Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы. — презентация


Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.


Схема

Какое бывает?

Схема:

Общение бывает следующих типов:

  1. Межличностное. В данном случае участники общаются в неформальной обстановке. На коммуникацию не влияют социальный статус или занимаемая должность, она носит личный характер.
  2. Функционально-ролевое. Такое общение регламентировано социальными ролями его участников , например, руководитель и подчиненный, воспитатель и ребенок, продавец и покупатель.

В процессе коммуникации общение может переходить от функционально-ролевого к межличностному и наоборот. Такое его свойство часто используется в деловой сфере.

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.


Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.


Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.


Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Общение как особый вид деятельности

Общение , это процесс межличностного взаимодействия, посредством которого его участники достигают определенных целей или же удовлетворяют их социальные потребности.

На основе такого взаимодействия строятся межличностные отношения, а также происходит обмен опытом и знаниями, необходимой для различного рода деятельности информации.

Цели общения могут быть разные , изменение поведения и мотивации, обмен мыслями, взглядами, эмоциями или нейтральной информацией, также мотивом общения может выступать и сам его процесс, который не подразумевает какого-то определенного результата.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.


Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Формы

Существуют следующие формы речевого общения:

  1. Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример , чтение студентам лекции преподавателем.
  2. Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример , любой диалог.
  3. Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример , политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.

Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:

Формы общения дошкольников со взрослыми:

  1. Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами.
    При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.
  2. Внеситуативно-познавательная форма общения. Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации , например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.
  3. Внеситуативно-личностная. Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.
  4. Ситуативно,деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.

Психология делового взаимодействия

В профессиональной среде принято придерживаться этикета, общих норм морали и нравственности.

Деловое общение основано на таких нравственных нормах:

  • честность;
  • порядочность;
  • справедливость;
  • ответственность.

Но в понятие делового общения включается и психологический аспект межличностных отношений. Они могут быть не только нейтрально-дружественными, но и иметь характер жесткой конкуренции и борьбы.

Деловое общение – это не только умение хорошо говорить, выглядеть и вести дела, но и умение выстраивать межличностные отношения.

Компоненты коммуникативной взаимосвязи


Статьи по теме

  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021
  • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021

Согласно концепции представленной А.Н. Леонтьевым, советским психологом, философом и педагогом, компонентами общения в виде коммуникативной взаимосвязи являются:

  • предмет общения — партнер как субъект;
  • потребность в общении — одна из главных социальных человеческих потребностей, выражающая стремление к самопознанию, оценке других людей и их достижений;
  • действия в процессе общения — единицы или полноценные акты, которые направлены в адрес собеседника и его ответы;
  • задачи и цели коммуникативной деятельности;
  • продукты, получаемые в результате общения — образования духовного или материального характера.

Общение на уровне обмена информацией можно рассматривать лишь в том случае, если коммутатор (тот, кто адресует сообщение другому собеседнику) и реципиент (тот, кто ее принимает) используют речь в качестве средства общения.

Также это возможно, если значения всех жестов, слов и других знаков, в том числе и письменных, одинаковой степени известны всем участникам коммуникативной взаимосвязи.

В процессе общения, человек может не только передавать информацию, но и отслеживать при этом реакцию партнеров на его сообщение или поведение. Такой механизм называется обратной связью, которая может быть непосредственной (прямой) и косвенной (завуалированной).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]