Эффективная самопрезентация: как удержать внимание


Понятие: зачем нужна презентация себя?

Презентуя свои способности, человек ставит цель: произвести определенное впечатление на собеседника. Люди, обладающие навыками самопрезентации, способны создавать положительное мнение о себе в глазах окружающих. Понятие включает следующие утверждения:

  1. Умение грамотно подать себя, рассказывая о своем опыте и успехах.
  2. Правильная расстановка приоритетов: говорить о том, что заинтересует целевую аудиторию.
  3. Правильно рассказав о себе, человек побуждает к действиям и получает доверие окружающих.

Адекватная самопрезентация необходима для получения интересной работы, налаживания хороших отношений с окружающими. Некоторые люди активно используют данный навык, чтобы быть всегда в центре внимания общества.

Внешний вид

Что касается подбора одежды, необходимо руководствоваться правилами уважения к слушателям. Не стоит позволять себе неаккуратный вид, а также одежду, не подходящую к случаю. Неуместность выбора одежды может трактоваться как неуважение, а также как дурной вкус, что никоим образом не поспособствуют созданию хорошего впечатления.

Если речь идет о самопрезентации в сфере бизнеса, необходимо подобрать гардероб, используя классические элементы делового стиля. Макияж и прическа не должны быть броскими – они должны лишь слегка подчеркивать ваши достоинства. «Боевой» макияж или слишком вычурная рубашка вряд ли будут уместны и воспримутся как проявление легкомысленного отношения.

Как сделать интересную самопрезентацию: подготовка

Каждый человек попадает во множество ситуаций, где необходимо уметь показывать себя в выгодном свете. И от того, как пройдет первая встреча, будет зависеть дальнейшее общение. К этому нужно обязательно подготовиться. Подумайте о том, как должно произойти знакомство с нужным человеком, как будете строить свою презентацию. Постарайтесь найти всю информацию о предмете предстоящего разговора, проработайте в деталях каждую мелочь. Попробуйте составить четкий план действий на бумаге. За те несколько минут, пока вы говорите о своем опыте, способностях и достижениях, в сознании собеседника должна появиться яркая картинка, показывающая перспективу совместной работы. При этом помните, что следует быть кратким, сообщать только актуальные сведения.

Правила самопрезентации

Отправляясь на встречу, настройтесь на успех, почувствуйте уверенность в своих силах. Главное – это положительный эмоциональный настрой. Не забывайте соблюдать правила:

  • ни в коем случае не опаздывайте на презентацию;
  • уберите телефон, поставив его на режим «Без звука»;
  • проявляйте сдержанность – не показывайте своих эмоций, не переходите на повышенный тон;
  • помните о вежливости и доброжелательности;
  • поддерживайте беседу. Грамотно стройте свою речь;
  • говорите только по делу.

Существуют правила самопрезентации, которые помогут настроить человека на нужные впечатления. №1. За первые 7 секунд формируется общее мнение. Когда вы появляетесь в поле зрения собеседника (аудитории), сразу начинается оценка. Контролируйте осанку: расправьте плечи, поднимите голову. Придайте уверенности своему голосу и взгляду, крепко пожмите руку собеседнику. По этикету, с женщинами рукопожатием не обмениваются. №2. При знакомстве сразу бросается в глаза то, как вы одеты. Соблюдайте дресс-код:

  • оптимальный вариант для всех – это светлая рубашка (или строгое платье), темные брюки, вычищенные туфли и пиджак. Галстук необязателен;
  • украшения не нужны: достаточно надеть часы, серьги/обручальное кольцо;
  • вся одежда чистая и отутюженная;
  • избегайте дешевого парфюма.

