Люди, резко решившие начать читать, часто сталкиваются с серьезной проблемой – они не могут найти силы делать это регулярно. Имея сильную мотивацию, человек думает, что ничто не помешает ему проводить время с литературой ежедневно. А через неделю он задается вопросом о том, как заставить себя читать книги. Если все бросить, чтобы повторить попытку через месяц, полгода или год, то результат будет, скорее всего, тем же.
Процесс чтения, приносящий многим удовольствие, для некоторых становится испытанием. Таким людям следует обратить внимание на несколько важных советов, которые покажут, как приучить себя к чтению. Воспользовавшись ими, вы научитесь получать настоящее удовольствие и пользу от времяпрепровождения с любой литературой.
Выбирайте
Важно правильно подходить к выбору литературы. Не стоит делать спонтанных покупок, надеясь на аннотацию. Рекомендуется изучить несколько обзоров, а потом принимать решение о приобретении. Не рекомендуется выбирать только из популярных романов, т.к. известность не является гарантией полезного и интересного чтива.
Оптимальным подходом станет рассмотрение представителей любимого жанра или проверенного писателя. Это сведет риски к минимуму. Но их нужно «разбавлять» чтением чего-то нового, а основой должны быть именно они.
Составляйте список
Составление списка для будущего прочтения является неплохим решением того, как заставить себя читать книги каждый день. Он должен состоять из десятков вариантов, при этом они должны быть отсортированы по приоритету, но не так строго, а с возможностью выбрать одну из первых.
Присутствующие варианты нужно проверять. Под этим подразумевается ознакомление с аннотацией, обзорами или отзывами, а также беглый просмотр нескольких страничек. Для удобства можно сделать метки по жанрам, авторам или сложности.
Ходите по магазинам
Регулярное посещение книжных магазинов – один из лучших способов того, как начать больше читать. Он особенно эффективен для тех, кому уже нравится проводить время с книгой, но подойдет и для новичков в этом деле. Проходя мимо полок, невозможно не заинтересоваться книжками. Подобрать несколько интересных вариантов будет легко.
Атмосфера, царящая в таких магазинах, дает почувствовать тягу к литературе. Она заставит не просто возвращаться туда вновь и вновь, а подарит уникальное ощущение, что надо больше читать. Главный плюс в том, что появится желание делать это.
Формируйте привычку
Жизнь человека состоит из привычек. Чем больше положительных, тем лучше. Привычка – то, чего не хватает начинающим читателям. Важно развивать ее постепенно, не спеша. Для этого нужно заниматься чтением ежедневно по 20 минут. Через неделю количество времени можно увеличить вдвое, а потом – втрое.
Нельзя прерывать процесс раньше того времени, которое было выделено. Если возникла срочная необходимость сделать это, позже следует вернуться и завершить начатое. Только так получится добиться результата.
Используйте свое периферийное зрение
Учитесь читать быстро.
Использование периферийного зрения помогает уменьшить количество глазных фиксаций, так как позволяет видеть, читать и обрабатывать больше слов за раз.
Используя для чтения периферийное зрение, вы смотрите в пространство между двумя словами, а не на одно конкретное слово, пытаетесь сразу прочитать оба слова, а затем перемещаете глаза на следующую пару слов.
Майкл Беннингер из Blinklist объясняет:
«Чтобы добиться настоящего мастерства в чтении, используйте периферийное зрение по-максимуму. Развить этот навык можно, бросая беглый взгляд на фразы, а затем пытаясь повторить их. На этом основан метод скорочтения, предлагающий направлять взгляд на центр строки, не фокусируясь на словах по краям страницы».
Читайте отрывками.
Отрывок — это от 4 до 16 слов, которые вы можете охватить одним взглядом. Читая отрывками, вы естественным образом увеличиваете свою скорость, потому что вас не тормозит вокализация (проговаривание отдельных слов про себя).
