ИДЕНТИФИКАЦИЯ — что это простыми словами. Идентификация в психологии

Идентификация личности — это понятие в психологии, которое рассматривается, как отождествление индивида с другим, более значимым или целой группой, персонажем из литературного произведения, фильма и т. д. Часто психологи под словом “идентификация” имеют в виду защитный механизм, при котором человек бессознательно уподобляется тому, кто вызывает страх, тревогу.

Идентификация в психологии

Идентификация в психологии

рассматривается, как процесс естественный, бессознательный или осознаваемый только частично. Идентификация позволяет быстро и успешно адаптироваться в социуме, способствует развитию личности и позволяет легко общаться.

Как механизм психологической защиты, идентификация происходит на бессознательном уровне. Человек прибегает к использованию проекций, связанных с другой, значимой личностью. Реализуется идентификация через присвоение чувств, личностных качеств, присущих другому человеку.

Продукты

Для микрокиосковДля RFIDДля ТСД (терминалы сбора данных)

Основополагающая информация всегда хранится в товаросопроводительной документации. Относительно партии такими отличительными знаками будут:

  • номер смены, варки;
  • дата выпуска;
  • срок хранения;
  • наименование изготовителя;
  • название товара;
  • код ОКП;
  • остальные значимые признаки.

Вся значительная информация дублируется на поверхности сыра или другой пищи, на упаковке, этикетке или дне консервной банки.

Дополнительно проставляются акцизы — специальные марки, которые отличают изделия, доступные к реализации только по лицензии.

История открытия и изучения

Понятие “защитные механизмы” и “идентификация” ввел в психологическую науку Зигмунд Фрейд. Согласно его трактовке, идентификация является:

  • защитной реакцией, возникающей на фоне страха наказания за агрессивное поведение или сексуальное влечение;
  • бессознательным отождествлением субъкта с другим на фоне страха потери любви.

В психоаналитическом учении идентификация рассматривается как единственный механизм, способствующий формированию личности. Через бессознательную идентификацию ребенок воспроизводит родительский образ.

В бихевиоризме идентификацию рассматривают, как механизм формирования социальных ролей. Его связывают с необходимостью подкреплять вторичные потребности.

Адаптивный процесс

Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и «вбирает» не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.

Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.

Механизм развития

Идентификация развивается в несколько этапов. Первый происходит в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает понимать, что он и мама — не одно целое, что на внимание мамы претендует еще один человек — отец. Соревноваться с ним за мать ребенок не может, поэтому ему необходимо развить в себе отцовские качества. Это позволит позже, уже во взрослом возрасте завоевать “мать” — женщину, которая станет спутницей.

Второй этап развития идентификации происходит в подростковом возрасте. Период сепарации — это время, когда подросток все больше отдаляется от родителей и остается один на один с большим миром. Чтобы найти внешнюю опору, ему нужен другой человек или группа, с которой можно идентифицироваться.

В процессе идентификации человек получает новый опыт, приобретает качества, которые позже помогают ему определить собственный вектор развития. У маленького ребенка с помощью идентификации формируются личностные характеристики и поведенческие шаблоны, он начинает понимать свою половую принадлежность. Ориентир на значимый образ помогает преодолеть ощущение собственной слабости и неполноценности.

Распознавание по ассортиментной принадлежности

Чтобы проводить классификацию и распределять продукцию по группам, нужно выявить основополагающие характеристики единиц продуктов.

Чтобы определиться с видом необходимых терминалов и другой техники, обращайтесь в «Клеверенс». Здесь есть опытные специалисты, которые помогут упростить рутинные обязанности и внести порядок на склады, произдство, в магазины.

Структура и функции

Идентификация происходит постепенно. В структуре формирования этого механизма психологической защиты выделяют такие этапы:

  1. возникает связь с важным объектом на эмоциональном уровне, происходит “примерка” ощущений другого человека на себя;
  2. восприятие важного объекта, как себя самого — в личность интегрируются самые яркие черты другого (объекта для подражания), его стиль поведения, манера говорить, духовные ценности, убеждения, жизненные ориентиры, интересы;
  3. собственные личностные характеристики присваиваются значимому объекту. Дорогому человеку приписываются свои желания, чувства.

Идентификация выполняет адаптационную функцию — индивид “забирает” себе черты другого человека (или группы) чтобы быть похожим на него, почувствовать свою принадлежность к клану.

Идентификация — средство, помогающее погрузиться в мир другого человека, понять его мысли и чувства.

Отождествление посредством маркировки

Сюда относят проставление отличительных знаков, которые будут выделять партию, разновидность или подвид. Сначала определяется группа, к которой относится каждая единица, это же прописывается в нормативных документах с указанием типа обозначений.

На все позиции наносится конкретный фактор, надпись или номер. Это позволяет идентифицировать упаковку или определенные свойства вещи.

Виды

Согласно психоаналитическому подходу, у человека может сформироваться идентификация положительная или отрицательная. В первом случае объектом является тот, к которому субъект испытывает, преимущественно, положительно окрашенные эмоции.

В случае, когда происходит отрицательная идентификация себя, объект, чьи характеристики присваивает субъект, рассматривается как агрессор, человек, заставляющий испытывать страх и тревогу.

Существует также идентификация первичная и вторичная. Первичная формируется при взаимодействии человека в раннем возрасте с родителем того же пола. У девочки объектом становится мама, у мальчика — отец.

Вторичная идентификация формируется на базе взаимодействия ребенка с другими людьми, которые присутствуют рядом.

В психологии рассматриваются еще несколько подтипов идентификации.

