Перцептивные действия — это… Формирование и развитие перцептивных действий

Один из важнейших источников познания окружающего мира – его изучение при помощи органов чувств. Научное название этого явления – перцепция. Известно, что основы перцепции, то есть чувственного восприятия, закладываются у человека еще в то время, когда он находится в материнской утробе. С возрастом перцепция начинает играть все большую роль в мировоззрении и формировании картины мира.

Чувственное восприятие мира помогает людям правильно оценивать обстановку

Перцепция в психологии

Перцепция это в психологии отношение человека к миру, которое формируется под влиянием информации, получаемой извне через основные органы чувств. В переводе с латыни это слово означает «восприятие». Противоположное понятие – апперцепция. Человеку необходимо правильно воспринимать мир, потому что перцепция:

  • помогает выработать правильное отношение к людям;
  • способствует активизации когнитивной функции мозга;
  • способствует эффективной коммуникации;
  • дает возможность правильно оценить себя и окружающих.

Данное понятие – одно из самых исследованных в теоретической и практической психологии. Навыки восприятия формируются с раннего детства, поэтому родители должны давать ребенку как можно больше информации, которую можно познавать органами чувств. Это могут быть музыка и различные звуки, красивые изображения, игрушки для развития тактильных навыков.

Определение, плюсы и минусы

Рефлексия — что это в психологии, определение
Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Правила эффективных онлайн-коммуникаций
  • Как общаться с кем угодно и где угодно?
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Цикл эффективной коммуникации
  • Как прокачать навыки слушателя
  • Невербальная коммуникация
  • Методы ведения разговора
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Повседневная магия общения

Ключевые слова:1Профайлинг

Виды перцепции

В психологии перцептивный это связанный с восприятием. Перцептивные действия это поступки, направленные на чувственное познание окружающего мира. Они могут иметь разный характер, в зависимости от вида восприятия. Специалисты выделяют три разновидности чувственного познания окружающего мира:

  • познание с помощью зрения;
  • познание с помощью слуха;
  • формирование картины мира при помощи тактильных ощущений.

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение
Зная ведущий вид чувственного восприятия пациента, психолог сможет легко найти к нему индивидуальный подход. Для этого необходимо максимально задействовать именно ту перцептивную сферу, к которой наиболее чувствителен конкретный человек, используя исключительно слуховые, визуальные или тактильные стимулы, раздражители. Сделать это несложно, в современной практической психологии есть много способов активизировать работу различных органов чувств.

Интересно. Люди, у которых одинаково хорошо развиты все разновидности чувственного восприятия, встречаются крайне редко. Чаще всего лидирует один какой-то вид (например, зрительный), остальные типы отходят на второй план. Человек, у которого совсем не развита перцепция, – также очень редкое явление.

Зрительная

Человек, у которого обостренное зрительное восприятие мира, особенно живо реагирует на любые зрительные стимулы и раздражители. Как правило, такие люди интересуются живописью, любят рассматривать картины, отличаются прекрасной зрительной памятью и запоминают людей по лицам.

Слуховая

Личность, у которой наиболее развит слуховой метод познания окружающего мира, часто обладает абсолютным слухом и с легкостью воспроизводит любую услышанную интонацию. Такие люди часто связывают свою жизнь с музыкой. Основной минус – повышенная чувствительность к громким и негармоничным звукам.

Восприятие звуков играет важную роль в формировании картины мира

Осязательная

Есть люди, которым для запоминания информации надо обязательно потрогать объект руками, пощупать его и запомнить свои тактильные ощущения. В этом случае можно говорить об обостренном чувстве осязания. Этот вид перцепции особенно сильно развивается в раннем детстве, поэтому упражнения с детьми на совершенствование мелкой моторики оказывают самое благотворное влияние на память и интеллект.

Социальная перцепция

Социальная перцептивность – это восприятие другого человека через призму конкретных социальных установок и стереотипов. Оно далеко не всегда бывает адекватным. Действия перцептивные – это широкое понятие, в которое, в частности, входит оценка окружающих, ориентируясь на существующие в обществе нормы.

