Темперамент и его возрастные особенности проявления

Тема, которой посвящена представленная статья, волнует мировое научное сообщество уже несколько десятилетий – она непосредственно связана с индивидуальными личностными особенностями людей.

Всем известно, что психика каждого человека неповторима. И это связано как физическими и биологическими характеристиками организма, так с комплексом социальных характеристик. Если говорить о подструктурах, обусловленных биологически, то, главным образом, нужно рассматривать именно темперамент.

Что такое темперамент?

Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. И проблема темперамента на сегодняшний день остаётся спорной и неразрешённой. Но даже если учесть всё многообразие подходов к её изучению, исследователи сходятся в том, что темперамент является тем биологическим фундаментом, на котором зиждется личность человека как социального существа.

Темперамент представляет собой отражение динамических аспектов поведения, причём, в основном, врождённых. Его свойства более устойчивы, нежели свойства других психических особенностей человека. А наиболее ярким его нюансом является то, что свойства темперамента одного конкретного человека сочетаются друг с другом отнюдь не случайно – они связаны между собой закономерно и образуют определённый конгломерат, который характеризует темперамент.

Подытожим: темперамент необходимо рассматривать в качестве индивидуально-своеобразных свойств психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида; проявляющихся одинаково в различной деятельности, вне зависимости от её мотивов, целей и содержания, и остающихся неизменными уже в зрелом возрасте, а также характеризующих в совокупности тип темперамента.

Однако прежде чем рассматривать типы темперамента и их особенности, следует сказать, что темперамент не может быть плохим или хорошим, т.к. каждый тип имеет свои преимущества, а усилия любого человека должны быть направлены не на исправление его недостатков, а на эффективное применение его плюсов в повседневной жизни и деятельности.

Ребенок и его темперамент: тест

Прежде чем приступать к тестированию, необходимо четко уяснить, что хороших и плохих темпераментов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Каждый из психотипов имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что «чистый» темперамент — крайняя редкость, в 90% случаев дело придется иметь со смешанными чертами разных типов, среди которых одни доминируют, а другие присутствуют.

Психологи делят людей по темпераментам на 4 группы. Каждому из типов присущи свои особенности.

  • Холерики – взрывные, эмоциональные, мгновенно возбуждаются, и успокоить их крайне сложно. Есть риск быстрого истощения нервной системы.
  • Сангвиники – коммуникабельные, хорошо приспосабливаются к переменчивым условиям, легки в общении, уравновешены.
  • Меланхолики – плаксивые, ранимые, добрые и доверчивые, часто нуждаются в повышенном тактильном внимании.
  • Флегматики – спокойные, иногда чересчур медлительные как в плане физической, так и умственной активности. Сильная нервная система.

Узнаете что-то знакомое? Наверняка узнаете. А теперь сам тест, который поможет четче сориентироваться и понять какие типы темпераментов являются доминантными у вашего ребенка.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Как ребенок реагирует на замечания и критику?

а) Принимает спокойно, признает вину, старается исправить.

б) Основная реакция – плач, обида, обеспокоенность.

в) Сразу просит прощения, уверяет, что НИКОГДА так больше не будет, а через два часа или день поступает так же.

г) Приходит в ярость – топает, кричит, становится агрессивным, продолжает делать то, что делал.

Во что играем?

а) Его не пугает игра в одиночку, как правило, это тихие, сосредоточенные занятия без лишних эмоций и телодвижений.

б) Отдает предпочтение спокойным играм, но слишком быстро утомляется, начинает отвлекаться.

в) Чаще это подвижные игры, ребенок отличается любознательностью.

г) Любит играть на «публику», развлечения все шумные, привлекающие внимание.

Социальная позиция

а) Попадая в непривычную обстановку остается спокойным, эмоции крайне сдержаны, интерес не явно выражен.

б) Смущается, прячется.

в) На адаптацию к новому месту требуется минимум времени, живо интересуется всем, что заслуживает внимания, включается в общий разговор или дело.

г) Поведение чересчур возбужденное, нервное, активное.

Как ребенок принимает решения?

а) Очень взвешенно и спокойно, принятие решения не связано с муками колебаний.

б) Требуется время, действует нерешительно, сомневается.

в) Выбор осуществляется мгновенно.

г) Принимает решение быстро, но также быстро может его изменить.

Как общается со сверстниками?

а) Разговор размеренный, свободный, спокойный.

б) Больше слушает, чем говорит, всегда остается позади компании, догоняет, в манере разговора нерешительность.

в) Общение легкое, четкое, быстрое. Не перебивает других детей, выслушивает – соглашается или обоснованно возражает.

