Во всех существующих науках есть простейшая модель, например, в физике – атом, элементарные частицы, в химии – химический элемент. В социологии такой моделью является категория, которая представляет собой модель простейшего социального явления, исторически предшествующего образованию общества, каждой социальной системы. Один человек не может считаться «атомом» для создания социального устройства, так как общество создают люди. Они должны встречаться, осуществлять товарообмен между собой, общаться, используя разные доступные средства для этого: телефоны, тамтамы. Только в данном случае образуется социальная система, которая существует только при наличии хотя бы двух человек, связанных между собой разными социальными взаимодействиями. Данный случай будет называться простейшим социальным явлением. А также вполне может являться простейшей формой общества, если два человека будут разнополые. Примером может послужить библейская история об Адаме и Еве, так как для создания общества необходимо было наличие двух человек разного пола.
Социальное взаимодействие определяется как результат влияния людей друг на друга, где всякое действие сформировано предшествующим действием и ожидаемым результатом со стороны другого.
Во взаимодействии должны участвовать не меньше двух людей. Участников взаимодействия называют интерактанты. Социальное взаимодействие рассматривалось как простейшее социальное явление в работах Дж.Г. Мида. Теории социального взаимодействия разработали такие известные западные социологи, как Т. Парсонс и Дж. Хоманс. Общественная жизнь, социальные процессы, по мнению П.А. Сорокина, представляются комбинациями разных социальных взаимодействий.
Четыре признака социального взаимодействия:
- Предметность. Есть внешняя цель, причина по отношению к взаимодействующим лицам или группам лиц.
- Внешняя выраженность. Доступно наблюдению, потому что взаимодействие происходит посредством обмена знаками и символами, которые должна расшифровать другая сторона.
- Ситуативность. Характеризуется привязкой к событию, условиям протекания, например, устройство на работу.
- Субъективность намерений участников.
В социальном взаимодействии присутствует обратная связь, предполагающая существование реакции, которая допускается, ожидается.
Типы взаимодействия
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Основные типы взаимодействия людей
Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.
Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.
Типы взаимодействия в процессе общения
- Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
- Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.
Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.
Типы и виды взаимодействия
- Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
- Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
- Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
Стили и типы взаимодействия их особенности
- Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
- Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
- Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
- Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
- Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.
Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.
Структура и формы социального взаимодействия
Социолог П.А. Сорокин определяет социальное взаимодействие в виде начальной единицы социологического анализа.
Структура социального взаимодействия является связью 3 элементов:
- Не менее 2 индивидов, вступающих в акт взаимодействия между собой и этим обуславливают поведение друг друга.
- Акты, т.е. действия индивидов. Действие является результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой стороны стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц.
- Наличие проводников. Существуют материальные и символические действия индивидов. К проводникам относятся язык, письменность, деньги, одежда, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается.
Социальное взаимодействие происходит во многих сферах общественной жизни.
- Политическая. Противоборства или сотрудничество участников политических партий, общественных движений.
- Профессиональная. Участники являются представителями разнообразных профессий.
- Экономическая. Участники выступают собственниками, наемными работниками.
- Семейно-родственная.
- Демографическая. Представители разных полов, национальностей, возрастов контактируют между собой.
- Территориально-поселенческая. Представляет собой столкновения, конкуренцию среди местных и пришлых и т.п.
- Религиозная. Контактирующие между собой являются приверженцами различных религий, атеистами, верующими.
П. А. Сорокин считал, что взаимодействие считается обменом. В связи с этим определил три типа социального взаимодействия.
- Обмен убеждениями, мнениями, мыслями, идеями.
- Обмен волевыми импульсами. Включает согласование действий между участниками для достижения общих целей.
- Обмен чувствами. Объединение или разделение людей из-за эмоционального аспекта любви, ненависти, осуждения и т.п.
Выделяется 4 основных вида социального взаимодействия по образу осуществления контакта взаимодействующих людей, групп:
- физическое;
- вербальное, словесное;
- мимика, жесты (невербальное);
- внутреннее (внутренняя речь).
Данные виды обладают такими свойствами, как: мотивированность, ориентированность на другого человека.
Модель Ленсиони
Модель, предложенную Патриком Ленсиони, еще называют «5 Дисфункций команды». Одноименная книга увидела свет в 2005 году.
Изучая эту модель, вы узнаете об эффективности рабочей группы, основанной на том, что вызывает дисфункции, непонимание и конфликты внутри группы.
По утверждению автора, все команды имеют потенциал быть дисфункциональными. Модель включает 5 главных дисфункций любой команды: отсутствие доверия, боязнь конфликта, нехватка обязательств, избегание ответственности, невнимательность к результатам.
- Отсутствие доверия
происходит, когда члены команды показывают свою уязвимость и не желают признавать свои ошибки и слабости. Они не просят о помощи. - Страх перед конфликтами
. Без доверия невозможно полноценно коммуницировать. В таких случаях внутренние конфликты могут обернуться завуалированными дискуссиями и закрытыми обсуждениями. - Нехватка обязательств
— без конструктивных обсуждений конфликтов каждому в команде сложно вносить свой вклад в решение. Появляется двусмысленность. - Избегание ответственности
. Люди не хотят привлекать других к ответственности за свою работу. - Невнимательность к результатам
. Если участники группы не берут на себя ответственность, у них появляется тенденция ставить их личные потребности выше командных целей. Если команда потеряла из виду необходимость достижения результатов — теряется общий фокус.
Модель Ленсиони визуализируется как пирамида: вы решаете каждую дисфункцию одну за другой снизу вверх.