Настройтесь на презентацию: ваш голос должен быть четким и приятным. Кряхтенье, писк или хрип – не самое удачное начало разговора. №3. Профессионализм человека проявляется в умении грамотно рассказывать о себе. Заблаговременно составьте короткую, хорошую историю, и преподнесите ее собеседнику. Глаголы совершенного вида вызывают доверие у аудитории: «сделал», «добился», «сформулировал», «улучшил» и т.п. О вас сформируется впечатление, как о деловой и надежной личности, которая добивается поставленных целей. №4. Не забывайте про невербальную составляющую: не скрещивайте руки и ноги, не ерзайте, не грызите губы или ручку. Это признаки неуверенности в себе. Следует держаться прямо и спокойно, кивать, когда нужно. Улыбка должна быть уместной. Так собеседник поймет, что вы держите себя в руках и быстро адаптируетесь в любых ситуациях.

Образцовый пример

Образцовая самопрезентация делится на несколько частей.

Вступление

Слова, с которых вы начнете выступление, задержат внимание публики на вас, позволят им услышать тембр голоса и оценить, насколько он соотносится с внешностью. Если перед вами много народа, то приветствие лучше сделать простым

Допустим: «Добрый день, меня зовут Андрей Ефимов. Всем ли слышен мой голос? Спасибо, что нашли время для встречи. Она продлится два часа, за это время мы поговорим о приемах ораторского искусства, но сначала о себе».

Этой речью вы реализуете сразу несколько задач

Установите контакт, узнаете, всем ли комфортно в зале и обозначите временные промежутки встречи, что важно для слушателей. И главное, расскажете, почему зрителям и слушателям важно и нужно поучаствовать в вашей лекции.

  • Вначале заинтересуйте публику деталью. Как говорил один из преподавателей Пушкина в лицее: «А теперь, господа, повесьте ваши уши на гвоздь внимания». Заранее продумайте, что это будет за «гвоздь» в вашем выступлении. Чаще всего, для этого используют оригинальную метафору, вопрос или загадку. Если повезет, публика включится еще в интерактив.
  • Сформируйте карту своей самопрезентации. Сразу обозначьте моменты, о которых пойдет речь. Это позволит вам структурировать выступление и наладить контакт с аудиторией.

Самопрезентация на собеседовании

Устраиваясь на работу, соискатель заполняет анкету, сообщая сведения о себе. Если информация в анкете заинтересует работодателя, то соискателю назначают собеседование. Для себя предварительно составьте краткие ответы о своих достижениях и возможностях. Презентуя себя, подтверждайте свои слова вескими аргументами: сертификатами, дипломом, трудовой книжкой, свидетельством о браке и т.п. Акцентируйте внимание на сильной стороне и положительных качествах Нужно не бояться задавать вопросы. Спросите об особенностях работы, о компании или перспективах. Так работодатель поймет, что потенциальный работник будет вкладывать силы и время в развитие предприятия.

Принципы имиджирования

Принцип самовоспитания и самосовершенствования

. Усовершенствовать свой образ, представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя. Надо определить, кто и какой(какая) вы есть для самого себя и в глазах других, затем выяснить, каким(какой) вы хотите быть и казаться, поставить себе цель и стремиться к ее достижению, изменяясь и внешне, и внутренне.

Принцип гармонии визуального образа

. Гармония визуального образа — это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций лица и тела, цветового типа личности и типа силуэта. Чтобы нравиться, человеку не обязательно соответствовать классическим канонам красоты. Он должен быть интересен и привлекателен со всеми индивидуальными особенностями своей внешности, создающими общую гармонию. Внешний облик не обязательно отражает внутреннее содержание. Он, скорее, что-то показывает, а что-то, наоборот, скрывает. Создать имидж, противоположный внутренней сущности, практически невозможно, а постоянно поддерживать его — тем более. Вместе с тем, когда вы начинаете презентовать такие качества, которые вам не свойственны (например, аккуратность и пунктуальность), то психологический закон соответствия внешнего и внутреннего будет способствовать тому, что вы начнете изменяться. Вы не обязательно станете аккуратным, но приблизитесь к этому качеству, если оно для вас желаемо.

Принцип коммуникативного и речевого воздействия

. В процессе коммуникации происходит передача и восприятие информации различного типа: эмоции, настроения, сведения и т.д. Эффективность данного принципа состоит в профессиональном использовании приемов убеждения, внушения и подражания. Важно владеть различными приемами речевого воздействия и уметь распознавать их у других.

