Определение и общая характеристика понятия
Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.
Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.
Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.
Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.
Социальный характер личности
Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.
Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.
Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.
Черты характера
Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.
Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.
Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты.
- Отношение к самому себе
Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.
- Отношение к другим людям
Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.
- Отношение к деятельности
Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.
Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.
Перечень черт личности
Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему. Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:
Система отношений | Присущие черты индивидуума | |
Плюсовые | Минусовые | |
К собственной личности | Привередливость | Снисходительность |
Самокритичность | Самовлюбленность | |
Кротость | Хвастливость | |
Альтруистичность | Эгоцентризм | |
К окружающим людям | Общительность | Замкнутость |
Благодушие | Черствость | |
Искренность | Лживость | |
Справедливость | Несправедливость | |
Содружественность | Индивидуализм | |
Чуткость | Черствость | |
Учтивость | Беспардонность | |
К работе | Организованность | Расхлябанность |
Обязательность | Бестолковость | |
Исполнительность | Неряшливость | |
Предприимчивость | Инертность | |
Трудолюбие | Ленивость | |
К предметам | Экономность | Расточительство |
Тщательность | Нерадивость | |
Опрятность | Халатность |
Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:
- моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
- темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
- интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
- стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.
Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:
- Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
- Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.
Градация черт характера по Олпорту
Теория Олпорта
Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:
Доминирующий. Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.
Обычный. Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.
Второстепенный. Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.
Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.
Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры.
Формирование характера
Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.
Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.
Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.
После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.
Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:
- родительское воспитание;
- культурные ценности, провозглашенные в обществе;
- личный пример значимых для человека людей;
- общественное мнение;
- саморазвитие.
Характер и его черты
Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.
Разнообразие характеров
Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.
Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.
Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:
- сила-слабость;
- широта-узость;
- статичность-динамичность;
- цельность-противоречивость;
- целостность-раздробленность.
Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.
Чем характер отличается от темперамента
Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.
Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.
Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:
- Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
- Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
- Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
- Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.
Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.
Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.
Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.
ГИПЕРТИМНЫЙ (ИЛИ ГИПЕРАКТИВНЫЙ) ХАРАКТЕР
Оптимистичность приводит такого человека иногда к тому, что он начинает хвалить самого себя, излагая «естественную теорию смены поколений» и пророча себе высокие должности. Хорошее настроение помогает ему преодолевать трудности, на которые он всегда смотрит легко, как на временные, проходящие. Добровольно занимается общественной работой, стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Таков гипертимный характер. Если в руководимом вами коллективе есть человек с гипертимным характером, то самое худшее, что вы можете сделать, — это доверить ему кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости, ограничить контакты, лишить его возможности проявлять инициативу. От такого работника вряд ли будет прок. Он будет бурно возмущаться «скукой» работы и пренебрегать обязанностями. Однако возникающее в этих случаях недовольство носит беззлобный характер. Вырвавшись из неприемлемых для него условий, гипертим, как правило, зла на других не держит. Создайте условия для проявления инициативы – и вы увидите, как ярко раскроется личность, работа так и закипит в его руках. Гипертимов лучше ставить на участки производства, где требуются контакты с людьми: они незаменимы и в деле организации труда, в создании климата доброжелательности в коллективе.
Нарушения адаптации и здоровья у гипертимов как правило, связаны с тем, что они не щадят себя. Берутся за многое, стараются все успеть, бегут, торопятся, возбуждены, нередко высказывают высокий уровень притязаний и т. п. Им как бы кажется, что все проблемы могут быть разрешены увеличением темпа деятельности.
Основная рекомендация для людей с гипертимным типом характера — не сдерживаться, как может показаться на первый взгляд, а попытаться создать такие условия жизнедеятельности, которые позволяли бы выразить бурную энергию в работе, занятиях спортом, общении. Старайтесь избегать возбуждающих ситуаций, гасите возбуждение прослушиванием музыки и так вплоть до легкого успокаивающего психофармакологического лечения и аутогенной тренировки.
Что такое акцентуация характера
Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.
При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.
Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.
Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
- скромность и наглость;
- застенчивость и тщеславие;
- самокритичность и самоуверенность.