Умения перцептивные в социальном плане – это навыки, позволяющие правильно воспринимать окружающих. Они пригодятся и педагогу, и социальному работнику, и сотруднику психологической службы. Овладеть сутью этих умений очень важно. Для этого необходимо:

  • внимательно относиться к окружающим;
  • стараться замечать важные детали;
  • воспринимать внешний и внутренний мир человека как одно целое.

Все это поможет создать правильное преставление о других людях, составе их психики.

Понять другого человека поможет интенсивное общение

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

  • мышление при помощи стереотипов:
  • рефлексивные механизмы;
  • эмпатия (проектировочная способность переносить на себя чувства других);
  • идентификация человека с каким-либо типом личности.

При помощи данных механизмов индивид видит окружающих в том или ином свете.

Эффекты социальной перцепции

Социальное восприятие, в отличие от физического, может характеризоваться отношением человека к окружающему миру и другим людям. Значение этого эффекта нельзя недооценивать, так как именно от правильной перцепции во многом зависит простая или сложная социальная адаптация индивида. Также данное явление непосредственно влияет на характер человека и его уровень общительности, открытости.

Перцептивный компонент

Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.

На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.

В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.

Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.

Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.

Замечание 1

Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.

Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.

Проявления в отношениях с окружающими

У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.

Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими

Гендерные особенности перцепции

Среди женщин перцептивных личностей больше, чем среди мужчин. Поэтому женщины более успешны в педагогике. Эту особенность необходимо иметь в виду при построении благоприятного психологического климата в коллективе. У мужчин, по сравнению с дамами, лучше развиты тактильное восприятие мира и познание через осязательный опыт.

Интересно. В России существует поговорка о том, что женщина любит при помощи ушей, а мужчина – при помощи глаз. Это в кратком виде значит, что представительницы сильного пола лучше всего воспринимают вербальную информацию (например, комплименты), а джентльмены – типичные визуалы.

Известно, что внутреннюю перцепцию, полезную в межличностных отношениях, как и интуицию, можно развить при помощи специальных тренингов и духовных практик, а также преподавателя-психолога. Во время некоторых психологических упражнений, особенно в молодом или детском возрасте, например, у дошкольников, основные органы чувств начинают острее воспринимать окружающий мир. В такие моменты обучения перцепция становится ведущим источником познания.

ТолкованиеПереводПерцептивная деятельность

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Смотреть что такое «Перцептивная деятельность» в других словарях:

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия
  • восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Восприятие — – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа… … Словарь-справочник по социальной работе
  • Восприятие — способность синтезировать наглядные образы из отдельных ощущений (А.Н.Леонтьев). Сам процесс восприятия протекает, предположительно, с в несколько стадий и с участием таких процессов. Последние таковы: 1. сосредоточение внимания на сенсорном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Перцепция — (от лат. perceptio восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. * * * (лат. perceptio – восприятие) – восприятие (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия
  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

Толкованиеперцептивные действия— структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

перцептивные действия
Этимология.Происходит от лат. рerteрtiо — восприятие.Категория.Основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.Специфика.Реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(англ. perceptual actions) — основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа. Впервые понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены (см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий). В настоящее время понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Р. Хелд, У. Найссер.Исследования онтогенетического (см. Онтогенез) развития процессов восприятия показывают, что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание), в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного (симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие и превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания. Важно отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками для систематизации свойств окружающей действительности.Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных
перцептивных операций. Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных признаков и ознакомление с ними, идентификация, опознание (категоризация), т. е. отнесение воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод микроструктурного анализа). Актуальным представляется также исследование смысловых отношений, связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и визуального мышления.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Другие книги по запросу «перцептивные действия» >> —>

Конгруэнтность – соответствие переживаний клиента его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.

Неконгруэнтность – это отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.

Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

Цель терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и я – концепциями.

