Морально-волевые качества: примеры и их характеристика. Какого человека можно назвать сильной личностью


Сила воли – распространенное понятие, с которым человек не раз сталкивается за свою жизнь. Она вырабатывается как неосознанно, путем «проб и ошибок», так и сознательно. Зная, из чего состоят основные волевые качества человека, можно выработать твердый характер, готовность преодолевать жизненные преграды и без страха брать ответственность за свои поступки.

Сила воли – путь к достижению цели

Определение

В формировании морально-волевых качеств учитываются не только нравственные установки, стремление к успеху, но и особенности нервной системы, которые являются врожденными, как то слабость — сила, инертность — подвижность.

Пример: у людей со слабой нервной системой страхи выражены сильнее, поэтому им сложнее проявлять смелость, чем сильным. То есть человек не является сильным, смелым и решительным не потому что не хочет, а потому что у него для этого мало заложенных задатков.

Хорошая новость в том, что воспитание морально-волевых качеств возможно для каждого человека.

Виды свойств

Воля — это широкая совокупность качеств. Если привести перечень таковых, получится такая картина. Виды волевых качеств:

  • Самоконтроль

Готовность смотреть, что и как ты делаешь. Подчинять свою деятельность одной конкретной цели. То есть работать сообразно достижению результата. Это свойство зрелой личности.

  • Частично с этим качеством пересекается и другое. Так называемая дисциплинированность

Готовность действовать так, как того требует ситуация. Дисциплина особенно важна при необходимости достичь определенной цели. Поскольку недисциплинированный человек будет искать оправдания и постоянно отвлекаться. Классический пример. Нужно выполнять курсовую работу. Дисциплинированный студент с развитыми морально-волевыми качествами садится и делает свое дело. Не отвлекается и не откладывает в долгий ящик. Безвольный и легкомысленный — садится за работу в последний момент, проверяет соцсети, почту, играет (так называемая прокрастинация). Отсутствие дисциплины и самоконтроля пагубно сказывается и на рабочих аспектах. То есть в профессиональной деятельности такие люди не могут реализоваться как специалисты, если не переломят себя.

  • Организованность

Умение самостоятельно планировать собственную деятельность. Тут опять же напрашивается пример с курсовой работой. Разумный студент понимает, что делать свое дело нужно, поскольку от этого зависит учеба, результаты в будущем. Потому сначала садится за работу, потом оставляет время на отдых и развлечения. Что касается безвольного не организованного человека, он все делает в последний момент. Не умеет правильно распределить силы и ресурсы, основной из которых — время.

  • Важное волевое качество — это настойчивость. То есть готовность действовать снова и снова, чтобы достичь определенного результата

Например, молодой человек организовывает бизнес. Берет кредит, начинает производство или оказывает услуги. Прогорает и теряет деньги. В этом случае варианта два. Опустить руки и плюнуть, назвав себя неудачником. Или же взяться за дело снова, с энтузиазмом, основываясь на ошибках, которые были сделаны. Волевой человек умеет вставать, после падения. Это основное отличие. В негативном ключе настойчивость перерастает в упрямство. Это уже отрицательное качество. Оно сопровождается неправильным распределением волевых усилий в ущерб нормальной деятельности, достижению результатов.

Что еще относится к волевым качествам человека?

Энергичность. Ее можно назвать работоспособностью. Это готовность мобилизовать ресурсы собственного организма и объективные факторы, чтобы достичь поставленной цели. Важно, чтобы энергичность сочеталась с настойчивостью.

Смелость. Как правило, врожденное качество личности, обусловленное психотипом. При этом, оно необходимо для развития некоторых других моментов. Смелость можно определить как возможность и способность противостоять страху. Это не часть воли, но предпосылка для ее формирования и развития. Также речь идет о готовности идти на риск. Важно, чтобы смелость сочеталась с прочими свойствами. Поскольку риск должен быть оправданным. Особенно нужна смелость и решительность бизнесменам, предпринимателям.

Решительность. Важное свойство личности. Характеризуется готовностью принимать и претворять собственные, обоснованные решения. Как и можно понять из названия качества. При этом, важно, чтобы это не было пустым желанием действовать. Имеется в виду взвешенность, «спланированность» действия, так сказать, трезвый расчет. Только в этом случае будет толк от принятого решения.

Выдержка. Готовность терпеть некоторые неприятные моменты, препоны, которые появляются на пути к достижению цели. О выдержке можно говорить, если человек готов действовать сообразно принятому решению и четко видит свою цель. Не сдается при появлении трудностей.

