Перфекционист — это человек, который стремится к совершенству

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! В последнее время в обиходе стало часто появляться слово перфекционист и многие задаются вопросом — кто это? Сегодня я подробно раскрою определение этого слова и расскажу о положительных и отрицательных чертах такого типа личности. В статье вы также увидите несколько фото, которые иллюстрируют образно говоря «Ад» и «Рай» для перфекциониста.

Клеопатра

А вы знали, что существовало шестнадцать цариц, которые гордо носили это имя? Но нас интересует Клеопатра Седьмая. Женщина, о которой снято бесчисленное количество фильмов. Женщина, чье имя стало определением красоты и вечной молодости. Любовью всей жизни Клеопатры был Марк Антоний и, кажется, их роман – один из самых знаменитых в мировой истории. Но это не помешало ей стать роковой возлюбленной Цезаря. “Первая в мире знаменитость” – так называл клеопатру критик Гарольд Блум. Ведь вся ее история и жизнь – это театр, в котором ей довелось сыграть несчитанное множество ролей. О волшебный чарах этой женщины ходят легенды. А ведь мы даже не знаем, как она выглядела. Древние историки восхищаются её обаянием – не красотой. Ее чары пленили – это был какой-то необыкновенный шарм.


Клеопатра

Скрытые признаки гордыни

Если явные признаки гордыни легко увидеть и прочесть в человеке, то скрытые признаки гордыни часто маскируются под благими намерениями и “добренькими поступками”. И вычислить их можно только по результатам деятельности человека и его отношениям с другими людьми и миром в целом.

Нежелание и неумение просить о помощи

Программа “я сам/-а”, когда человек отказывается от помощи, не принимает её, избегает просить о помощи, оправдывая это тем, что так проще и сам/а прекрасно справится — очень хитрая программа.

На самом деле за ней стоит: “Я сам/-а всё могу. Я это сделаю лучше, чем другие. Я знаю, как лучше и правильнее. Я сделаю это быстрее и качественнее”.

То есть человек не доверяет другим и предпочитает идти путём наименьшего сопротивления, не прикладывая лишних усилий, чтобы договориться с людьми — такая своеобразная духовная лень.

Безынициативность

Те, кто избегает проявления инициативы, это люди, которые боятся ответственности, начинать что-то новое, ошибок и очень зависят от чужого мнения.

Оправдывают себя тем, что: “А вдруг я ошибусь и у меня не получится, тогда лучше не браться вообще.”

Принцип мышления: ”Если вам что-то надо, вы и делайте. Просите меня, обращайтесь ко мне. А я не буду прикладывать усилий, чтобы первому проявлять инициативу и с вами общаться и тому подобное.”

Подобное поведение может прослеживаться и в профессиональной сфере, и в личных отношениях, когда человек избегает первым мириться после ссоры и т.д.

Безответственность скрытая

Подобные люди часто изображают бурную деятельность, массу инициативы и фонтанируют идеями, но когда действительно доходит до дела или воплощения задуманного, уходят в сторону и делают вид, что так и было.

Их принципы: “Моя хата с краю — ничего не знаю. А почему я должен/-на это делать, если…”

Они никогда не стремятся проявить себя и воспользоваться шансом показать свои способности. Им проще “отсидеться в кустах”.

Получается, что подобные люди свои идеи стараются реализовать чужими руками и не вкладывать собственных настоящих сил и усилий. А значит, они не реализуют свои таланты и способности и отказываются от развития.

Лень и стремление к халяве

Любая лень — это отказ от действий и движения, а значит, развития и жизни. Избегая прикладывать усилия, стараясь получить что-то на халяву, человек превращает себя в “Обломова” или Емелю.

Если идёт по пути Емели, то выбирает принцип “пусть само по себе делается”. Но так не бывает, ведь если делается, значит, кто-то это делает. То есть получается, что человек хочет добиться своего за счёт труда других, а сам ничего не вкладывает.

Либо если выбирает путь “Обломова”, то деградирует и очень быстро теряет человеческий облик, превращаясь в полутруп.

В каждом из случаев человек отказывается от развития, не прикладывает усилий, обесценивает труд других людей, считая, что свои силы дороже и значимее.

Жертвенность и синдром спасателя

Такими людьми руководит жалость и подсознательное ожидание, что произойдёт что-то плохое.