г) Всегда говорит громче всех, в разговоре раздражается, слышит только себя, на мнение других не обращает внимания.

А теперь ответы:

  • Большинство «а» — малыш флегматик.
  • Большинство «б» — меланхолик.
  • Большинство «в» — сангвиник.
  • Большинство «г» — холерик.

Создание типологий темперамента

Люди ещё с древних времён стремились к осознанию и выделению типичных психических особенностей разных людей и объединению их к небольшому количеству обобщающих моделей. Именно эти модели и назывались типами темперамента, к тому же, они были очень практичны, ведь посредством них было возможно спрогнозировать поведение человека с определённым типом темперамента в конкретной жизненной ситуации.

Официально считается, что учение о темпераменте вообще было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Следуя учению Гиппократа, не менее знаменитый врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных типа темперамента: меланхолик (преобладает чёрная желчь), холерик (преобладает жёлтая желчь), флегматик (преобладает флегма) и сангвиник (преобладает кровь). Представленная концепция на протяжении многих веков имела для учёных огромнейшее значение.

Конституционные типологии темперамента

В дальнейшем было выдвинуто множество типологий темперамента. Но наибольший интерес вызывают те среди них, где свойства темперамента, интерпретирующиеся как врождённые или наследственные, связаны с индивидуальными особенностями в телосложении. Такие типологии называются конституционными (типология У. Шелдона, типология Э. Кречмера и другие). Но, конечно же, подобные концепции были раскритикованы психологами. И главным их недостатком считается то, что они недооценивают, а не редко и вовсе упускают из вида влияние среды и социальных условий на формирование психологических свойств человека.

Борис Михайлович Теплов родился 21 октября 1896 г. в г. Туле в семье инженера. Действительный член АПН РСФСР. В 1914 г., окончив гимназию, поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, однако в 1916 г. из-за Первой мировой войны был призван в армию и отправлен в школу прапорщиков. Принимал участие в боевых действиях на Западном фронте. После демобилизации продолжил обучение в МГУ, который окончил в 1921 г. Затем снова был призван в Красную армию и работал в ряде ее учреждений, где занимался изучением психологических вопросов маскировки.

С 1933 г. — заведующий лабораторией и отделом института психологии при Московском университете (в последующие годы ставшим НИИ общей и педагогической психологии АПМ); был заместителем директора этого института. Изучал проблему способностей и одаренности, с 50-х гг. его интересы сфокусировались на изучении типологических особенностей свойств нервной системы. Создал свою психофизиологическую школу, занимавшуюся изучением этой проблемы. Умер Б. М. Теплов 28 сентября 1965 г.

Более последовательную позицию занимал Б. М. Теплов (1959). Он отмечал опасность смешения двух понятий — типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы (точнее — комплекса типологических особенностей проявления таковых). Он подчеркивал, что они не могут быть просто «наложены» друг на друга.

С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный комплекс свойств нервной системы, с другой стороны — учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения (Теплое, 1956, с. 6).

Следует подчеркнуть, что когда говорят о типе, имеют в виду интегральную характеристику, отражающую комплекс (сочетание) нескольких свойств. Однако ряд авторов рассуждают о «сильном типе нервной системы», «слабом типе нервной системы», «инертном типе» и т. п., выстраивая, таким образом, классификацию лишь по одной типологической особенности проявления какого-либо свойства нервной системы. При этом доказывается, что сила — слабость это вовсе не полярные проявления одного и того же свойства, а разные свойства. Такое толкование понятия «тип» некорректно и вызвано игнорированием физиологической сущности свойств нервной системы или отождествлением с психологическими проявлениями этих свойств.

В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В. Д. Небылицыным (1966). Одно из фундаментальных положений этой методологии — требование изучать свойства нервной системы, а не типы высшей перепой деятельности. По мнению автора, «классификация типов высшей нервной деятельности, созданная на основе учения о свойствах как бы в развитие этого учения, явилась на самом деле, как показал опыт применения этой классификации в физиологии и психологии, очевидным шагом назад по сравнению с оригинальной и в высшей степени плодотворной идеей об основных свойствах нервной системы… Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырем «типам» и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных «типов». В этих условиях число «четыре» неизбежно приобретало некоторый мистический оттенок» (В. Д. Небылицын, 1966, с. 7-8).

