Компенсация (психология) – что это, примеры из жизни

Компенсация в психологии рассматривается как один из видов психологической защиты. Недостатки есть у каждого человека и это факт. Но кто-то умеет с ними мириться, а кто-то включает компенсацию. Этот процесс позволяет заменить недостатки и вызванное ими чувство неполноценности чем-то другим. Так, например, невысокие мужчины покупают большие машины или строят отношения с высокими девушками, пытаясь таким образом возвыситься в своих глазах и в глазах окружающих. Приносит ли это чувство удовлетворения? Действительно ли компенсация защищает психику от психологических травм и негативных эмоций?

Компенсация — что это

В психологии компенсация — это один из методов психологической защиты, при котором человек чем-то заменяет недостатки. Они бывают трех видов:

  1. Видимые. Это те недостатки, которые явно бросаются в глаза. К ним относятся: отсутствие конечностей, различные новообразования на открытых частях тела, шрамы, последствия ожогов и т.п. Большинство людей составляет о себе мнение, принимая во внимание то, что говорит общество. А если учесть тот факт, что общество редко бывает толерантным и тактичным, то можно сделать вывод, что такие люди практически всегда живут в состоянии стресса.
  2. Невидимые. К таким недостаткам относятся нарушения в работе внутренних органов, которые негативно сказываются и на работе организма в целом, и на психологическом состоянии.
  3. Мнимые или надуманные. Недостатки человек придумывает себе сам или же они являются результатом психотравм, случившихся в детстве. Так, например, кто-то считает себя очень некрасивым, хотя на самом деле имеет внешность ничуть не хуже, чем у окружающих людей.

В отношении каждого из перечисленных видов недостатков требуется компенсация. Интересно, что связана она может быть и с самим недостатком, и с замещающими его стремлениями. В первом случае в пример можно привести параолимпийцев, а во втором — слепых музыкантов и т.д.

Первым о механизмах компенсации заговорил Альфред Адлер. По его словам, компенсация неполноценности — это нормальное явление в жизни каждого человека. Неполноценность, как считал Адлер, бывает трех типов:

  1. Физиологическая — отсутствие частей тела, слуха, зрения и т.д.
  2. Социально-культурная — это возрастные, половые, политические и экономические различия, могущие заставить почувствовать себя неполноценными.
  3. Изначальная — биологическая неполноценность, которая на протяжении всей истории человечества побуждает людей развивать науку, технологии, искусство и другие направления.

Зигмунд Фрейд был не согласен со словами Адлера. Он говорил, что не всегда неполноценность лишает человека счастливой жизни. В пример он приводил людей, которые даже при отсутствии каких-либо частей тела, или, например, зрения, не теряли уверенности в себе, не чувствовали себя ущемленными или обиженными судьбой. Фрейд считал, что легче найти того, кто склонен к нарциссизму, чем тех, кто считает себя неполноценным человеком.

Пытаясь возразить, Адлер утверждал, что комплекс неполноценности является лишь идеей, способной объяснить протекающие в организме психологические процессы. О фактической полноценности говорить здесь не приходится, потому что она относительна. У каждого отдельного человека, народа и культуры понятие полноценной личности может меняться.