Это интересно: Наш Олег Ефремов
Создайте условия
Когда хочется сделать чтение частью своей жизни, нужно больше внимания уделять условиям. Максимально возможная тишина и уединение – залог успеха. Читателю не должны мешать посторонние звуки, электроника (ТВ, компьютер, телефон), люди или домашние животные. Важно сосредоточиться на тексте.
Можно, конечно, и даже нужно, читать по пути на работу. Но в тех случаях, когда у человека есть выбор, стоит предпочесть комфортные условия. Нужно выбрать то место, где тепло, уютно и удобно.
Заранее следует подумать о времени. Заниматься чтением можно при первой возможности, но должно иметься одно определенное время, когда совершенно точно вы сможете почитать. Делать это лучше утром, пока голова свободна и расслаблена, но прекрасно подойдет и вечер – главное, чтобы были подходящие условия.
Правило 50 страниц в чтении
То, что любая прочитанная книга повышает уровень интеллекта – факт неоспоримый. Вот и посчитайте сколько книг вам нужно, чтобы стать умнее в два раза. Всего 100. Вполне осуществимо.
Тут следует прибегнуть к правилу 50 страниц. Прочтите первые 50 страниц, и, если книга так и тянется скучным языком и сюжетом, просто отложите её. Может потом вы к ней вернетесь или подарите её кому-то кому она больше придется по вкусу.
Всего несколько процентов книг выпускаемых ежегодно оказываются стоящими. Но и эта цифра окажется для вас неподъемной. Поэтому используйте это правило и читайте только то, что зацепит именно вас.
Учитывайте объем
Даже интересная книга рискует быть отложенной и забытой навсегда. Некоторые, думая, как начать больше читать, берут в руки крупный роман. Он может даже соответствовать интересам и завлечь, но в итоге все равно окажется недочитанным, потому что читатель не учел его объем. Начинать стоит с не слишком больших произведений, а не выбирать роман на тысячу страницу.
Постоянное фигурирование одних и тех же героев надоедает. Даже большой интерес может угаснуть по этой причине. Оптимально начинать с 200-400 страниц
.
Нарушения чтения: дислексия и алексия
У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).
Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5-10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.
Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.
На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии
Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста.
О механизмах дислексии можно почитать в этой статье, а о типах алексии — здесь.
Помните об удовольствии
Невозможно заставить себя читать каждый день, если мысль об этом вызывает негатив. Делать это нужно так, чтобы ощущать удовольствие, комфорт и свободу. Если настроения нет, то затею следует отложить на потом. Взять в руки роман и приступить к делу нужно с желанием. Иначе это превратится в рутину, а хорошего здесь совершенно ничего.
Касается это и тех случаев, когда негатив возникает только с определенным писательским творением. Нельзя заставлять себя дочитывать то, что не нравится, надеясь на изменения к 200 странице. Если очень захочется, то можно будет дать ему второй шанс, но уже позже.
Исключением могут стать лишь первые попытки приобщиться к литературному миру. Они часто вызывают сложности, многим становится скучно или сложно сосредоточиться. Вот тогда можно слегка надавить на себя, чтобы переступить эти проблемы и добиться результата.
Осознайте преимущества чтения
Все знают, что читать — это хорошо, но многие недооценивают преимущества этого процесса. Автор книг, статей и монографий Н. А. Щербакова пишет, что процесс чтения — способ самопознания, рефлексии, возможность гармонизировать внутренний мир, систематизировать нормы, знания, ценности, потребности и поведение.
Чтение:
- будит воображение, расширяет мировоззрение;
- стимулирует мышление, улучшает мозговую деятельность;
- развивает интеллект, повышает уровень знаний;
- усиливает способность к концентрации;
- способствует саморазвитию;
- обогащает словарный запас, развивает речь;
- помогает правильно формулировать предложения;
- снимает стресс, улучшает качество сна.
