольностью (самоконтроль);
- гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.
Как психологи рассматривают этот термин
Индивида называют точным носителем всех черт, которые даны человечеству. А вот в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активностью, а также стойкостью к проявленным действиям.
Человек живёт как индивид с начала своего рождения и до момента смерти. Это состояние является начальным на планете с точки зрения его филогенетического формирования, а также онтогенетического развития. Он является конкретным продуктом создания жизни, который активно взаимодействует с разнообразными окружающими критериями, а не рядом условий, которые появились внезапно. Ясно одно, рассматривать личность без пристального внимания и акцента на его индивидуальные характеристики нельзя.
Они выступают тем самым фундаментом содержания человека. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческой расы, то есть от задатков, которые на генетическом уровне в него были вложены. В наличии у индивида есть ряд основных функций, а конкретно всего выделяют их две. Одна классифицируется как сохранение, благодаря ей происходит процесс распределения энергетических и динамических признаков, а также ряд ресурсных особенностей. А вот другая, отвечает за функцию так называемых перемен, с точки зрения пластичности поведения.
Какие отличия между терминами индивид, индивидуальность и личность: характеристика
Берем во внимание:
- Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
- Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
- Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Что мы узнали?
Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.
Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”
От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.
Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином – индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия “индивид” и “личность” не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов “индивид” и “индивидуальность”. Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.
Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность” стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.
Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.
Что такое архетип в психологии и знакомство с первообразами Юнга?
Почему человек является индивидом: описание
Каждый человек — индивид. Ведь все мы родились на Земле и являемся представителями человеческого рода. В большинстве современных теорий тем, что отличает человека от животного, выступает культура, которая играет решающую роль в определении человеческого поведения и поступков. Ведь природа человека признается бинарной, то есть человек — существо биосоциальное.
Таблица, доказывающая, что человек — индивид.
Животное | Человек |
Жизнь сопровождается инстинктами. | Наравне с инстинктами человек имеет мышление и членораздельную речь. Это и направляет деятельность человека. |
Все действия изначально запрограммированы, деятельность животных бессознательна. | Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен держать под контролем свои инстинкты. |
Воспроизводит только свою биологическую сущность. Орудие их труда — примитивные предметы окружающей среды. | Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; изготавливает орудия труда; создает материальные и духовные ценности. |
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Индивид и личность: различия
Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.
Итак, чем отличается индивид от личности?
- Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
- Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
- Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
- Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
- Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.
Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.
Жизнь в социуме и статус
В процессе эволюции человек занял наивысшую точку в иерархии мира животных. В процессе развития каждый человек проходит определенный путь от индивида к развитой личности с определенным набором качеств, отличающих людей друг от друга.
Этот процесс способствует формированию определенного мировоззрения. Общество сильно влияет на формирование личности. Если оно является свободным, то и люди отличаются индивидуальностью, а также возможностью самовыражаться. Подобное приводит к тому, что из индивида вырастает развитая личность.
Личность занимает социальный статус и способна его осознавать. Социальный статус может иметь как временный характер, так и постоянный.