Трактовка рассматриваемого термина
Модальность — это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховой, зрительной, тактильной). В переводе с латыни данный термин означает «способ».
Ведущая модальность — это предпочтение индивидуума в отношении «сенсорной пищи», посредством которой человек лучше всего осознает происходящее.
В отличие от пространственных, интенсивностных и временных характеристик ощущений рассматриваемые характеристики отражают определенные свойства реальности посредством их специфически закодированной формы. Например, длина световой волны воспринимается как свет, а частота звуковых волн отражается как тон.
Модальность в психологии – это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.
Как измерить чувствительность
Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?
Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.
Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.
Виды модальности
Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.
Выделяют следующие виды модальности:
- Визуальная – зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
- Аудиальная – слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
- Кинестетическая – тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
- Логическая — смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).
Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность – использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.
По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность — это вторая сигнальная система. Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.
Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.
В связи с этим возникает необходимость удовлетворения сенсорного голода, но не любой информацией, а исключительно такой, которая требуется ведущей модальности индивидуума.
Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой – проговаривая их вслух, третий – подключит подручные предметы.
Можно ли развивать свою чувствительность
Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.
А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.
Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.
Кинестетический канал восприятия
Это модальность ощущений, то есть телесное восприятие, которое обозначается как «соматические ощущения». Они в свою очередь подразделяются на внутренние (боль, расслабление и напряжение, мышечное чувство, ощущение движения и позы, работа внутренних органов) и внешние (температура (холод и тепло), вибрация, давление).
Кинестетические каналы восприятия тесно переплетаются с эмоциями, которые отражают такие же внутренние ощущения, и вербально описываются так же, как и они. К примеру, «легко на сердце».
Существует также и осмическая модальность ощущений (обонятельная — вкус и запах). Чаще всего данный канал восприятия объединяется вместе с кинестетическим. Однако запах и вкус относятся к совсем разным системам восприятия, но все же человек анализирует их одновременно, и в связи с этим они группируются совместно. Примером могут выступать выражения: «тонкий вкус», «сладкий запах» и т. д.
Без запаха существенно теряется вся вкусовая палитра. На практике подтверждением этому может служить распространенное явление, когда человек с нарушенным обонянием (заложенность носа) принимает пищу, которая кажется ему безвкусной и пресной, хотя орган, отвечающий за вкус, функционирует нормально.
Список субмодальностей
Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.
Визуальные
Положение | Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра? Эта картинка наклонна? |
Расстояние | Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа. |
Цветной – ч/б | Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета? |
Цвета | Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые? |
Яркость | Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно? |
Фокус | Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта? |
Детальность | Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало? Вы видите только общие контуры или можете различать детали? |
Фон | Есть ли фон? |
Форма | Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная? |
Ассоциация – диссоциация | Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху? Вы видите свое лицо или спину? |
Панорамность | Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны? |
Граница | Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница? |
Движение | Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен? Насколько быстро это движение? |
Пропорции | Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше? |
Размерность | Это плоское или объемное? |
Аудиальные
Положение | Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит? |
Высота | Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий? |
Громкость | Какова громкость этого? Звук громкий или тихий? |
Моно/стерео | Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас? |
Монотонность | Это монотонный звук или мелодия? |
Темп | Это быстро или медленно? |
Ритм | Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони. |
Длительность | Это непрерывное или прерывистое? |
Кинестетические
Качество | Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение… |
Интенсивность | Насколько сильно это ощущение? |
Положение | Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого. |
Движение | Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами? |
Направление | Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его? |
Скорость | Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение? |
Размер | Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)? |
Модальность суждений
Это в определенной степени выраженная в соответствующем суждении дополнительная информация касаемо логического или фактического его статуса, а также оценочных, регулятивных, временных и др. характеристик.
Модальность суждений представлена такими важными и наиболее распространенными разновидностями, как:
- алетическая;
- эпистемическая;
- деонтическая;
- аксиологическая.
«Я милого узнаю по походке»
Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!
Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.
Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:
- Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
- Насколько напряжены его мышцы;
- Что подсказывает ему его интуиция;
- Сидит ли он, стоит или идет.
Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:
А
Для того, чтобы принять важное решение, вы
- часто обращаетесь к своей интуиции;
- должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
- должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
- сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
- должны доверять тому, кто это решение предлагает.
Б. Вы сделаете свой выбор, если
- просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
- вы испытываете доверие;
- нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
- вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
- если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.
На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.
Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности. Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия
Виды алетической модальности
Они представлены следующими сужениями:
- Проблематические (суждение касаемо возможности наступления события). Теперь вышерассмотренный пример принимает следующий вид: В России могут быть проведены реформы в отношении Вооруженных Сил. Ассерторические (суждения о реально существующем факте). К примеру: В России в настоящее время действительно проходит реформирование Вооруженных Сил. Как видно из примера, отсутствует выражение модальности, а констатируется лишь непосредственно факт происходящего.
- Аподиктические (суждения касательно необходимости свершения события). Пример: В России необходимо провести ряд реформ в отношении Вооруженных Сил.
Упражнение «Как я узнаю»
Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте? Сравните субмодальные различия:
Я | Не Я |
образ ярче чётче объемный | образ тусклее более размытый плоский |
Визуальный канал
Я или не я
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?
Моё – не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Важно – не важно. Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна
Чем отличаются субмодальности первого и второго образа
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
Аудиальный канал
Мой и чужой голос
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Определение эпистемической модальности
Она характеризует степень правдивости знания. Эпистемическая модальность — это выраженная посредством суждения информация касаемо оснований его принятия и степени обоснованности. То есть в процессе обмена информацией в ходе общения людей предполагается отчетливое осознание оснований для принятия либо непринятия выраженных с помощью высказываний оценок, мнений, фактических данных и т. д.
На решение о принятии высказывания влияют многие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, важнейшими среди которых признаны логические (основанием выступают мнения суждений, выражающие веру) и внелогические (суждения, которые логически обоснованы и выражают знание). Проявление данной модальности восприятия происходит посредством слов: «недоказуемо», «опровергнуто», «доказано» и т.п.
Как мы можем использовать субмодальности
Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей
Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык»
Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя. К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.
Лингвистическая сфера применения данного понятия
Модальность в языке (английском) представляет собой определенную характеристику, которая обозначает вероятность, необходимость, возможность.
Выделяется пять основных модальных глаголов, четыре из которых имеют форму прошедшего времени (указано ниже через соответствующий знак «/»).
Итак, стоит перечислить их:
- can /could;
- may /might;
- shall /should;
- will /would;
- must / отсутствует.
Однако данное понятие выражается не только посредством модальных глаголов, но и с помощью модальных наречий, таких как:
- likely (скорее всего);
- surely (наверное);
- possibly (возможно) и т.д.
Зачем нужна адаптация
Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.
Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.
А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.
Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.
Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.
Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.
Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.
Классификация ощущений
Типы ощущений разделяются на 3 основных вида:
Но в разное время, разные ученые предлагали свои классификации ощущений.
Классификация Вундта
Классификация Шеррингтона
Шеррингтон, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов выделил три основных класса ощущений:
Классификация Хэда
Г. Хэд считал, что правильное деление ощущений должно происходить по их происхождению:
Классификация по контакту с раздражителем
По контакту с раздражителем, ощущения подразделяются на два вида:
Эти ощущения интермодальны, а, следовательно, можно считать их мультисенсорными.