Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.
Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Таблица Шульте может быть напечатана на бумаге, однако сегодня существуют динамические онлайн-генераторы и скачиваемые компьютерные и мобильные тренинги, в том числе, со встроенным таймером. Тем, кто пользуется развернутыми программами обучения скорочтению, советуют с таблицей Шульте «разогреваться» перед тренировкой. При желании с черно-белых таблиц 5×5 можно перейти на более сложные версии: например, с цветными полями.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей. Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Подавление субвокализации

Еще один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: «Тише». Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов «сбивается» хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой.

Установка эталона

Прежде чем мы научимся читать быстрее, нам нужно узнать текущую скорость чтения, которая сегодня является эталоном и средним значением.

По словам филолога Анатолия Сомова, средняя скорость чтения взрослого человека составляет 300 слов в минуту.

  • Учащиеся третьего класса = 150 слов в минуту
  • Восьмиклассники = 250 слов в минуту
  • Студент колледжа = 450 слов/мин
  • Взрослые люди с высшим образованием, овладевшие навыками скорочтения = 575 слов/мин
  • Профессора институтов = 675 слов в минуту
  • Средняя скорость скорочтения = 1500 слов/мин
  • Чемпион мира по скорочтению = 4700 слов в минуту

Развенчивание мифов о скорости чтения

Миф № 1: чтение более 10000 слов в минуту

В кино или на телевидении вы, возможно, видели гениальных людей, которые быстро читали какую-нибудь энциклопедию и благодаря идеальной памяти и навыку скорочтения мгновенно запоминали огромное количество информации за короткий промежуток времени.

Но не забывайте, что кино и телевидение – это прежде всего шоу, которое создается для развлечения. В жизни же за короткий промежуток времени прочитать половину энциклопедии нереально, не говоря уже о запоминании такого объема информации.

По словам эксперта, изучающего движение глаз, Катерины Рэйн, превышение скорости чтения более чем в 500 слов в минуту крайне маловероятно из-за сложности обработки визуальной информации нашим мозгом (с учетом механического процесса движения наших глаз). Так, она считает, что наши глаза фокусируются на одной строчке текста, чтобы нашему мозгу было более комфортно обрабатывать получаемую визуальную информацию. В связи с этим, по мнению эксперта, прочитать более 500 слов в минуту крайне сложно.

Однако эксперты по скорочтению утверждают, что вы можете обойти этот барьер, читая и обрабатывая несколько строк одновременно.

Но, по словам невролога Сергея Кима, это невозможно по двум причинам:

А. Центральная ямка, или центральное углубление сетчатки глаза (лат. fovea centralis) – область нашего глаза, на которой обрабатываются визуальные детали. Эта ямка имеет диаметр всего около от 0,2 до 0,4 мм. Это означает, что наша скорость чтения имеет физические ограничения в плане нашей способности фиксироваться на визуальной информации, которая довольно мала.

Б. Люди сталкиваются с ограничениями рабочей памяти нашего мозга. Так, мы можем удерживать при чтении только «3-5 кусков» информации за один раз. Восприятие и кратковременное запоминание нескольких строк одновременно ограничено нашей оперативной памятью, которой мы обладаем.

Миф № 2: субвокализация

Субвокализация – это внутренний голос в вашей голове, который произносит слова, когда вы читаете. То есть это мысленное проговаривание слов, которые вы читаете про себя.

Эксперты по быстрому чтению заявляют, что избавление от субвокализации необходимо для повышения скорости чтения.

Как утверждает Сергей Ким, несмотря на то что чтение без использования вашего внутреннего голоса может реально ускорить вашу скорость чтения, вы в этом случае почти всегда будете вынуждены пожертвовать чем-то более важным –  пониманием.

Субвокализация необходима, чтобы понять, что мы читаем, и даже самые быстрые читатели субвокализуются. Разница в том, что они просто делают это быстрее, чем средний читатель.

Кстати, американское космическое агентство NASA придумало технологию, позволяющую улавливать импульсы в мозге человека, которые образуются у космонавта во время субвокализации.

Вот что сказал Чак Йоргенсен, один из руководителей команды НАСА:

«Биологические сигналы возникают при чтении или разговоре с самим собой и фактически приводят к движению губ или даже к появлению движения мышц на лице (мимика). И это еще не все. Человек, использующий субвокальную систему, думая о фразах, которые читает, разговаривает сам с собой так тихо, что его невозможно услышать, но его язык и голосовые связки действительно получают речевые сигналы от мозга».

Точно так же вы использовали субвокализацию при попытке выучить новый язык. Благодаря субвокализации вы читаете на иностранном языке для понимания, а не ради скорости.

Чтобы узнать больше о субвокализации, ознакомьтесь с этой статьей.

Миф № 3: чтение = практика скорочтения

Мы часто ошибочно принимаем факт чтения как тренировку, способную улучшить скорость чтения.

Но при обычном чтении на самом деле мы не развиваем навык скорочтения, потому что практика скорочтения подразумевает увеличение нашей нормальной скорости чтения. А при увеличении скорости чтения понимание прочитанного «выйдет за дверь», потому что для того, чтобы понять, что вы читаете, необходимо вернуться к нормальной скорости чтения.

Так что вы должны знать, что неэффективно пытаться улучшить скорость чтения, ожидая понимания от прочитанной информации.