По сути, неполноценность — это так называемый мотиватор, который побуждает нас к действию, активирует процесс компенсации.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Говоря о возможностях компенсаторных механизмов, необходимо поднять вопрос о резервах человеческой психики, как об источнике тех способностей человека, которые проявляются в кризисной ситуации, и о существовании которых в обыденной жизни он даже не подозревает. В большинстве теорий личности (А. Адлер, З. Фрейд, Г. Салливан) рассматривается вопрос о компенсаторных явлениях в человеческой природе, но общей теории компенсации в психологии не сложилось. Вместе с тем эмпирический опыт позволяет говорить о достаточном разнообразии проявления этого феномена в психической жизни человека. Понятие компенсации, принятое в психологии, предполагает возмещение недоразвитых, нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройку частично нарушенных функций. В рамках одного и того же свойства нервной системы тоже заложены основы природной первичной компенсации, где каждое свойство системы есть диалектическое единство противоположных с точки зрения жизненной ценности проявлений. В работах В. Д. Небылицына выявлено, что компенсаторные отношения первичного, природного характера возможны не только в рамках какого-то одного, данного свойства нервной системы, но и в форме замещения одного свойства нервной системы другим. Недостаток работоспособности у слабой клетки компенсирован наличием у нее других качественных достоинств [4]. Первичные компенсаторные механизмы – это компенсаторные отношения между природными проявлениями свойств типа нервной системы и темперамента, например, между проявлением силы и слабости нервного возбуждения. Например, у эмоциональных экстравертов быстрое возникновение состояния монотонии компенсируется медленным наступлением состояния утомления, в то время как у интровертов медленное возникновение состояния монотонии тормозит наступление утомления. Вторичные компенсаторные механизмы проецируются на индивидуальном стиле деятельности, т. е. системе взаимосвязанных, целенаправленных способов действий, которые формируются в соответствии со свойствами общего типа нервной системы и служат источником гармоничного продуктивного существования личности. Типичные примеры компенсаций в сфере психических процессов можно наблюдать в когнитивной структуре. Компенсация слабой механической памяти может быть осуществлена за счет ассоциативной, что в итоге не приводит к нарушению памяти в целом. Инфантильность или нарушение памяти можно компенсировать путем более четкой организации выполняемой деятельности, ее алгоритмизации. Слабое распределение внимания можно компенсировать за счет его переключения. Иначе говоря, естественный недостаток какой-нибудь функции может быть возмещен упражнением другой. Эффект компенсации обнаруживает себя и при формировании характера, когда при ослаблении одной черты характера, как бы в качестве этого недостатка развивается другая. В повседневной жизни, в различных ситуациях человек использует определенные приемы самозащиты собственной личности. Некоторые из обычно применяемых психологических механизмов защиты носят достаточно выраженный компенсационный характер, например: компенсация каких-то личных неудач или неудовлетворенности основной работой за счет различного рода увлечений в часы досуга; обращение к миру фантазий, где человек волен видеть себя в любом значимом для него качестве, воплощение которого в реальной жизни затруднено. Очевидна роль механизма компенсации в обеспечении продуктивности профессиональной деятельности, регуляции структуры профессионально важных качеств. Недостаточная выраженность какого-то личностного свойства может быть компенсирована зрелостью подструктур. Для достаточно большого класса решаемых оператором задач и в случае крайней перегрузки информацией наиболее типичным приемом компенсации является фильтрация, т. е. выбор и пропуск отдельных сигналов. Известно, что лицам с высоким показателем тревожности присущ повышенный самоконтроль, к которому они обращаются в процессе приема и переработки информации с целью компенсации собственной неуверенности в правильности принимаемых решений. Ряд профессий предусматривает деятельности человека в экстремальных условиях, особенно в условиях сенсорной изоляции, в условиях