Не принуждайте себя к чтению. Постарайтесь отбросить предубеждение и неприязнь. Psychologies отмечает, что когда чтение перестает быть повинностью или необходимой частью процесса обучения, чтец испытывает ощущение отвоеванной у рутины свободы.
Не беритесь за все сразу
Некоторые уверены, что для прочтения нужно больше 1-й книги в одно время. Кто-то предпочитает не следовать этому правилу, а кто-то поддерживает его на все 100%. Обе категории людей правы. Однако существует и третья – ее представители берутся сразу за большое количество художественной и научной литературы сразу. И вот они как раз совершают ошибку.
Рекомендуется браться за 1-3 книги
сразу. Если превышать это количество, то уследить за сюжетом или объяснением чего-то серьезного будет просто нереально, а вдобавок появится сильнейшая скука. Оптимальным станет сочетание художественного произведения с научно-популярной книгой.
Что даёт регулярное чтение?
Помимо обычного читательского удовольствия чтение художественной и образовательной литературы обладает и другими полезными эффектами. Выделим наиболее важные:
- Развитие воображения
.
Читая, вы невольно рисуете в голове образы, пытаетесь представить, как выглядят персонажи и окружающая обстановка, в которой происходят определенные события. Благодаря этому регулярное чтение значительно развивает творческие способности и воображение, и в дальнейшем вы используете это в работе, даже не замечая. - Расширение словарного запаса
.
Любой человек знает гораздо больше слов, чем использует в разговорной речи. Чтение позволяет существенно сократить разрыв. Читая, вы постоянно видите, как разные авторы формулируют мысли с применением разных слов. Благодаря этому вам становится легче применять редкие слова в разговоре. - Улучшение памяти
.
Чтение любой литературы связано с запоминанием информации. Дочитывая трехсотстраничный детективный роман, приходится удерживать в голове массу фактов, чтобы разгадать основную загадку произведения вместе с главными героями. Это приятное и эффективное упражнение, значительно улучшающее качество памяти. - Поддержание мозга в тонусе
.
Чтение – прекрасная разминка для мозга, позволяющая держать его в тонусе. Читайте каждый день, и ваши мысли будут ясными и чистыми. А ещё у постоянно читающих людей гораздо меньше вероятность столкнуться со склерозом и прочими возрастными заболеваниями. - Повышение концентрации и внимания
.
Практически каждый человек сталкивался с неудобствами из-за собственной рассеянности. И здесь чтение может помочь, поскольку развивает способность концентрироваться на выполнении определенной задачи.
Чтение – это отличный способ совмещать приятное с полезным. А закрепить данную привычку помогут приведенные ниже советы.
Не торопитесь
Многие новички думают, как научиться читать много и быстро. Одно дело учиться, а другое – постоянно об этом думать. Такие мысли приводят к снижению качества усвоения текста, что плохо сказывается на результатах и удовольствии. Не нужно торопиться, особенно, если вы беретесь только за первые романы.
Важно прочувствовать книгу, добиться вырабатывания привычки, начать получать удовольствие. Уже потом можно познакомиться с техниками скорочтения. Об этом немного ниже.
Скорочтение — дурная школьная забава?
Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс.
- Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).
- Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом.
- Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.
- Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).
- Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.
- Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.
Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.
Общайтесь
Обсуждение прочитанного романа – важная составляющая всего процесса знакомства с ним. Это позволит выразить свое мнение и услышать чужое, что может открыть новый взгляд на произведение, а также в корне перевернуть представления о некоторых моментах из него.
Если среди знакомых нет читающих людей, то можно вступить в какой-нибудь клуб, где получится найти новых друзей. Общение с ними подарит еще больше мотивации. А возможность получить список рекомендаций подогреет интерес к новым знакомствам. Читайте больше литературы, и вы станете еще интереснее в глазах окружающих.
Почему большинство людей мало читает?
- Свои первые книги большинство из нас читает в школе. Никто не спрашивает детей, что им интересно, а предусмотренные программой классические рассказы и романы далеко не каждому прививают любовь к чтению.
