Классификация и методика развития волевых качеств человека

Основные понятия

Волевые качества личности , что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли , особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли , способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху , его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи , наблюдается проблема с силой воли.

Стойкость воли , способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день , может любой. Пробиваться месяцы и годы , далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли , это как раз про стайеров.

Развитие эмоционально-волевой сферы у подростков

Волевые качества подвергаются основательной перестройке в подростковом возрасте. Подростки склонны проявлять самостоятельность, саморегуляцию. При этом их развитие волевой сферы сопровождается противоречиями. Подросток, стремящийся к независимости, критически воспринимает указания взрослых. Он становится менее дисциплинированным, проявляет упрямство, настойчив только там, где у него имеется интерес.

Происходящий процесс полового созревания значительно влияет на нервные процессы, что также отрицательно сказывается на воле подростка. В его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому подростки обладают слабой выдержкой, плохо применяют санкции, основанные на моральных соображениях. С другой стороны, возрастает смелость. Подростки способны совершать даже героические поступки, что неоднократно происходило во времена Второй Мировой войны. Установлено также, что дети 12-15 лет склонны переоценивать свой уровень воли и энергичности.

Классификация

Волевые качества делятся на два основных типа: первичные (экстраординарные волевые качества) и системные (морально волевые качества).

Вторые базируются на первых: на основе первичных формируются и развиваются системные. Далее мы расскажем об этих двух типах.

Первичные

Рассмотрим базовые первичные качества и дадим их краткую характеристику:

  1. Энергичность. Заряженность положительными эмоциями на деятельность. Умение настроить себя на активность. Когда человек говорит об «,отсутствии мотивации»,, зачастую у него слабо развита сила воли , и в частности , энергичность. Если данное качество развито хорошо, человек способен простым мысленным усилием мобилизовать внутренние ресурсы , в энергию для достижения цели.
    Важно отличать энергичность (как параметр силы воли) от общей энергичности личности, которая зависит от наследственности и генетики (типа темперамента).
  2. Терпеливость. Свойство полярное предыдущему. Если энергичность направлена на быстрые решительные действия, то терпеливость , умение долго идти к цели, способность выжидать и оставаться спокойным при отсутствии видимых результатов. Умение выжидать, но не пережидать , не стоит путать терпеливость с пассивностью.
  3. Самообладание. Важное умение сохранять холодный рассудок в меняющихся обстоятельствах. Когда дела идут не по плану, человек настойчив в достижении цели, его эмоциональный фон стабилен. То есть эмоции и настрой не колеблются: не в сторону агрессии, не в сторону паники, не в сторону рефлексии/апатии (когда «,опускаются руки»,). Самообладание выражается в способности отбросить чувства на задний план и продолжать действовать.
  4. Смелость. Под смелостью понимается процесс по преодолению рациональных страхов. На пути к цели, человека могут ожидать неприятности: угроза жизни и ущерб социальному положению (осуждение, недопонимание). Смелость , способность встретиться со страхом и преодолеть его. Это сознательный, умственный процесс.
    Не следует путать его с сумасбродством, когда человек рискует жизнью или положением без какой-либо разумной причины.

Системные

Теперь перейдем к системным качествам, основанным на первичных. У человека, постоянно прокачивающим силу воли, описанные ниже качества составляют фундамент характера (этими качествами часто описывают человека, дают ему характеристику):

  1. Целеустремленность. Бывает двух типов. Целеустремленность частная , это упорство в достижении цели, несмотря на препятствия и неудачи. Целеустремленность общая , это свойство личности, когда человек намечает задачи и успешно решает их по жизни, в целом.
  2. Настойчивость. Проявляется в длительном непоколебимом настрое на цели. Без этого качества человек опустит руки сразу после первой попытки. Настойчивый человек способен очень долго не бросать задачу, работать над ней месяцы и даже годы. Никакие препятствия на пути не способны повлиять на его решение прийти к результату.
  3. Принципиальность. Означает соответствие своим принципам, убеждениям, мировоззрению в целом. Сюда же входит отстаивание своей точки зрения, если человек абсолютно уверен в объективности своих доводов.
    Принципиальность , это дисциплина в сфере верности своим убеждениям, словам.
  4. Инициативность. Способность предлагать нестандартные решения. Направленность человека на преобразование окружающего мира. Качество, противоположное пассивности, лени. Инициативность не только характеристика воли, но и качество, свойственное поведению лидера.
  5. Решительность. Сущность свойства , в оперативном принятии решений. Когда возникает проблема (или ставится цель), человек, обладающий данным качеством, остается собранным и сразу же ищет пути решения задачи. Не следует путать с импульсивностью. Отличие в том, что импульсивный человек , спонтанный, он руководствуется эмоциями, инстинктами и сиюминутными желаниями, когда решительный человек , руководствуется разумом и логикой. Решительность , не столько спешка или быстрота, сколько скорость перехода от принятия решения к действию (про таких людей говорят «,человек дела»,).
  6. Стратегичность (последовательность). Качество, благодаря которому человек видит конечную цель, результат своей деятельности. И потому каждый свой шаг сверяет с намеченный результатом. Сюда же входит умение расставлять приоритеты и не только составлять план, но и приспосабливать его под изменяющиеся условия и форс-мажоры.
  7. Самодостаточность (самостоятельность). Важное качество, с помощью которого человек внимательно фильтрует поставленные цели. Он не позволяет навязать себе чужие желания, смотрит на окружающий мир в соответствии со своими убеждениями, принципами, основанными на личном опыте. Также самостоятельность , умение действовать, не прибегая к чужой помощи, работать автономно.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

У дошкольников главным фактором, который стимулирует волевое поведение, является игра. Для этого возраста она представляет собой ведущую деятельность. Исследователи, изучающие эмоционально-волевое развитие, получили следующие данные. Если попросить ребенка прыгнуть до черты на полу, то длина его прыжка окажется меньше, чем когда он изображает прыгающего зайку.