Условия – феноменологический подход. Важное понятие терапии – внутренний локус оценки (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам), обеспечивающий автономность клиента. Если внутренний локус оценки сформулирован, то ведущий локус оценки становится мотивом личностного роста.

Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил личности. Мотив личностного роста Роджерс определяет как самореализацию (самоактуализацию).

Самореализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

В 80-е годы 20-го столетия появилась работа К. Роджерса «Свобода учиться», в которой впервые был психологически обоснован человеко-центрированный подход к образованию. К. Роджерс, отмечая в качестве одного из недостатков традиционной системы обучения недооценку самого учащегося, его активности, предлагает организовать само преподавание как активизацию, облегчение (фасилитацию) процесса обучения.

Три универсальных условия (по К.Роджерсу), которые образуют климат, обеспечивающий рост и развитие:

Первый элемент — это искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент. Существует соответствие или конгруэнтность между тем, что испытывается на соматическом уровне, что представляется в сознании и тем, что выражается клиенту.

Второй по важности установкой является принятие, забота или признание — безусловный позитивный взгляд на клиента. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту безотносительно к тому, кем этот клиент является в данный момент, терапевтическое продвижение или изменение более вероятно. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании — смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда терапевт признает клиента целостно, а не обусловленно, продвижение вперед более вероятно.

Третий фасилитирующий аспект отношения — эмпатическое понимание. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и коммуницирует это воспринятое понимание клиенту.В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — одна из самых мощных известных сил, обеспечиващих изменение.


ТолкованиеПереводперцептивное полеAviation medicine: perceptual field

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

Смотреть что такое «перцептивное поле» в других словарях:

  • СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ — 1. См. перцептивное поле. 2. См. область восприятия … Толковый словарь по психологии
  • ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия
  • Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… … Психологическая энциклопедия
  • БЕРКЛИ — (Berkeley) Джордж (1685 1753) англ. философ и религиозный деятель, один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Основные соч.: «Опыт новой теории зрения» (1709),… … Философская энциклопедия
  • КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… … Философская энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ’ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ’ (‘Phénoménologie de la perception’. Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как ‘жизненной… … История Философии: Энциклопедия
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ — ( Phenomenologie de la perception . Paris, 1945) основное произведение Мерло Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений с миром как жизненной коммуникации , как беспрестанного и… … История Философии: Энциклопедия
  • ВИРИЛЬО (VIRILIO) Поль — (р. 1932) французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Изучал философию в Сорбонне, в молодости профессионально занимался искусством, в 1950 х был религиозным активистом. Принимал участие в кампаниях … Социология: Энциклопедия
  • Адлерианская психотерапия (adlerian psychotherapy) — Основы А. п. были разработаны А. Адлером еще в то время, когда он входил в состав группы З. Фрейда. После отделения от кружка Фрейда в 1911 г. Адлер быстро расширил осн. положения своей теории и продолжал развивать ее вплоть до своей смерти в… … Психологическая энциклопедия
  • Восприятие (перцепция) (perception) — Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши… … Психологическая энциклопедия
  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… … Философская энциклопедия

Используемые источники:

  • https://srazu.pro/teoriya/percepciya-v-psixologii.html
  • https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/268/перцептивная_деятельность
  • https://psychology.academic.ru/3799/перцептивные_действия
  • https://studopedia.ru/10_219653_fenomenalnoe-pertseptivnoe-pole—eto-opit-poluchenniy-individom-v-hode-vsey-zhizni-i-yavlyayushchiysya-unikalnim-dlya-nego-igraet-bolshuyu-rol-v-formirovanii-ya-kontseptsii.html
  • https://universal_ru_en.academic.ru/1980153/перцептивное_поле

Статья по теме «Перцептивная функция общения»

Перцептивная функция общения

Перцептивная функция подразумевает

межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты:

  • 1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;
  • 2) всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте говорящего и слушающего;
  • 3) незнакомая информация воспринимается медленнее, чем информация знакомая;
  • 4) в незнакомой ситуации люди склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими апробированы в похожих ситуациях;

В процесс коммуникации включены как минимум два человека, поэтому необходимо учитывать не только свои потребности, установки, но и потребности, мотивы, установки партнера по общению. Были выделены следующие психологические механизмы:

идентификация, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация

— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам. В обыденной жизни люди часто не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать (атрибутировать) друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения. Идентификация — это один из самых простых способов понимания другого человека. При идентификации используют механизм эмпатии.
Эмпатия
— эмоциональный отклик на проблему собеседника, сопереживание его жизненным обстоятельствам и внутреннему состоянию.

