Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.


Теория личности К. Хорни

Карен Хорни – известный американский психолог, которая внесла огромный вклад в развитие психологии. Она занималась изучением влияния культурных и социальных аспектов на развитие личности. Базисом ее работ являлись принципы теории Фрейда. Однако, она отрицала мнение Фрейда об особенностях психологических различий между женщинами и мужчинами, а также теорию инстинктов. Она разработала свою теорию личности, которая известна как социокультурная теория личности.
Опыт работы с европейскими и американскими пациентами позволил Карен Хорни выявить различия в личностном развитии людей разных стран. Это являлось подтверждением, что социокультурные факторы оказывают большое влияние на динамику развития и функционирование личностей. Кроме того, круг общения Карен Хорни состоял из большого количества известных и выдающихся ученых-психологов. Они также подтверждали это влияние, что привело к укреплению позиции Карен Хорни, касаемо социальных и культурных факторов.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Научные труды

В качестве заключения следует отметить значительные работы Карен Хорни, которые получили всеобщее признание. Сюда относятся нетипичные исследовательские сборники: «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление», «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза». Неофрейдистские взгляды хорошо отразились в книгах: «Новые пути в психоанализе», «Психология женщины», «Невротическая личность нашего времени». Женщина доступным и максимально легким для восприятия языком раскрывает все грани теории личности.

Карен Хорни подвела итог, что главная цель психотерапии и психоанализа заключается не только в изучении теории, но и в предоставлении эффективной помощи человеку. Помочь индивиду найти рычаги и основные грани самопознания, расширить собственное восприятие и исключить формирование неуверенности, замкнутости или любого вида агрессии – основная задача настоящего психоаналитика. Простое заключение оказалось в 20-м веке новым и свежим взглядом, это существенно повлияло на развитие психоанализа в целом.

Развитие личности по Карен Хорни

Карен Хорни подчеркивала влияние переживаний ребенка на формирование личности человека. Здесь прослеживается общая черта с позицией Фрейда. Главным фактором в развитии личности она ставила социальные отношения ребенка и его родителей, тогда как Фрейд выделял сексуальную анатомию ребенка и психосексуальные стадии.

По мнению Карен Хорни, в детском возрасте человеку необходимо удовлетворить потребности в безопасности и любви. Ребенок стремится быть любимым и желанным, так как он испытывает потребность в безопасности от внешней враждебной среды. Ключевую роль здесь играют родители ребенка. Если они могут проявлять любовь по отношению к своему ребенку, то это увеличивает вероятность формирования здоровой личности ребенка. Если же родители не удовлетворяют данную потребность, то возможно возникновение патологий развития личности ребенка.

Карен Хорни отмечала формирование установки базальной враждебности у ребенка, который испытывает результаты плохого обращения родителей. Она представляет собой противоречивые чувства ребенка по отношению к своим родителям, когда он зависим от них, и в то же время возмущен и обижен. Как правило, здесь включаются защитные механизмы ребенка. Он вынужден подавлять в себе негативные чувства к своим родителям, чтобы выжить. Данное подавление может проявиться в настоящем или будущем во взаимоотношениях ребенка с другими людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Теория личности К. Хорни: ее плюсы и минусы 450 ₽ Реферат Теория личности К. Хорни: ее плюсы и минусы 280 ₽ Контрольная работа Теория личности К. Хорни: ее плюсы и минусы 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Хорни использует в этом случае термин «базальная тревога», которая представляет собой отсутствие чувства безопасности. Таким образом, все действия родителей, которые приводят к уменьшению у ребенка чувства безопасности, являются основой формирования базальной тревоги. Отсюда следует, что предпосылки формирования нервозов у взрослых лежат в детстве и определяются их отношениями с родителями.

Краткая биография и этапы формирования личности

Карен Хорни (Даниельсен) появилась на свет 16 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга, Германия. Выросла в полной семье, переняв от отца стойкость и мужество, а от матери доброту, любовь и заботу. Отец молодой особы был глубоко убежден в высоком статусе мужчин, их моральном и умственном превосходстве над женщинами. Это объяснялось значительной разницей в возрасте родителей девушки (почти 18 лет) и старыми веяниями девятнадцатого века. В то же время, мать Карен была не только привлекательной, но и хорошо образованной, начитанной женщиной.