Принцип мышления: “Я должен/на всем и всегда. Я спасу всех и вся. Дам совет, причиню добро и расскажу, как правильно. Только у меня есть силы и знания, чтобы помочь другим людям”.

Такой человек обычно на показ обезценивает себя и свой труд, чтобы потом предъявить счёт в виде претензий и требований уважения, внимания и любви. На самом деле такой человек считает свой труд настолько важным, что позволяет себе предъявлять другим счёт.

Часто за маской жертвенности и мнимой заботы прячется чрезмерный контроль всего и вся. Отсутствие доверия себе, людям, миру и Богу.

Подробнее про синдром спасателя смотри в статье Жертва — тиран, как программа взаимоотношений

Манипулирование скрытое

Помощь, проявления внимания и заботы, “любви”, пожертвования, добрые дела, намёки, вместо прямой просьбы — часто являются скрытым манипулированием, за которым стоит личная выгода. Мотивацией таких дел является корысть.

Включая скрытую манипуляцию, человек обманывает себя и других, заворачивая в “красивую обёртку” добрых дел собственные личные цели, которые он хочет достигнуть за счёт чужих усилий.

Самомнение

Проявление 1: «я сам себе царь»

«Мне пофиг на все авторитеты и мнения. Я сам/-а лучше знаю, как мне…»

Данным симптомам чаще всего подвержены учителя, врачи, целители, маги и те, кто называют себя «ведунами», «жрецами» и т.д.

Есть два основных признака попадания на этот крючок самомнения:

  1. Отрицание признанных авторитетов по теме и их трудов.
  2. Отсутствие учителя и наставника в лице живого человека, а не «высших».

Мышление: «Я сам/-а такой «крутой», знающий, умный и опытный, что практика и опыт других людей в этой теме для меня ничего не значат и не стоят».

За этим стоит нежелание перенимать опыт и знания других людей, отсутствие доверия к ним. А следовательно, мнение, что мой опыт и знания ценнее и значимее, чем опыт и знания других людей в этой теме.

Екатерина II

Одна из самых известных женщин в российской истории. При правлении императрицы построили 216 городов, увеличили вдвое количество промышленных предприятий. Она увлекалась живописью и литературой, просыпалась с рассветом, играла в бильярд, выигрывала войны. И, между делом, меняла фаворитов. В Санкт-Петербурге можно проникнуться царской атмосферой – особенно, если посетить царские дворцы. Но вдохновиться в северной столице можно и просто прогулявшись по дворам Санкт-Петербурга.


Екатерина II

Мария Склодовская-Кюри

Женщина, которая не просто получила Нобелевскую премию в области химии, а сделала это дважды. Она считала, что деньги нужны только для удовлетворения простых потребностей. И часто отказывалась от медалей и наград. Эйнштейн был уверен, что Мария Кюри – единственный человек, которого слава и деньги никогда бы не испортили.


Мария Склодовская-Кюри

Пришла пора поговорить о твоем окружении

Если ты не контролируешь свое окружение, то окружение контролирует тебя. Есть одна замечательная метафора: если взять банку с солеными огурцами и положить в нее один свежий огурчик на пару дней, то знаешь, что с ним будет? Правильно! Он тоже станет соленым! Потому что начнет впитывать рассол. ⠀

А теперь подумай, в каком «рассоле» ежедневно варишься ты? Кто тебя окружает? Это позитивные и успешные люди? Если нет — срочно начинай менять окружение. Не звони и не приходи на встречи к тем, кто тебя не вдохновляет, а еще хуже, критикует или сливает на тебя свои проблемы и негатив. ⠀

Как бы это не звучало грубо, ракете, для того чтобы взлететь, нужно сбросить по пути пару-тройку ненужных ступеней. Не терпи. Если ты видишь, что человек продолжает нагло нарушать твои личные границы — прощайся с ним. Нет смысла тратить время. Люди в 90% случаев не меняются. Они меняются только тогда, когда сами этого сильно захотят. Но часто люди сидят в болоте и окружают себя «обломщиками» — людьми, которые тянут вниз.