Рефлексия

— это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Аттракция (привлечение)

— форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Каузальная атрибуция

– механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

Для повышения успешности общения важно принимать в расчет ряд эффектов

, возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы следующие эффекты: «ореола» (галла-эффект), новизны и первичности, проекции или стереотипизации.

Сущность эффекта «ореола»

объясняется формированием специфической установки на воспринимаемого человека, а также через направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Информация, получаемая о человеке, обрабатывается определенным образом: выбирается и сохраняется только та информация, которая соответствует образу, который был создан ранее. Этот образ, ранее существующий, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты данного человека.

Так, если о человеке сложилось благоприятное впечатление, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже его достойное поведение не замечается или истолковывается как случайное, неискреннее.

Эффект «ореола» наиболее явно проявляется тогда, когда мы плохо знаем партнера по общению.

К эффекту «ореола» приводят три основные ошибки:

■ ошибка превосходства;

■ ошибка привлекательности;

■ ошибка отношения к нам.

Ошибки превосходства

возникают при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.

Группам испытуемых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой — преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания.

Вот описание преступника: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». А вот описание героя: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».

Не менее частыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет.

Ошибка привлекательности заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д.

Л.Н. Толстой в «Крейцеровой сонате» писал: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Очень распространенная ошибка — ошибка отношения к нам

. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо или безразлично.

Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.

Эффект первичности и новизны

касается влияния порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. На наше восприятие незнакомых людей наибольшее влияние оказывает первичная, предъявленная в первую очередь информация. Напротив, в ситуациях восприятия знакомых людей действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

Эффект стереотипизации

чрезвычайно распространен при организации общения с малознакомыми людьми. Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ человека, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта человека и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Выделяют стереотипы:

профессиональные, антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие.

Стереотипизация может привести к двум различным последствиям.

С одной стороны, это приводит к упрощению процесса познания другого человека, что помогает сокращать время переработки информации и принятия решения. В другом случае стереотипизация может приводить к возникновению предубеждения. Г. Оллпорт писал по этому поводу, что «ярлыки действуют как поющие сирены, заставляющие нас забывать обо всех тонких различиях, которые мы в другом случае должны были заметить».

Антропологические стереотипы

заставляют нас приписывать человеку внутренние, психологические качества на основании его антропологических признаков, особенностей физического облика (форма лица, расположение глаз, величина рта и др.). Например, добродушие связывают с «крупным» обликом, тучностью, а уверенность и привлекательность со стройностью; контактность — с отсутствием резких движений. В настоящее время эти открытия широко используются в кино, шоу-бизнесе, рекламе и т.д. Кто из нас не помнит добродушных домохозяек, с улыбкой расхваливающих бульонные кубики, стройных девушек в облаке аромата рекламируемого дезодоранта.

Часто мы оцениваем человека в зависимости от того, к какой нации, этнической группе он принадлежит. Вот несколько распространенных этнонациональных стереотипов:

американцы нацелены на достижение успеха, евреи — хитрые, немцы — педанты, южный человек — это темпераментная, горячая натура. Доказано, что больше всего этнонациональные стереотипы влияют именно на тех людей, кто не знаком с данным этносом, не жил среди людей этой национальности. Этнонациональные стереотипы вовсе не так уж и безобидны. Очень часто они являются основой для дискриминации одних людей другими.

У каждого народа есть свои «козлы отпущения». В Англии самыми популярными для шуток являются шотландцы и ирландцы, в Америке — это недалекий и бестолковый индеец, в России — чукча.

