Стиль общения – это предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.


Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить.

Однако если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим.

Классификация

Стили общения в психологии наиболее ярко проявляются в деловой сфере, во взаимодействии начальник-подчиненный или между равными партнерами. Большинство исследователей основывали свои классификации на исследованиях именно в этой области.

Вторая по значимости сфера изучения стилей общения – педагогика. Яркое проявление типажей происходит во взаимодействии учителя и ученика.

По К. Левину

Первая классификация стилей общения была создана в 1939 г. группой ученых под руководством К. Левина. Классификация является самой простой, но благодаря своей наглядности, остается самой популярной до нынешнего времени.

Изучение вопроса велось в сфере лидерства экспериментальным методом. Различные группы учеников выполняли тождественные задания под руководством наставников, которые представляли различные стили лидерского общения.

СтильОписаниеПлюсыМинусы
Авторитарный (директивный)Общение лидера с коллективом сводится к направлению указаний (директив), которые не подлежат обсуждению и являются обязательными к исполнению. Субъект взаимодействия принимает единоличные решения по вопросам личных действий и действий других субъектов. Мнение и удобства других подчиненных не являются важными. Личная инициатива каждого члена коллектива не поощряется. Руководство осуществляется методами диктата и гиперопеки.Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды.Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты.
Либеральный (попустительский)Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности.Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия.Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива.
ДемократичныйСтиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации.Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям.Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация.

По С. Братченко

В психологии также популярна современная трактовка стилей межличностного общения, разработанная под руководством Сергея Братченко в конце ХХ века.

Стили, выделенные в данной классификации, по мнению ученых, встречаются в равной мере в различных ситуациях межличностного общения.

  • Авторитарный стиль предполагает ориентированность на лидерство, подавление личности собеседника. Такой стиль общения определяет агрессивную коммуникацию, эгоизм, требование полного согласия со своей позицией. Мнение собеседника подавляется и не учитывается.
  • Диалогический стиль общения основан на доверии, взаимопонимании. Диалог ведется с уважением мнения всех сторон, которые ориентированы на сотрудничество и взаимное самовыражение.
  • Альгероцентричный стиль проявляется в случае, если общение индивидуума направлено на потребности собеседника. Собственные интересы игнорируются и добровольно подавляются. Первоочередная задача – развитие собеседника, иногда в ущерб собственному благосостоянию.
  • Манипулятивный стиль ориентирован на диалог с целью использования информации в личных интересах. Собеседники коммуникации выступают в роли средств для достижения определенной индивидуальной цели. Проявляется некоторая хитрость в общении: следует как можно лучше понять собеседника для получения информации, при этом глубоко спрятав свои намерения.
  • Комфортный стиль подразумевает готовность принять позицию собеседника, не желая высказывать свою точку зрения. Собеседник, которому присущ такой стиль общения не стремится вести конструктивный диалог, раскрывать свою позицию, равно, как и понять позицию партнера. Полное согласие с точкой зрение собеседника, не вникая в суть.
  • Индифферентный – стиль, который проявляется в полном нежелании общения. Цель – закрыть проблему, не важно, каким способом, и уйти от сотрудничества.

По Л. Петровской

Ведущий российский социальный психолог Лариса Петровская (1937 – 2006) в основу своей классификации стилей заложила фактор самой ситуации, при которой возникло общение.

Исходя из этого, она выделяет 3 основных стиля общения:

  • Ритуальный стиль ставит своей задачей удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо социальной группе, определенной сфере отношений. Цель общения между партнерами — поддержание связи с окружающим социумом. Партнер в такой ситуации является необходимым атрибутом достижения цели. Ритуальное общение подразумевает знание правил данного общества. Личностные интересы и особенности в данном случае не учитываются. Проявление ритуального стиля чаще всего характерно для общества людей, которые давно знают друг друга или для организаций со стабильным коллективом.
  • Манипулятивный вид общения проявляется в использовании партнеров для исполнения собственных задач. Это не всегда негативное явление. Представляя свои лучшие качества и преимущества друг другу, партнеры решают многие задачи и выигрывают каждый в своем вопросе. Для использования такого способа общения нужно иметь навыки в манипулировании людьми.
  • Гуманистический стиль проявляется в равноправном взаимодействии, когда партнеры не ставят целью продвижение сугубо личных интересов, а заботятся о комфорте и самореализации партнера. В процессе общения стороны оказывают поддержку друг другу, относятся с уважением к мнению других, не стараются манипулировать и перевоспитывать. Основной разговорный жанр в этом случае – диалог, в ходе которого высказываются все точки зрения. Решение принимается на основе соглашений и компромиссов, мнением большинства. Гуманистический стиль является наиболее демократичным, но часто в решении важных производственных задач он эффективно используется в качестве вспомогательного варианта.

В социальной психологии

Свой особенный стиль общения проявляется в каждом человеке не только в деловой сфере. В социальной психологии выделяют несколько стилей, по которым классифицируется поведение человека в общении с другими.

  • Творчески-продуктивный (совместное творчество) стиль позволяет наиболее проявить лучшие качества всем участникам совместной деятельности. Партнеры в этом случае стремятся к общей цели и находят едино правильное решение совместными усилиями. Профессиональная компетентность, личные этические качества проявляются наиболее ярко.
  • Дружеский стиль предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.
  • Дистанционный стиль широко распространен в сфере педагогического общения, в связке «учитель-ученик». Дистанция определяет ведущую роль одного из участников, подчеркивает различия партнера в возрасте, социальном положении, профессиональной компетенции и других качествах. При поддержании такого стиля общения важно правильно выбрать область его применения, чтобы в разумных пределах поддерживать дистанцию, но не перейти на стадию полного отрешения и диктаторства.
  • Подавляющий (менторский) стиль является агрессивным проявлением стиля дистанционного. В этом случая один из партнеров принимает на себя роль всезнающего наставника-ментора, что мнение будет основным и непрекословным. Постоянный покровительственный тон в диалоге может привести к разрыву доверительных отношений или полному прекращению контактов.
  • Стиль заигрывания можно рассматривать, как непродуктивную крайнюю степень дружеского стиля. Проявление видимости дружбы носит в этом случае неискренний характер, ставит целью завоевание искусственного авторитета у нужного лица. Часто встречается в отношениях взрослых с детьми или в общении с подчиненными малоопытного руководителя. Положительную роль заигрывание может сыграть в начале отношений двух лиц противоположного пола.