Ситуативная

У взрослых это вид идентификации актуализируется при взаимодействии с другими, более значимыми взрослыми, например, во время рабочих совещаний у подчиненных или в момент знакомства с новым человеком. Дети задействуют этот защитный механизм во время совместной игры со сверстниками чтобы стать похожими на них. Функция этого вида идентификации — максимально походить на значимого в данный момент человека.

Групповая

Этот вид психологической защиты считается очень устойчивым. Он характеризуется тем, что человек разделяет моральные ценности, взгляды и устои референтной группы, находясь в ней и за ее пределами.

В некоторых случаях групповая идентификация проявляется только в отдельных ситуациях — когда человек находится внутри группы. Если он вне группы, его взгляды, поведения меняются, преобладают собственные.

Культурная

Идентификация происходит через отождествление с культурой определенного общества. Человек хорошо осознает собственный потенциал и принимает требования социума, частью которого он является.

Социальная

Человек осознает, что является важным элементом общества. Он считает, что его принадлежность к определенной группе очень важна, что он может репрезентировать ценности и защищать интересы сообщества.

Личностная

Человек отождествляет себя только с собой. Он осознает собственную уникальность и не боится демонстрировать ее. Этот тип идентификации отличается от других наличием у человека единой системы взглядов, убеждений, целей и интересов. Принадлежность индивида к какой-либо социальной группе не отменяет его устойчивых представлений о себе и не меняет набор его личностных характеристик.

Коллективистская

Защитный механизм формируется у члена коллектива. Когда коллеги занимаются совместной деятельностью, они передают эмоции друг другу. Постепенно в коллективе формируется общий эмоциональный фон, взаимовыручка, сочувствие. Участники коллективного процесса стараются помогать коллегами, разделяют радость от достигнутых успехов и тяготы,связанные с неудачами друг друга

Половая

Формируется в первые годы жизни. В возрасте 2-3 лет малыш начинает проявлять интерес к собственному телу и соотносить себя с определенным полом.

Гендерная

Проявляется через осознавание гендерной принадлежности (она не всегда идентична половой). Гендерная идентификация дает возможность человеку понять, кем он себя чувствует (женщиной или мужчиной).

Продукты

Для «1С:Предприятия»Для SAP R/3Для Microsoft Dynamics

Функции

Среди многообразия выделяют 4 основных:

  • Указывающая. С ее помощью сравнивают любой образец с эталоном по сорту, названию, марке, типу.
  • Информационная. Ее цель — довести информацию до всех, кто в ней заинтересован.
  • Подтверждающая. Контролирует соответствие продукции маркировке и данным в сопроводительной документации. С ее помощью можно определить, подлинная ли вещь перед потребителем или проверяющим.
  • Управляющая. Главный элемент проверки качества.

Стадии

Первый этап формирования идентификации, который происходит в раннем возрасте, очень важен для развития личности. На этом настаивал не только З.Фрейд, но и другие психологи-классики. В первые годы жизни идентификация протекает в условиях высокой эмоциональной нагруженности, но она же становится необходимым условием для дальнейшего отчуждения и формирования собственных представлений о себе, как о личности.

В процессе дифференциации ребенком себя и обособления от других, растет его самостоятельность, он начинает лучше понимать себя, как источник активности. Ребенок учится действовать не так как другие.

Юнг считал, что идентификация необходима для развития личности на том этапе, когда индивидуального пути еще нет. Как только появляется возможность идти по пути индивидуального развития, идентификация из фактора, стимулирующего развитие превращается в преграду для него. Идентификация на этапе, когда личность должна стать на собственный путь, провоцирует диссоциацию и мешает обрести целостность. Юнг считал, что идентификация — очень важный этап, предшествующий индивидуации.

По мере того, как человек взрослеет, значимость идентификации снижается, а отчуждения — наоборот, повышается и достигает максимального уровня в зрелые годы. Исключением становятся периоды, когда человек проходит кризис идентичности.

Готовые решения для всех направлений

Магазины
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Узнать больше

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Узнать больше

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Узнать больше

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Узнать больше

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Узнать больше

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Узнать больше

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Узнать больше

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Узнать больше

Сертификация для партнеров

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Узнать больше

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Узнать больше

Мобильная автоматизация

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Узнать больше Показать все решения по автоматизации

Для складаДля магазинаДля учреждения

Потребители способствуют идентификации и распознаванию товаров по ассортиментной принадлежности. Их отклик позволяет убрать с рынка некачественную продукцию.

Качественная сортировка помогает распределить по сортам, выделить дефективные образцы и убрать их из оборота. Отдельный вид процесса выбраковывает продукты по определенным признакам — генномодифицированные, с избытком сахара или другие.

Определение личности в основном проходит визуально — сверяется внешность и фотография в паспорте.

Методы

Экспериментальные способы исследования в большинстве случаев акцентируют внимание на конкретных аспектах — социальных ролях, гендерной или групповой принадлежности, особенностях личности. Подобные исследования позволяют выявить особенности проживания определенных идентичностей, поиска значимого объекта для идентификации в разных ситуациях и сферах деятельности.

Трудности появляются, когда необходимо изучить не частные характеристики, а составить целостное представление о личности и ее идентичности.

Чтобы исследовать максимально широкий спектр проявлений идентичности, понять с кем, чем и насколько идентифицирует себя человек, применяется несколько диагностических направлений:

  • Опросники для выявления уровня отношения к себе и удовлетворенности собой. Они просты в использовании, их легко стандартизировать и валидировать на репрезентативной выборке. Ограничением для получения объективных результатов опроса могут быть когнитивные искажения, связанные с восприятием себя, а также социально желательные ответы.
  • Психосемантические методы исследования — в них оценка собственной личности рассматривается через соответствие определенному набору критериев, не всегда социально одобряемых.
  • Проективные методики — они дают возможность исследовать идентичность и самосознание.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]