- Родители заставляют детей читать, запрещая играть и заниматься другими делами, пока не будет прочитана заданная норма. Подобный подход также отбивает интерес к чтению у ребёнка.
- Детям часто не дают действительно интересных книг, которые они сами прочитали бы с удовольствием.
- Многим людям просто лень читать. Поэтому, для внедрения в жизнь такой полезной привычки, как чтение, необходимо постараться избавиться от лени.
- Многие современные люди уверены, что время – исключительно дефицитный ресурс, поэтому отказывают себе в возможности почитать.
- Чтение и образованность сегодня не в моде. Чтобы выглядеть эрудированным, нужно знать о новинках кино и читать популярные паблики в социальных сетях. Да и цитировать сегодня принято не классиков, а сообщения статуса из тех же соцсетей.
Несмотря на все эти преграды, которые отдаляют современное поколение от книг, нужно стараться читать как можно больше и чаще.
Не упускайте возможности
Часто случается такое, что у человека нет времени. Но так лишь кажется на первый взгляд. Если задуматься, то время есть всегда. Пока вы в дороге, обедаете, принимаете ванну, сидите в очереди, ждете кого-то – вы всегда можете почитать. Приобрести книжку маленького формата, чтобы носить везде с собой можно в любом магазине.
Любители гаджетов могут купить электронную книгу. Современные модели не оказывают негативного влияния на глаза, имеют большой объем памяти и очень мобильны. Ею удобно пользоваться как дома, так и в любом другом месте.
Чтение и мозг: нейрофизиология
Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много.
Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга.
Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).
- Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.
- Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.
- Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.
- Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).
- Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).
- Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).
Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.
Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И. П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.
Ставьте цели, отслеживайте прогресс
Выполнение любых серьезных задач требует постановки целей. Можно установить для себя цель прочесть 10 произведений за полгода или 2 за месяц. Дополнительным стимулом, к примеру, станет установка осиливать не менее 20 страниц в день. Через какое-то время цели будут казаться слишком простыми, и тогда их следует усложнять.
Вести журнал прочитанного в бумажном или электронном виде тоже важно. Это позволит увидеть собственные достижения, отчего появится дополнительная мотивация и чувство собственной успешности.
Советы как начать читать больше
- Фиксируйте каждую прочитанную книгу. Это поможет легче отслеживать прогресс и понимать, насколько больше вам следует читать. Отслеживая сколько, вы прочли за месяц или год, вы поймете, что не так уж много и появится мотивация и даже своеобразный азарт увеличить эту цифру. Для этого удобно использовать трекеры чтения.
- Поставьте цель на год. Лимит у каждого свой. Кому-то 20 книг в год – достижение, а иной и 150 книг в год посчитает недостаточным количеством. Главное определить, на что вы нацелены. Наличие цели само по себе мотивирует к действию, а еще важно правильно сформулировать цель и записать ее.
- Не тратьте время и деньги на бредятину, читайте только стоящие произведения. Подбор чтива для досуга – очень важный и скрупулезный процесс. Не будете подходить к выбору тщательно и в сумме несколько дней вашей жизни будут просто-напросто потеряны. Всегда выделяйте достаточно времени на поиски хорошего произведения. Просматривайте отзывы, рейтинги, знакомьтесь с аннотациями и мнениями других авторов и критиков. Если первые страницы книги вас не затягивают, то возможно она вообще не на ваш вкус. Выпишите в своем планере или в заметках в телефоне список книг, которые вы планируете прочитать, и идя в книжный магазин, не забывайте о нем.
- Купите книгу. В смысле бумажную книгу, с обложкой и прочими плюшками. Чтение бумажной книги – особое удовольствие. Они приятно пахнут и с ними нет риска отвлечься на выскочившее сообщение из мессенджера. Но кроме того, книги «из плоти» благотворно влияют на когнитивные функции мозга, поскольку чтение тренирует мелкую моторику .