По мнению самой Хорни, она не отличалась особой красотой, как в детстве, так и в ранней юности. Повзрослев, она проанализировала собственные ощущения, переживания. В одном из интервью женщина рассказала о невыносимом чувстве неполноценности, которое преследовало ее с малых лет. Чтобы компенсировать это, Карен полностью отдалась науке.

Желание стать врачом появилось ещё в 14 лет, и уже через семь лет она смогла поступить в Фрайбургский университет (1906 год), где получила разрешение работать в области медицины. Это было необычное разрешение – первая официальная лицензия на территории Германии, позволяющая особе женского пола устраиваться в медицинское учреждение и вести практику. В 1910 году молодая девушка повстречала свою первую любовь – Оскара Хорни, который по специальности был юристом. Вскоре они поженились и стали жить вместе.

Карен окончила университет в 1915 году и продолжила свою карьеру психоаналитика уже в Берлинском институте. Начиная с этого периода, Карен Хорни охватила глубокая депрессия, появились приступы агрессии и резкий упадок сил. С ростом психологических проблем и недопонимания брак с Оскаром Хорни постепенно разрушился (1927 год – развод). В жизни женщины был момент, когда она пыталась покончить жизнь самоубийством, но рядом оказался муж.

Семейные проблемы ухудшались из-за смерти брата Карен и потери обоих родителей. Все это оставило неизгладимые впечатления на молодой женщине. После развода жизнь Карен кардинально изменилась, так как у нее появилось много свободного времени для занятий и изучения особенностей психоанализа. Она вела активную преподавательскую деятельность в университете Берлина, писала научные работы и была полностью поглощена любимым делом.

Женщину заметили и предложили постоянную работу в США. Не раздумывая ни минуты, она собралась и уехала в Чикаго (1932 год). Карен начала преподавать в институте психоанализа, затем переехала в Нью-Йорк, где устроилась в психоаналитический институт и по совместительству в Новую школу социальных исследований.

Невротические потребности и типы ориентации на людей

Для борьбы с чувством базальной тревоги ребенок использует определенные защитные стратегии. Карен Хорни выделила десять защитных стратегий, которые называются невротическими потребностями или тенденциями. Рассмотрим их подробнее:

  • Избыточная потребность в любви и одобрении. Представляет собой стремление личности быть любимым другими. Такие люди негативно и болезненно воспринимают критику, отвержение и недружелюбие;
  • Избыточная потребность в руководящем партнере. Проявляется как страх одиночества или отказа, зависимость от других, переоценка любви;
  • Избыточная потребность в четких границах. Выражается в особом значении ограничений и порядка, подчиненность и нетребовательность;
  • Избыточная потребность во власти. Представляет собой стремление к доминированию и контролю, презрение слабостей;
  • Избыточная потребность в эксплуатировании других. Проявляется как страх показаться глупым или быть использованным другими;
  • Избыточная потребность в общественном признании. Выражается в желании быть объектом восхищения других, самооценка зависит от общественного статуса;
  • Избыточная потребность в восхищении собой. Представляет собой потребность в лести и комплиментах других, желание создать идеальный образ себя;
  • Избыточная потребность в честолюбии. Проявляется в стремлении быть лучше других, боязнь поражения или неудачи;
  • Избыточная потребность в самодостаточности и независимости. Выражается в соблюдении дистанции от других, страх отношений с обязательствами;
  • Избыточная потребность в безупречности и неопровержимости. Проявляется в создании образа безупречного добродетеля.

Согласно Хорни, эти потребности характерны для всех людей. Однако, она отмечала, что невротики, в отличие от здоровых людей, зацикливаются на одной из вышеперечисленных потребностей и пытаются удовлетворить ее во всех сферах социальной жизни.