Известный бизнес-тренер Бодо Шефер, очень ярко показал на одном из своих тренингов то, как влияет окружение на жизнь. Бодо залез на стол, попросил своего переводчика подойти и потянуть его за руку вниз. Переводчик начал тянуть. И в этот момент Бодо обращается к зрителям с вопросом: «Кому сейчас будет легче? Переводчику стащить меня вниз со стола? Или мне затащить на стол переводчика? Кому проще?»

Конечно же, проще тому, кто тащит вниз! Если вокруг тебя болото, если тебя окружают негативные люди, то они очень просто могут утопить в этом болоте все твои мечты. Они будут говорить, что у тебя ничего не получится, скажут: «Не лезь! Не высовывайся! Зачем тебе это надо? Тебе и так хорошо!»

Когда за тебя решают — меняй окружение. Тем более, если это не твои близкие родственники, а просто знакомые или друзья. Пойми, время — это единственный невосполнимый ресурс. Ты можешь потерять деньги, но снова их заработать, ты можешь потерять здоровье, и снова его восстановить. Но ты не можешь потерять время и получить его обратно. Время не будет восстановлено!

Поэтому, пожалуйста, не окружай себя токсичными людьми. Не трать лучшие годы своей жизни на тех, кто это не оценит. Избавляйся от них сразу же.

Составь список.

  • Кто меня окружает?
  • Кто эти люди?
  • Зачем они вокруг меня и что они мне говорят?

И если ты найдешь в списке человека, который тебя постоянно унижает, опустошает или говорит, что у тебя не получится, то подумай, для чего вы вообще дружите?

Коко Шанель

От певицы в кабаре до иконы стиля и женщины-революции. Та, которая подарила обществу маленькое черное платье и легендарный аромат Chanel №5. Энергия, целеустремленность и потрясающий вкус Коко Шанель изменили мир. Почти сто лет назад знаменитая Коко надела черное маленькое платье в знак скорби по своему погибшему возлюбленному. Наряд француженки произвел настоящую революцию в обществе. Сначала все смеялись над Коко, а через полгода самые модные женщины Франции заказывали такие же платья. Шанель никогда не рисовала эскизов – делала всё сразу на моделях. Она считала, что платье не может быть «безжизненным».

Софья Ковалевская

Чтобы получить образование, Софья Ковалевская фиктивно вышла замуж и уехала в Германию учиться. Кстати, фиктивный муж вскоре по-настоящему влюбился в девушку. По правилам берлинских университетов, женщин не только не зачисляли в студенты, но даже не позволяли быть волными слушателем на лекциях. Но упорство и ум девушки достойны восхищения — преподаватель занимался с ней лично. Но у Софьи была любовь с математикой, однако это не помешало ей в юности увлечься Достоевским. Софья – первая в России и Северной Европе женщина, которая стала профессором математики.

Жизнь без вины — это жизнь без сожалений

Вы знаете, кто вы, чего вы хотите и почему вы этого хотите. Вы делаете все возможное, чтобы достичь своей мечты. Дело не столько в результате, сколько в вашем путешествии по дороге жизни.

Однако есть некоторые мифы, которые могут помешать вам жить без вины.

Мини-косички: быстрые простые прически для прогулки или удаленной работы

Центробанк назвал регионы России с самой дорогой и дешевой ипотекой

Почему в старину предки мечтали о хорошей погоде в Прощеное воскресенье

Голда Меир

История о киевской девочке Голде Меир, которая стала матерью Израиля и железной леди мира. Она стояла у истоков независимого государства Израиль, которое могло бы и не появиться, если бы не было Голды. Во-первых, у страны не было денег, а во-вторых, король Иордании выступил с угрозой, что арабы хотят уничтожить евреев в Палестине. Но Голда Меир блестяще решила эти проблемы: встретилась с королем Иордании, чтобы предотвратить войну. Она переоделась как арабская женщина и перешла границу.

О железной хватке Голды Меир ходили легенды. Лидерские качества – родом из детства. В 11 лет Голда решительно выступила на школьном собрании, при этом ей удалось собрать деньги на учебники для малоимущих. Прошла путь от прачки и кассирши до второй женщины в мире. Политика всегда являлась прерогативой мужчин. Но Голда Меир смело доказала обратное. Меир была настоящей загадкой: несмотря на то, что у нее было всего два платья, её называли самой очаровательной и друзья, и противники. Она могла голодать, но и при этом источала невероятный оптимизм.