Самостоятельность. Какие качества личности принято называть волевыми? Когда говорят о них, в первую очередь имеют в виду самостоятельность. То есть готовность думать своей головой и принимать решения без давления со стороны других. Основанное на трезвом расчете, разуме и обоснованном риске. Это важный момент.

Инициативность. Готовность действовать без стороннего влияния. Можно назвать ее активностью. Безвольный человек обычно ничего не хочет, не готов что-то делать. Однако придается мечтаниям, это форма эскапизма, бегства от реальности. Тем более что такое качество личности никогда не приходит одно. Речь о совокупности негативных качеств личности.

Целеустремленность. Умение планировать и двигаться к четко обозначенной, поставленной цели. Непременное качество волевой личности. При этом, важно, чтобы цели были выполнимыми, достижимыми и не слишком глобальными. Если говорить о промежуточных этапах.

Ответственность. Готовность пожинать плоды своей деятельности.

Характеристика волевых качеств позволяет говорить о человеке, которого можно назвать зрелой, готовой к деятельности личности. Разумеется, степень развитости этих свойств будет разной у каждого конкретного члена общества.

Индивидуальный подход

Одного желания для достижения цели недостаточно, какими бы задатками ни обладал человек. В любом случае пригодятся выносливость, терпение, чуткость и мастерство.

К тому же, даже у одного человека могут по-разному проявляться волевые качества: где-то лучше, где-то хуже. Таким образом, воля в психологии — это баланс между человеком и окружающим его миром, сознательная попытка регулировать свою деятельность и поведение для преодоления всех препятствий.

Поэтому единого понятия «воли» для всех людей нет. Иначе было бы предсказуемо, что один всегда справится, а другой — всегда нет. И в этом же трюк: справиться может любой, если найдет свой баланс, сумеет собраться для получения результата.

Какого человека можно назвать сильной личностью? Это определяется двумя факторами: понятием силы и моральных качеств, как то принципиальность, дисциплинированность, организованность и тому подобными. И это уже морально-волевые качества человека.

В обычной жизни волевое поведение личности можно определить по нескольким сильным качествам, которые сочетаются с нравственными установками. Например, это может быть геройство в тупиковой ситуации, а может быть героизм в качестве самопожертвования. Поэтому важно рассматривать волю в комплексе проявляемых качеств и обстоятельств, в которых находится человек.

Как они проявляют себя

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Формирование силы воли подвластно каждому индивиду. Чтобы стать волевой личностью, нужно получить физическое, интеллектуальное и моральное развитие. Совокупность нескольких характеристик человека – это есть его волевой характер.

Начинается все с целеустремленности. Оказалось, что поставить цель недостаточно, нужно ее достичь. Тогда в человеке просыпаются инициативность, энтузиазм, которые порождают начало самостоятельных действий на пути к цели. Однако на пути к становлению волевой личности индивид сталкивается с чужим мнением и опытом, которые всерьез могут навредить его взглядам и планам. Если он их не преодолеет, то силу воли придется тренировать заново.

С другой стороны, человек набирается решительности, смелости действовать, снова преисполняется энтузиазмом, который открывает потайные ресурсы с энергией. Оглядываясь назад, индивид чувствует, что идет верной дорогой, поэтому не будет лишним закрепить результат, настойчиво преодолевая большие и маленькие сложности. Правда делать это стоит с ясным умом, организованно, прослеживая пройденный путь и все еще прокладывая дальнейший.

Совсем скоро индивид научится подстраиваться под ситуацию так, чтобы не навредить себе и окружающим, не жертвовать своим мировоззрением, но и не обидеть чужих ожиданий. В этом ему помогает дисциплина, которой бы человек не овладел без самоконтроля. Так, преодолевая этапы на пути к цели, человек в итоге берет на себя ответственность за совершенные и совершаемые деяния, но нисколько этому не противится, натренировав мощную силу воли.

Классификация

Чтобы понять, какого человека можно назвать сильной личностью, выделим основные качества характера, по которым ее можно определить. И сразу оговоримся, что не бывает хорошо развитых всех характеристик у одного человека. Хотя каждую в отдельности можно тренировать, причем на любом этапе развития.

Морально-волевые качества разделяют на:

  • Устремленность к цели (упорство, настойчивость, проявление инициативы).
  • Умение владеть собой (дисциплинированность, выдержка, серьезность намерений).
  • Мужество (принципиальность, смелость и самоотверженность).

Рассмотрим моральные и волевые черты характера и их характеристики подробнее.

Волевые черты характера

Ольга Алимова

Волевые черты характера

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен.Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю. М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характераочень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С. Л. Рубинштейна, — это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Наиболее общие свойства характерарасполагаются по осям: сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость; широта — узость. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.

При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характерчеловека проявляется в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.)

