Определение понятия
Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.
Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.
При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.
Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «,Я»,, представлений о себе.
Сознание и самосознание , это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.
Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.
Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.
Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.
Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:
- самосознание,
- разумность , соотношение себя и своих понятий с миром,
- рассудок , мыслящее сознание,
- духовность , высшая степень сознания.
Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.
В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «,прорваться», в сознание, у человека возникает чувство тревоги.
С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.
Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.
Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.
Функции сознания
Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:
- познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
- целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
- ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
- управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
- коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
- рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Структура
Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:
- бытие,
- рефлексия,
- самосознание.
Оно выполняет следующие функции:
- Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
- Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «,Я»,.
- Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
- Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
- Оценка. Сюда относятся эмоции.
- Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
- Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.
Именно это свойство является главным отличием человека от животных.
Сознательные и бессознательные действия
Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.
К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.
Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.
Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.
Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.
Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:
В решении сложных и конфликтных ситуаций. При необходимости принять решение. В момент психологической или психической угрозы. По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.
Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.
Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.
Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.
Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.
Стадии и функции самосознания
Самосознание , это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.
Самосознание выполняет следующие функции:
- Отличие себя от других, принятие свое индивидуальности.
- Сохранение постоянства поступков и поведения, ответственность за свои действия.
- Мотивация к определенной деятельности.
- Формирование модели взаимоотношений с окружающими.
- Способность развивать личностные черты, контролировать эмоции, чувства.
В своем развитии самосознание проходит следующие ступени:
- Природная. Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
- Социальная. Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.
На этой ступени появляется самоуважение и воля. - Личностная. Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.
Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов:
- самопознания,
- самоконтроля и саморегулирования,
- самооценки,
- самопринятия,
- самоуважения.
Стадии развития:
- Осознание тождественности, выделение себя. Развивается к 12 месяцам жизни малыша.
- Понимание себя как субъекта общества и деятельности. Проявляется в 2-3 года.
- Принятие индивидуальных психических особенностей. Формируется у подростков.
- Формирование моральных и нравственных принципов. Начинает развиваться в подростковом возрасте.
Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы
2.1. Психика и организм. Мозг и психика
Психика
(от др.-греч. душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.
Основные функции психики:
- отражение окружающего мира;
- обеспечение целостности организма;
- регуляция поведения.
Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.
Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).
Нейрон
(
от др.-греч. волокно
)
– электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.
Рис. 2.1.
Строение нейрона
Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы
), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают
дендриты
(короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и
аксон
(длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).
Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть
(англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются
синапсами
.
Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс
, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется
сенсорными нейронами
, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам –
моторными нейронами
.
Нерв
– покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.
Нервная система
человека и млекопитающих состоит из
центральной нервной системы
(
головной
и
спинноймозг
) и
периферической нервной системы
(черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).
Периферическая нервная система
состоит из
соматической нервной системы
, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и
вегетативной
(
автономной
)
нервной системы
, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.
Головной мозг
– центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.
Рис. 2.2.
Основные отделы головного мозга (поперечный разрез)
К центральному стволу
относятся:
- продолговатый мозг
, в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса; - мозжечок
, функции которого – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, мышечная память; - таламус
, отвечающий за перераспределение поступающей сенсорной информации (за исключением обоняния) к коре головного мозга; - гипоталамус
, регулирующий все функции организма (кроме сердечного ритма, кровяного давления и спонтанных дыхательных движений), а также эмоции и поведение человека.
Ретикулярная формация
(от лат. rete – сеть) – структура, состоящая из более чем 100 небольших нейронных сетей ствола головного мозга и верхнего отдела спинного мозга, которая фильтрует поступающую сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга.
Находящаяся внутри таламуса лимбическая система
участвует в регуляции функций обоняния и внутренних органов, контролирует инстинктивные поведенческие реакции, эмоции, память, играет важную роль в обучении.
Большой мозг
(cerebrum) состоит из двух
мозговых полушарий
, покрытых извилистой
корой
, которая играет ключевую роль в осуществлении высших психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления, языка и сознания.
Левое полушарие
головного мозга специализируется на экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной памяти, вербальном и абстрактном мышлении, ориентировано на прогнозирование,
правое
же отвечает за зрительно-пространственную ориентацию, невербальную память, конкретное образное мышление.
Вегетативная
(
автономная
)
нервная система
состоит из двух систем:
- симпатической
, которая мобилизует нервную систему организма в стрессовых ситуациях, усиливая обмен веществ и повышая возбуждаемость тканей; - парасимпатической
, функции которой связаны с действиями, не требующими немедленной реакции (слюнотечение, слезотечение, мочеиспускание, пищеварение, дефекация).
Вегетативная нервная система играет важную роль в эмоциональных реакциях, потому что ее волокна опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез. Железы внутренней секреции
(
эндокринные железы
) синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, влияющие на эмоциональное состояние и мотивацию.
На психику человека оказывает влияние его наследственность
. Молекулярной единицей наследственности живого организма являются
гены
– участки ДНК и РНК, которые хранят информацию о создании и поддерживании клеток организма и передают генетические признаки потомству.