Дошкольник может по просьбе взрослого стоять по стойке «смирно» около 18 секунд. Но если ребенок, играя, изображает часового, то его неподвижность продлится гораздо дольше – до 1,5 минут. С возрастом разница между волевым действием в игровой и не игровой ситуациях становится меньше.

В возрасте 4 лет у детей уже достаточно развит самоконтроль. К 4-5 лет годам дети начинают слушаться взрослых, так как иначе ощущают вину. К концу дошкольного этапа развития ребенок способен доводить начатое дело до конца: он выполняет задание, проявляя упорство, инициативность, самостоятельность. У ребенка дошкольного возраста слова «надо» и «нельзя» становятся внутренними регуляторами волевого действия, которые он произносит мысленно.

Но дошкольники могут проявлять и негативную сторону развивающейся воли – своеволие. Ребенок может капризничать, упрямиться. Это бывает связано либо с безнадзорностью, когда дошкольник делает все, что захочет, либо со слишком высокими требованиями. В последнем случае своеволие проявляется как защитный механизм.

Кратко о формировании

Воля формируется и развивается в процессе жизни человека.

Волевые качества закладываются в детстве, и их дальнейший прогресс во многом зависит от того, как ребенок относится к препятствиям и как справляется с ними.

В раннем детстве, ребенок по большей части руководствуется инстинктами выживания. Главную роль в его поведении играют потребности в пище, безопасности (которую должны обеспечить родители).

После 4-х лет ребенок способен принимать более взвешенные решения, поскольку его поведение теперь контролируют не только инстинкты, но и воспитание.

В этом возрасте также развиваются моральные качества.

Если ребенок старается активно преодолевать препятствия, достигает пусть небольших, но целей , тем выше вероятность, что и во взрослом возрасте он будет проявлять силу воли.

О том, как укреплять волю и дисциплину, мы подробно расскажем в разделе о развитии волевых качеств личности.

Методы развития волевых качеств

Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

Методы укрепления волевых качеств:

  • посещение спортивной секции;
  • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
  • увеличение сложности процесса;
  • анализ неудач и успеха.

Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

Целеустремлённость

Волевым называют человека, имеющего чёткую цель и идущего к ней. Даже если вы не стремитесь развивать в себе волевые качества, вам будет полезно определиться со своими целями, чтобы точно знать, чего вы хотите и к чему стремитесь.

Человек, у которого нет цели, плывёт по течению и страдает от бессмысленности жизни. А если цель есть, но не предпринимаются никакие шаги по её достижению, то человек в конечном счёте тоже страдает, только уже от фрустрации.

Волевое развитие взрослого человека

Взрослые – возрастная категория, для которой особенно необходимо эмоционально-волевое развитие. Главной особенностью периода взрослости является генеративность – стремление порождать новое. Это качество проявляется в умении решать проблемы, творческом подходе к различным ситуациям. Генеративность является жизненной позицией, которая предполагает участие в разнообразных социальных ситуациях. Для нее крайне необходима развитая воля.

Противоположность генеративности – явление стагнации, или жизненного застоя. Чем больших результатов достигает зрелая личность, тем больше она может раскрыть свои способности. Многим взрослым сложно понять, что именно им необходимо – организованность или сила воли. Организованный человек – это тот, кто не склонен опаздывать, не забывает где попало вещи. Можно научиться быть организованным, но при этом не быть волевым.

Тем, у кого недостаточно развита сила воли, стоит немного сдвинуть фокус внимания на другие особенности волевого развития. Физические упражнения необходимы каждому, но больному, прежде чем их выполнять, нужно сначала выздороветь. Волевые усилия тоже являются нагрузкой. Поэтому, прежде чем приступать к тренировке воли, нужна основа. Практически все люди являются психически здоровыми. Но не каждому хватает душевного спокойствия. Сила воли блокируется повышенной тревожностью, страхами. Также развитию воли препятствует психологическая установка жертвы. Сила воли несовместима с такой установкой.

Что такое, волевые способности человека?

Волевые свойства личности

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость – самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

  1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Кто такой волевой мужчина

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Волевой характер мужчины должен развиваться еще с тех пор, как он был ребенком. В психологии волевые черты характера предопределяют сильного духом индивида, способного на решительные действия в любой сфере жизни. Во многом они определяют мужественность человека. Мужчин по праву можно называть волевыми людьми, если они являются практически каноническим образом добытчика, кормильца.


Быть волевым – значит быть ответственным

Быть волевым мужчиной – значит уметь принимать решения, кратко говоря быть ответственным. Определения большинства элементов волевой личности олицетворяют, что называется, идеального мужчину. Он знает цену себе, окружающим людям и предметам. Поступает по совести, невзирая при этом ни на чье-либо мнение, если уверен, что его выбор максимально подходит для решения той или иной задачи. Волевой мужчина – самый подходящий пример сильного, здравомыслящего, морально устойчивого человека.

Умение концентрироваться

Часто нужно отбросить всё лишнее, чтобы целиком посвятить себя главному. Необходимо развивать в себе способность концентрироваться на том, что важно в текущий момент, и игнорировать второстепенное. Тем более пожирателей времени и ненужную работу.

В заключение мы настоятельно рекомендуем вам тренировать силу воли как можно чаще.

Желаем успехов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]