В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.)

.

В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т. д.)

В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость -расточительность. аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т. к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т. д.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества личности:

1. Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям

2. Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели

3. Решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без задержек выполнять их

4. Настойчивость – способность доводить цель до конца, преодолевая трудности

5. Выдержка – способность контролировать свое поведение

6. Мужественность – готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия

7. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Самостоятельность

Тут подразумевается способность и желание человека действовать без чьей-либо помощи. Это один из основных критериев полноценности личности. Он проявлен в самостоятельном принятии решений, самоконтроле, реализации намеченного плана и, наконец, несением ответственности за свои поступки.

На первое место выходит роль родителей в формировании морально-волевых качеств у ребенка. Самостоятельность можно заметить в человеке даже в дошкольном возрасте.

Сначала дети используют это качество для реализации своих целей, а после – для самоутверждения. Когда ребенок подрастает до старших классов, то использует самостоятельность главным образом, чтобы испытать и познать самого себя, проверить свои возможности.

Что такое волевое решение?

Волевое решение

— в викисреде способ принятия
решений
, когда в силу определенных причин, решать должен определенный властный человек (чаще всего диктатор), орган (Правление, арбитраж, парламент и т. д.) или группа людей (виртуальное правительство и т.

Интересные материалы:

Сколько стоит сделать межкомнатные стены? Сколько стоит сделать отопление в частном доме? Сколько стоит сделать перегородку? Сколько стоит сделать приложение для смартфона? Сколько стоит сделать себе новые зубы? Сколько стоит сделать тест днк в Беларуси? Сколько стоит сделать удостоверение личности в Казахстане? Сколько стоит сделать укол Киев? Сколько стоит сделать уколы на дому? Сколько стоит сделать выписку из Егрн?

Инициативность

Это один из видов самостоятельности, выраженный в реализации таких действий, которые станут началом чего-то нового или послужат средством изменения существующего уклада.

Если развивать это качество, то оно превращается в предприимчивость. Это социальная смелость, преодоление страха нести ответственность. Это также волевая характеристика поведения личности, является мотивацией. Развитая инициативность делает человека энергичным, ищущим и творческим. Она формирует лидерские и предпринимательские качества.

Терпеливость

В общем смысле это длящееся противодействие нежелательным факторам (чаще — физиологическим (усталость, голод, боль, утомленность)), которые не дают достичь цели в отведенный отрезок времени. Качество это начинает проявляться, когда человек испытывает внутренний дискомфорт, препятствие к выполнению задачи, и начинает его переживать.

Если речь об умственной или физической работе, то появляется ощущение усталости, которая в свою очередь связана с состоянием утомления. Терпеливость можно проявить, преодолев утомление. В этом случае для продолжения эффективной работы человеку нужно приложить дополнительные ресурсы.

Время, в течение которого он может это делать, и является показателем его выносливости, оно характеризует его терпеливость. Это общая волевая характеристика, которая не зависит от типа преодолеваемой сложности. Если говорить об усилении физических качеств и морально-волевых качеств, то воля зависит также от психических параметров человека.

Развитие волевой сферы в дошкольном возрасте

В раннем детстве поведение отличается импульсивностью и ситуативностью. Эти характеристики остаются ярко выраженными и в дошкольный период, но у ребенка постепенно формируются ресурсы, которые в дальнейшем помогут ему управлять своими действиями.

Без проявления воли невозможны действия, направленные на достижение отдаленного результата, которые сами по себе не увлекательны для ребенка.

Например, каков интерес у малыша к собиранию игрушек, если это дело нужно выполнить ради просмотра мультика? Никакого. Но игрушки нужно собрать, чтобы родители допустили к желанному экрану.

Поэтому дошкольник, хотя и без всякого старания, забрасывает игрушки в соответствующую корзинку. Несомненно, это волевые усилия.

Подобный пример иллюстрирует, как взрослые стимулируют ребенка проявить волю. Но еще в большей степени формирование волевой сферы ребенка зависит от его личной активности. Ведь, что подразумевается под «проявлением воли»? Поставить (увидеть, пожелать) некую цель и предпринять усилия ради ее достижения. А такая настойчивость имеет место тогда, когда человек сам ставит цель, реализует действия, настойчиво их повторяет ради достижения результата.

В трехлетнем возрасте волевые ростки уже уверенно пробиваются со словами «Я сам!». Когда ребенок настойчиво требует самостоятельности, чтобы налить суп половником в свою тарелку, это вовсе не каприз. Малыш осознает цель, понимает способ ее достижения и желает самостоятельно эту цель достигнуть. Простейший волевой акт с точки зрения психологии, но такой важный и непростой в исполнении для ребенка.