В отношении к окружающим:
- замкнутость и общительность;
- желание доминировать и желание быть частью коллектива;
- доверие и недоверие;
- враждебность и дружественность.
В отношении к работе:
- трудолюбие и леность;
- ответственность и безответственность;
- добросовестность и недобросовестность.
В отношении к материальным ценностям:
- щедрость и жадность;
- бережливость и расточительность;
- аккуратность и неряшливость.
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
Типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.
Классификация Юнга
Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:
- Экстраверты. Это люди, основное внимание и энергия которых направлены вовне. Они общительны, активны, жизнерадостны. Любят находиться в обществе людей, в одиночестве им некомфортно. Экстраверты не склонны подолгу переживать из-за неудач и проблем и предаваться мучительной рефлексии.
- Интроверты. Их энергия направлена вовнутрь. Недавние исследования позволили сделать вывод, что интроверты отличаются более чувствительной нервной системой, чем экстраверты. Поэтому они все принимают близко к сердцу и любят копаться в себе. Интроверты предпочитают проводить время наедине с собой, общение отнимает у них много сил.
Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.
Классификация Кречмера
Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека. Он разделил людей на три вида:
- Пикники. Это люди невысокого или среднего роста, коренастые, склонные к полноте. У них небольшая голова, короткая шея, мелкие черты лица. Для них характерны такие качества, как общительность, оптимизм, эмоциональность, активность. Пикники обладают хорошим чувством юмора, легко находят общий язык со всеми, поэтому часто становятся душой компании.
- Астеники. Люди данного вида худощавы, со слаборазвитой мускулатурой и длинными конечностями. По характеру они упрямы, замкнуты, чувствительны и серьезны.
- Атлетики. Высокие, широкоплечие, мускулистые. Им свойственны сдержанность, рассудительность, спокойствие и властность. Атлетики плохо приспосабливаются к новым условиям, поэтому ценят стабильность и постоянство.
Классификация Лоуэна
Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида. Всего их получилось пять:
- Оральный. Этот тип людей крайне зависим от чужого мнения. Его представители панически боятся критики, осуждения, отвержения людьми. Они нуждаются в постоянной любви и моральной поддержке, но сами при этом довольно пассивны.
- Мазохистский. Люди с этим типом характера подозрительны, тревожны, пессимистичны. К окружающим они относятся настороженно, иногда даже с ненавистью, но стараются не проявлять этого. Они испытывают мазохистское удовольствие от страданий, любят жаловаться на свои несчастья и портить людям настроение. Им хорошо, когда другим плохо, и наоборот.
- Истерический. Это про то, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”. Именно так выглядит мир в представлении людей-истериков. Они отличаются бурным проявлением эмоций, театрализованным поведением, преувеличенными реакциями на происходящие события. Любят драму во всех ее проявлениях, не выносят спокойствия и стабильности, поэтому часто ввязываются в разные сомнительные истории.
- Нарциссический. В большей степени проявляется у мужчин. Представители данного типа харизматичны, напористы, целеустремленны, энергичны. Они ставят амбициозные цели и уверенно их реализуют. Многие из них становятся руководителями из-за любви к власти и из-за стремления доминировать. Оборотной стороной их характера является агрессивность и авторитаризм.
- Шизоидный. Люди этого типа живут в своем вымышленном мире. Они замкнуты, нелюдимы и тревожны. Шизоиды испытывают проблемы с установлением близких отношений, поэтому могут всю жизнь оставаться в одиночестве.
Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.
Классификация Леонгарда
Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера. В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:
- Гипертимный. Характеризуется общительностью, активностью, оптимизмом, энергичностью. Такие люди все время находятся в поиске новых впечатлений и ярких эмоций, не выносят скуки. Зачастую они бывают чересчур легкомысленными.
- Дистимный. Представители этого типа пессимистичны, тревожны, замкнуты и ранимы. У них мало друзей, шумным компаниям они предпочитают одиночество. С трудом принимают решения, долго колеблются и мучают себя сомнениями.
- Возбудимый. Вспыльчивые, конфликтные и агрессивные люди. Очень плохо уживаются с окружающими, нередко становятся домашними тиранами.