Действительно, ориентация всего лишь на четыре типа высшей нервной деятельности (кстати, существующая до сих пор в учебниках по физиологии, психологии и педагогике) стала тормозить развитие дифференциальной психофизиологии. Были выявлены такие сочетания типологических особенностей (сильный, неуравновешенный с преобладанием торможения над возбуждением; слабый с преобладанием торможения и др.), которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций павловской классификации. Еще более усложнилась проблема, когда в лаборатории Б. М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность. Поэтому Б. М. Теп-лов считал, что на данном этапе изучения проблемы больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чем определение «типов». Он справедливо полагал, что никакая научно обоснованная классификация последних невозможна, пока детально не будут изучены вопросы, относящиеся к основе такой классификации — свойствам нервной системы.

В. Д. Небылицын, опираясь на эту мысль, утверждал:

Центральной проблемой «учения о типах» является пока отнюдь не применение готовой типологической схемы к исследованию вопросов прикладного характера, а предварительное детальное изучение природы и содержания основных свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений (их сочетаемости) и лишь как результат всего этого — постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы, в том числе «типических» комбинациях, и о классификации типов нервной системы, если таковая вообще окажется возможной (1966, с. 9).

К сожалению, эта задача — отыскать «типические» сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы — в лаборатории Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына так и осталась нерешенной.

В. Д. Небылицын (1976), а позднее и его ученик В. М. Русалов (1985) выделяют в темпераменте, как и ряд их предшественников (Хейманс и Вирсма, Кречмер и др.), две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая представляет, по В. М. Русалову, компонент более высокоорганизованной структуры — интеллекта, а вторая — компонент характера.

Владимир Дмитриевич Небылицын родился 21 июля 1930 г. в г. Троицке Челябинской области. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР. Окончил в 1952 г. отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет вел методическую работу в Дагестанском институте усовершенствования учителей. В 1954 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, которую закончил в 1957 г., защитив кандидатскую диссертацию. Ученик Б. М. Теплова, после смерти которого (в 1965 г.) заведовал лабораторией психофизиологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, совмещая эту работу с деятельностью заместителя директора института по науке. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию. В 1967 г. избран членом-корреспондентом АПН СССР. С 1972 г. был заместителем директора Института психологии АН СССР. Погиб в авиакатастрофе 1 октября 1972 г.

Согласно представлениям В. М. Русалова, в основе темперамента лежат свойства не отдельной какой-либо биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается им как совокупность частных конституций, — т. е. совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. (Замечу, что введение им частных биохимической, нейродинамической и других физиологических конституций весьма спорно.) В общую конституцию, по мнению автора, надо включать и генетические, и биохимические, и соматические, и физиологические, и нейрофизиологические характеристики человека.

В связи с таким «набором» составляющих темперамент компонентов становится неясным, почему В. М. Русалов это образование — темперамент — называет психологическим. Что в этом «составе» психологического (даже если учесть две психологические составляющие — активность и эмоциональность, которые отнюдь не только, а скорее всего — и не столько психологические, сколько физиологические)?

В биологии человека, антропологии, медицине для обозначения совокупности устойчивых, врожденных или приобретенных признаков широко используется понятие конституции (от латинского constitutes — установленный, устойчивый).

Исторически сложилось, что в термин «конституция» вкладываются два резко отличающихся друг от друга смысла. Первый — конституция как совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность реакций всего организма на воздействие среды. В этом смысле конституция рассматривается как функциональное единство всех физических и физиологических свойств человеческой индивидуальности.

Второй, более узкий, смысл — конституция как тип телосложения, габитус, соматотип, физические особенности человека. В связи с этим для устранения существующей путаницы в употреблении термина «конституция человека» целесообразно употреблять термин «общая конституция человека». Тогда тип телосложения (габитус, соматотип) будет частной конституцией (макроморфологической системой). В таком случае совокупность устойчивых существенных особенностей биохимических процессов или совокупность основных свойств нервной системы и т. д. будет частной конституцией соответствующих систем организма: биохимической, нейродинамической и т. д. (В. М. Русалов, 1979, с. 25, 26-27).

Позиция В. М. Русалова отличается оригинальностью еще и и потому, что, как считает ученый, «темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова. Он формируется в процессе самой деятельности, в результате генерализации ее динамических психологических характеристик за счет тех индивидуально-устойчивых нейрофизиологических (или, более широко, биологических) компонент, которые в нее включены» (1985, с. 29). Таким образом, темперамент, по В. М. Русалову, означает то же самое, что для других — характер (как фенотип). Отсюда и понимание темперамента, даваемое В. М. Русаловым:

Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант.