С каждым годом дошкольник продвигается в волевом развитии, направляя усилия на достижение разнообразных целей. Цепочки действий, благодаря которым выполняются представшие задачи, становятся более длинными.

Старшие дошкольники ставят перед собой цели, важные не только им самим, но и окружающим. В 6-7 лет многие дети готовы помыть посуду, чтобы порадовать маму; сделать поделку ко дню рождения бабушки и пр. Это уже не одноактные действия, а поступки, требующие волевой регуляции действий. Волевое развитие и нравственное воспитание дошкольников тесно переплетаются.

Упорство

Стремление достигать. В настоящий отрезок времени достичь желаемого, несмотря на все трудности и невзирая на неуспешные попытки. Это стремление достичь цели во что бы то ни стало. Пример морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой — десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.

У этого качества есть и негативное проявление — упрямство. Это проявление упорства вопреки здравому смыслу. Часто человек проявляет данное качество, потому что решение принадлежит ему, а отказ от достижения цели подрывает его авторитет. Говоря о детях, — это форма протеста, вызванная желанием проявлять самостоятельность и инициативу. Иногда это грубое обращение взрослых, игнорирование их потребностей или, наоборот, потакание всем детским капризам.

Это также следствие стремления самоутвердиться, хотя рационально – бесполезная трата ресурсов. Упрямство основывается на убежденности человека в достижимости цели, вопреки чужому мнению.

Нужно учитывать, что мнение о целесообразности работы в каком-то направлении – также субъективно. По сути, оно тоже показывает упрямство, стоящее на том, что это невозможно «просто потому что».

Упрямство путают с негативным проявлением настойчивости, тогда как это негативное проявление именно упорства. Данные понятия не тождественны.

Совершенствование

Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.

Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем. Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.

Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.

Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:

  1. Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
  2. Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
  3. От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
  4. Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.

Настойчивость

Систематическое и длительное по времени появление воли на пути человека к достижению цели, вопреки сложностям и препятствиям. В большей степени это качество отражает целеустремленность личности и представляет собой целенаправленность.

Настойчивость реализуется через постоянное проявление упорства и терпения, что и приводит к путанице этих двух волевых качеств. Интеллектуальные тесты выявляют на самом деле упорство, в то время как настойчивость зависит от:

  • мотивации человека (в гораздо большей степени, чем упорство);
  • степени уверенности в способности достигнуть отдаленную во времени цель;
  • наличия волевых установок на преодоление сложностей;
  • нервной системы (в отличие от того же упорства).

И начинается она с морально-волевого воспитания еще в детстве.

Понятие «Воля» и «Волевые качества»

Аристотель уже ввел понятие воли в систему категорий науки о душе, чтобы объяснить, как человеческое поведение реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено причинной силы. У Аристотеля воля рассматривалась как фактор рядом с побуждением, способный изменить ход поведения: инициировать его, остановить его, изменить его направление и предмет.

Целью нашей работы является рассмотрение следующих вопросов, необходимых для полного раскрытия темы:

Во-первых, понятие воли;

Во-вторых, выявление волевых качеств, присущих каждой личности.

В-третьих, необходимо будет проанализировать пути развития волевых качеств личности.

В-четвертых, необходимо описать влияние волевых качеств личности на продуктивность профессиональной деятельности.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается без участия воли. Никто на Земле никогда не достигал выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек отличается от всех других живых существ прежде всего тем, что, помимо сознания и интеллекта, у него есть еще и воля, без которой способности остались бы пустым звуком.

Понятие воли

Воля — это организация сознания человека и саморегуляция его действий и поведения, направленная на преодоление трудностей в достижении целей. Воля — это особая форма человеческого действия, особый вид организации поведения, определяемый его собственной целью.

Воля возникла в профессиональной деятельности человека, овладевшего законами природы и тем самым получившего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями.

Самообладание

Это составная волевая характеристика, включает в себя несколько понятий: смелость, выдержку, решительность. Она связана с саморегуляцией и самоконтролем в эмоциональном плане, а также с самоограничением в эмоциональном реагировании.

Его также определяют как способность человека не теряться в сложных или непредвиденных ситуациях, а также умение управлять своими поступками, одновременно рассудительно и сдерживая негативные эмоции. Если просто, самообладание — это власть над самим собой. И это одна из основных характеристик волевого человека.

Выдержка

Умение подавлять необдуманные, импульсивные и эмоциональные реакции, а также сильные желания и влечения, агрессию, которая может разжечь конфликт. К таким действиям волевого человека можно отнести:

  • физическое нападение (начать драку);
  • пассивно-агрессивное нападение (уходя, человек хлопает дверью);
  • вербальное нападение (оскорбление, перебранка, колкость);
  • косвенное вербальное (злость и недовольство высказаны третьим людям, за спиной у обидчика).