Значение слова перфекционист

Слово перфекционист происходит от английского perfect, что в переводе означает совершенство. Но поскольку совершенных людей не бывает, то перфекционисты просто к этому стремятся.

Перфекционизм может быть как адекватной чертой личности, так и отклонением от нормы, в этом случае это невростеническая форма. В книге Тала Бен-Шахара “Парадокс перфекциониста” эти типы называются адаптивный и дезадаптивный перфекционизм.

Существует несколько видов перфекционизма:

  • направленный на себя: стремление быть идеальным;
  • направленный на других: высокие требования к окружающим;
  • направленный на мир: убежденность в том, что мир должен соответствовать определенным правилам и законам.

Некоторые считают что перфекционист и идеалист это синонимы, но это понятия из разных областей и между ними не так уж много общего.

Маргарет Тэтчер

Единственная женщина премьер-министр Великобритании. Она занимала этот пост три срока подряд. И не зря. Маргарет сумела вывести страну из экономического кризиса. И, более того, вернуть Великобритании звание мировой державы. Кстати, политическая карьера вовсе не стала препятствием для счастливого брака.


Маргарет Тэтчер

Мадлен Олбрайт

Первая женщина на посту госсекретаря США. Именно она выступала за проведение Соединенными Штатами активной наступательной внешней политики. Мадлен Олбрайт была первой, кто публично заявил о курсе США на лидерство в мире. Именно она настаивала на сохранении санкционного режима по отношению к Ираку. И только ее “челночная дипломатия” помогла собрать большинство голосов членов ООН, чтобы продлить эти санции. Мадлен Олбрайт – женщина, которая научила броши разговаривать. Через смелые украшения Мадлен транслировала своё настроение и намерение. «Читайте мои броши», – шутливо отвечала Мадлен на все вопросы. СМИ, замерев, ждали каждого выхода «дамы с брошью». Наперебой отгадывая, что значит очередной аксессуар Мадлен Олбрайт.


Мадлен Олбрайт

Техника отстаивания личных границ № 3 — «Я вижу, я чувствую, я думаю»

Эта техника подойдет для ближнего круга общения. То есть для тех людей, которых ты боишься потерять.

  • В первой части «Я вижу» ты описываешь происходящую ситуацию. Ты честно говоришь о том, что сейчас происходит, не переходя на личности.
  • Во второй части «Я чувствую» ты открываешь свои эмоции и чувства, чтобы показать человеку, что с тобой так нельзя. В этом шаге важно говорить Я-сообщениями (говорить только о себе и о своих чувствах).
  • В третьей части «Я думаю» ты показываешь личные границы и устанавливаешь правила и последствия. Ты проговариваешь, что будет дальше, если человек хотя бы еще один раз попробует нарушить твою границу.

Техника работает только, если пройдены все три шага. Шаги нельзя путать местами. Работает всё именно в такой последовательности. В теории, конечно, все просто. Но чтобы овладеть этим инструментом в совершенстве, нужна постоянная практика.

Например, к тебе в гости приехала мама. Пока тебя с мужем не было дома, мама решила убраться в твоей квартире. Она убралась во всех твоих ящиках и личных вещах. Тебе это неприятно, а значит, самое время установить границы:

  • Мама, Я вижу, что ты хотела мне помочь и убралась в моих личных вещах. Спасибо тебе!
  • Я чувствую, как мне сейчас некомфортно. Я не люблю, когда другие люди, даже если это родственники и близкие, трогают мои личные вещи без моего разрешения. Я — хозяйка в этом доме и мне самой нравится наводить порядок. Я не люблю, когда это делают другие.
  • Я думаю, что в следующий раз не стоит убираться в моей квартире без моего согласия (границы). И если это будет повторяться, то в следующий раз в гости будем приезжать мы к тебе, а не ты к нам (последствия).

Если ты говоришь в формате я-сообщения, то люди начинают с уважением относиться к твоим личным границам. Такими сообщениями невозможно кого-то обидеть, потому что в них нет перехода на личности, а значит чувства собеседника не будут задеты.