- Установите себе ежедневный минимум. Пусть это будет 20 страниц в день, 50, а то и 100. За сколько можно прочитать 100 страниц? При желании всего за пару часов. Но это уже зависит от вашей цели на год. Нужно регулярно повышать этот минимум, чтобы читать всё больше книг.
- Составьте список книг к прочтению. Если речь идет о non-fiction книгах, то полезно список разбить на категории, связанные со сферами, в которых вам хочется углубить свои знания. Можете вдохновляться советами знаменитых успешных людей, чтобы почерпнуть для себя что-то интересное и новое сопоставляя это с личностью, которая это произведение рекомендовала. Список поместите куда-нибудь на заметное место, чтобы вопрос «А что почитать?» отпадал сразу.
- Используйте психологический трюк. Представьте будто через несколько месяцев апокалипсис, вы умрете, какие тогда книги вы бы прочли? Это поможет определить ваши истинные желания, а не то, что как вам кажется вы должны читать.
- Отводите чтению специальное время в своем графике. Это поможет организовывать свое время не в ущерб чтению, скорее придется другие пункты подстраивать так, чтобы на книги всегда хватало. Считайте, что это также незыблемо как поход к стоматологу.
- Приобретайте и коллекционируйте бумажные книги, даже если пока на них времени нет. Они ведь никуда не убегут, и просто безмолвно будут ждать своего часа на полках. Можно завести привычку покупать каждый месяц по книге.
- Когда нужно прочесть книгу, но процесс не клеится. Посидите с книгой несколько минут, ничего не делая, с закрытой обложкой. В какой-то момент руки сами потянутся раскрыть враждебную книжку и прочесть её.
- Читайте осознанно. Соцсети переполнены репостами текстов с завлекающими заголовками. Количество вкладок в браузере множится, а ваша способность сосредотачиваться на информации напротив ослабевает. Вы читаете по 50 статей в день, ни во что, толком не вникая и получая лишь сиюминутный кайф, а в голове ничего практически не остается. Для получения пользы от чтения нужно читать по списку. И лучше тратить время на книги, к выбору которых вы подходили осознанно, а не поглощать тонны информационного мусора, который медиа впихивают вам в горло.
- Добавьте удовольствия. Читайте то, что приносит вам удовольствие. Если человек говорит, что не любит читать, значит он просто не нашел ещё свою книгу или автора. Читайте книги, связанные с интересными вам темами.
- Обозначьте сроки для прочтения книги. Решите про себя как скоро вы хотите завершить эту книгу. И зная определенную цифру, вы с меньшей вероятностью поддадитесь прокрастинации. Это будет как маленькое обещание, данное самому себе. А обещания нельзя нарушать, даже перед самим собой.
- Ходите в библиотеку. Если вам необходима тихая атмосфера для чтения, то почти во всех библиотеках есть читальные залы. А если вы берете книгу с собой, обычно в библиотеках действует срок возврата, часто это около двух недель. Постарайтесь прочесть её, а то жалко будет вернуть книгу непрочитанной, или вы будете испытывать неловкость перед работниками библиотеки за что продлеваете книгу. Ведь двух недель было более чем достаточно на её прочтение.
- Заключите пари или задекларируйте каким-нибудь образом свою цель. Например «Если до конца года я не дочитаю 100 книг, то подарю свою любимую книгу библиотеке». Такой функционал, как “Цена слова” есть у сервиса Smartprogress, который поможет достигать своих целей.
- Рационализируйте свое время. Подумайте, у каких бесполезных занятиях можно отобрать пару дополнительных часов на чтение. Вряд ли листание ленты или просмотр телевизора можно посчитать плодотворным времяпрепровождением, а значит это время можно отдать чтению.
