Вы берете в руки кисть, включаете расслабляющую музыку и начинаете рисовать. Перед вами пустой холст, который постепенно заполняется линиями, формами, красками, ощущением пространства. Всё это — особый невербальный язык, который вы используете для выражения себя, своих мыслей и чувств. Так, когда вы рисуете, танцуете, слушаете или пишете музыку, смотрите на какое-то произведение искусства — вы общаетесь с миром вокруг и с самим собой. Только делаете это невербально.
В этот момент в вашем мозге происходит активная работа. В нее вовлечены и новая кора (неокортекс), и древняя кора (палеокортекс). Разные зоны мозга активно общаются друг с другом, благодаря чему мозг как бы стимулирует себя. Это позволяет вам расслабиться, выразить то, что в обычной жизни вы не можете выразить словами, и достичь состояния потока.
Описанная идея невербального общения — основа арт-терапии.
Любая практика арт-терапии — это попытка обратиться к той части себя, которую невозможно выразить словами. Язык является эволюционно более поздним образованием, чем образы, чувства и эмоции.
Помните наскальную живопись? Ее ведь недаром называют живописью: древние люди общались и сохраняли информацию посредством рисунка. Так как язык — более позднее образование, области мозга, связанные с речью, тоже развивались значительно позже тех, которые помогали кодировать информацию и чувства посредством рисунка. Эти «древние» области мозга активны и сейчас, они позволяют сохранять невербальные аспекты информации. К сожалению, эти аспекты не всегда полезны для нас.
Понятие арт-терапии и история ее возникновения
Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!
Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.
Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.
Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арт-терапия может быть:
- активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
- пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
- смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).
Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».
Гадание на книге
Слышали о таком развлечении? А ведь это — тоже арт-терапевтическая практика. Возьмите с полки любую книгу. Задайте вопрос. А теперь назовите наугад номер страницы и строчки, откройте книгу и прочтите указанную строку. Это и есть ответ и зачастую удивительно точный.
Метафорические карты, которые применяют в работе некоторые психологи, работают по такому же принципу. Человек задает вопрос, вытягивает карту и — бинго! — «видит» ответ.
Всё потому, что в глубине души он уже знает, как ответить на этот вопрос, но пока не понял этого.
Вот реальный пример: молодая девушка Катя гадает на томике Блока. «Что мне мешает найти любовь?», — спрашивает она. И читает:
Все бросили, забыли всюду,
Не надо мучиться и ждать,
Осталось только пепла груду
Потухшим взглядом наблюдать…
Катя со слезами захлопывает книгу: «Это про Андрея!». Оказывается, она ещё не пережила расставание с прежним возлюбленным и, хотя прошло уже полгода, до сих пор чувствует, что связана теми отношениями. Ответ точный, но Катя сама расшифровала его, так как в глубине души уже знала причину.
Важно понимать: «настоящие» ответы получают только те, кто искренне и тщательно формулирует вопрос, то есть проводит работу по фокусировке своей проблемы.
Если вопрос задан правильно, то случайная фраза из книги «вытаскивает» из области неосознаваемого нужный ответ.
Как задать правильный вопрос
Сформулируйте его как можно точнее. Например, вопрос «Что мне делать?» — очень размытый и считать ответ скорее всего не удастся. Вот как сформулировать вопрос:
- Вопрос должен быть открытым — то есть таким, чтобы на него можно было дать развернутый ответ, а не «да» или «нет».
- Вопрос должен быть про вас и обращён к вам же. Вы уже знаете, что книга извлекает ответы из вашего же опыта, поэтому вопросы про других людей — не работают. То есть не «почему он…?», а «почему я…?».
- Вопросы про точные даты и сроки вряд ли сработают. Если вам важно проверить, подходит ли вам срок, который вы наметили, то спрашивайте об этом. То есть не «когда я куплю квартиру?», а «что мешает мне заработать на квартиру?».
- Если вы стоите перед выбором и хотите об этом, то разделите его на две части и задайте два вопроса. Например: не «Какую из работ выбрать?», а «Что я получу, если останусь на работе 1?» и «Что я приобрету, если перейду на работу 2?»
Как узнать всё что нужно, задавая правильные вопросы
590 руб.0 руб.
Фрэнк Сесно
0 шт.
Как узнать всё что нужно, задавая правильные вопросы
- Твердый переплет 590 руб.
Основные цели арт-подхода
При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:
- решаются психологические проблемы;
- выражаются эмоции, связанные с переживаниями;
- выявляются новые формы взаимодействия личности с обществом;
- повышается гибкость мышления и адаптация к переменам;
- подтверждается индивидуальность и ценность человека;
- поднимаются скрытые пласты подсознания, работая с которыми можно добиться глобальных позитивных перемен;
- формируется позитивное мышление;
- развиваются творческие возможности;
- открываются новые таланты;
- меняется восприятие жизни в целом.