Когда вы читаете, читайте ради чтения, с нормальной скоростью (обычной). И, отдельно выделяя время, выполняйте упражнения на скорочтение, чтобы улучшить скорость чтения.

Отказ от регрессий

Регрессиями в скорочтении называют возвраты к уже прочитанным частям текста. Они возникают, когда читающий отвлекся на посторонние размышления, либо если скорость освоения информации слишком велика для того, чтобы мозг был способен воспринять все сведения.

Справиться с регрессиями помогает, в частности, обучающая программа Best Reader. Она основана на динамичном выделении частей текста на странице черным цветом. Человеческим глазам сложно совершать упорядоченные движения, ни за чем не наблюдая, и такая особенность позволяет лучше сосредоточить взгляд на нужных фрагментах. При чтении обычной книги или документа на экране электронного устройства можно также использовать простой прием, который мы все знаем со времен дошкольной подготовки: вести по странице пальцем. Избавиться от регрессий помогает и понимание того, что дальнейший текст зачастую дает возможность восполнить все короткие информационные пробелы, возникшие в процессе чтения.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Концентрация внимания

Быстрое чтение требует высокой концентрации внимания. Чтобы развить ее и не читать тексты поверхностно, существует несколько упражнений. Например, можно воспользоваться листом, на котором названия цветов будут напечатаны цветным шрифтом, но так, чтобы запутать читающего. Слово «желтый» окажется написано красными буквами, слово «красный» — синими и т.д. Для тренировки необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно.

Для другого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно сосредоточить свое внимание на каком-нибудь предмете и не отвлекаться от него на посторонние мысли две-три минуты. Каждый раз, когда возникают посторонние мысли, необходимо делать пометку на листе. Со временем таких пометок должно стать меньше, а после они и вовсе исчезнут.

Тренировать концентрацию внимания можно и во время чтения: достаточно просто считать слова в тексте. Важно вести подсчеты исключительно в уме, не помогая себе пальцами, постукиванием ноги и т.п. Спустя две-три минуты нужно остановиться и проверить себя, пересчитав слова, не читая их. Сначала первый результат будет отличаться от второго, однако при регулярных тренировках различия между ними быстро станут минимальными.

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Чтение слов целиком

Приложение Spritz также направлено на развитие периферического зрения. Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью возникают слова с выделенной красным буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорость чтения до 500–1000 слов в минуту.

На официальном сайте приложения есть демо-версия Spritz, в том числе и на русском. Можно выбрать скорость от 250 до 600 слов в минуту и другие языки: английский, немецкий, испанский и французский. В будущем разработчики планируют создать не только версию для вебсайтов и смартфонов, но и вариант для использования в рамках интерфейса электронных очков, интеллектуальных часов и других компактных устройств, ведь для работы приложению требуется всего одна строка.

Как выстраивать коммуникации внутри команды и управлять ею дистанционно? Какие негласные правила цифрового этикета нужно соблюдать? Почему нарушается work-life balance и как его восстановить? В проекте «FreeБизнес» вы найдете все необходимые материалы об эффективном менеджменте на расстоянии, советы по организации удаленной работы для руководителей и других сотрудников.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Неправильное дыхание

Нередко в своей практике я сталкивалась с проблемой неправильного дыхания у детей во время чтения. Некоторые дети в буквальном смысле задыхаются во время чтения и, если не давать им делать паузы после каждых двух-трех прочитанных строчек, то их дыхание можно сравнить с дыханием бегуна после марафона.

Неправильное дыхание также может проявляться в виде таких проблем, как:

  • Монотонное чтение;
  • Очень тихое или чрезмерно громкое чтение;
  • Долгие паузы между словами и фразами;
  • Нечеткое проговаривание звуков и слогов.

Это, конечно, серьезная проблема, которая убирается специальными упражнениями. Эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.

Упражнение 1

Надуваем арбуз

Веселое упражнение, которое очень нравится детям. Необходимо вдохнуть как можно больше воздуха так, чтобы он наполнил низ живота. Животик при этом надувается и становится похожим на арбуз. Выдох должен быть максимально длинным.

Упражнение 2

Кипящая вода

Наливаем в чашку или стакан воду, и ребенок через трубочку для коктейля выдыхает воздух, создавая веселые бурлящие пузырьки.

Упражнение 3

Шарик, катись!

Берем легкий шарик, можно для маленького тенниса или бадминтона. Ребенок дует на него так, чтобы шарик покатился вперед и как можно дальше.

Так же это упражнение можно выполнять сразу с двумя рядом лежащими шариками. В этом случае должны покатиться сразу оба шарика.

Упражнение 4

Егорки

Для выполнения упражнения необходимо вдохнуть как можно больше воздуха, а затем сказать: «На пригорке 33 Егорки» и на очень длинном выдохе постараться сосчитать как можно больше Егорок, то есть произнести без перерыва: «Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка»…

Упражнение 5

Шагаем и считаем

Это упражнение хорошо выполнять на прогулке или же дома. Необходимо делать шаги и одновременно считать про себя. Первые 3 шага вдох и счет 1-2-3, следующие 3 шага выдох и счет 1-2-3.

Затем вдох и выдох можно увеличить до 4-5 шагов.

Более усложненный вариант упражнения, это когда выдох длиннее вдоха. Например, вдох 4 шага, а выдох 6 шагов.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Где брать тексты для проверки?

Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. О них я написала в этой статье. Где же их раздобыть?

Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию.

Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]