Принцип саморегуляции

. Организм человека обладает своеобразным, инстинктивным разумом, благодаря которому человек выживает. Подключение сознания приводит к тому, что человек начинает жить, оптимально адаптируясь к среде и реализуя себя. Имидж, т.е. визуальный образ себя, пущенный «на самотек», скорее всего развалится, так как презентация определенного образа требует ряда усилий. Саморегуляция или управление собой заключается в том, чтобы постоянно анализировать свои потребности и сопоставлять их с возможностями, оптимизируя желания и усилия по их достижению.

Пример самопрезентации

Для образца расскажем о конкретных действиях, которые следует выполнять при устройстве на работу:

  1. Назовите свою фамилию и имя, затем улыбнитесь.
  2. В двух-трех словах расскажите о семейном положении.
  3. Кратко опишите компании, где вы работали, расскажите о своих успехах, приведите примеры.
  4. Четко обозначьте свои цели и стремления.
  5. Скажите, для чего вы хотите работать именно здесь, и какие выгоды от сотрудничества с вами получит работодатель.
  6. Поблагодарите за уделенное внимание.

Если атмосфера будет более доверительной, можно упомянуть о своих увлечениях.

Ошибки самопрезентации

Учитывайте, что разные ситуации нуждаются в определенном подходе. Поэтому, рассказывая о себе, очень важно не допускать недочетов. Мы подготовили список наиболее распространенных ошибок:

  • Соискатель не понимает целей презентации, или их вовсе не ставит. Поэтому она становится бессмысленной.
  • Не знает о потребностях собеседника, не может сформулировать, чем он будет полезен.
  • Рассказывает ложную или приукрашенную информацию.
  • Говорит только о себе, игнорируя реакцию собеседника или то, что происходит во время презентации.
  • Употребление в речи отрицательных слов, негатив.
  • «Закрытая» поза или, наоборот, излишняя суетливость и жестикуляция.
  • Человек избегает зрительного контакта – можно предположить, что он обманывает или неуверен в себе.

На собеседовании соблюдайте деловой этикет: не стоит говорить по телефону, торопить аудиторию, говорить о том, что вы чего-то не знаете, затрагивать негативные стороны в работе или при общении в прошлом.

Развитие необходимых навыков и тренинг самопрезентации

Человек должен развиваться, учиться новому, совершенствовать свои умения. Чтобы у вас получались отличные самопрезентации, не забывайте тренироваться:

  • учитесь правильно говорить, четко формулируя свои мысли;
  • старайтесь контролировать свои эмоции и жестикуляцию;
  • будьте вежливыми;
  • рассказывайте о себе перед зеркалом, записывайте свою речь на видео или диктофон: это поможет выявить основные недочеты.

Отрабатывайте упражнения, чтобы научиться ненавязчиво убеждать собеседника в своей незаменимости и тогда грамотная самопрезентация личности станет важной составляющей вашего успеха. Ведь умение правильно себя преподносить пригодится не только при устройстве на работу, но и в других сферах жизни.

Позаботьтесь о внешности

Что бы люди ни говорили о превалировании внутренней составляющей над внешней, в случае с самопрезентацией это не так. Позаботьтесь об имидже, добейтесь нужного впечатления о себе при помощи одежды, обуви, прическе, внешнего вида в целом.

Какого-то универсального решения для этого нет — если вы хотите создать впечатление уверенного в себе менеджера из финансовой отрасли, присмотритесь к стилю успешных менеджеров. Если вы предприниматель из ИТ и вам нужны инвесторы, поищите другой стиль. Создательница портала And Then We Saved Анна Джонс советует как минимум убедиться, что вы выглядите опрятно, хорошо одеты и ваш образ подходит для ситуации — довольно странно пытаться носить строгую одежду во время прогулки по лесу и наоборот, стоит быть аккуратнее с ярким и вызывающем стилем на официальных презентациях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]