Также выдержку определяют как хладнокровие и самообладание в конфликте. Хотя первое может быть связано с бесчувственностью и эмоциональной невозбудимостью человека. Другое проявление выдержки — это стоицизм, способность долго переносить неприятное воздействие или даже страдания, жизненные невзгоды — длительное время.

Это качество можно обнаружить, когда подавляется неуместное или вредное желание. Выдержка — это тормозная составляющая воли (моральная устойчивость). Это также подавление спонтанности и торможение реакции и действия. Однако выдержка — это не терпение и не бесчувственность. Первое связано с выполнением действия и поддержанием активности. Второе — с психологическим устройством личности.

Несдержанность — противоположность выдержки. Бывает обусловлена соответствующим психологическим заболеванием, дурным характером.

Формирование волевого действия

Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев. В повседневной жизни никто об этом не задумывается, хотя даже самое краткосрочное действо включает все звенья. Если разложить на составляющие, то структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:

  • появление и удержание цели;
  • планирование, как ее достигнуть;
  • поиск средств достижения;
  • выполнение собственно действий;
  • проверка результата.

Практически каждый шаг в этой цепочке осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов. К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета), то ему удалось удержать цель.

В младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее. Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу («Ты хотел еще нарисовать солнышко…», «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…»). Дети 3-4 лет нуждаются в таких подсказках.

В 5-6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.

Многим мамам знакома ситуация, как пятилетняя дочурка рвется помыть посуду, но хватает ее энтузиазма только на несколько первых тарелок. А дальше малышка быстренько подставляет чашки под струю воды и заявляет, что она уже справилась.

Любопытно, что в среднем дошкольном возрасте на результат действий ребенка сильно влияет успешность. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.

Иное отношение демонстрируют дошкольники 6-7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.

Немало и таких детей, которых по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.

Подытожим. Выполнение волевых действий дошкольником зависит от нескольких условий:

  1. Сложность задачи.
  2. Длительность выполнения.
  3. Успешность или неуспешность непосредственных действий.
  4. Наличие поддержки со стороны взрослого.

Поддержка взрослого важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля. Дошкольникам сложно осуществлять самоконтроль и сверять результат с задуманным. А результат – именно то, что привлекает дошкольника. Взрослый может подсказать, указать на ошибку и, главное, похвалить, если не саму работу, то старания ребенка.

Решительность

Способность личности в важной ситуации быстро принимать решение. При этом речь не о поспешности, когда быстрота реакции может привести к принятию и реализации необдуманного решения, что приведет к нежелательному результату. Решимость определена сразу двумя факторами: значимостью ситуации и временем принятия решения.

Это не принятие необдуманного решения без колебаний и промедлений, так как тут речь о легкомысленности. И это не принятие быстрого решения, когда человек владеет всей информацией и уверен в правильности поступка. Решительность имеет место быть, когда речь идет о неуверенности человека в данной ситуации и вероятности успеха своих действий. То есть присутствует доля сомнений, которые следует преодолеть.

Тут есть два момента, часто встречаемых в определении понятия, но по существу являющимися ошибочными:

  • своевременность. Это имеет право на жизнь, если есть четкое ограничение по времени для принятия решения. В других случаях речь о скорости принятия решения, а не о «нужном моменте» для него;
  • наиболее правильное решение. Является характеристикой адекватности понимания ситуации и информации, а также мыслительного процесса. С любой скоростью могут приниматься верные и неверные решения. Решительность связана со временем на принятие решения, когда есть выбор, хоть может быть проявлена и в ситуации, где отсутствует альтернатива, и человек точно знает, что ему нужно сделать (например, забросить штрафной мяч).

Решительность относится ко времени понимания готовности и исполнения нужного действия. У разных людей это время различно, причем стабильно.

Иногда решительностью принято называть смелость. И хоть эти понятия и коррелируют между собой, они не идентичны. В каких-то ситуациях действительно проявляются вместе, но все же являются двумя отдельными и самостоятельными качествами.

Решительность характерна минимумом времени в сложной ситуации для принятия решения, типа «готов — не готов», когда уже известно, что нужно сделать. Время принятия решения в важной ситуации и является характеристикой личности. В одной ситуации человек будет проявлять большую решительность, чем в другой, в то время как смелый человек не всегда решителен. И это различие приходит как раз из спорта. В ситуации отсутствия опасности смелости нет. Нерешительные могут проявить смелость, а решительные — боязнь.

