Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.
Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.
Что такое убеждение?
Убеждение , это способ доказать свою позицию, точку зрения таким образом, чтобы собеседник принял ее и действовал в соответствии с ней.
Убеждение применяется как в ежедневном неформальном диалоге, так и при разговоре с коллегами, в трудовом коллективе, с партнерами (деловое общение).
Цель убеждения , доказать правильность собственных позиций, обосновать их эффективность. Человек должен понять, что поступить нужно именно так, поскольку это выгоднее, результативнее.
Убеждение всегда неразделимо с понятием убеждаемости , способности собеседника принять точку зрения партнера.
Если одним можно обосновать свою позицию логически, демонстрируя выгоду, прибегая к мнению экспертов, то другим , не получится ни одним из способов.
Поскольку данный тип людей не может идти на конструктивный диалог, не способен воспринимать информацию со стороны и считает собственное мнение единственно правильным.
Принцип 5. Мотивация – это важно
У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.
Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.
Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.
Структура
Убеждение подразделяется на 4 фактора:
- Индуктор. Это отправитель информационного сообщения, человек, который убеждает, доносит информацию. От личности индуктора частично зависит успех всего процесса. Если человек приятен собеседнику, то высока вероятность принятия точки зрения. Приятен он может быть как физически (внешняя привлекательность), так и психологически (уважение к мнению, преклонение перед интеллектом , когда человек логически аргументирует позицию). Также играет роль социальный фактор , авторитет личности в обществе. Если речь ведет известный человек, компетентный в той теме, которую раскрывает , к нему автоматически возникает доверие вследствие значительного авторитета. Также оказывают влияние навыки убеждения индуктора, его способность выбирать контекст и формат общения в зависимости от человека.
- Сообщение. Та информация, которой оперирует индуктор с целью убеждения. Чем лучше индуктор понимает собеседника, тем лучше сможет подстроиться под его психику и подобрать правильный способ убеждения.
Формат сообщения зависит от способности собеседника принимать определенный тип информации. - Движение сообщения. В данном случае понимается анализ сказанного собеседником, дошла ли до него информация. Если он начал ее обдумывать, значит дошла. На это влияет как умение индуктора оперировать фактами и прочими методами, так и способности человека воспринимать информацию , познавательная активность. Познавательная активность выражается в поиске и принятии новых данных, в умении менять свою точку зрения в связи с вновь полученными знаниями, а также в любопытности человека, желании добывать новую информацию.
- Реципиент. Человек, которого убеждают. От его характера, социального статуса, личных ценностей зависит успех коммуникации. Например, существует тип людей, чьи ценности , постоянный поиск выгоды. Потому в сообщении нужно апеллировать к тому, что если человек поступит определенным образом , его положение улучшится. Например, «,Выйдите на работу в субботу. Босс ценит оперативных и преданных компании людей, так что возможно приметит Вас для повышения в следующем месяце»,. Здесь менеджер (индуктор) говорит о существенной выгоде для сотрудника (реципиента), и последний понимает, как ему лучше поступить. Другие люди социально зависимы и обращают внимание на мнение окружающих. В таком случае может быть эффективно сообщение «,Большинство коллег согласилось выйти на работу в выходной»,.
Реципиент не захочет идти против мнения подавляющей части, противопоставлять себя коллективу, а потому , согласится.
Принцип 2. Ориентируемся на слушателя
Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.
Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:
- Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
- Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:
- Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
- Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.
Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.
Способы и методы
Методы убеждения применяются в зависимости от личности собеседника и его отношения к говорящему.
Под механизмом убеждения понимается ряд действий, направленных на изменение точки зрения реципиента с целью добиться от него определенных результатов.
Способы:
- Прямой (фундаментальный). Заключается в непосредственном обращении к реципиенту, донесении информации в чистом виде.
- Доказательный. В речи собеседника индуктор находит пробелы в знании информации или логические ошибки. А затем доказывает на фактах, почему тот ошибается. Метод применяется, если реципиент не владеет достоверными данными, суть , в приведении контраргументов, доказывающих ошибочное суждение собеседника.
- Частично-доказательный. Реализуется в случае, когда собеседник прав только в части своих доводов. Тогда убеждающий пропускает дискуссию о правильных доводах и делает акцент на ошибочных.
- Акцентирующий. Индуктор использует точку зрения реципиента и обращается к ней же. Например, «,вы же сами утверждаете…,»,, «,как ты и сказал»,. Метод направлен на поиск общих для собеседников интересов, согласие с ними.