Арт-техники в индивидуальной и групповой работе
Арт-техники в индивидуальной и групповой работе
1. Сущность консультативного процесса в современных подходах арт-терапии
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества [2].
Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.
Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации [1].
Большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992) [3].
Суть консультативного процесса в арт-терапии сводится к тому, что арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.
Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала — этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты должны глубоко понимать особенности процесса изобразительного творчества, обладать профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремиться создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.
По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом [5].
Арт-терапевты констатируют, что в процессе арт-терапии депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная — ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивостей.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части
— невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
— вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы ербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).
Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:
— как человек себя выражает;
— что он выражает;
— в какой форме;
— как это воздействует на человека или группу [7].
Одно из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах.
Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.
Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.
Таким образом, арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска [5].
2. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии
Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто — для лепки, песок с миниатюрными фигурками — для «игры с песочницей», дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.
Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы клиенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.
На последующих этапах арт-терапевтического процесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опыта клиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение [2].
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более «энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами — конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.
Занимаясь оригами, пациент становится участником захватывающего действия — превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, что является особенно важным, если пациент – ребенок [1].
Метод sandplay (дословно — песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
— различные формы нарушений поведения
— сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
— психосоматические заболевания
— повышенная тревожность, страхи
— сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
— неврозы [4].
Многие арт-терапевты используют работу с эффектами. Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации, актуализация сильных переживаний, чувств, фантазий и страхов. В этом направлении нет чёткой тематической обусловленности. Приемы пименимы на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии. Среди техник этого направления можно выделить следующие: создание объёмной композиции или скульптуры из бумаги, рисунок на мятой или на мокрой бумаге, эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, свободные каракули, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисунок угольными мелками и т.д.[2]
В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое клиенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.
При групповой работе с детьми арт-терапевты используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания», но и использование простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевт должен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.
Поскольку абстрактное мышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисунки как можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей к саморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений. При использовании интерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами.
Ценность адаптированных к особенностям детского восприятия интерпретаций заключается в том, что они ведут к развитию у детей способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяя ребенку развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитные механизмы.
Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы [4; 5; 6].
Применительно к подросткам групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной. Она дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность. Это имеет особое значение при работе с подростками, у которых наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройтсва. Кроме того, в отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет их потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства.
Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения. При работе с подростками служит преодолению чувства социальной изоляции и стигматизированности. Групповое взаимодействие со сверстниками в присутствии психотерапевта способствует формированию у подростков из дисфункциональных семей опыта более здоровых семейных отношений [5].
Таким образом, современные арт-терапевты используют в работе с клиентами множество методов, среди которых рисование карандашами, красками, мелками и т.д., лепку из теста, глины, пластилина и т.п., оригами, песочную игру и многие другие методы. В каждом методе существует большое количество техник, которые терапевт подбирает в зависимости от особенностей клиента. Существуют две формы арт-терапевтических занятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с клиентом так же решает арт-терапевт.
Список литературы
1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.
2. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
3. Вальдес Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие. – М.: Владос, 2007. – 63 с.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — Когнито-центр, 2007.
6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль – М.: Высшая школа, 2001
7. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.
8. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./ Н.И.Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Кому поможет этот метод
К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя. Огромный спектр задач, с которыми арт-терапия успешно справляется, уникальность методики и отсутствие каких-либо противопоказаний побуждают психологов и просто интересующихся людей осваивать курс Арт-терапии, изучать этот метод и включать его в свою практику и жизнь.
Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.
Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.
Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.
К арт-терапии следует обратиться:
- чтобы справиться с психологической травмой, потерей, посттравматическим расстройством;
- при кризисном состоянии или конфликтной ситуации;
- для развития целостности личности;
- чтобы избавиться от тревог и страхов;
- при желании сохранить силы в условиях жизненных неурядиц;
- чтобы избавиться от стрессовых переживаний;
- для улучшения отношений с близкими людьми;
- при желании лучше понимать свой внутренний мир;
- чтобы научиться получать удовольствие от жизни, выражать свои чувства;
- для повышения самооценки.
Особенности профессии
Арт-терапевт – опытный наставник и психолог, который тонко чувствует клиента и помогает ему преодолеть стресс, депрессию, апатию, неуверенность, иные проблемы. Классификация арт-терапевтов осуществляется по направлению деятельности. Арт-терапия изначально реализовалась через рисунки, сегодня специалисты используют разные методики. Для воздействия на психоэмоциональное состояние применяются фото, куклы, песок, глина, литературные произведения и многое другое. В обязанности арт-терапевта входят следующие работы:
- консультирование пациентов;
- оценка текущего психоэмоционального состояния;
- выбор подходящего вида арт-терапии или комбинирование методик;
- проведение сеансов, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными;
- оценка достигнутых результатов, изменение схемы терапии при необходимости.