Автор в отличие от В. С. Мерлина включает темперамент в структуру личностных свойств, что также не совсем согласуется с его представлением о биологических компонентах, образующих структуру темперамента. Ведь сам же исследователь критикует Б. Г. Ананьева за включение этих индивидных свойств в структуру личности, считая их компонентами темперамента. Очевидно, он отождествляет такие понятия, как «структура личности», в которую темперамент может входить как биологическая база, и «личностные свойства», т. е. свойства, приобретаемые индивидом в процессе его социализации (отношение человека к миру, к обществу, к другим людям, к себе и др.).

По В. М. Русалову, типов темперамента столько, сколько общих типов конституции. (Если же придерживаться понимания автором сути темперамента как продукта деятельности, возникает еще один вопрос: почему бы тогда не выделять число типов по количеству видов деятельности?) Беда лишь в том, что, как признается исследователь, мы еще далеки от знания точного (я бы сказал — даже приблизительного!) количества типов общей конституции человеческого организма.

Изложенная выше позиция, принятая в школе Б. М. Теплова, не была декларацией окончательного отказа от рассмотрения «типов». Но, откладывая рассмотрение этого вопроса на неопределенное будущее, в лаборатории Б. М. Теплова на деле перестали заниматься типами высшей нервной деятельности по И. П. Павлову—и теоретически и методически (условно-рефлекторные методики изучения свойств нервной системы были заменены на методики, связанные с реакциями человека на разные стимулы). Правда, в последние годы делаются попытки возродить изучение типов темперамента, связав их со специально человеческими типами согласно И. П. Павлову (по преобладанию первой или второй сигнальной системы), а те и другие — со свойствами нервной системы (В. В. Печенков, 1997).

Теория И. П. Павлова

То, что протекание психических процессов и поведение индивида зависит от работы нервной системы, которая играет главенствующую роль в организме, известно давно. Но теория связи типов темперамента с некоторыми общими свойствами нервных процессов была впервые предложена русским физиологом И. П. Павловым. Впоследствии она развивалась его последователями.

В понимании академика Павлова тип нервной системы является врождённым и в наименьшей степени подлежит каким-либо изменениям под влиянием воспитания или окружения. Свойства нервной системы, согласно его идеям, образуют физиологическую базу для темперамента, представляющего собой психическое проявление общего типа нервной системы. Проведённые в дальнейшем на животных исследования Павлова позволили выделить типы нервной системы, которые он предложил распространить также и на людей.

Список используемой литературы

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. — СПб.: Питер. — 320 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

3. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.

4. Петровский А.В. Общая психология / А.В.Петровский. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.

5. Сорокун П.А. Основы психологии / П.А.Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.

6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. — М.: Просвещение, 1964. — С.3-18.

7. Петрова О.О. возрастная психология: Конспект лекций / О.О.Петрова, Т.А.Умнова. — Ростов-на-Дону: Феникс — 2005. — 222 с.

Размещено на

Примеры похожих учебных работ

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …

… «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим …

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая …

… мозг — центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов совершенствуются … к чувствительности. Раздражимость есть свойство живого организма реагировать на … человека в обществе (у детей — маугли сознание отсутствует) …

Развитие личности донаучн. период

… заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность … силой, способно физиологические свойства этого организма изменять в … ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему …

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; — у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, …

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

… системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского. 5. Развитие … механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной …

Составляющие типов темперамента

У любого человека имеется свой тип нервной системы. Его проявления (это и есть особенности темперамента) являются важной частью индивидуальных психологических различий. Проявления какого-то одного типа темперамента очень многообразны; они прослеживаются в манере поведения, а также проявляются в характере умственной деятельности, действиях, сфере чувств, побуждениях, познавательной деятельности, особенностях речи человека и т.д.

Чтобы составить психологическую характеристику одного из общепринятых типов темперамента, прибегают, как правило, к следующим основным свойствам:

  • Эмоциональная возбудимость – скорость возникновения эмоциональной реакции и сила воздействия, необходимая для её возникновения;
  • Интроверсия/экстраверсия – особенности зависимости реакции и деятельности человека. Если они зависят от внешних стимулов, то человек – экстраверт, если от внутренних – интроверт;
  • Темп реакций – скорость, с которой протекают психические реакции и процессы, быстрота ума, темп речи и т.п.;
  • Ригидность и пластичность – способность человека приспосабливаться к внешним воздействиям;
  • Реактивность – степень непроизвольных реакций на внутренние или внешние раздражители одинаковой интенсивности;
  • Активность – интенсивность воздействия человека на внешний мир и способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели;
  • Соотношение реактивности и активности – зависимость деятельности человека от внутренних или внешних обстоятельств, а также убеждений, намерений, целей;
  • Сензитивность – уровень наименьшей интенсивности внешнего воздействия, необходимый для возникновения психической реакции.