Опра Уинфри

Её называют главным терапевтом США и лучшей подругой всех домохозяек. В 17 лет она начала стажировку на телевидении. Путь к олимпу пройден успешно. Самая известная телеведущая США обладает состоянием в 3 млрд долларов. Но настоящая история Опры Уинфри страшнее любой вымышленной трагедии. Если приоткрыть завесу прошлого Опры, перехватит дыхание от ужаса. Будущая телезвезда привыкла к пинкам судьбы с детства – она не была желанным ребенком. Вскоре после родов юная мать Опры уехала на заработки, оставив дочь с бабушкой. Благодаря бабушке девочка начала читать и писать уже в два с половиной года. А её феноменальное публичное выступление состоялось еще раньше. Опра так трогательно прочла пасхальную речь перед прихожанами церкви, что те окрестили её “маленьким проповедником”.

Чуть позже мать заберет дочку к себе в город. И, кажется, что история будет со счастливым концом, но нет. В 9 лет началась череда жестоких изнасилований: сначала двоюродные братья, затем – родной дядя. В 13 лет она забеременела и пыталась покончить с собой. Ребенок родился раньше срока и умер после первого вздоха. Звучит жутко, но с этого момента мрачные события в жизни Опры закончилась. Она переехала к отцу и начала всё сначала. Тот постоянно твердил ей, что она гораздо лучше, чем думает. Юная Опра резво пробилась на телевидение – уже в 19 она стала помощником ведущего новостей. Кстати, первой чернокожей девушкой на такой должности. Далее следовал стремительный карьерный рост, и уже в 1986 появилось “Шоу Опры Уинфри”, которое прославило ее на весь мир.

Женщины переживают невероятные потери, боль, испытания, сражаются за власть на политическом ринге и становятся мировыми лидерами. И кто решил назвать их слабым полом?

Кстати, советуем посмотреть сериал о женщинах «Почему женщины убивают»

. Он понравится и мужчинам тоже.

  • Расизм? Или что-то другое?
  • Глава 1

    Расизм без теории, или Почему почти все люди считают себя лучше других?

    Великий ученый Аристотель считал, что демократия — самая замечательная форма правления. Ни о каком принуждении граждан не должно быть и речи! И каждый, даже самый бедный гражданин должен иметь не меньше трех рабов.

    (Исторический факт)

    Чтобы считать себя лучше и выше других, чтобы угнетать и даже поедать иноплеменников, совершенно необязательна теория. В том числе расовая теория. Все первобытные племена без всякой науки считают себя не то что «лучшими», а единственными людьми. Многие племена охотников и рыболовов называют самих себя очень просто: «люди». Они — люди. А все остальное — человечество?! Не люди, конечно же.

    Есть много примеров того, что война для первобытных людей — это не борьба с подобными себе, а вид охоты. Лицо горит, азарт вбрасывает в кровь адреналин, а добыча радостно поедается.

    Если себя называют не просто «люди», а «настоящие люди», то это уже прогресс! Все-таки все остальное человечество уже рассматривается как некие подобия «настоящих» человеческих существ. Именно таково значение самоназвания чукч: «луораветлан» — «настоящие люди». Для племени яна, живущего в Амазонии, мы с вами — вообще не люди. Нет никакой разницы между автором этой книги и его котом. А для чукч разница уже есть. Для них я уже чем-то отличаюсь от кота, хотя и неизмеримо ниже чукчи.

    В таких «прогрессивных» первобытных племенах могут принять иноплеменника, но тогда надо имитировать его рождение от «своей» женщины. Ведь «свои» — это потомки одного какого-то предка, и все они внутри племени родня друг другу. А все иноплеменники — не родня. Они чужие. Чтобы иноплеменник мог стать «своим», его как бы рожают: женщина, в семью которой тебя определяют, изображает твое рождение… и все в порядке, ты «свой». У тебя есть «отец» и «мать», братья и «сестры», весь необходимый набор родственников.

    Но тогда твои настоящие родители, братья и сестры тебе уже никакие не родственники. Если война — ты должен бестрепетной рукой их убить. В смысле — охотиться на них точно так же, как на всякую другую добычу.