Арт-терапия является мягким методом воздействия, поэтому специалисты взаимодействуют с детьми, взрослыми людьми, пенсионерами и другими категориями пациентов. Они могут работать в реабилитационных, медицинских и других центрах, а также проводить частные сеансы на дому или в собственной студии. Арт-терапия – длительный процесс, который может растянуться как на месяцы, так и на годы, что гарантирует специалисту определенную долю стабильности.
Виды арт-терапии
С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание как психологов, так и их клиентов.
Музыкотерапия
Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.
Фототерапия
Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.
Коллажирование
Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.
Песочная терапия
В процессе лечения используется обычный песок, из которого создаются мандалы, изображения или сюжетные композиции. Такой способ является уникальной возможностью исследовать окружающий мир, общаться с ним и с собой, снять внутреннее напряжение, воплотить бессознательные мысли на символическом уровне.
Библиотерапия
Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.
Метафорические карты (МАК)
Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.
Игротерапия
При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.
Изотерапия
Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.
Сказкотерапия
Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем.
Кинотерапия
Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.
Тканетерапия
Создание композиций и изделий из разных фрагментов тканей (к примеру, шелка, парчи, сатина, льна, хлопка, кожи) помогает изменить взгляд на свои проблемы и свое состояние, учит брать ответственность за свои решения и поступки.
Из чего состоит мозг
Давайте заглянем в мозг человека, который занимается творчеством. Упрощенно рассмотрим основные особенности работы мозга. Первое и самое важное: у такого человека активированы оба полушария! Существует миф, что левое полушарие отвечает за аналитические способности, а правое — за творческие. Однако дело обстоит не совсем так.
При поражениях левого полушария мозга творческие способности действительно сохраняются, при этом страдают языковые навыки человека. В то же время ряд исследований показывает, что для того, чтобы осуществить какой-то творческий акт, используется весь мозг.
В эксперименте с художниками-савантами была отмечена приблизительно равнозначная активация обоих полушарий, разве что немного доминировало то, которое отвечало за ведущую руку. Рисуете правой рукой, значит доминирующим будет левое полушарие. Точно констатировать можно лишь то, что левое полушарие обрабатывает преимущественно вербальную и последовательную информацию, а правое — визуальные образы. При этом у людей с ПТСР вербальные зоны левого полушария остаются неактивны.
Помните, с чего мы начали? Вы под красивую расслабляющую музыку рисовали картину. Чтобы осуществить это действие, мозг подключает зрительную кору (вы должны видеть, что рисуете, где рисуете, краски, которые используете, как стоите относительно холста), слуховую (влияние расслабляющей музыки, звуки кисти), соматосенсорную кору (она позволяет вам ощущать кисть в руке, чувствовать ее положение, контролировать прикосновение к бумаге), моторную кору (ваш мозг формирует программу очень точных мелких движений, которая далее передается в нужные мышцы тела). И это лишь малая часть, ведь одновременно с этим активируются древние структуры мозга, которые помогают вам дышать, поддерживают обмен веществ, включают скрытые эмоциональные аспекты вашей памяти.
Области мозга, отвечающие за сенсорную и исполнительную функции.
Каждое полушарие новой коры мозга (неокортекса) можно условно разделить на две функциональные области: сенсорную и исполнительную. Информация от наших органов чувств обрабатывается в задних и боковых отделах мозга (височной, затылочной и теменной долях). Как только мозг в несколько этапов обработал информацию в сенсорных отделах, он передает ее к передним отделам. Лобные отделы, в свою очередь, формируют программы ответов на эту информацию в виде поведения и движений.
Неокортекс накрывает древние структуры мозга как очень смятая наволочка. Вы наверняка слышали про гиппокамп (центр нашей памяти, который создает «карты воспоминаний») и миндалину («центр эмоций»). Еще один важный компонент древней коры — таламус. Он является своеобразным реле нашего мозга. В него приходят стимулы от органов чувств, а он направляет их в нужную зону мозга для обработки. Общение сенсорных отделов мозга с исполнительными может происходить либо напрямую, либо через таламус.
Эмоции и чувства — немного другой вид информации, нежели обычные изображения, звуки и прикосновения. По сути, никто сейчас не может сказать, как именно появляются и осознаются эмоции. Но мы знаем, что одна из наиболее вовлеченных в формирование эмоций зон мозга — это миндалина. Эмоциональная информация обрабатывается в ней, после чего через таламус поступает в исполнительную, лобную кору. Как правило, левая миндалина отвечает за обработку сознательной эмоциональной информации, правая — неосознанной.