В связи с этими свойствами выдающийся польский психолог и доктор наук Ян Стреляу даёт наиболее популярные характеристики типов темперамента.

Почему важно знать темперамент своего ребенка?

С рождения все люди очень разные, даже если это родные братья и сестры. При одних и тех же методах воспитания, практикуемых в семье, один малыш растет на радость, как солнышко, восхищая и удивляя, а другой постоянно огорчает, плачет, капризничает, утомляет. Такой контраст часто становится причиной тревог и непонимания родителей. А здесь еще друзья и родственники «проявляют участие»: «А что он у вас такой плаксивый?», «А может у него что-то болит?», «Разбаловали совсем! Что «маменькиного сынка/дочку» растите?» и так далее. Мамы и папы маленьких «агрессоров» сбиваются с ног, им все время кажется, что с их крохой что-то не то, штурмуют кабинеты невропатологов, пробуют разные народные «успокоительные» меры и средства, обращаются к целителям и знахарям, пробуют десятки программ по успокоению и развитию…

Все это напрасно и ребенок в 99% случаях здоров, просто к нему нужно искать ключик, который спрятан глубоко в хитросплетениях психологии. Матушка Природа наградила малыша при рождении определенными личностными свойствами, разобраться и подружиться с которыми поможет знание его темперамента.

Как часто, по мере взросления детей, расширяется пропасть между ними и родителями. Непонимание, усталость от общения, разочарование – это тот минимум, который ждет семьи, если вовремя не приложить усилия к познанию, принятию и грамотной корректировке врожденных особенностей поведения и развития своих деток. Зная темперамент своего ребенка, родители смогут полностью избежать или сократить до минимума риск возникновения конфликтных ситуаций в семье, стать настоящими друзьями своим детям, открыть им множество дорог и путей в жизни.

Типы темперамента

Согласно Я. Стреляу, четыре основных типа темперамента характеризуются следующими особенностями:

Меланхолик

Меланхолик является человеком с высокой чувствительностью и низким уровнем реактивности. Высокая чувствительность нередко приводит к тому, что даже незначительный повод может стать причиной слёз. Меланхолик болезненно чувствителен и очень обидчив. Обладает невыразительными движениями и мимикой, тихим голосом, беднотой движений, низким уровнем энергии. Как правило, робок, ненастойчив, неуверен в себе, быстро опускает руки при выполнении дел, мало работоспособен и легко утомляется. Внимание такого человека неустойчиво, все психические процессы замедлены. Большая часть меланхоликов является интровертами.

Холерик

Холерик не особо чувствителен, обладает высокой активностью и реактивностью, причём, реактивность доминирует, отчего он вспыльчив, нетерпелив, несдержан, необуздан. Мимика, жесты и речь богаты и отражают настроение. Его стремления стабильны, интересы – непоколебимы. Холерик настойчив, внимание иногда переключает с затруднениями. В подавляющем большинстве случаев холерики – экстраверты.

Флегматик

Для флегматика характерна высокая активность, которая доминирует над низкой реактивностью. Он малочувствителен и мало эмоционален. Внешние раздражители оказывают на него очень слабое воздействие; способен оставаться хладнокровным в непредвиденных ситуациях. Также у флегматиков замедленные и не выразительные движения, такая же речь, не богатая мимика. Внимание переключает с затруднениями, привычки и навыки перестраивает очень медленно, однако он обладает энергичностью и высокой работоспособностью. Большинство флегматиков — интроверты.

Сангвиник

Сангвиник – это человек с высокой реактивностью, находящейся наравне с активностью. Для него характерна живая мимика, богатство жестов, быстрый отклик на внешние обстоятельства, лёгкость при переключении внимания. Очень чувствителен, активен, может долго работать и не утомляться. Дисциплинирован, находчив, обладает хорошей способностью к концентрации и самоконтролю. Его интересы, настроения и увлечения могут быстро изменяться. Практически все сангвиники являются экстравертами.

Резюме

Как уже было замечено выше, ни один из типов темперамента не является ни плохим, ни хорошим. К тому же, человек не может принадлежать только к одному единственному типу – у него может быть только преобладающий, а остальные будут являться дополняющими. Но, как бы то ни было, с позиции психологической науки, типы темперамента являются лишь одним из способов психологической оценки личности. Следует также знать, что у разных специалистов описания темпераментов могут отличаться и включать в себя множество факторов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]