- Если времени совсем мало, читайте рассказы. Их легко прочесть за один присест, и они не очень энергозатратные. Чехов, О. Генри, Эдгар По, Мураками, Твен…
- Начинайте читать следующую книгу из списка, как только закончили чтение предыдущей. Не стоит прерываться между книгами. Нужно прочесть хотя бы парочку страниц в тот же день, чтобы на следующий день у вас уже было ощущение начатого, но не доведенного до конца дела.
- Бонусная мотивация. Ваше окружение может вдохновится вашими успехами и тоже начать читать, вы станете для них хорошим примером. Это и приятно, и полезно. Особенно учитывая как мало людей, читает книги в наше время.
- Придумайте себе стимул читать. Перечислите плюсы чтения книг, что они могут вам дать, если вы начнете отводить этому занятию больше времени и сил. Вы станете грамотнее, с вами будет интереснее вести беседы, вы прокачаете свою эрудицию. Просто вообразите на минутку, каких успехов вы добьетесь и сколько получите новых знаний, если прочтете 1000 качественных книг в последующие несколько лет. Заведите свой дневник достижений и фиксируйте свои успехи в чтении.
- Организуйте себе комфортное место для чтения. Читать в кровати идея не из лучших, потому что постель воспринимается нашим мозгом как место отдыха, а значит высок риск того, что это чтение не будет для вас продуктивный. Предпочтите кресло за столом или диван.
- Освещение – важно. Не стоит ставить под удар свое зрение, читая книги при плохом свете. Более того хорошее освящение не позволит вам клевать носом, теряя смысл прочитанного.
- Читайте в удобной позе. Сгорбившись и вообще как-то непонятно расположив свое тело, вы не сможете читать долго. А если и сможете, то ваши плечи, спина и шея вряд ли скажут вам спасибо и могут даже привезти к проблемам с циркуляцией крови и головным болям.
- За компьютером используйте специальные очки. Они не позволяют яркому свету раздражать глаза. Пусть они всегда будут на виду у монитора, чтобы вы могли снизить утомляемость и сберечь зрение.
- Прерывайтесь каждые полчаса. Старайтесь перемежать чтение с физическими упражнениями. Мозг в этом случае отдохнет, а тело немного поработает чтобы дольше оставаться в тонусе. Отключите все лишние мысли, тщательно и правильно дышите, чтобы насытить мозг кислородом. Даже просто вставать время от времени со стула будет не лишено пользы.
- Периодически давайте отдых глазам. Если вы чувствуете, что ваши глаза устали сделайте следующее упражнение: разотрите ладони и закройте глаза так, чтобы обеспечить полную тьму. Вглядывайтесь в точку в середине черноту, как бы пытаясь увидеть что-то сквозь эту завесу. Это поможет снять с глаз напряжение .
- Научитесь скорочтению. В какой-то момент вы будете отличать хорошие книги от плохих. Поэтому стоит уделить время тому, чтобы обучиться скорочтению, чтобы прочесть как можно больше. Техника быстрого чтения позволит понимать большую часть информации, при высокой скорости. Водите пальцем по книге
- Отсекайте левые и правые 15% страницы
- Читайте с усвоением 80%
Учитесь скорочтению
Некоторые люди могут быстро пробегать по тексту, усваивая информацию в полном объеме. Другие при малейшей попытке ускориться начинают терять крупицы, из-за чего картина романа перед ними встает не в том виде, каком должна. Иногда у вторых получается сравняться с первыми, но это происходит лишь в порядке исключения. Как приучить себя читать каждый раз на максимальной скорости, не теряя частички смысла из текста?
Существует много методик скорочтения. Их изучают в специализированной литературе, на тренингах или уроках, в отдельных учебных заведениях. Каждый имеет возможность добиться высокой скорости со стопроцентным усвоением текстовой информации.
Как научится читать быстрее
У каждого своя скорость чтения. Нет нужды стремиться к результатам рекордсменов книги Гиннеса. Нужно только немного повысить свою скорость. Овладев нужными техниками, вы сможете читать быстрее, не теряя смысл текста.
