Тест является синонимом слова «чашка» и происходит из старофранцузского языка. Сосуды из обожженной глины, которые использовали алхимики для своих опытов, назывались «тесты».
В русском языке это слово имело два значения:
- Религиозная клятва, испытательная присяга, которую давал человек, вступающий в общественную должность, доказывая, таким образом, что он не тайный католик;
- Второе значение – это плоский плавильный сосуд, который использовался для выделения олова из золота или серебра.
Как психологический термин «тест» появился в конце XIX века. Термин тест используется наряду с термином методика и в 1970-е годы, когда проходило становление советской психодиагностики, термин имел негативное значение, обозначая его «буржуазное происхождение». В то время все тесты были переименованы в методики. В наше время нет оснований отказываться от этого термина-понятия, с которым связана вся история психодиагностики.
Вполне понятно, что как любому инструменту познания, тесту присущи свои особенности. В зависимости от конкретных обстоятельств исследования особенности тестов могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков.
Эффективность использования тестов будет зависеть от учета многих факторов:
- Теоретическая концепция, являющаяся базой того или иного теста;
- Область его применения;
- Комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам и психометрическим характеристикам.
Надо сказать, что известные представления о «простоте» и доступности тестов совсем не соответствуют действительности. Тест, являясь средством исследования сложнейших психических явлений, никак не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Только при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих исследований, возможно научное использование тестов. Помимо этого важно следовать этическим нормам психодиагностики.
Таким образом, психологический тест – это стандартизированное задание. Его результаты говорят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях, навыках испытуемого. Психологические тесты имеют свои сферы приложения:
- Диагностика психических состояний и свойств личности;
- Диагностика межличностных и семейных отношений;
- Диагностика профессионального подбора кадров.
Методики тестирования
При отборе кадров работодателю важно получить полную информацию о кандидате – от потенциала до психологических наклонностей. Для этого компании используют психологический тест на работу, оценивающий, в зависимости от разработчика, от 1 до 32 факторов личности. Оценка каждого фактора говорит о предрасположенности кандидата к тем или иным поведенческим моделям.
Пример короткого психологического теста:
Пройти Подготовиться
Каждый работодатель определяет собственный набор факторов, необходимых для должности.
Есть две базовых методики определения качеств личности:
- проективная,
- многофакторные опросники для определения типа личности.
Проективные методики
В основе метода лежит ассоциативный подход. Оценка личностных качеств основывается на психодиагностике. Здесь не выявляются отдельные черты, а дается общая оценка личности.
Метод базируется на создании ситуации, в которой внешние раздражители стимулируют психические процессы внутри личности. Один из самых узнаваемых психодиагностических методов оценки – тест Роршаха.
Пример изображения из теста Роршаха
В психодиагностических методиках используются различные элементы, которые придется дополнить, продолжить или растолковать. Например, абстрактные изображения, цвета, текст и т.д.
Соискателям предстоит:
- интерпретировать сюжеты на картинках;
- дописать незаконченные предложения;
- описать абстрактное изображение, или самому схематически изобразить тот или иной сюжет.
Ассоциации, которые возникают у соискателей, считаются прямым отражением опыта и поведенческих моделей. Таким образом, работодатели получают примерную картину личности каждого человека, с указанием положительных и отрицательных качеств человека.
У проективных методик есть одно преимущество:
- Исключена возможность подстроить свои ответы так, чтобы создать о себе положительное мнение.
Но недостатков
гораздо больше:
- Сложность в интерпретации результатов. Чтобы дать оценку кандидату, нужны рекрутеры с психологическим образованием.
- На оценку одного человека уходит много времени.
- Оценивается общая «картина личности» кандидата, а не отдельные качества.
- Небольшая информативность для работодателей.
Из-за этих недостатков работодатели используют проективные методики лишь в качестве дополнения к тестированию, уже после принятия решения о найме сотрудника.
Виды испытаний на основе проективного метода
Тест Люшера – восьмицветный, многоцветный
Пример цветов из теста Люшера
8-цветный Lüscher-Test основан на взаимосвязи выбранных цветов с чертами характера, склонностью к конкретным профессиям, настроением, работоспособностью. Для цветовой характеристики требуется 4 базовых цвета и столько же дополнительных.
