Как научиться убеждать людей: приемы и примеры убеждения

Одна из ключевых тем психологии влияния — как научиться убеждать, добиваясь целей даже при первичном несогласии своего визави. Этот навык важен для бизнеса, личных отношений, укрепления собственной самооценки. Однако, умение убеждать опасно близко к манипуляциям, которые, хоть и оказываются действенными в краткосрочном периоде, сильно вредят «в перспективе».

В этом и состоит искусство грамотного переговорщика: добиваясь своего, не создавать у окружающих ощущения, что их использовали, обманули и заставили что-либо сделать насильно. Наоборот, собеседник искренне соглашается с предложенными ему тезисами или выполняет просьбу, и позитивное ощущение сохраняется у него и в дальнейшем. Разберемся, как, убеждая человека, не стать манипулятором, но при этом добиваться успеха в переговорах, склонять на свою сторону близких и коллег и оставаться со всеми в хороших отношениях.

Как убедить человека: ключевые принципы

О том, как учиться убеждать, существует много литературы, но одна лишь теория помогает мало. Надо осваивать практические способы воздействия. Это полезно со всех сторон: вы научитесь убеждать сами и сможете противостоять манипулированию, распознавая приемы оппонентов.

Фундаментальный принцип убеждения — сочетание логических аргументов с эмоциями и особенностями человеческой психологии. Это открыл еще Аристотель, создатель классических законов риторики. В основе убеждения лежит использование трех составляющих:

  • пафоса — эмоциональный компонент, влияющий на чувства, создающий у собеседника нужное настроение; логоса — убедительные аргументы, которым сложно возразить;
  • этоса — ссылка на общепринятые авторитеты, позиции, близкие человеку, людей, которых он уважает.

Еще один важный инструмент влияния — умение быстро понимать, какая позиция близка визави, создавать у человека впечатление, что вы разделяете его мнение. При этом нельзя опускаться до манипуляций.

Правило Гомера.

Убедительность ваших доводов зависит от их последовательности. Итак, самый убедительный ряд аргументов такой: сильные аргументы – не очень сильные – один самый мощный. Из данной схемы видно, что слабые аргументы не должны использоваться вообще. Они неэффективны, так как ваш визави обращает внимание именно на слабые стороны аргументации, с помощью которых убедить его не получится. И дело тут не в количестве доказательств, а в их обоснованности. Более того, важно помнить, что воздействие любого аргумента – вещь субъективная. Каждый человек реагирует по-своему на одно и то же обоснование. Поэтому стоит проявить проницательность и знание человеческой природы.

Отличие манипуляции от убеждения

Манипулировать — это брать, ничего не давая взамен, использовать харизму, НЛП и прочие приемы, чтобы получать выгоду, даже если оппонент чувствует себя обманутым. Эти методы работают не так уж стопроцентно: многие люди уже научились распознавать манипуляции, вместо нужного результата вы получите реакцию отторжения и агрессию.

Манипулятивные тактики коварны: даже если вы добьетесь успеха сейчас, впоследствии оппонент «придет в себя», поймет, что его использовали и донесет эту информацию до своего окружения. Чтобы не прослыть токсичной личностью, важно знать, как можно, убеждая человека, не стать манипулятором. Для этого откажитесь от классики манипулирования: ложного переспрашивания (уточнение с искажением смысла), нарочитой поспешности, демонстративного безразличия, чрезмерной, не соответствующей случаю ярости или «сиропной» угодливости.

Итоги

Вспомним ещё раз все советы, которые помогут вам убеждать других людей:

  1. Не будьте честными. Честность может восприниматься как жёсткость и упрямство вне зависимости от ваших намерений. Будьте вежливы и притормозите.
  2. Не старайтесь делать так, чтобы вам всегда отвечали «да». Такая уловка заставляет людей занимать оборонительную позицию. Сделайте так, чтобы вам отвечали «нет».
  3. Соглашайтесь со всеми обвинениями. Признайте все претензии в свой адрес и постарайтесь сгладить их.
  4. Позвольте им чувствовать, что у них всё под контролем. Люди хотят независимости. Задавайте вопросы и помогите им ощутить себя хозяевами положения.
  5. Добейтесь ответа «Да, всё верно». Так вы сможете начать сотрудничество.
  6. Выявите рычаги давления. Слушайте, слушайте, слушайте.
  7. Задавайте глупые вопросы. Пусть оппоненты решают ваши проблемы.