- «,Да, но…,»,. Манипуляция, суть которой заключается в согласии с доводами, но впоследствии приводятся аргументы по их невыгодности. Индуктор не опровергает точку зрения собеседника, но показывает, что она может привести к неудаче.
- Метод инверсии (бумеранга). Индуктор не опровергает точку зрения, а использует приведенные факты против собеседника. Цель , инвертировать, перевернуть аргументы «,за», в аргументы «,против»,.
- Убеждающее выступление. Когда происходит долгий монолог по проблеме с детальным раскрытием доводов, расстанавливаются акценты на ключевых позициях.
Чаще всего выступление публичное, а потому имеет большее воздействие на каждого слушателя.
Психология убедительной речи или как говорить красиво и врать убедительно
Психология влияния – это, в первую очередь, убедительная речь. Не зря древнегреческие мудрецы уделяли львиную долю времени ораторскому мастерству. Умея четко излагать свои мысли, вы добьетесь желаемого результата в любой деятельности. Как сделать речь грамотной и красивой – расскажем в статье.
Убедительная речь
Искусство риторики зародилось в Древней Греции. Тогда искусство убеждать было фактором выживания: обвиняемый на суде вынужден был защищать себя сам. Греки нанимали дорогостоящих репетиторов, чтоб познать тонкости софистики. Сегодня в этом нет необходимости. Благодаря интернету, мы можем узнать сами, как сделать речь грамотной и красивой.
Зачем развивать речь
Речь – основной способ коммуникации между людьми. При помощи слов мы решаем насущные проблемы и конфликты. Человек с красивой речью может заболтать любого. Преимущества, которые дает доказательность и убедительность речи:
- быстрое продвижение по карьерной лестнице;
- гармония на работе и в семье;
- привлекательность в глазах окружающих;
- повышенные способности к предпринимательству, возможность успешно основать бизнес;
- уверенность в своих силах, стрессоустойчивость;
Психология влияния — психология убеждения
Ключ к убеждению – аргументированные доводы. Часто люди прибегают к ложным аргументам. Они приводят собеседника в замешательство, унижают его и подрывают его авторитет. Если человек действует не по своей воле, а под давлением или принуждением, это не приведет к хорошему результату в долгосрочной перспективе.
5 ошибочных доводов, которые оттолкнут оппонента
В деловых и межличностных отношениях нечестные уловки кажутся хорошей идеей. Но только на первый взгляд. О том, как врать убедительно расскажем немного позже. Сперва ознакомьтесь с основными логическими ошибками и способами их избежать.
1 – Апеллирование к ложной авторитетности
«Авторитетный человек поступал так же. Значит, и мы должны так делать».
Логическая ошибка – приводить в пример человека, некомпетентного в области спора. Например, бабушки заставляют внуков есть на завтрак овсянку, при этом говорят:
«Овсянку каждое утро ест королева Великобритании на завтрак. И ты будешь есть».
Разве королева Великобритании – специалист диетологии? Было бы уместнее рассказать ребенку о полезных свойствах каши, помочь ему увидеть выгоду:
«Каша очень полезна и питательна, помогает организму стать лучше. Будешь кушать кашу – станешь самым сильным среди ребят» – пример правильного довода.
2 – Ложная причина
Не всегда удается правильно установить причинно-следственную связь. Неправильно, когда ложная причина фигурирует в качестве довода.
«У тебя ничего не получается, потому что ты недостаточно стараешься! Работай усерднее!»
Вместо этого лучше сказать:
«Давай вместе поразмыслим, почему проект провалился. Так мы избежим провала в будущем».
3 – А ты на себя посмотри!
- Эта логическая ошибка часто выскакивает в неформальном общении. Вот пример:
- – Ты не умеешь считать деньги и покупаешь всякую ерунду!
- – А ты – жадина!
- Вместо обоюдных обвинений лучше было ответить так:
«В этом месяце я купил необходимые вещи для семьи: (перечисление). Пойдем со мной за покупками, и ты увидишь, насколько выросли цены в магазине».
Техники
Техники убеждения базируются на психологических и социальных особенностях общения.
Описанные в данном разделе техники не прибегают к стандартной аргументации, оперировании факторами.
Напротив, они завязаны на эмоциях и манипулировании собеседником. Приемы:
- Симпатия. Цель , понравиться человеку. Люди имеют свойство соглашаться с теми, кто похож на них. Техника направлена на мужчин, поскольку внешность собеседника для них обычно не играет роли. Чтобы понравится человеку, можно продемонстрировать согласие с его мировоззрением, ценностями, принципами (симпатия на уровне разума, логики), а также зеркалить (копировать) позу, жесты, мимику, часто улыбаться (симпатия на уровне эмоций).