Характеристики цветов в тесте Люшера
Цвета | Значения |
Синий | Соответствие; чувствительность; спокойствие; единство; согласие; принятие; любовь. |
Сине-зеленый | Независимость; предусмотрительность; усилие воли; упрямство, властность, владение собой. |
Красно-желтый | Независимость; воля; натиск; переживание; успех; действие. |
Желто-красный | Сумасбродство; счастье; ожидание; новизна; поиск; движение. |
Замечание:
В бесконфликтном состоянии базовые цвета занимают 5 первых позиций и характеризуют его эмоциональное состояние.
Дополнительные:
- фиолетовый — тревожность, стресс;
- коричневый — переживания;
- черный — страх;
- нулевой — огорчение.
Эти цвета говорят об отрицательных сторонах личности.
Тестирование Роршаха и другие подобные испытания используются в клинической психологии и психиатрии, и редко применяются при приеме на работу в оригинальном виде. Чаще всего кандидатов просят выбрать одно изображение из представленных, либо отсортировать их, как цвета из предыдущего примера.
Многофакторные методики исследования личности
Гораздо чаще в рекрутинге используются многофакторные методики определения качеств личности.
Пример многофакторного теста Big5:
Пройти Подготовиться
У них несколько преимуществ:
- Испытания проходят и оцениваются в автоматическом (онлайн) режиме, без участия рекрутера.
- Невысокая стоимость тестирования одного кандидата.
- Оценка конкретных качеств, необходимых для работы в должности.
- Доказанная точность оценки.
Такие методики используются в качестве отборочных тестов при приеме на работ
у, вместе с тестами способностей и потенциала. Чаще всего их предлагают на самом собеседовании, после тестирования способностей или online.
Существуют как бесплатные, так и коммерческие методики оценки, разработанные международными консалтинговыми компаниями: SHL, talent Q.
Крупные компании, например, Газпром, Сбербанк, METRO используют OPQ32 от SHL для оценки кандидатов.
Характеристики психологических тестов
Применяемые в наше время тесты, как в научных исследованиях, так и в практическом консультировании, очень разнообразны. Несмотря на это разнообразие к ним предъявляются одни и те же требования или, говоря другими словами, психологические тесты имеют основные характеристики – валидность, надежность, стандартность. Остановимся на этих характеристиках:
- Стандартность. Любая тестовая методика обязательно проходит стандартизацию, по её итогам полученные данные должны соответствовать закону нормального распределения или норме социокультурного характера. В соответствии с этими нормами формируются диапазоны значений, которые говорят о силе выраженности исследуемого признака;
- Второй характеристикой тестов является их надежность или свойство теста при повторном измерении давать близкие результаты. Если методика надежна, то должна давать сходные результаты, независимо от пола экспериментатора, времени года. Сама методика должна сводить к минимуму все фоновые факторы, что и определяет её надежность;
- Такая характеристика как валидность показывает соответствие результатов теста той характеристике, для которой он предназначен. Валидность может быть внутренней и внешней. Внешняя валидность может быть проверена положительной корреляцией с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта можно сопоставить с академической успеваемостью. В отношении внутренней валидности гораздо сложнее. В данном случае речь идет о теоретической связи – насколько реально внутренняя модель моделирует заявленный аспект. При наличии аналогичных «проверенных» методик уже проще, потому что возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. Внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы.
Психологическое тестирование в наше время используется в различных сферах общественной практики. Успех или неуспех в конкретных ситуациях определяют интеллектуальные, эмоциональные, личностные особенности человека. Психологические процедуры в виде тестов дают возможность быстро и довольно точно определить, какими качествами обладает конкретный человек. Информация, полученная таким способом, позволяет понять многое из того, что случилось в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.
Как подготовиться к психологическому тестированию
Цель психологических опросников в том, чтобы проверить, есть ли у кандидата качества, которые нужны работодателю, или нет.
В личностном тестировании нет плохих или хороших результатов. Даже минимальная оценка качества не означает, что кандидат не подходит для должности.
Например, две компании, набирая кандидатов на одинаковые позиции, иногда требуют разный набор личностных качеств.
- Чтобы пройти тест личности при приеме на работу, важно понимать принцип, по которому оцениваются те или иные качества. То есть важно понять, на чем построены задания, изучив модель Big5.