Как научиться убеждать людей

Если вы хотите по-настоящему убедить кого-то, нужно придерживаться правила ответного действия. Если вы предложите что-то первыми, сделаете «красивый жест», у человека возникнет желание отблагодарить или хотя бы «отдариться». Часто люди в такой ситуации дают больше, чем получили. Важно понимать: правило не подразумевает, что вы автоматически добьетесь цели — только то, что вы создадите такой эмоциональный крючок у оппонента. Вот яркие примеры:

  • приятные необязательные подарки к сезонным праздникам (или по любому поводу);
  • бесплатные образцы товаров, которые заставляют вернуться для «полноценной» покупки;
  • услуги, которые вы безвозмездно оказываете соседям, близким, коллегам и которые вызывают чувство необходимости «вернуть долг».

Еще один способ убедить оппонента — использовать закон дружбы. Люди готовы на большее для своих друзей, но нужно правильно сближаться с интересующим вас человеком. Важно искать что-либо, за что оппонента можно искренне похвалить, сделать комплимент, который не будет выглядеть натяжкой и манипуляцией.

Чтобы легко сближаться с людьми, всегда следите, как вы выглядите, насколько аккуратна и уместна ваша одежда, уверенно ли вы держитесь. Старайтесь показать, что вы хорошо относитесь к человеку, и он захочет пойти вам навстречу. Наконец, чтобы заставить к себе прислушаться, можно воздействовать на визави психологически — повлиять на его сознание словами и невербальными приемами (помня о вреде манипуляций).

Принципы убедительной речи

Шаг номер один

Перед тем, как донести свою мысль окружающим, нужно четко ее сформировать для себя, быть глубоко уверенным в своей идее. Благодаря этому у Вас получится держать непоколебимую позицию при дискуссии или других дебатов.

Шаг номер два

Речь должна быть грамотной, структурированной, цельной, продуманной, последовательной и логичной. Да, можно шутить, где этого требует стилевое назначение, главное, делать это умно и красиво. Юмор поможет всем расслабиться и почувствоваться себя как дома. Такая речь лучше воспринимается и запоминается слушателям.

Шаг номер 3

Эффективное вступление, важно с первой минуты привлечь собеседника, вызывать интерес, построить доверительные отношения, создать добродушную атмосферу. Во время речи приводить доказательные доводы в поддержку Вашей речи, донести слушателям надежную информацию с проверенных источников.

Шаг номер 4

Подать информацию с ориентацией на установку аудитории. Правильно построить стратегию разговора, учитывая и враждебность слушателей, сдержанность, несогласие, благосклонность и добродушие публики.

Психологические приемы

Тем, кто хочет стать убедительным, полезно знать о таких приемах и уметь их использовать. Часто достаточно базовых методик — например, ссылки на большинство. По исследованиям, 85% населения земного шара — конформисты, для которых аргумент «правильности» поведения очень весом. Достаточно сослаться на мнение большинства или общепринятые нормы, и чаша весов склонится в вашу пользу.

Также хорошо «работает» принцип контраста — им нередко пользуются в продажах. Человеку предлагают объекты с очень заметной разницей — в пользу того, что нужно продать. Другие действенные приемы:

  • «второе предложение»: человеку делают первое, заведомо невыгодное, и он отказывает, а затем второе — своеобразную уступку (именно то, чего нужно было добиться изначально), и оппонент, «реабилитируясь» после отказа или идя на компромисс, соглашается;
  • быстрая речь: если вы говорите четко, быстро, вы выглядите более убедительным — этому можно научиться на курсах риторики;
  • рефрейминг — «выворачивание» негативного высказывания в позитивном ключе, использование позитивной риторики;
  • открытые вопросы с положительным ответом — дайте человеку высказаться и получите принципиальное согласие, а дальше будет проще;
  • зрительный и тактильный контакт — здесь нужно быть осторожным, но если вы сломаете этот невидимый барьер, добиться согласия станет намного легче;
  • сильные доводы — в последнюю очередь, тогда они лучше запомнятся.