риска. Под влиянием этого стрессогенного по своей природе фактора оказываются космонавты, моряки, участники дальних экспедиций и т. п. Необходимость длительное время работать в отрыве от дома, семьи, при резком ограниченном круге общения, в условиях информационной недостаточности повышает смысл компенсации. Например, ведение дневниковых записей помогает возместить дефицит общения, смягчает эмоциональную напряженность. В условиях одиночества человек прибегает к различным способам компенсации отсутствия межличностных контактов. Стремясь искусственно воссоздать нарушенную социальную сферу, человек обращается к эгоцентрической речи, т. е. разговаривает сам с собой, задает себе вопросы, отвечает на них, спорит сам с собой, имитируя тем самым ситуацию диалога с воображаемым собеседником. Однако несмотря на эту общую тенденцию, имеет место сохранение трудоспособности, которое достигается включением центральных компенсаторных механизмов, обеспечивающих общую биологическую и социальную активность на достаточно высоком уровне. Наиболее важные и распространенные механизмы защиты могут быть представлены в виде следующих групп [3]. Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию. Вторую группу составляют защитные механизмы, связанные с преобразованием (а точнее с искажением) содержания мыслей, чувств, поведения (рационализация, противодействие, проекция, замещение, интеллектуализация, изоляция). Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения (реализация в действии, сублимация). Четвертую группу представляют механизмы манипулятивного типа. К ним относится регрессия. Для регрессии характерен возврат к различным детским моделям поведения. Фантазирование как психологическая защита заключается в том, что человек, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Уход в болезнь – это защитный механизм, при формировании которого человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного. Каждый из описанных выше защитных механизмов – это отдельный способ, которым бессознательное человека защищает его от внутренних и внешних напряжений. В системе преодоления кризисных ситуаций механизмы психологической защиты тесно связаны с копинг-механизмами (механизмами совладания) как активными преимущественно сознательными усилиями человека, направленными на овладение ситуацией или проблемой [1, с. 732]. Анализ поведенческих копинг-стратегий личности позволил О.Г. Власовой классифицировать их в соответствии с направленностью вектора активности субъекта: непосредственно на объект угрозы, вглубь психотравмирующей ситуации (преобразующие стратегии); на себя (стратегии приспособления личностных параметров и отношений к ситуации); от объекта угрозы (дистанцирующие стратегии ухода, бегства от проблем) [2]. Преобразующие копинг-стратегии направлены непосредственно на трансформацию психотравмирующей ситуации. Для этой группы стратегий характерным является то, что субъект, приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации, формулирует ее для себя как проблему, определяя конечные и промежуточные цели, намечая план действий, определяет способы достижения цели. К этой группе стратегий мы относим активное решение собственных проблем и поиск социальной поддержки. В целом, стратегии «ухода» от проблемы, несмотря на разнообразие их проявлений (в практической, межличностной или психологической сфере) объединяет в единую группу направленность активности субъекта на дистанцирование от объекта угрозы, неустранимого, с его точки зрения. Эти стратегии представляют собой весьма широкий спектр проявлений: отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизм — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание «погружения» в проблему; компенсация — отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний; уход в себя — пребывание в покое и размышление о себе и др. Широта спектра данной группы стратегий предполагает включение в нее как позитивных, социально-приемлемых стратегий, так и асоциальных, деструктивных, крайним выражением которых являются попытки ухода, связанные с применением транквилизаторов, алкоголя, наркотиков, а также суицидальная активность [2]. Как видим, в любом случае содержание эгозащитных тенденций, искажающих или скрывающих угрожающие импульсы кризисной ситуации от человека, обусловлено внутриличностной спецификой.