    Во всех фольклорах мира есть сюжет: враги нападают на стойбище, истребляют всех врагов, до младенца в люльке. Но убегает молодая женщина с ребенком на руках. В другом варианте сюжета убегает беременная женщина. Иногда кто-то из врагов сознательно щадит ее и «промахивается», стреляя из лука. Ребенок вырастает богатырем, он достойно мстит, истребляя вчерашних победителей — тоже до младенца в люльке. В том числе и пощадившего его человека, его детей и внуков. Мораль понятна: убивай всех, не щади ни беременной бабы, ни грудного младенца — себе дороже.

    А есть и такой поворот этого же старого сюжета… еще мрачнее. В этом варианте некто пощадил малыша в люльке или крохотного ребенка. Ребенок вырос, считая приемных родителей своими настоящими папой и мамой. И тут некая старуха проговорилась: ты не наш! Ты — приемыш, захваченный в разгромленном стойбище. И тогда взрослый богатырь убивает своих приемных родителей и всех людей своего рода-племени: всех — кого успел.

    Мрачная история вызывает такое же мрачное удовлетворение у людей родового общества: для них в ней все «правильно». «Свои» — это «свои» по крови. Те, кто их убил, смертельные «кровные враги», их необходимо истребить. Что они вырастили тебя, во много раз менее важно, чем «кровная месть». Парень и должен отомстить за «своих», убить «врагов».

    Так же относились к «своим» и так же видели «врагов» не только первобытные племена. Древние египтяне называли азиатов «сынами дьявола», «проклятыми». Есть вместе с ними было «мерзость для египтян» (Быт. 43.32).[18] Слово «человек» в древнеегипетском языке было эквивалентно слову «египтянин».

    Ассирийцы снимали кожу с живых врагов и покрывали этой кожей стены захваченных крепостей. Они насаживали на колья своих врагов, выкалывали им глаза, отрезали конечности и часто поручали эту «работу» мальчикам лет 13–14 — чтобы учились нечеловеческому отношению к человеку.

    Народы, которые позже строили свои цивилизации, начинали примерно с того же. «Словене», «славяне» означает не что иное, как «имеющие слово», говорящие.

    А все остальные? Они — «немцы», то есть немые, не говорящие.

    Немцы — не лучше. Самоназвание «дойчен» восходит к древнегерманскому слову «народ». Готы называли себя «тчужен» — примерно так они произносили это слово. И от него славяне вывели слово «чужой».[19]

    Отношение славян к иноплеменнику? Его хорошо демонстрирует месть княгини Ольги, когда послов древлян закапывают живыми и сжигают в бане, древлянские города предают огню, а крохотный Святослав окунает ладошки детских ручек в кровь и показывает их солнышку: «Я тоже мщу за папу!»

    Полянский летописец называет себя христианином, радуется исправлению нравов у славян, принявших христианство. Но откровенно прославляет княгиню Ольгу за ее кошмарную месть. Хорошая княгиня: руками «хороших» полян резала «плохих» древлян. Хорошая женщина: осталась навсегда верна покойному мужу, до конца дней мстила за него и сына тому же научила.

    Вся современная цивилизация начинается с греков и римлян. А римляне и греки называли всех «не своих» варварами, то есть бормочущими «бар-бар-бар», «не говорящими». Только латынь и греческий признавались человеческой речью. Аристотель всерьез писал, что варвары рождены, чтобы быть рабами. Суть их такая. Латинское слово «sclavum», или «slavum», значило одновременно и «раб», и «славянин». Отношение же к рабу долгое время было настолько жутко, что о нем просто трудно рассказывать. Достаточно сказать, что греки просто выбрасывали на улицу больного или состарившегося раба. Это было и не эстетично, и засоряло город: больной нес заразу, труп вонял.

    Поэтому римляне, как и во многом другом, усовершенствовали греков: увозили больного или старого раба на островок в устье реки Тибр. Островок этот специально отвели как свалку рабов: пусть подыхает подальше от священных холмов Города. Кстати, Рим они так и называли — Urbe, то есть Город с большой буквы. Единственный «настоящий» город, а все остальные — вроде как бы и не города.

    Европейцы с ужасом замечали, что индейцы Южной Америки могут пройти в лесу мимо умирающего человека, не оказав ему никакой помощи. Так может поступить и европеец, но он и сам понимает, что совершает преступление, и другие ему не прощают.

    Статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации карает «заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности».