Не будьте честными

Прямолинейность и честность — замечательные качества. Но если вы задействуете их в споре на полную, вашему оппоненту может показаться, что вы чересчур напористы и грубы.
Если вы не слушаете, не стремитесь к взаимопониманию и не хотите поставить себя на место другого человека, легко разрешимая проблема может перерасти в настоящее сражение. Но вы же не хотите начать войну. Поэтому будьте вежливы и аккуратны в выражениях.

Крис Восс

автор книг, бывший специалист ФБР по ведению переговоров и освобождению заложников

«Я прямой и честный человек. Я буду говорить открыто и честно, потому что хочу, чтобы люди говорили честно и открыто со мной». Не стоит так думать. Другой человек может воспринять вашу честность как жесткость и агрессивность. Если мне кажется, что мой прямой и честный подход может восприниматься как атака, я постараюсь ввести оппонента в заблуждение и сосредоточиться на решении проблемы. Так собеседник не будет чувствовать, что я нападаю на него.

В книгах по переговорам часто советуют переходить сразу к делу. Но там не пишут, что такая тактика может расцениваться как нападение. Лучше притормозите. Улыбнитесь. Говорите дружелюбно и спокойно.

Примеры убеждения

Рефрейминг: использовать вместо слова «анти» позитивные коннотации «про» или «за». Например, общественное движение называется «за природу», а не «против застройки».

Открытые вопросы: «Что вы думаете о…», «Как вы относитесь к…».

Эмоциональный аргумент (любопытство, доверие и т.д.): «Честно говоря, акция уже закончилась, но попробуем для вас ее продлить», «Подсветка в этом чайнике меняет оттенок с синего на красный, когда вода закипает».

Безусловно, все эти навыки нужно оттачивать с профессиональными тренерами. Школа ораторского мастерства «Ораторис» приглашает всех, кто хочет стать убедительным, успешно вести переговоры, отстаивать свою точку зрения. Вы узнаете, как, убеждая кого угодно, не стать манипулятором, как завоевывать сторонников, сохраняя этику влияния.

Сила мотивации

Мотивация, инициирующая и направляющая поведение, часто возникает в результате применения стимулов имеющих определенную ценность и значимость.

Влияние стимула наиболее сильно, когда он является частью значимой цели и указывает на благоприятное соотношение вознаграждений и издержек. Представьте, что вы просите людей несколько часов пожертвовать на участие в какой-нибудь благотворительной программе.

Вероятнее всего, время которое вы убеждаете их потратить, воспринято будет не как стимулирующее вознаграждение, а как издержки. Как убедить людей? вы можете эту благотворительную работу преподнести как значимый стимул дающий вознаграждение.

Скажем, вы можете сделать так, чтобы публика ощутила важность дела, почувствовала себя социально ответственными, людьми с сознанием гражданского долга, ощутила себя благородными помощниками. Всегда показывайте, что стимулы и вознаграждения перевешивают издержки.

Используйте стимулы, соответствующие основным потребностям людей, они лучше действуют. Согласно одной из популярных теорий в области потребностей, люди выражают большую склонность к действиям, когда стимул, предлагаемый оратором, может удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

Сила аргументов связана с вашим положением и социальным статусом.

В данном случае собственный авторитет играет вам на руку, так убедить человека будет еще легче. На самом деле, успешность, социальный уровень и заслуги придают человеку вес в глазах окружающих и делают его аргументы весомыми и авторитетными. Кстати, данный прием активно используется в рекламе лекарств, косметики, детского питания, когда к процессу привлекаются косметологи и доктора. Или когда спортивные товары рекламируют известные спортсмены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]