- Следующим этапом важно понимать, какой тип личности считается предпочтительным у конкретного работодателя. Для этого помогут соцсети и работающие в компании сотрудники.
- И последний этап подготовки – это прохождение тренировочных онлайн опросников так, чтобы показать требуемый работодателю результат. Анализируя образец отчета после каждой тренировки, учатся показывать те или иные качества.
Поскольку тестирование личности построено на единой психологической модели Big5, освоив эту модель, кандидат научится проходить любые такие задания.
Кроме того, важно сравнивать результаты тренировки с результатами других пользователей. Это позволяет понять примерный уровень подготовки.
Проективные методы.
Проективные методы — это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин «проекция» впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин «проекция» — приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует «проекцию» в другом смысле — символический перенос во вне — внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Требования к тестам
- Тест должен иметь указание на теоретическую основу или на фамилию автора;
- Должен быть проверен на определенном контингенте испытуемых;
- Должны быть заданы стандарты и указано, для кого этот стандарт;
- Должна быть пометка, нуждается ли тест в профессиональном использовании или возможно применение непрофессионалами;
- Должны удовлетворять следующим критериям:
- Стандартизация (условия проведения, контингент, правила обработки результатов, интерпретация);
- Надежность (получение тех же результатов при повторном проведении);
- Валидность (способность теста измерять именно то, для измерения чего он предназначен).
Как про меня писали
Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно — если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент — выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.
Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума — в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим когнитивным искажением, оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.
Тесты на умственные способности
Эта группа методик позволяет оценить качество и скорость когнитивных процессов, протекающих в вашем мозге: памяти, восприятия, внимания, мышления. Чем лучше результаты, тем эффективнее любая ваша деятельность. Однако не стоит воспринимать их как константу. Все функции мозга поддаются тренировке. Низкие показатели сегодня могут стать очень высокими через месяц.
Пройдите тесты и отметьте функции, которые хотели бы подтянуть, начните усердно заниматься. Спустя время повторите диагностику и зафиксируйте результаты.
- Тест Айзенка на IQ
Классическая методика, которая используется для измерения коэффициента интеллекта. Вопреки расхожему мнению, она не определяет качество знаний и эрудицию, а фиксирует умение человека находить закономерности, видеть логические связи, оперировать абстрактными понятиями и т. п. Вам будет предложено ответить на 40 вопросов за 30 минут.
- Прогрессивные матрицы Рейвена
Еще один тест, направленный на оценку интеллектуального развития. В отличие от предыдущего все задания здесь однотипные и простые. Испытуемому предъявляются изображения с пропущенными фрагментами и 5-6 вариантов этих самых фрагментов. Нужно выбрать верный.
- Тест на логическое мышление
Интересная и забавная методика, которая оценивает вашу способность мыслить логически. На экране будут появляться странные утверждения. Например: “Некоторые яблоки являются собаками. Все собаки одноглазые”. Под ними вы найдете несколько логических выводов, из которых нужно выбрать верные. Всего вас ждет 12 таких заданий. Выполнить их нужно за 8 минут.
- Тест на инженерное мышление Беннета
Его еще называют тестом на техническую понятливость. Помогает выявить людей с инженерным складом ума. Вас ждут 70 вопросов про шестеренки, зубчатые колеса, грузы и т. п. В большинстве из них нужно рассчитать траекторию движения. На прохождение отводится 30 минут.
- Тестирование памяти по системе “Образ – Число”
Эта методика не только измеряет ваши навыки запоминания информации, но и тренирует их. На экране будут появляться картинки с цифрами, ваша задача – запомнить, какой картинке какая цифра соответствует.
- Тест на эмоциональный интеллект по Холлу
Эмоциональный интеллект помогает нам ориентироваться в своих и чужих эмоциях. Он лежит в основе большинства метанавыков, без которых сегодня невозможна продуктивная и успешная жизнь.
Тест помогает оценить эмоциональный интеллект по таким 5 параметрам, как эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, влияние на эмоции других людей. Он состоит из 30 утверждений, с которыми вам нужно согласиться или нет.