    Во всех Уголовных кодексах мира есть похожие статьи и, как правило, в более жесткой редакции. Статья 125 УК РФ почти полностью воспроизведена из части 2 статьи 127 УК РСФСР 1960 года, но по ней, новой статье нового Российского государства, ответственность наступает только «в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

    А если виновный не был обязан «иметь заботу» и не «сам поставил» человека «в опасное для жизни и здоровье состояние»? Самарянин не был обязан заботиться о спасенном им иудее и не сам ставил его в состояние умиравшего в пустыне.

    Получается, что современные законы Российской Федерации позволяют пройти мимо умирающего… не обязательно в пустыне, верно? Можно пройти и мимо умирающего в лесу или в тундре, например.

    А в СССР статья 127 имела еще и часть 1, гласившую «об ответственности за неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии и нуждающемуся в безотлагательной помощи, которая могла быть оказана без ущерба третьим лицам».

    При условии, что «опасное для жизни или здоровья состояние, в котором оказался потерпевший, было известно обвиняемому».[20]

    В наше время такие же законы действуют во всех сколько-нибудь цивилизованных странах: в варианте, больше похожем на советский, чем на послесоветский российский. И на Востоке, и на Западе закон прямо требует помогать попавшему в беду — независимо от того, связан ты с этим человеком или нет, знаешь его или нет, говоришь с ним на одном языке или нет. Разделение на «своих» и «чужих» законодательно отменяется. Но напрасно искать такие же статьи закона и в законодательных актах всего Древнего Востока, и в Римском праве.

    И по писаным законам, и по морали Ветхого Завета самарянин вовсе не должен спасать иноплеменника — иудея. И иудей тоже не должен спасать самарянина. «Свой» пройдет мимо «чужого», вовсе не испытывая чувства вины, никто даже не подумает его осудить. Все в порядке, все поступили, как должно.

    Только христианство утвердило другую мораль, и в Евангелия включили притчу Христа о добром самарянине, который спас умиравшего в пустыне иудея. Не случайно в этой притче подчеркивается, что иноплеменник спас иноплеменника.

    Отнюдь не мудрейший Платон и не Сенека с его сложной и глубокой этикой, а грубые для римлян, мало образованные апостолы утверждают, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа.

    На этих принципах Церковь стоит до сих пор, категорически выступая против неравенства народов и рас.[21] Православная церковь — тоже.[22]

    Расизм? Или что-то другое?

    Первобытные племена и древние народы вовсе не были расистами. Конечно, все они очень хорошо знали, как выглядят «свои». Ведь долгое время все «свои» жили и размножались в полной изоляции от «других». В отдельных поселках все были даже внешне чем-то похожи на всех. Непохожие появлялись редко.

    Только примерно за два тысячелетия до Рождества Христова, и то не везде, происходит то, что некоторые ученые назвали «взрыв этноса»: в погребениях появляются люди, внешне не похожие друг на друга. Значит, начались браки людей, живших в удаленных друг от друга местах. Может быть, люди осознали вред скрещивания между собой близких родственников — но ведь чтобы осознать это, нужно было иметь выбор, уже нужно было сравнить последствия «близких» и «дальних» браков.

    Во всяком случае, такое «размыкание этноса» произошло, и у некоторых народов даже стало престижным жениться на тех, кто живет далеко. Не зря же появилось слово «невеста» — то есть «невесть откуда взятая». У древних славян чем из большей дали привезли невесту — тем больше чести жениху.

    Конечно, и после «взрыва этноса» сохраняется представление о пределах, в которых может колебаться внешность «своего» человека. В 1980-е годы был проведен довольно интересный эксперимент: русским юношам в разных городах, от Смоленска до Владивостока, давали одну и ту же пачку фотографий 100 девушек. Надо было разложить пачку, отдельно откладывая «типично русские» лица.

    Так вот, число «типично русских» девушек возросло от Смоленска до Владивостока от 35 до 65 из 100. А пачка фотографий-то ведь та же самая… Просто чем восточнее жили юноши, тем чаще они считали «типично русскими» частично монголоидные лица.

    Но это разве расизм? Тут можно говорить о «ксенофобии», то есть неприятии «чужаков», о страхе и неприязни ко всем «не своим». Слово это происходит от греческих корней Xenos (ксенос) — чужой и Phobos (фобос) — страх.