Техники быстрого чтения
- Чтение с помощью пальца
Применяя эту технику, мы отслеживаем скорость чтения при помощи пальца. Передвигайте палец по строчкам в процессе чтения. Увеличивайте скорость потихоньку. Эта техника отличается высокой степенью концентрации внимания.
- Больше слов за одну концентрацию взгляда
Для более скоростного чтения рекомендуется прочитывать пару слов за одну фиксацию взгляда. Такого темпа легко добиться.
- Быстрый темп
Читайте быстро даже если не успеваете схватить информацию, это придет со временем. Ваш мозг адаптируется к быстрому темпу и будет воспринимать всю важную информацию.
- Не проговаривать текст при чтении
Эта привычка самая тяжелая в плане отучения от неё. Не все могут добиться её до конца. Но другие техники просто не позволят вам проговаривать текст. Каждый новый шаг поможет увеличить скорость.
Челленджи, дедлайны
Последний совет имеет схожесть с постановкой определенных целей. Однако он подразумевает несколько иной способ. Отличие челленджа от цели в том, что это испытание себя, причем с долей азарта. После выполнения поставленной задачи человек передает ее другому. Можно устроить челлендж лично для себя – читать по 20 минут ежедневно.
Так поступил Марк Цукерберг в 2015 году. Он решил, что будет раз в 2 недели читать по одной книге о технологиях, истории и культуре. Этим он дал мотивацию многим другим людям, которые смогли успешно завершить испытание.
интересные факты
- Уоррен Баффет – читал до 1000
страниц в день, посвящая максимум времени литературе, считает это ключом к успеху;- Илон Маск – с помощью литературы научился строить ракеты самостоятельно, чтобы обойти вопрос огромных финансовых затрат на такую услугу от сторонних людей;
- Тони Роббинс – осилил 700
книг по всем направлениям, которые могли бы изменить жизнь, смог достичь успеха, стать сильным, родившись в неблагополучной семье;- Марк Кьюбан – посвящает литературе по 3 часа
ежедневно, извлекая все лучшие идеи из любого текста;- Билл Гейтс – при крайне забитом графике выделяет достаточно времени, чтобы пополнить список выполненных целей 50-ю произведениями в год.
А как часто читаешь ты?
История из жизни о важности правильного выбора и о том, как определить свой жанр и полюбить чтение
Где-то на втором курсе университета у меня появилась приятельница, которая отлично училась, однако совершенно не любила читать. Максимум, который она могла осилить, это 1-2 раздела учебника в процессе подготовки домашнего задания.
При этом видимых причин для ее нелюбви к чтению не было: она выросла в образованной семье и в детстве любила, когда ей читали сказки.
Изменить ее отношению к чтению в некотором роде помогла я. В студенческие годы я была любительницей модного глянца, которым частенько с ней делилась.
Несмотря на то, что в начале она лишь пролистывала журналы, со временем стала все чаще останавливаться на колонках советов психологов. Так мы с ней сумели определить, что психология – это ее «тема».
Освоив множество психологических книжек, со временем она начала читать и другие. Таким незаметным образом у моей приятельницы появилась любовь к чтению.
Мораль этой истории проста: выбор жанра книги для чтения очень важен, если вы пытаетесь привить себе любовь к этому занятию. Если найдете свое, вас больше не нужно будет заставлять. В конце концов книг очень много, и для вас найдется свой бестселлер.
Важно: развивать в себе полезный навык можно в любом возрасте независимо от профессии, сферы деятельности или интересов. Если в детстве вы не полюбили чтение, возможно, в зрелом возрасте не сможете полюбить это занятие.
Просто не думайте о том, что вы обязаны читать. Делайте это по собственной воле. Настраивайте себя на то, что вы станете гораздо эрудированнее, и перед вами с каждой прочитанной книгой будут открываться новые горизонты.