Обновлено 23 июля 2021 206 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.
Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.
Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.
Эмпирический и эмпиризм — это…
Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».
Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.
Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.
Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.
Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.
Эмпиризм делится на два направления:
- Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
- Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.
Эмпирическая база исследования: примеры
Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.
Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых
Курсовая работа по социологии
Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»
Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа аккаунтов российских женщин-политиков в социальных сетях Twitter, Facebook, «Вконтакте», Livejournal, Instagram, «Одноклассники» и YouTube. Наблюдение велось в период с 1 января 2021 года по 8 апреля 2021 года. Изучения этого периода достаточно, чтобы увидеть, как политики комментировали праздники, важные события России (например, митинги 26 мая или теракт в Санкт-Петербурге) и дает возможность изучить публикации на протяжении достаточно длительного периода времени.
Аккаунты отбирались по следующему принципу:
Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.
В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:
- высший эшелон власти — министры;
- депутаты, пресс-секретари;
- местные политики.
Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).
Курсовая работа по психологии
Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.
Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных
Дипломная работа по финансовому праву
Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»
Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.
Дипломная работа по медицине
Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»
Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.
Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.
На этом уровне происходят следующие процессы:
- Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
- Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
- Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
- Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.
Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.
Виды описания
Их только два:
- Качественное.
- Количественное.
Качественное описание – это эмпирический метод, при котором не используются цифры для уточнения данных. Как пример можно привести следующее определение: яблоко является зелёным. Количественное описание подразумевает осуществление деятельности с использованием языка математики. Также предполагается проведение разнообразных измерительных процедур. В узком смысле количественное описание подразумевает только фиксацию полученных данных. При более тщательной работе обнаруживаются ещё и эмпирические зависимости между полученными результатами.
Наблюдение — как основа эмпиризма
Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.
Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:
- Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
- Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
- Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».
Наблюдение включает в себя:
- объект – то, на что смотрим;
- субъект – самого исследователя;
- технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).
Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.
Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.
Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.
Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:
Научное наблюдение
Под этим понимают не простое пассивное созерцание мира. Научное наблюдение – это особый вид деятельности, который включает в себя наличие сведущего человека, как правило, ученого, объект и средства. К последним относят приборы и материальные носители для передачи информации. Важной особенностью научного наблюдения является целенаправленный характер его осуществления. Это обусловлено тем, что существуют предварительные идеи и гипотезы, которые формируют конечную задачу. Это важное отличие от обычного созерцания. Наблюдение и эмпирическое описание – это тесно связанные направления, которые в конечном итоге закрепляют и передают результаты с помощью знаковых средств. Затем проводится дальнейшая обработка, которая включает в себя классификацию, систематизацию и обобщение.
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
- величина – что будем мерить;
- субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
- методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
Отличительные черты эмпирических методов в педагогике
Если мы ведем разговор о конкретной науке, в данном случае — педагогике, то тут количество видов эмпирических методов больше, чем в других.
Безусловно, основные из них повторяются, однако, имеют ряд отличительных особенностей, о чем будет сказано далее.
Объектом наблюдения в педагогике может быть как группа, так и один ее представитель
Первый из видов эмпирических методов — это наблюдение.
Ввиду того, что объекты у нас являются людьми, исследователь сможет наблюдать за ними в двух различных вариантах: включаясь в группу или же не включаясь.
Кроме того, он может делать это открыто или же тайно, выбрать в качестве объекта одного представителя группы или всех ее членов.
Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.
Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.
Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.
Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.
Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.
В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.
Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:
- исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
- проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
- решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.
Особенности
Все проясняет взгляд на значение слова. Эмпирический подход ставит во главу угла эксперимент. Человеку может прийти в голову что угодно. Голубые слоны? Летающие ложки? Способность ходить по воде? Только опыт позволит сказать, насколько верны модели, построенные людьми. Опыт же может натолкнуть на выдвижение новых гипотез.
Теоретические же методы исследования почти целиком находятся в области абстракций, оперирования воображаемыми конструкциями. Происходит удаление в мыслительную деятельность от конкретных фактов, построение моделей и их анализ.
Эмпиризм в философии возник достаточно давно, нечто похожее на него встречается в утверждениях древнегреческих философов об отсутствии априорных знаний (невыводимых из опыта), но все же это только предпосылки. Эмпиризм формируется как отдельное течение в трудах Бэкона, который, по сути, создал научный метод познания.
Бэкон предложил метод научной индукции, ступенчатое восхождение к знанию. Суть его заключалась в том, что на основе опыта мы предполагаем нечто большее, то есть поднимаемся на ступеньку выше, а дальше должны спуститься и проверить свое предположение. Если все хорошо и гипотеза подтвердилась, мы можем продолжить и расширить свое предположение еще больше.
Рекомендуем: Дедукция и дедуктивный метод — это
Если эмпиризм основывается на индукции – частном знании, то нет законов? В какой-то степени это и есть эмпирическое мышление, которое не принимает возможность полного знания, так как опыты единичны.
Оперирование знаниями приобретает вероятностный характер. Сегодня может быть верно одно, а завтра станет верно немного другое.
Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.
Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.
Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.
Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:
- стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
- определение используемых терминов, их значений;
- установка критериев для применения тех или иных оценок;
- переход от естественного языка к формализованному виду;
- сопоставление информации из разных источников.
Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.
Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.
Душа и эксперимент
Эмпиризм повлиял сильно и на психологию. Более того, название книги Вольфа «Эмпирическая психология» послужило толчком к широкому распространению самого термина «психология» в европейской науке. Впрочем, это был 1732 год, Вольф предлагал изучать фактические проявления души, а не отстраненные вопросы о её бытии, но опытов на тот момент еще было крайне мало. Он являлся последователем Лейбница и устанавливал параллели между психикой и физическими событиями.
Почти через 150 лет, в 1879 году, Вундт создал экспериментальную психологию, открыв первую лабораторию. Психология для него – наука о непосредственном опыте. С экспериментов этого великого человека начинается тернистый, но интереснейший путь по исследованию психики. Лаборатории, запись наблюдений, эксперименты, изучение ощущений, восприятий, внимания, чувств и т.д. – все это и сейчас остается важным, хотя методики проведения тестов и экспериментов изменились.
Рекомендуем: Что такое опыт?
Чуть позже возникает психоанализ, который раскритиковал Поппер за его нефальсифицируемость. Важное условие, о котором уже было сказано, для признания теории – фальсифицируемость – в психоанализе, по-видимому, невыполнимо.
Множество других подходов родилось в Старом и Новом свете. Гештальт-психологи проводили эксперименты на внимание, память и восприятие, исследовали инсайты. Павлов открыл принципы безусловного и условного рефлексов, а бихевиористы использовали их для обоснования принципов научения.
Психология успешно реализует принципы эмпирического метода и не собирается от них отказываться, хотя в момент своего зарождения часто уходила в мистицизм и эфемерность. Сейчас это серьезная наука, которая, вооружившись нейробиологией, новейшими установками для исследования мозга и программами для анализа наблюдений, полученных в ходе эксперимента, завоевывает себе авторитет среди точных и естественных наук. Автор: Екатерина Волкова
§ 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:
¦ методы эмпирического исследования; ¦ методы теоретического познания; ¦ общелогические методы и приемы исследования.
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и операций.
I. Методы эмпирического исследования.
1. Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов и т.п.
2. Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».
Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.
Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т.п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.
3. Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть — выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
4. Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
5. Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.
II. Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).
Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.
Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявления его формы и может осуществляться с различной степенью полноты. Но, как показал австрийский логик и математик XX в. К. Гедель, в содержательной теории всегда остается невыявленный неформализуемый остаток. Все более углубляющаяся формализация содержания знания никогда не достигает абсолютной полноты, ибо никогда не прекращается развитие (изменение) предмета познания и знаний о нем. Это означает, что формализация внутренне ограничена в своих возможностях. Доказано, что всеобщего метода, позволяющего любое рассуждение заменить вычислением («сосчитаем!» — мечтал Лейбниц), не существует. Теоремы Геделя дали достаточно строгое обоснование принципиальной невозможности полной формализации научных рассуждений и научного знания в целом.
2. Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Следовательно, доказательство в аксиоматическом методе — это некоторая последовательность формул, каждая из которых есть либо аксиома, либо получается из предыдущих формул по какому-либо правилу вывода.
Аксиоматический метод — лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Известный французский физик Луи де Бройль обращал внимание на то, что «аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавания, но он не является методом открытия» [1].
1 Бройль Л. де. По тропам науки. — М., 1962. С. 179.
3. Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.
Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:
а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:
б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;
в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;
г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;
д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.
Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода можно считать математическую гипотезу, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний. Изменяя последние, составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к новым явлениям. Гипотетико-дедуктивный метод (как и аксиоматический) является не столько методом открытия, сколько способом построения и обоснования научного знания, поскольку он показывает каким именно путем можно прийти к новой гипотезе.
4. Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» — одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. Такое движение познания — не какая-то формальная, техническая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий [1].
1 Подробно об этом методе см.: Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конфетного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
III. Общелогические методы и приемы исследования.
1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез — их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза — совершенно новое образование.
Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т.п.). Во-вторых, разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика).
2. Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.
Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными — главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета, а также от конкретных задач исследования.
3. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).
4. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации о такого рода объектах теоретические конструкты, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания.
Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.
5. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).
Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую. В логике рассматриваются также индуктивные методы установления причинных связей — каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля). К ним относятся методы: единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений и метод остатков.
Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.
6. Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d; объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.
7. Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др.
Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам физики, механики и т.п. При материальном (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.).
При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.
8. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.п.).
В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики, общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). 9. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.
Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).
Основные требования (процедуры) структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):
а) изучение строения, структуры системного объекта; б) исследование его элементов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их функций; г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.
10. Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.
Вероятность — количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности — от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Указанные методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (например, в классической механике).
В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается необходимость. Как показала история научного познания, «мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать значение всего круга проблем, связанных с необходимостью и случайностью» [1].
1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М., 1986. С. 50.
Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социология и др.). Сегодня все чаще говорят о проникновении в науку вероятностного стиля мышления.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Названные методы потому и называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.
Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное наблюдение), когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии давно применяются такие формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия — проникновение в переживания других людей, стремление понять их внутренний мир — их чувства, мысли, желания и т.д.
Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. Такой подход сегодня все более широкое применение находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии.
Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.
В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента.
Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно требование — «не навреди!». Главная особенность социальных экспериментов — в «способности служить орудием проникновения в тайники интимно человеческого» (В. В. Ильин).
В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе:
1. Идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий.
2. Диалог («вопросно-ответный метод»).
3. Понимание и рациональное (интенциальное) объяснение (об этом подробнее см. следующий параграф данной главы).
4. Анализ документов — качественный и количественный (контент-анализ).
5. Опросы — либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации — компетентные эксперты-профессионалы.
6. Проективные методы (характерные для психологии) — способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.
7. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две основных группы тестов — тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред.
8. Биографический и автобиографический методы.
9. Метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них.
10. Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.
Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.
К титульной странице Вперед Назад
Сравнение
Оно лежит в основе операции измерения. Благодаря сравнению находят сходные свойства или стороны объектов.
Для удобства используют определённые единицы измерения, которые дают возможность выражать характеристики со стороны количественного подхода. Это влечёт за собой широкое использование математических средств. В ряде направлений науки можно встретиться со сравнительными методами (языкознание, биология и тому подобное). Если говорить о таком понятии, как эмпирические методы, описание в равной степени необходимо для наблюдения и сравнения, чтобы осуществлять тесную связь с проводимым экспериментом. Для наибольшей полноты знаний желательным является вмешательство в процессы, которые происходят. Также это может осуществляться с целью получения конкретной информации. Для качественного сравнения могут создаваться и контролироваться условия протекания исследования. Это позитивно сказывается при необходимости многократной проверки данных.
Систематический подход
Системный подход — это направление научных знаний и практической деятельности, основанное на изучении любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основные принципы системного подхода: Целостность, структурирование, строительная иерархия, множественность. Системный подход, основанный на маркетинговых исследованиях, сначала рассматривает параметры «выхода», товаров или услуг. Затем определяются параметры «входа», т.е. потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды и параметры процесса. Преимуществом системного подхода является возможность комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективная организация процесса принятия решений на всех уровнях управления.
Системный анализ позволяет определить целесообразность создания или совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации работы, ранее использованные. Системный анализ компании или организации проводится в основном на ранних стадиях работы по созданию конкретной системы управления. Это связано с интенсивностью работы по проектированию разработки и внедрения выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной целесообразности. Системный анализ может включать ряд важных исследований:
1) выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;
2) выявление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений.
3) определение условий, обеспечивающих достижение поставленных целей
4) сбор данных для анализа и разработка мероприятий по совершенствованию действующей системы управления
5) Применение передового опыта других компаний;
6) изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям предприятия.
В процессе анализа системы обнаружены следующие особенности:
1) роль и место данного предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия
3) производственная структура предприятия;
4) система управления и ее организационная структура
5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, заказчиками и вышестоящими организациями
6) потребности в инновациях (возможные связи предприятия с научно-исследовательскими и проектными организациями)
7) Формы и методы стимулирования и оплаты труда работников.
Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (компании или предприятия) и поиска критериев эффективности, которые должны быть выражены в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций универсальны. Некоторые цели возникают из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период, а также из состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Основной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей ее функционирования. При наличии конкретных, четко сформулированных целей можно выявить и проанализировать факторы, способствующие быстрому достижению этих целей или препятствующие их достижению.
Описание фактов
Это важный этап для развития научного познания. Описание фактов проводится с целью их последующего изучения и исследования, а также формулирования выводов. Поэтому данная задача более чем ответственна. И не в последнюю очередь из-за того, что над исследователем висит опасность субъективизма и одностороннего рассмотрения наработок. Для понимания важности давайте ответим на такие вопросы: что значит описывать факт и как этот процесс следует осуществлять? Когда исследователь описывает факт, это значит, что он отвечает на вопрос о том, каким он является, определяет свойства, ему присущие. Классифицируя информацию, составляют определённую градацию. Благодаря ряду особенностей и различают различные формы и средства эмпирического познания. При этом на исследователя возложена задача разобраться со всеми нюансами и аспектами, с которыми он имеет дело. Этому может помешать то, что человек работает сам. Поэтому для увеличения эффективности и получения более качественного результата происходит объединение в научно-исследовательские группы. Конечно, это не является гарантией того, что все факты будут описаны максимально хорошо. Но вместе с тем это говорит о повышении качества работы и о более эффективном рассмотрении исследуемого факта в целом.
Отрывок, характеризующий Эмпирические данные
В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова. Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище. В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке. Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер. – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него. – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова. – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных. – Отчего? – спросил Ростов. – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши. Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова. – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру. Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор. – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был. – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера. Фельдшер однако не подтвердил слов доктора. – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор. Ростов описал наружность Денисова. – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев? – Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову. – Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его. – Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы. Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье. Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях. – А можно войти посмотреть? – спросил Ростов. – Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил. В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.