Кроме того, Карен Хорни выделила три типа ориентации личности на других людей: уступчивый, обособленный и враждебный тип. Они необходимы для снижения чувства тревоги и достижения чувства безопасности. Для уступчивого типа характерна зависимость, нерешительность и беспомощность. Зачастую данный тип подавляет в себе возникающую ярость и злость. Обособленный тип проявляется в наличии чувства отстраненности, стремление к уединенности и независимости. Враждебный тип характеризуется тем, что он стремится к контролю, доминированию и эксплуатации.

Следует отметить, что здоровый человек может менять данные стратегии в зависимости от возникшей ситуации. Невротики не способны подойти к этому вопросу корректно, они отличаются меньшей степенью гибкости, что способствует возникновению трудностей при решении жизненных задач.

Об авторах.

Роберт Фрейджер

(Robert Frager) получил степень доктора философии в области социальной психологии в Гарвардском университете, где преподавал и был ассистентом у Эрика Эриксона. Он преподавал психологию в филиалах Калифорнийского университета в Беркли и Санта-Крусе и является основателем и первым президентом Института трансперсональной психологии. Он также занимал пост президента Ассоциации трансперсональной психологии. Автор нескольких книг и многочисленных статей по психологии и родственным отраслям знаний, он в настоящий момент возглавляет докторскую программу в Институте трансперсональной психологии в Пало-Алто, Калифорния.

«Мне посчастливилось сотрудничать со многими видными теоретиками и терапевтами, чья работа освещается в этой книге, и я сам практиковал юнгианский анализ, гештальт-терапию, райхианскую и неорайхианскую терапию и групповую работу по методике Роджерса. Кроме того, я жил в дзэнских монастырях, ашрамах йогов и суфийских центрах, изучая и практикуя эти традиции.

Кроме психологии, я преподаю японское боевое искусство айкидо, которым занимаюсь свыше тридцати лет. Обучался у самого основателя школы айкидо. Он был первым в ряду удивительных наставников, которые обучили меня тому, что Маслоу назвал «расширением пределов человеческой природы». Я также читаю лекции по суфизму и недавно завершил работу над сборником суфийских рассказов, наставлений и стихов, носящим название Essential Sufism

(«Сущность суфизма»).

Я женат на удивительной, творчески одаренной художнице; у нас четверо детей, которым сейчас 27, 24, 13 и 10 лет.»

Джеймс Фейдимен

(James Fadiman) получил степень доктора философии в области психологии в Стэнфордском университете и преподавал в Университете Сан-Франциско, в Университете Брэндиса и в Стэнфорде. У него собственная консалтинговая фирма, которая проводит семинары для руководящих работников и педагогов в США и за рубежом. Он написал и отредактировал ряд книг по холистической медицине, постановке целей и патопсихологии, является редактором двух журналов и членом совета нескольких корпораций, чья деятельность связана с сохранением природных ресурсов.

«Мне повезло, и я смог применить психологические и клинические навыки, приобретенные мной в аспирантуре, в разнообразных областях вне психологии. Хотя я отдал несколько лет работе в колледже и продолжаю преподавать психологию, большую часть времени я занимался консультированием научных работников и бизнесменов. Мои ранние исследования измененных состояний сознания позволили мне открыть для себя сокровенную мудрость туземных и восточных культур. Я с радостью обнаружил, что древняя мудрость может быть чрезвычайно практичной.

При написании этой книги меня вдохновляло то, что она дает мне возможность объединить разные точки зрения, которые я находил для себя полезными, даже если творцы этих идей являлись непримиримыми противниками.

В настоящий момент я организую курс обучения решению творческих проблем и изобретательству в одной крупной фирме по производству электроники в «Силиконовой долине», приступаю к написанию второго романа, продолжаю писать ряд коротких рассказов и сотрудничать с несколькими компаниями, следящими за обеспечением сохранности окружающей среды при пуске производственных объектов.

Моя жена, с которой я состою в браке тридцать лет, — кинорежиссер-документалист. У нас двое детей.»

Теория неврозов

Теория неврозов Карен Хорни — одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три типа невротической личности —беспомощный, агрессивный и обособленный.

Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих. Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля. Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]