    Такое настроение можно назвать и «этноцентризмом»: от греческого этнос (народ, племя) и латинского centrum (центр круга, средоточие). Термин ввел еще в начале XX века американец У. Самнер.[23] Этноцентризм — это предубежденное недоверие к «не своим», оценка всех людей с позиции привычных норм и представлений.

    Наши предки да и мы сами тоже частенько бывали ксенофобами и этноцентристами, но вот расистами почти никогда не были.

    Греки и римляне тоже вовсе не были расистами: они совершенно не считали, что люди разного цвета кожи чем-то «хуже» их самих. «Хуже» были для них те, кто жил в другой культуре.

    Гераклит писал, что мир делится на три части: Европа, Азия и Африка. В Африке живут племенами. В Азии живут деспотическими государствами. (Азиаты могут быть прекрасными людьми, но они по природе своей рабы. А вот в Европе живут граждане.

    Свободные граждане образуют полис, то есть объединение вооруженных свободных людей, выбравших для себя «политию» — общие правила жизни.

    Эти граждане ценят свое состояние свободных превыше всего. Потому они, по словам Гераклита, и «борются за закон, как за свои крепостные стены». Крепостные стены можно сдать, а общность граждан от этого никуда не исчезает.

    После третьей мессенской войны граждане Мессины проиграли хищным соседям: полису Спарты. Часть мессенцев уехала в Сицилию. Оставшиеся на родине превратились в государственных рабов — илотов.

    В Сицилии мессенских граждан хорошо принял тиран Регия, Анаксилай. Он предложил им: у него давняя вражда с гражданами города Занкла — пусть мессенцы захватят этот город, Анаксилай им поможет. Операция была осуществлена, город Занкл захватили около 489 года до Рождества Христова и переименовали в Мессену. Он и до сих пор так называется.

    После третьей мессенской войны, нового сильного восстания илотов Мессении в 464–455 году до P. X., повстанцы 10 лет держались на горе Итома. Спартанцы были вынуждены предоставить восставшим свободный выход из Мессении. Они при помощи Афин поселились в городе Навпакте на северном побережье Пелопоннеса.[24]

    А потом за мессенцев вступился беотийский полководец Эпиманонд. Спарта напала и на Беотию, но Эпиманонд, изобретатель нового боевого построения, «косого строя», раз за разом громил спартанцев. Разбив их несколько раз в 369, 367 и 362 годах до P. X., Эпиманонд очистил от спартанцев Беотию и потребовал вернуть мессенцам их страну. И вернули. Всего за 85 дней мессенцы отстроили новую столицу — Мессению. Она тоже стоит до сих пор.[25]

    И на этом, и на великом множестве других примеров видно: граждан объединяла политика, а не общность происхождения. Аристотель прямо писал, что человек — политическое животное. Но не всякий человек, понимаешь. Варвары — не политические. Они охотно становятся рабами, лишь бы о них кто-то заботился и давал им еду и защиту.

    Поэтому граждане заботятся о счастье и благополучии слабых мира сего: животных, детей, женщин, рабов. Собственное же счастье и благополучие для них не особенно существенно — свобода и достоинство важнее.

    …При этом расовая принадлежность и раба, и гражданина, и азиата, и африканца вовсе не имеет значения.

    Примечания:

    1

    Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia). М.: Астрель, 2003.

    2

    https://www. un. org/russian/question/r2142. pdf

    18

    Ветхий Завет. Кемерово: Кемеровского книжное изд-во, 1991.

    19

    Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Немецкий дух. СПб: Алетейя, 2003.

    20

    Вопросы уголовного права и процесса. М., 1980. С. 181.

    21

    Расизм перед судом христианства \\ Журнал Московской Патриархии 1962. № 3.

    22

    Протоиерей Сергий Булгаков. Расизм и христианство \\ Христианство и еврейский вопрос. YMCA-Press. Paris, 1991.

    23

    Сущность этноцентризма и его роль в МКК // Грушевиц-Кая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной %ММуникации: Учебник для вузов (Под ред. А. П. Садохина). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2 002 352 с.

    24

    Бергер А., Социальные движения в Древней Спарте. М., 1936.

    25

    Павсаний. Описание Эллады IV 1, 1–2. М.: ACT, Ладомир, 2002.

    Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]