Практически каждый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить его характеристики, но в них почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок, так как оценка собеседника осуществляется путем использования социальных стереотипов.

Социальные стереотипы разделяются на:

■ социально-статусные (зависят от статуса собеседника, его превосходства);

■ экспрессивно-эстетические (зависят от восприятия внешности партнера);

■ вербально-поведенческие (зависят от поведения и отношения собеседника).

Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его статуса.

Студентам сообщали, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост человека и записать оценку на листочке. Человека, чей рост требовалось оценить, представляли — мистер Инглэнд из Кембриджа. В другой группе его представляли как преподавателя из Кембриджа. В следующей группе мистер Инглэнд становился профессором из Кембриджа. Целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Результаты оказались поразительными. Разница в оценках роста в группе, где социальный статус «мистера Инглэнда» наименьший (студент), и последней группы, где статус наивысший (профессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким казался человек.

Исследования показывают, что для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в нашем распоряжении имеется два основных источника информации:

  • 1) одежда человека, его внешнее «оформление» (знаки отличия, очки, прическа, награды, машина, обстановка кабинета и др.);
  • 2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе. Кроме этих признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

В деловом общении для подчеркивания высокого социального статуса принят официальный стиль — строгий деловой костюм.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека.

Экспрессивно-эстетические стереотипы

заключаются в зависимости оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»). Если человек кажется нам привлекательным внешне, то мы невольно наделяем его и положительными личностными чертами, т.е. проецируем внешнее на внутреннее. Мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и, наоборот, какие-то качества человека могут недооцениваться людьми.

На прямой вопрос: «Судите ли вы о внутренней привлекательности человека по его внешности?» — большинство людей, скорее всего, ответят отрицательно. Однако факты свидетельствуют о другом.

Показательна история

английского короля Ричарда Третьего, «черной легенды» Британии. Судя по историческим данным, хроникам Томаса Мора, которыми воспользовался В. Шекспир, король, поднявшийся на трон «по трупам родичей и противников», был отъявленным злодеем, да еще и горбатым огромным уродом. Но совсем недавно историки установили; что после смерти Ричарда враждебный ему клан подтасовал не только часть исторических сведений, где король изображался злодеем и уродом, но и заставил придворных художников переписать портрет Ричарда. Враги короля, желая очернить его в глазах потомков, не ограничились клеветой на его дела, портрет должен был уверить всех, что Ричард — злой человек.

В ходе одного из экспериментов психологи заранее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 50 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?» «Красивых» людей мужчины и женщины описали как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивые» и даже те, что находились в категории обыкновенных. Кроме того, мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Таким образом, здесь имеет место ошибка привлекательности.

Экспрессивно-эстетические стереотипы

влияют не только на оценку личностных особенностей человека, но и на оценку результатов его деятельности. Действие этого механизма описано писателем Дорошевичем, современником Чехова, в трагикомическом рассказе «Писательница». Пожилая некрасивая писательница Маурина замечает, что ее произведения — отнюдь не бездарные! — упорно не печатает ни одна редакция. Ей приходит в голову мысль просить свою знакомую, молодую и красивую гувернантку, оставшуюся без работы, ходить по редакциям с теми же рукописями, выдавая себя за Маурину. И происходит чудо, редакторы, неделями не удосуживавшиеся прочитать рассказ или повесть, теперь не только читают, но и публикуют эти произведения. На них действует красота и молодость девушки: «Интересно знать, что думает такая красивая головка… И откуда она все это знает? Такая молодая женщина со взглядами, полными пессимизма». Когда девушка отказывается от «сотрудничества» и писательнице приходится вновь самой добиваться публикаций, ситуация отказов, невнимания и пренебрежения повторяется. Совершенно очевидно, что здесь сыграл роль фактор привлекательности: внутренний мир пожилой и некрасивой женщины не интересовал, а переживания и мысли молодой красавицы привлекали внимание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]