Социальные взаимодействия: классификация по Сорокину
Классик мировой социологии выделяет основания для классификации:
- количество взаимодействующих людей;
- кратковременное или долговременное взаимодействие;
- одностороннее или многостороннее взаимодействие;
- организованно или нет, проходит взаимодействие;
- стихийно или сознательно;
- интеллектуальный, чувственно-эмоциональный или волевой уровень взаимодействий.
Взаимодействие и общение между людьми
Феномен общения, кроме психологов и социологов, активно изучают философы, психиатры и ученые. Однако правильное понимание коммуникативного процесса и способы решения возникающих в связи с ним проблем, осложняются большим количеством трактовок этого понятия.
Статьи по теме
- Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
- Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
- Самые главные направления воспитания 28.08.2021
- Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
Интеракция (взаимодействие) — лишь один из элементов общения. Она также включает в себя:
- коммуникативные действия, заключающиеся в обмене информацией;
- социальную перцепцию, связанную с пониманием и восприятием собеседников.
В отличие от интеракции, в процессе общения их можно выделить в чистом виде, но лишь теоретически, при проведении анализа успешности коммуникации.
Основным фактором, влияющим на нормальное развитие человеческих коммуникаций, является психологическая совместимость субъектов взаимодействия. Благодаря ей, в отдельной социальной группе, в случае необходимости, легко происходит взаимозаменяемость одного члена другим.
Модель эффективности команды T7
Модель Т7 была также описана в 90-х годах прошлого века. Ее авторы попытались понять и изучить, какие факторы влияют на эффективность команды. По их мнению, существует 7 таких факторов — пять внутренних и два внешних. Все они начинаются с буквы «Т»:
- Thrust
(Упор) — фокусирование на сути. Это общее стремление к тому, что должно быть совершено командой. - Trust
(Доверие) друг к другу внутри команды. - Talent
(Талант) – способности членов команды. - Team Skills
(Командные способности) – способность эффективно и продуктивно действовать как команда. - Task Skills
(Способности к решению задач) – успешное выполнение поставленных перед командой задач.
Внешние факторы:
- Team Leader Fit
(Соответствие лидера) – степень, в которой лидер удовлетворяет потребности членов команды. - Team Support
(Поддержка команды со стороны компании) – мера, в которой руководство компании позволяет команде проявлять себя.
Каждый из перечисленных выше факторов этой модели может быть детализирован.
Для высокой производительности команды, в ней должны присутствовать все пять внутренних факторов.
Теории межличностных взаимодействий
Социологи, сталкиваясь с проблемами межличностных взаимодействий, создают теории, в которых рассматриваются вопросы контактирования людей.
В теории обмена Хоманса и Блау действует принцип стимула. Один человек выполняет действия (трудится), другой – вознаграждает за труд. Контакт продолжится, если оба получат ожидаемый результат. При несимметричном обмене, когда один диктует условия, а другой стремится выполнить, чтобы получить вознаграждение, рождается власть.
Мид и Блумер, в теории символического интеракционизма утверждают, что основа взаимодействий – сознательные коммуникации при осмысленных собственных поступках и намеренном поведении партнёра. Для эффективности процесса требуется умение мысленно занимать место собеседника. В этом случае возникают внешние и внутренние коммуникации.
Системный подход Парсонса объясняет двустороннее взаимодействие, когда участники взаимодействия, по отдельности, являются деятелями по отношению к другим партнёрам. В то же время они и объекты для других участников. Взаимодействие большего числа людей порождает неопределенности в отношениях, сопровождающиеся экономическими трудностями, политическими и нормативными проблемами.
По теории управления впечатлениями Гофмана предполагается:
- Нефокусированное взаимодействие, возникающее при большом скоплении присутствующих и общающихся с помощью вербальной коммуникации. Внешний вид, взгляд, выражение лица, жесты – способы передачи собственного впечатления в это время.
- При фокусированном взаимодействии партнёры замечают слова и действия другого участника. Фон для таких взаимодействий – нефокусированное общение.
Модель Катценбаха и Смита
Авторы этой модели Джон Катценбах и Дуглас Смит описали свой подход в 1993 году после изучения множества команд в разных компаниях и отраслях. Они определили команду как небольшую группу людей с разносторонними навыками, приверженную общим целям и единой стратегии поведения. Основы модели были объединены в книге «The Wisdom of Teams». Авторы различают типы команд по своему развитию:
- Рабочая группа
, где взаимодействие участников осуществляется для обмена информацией и опытом. - Псевдокоманда
, в которой ее члены могут увеличить эффективность работы, но не прилагают для этого никаких усилий. - Потенциальная команда
, в которой понимают общую цель и ее необходимость и пытаются выработать эффективные способы сотрудничества. - Настоящая команда
— в ее составе участники, которые обладают взаимодополняющими навыками и умениями. Они осознают общие цели и задачи и совместно работают над ними. - Высокоэффективная команда
с характеристиками настоящей группы и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Ее результаты обычно превосходят ожидания.
Авторы визуализировали модель эффективных команд с помощью треугольной диаграммы. Существует три ориентира, на которые равняются команды:
- коллективные продукты и достижения
- результаты работы
- индивидуальный рост
Командная работа должна быть подчинена следующим принципам:
- отбор членов команды по их умениям, навыкам и возможностям
- определение целей совместной деятельности и правила поведения
- осознание членами команды их прав
- непрерывное взаимодействие в команде, выделение необходимого времени для коммуникации
- обратная связь, вознаграждения и признания.