Когда в мозг проникает какое-то травмирующее событие, оно идет через разные органы чувств, которые параллельно обрабатывают сигналы о событии. Затем информация поступает в лобную кору. Так травмирующее событие оказывается суммой осознаваемой и неосознаваемой информации. Причем большая часть этой информации запоминается в невербальном виде. Гиппокамп, который отвечает за формирование карты памяти, активно взаимодействует с миндалиной, которая как бы окрашивает воспоминание в нужный эмоциональный свет.
Стоит ли лечиться творчеством?
Как мы видим, сессии арт-терапии могут включать в себя разные творческие направления. Если вы обращаетесь к психологу, то он поможет сориентироваться в выборе метода, который лучше всего подойдет именно вам.
Нужно понимать, что арт-терапия абсолютно безвредна и подключается к подсознанию человека, воздействуя на психику мягко и бережно. Пациент не только получает неподдельное удовольствие от творчества, но и отвлекается от повседневных проблем, легче приспосабливается к условиям социума, становится более эмоционально защищенным и стрессоустойчивым.
Арт-терапия показывает отличные результаты в решении множества психологических задач – возрастных, личных, кризисных.
Все эти факты говорят о том, что смысл попробовать такое лечение, безусловно, есть. Многие пациенты, прошедшие эту терапию, уверяют, что творчество открыло им настоящий путь к своей душе, что регулярные занятия дали понимание истинных желаний, изменили их взгляд на мир и на самого себя, дали возможность почувствовать себя творцом, который самостоятельно пишет сценарий своей жизни.
Выражение эмоций через текст
Если вы хотя бы иногда пишете посты в инстаграм или фэйсбук, то эта арт-терапевтическая практика вам знакома. В ваших силах сделать её более осознанной.
Создание текстов — такое же творческое занятие, как и рисование, а значит, оно точно так же «вытаскивает» наружу неосознанные процессы психики. Если сопротивление выражено слабо, то авторы, нашедшие свою эмоционально заряженную тему, ощущают азарт и радость от написания текста. И выгружают через писательскую практику застрявшие эмоции, заодно показывая их причины. Так работают личные тексты, которые публикуют в социальных сетях. Например, описывая свои впечатления от недавней аварии, рассказывая о предательстве друга или крупном выигрыше, человек не просто делится этим с другими людьми, но и снимает с этой темы напряжение, привыкает, адаптируется к своей реальности.
Часто между строк в тексте можно прочитать вовсе не то, что вкладывал автор, а исходная мысль не читается вовсе. Так проявляется сопротивление.
Чтобы не выпускать бессознательное на бумагу, авторы прибегают к целому ряду маскировочных приемов: это и избыток метафор, сравнений и вводных слов, которые перегружают материал, перескакивание с темы на тему, обильное использование неопределенных местоимений («кое-что», «кто-либо», «какой-то»), которые позволяют избежать прямого указания на человека, событие или чувство. Часто сопротивление и вовсе приводит к писательскому ступору — состоянию, когда очень хочется написать текст, но не можешь выдавить из себя ни строчки.
В книге «Пишите — не пишите» подробно описана техника, которая помогает выявить свою эмоционально заряженную тему и снять напряжение, выразив чувство через текст.
Пишите – не пишите: Психологическое руководство для авторов по работе с текстом и собой
Евгения Пельтек
Как снять напряжение с помощью письма
- Для начала нужно выбрать тему для небольшого текста. Это может быть как важная тема, которая вас давно волнует, так и любая случайная история. Можно писать о чашке, которая стоит на столе, шнурках, потерянной любви — вы вольны выбрать, что хотите.
- Это игровая практика, поэтому, чтобы выполнить это упражнение, необходимо войти в особую роль. Представьте, что вы вдруг утратили всякий стыд.
- Что вы написали бы прямо сейчас, не будь у вас ни стыда ни совести
- Если войти в роль не получается, зайдите со стороны: что написал бы другой человек, не будь у него ни стыда ни совести?
- Теперь поставьте таймер на 10 минут и напишите всё, что приходит в голову.
Получив такое задание, большинство авторов обретает невиданную легкость пера. Те, кто только что не мог вымучить ни строчки, увлечённо строчат в блокнотах. В результате в тексте проявляется текущее состояние автора, его истинное настроение и подавленные эмоции. Такие тексты часто содержат обвинения, просьбы, страх, обсценную лексику.
Такой текст редко подходит для публикации в исходном виде и нуждается в бережной редактуре, а возможно и вовсе не предназначен для посторонних глаз. Однако он помогает снять творческий зажим, выявить важную тему, на которую автору интересно писать, и выгрузить «застрявшие» эмоции.