Это отнюдь не единственная методика. Остальные можно найти в нашей расширенной подборке тестов на эмоциональный интеллект.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
- Тест когнитивных способностей
Оценить работу сразу всех когнитивных функций вам поможет методика на платформе Викиум. По результатам выполнения вы получите подробное описание своего когнитивного профиля, включающего такие характеристики, как уровень концентрации внимания, наглядно-образного мышления, работы кратковременной и долговременной памяти, вербальной и невербальной логики.
А также вы узнаете некоторые личностные особенности, влияющие на работоспособность и эффективность деятельности, свои сильные и слабые стороны. Тест платный и стоит 990 руб. На его прохождение потребуется примерно полчаса.
Я-структурный тест Аммона, 220 вопросов
Немецкий психиатр и психоаналитик Гюнтер Аммон — один из создателей и лидеров динамической психиатрии. Его тест выявляет множество деталей о личности, типизируя каждую из характеристик по трем видам. Например, Аммон различает следующие виды агрессии:
- конструктивная — целенаправленная активность, способность сохранять отношения и волевым образом решать задачи, активно строить собственную жизнь,
- деструктивная — неверно направленная, разрушительная для себя и окружающих, разрывающая отношения, обесценивающая других,
- дефицитарная — уход в себя, отсутствие активности, безучастность, избегание соперничества и конструктивного спора, душевная пустота (согласно Аммону, это тоже агрессия).
Тревога или страх, оставаясь в конструктивных пределах, помогают адекватно воспринимать ситуацию и реалистично оценивать опасность. Деструктивный страх переполняет психику и парализует. Дефицитарный — свидетельствует о том, что защитная функция психики и регулирование поведения более не служат пациенту добрую службу.
Гюнтер Аммон выделяет также конструктивный нарциссизм (адекватное позитивное отношение к себе, признание своих слабостей), деструктивный (нереалистично высокая самооценка, неспособность принимать критику) и дефицитарный (отсутствие контакта с самим собой, ведомость, зависимость от мнения других, отказ от собственных интересов и потребностей).
Опросники.
Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
- Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
- Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
- Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники — дают информацию о личности:
- типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
- опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера: многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы — начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.
Тесты на пограничные расстройства и психические отклонения
Отследить психологическое неблагополучие и развивающиеся отклонения вам помогут специальные диагностические методики. Их результаты не стоит воспринимать как диагнозы, тем более заниматься самолечением. Если какой-то показатель вас тревожит, обратитесь к специалисту. Не забудьте сообщить о пройденных тестах и полученных результатах.
- Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина
С помощью этой методики можно диагностировать как ситуативную тревожность, так и личностную тревожность, которая является довольно устойчивой характеристикой. Высокие показатели свидетельствуют о склонности воспринимать многие объективно безобидные явления как угрожающие. Повышенный уровень тревожности негативно сказывается на психическом состоянии и качестве жизни, поэтому необходимо работать над приведением его в норму.
- Шкала депрессии Бека
Если вас мучают перепады настроения, упадок сил и апатия, обязательно пройдите этот тест. Он поможет выявить депрессию даже на ранних стадиях и определить ее выраженность. Опросник состоит из утверждений, среди которых вам нужно выбрать относящиеся к вам.
Для более серьезной диагностики загляните в нашу подборку тестов на депрессию.
- Экспресс-диагностика невроза
Невроз – нарушение работы психики, которое характеризуется перевозбуждением нервной системы, снижением работоспособности, навязчивыми состояниями и чрезмерной тревожностью. Крайне трудно поддается лечению в запущенной стадии, зато успешно корректируется в самом начале болезни. Поэтому важно не упустить этот момент и вовремя обратиться к специалисту.
- Тест на шизофрению
Шизофрения – серьезное психическое заболевание, которое затрудняет существование человека в обществе и зачастую требует изоляции. Самому его обнаружить очень сложно, так как нарушается адекватность восприятия. С помощью теста можно проверить наличие симптомов шизофрении у близких, задав им 53 вопроса из опросника.
- Тест на синдром хронической усталости
Синдром хронической усталости не является психическим отклонением, но вполне может стать его причиной. Нервная система очень быстро истощается при перегрузках и дает сбои. Проверьте с помощью методики, не пора ли вам серьезно задуматься об отдыхе.