- Взаимность. Если человек что-то должен вам или вы ранее оказывали ему услугу, то вероятность убеждения возрастает. Поскольку успешная коммуникация была до этого, образовалось доверие и симпатия к вам.
Людям свойственно помогать тем, кто уже помог им. Задача , напомнить о прошлой помощи, сотрудничестве. - Эксклюзивность. Люди обращают внимание на дефицит, редкость чего-либо. Поэтому можно апеллировать к редкости возможности в принципе или по времени. Например, вы хотите убедить человека купить гитару. В данном случае эксклюзивность имеет само предложение продажи. Вы описываете свойства инструмента, его положительные характеристики, хорошее качество , «,Такую приличную вещь за такие деньги мало где найдешь»,. Это редкость в принципе. «,К тому же, продаю я ее последний день», , это иллюзия ограниченности времени.
- Авторитет. Упоминание мнение того, кто пользуется уважением в обществе или симпатичен лично собеседнику. Таким может быть признанный эксперт («,Ученые доказали»,, «,Известный художник считает также»,), общество в целом («,Большинство предпочитает…,»,, «,90% согласны с…,»,).
Александр І
Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:
«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».
Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».
Правила убеждения собеседника
Методы и техники убеждения могут оказаться бесполезными, если не соблюдать ряд правил:
- Эмоциональное спокойствие. Убеждение возможно только в случае успешно отправленной и принятой информации. На эмоциях не только теряется часть данных, но и портится отношение к индуктору, что рушит любые аргументы.
- Вежливость и культурное общение. Задача убеждающего , не демонстрировать враждебность или пренебрежение к собеседнику.
Потому не допускается использование нецензурной лексики, насмешек, подколок, грубости. - Аргументация. Подтверждать сказанное опытом, фактами, реальными доказательствами. Не стоит настойчиво продавливать свою точку зрения, иначе собеседник будет негативно настроен и переубедить его будет сложнее.
Подходит или нет?
Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.
В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.
Психологические аспекты
Успех убеждения зависит от фактора убеждаемости человека, которая складывается из двух компонентов:
- Твердость убеждений. Когда человек крайне уверен в своих взглядах , они формировались долгий период, подтверждены практическим опытом или распространены в окружении. В таком случае человеку трудно изменить точку зрения, поскольку старые установки удобны и привычны.
- Способность к восприятию нового. Человек может быть закрыт от внешних источников данных психологически. Он отказывается от новой информации, ригиден в мировоззрении. Не хочет менять позиции, даже если ему подробно аргументировать ее ошибочность.
Чем ниже убеждаемость, тем сложнее объяснить и тем более внушить собеседнику свою точку зрения.
Стив Джобс
Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком – это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:
Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!
НЛП методика
НЛП (нейролингвистическое программирование) , способ воздействия на собеседника через эмоции и личные убеждения. В повседневной жизни каждый руководствуется собственным убеждениями (ценностями). Изменив ценность , можно изменить поведение человека. На это и направлено НЛП.
НЛП широко применяется в рекламе, на переговорах, в сфере активных продаж. Задача , сказать задуманное в иной форме, манипулируя сознанием.
Например, мужчина хочет властвовать над женой, но говорит не открыто («,Ты должна меня слушаться»,), а манипулятивно («,Хорошие жены слушаются любимых мужчин»,), тем самым добиваясь нужного эффекта.
Основная часть выступления
Основная часть должна быть понятной и насыщенной
. Необходимо разбить основные мысли, идеи и положения на составные фрагменты.
Также нужно обдумать размеренные переходы, которые будут показывать связь между отдельными частями выступления.
Способы донесения основного содержания:
- Изъяснение доводов, которые возможно проверить.
- Точка зрения профессионалов и экспертов в данной сфере.
- Цитирование, которое оживляет и объясняет информацию.
- Примеры и реальные события, которые могут разъяснить и изобразить факты.
- Изложение личного опыта, а также теорий.
- Данные статистики, которые возможно проверить.
- Рассуждения и предвидения о грядущих событиях.
- Весёлые рассказы и анекдоты, которые по смыслу подкрепляют утверждения.
- Точные или образные сравнения, а также противопоставления, которые иллюстрируют утверждение при помощи демонстрирования отличий и сходств.