Как проявляется слабость эмоционально-волевой сферы

Слабость проявляется несколькими способами. Как правило, страдают все морально-волевые аспекты. Например, симптомы нормального (если можно так сказать), не патологического безволия будут такими:

  • Нарушение принятия решений. Неготовность решать самостоятельно. Обычно такие люди стараются всеми силами переложить решение на другого – на родителей, на супруга или супругу, на начальника. В конце концов, присутствует и более глобальный аспект.
  • Неуверенность в себе. Пациент психолога не может решиться на деятельность. Уверен в собственной неудаче. Почему так — уже сказано выше. Чаще всего речь идет о негативном перенесенном опыте. Возможна особенность личности.
  • Неспособность сделать то, что задумано. Основная проблема в неготовности ставить реальные маленькие цели и планировать свою деятельность. По этой причине как раз и не выходит реализовать задуманное. Это не столько безволие, сколько неумение правильно распорядиться собственным усилием, импульсом.
  • Неготовность принимать ответственность на себя. Банальный страх перед ответственностью присутствует у многих людей. Не стоит путать его с нежеланием брать не себя ответственность за то, что человеку не принадлежит. Это две разные вещи. Например, можно отвечать за собственную работу, но нельзя отвечать за действия другого человека: мужа, жены, друга, постороннего. В этом же случае страдающий безволием не готов отвечать за свои собственные действия и их результаты.

Справиться с этими патологическими моментами можно, если есть желание.

Мужество

Синонимы понятия: смелость, самоотверженность, принципиальность. Это бесстрашие, храбрость и доблесть — способность человека подавлять инстинктивные защитные реакции организма, возникающие в экстремальных ситуациях, и управлять своим поведение эффективно.

Можно выделить отдельно три формы:

  • Смелость. Ситуация, когда человек знает об опасности, но все равно выполняет задание.
  • Храбрость. Человек испытывает эмоциональное возбуждение от ощущения опасности.
  • Отвага. Когда страх вытесняется чувством долга, и человек стремится к достижению общественно значимой цели.

Это разные состояния и цели для человека и социума, и они не относятся к личностным характеристикам человека.

Смелость

Смелость направлена на реализацию гуманных целей, на восстановление справедливости. И если эти аспекты отсутствуют, то речь уже не о смелости, а браваде, бунтарстве, авантюризме и тому подобном.

Трусость противоположна по значению смелости. Характеризуется таким состоянием человека, когда он не может совершить действие, соответствующее моральным требованиям или не способен сопротивляться соблазну поступить аморально. Это проявление малодушия.

Как правило, это происходит из-за страха — биологической реакции человека при оценивании ситуации как опасной для важных категорий (жизни, престижа), и по сути своей является естественным стремлением уйти от опасности.

Среди здоровых людей нет бесстрашных. Сила воли — не в отсутствии страха, а в решении управлять своим поведением, не поддаваясь страху и желанию избежать опасности.

Если человек не осознает опасность, то речи о смелости нет. Потому что такой человек ничего не преодолевает. Смелость в том, чтобы идти на риск даже при страхе, и управлять своим поведением вне зависимости от него. Чем меньше влияние страха на человека, тем выше его уровень проявленной смелости.

Так что смелость — это сдерживание своих защитных механизмов и продолжение осуществления своих намерений трезво и качественно, в опасных для здоровья и престижа ситуациях. Истинная смелость разумна.

Все волевые свойства обширны, сильны и устойчивы.

Измеряя время и количество попыток преодоления трудностей, мы можем выявить, что один человек достаточно четко проявляет те или иные волевые качества только в одном конкретном виде деятельности, например, в обучении, а другой таким же образом — в широком диапазоне деятельность (учеба, работа, общественная деятельность, спорт). Таким образом, степень волевой собственности определяется количеством видов деятельности, в которых она явно проявляется.

Сила волевых качеств характеризует степень возбуждения волевого усилия, направленного на преодоление препятствий. Проведенные эксперименты указывают на высокую способность человека намеренно усиливать возбуждение или волевое торможение. Это хорошо видно в экспериментах на эргографах (прибор, фиксирующий продолжительность и силу указательного пальца при поднятии определенного веса). При указании «Работайте как можно больше» испытуемые получают те же результаты, а при указании «Работайте как можно больше» результаты обычно в полтора раза выше, чем в первом эксперименте.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Принципиальность

Это качество человека, который осознанно следует каким-то выбранным принципам (убеждений, взглядов), являющихся для него нормой поведения.

