Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы… Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.
Наука памяти
Прежде чем какая-то информация попадает на наш «винчестер», она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Герман Эббингауз. Он выделил 4 основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывания.
Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.
Запоминание — это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.
Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма… Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?
Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:
- то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
- необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
- информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
- ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).
На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.
Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся «записать» определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.
Сохранение — это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.
Сперва все сведения попадают в некий «буфер», оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или «выкинуть» ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.
Как мы забываем
Немецкий психолог Герман Эббингауз изучал, как забывается бессмысленная информация, например, набор слогов или чисел. Эксперимент с добровольцами показал, что уже через час люди не помнят и половины материала, а через месяц забывают до 80 %. Для связных идей процент будет ниже, но динамика забывания сохранится.
Кривая забывания Эббингауза
Ставим чёткие цели
Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.
Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?
Чтобы понять, как читать, чтобы прочитанное запоминалось, нужно обязательно ставить перед собой чёткую цель — запомнить материал.
Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать «крючки», которые помогут запомнить нужную информацию.
Создаём комфортную обстановку
А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках «раздражителей». В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.
Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.
Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.
Рекомендации для тренировки памяти
В мире существует множество методик и упражнений для тренировки памяти, практически все они эффективные. Рассмотрим самые популярные из них, имеющие много положительных отзывов.
- Во время любого математического вычисления стоит откладывать калькулятор в сторону. Считая в уме или на бумаге и делая это регулярно, человек в разы увеличивает объемы памяти.
- Начинайте свой день со счета от 100 до 1. Считать нужно именно в таком порядке и с каждым днем стараться увеличивать скорость.
- Достаточно эффективным упражнением называют «Города за минуту». Выполнять его просто: всего за одну минуту нужно назвать 60 городов, один город в секунду. С первого раза это сделать не получится, но выполняя такое задание каждый день, уже через неделю можно заметить положительные результаты.
- Можно попробовать изучение новых слов. Такая методика позволит человеку не только тренировать память, но и изучить иностранный язык. Выполнять подобные упражнения следует регулярно, так как от одного раза картина не изменится, как и при тренировке мышц. В день рекомендуется учить по пятнадцать слов и с каждой последующей неделей этот барьер увеличивать.
- Самым простым и всем известным упражнением считается обычное запоминание стихотворения. Важным в этом приеме является его постоянство, то есть учить новые стихи нужно систематически.
Обсуждаем с друзьями
Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).
Ещё лучше, если у вас найдётся собеседник, готовый поддержать дискуссию. Во время обсуждения ключевые факты и аргументы будто «вбиваются» в память, оставаясь там надолго. В некоторых странах распространены клубы любителей чтения, участники которых собираются именно для того, чтобы обсудить прочитанное и поделиться впечатлениями.
Учимся правильно читать
Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно «фотографируете» страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?
- Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
- Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы «выхватывать» взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат читать по диагонали.
- Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие «скачки» мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем пере
3/ Делитесь тем, что узнали
Хотите запомнить любопытный факт о любимом художнике, вычитанный в биографии? Поделитесь им с кем-нибудь. Пересказывая прочитанное своими словами, вы формируете новые нейронные связи. Это стимулирует работу «маленьких серых клеточек», как сказал бы Эркюль Пуаро, и полученная информация лучше закрепляется в памяти.
«Вы не поняли сути, пока не сможете вкратце пересказать сюжет», — пишет американский философ и педагог Мортимер Адлер в руководстве по чтению великих книг. Вот почему так полезно обсуждать прочитанное с заинтересованным собеседником. Ведь отвечая на вопрос «о чём эта книга?», вы как раз-таки и занимаетесь анализом прочитанного, выделяя главную тему и ключевые идеи автора. Что уж говорить про совместное обсуждение в книжных клубах, когда у читателя появляется возможность увидеть знакомую историю в совершенно неожиданной интерпретации.
Если вы читаете много научной или профессиональной литературы, воспользуйтесь «техникой Фейнмана», созданной нобелевским лауреатом по физике. Стратегия Ричарда Фейнмана гениальна в своей простоте. Чтобы гарантированно запомнить содержание книги, он рекомендует взять чистый лист бумаги и письменно изложить главные её идеи так, будто объясняете их восьмилетнему ребёнку.
Пишем конспекты
Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.
Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:
- Группировка. Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
- План. Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
- Классификация. Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
- Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
- Ассоциации. Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает «воскресить» в памяти остальное.
При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.
Правило чтения 4: не старайтесь объять необъятное
Если вы думаете, что наука – единственно верная и доказанная штука в нашей жизни, вы глубоко заблуждаетесь. Нигде больше вы не увидите такое огромное количество спорных фактов, неподтвержденных теорий, воюющих между собой исследований.
Что все это доказывает? Что на самом деле никто ничего толком не знает и с полной уверенностью сказать не может. Поэтому не переживайте, если не понимаете, почему 2+2=5. Ведь многие знаменитые ученые тоже не согласны с этим утверждением.
Чтобы не «плавать» на экзамене по не совсем понятным моментам, найдите парочку известных имен или теорий, которые противоречат общим утверждениям. Это повысит уровень вашего интеллекта в глазах преподавателя, а также даст возможность не мучить вас дальше и отпустить с миром.
Креативные ассоциации
Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 «золотых» правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:
- Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
- Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
- Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте «съесть» его).
- Добавьте абсурда.
- Сделайте получившуюся «картинку» смешной.
Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.
Метод повторения И. А. Корсакова
Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?
- Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
- В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
- Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.
Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.
Как запоминать числовую информацию
Для этого рекомендуем выучить численно-буквенный код (ЧБК) до 100. Суть приёма сводится к переводу чисел в слова. Чтобы осуществить этот перевод, нужно каждой цифре в пару подобрать букву: 0 — Н, 1 — К, 2 — Л, 3 — Т, 4 — Ч, 5 — П, 6 — Ш, 7 — С, 8 — В, 9 — Д. Дальше ваша задача вспомнить букву, которая кодирует цифру, и к числу подобрать образное слово, содержащее в себе буквы кодируемых цифр. Например: 24 — ЛЧ (луч, личико, лечо), 27 — ЛС (лиса), 75 — СП (спасатель) и так далее.
Это непросто, но освоив этот инструмент, вы будете легче запоминать даты и другие числа. Можно отойти от стандартного ЧБК, и придумать свои образы. Например, цифра 2 похожа на лебедя, а число 11 — на лыжные палки. Получается, что число 211 можно запомнить как лебедя, бегущего с лыжными палками.
Метод Цицерона
Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую «базу» — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно «привязать» какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.
Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно «нарисовать» сцены сражений на прикроватной тумбочке или «отправить» Колумба бороздить просторы ванной.
Приемы быстрого изучения стихотворения
Не знаешь, как быстро учить тексты наизусть? Используя некоторые техники и рекомендации, делать это станет намного легче и быстрее.
Изначально следует прочитать текст или стихотворение несколько раз, это поможет понять, о чем в нем говорится.
Стихотворение следует читать громко и с выражением.
После этого обязательно визуализируйте стихотворение, делать это немного сложнее, чем в случае с прозой, но результат будет эффективным. Например, если в стихах говорится об узнике, сидящем за решеткой (А. С. Пушкин), то можно даже эту картину нарисовать на бумаге.
При запоминании стихотворения обратите внимания на рифмы. Также можно попробовать прочитать произведение в ролях, создать диалог, например, с близким родственником или другом.
Выучили стих, но боитесь ошибиться при рассказе? Выпишите на бумагу первые слова каждой строчки, это значительно облегчит задачу.