- Застревающий. Это упрямые, обидчивые, подозрительные люди. Они любят поучать и наставлять людей без запроса с их стороны, за что часто слывут занудами. Чувствительны к несправедливости, болезненно воспринимают критику, злопамятны.
- Демонстративный. Представители данного типа обожают внимание во всех его проявлениях. Они самоуверенны, хвастливы, эмоциональны, эпатажны. Любят плести интриги, манипулировать людьми и провоцировать их на эмоции. Среди их позитивных черт стоит выделить артистичность, гибкость и нестандартное мышление.
- Тревожный. Робкие, тихие, неуверенные в себе люди. Они самокритичны, пессимистичны, чувствительны и ранимы. С людьми ведут себя доброжелательно, избегают любых конфликтов, но в глубине души относятся ко всем настороженно. Также их отличает недостаток силы воли, безынициативность, нерешительность.
- Эмотивный. Эти люди эмоциональны, отзывчивы, мягкосердечны. Всегда рады прийти на помощь к тем, кто в беде. Все принимают близко к сердцу, но не демонстрируют этого, а копят переживания внутри.
- Педантичный. Таких людей отличает аккуратность, страсть к порядку, перфекционизм, зацикленность на мелочах. В то же время они серьезны, добросовестны и надежны, близкие могут на них положиться. Не обладают лидерскими качествами, поэтому предпочитают быть ведомыми.
- Экзальтированный. Крайне впечатлительные, эмоциональные и чуткие люди. Они бурно реагируют на все происходящее: приятные события вызывают у них восторг, а неприятные вгоняют в тоску и отчаяние.
- Аффективно-лабильный. Люди с данным типом акцентуации эмоционально неустойчивы, подвержены беспричинной перемене настроения. Поэтому одни люди считают их общительными и веселыми, а другие думают, что те замкнутые и угрюмые.
Загляните также в нашу подборку тестов на определение типа личности.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Классификация Личко
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:
- Гипертимный. Общительный, позитивный, добродушный человек. Не выносит стабильности, все время ищет приключений и сильных эмоций. Часто подвергает себя риску, чтобы получить дозу адреналина. Непостоянен в пристрастиях, часто бросает начатые дела незавершенными.
- Циклоидный. Отличается нестабильным энергетическим состоянием. В периоды подъема он общительный, жизнерадостный, активный, а во время спада погружается в депрессию. Каждая фаза длится примерно 2–3 недели.
- Лабильный. Характеризуется частой сменой настроения и непредсказуемыми реакциями. Одно и то же событие, в зависимости от настроения, может казаться ему либо интересным и волнующим, либо пугающим и стрессогенным. Любая мелочь может вызвать смену настроения: неодобрительный взгляд прохожего, красивый пейзаж из окна, случайная песня из прошлого.
- Астеноневротический. Мнительный, капризный, быстро утомляемый тип. Склонен к ипохондрии, т. е. к навязчивому беспокойству по поводу своего здоровья. Он тянется к людям, но быстро устает от них и возвращается к одиночеству.
- Сензитивный. Чувствительный, ранимый, впечатлительный человек. Крайне требователен к самому себе, из-за этого страдает заниженной самооценкой и переживает из-за своих недостатков. С новыми людьми ведет себя настороженно и замкнуто, а в компании знакомых расслабляется. Тревожен и пуглив. Нередко пасует перед трудностями из-за страха.
- Психастенический. Любит размышлять, рассуждать, рационализировать. С трудом принимает решения и берет на себя ответственность. Отличается высокой утомляемостью, тревожностью, мнительностью.
- Шизоидный. Замкнутый, нелюдимый, тревожный тип. Живет в собственном мире иллюзий, куда не пускает никого. С трудом устанавливает эмоциональные контакты и сам страдает от этого. Мечтает найти близкого друга, который будет понимать его и поддерживать.
- Эпилептоидный. Раздражительный, взрывной, склонный к аффектам. Приступы озлобленности и раздражения могут длиться несколько дней подряд. Все это время он ищет объект, на который сможет выплеснуть свои негативные эмоции. В отношениях очень ревнив.