Принципиальность основывается на уверенности в своей правоте и справедливости принятых порядков. Существует свод законов, перед которым все равны. И есть люди, готовые обходить законы и правила. Они могут предлагать более выгодные условия в обмен на какую-то пользу для себя. Способность сопротивляться искушению и придерживаться общепринятого порядка — это и есть проявление принципиальности и моральной устойчивости.

И это проявление становится волевым поступком, когда принципиальность грозит человеку опасностью для жизни, здоровья и благополучия, в то время как отступление от убеждений ради выгоды скажет о беспринципности человека.

Сознательно-управляемое поведение

Нервные импульсы в человеческом мозге опережают течение событий извне. Основой такого типа функционирования нервной системы является прошлый опыт индивида, позволяющий ему предвосхищать воздействия на нервную систему и предполагать возможные их последствия. В мозге образуется комплекс связей и ассоциаций, выработанных в результате многократных повторений.

В процессе размышлений над различными ситуациями происходит сравнение разных путей достижения цели и выбирается наиболее приемлемый. Система ассоциаций, сформированная опытом, может восстанавливать от малейшего раздражителя всю цепь мыслей и действий от первого побуждения до воплощения желаемой цели в жизнь.

Люди обладают способностью накапливать сведения и использовать их как основу для дальнейших действий и умеют обобщать полученную извне информацию. На этих свойствах человеческого разума основывается все сознательное и целесообразное поведение каждого индивида.

Дисциплинированность

Это стремление и осознанное желание следовать порядку. Понятие включает в себя выдержку (сдерживание побуждений, пришедших не вовремя).

Имеет моральную и интеллектуальную составляющую, так как включает в себя общепринятые нормы поведения и рациональность, применимую в ситуациях выбора. Поведение дисциплинированного человека упорядочено и совместно со всеми другими системами.

Это умение и стремление таким образом управлять своим поведением, чтобы выполнять поставленные задачи. Оно основывается на способности руководить своими желаниями и подчинять свое поведение требованиям необходимости. В сформированном виде превращается в самодисциплину.

Слишком строгая дисциплина может привести к пассивному мышлению и неспособности подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Изначально дисциплина достигается мотивацией либо избежать наказания, либо ради своей выгоды (метод кнута и пряника).

Представление в философии

Тема воли неоднократно поднималась в различных философских течениях. Еще Сократ размышлял об этой черте, сравнивая ее со стрелой, которая срывается с тетивы только в случае правильно выбранной цели. Платон считал волевые качества неразрывно связанными с правильными рассуждениями и благоразумными стремлениями. Другие древнегреческие философы представляли волю как антипод желанию или отводили ей роль сдерживающего фактора — внутренней цензуры.

Схоластические представления о воле сводились к определению ее как разумного желания, побуждаемого извне физическими, психологическими и социальными причинами, божественным определением.

В теории волюнтаризма воля представлялась как изначальная сила, лежащая в основе всех мировых процессов. Больше всего споров вызывал у философов всех времен такой аспект, как свобода волеизъявления, т. е. возможность свободного выбора человека вне зависимости от внешних обстоятельств.

Огромное значение этому понятию придается в натурфилософии Шопенгауэра, которая признавала функцией воли полную достоверность и объективность и считала ее главной и истинной душевной сущностью человека. Этим словом у Шопенгауэра обозначается не только осознанное желание, но и бессознательные инстинкты, непрерывно действующие силы, побуждающие индивида жить.

Старательность

Стремление исполнить задание качественно и добросовестно — главная составляющая старания (или старательности, усердия). Тут и желание выполнить работу, продемонстрировать себя, честное отношение к делу — нравственные и мотивационные компоненты. Также присутствует и волевой аспект: человеку приходится преодолевать сложности, сосредотачиваться на работе и прилагать для ее выполнения волевые усилия.

Если человек проявляет эти качества не только для личных целей, но и для общественного блага, то его поступки оцениваются уже с точки зрения морали и становятся морально-волевыми. Таким образом появляется возможность удовлетворить потребность в общественном признании.

Морально-волевые качества — это общие характеристики волевого поведения, и тут трудно разделить нравственные и волевые составляющие. Потому что это не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой.

Перед каждым человеком постоянно встают задачи, для которых надо прикладывать усилия. Для получения высоких результатов и волевых — в том числе. Также как не стоит поддаваться панике и становиться жертвой своих страхов, не стоит и преисполняться лишнего оптимизма, искажающего картинку реальности.

Для многих сфер жизни развитие морально-волевых качеств имеет определяющее значение. Демонстрация одних не гарантирует наличия других и не влечет за собой их появления. Бывает и так, что некоторые волевые качества даже взаимоисключающие, как в случае терпеливости и настойчивости.