- Индекс агрессивности Басса-Дарки
Повышенная агрессивность часто является следствием нерешенных внутренних конфликтов. Если ничего с ней не делать, рано или поздно она может привести к аффекту и стать причиной деструктивного поведения. Тест помогает определить уровень агрессивности. Вам предстоит согласиться или опровергнуть представленные утверждения, которых всего 30.
- Тест Сонди на выявление психологических отклонений
Подытожим нашу невеселую подборку интересным психоаналитическим тестом. Он помогает выявить акцентуации характера, т. е. сильно выраженные, заостренные характеристики, которые часто становятся основой для развития всевозможных отклонений. Методика проективная. Вам не придется напрямую отвечать на вопросы. Испытуемым демонстрируются серии черно-белых портретов людей. Нужно выбрать 2 наиболее приятных и 2 наиболее неприятных портрета.
Цветовой тест Люшера
Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, — то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем — нереалистичность и очарованность, а желтый — эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно — каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.
С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.
MMPI, или «тест СМИЛ», 566 вопросов
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI — Minnesota Multiphasic Personality Inventory) разработали на рубеже 1930–1940-х годов прошлого века. В основе этой методики, которую активно используют в клинической практике, — сопоставление ответов пациентов с ответами больных ипохондрией, депрессией, истерией, психопатией, паранойей и другими расстройствами.
В СССР тест адаптировали к нашим реалиям в 1960-е годы. Методику назвали «Стандартизированное многофакторное исследование личности» — тест СМИЛ.
Многофакторность исследования требует ответа, например, на такие вопросы: «Часто ли у вас случаются запоры?» и «Хороший ли человек ваш отец?» Придется хорошенько подумать, прежде чем согласиться или не согласиться с утверждением «Иногда для забавы я пугаю людей, так как мне легко других заставить себя бояться». Да и в целом это презабавная забава — проходить тест из 566 вопросов.
Но время на него потратить стоит. На выходе мы получаем громаду подробностей о себе, расписанных по множеству шкал — от гипотетической склонности к алкоголизму, уровня цинизма и эскапизма до «органического поражения хвостатого ядра» (участка мозга, отвечающего за движение).
Тест СМИЛ (MMPI) — по ссылке.
Тесты для детей и подростков
В этой категории я собрала самые интересные и полезные методики для подрастающего поколения. Подростки могут пройти их самостоятельно, маленькие дети – с помощью родителей.
- Тест “Дом, дерево, человек”
Очень популярная у психологов проективная методика. С помощью нее можно провести глубокий анализ личности испытуемого. Подходит для любого возраста, но особенно часто используется для тестирования детей. Испытуемому предлагается нарисовать на листе A4 дом, дерево и человека. После этого нужно ответить на 158 вопросов по поводу готового рисунка.
- Тест на определение предпочтительного стиля обучения Хани-Мамфорда
Методика поможет выявить самые эффективные способы обучения для вашего ребенка. От правильного подхода к выбору обучающего стиля зависит скорость и качество усвоения материала. Желательно, чтобы ребенок прошел его до поступления в школу. Это даст вам возможность помочь ему быстрее пройти адаптацию.
- Диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков
Этот тест нужно проходить родителям. В нем 45 вопросов, касающихся поведения и самочувствия ребенка, на которые нужно ответить “да” или “нет”. Он позволяет оценить выраженность таких расстройств, как вегетативные дисфункции, нарушение аппетита, сна и поведения, депрессивные и астенические расстройства, фобии и страхи.
- Тест для школьников на межличностные отношения
Методика помогает определить отношение детей в возрасте 10–16 лет к себе и к другим людям. Очень важно, чтобы у ребенка в этом возрасте сформировалась способность принимать не только человеческие достоинства, но и недостатки, проявлять терпимость к чужим слабостям и ошибкам. Это залог эффективного межличностного взаимодействия.
- Тест на определение профориентации
Ближе к окончанию школы ребенок начинает задумываться о выборе профессии. Выбор этот очень непростой и важный. Чтобы работа приносила удовольствие и была максимально успешной, нужно учесть индивидуальные особенности. Для этого и создана методика. Она помогает определить, с чем у человека лучше всего получается взаимодействовать в процессе деятельности: с людьми, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI)
Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов — и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.
MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования — созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой — вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.