Список литературы 1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1993. 220 с. 2. Власова, О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов :Дисс…канд.психол.н. – Ставрополь, 1998. – 176 с. 3. Карвасарский, Б.Д. Групповая психотерапия. — М., Медицина, 1990. 304 с. 4. Небылицин, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2000. — 688 с.

Виды

Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.

В психологии существуют еще такие виды компенсации:

  • реальная;
  • сверх или гиперкомпенсация;
  • псевдокомпенсация.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Реальная

Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.

Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:

  • желание добиться превосходства;
  • стремление получить власть;
  • упорство и сила воли;
  • интерес к тому, что происходит вокруг.

Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.

Гиперкомпенсация

Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха.

Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.

Псевдокомпенсация

В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.

Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:

  1. Физические недостатки, негативно влияющие на здоровье или провоцирующие постоянное психологическое напряжение.
  2. Гиперопека, излишняя забота, прощение абсолютно всех недостатков и проступков, приводящие к развитию эгоизма, капризности, нетерпимости.
  3. Нехватка любви, дефицит общения с родными и близкими людьми, отсутствие возможности с кем-то откровенно поговорить. Все это приводит к тому, что человек больше не может доверять окружающим, теряет способность быть другом и любить.

Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:

  1. Полный уход в болезнь. Человек использует свое состояние для того, чтобы манипулировать другими. Так происходит даже в тех случаях, когда заболевание не имеет никаких серьезных последствий. Всегда и везде он ждет поблажек, давит на чувство жалости, самоутверждается за счет окружающих, а также использует их ради достижения собственных целей.
  2. Уход в слабость. Тут человек примеряет роль жертвы, становясь при этом слабым и беспомощным. Он рисует для себя исключительно плохие сценарии, в зародыше убивает амбиции, не ставит цели. Но самое страшное даже не это. Дело в том, что он делает это осознанно.
  3. Превосходство. Полная противоположность неполноценности. Пытаясь уйти от неприятного чувства, человек делает все, чтобы стать незаменимым, лучше всех.
  4. Лень. Индивид, считающий себя неполноценным, отказывается что-либо делать ради того, чтобы избежать возможных проблем.
  5. Самореклама. Люди, имеющие какие-то недостатки, любыми способами стараются показать себя окружающим с выгодной стороны. Им важно получить одобрение и похвалу. Именно поэтому они так сильно зависят от чужого мнения.

Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.

Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности,

с одной стороны, и выраженным
мотивом к превосходству —
с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким образом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Компенсация как вид психологической защиты

Как и при других видах психологической защиты, задача компенсации — защитить психику от влияния негативных эмоций. Она берет начало еще в детстве, когда ребенок понимает, что нужно делать для того, чтобы стать полноценным в глазах других, получить одобрение. Так, например, многим внушают, что их будут любить и уважать только в том случае, если они станут богатыми. Это побуждает повзрослевших детей все свои силы и возможности направлять на зарабатывание денег.

Если рассматривать компенсацию как механизм психологической защиты, то можно сказать, что она — бегство от проблем. Компенсируя свои недостатки, человек пытается уйти от реальности. Он не хочет выяснить, почему ему плохо живется в нынешних обстоятельствах.

Большую роль в этом вопросе играет мнение большинства. Многие из нас привыкли с ним соглашаться. И это не удивительно, поскольку людей, которые по-другому смотрят на вещи, часто считают психами. Со временем человек начинает думать о себе так же. В этот момент включается компенсация, побуждающая бороться с мнимой неполноценностью.

Еще компенсацию считают неспособностью адекватно воспринимать себя как личность с недостатками (настоящими или придуманными). Не в силах принять их, человек пытается либо избавиться от них, либо сделать своими преимуществами.

С одной стороны, может показаться, что компенсация действительно помогает. Но с другой — она заставляет человека жить так, как того хочет общество, а не он сам. Все нормально до тех пор, пока он маскирует или компенсирует свои недостатки, неполноценность. Но как только они выходят наружу, возникает сильное напряжение.

Суть компенсаторного поведения в управлении

Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.

Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].

Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.

Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.

Примеры компенсации

Самый простой и понятный пример компенсации связан, как бы это смешно ни звучало, с едой. Когда человек не употребляет какие-то определенные продукты, например, сидя на диете, организм требует заменить их чем-то другим, тем, где есть нужные ему полезные вещества. Так, если вы сильно хотите мороженого — вам не хватает кальция и триптофана. Получить их можно из куриного мяса, кролика или индейки. Непреодолимое желание съесть шоколадку говорит о дефиците магния. Восполнить его можно с помощью гречки, кедровых орешков, листьев салата.

Перейдем к примерам, связанным с людьми. Представьте худенького мальчика-подростка. Из-за его внешности над ним смеются. Но он не бросается в спортзал для того, чтобы подкачаться. Вместо этого он занимается тем, что у него получается лучше всего, — игрой в шахматы. И он обязательно достигнет успеха в этом направлении. Но физические недостатки все равно будут о себе напоминать, что в конечном итоге приведет к развитию неврозов.

Возьмем того же хиленького подростка. В прошлом примере речь шла о компенсации. Если включится гиперкомпенсация, он направит все свои силы на устранение недостатка, будет усиленно заниматься спортом, борьбой, чтобы потом отомстить тем, кто его дразнил и обижал.

Компенсация — это случаи, когда вместо того, чтобы наладить взаимоотношения с окружающими, человек заводит собаку. Домашний питомец — это, конечно, хорошо. Но если общаться только с ним, то со временем можно утратить навыки общения с людьми и так и остаться в одиночестве.

Еще один пример компенсации — карьера. Она заменяет и семью, и развлечения, и друзей. Отчасти в этом есть своя польза. Человек добивается успеха и признания в обществе. Но посмотрите с другой стороны. Со временем организм трудоголиков просто устает. Да и никакая работа и карьера не подарят ощущение настоящего счастья.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]