В зависимости от направленности личности

Стили общения в психологии классифицируются также в зависимости от направленности человека:

  • Исполнительный – направленность на исполнение поручений согласно субординации и принятых межличностных контактов.
  • Инициативный – направленность на свои интересы и дело.
  • Агрессивный стиль присущ личностям, которые стремятся достичь успеха, контролируя действия других.
  • Отчужденный стиль проявляется независимым поведением, попытками сохранять определенную дистанцию.

  • Альтруистический стиль ориентирован на помощь другим, в ущерб своим интересам.
  • Миссионерский – осторожное влияние на других людей.
  • Внимательный стиль проявляется по таким признакам, как искренняя заинтересованность делами других, умение высказывать благодатность.
  • Трансформационный стиль употребляют иногда деловые люди, когда обращением к высоким идеалам стараются направить собеседника на изменение их прежних целей.

По критерию адекватности способов и средств коммуникации

Классификация стилей общения проводится также по уровню адекватности способов и средств коммуникации.

На основании этих факторов выделены 3 стиля:

  • Гибкий – стиль, для которого характерна высокая степень адекватности в выборе коммуникативных средств и поведения. Понимание эмоционального состояния партнера и цели общения.
  • Регидный – стиль, при котором отсутствуют оценка коммуникативных возможностей и анализ стратегии общения. Эмоциональное состояние собеседника не подлежит оценке, подтекст сообщения не рассматривается.
  • Переходный стиль объединяет в себе характеристики гибкого и регидного стилей, в зависимости от обстоятельств.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление.

Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение – чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше – один тон, если ниже – другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сделаешь». Однако многим это неприятно.

И наконец, существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Определение

Стиль общения в психологии не имеет четкого однозначного определения. Представители различных психологических школ трактуют понятие по-своему.

Итак, стиль общения в трактовке теоретиков, это:

  • Постоянный способ построения взаимоотношений конкретного человека в различных сферах, который является индивидуальной чертой (Левин).
  • Форма, в которой происходит обмен актами общения (Е. Субботский).
  • Модель общения между людьми, которую предпочитает отдельный индивидуум (С.Братченко).

Современные психологические школы, обобщая опыт предыдущих и самых новейших исследований, определяют понятие стиля общения, как индивидуально постоянную форму коммуникативного поведения личности в зависимости от условий взаимодействия.

Диагностика

Скорректировать свой стиль общения в нужном направлении для того, чтобы установить гармоничные отношения в семье или коллективе может каждый. Началом такой работы становится психологическое тестирование, которое помогает установить реальное отношение индивидуума к окружающим, его врожденные способности и наклонности. Тестов для определения личностного стиля общения существует много.

Самыми популярными из них являются:

  • Тест межличностных отношений американского психолога Тимоти Лири, создан в 1950 г., адаптирован для русскоязычной среды Людмилой Собчик. Предназначение теста – определение личностного представления о себе и преобладание типа общения. Тест состоит из 2 частей, содержит 128 высказываний о характере человека. Как видит себя он в идеале и в настоящем периоде. Тест может использоваться для личной оценки, так и для оценки человека «со стороны». Также возможно определение степени объективности самооценки.
  • Тест «Упорство-уступчивость» — один из серии тестов на межличностные отношения, созданных Гансом Айзенком и Гленом Вильсоном. Ответы на 210 вопросов предполагают варианты ответов «да» и «нет». С помощью теста определяется основные характеристики общения личности: агрессивность или гибкость, способность к манипулированию, стремление к руководству или подчинению.
  • «Диагностика коммуникативной агрессии» — методика, разработанная отечественным психологом Виктором Бойко. Тест позволяет определить степень агрессивности в отношениях, способность к переключению. «Индекс агрессии» строится на 11 параметрах.
  • «Диагностика типа коммуникативной установки» создана под руководством Виктора Бойко для определения наличия и величины проявления негативных установок в общении. Тест состоит из 25 вопросов, которые предполагают варианты ответов «да» и «нет».
  • Опросник межличностных отношений американского психолога Вильяма Шутца предназначен для определения коммуникативных особенностей личности.
  • Тест СМИЛ разработан по базовой методике Л. Собчик создает полный психологический портрет личности, в том числе стили его общения. Чтобы получить полную информацию о себе нужно потратить время, и ответить на 567 вопросов. Но существует и сокращенная версия, из 65 вопросов.

В наше время пройти множество тестов и получить результаты в течение нескольких минут можно в интернете в режиме онлайн бесплатно. Минус таких исследований в том, что самостоятельно человек, который не является специалистом в области психологии, не всегда может объективно оценить результаты теста. Для серьезных исследований лучше обратиться в консультационный центр к профессионалам.

В психологических центрах часто проводят диагностику стилей и других компонентов общения в деловой сфере. Такие услуги могут заказывать компании для оценки уровня сотрудников, так и отдельные личности. Стоимость услуг зависит от выбора специалиста, диапазона исследований. Примерная начальная стоимость одного тестирования с комментариями психолога составляет около 1500 руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]