Причины недостаточного развития эмоционально-волевых качеств

Причины скудного развития морально-волевые качеств в 90% случаев социальные. Поскольку личность в целом формируется только под действием общества, его институтов. От семьи до прочих малых и крупных групп. Есть и менее распространенные факторы. Они касаются возможных патологий, в частности, расстройств психики и личности. Попробуем разобраться в вопросе подробнее.

Чрезмерная опека

Как показывает практика, если человека постоянно опекают, это снижает скорость и качество развития воли. Стоит вспомнить определение. Речь идет, во-первых, о способности самостоятельно думать. Во-вторых — действовать. В-третьих — в собственных интересах. Все три момента при чрезмерной опеке искажаются. Вместо самостоятельности мышления — прививают подчиняемость, конформизм по типу «делай как все». То же самое касается и второго момента. Что насчет собственных потребностей — все должно быть в интересах «правильности». Нельзя бегать — это невоспитанность. Нельзя драться — это невоспитанность. Нужно делать все, как требует общество и родители.

Если так продолжается, воля подавляется, остается только подчиняемость. Подобный стиль воспитания приводит к безволию, бесхребетности и легкой управляемости. Такие люди с трудом принимают решения и практически не могут их реализовать, поскольку не было такого опыта ранее. Приходится учиться заново. Получается это не у всех, да и желания такого обычно нет.

Недостаточность опеки и внимания со стороны родителей

Формирование безволия может быть связано не только с гиперопекой. То же самое возникает и в обратном случае, правда, не всегда. Речь идет о стиле воспитания, при котором родитель не воспринимает своего ребенка. Дает ему полную свободу действий и при этом не уделяет ни минуты реального внимания. Физически может находиться рядом, а эмоционально — бесконечно далек и отстранен невидимой стеной. Сказывается недостаток внимания.

Человек может остаться инфантильным в попытках заработать хоть каплю внимания от всего окружения. Так рождаются нарциссичные личности. При этом они все так же слабы с волевой точки зрения. Плохо ориентируются в жизненных ситуациях и не могут принять самостоятельно решение далее собственной потребности в любви. В худшем случае — любви паразитической.

Императивный стиль воспитания

Сказывается примерно тем же образом. Присутствует гиперопека, только в еще более сложном выражении. Если либеральное воспитание основывается на разумных ограничениях, при этом человек думает сам. Императивное всегда основано на принуждении, насилии – физическом или психическом. Часто — на сочетании одного и другого. Это еще хуже, поскольку человек вырастает забитым, всего и вся боится, совершенно не доверяет людям. Волевые качества не развиваются или развиваются в противоположном, узко ориентированном направлении, которое никак не связано с реализацией своих планов, поиска места в жизни.

Потому императивное воспитание — большое зло с точки зрения формирования личности.

Частые неудачи в жизни

С ними встречаются уже в более поздние годы. В подростковом возрасте и так далее. Полностью подавить и сломить волю они не способны, но могут подорвать веру в себя. Соответственно, человек перестанет нормально планировать и действовать. Основным тормозом станет страх перед неудачей. Этот вопрос можно и нужно прорабатывать под контролем психолога или психотерапевта.

Особенности психотипа

В некоторых случаях именно психотип — корень всех бед. Некоторые люди подобны тому самому Обломову, у которого есть мысли, есть планы и целая туча желаний, а вот способности встать с постели и сделать задуманное — нет. Эдакая «полуволя» не считается полноценным качеством. Это скорее вариант эскапизма или пустого фантазирования. Трансформировать ее в реальные действия можно. Было бы желание и немного свободного времени. Вопрос лучше всего прорабатывать под контролем специалистов.

Психотип скорректировать нельзя. Он на всю жизнь. А вот справиться с отдельными, наиболее неприглядными качествами, сгладить их — вполне возможно.

Нарушения высшей нервной деятельности

В основном, связанные с патологическими процессами психиатрического плана. Например, безволие (так называемая абулия) сопровождает шизофрению. Это часть так называемой негативной симптоматики, когда пациент перестает быть самим собой. При этом, как ни странно, воля страдает чаще всего. Наступает апатия, когда к тому же ничего не хочется. Состояние неестественное и не обусловлено социумом. Это результат нарушения нормального баланса нейромедиаторов в головном мозге.

Болезни неврологического характера

Встречаются немного реже. Среди них эпилепсия и прочие синдромы. В том числе врожденные. Они не всегда влияют на морально-волевые качества, хотя возможно и такое.

Воля — это качество, которое можно развить. Но для этого придется приложить усилия. Парадоксально, что чтобы развить качество, нужно его же и проявить. Это тренировка сама по себе. Далее мы представим некоторые инструкции, упражнения на развития способности принимать решения и претворять их в жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]