Человеческий мозг – великолепная штука. Он работает до той самой минуты, когда ты встаешь, чтобы произнести речь. Марк Твен
Убеждающая речь: примеры текстов
Рассмотрим ситуацию, когда родители хотят убедить ребенка в получении высшего образования:
- «,Хорошее образование позволяет много зарабатывать, завязывать новые знакомства, получить высокое положение в обществе», (прямой метод).
- «,Без образования не устроишься никуда, будешь работать на плохой должности», (негативная аргументация).
- «,Все твои одноклассники поступают , думают о будущем», (апеллирование к общественному большинству).
Умение убеждать позволяет добиваться своих целей, влиять на людей.
Рекомендуем классический труд Роберта Чалдини «,Психология влияния: убеждай, воздействуй, защищайся», , книга отлично раскрывает методы убеждения, применять которые можно сразу после прочтения.
Секрет убедительной речи от профессионалов:
Кто вас, товарищи судьи, кормит?
История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.
Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.
Курт Воннегут. Речь перед выпускниками Массачусетского технологического института, 1998 год
Речь американского писателя-фантаста была посвящена деньгам. А точнее — их условной ценности в нашей жизни. Курт Воннегут привел в пример Нобелевскую премию: по задумке, награда в миллион долларов должна была сделать ученых богатыми и независимыми от общественного мнения и политического давления. Однако к моменту произнесения речи сумма стала почти ничтожной, сравнимой по размеру с зарплатой футболиста местной команды за один сезон. Так что Воннегут призывал выпускников уделять внимание не столько заработку денег, сколько наполнению своей жизни смыслом.
«Моя речь была написана специально для этой церемонии. Но любое обращение к выпускникам я всегда заканчиваю рассказом о своем дяде Алексе, младшем брате моего отца. Окончив Гарвард, Алекс Воннегут честно работал страховым агентом в Индианаполисе. Он был начитанным, образованным человеком. Дяде Алексу всегда не нравилось, что люди редко замечают, когда они по-настоящему счастливы. У него самого это довольно неплохо получалось. Мы могли потягивать лимонад, спасаясь от жары под кроной яблони, а дядя прервать разговор словами: „Если не это здорово, то что же?“ Я надеюсь, вы всю жизнь будете поступать так же. Когда все у вас прекрасно и безмятежно, остановитесь и во весь голос спросите: „Если не это здорово, то что же?“ Поднимите руки, если вы обещаете. Это была моя первая просьба. Я хочу попросить вас еще кое о чем. Я прошу об этом не только выпускников, а всех присутствующих здесь, даже Малкольма Гиллиса. Я хочу, чтобы вы опять подняли руки, после того, как я спрошу: „У кого из вас был учитель (неважно, в школе или колледже), который помог понять, насколько жизнь увлекательна, который заставил вас гордиться тем, что вы живете в этом мире?“ Опустите руки и скажите имя этого человека всем, кто сидит или стоит рядом с вами. Сделали? Спасибо. Если не это здорово, то что же?»
Мэрил Стрип. Речь перед выпускниками колледжа Барнард, 2010 год
«Все, что я знаю об успехе, славе, знаменитостях, — тема для отдельной речи. Как он отделяет вас от друзей, от реальности, от соразмерности. Ваша собственная сладкая анонимность — сокровище, о котором вы даже не подозреваете, пока оно не исчезнет. Как это усложняет жизнь вашей семье и имеет ли какое-то значение, в конце концов, известность во всем потоке времени. Я знаю, что меня пригласили сюда именно из-за этого. Насколько я знаменита, сколько наград я выиграла, и пока я безмерно горжусь работой, которую, поверьте мне, я сделала не в одиночку. Могу заверить вас, что награды очень мало влияют на мое личное счастье, мое собственное чувство благополучия и цель в этом мире. Это происходит из-за чувственного изучения мира и сочувствия к своей работе. Это происходит из-за того, что я остаюсь бдительной, живой и участвующей в жизни людей, которых я люблю, и людей в более широком мире, которым нужна моя помощь. Неважно, что вы видите или слышите, когда я говорю, когда я в вашем телевизоре держу статуэтку, но это действует. То, что я знаменитость, научило меня прятаться, но то, что я актриса, открыло мне душу. Пребывание здесь сегодня заставило меня осмотреться внутри в поисках чего-то полезного, чем я могу поделиться с вами, и я очень благодарна, что вы дали мне шанс. Вы знаете, что вам не обязательно быть знаменитыми. Вам просто нужно, чтобы ваши мать и отец гордились вами, и вы это уже сделали. Браво! Поздравляю!»
Какая из речь показалась вам наиболее вдохновляющей? Напишите в комментариях.
Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!