- Истероидный. Отличается эгоцентризмом, постоянной жаждой внимания, эпатажем, демонстративностью. Ради порции внимания готов на многое. Может даже симулировать попытки суицида.
- Неустойчивый. Склонен к праздности, безделью, разного рода развлечениям. Не отличается амбициозностью, не имеет карьерных и жизненных целей, живет одним днем. Труслив и безынициативен, нуждается в опеке и покровительстве. Не способен испытывать глубокие искренние чувства, к потребностям близких людей относится безучастно.
- Конформный. Постоянно приспосабливается к окружению, не имеет собственной точки зрения, предпочитает во всем полагаться на мнение авторитетов. Совсем не обладает лидерскими качествами, труслив и безынициативен.
Проявление характера
20
ПЛАН.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Определение характера.
2. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера.
3. Проявление характера в поведении и деятельности человека.
III. Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером,
напротив, выделяется прежде всего
определенностью
своего отношения к окружающему, выражающейся в опреде-ленности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъек-та деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом от-носится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его дей-ствий. Черты характера — это те
существенные
свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна ли-ния поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
1. Определение характера.
В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким, уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелательной форме, а другими — грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с несходными интересами, с различиями в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.
Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму
(например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека. Так, к примеру, в обществе, основывающемся на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей господствующих классов способствует закреплению в их характере надменности, чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерия и т. д. Иная картина детерминации характера присуща социалистическому обществу. Как в годы мирного труда, так и в Великой Отечественной войне отчетливо проявились специфические качества характера советского человека: самоотверженность, целеустремленность, отвага, скромность, трудолюбие выступили как стержневые черты характера людей, строящих и защищающих социалистическое общество.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае — скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.
Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные — ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.
2. Особенности общения и поведения
в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцептуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50 — 80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации приведена ниже.
Гипертимический (гиперактивный) тип.
Особенности общения и поведения. Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозвеленкого, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнъ.
Черты, привлекательные для собеседников. Энергичность, жажда деятельности, нового, оптимизм.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально депрессивным психозом.
Предпочитаемая деятельность. Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, сторт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.
Дистимичный тип.
Особенности общения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться.
Черты, привлекательные для собеседников. Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны. Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая деятельность. Работа, не требующая широкого круга общения.
Циклоидный тип.
Особенности общения и поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности)
В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период .пада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакально депрессивного психоза
Предпочитаемая деятельность. Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Эмотивный (эмоциональный) тип.
Особенности общения и поведения. Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.
Черты, привлекательные для собеседников. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высоким чувством долга. Хорошие семьянины.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Крайняя чувствительность слезливость Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.
Предпочитаемая деятельность. Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Демонстративный тип.
Особенности общения и поведения. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.
Черты, привлекательные для собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Эгоизм, необузданность поступков, лживость хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетаю.
Предпочитаемая деятельность. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами
Возбудимый тип.
Особенности общения и поведения. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.
Черты, привлекательные для собеседников. Вне приступов гнева — добросовестность, аккуратность, любовь к детям.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость; ослабленный контроль над влечением.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Склонность к конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, психопатии, правонарушениям (аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки.
Предпочитаемая деятельность. Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль.
Застревающий тип.
Особенности общения и поведения. «Застревает» на своих чувствах, мыслях,не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие — «занудливость нравоучителя».
Черты, привлекательные для собеседников. Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать «бред преследования, ревнивости».
Предпочитаемая деятельность. Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичный тип.
Особенности общения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты, привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг; склонность к навязчивостям, психастения.
Предпочитаемая деятельность. Профессии, не связанные с большой ответственностью, предпочитают «бумажную работу», не склонны менять место работы.
Тревожный (психастенический) тип.
Особенности общения и поведения. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная роль.
Черты, привлекательные для собеседников. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Боязливость, мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, «козлами отпущения».
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая деятельность. Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
Экзальтированный (лабильный) тип.
Особенности общения и поведения. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Черты, привлекательные для собеседников. Альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, привязаны к друзьям.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство подверженность отчаянию.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Неудачи, горестные события воспринимают трагически. Склонность к невротической депрессии
Предпочитаемая деятельность. Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный (шизоидный) тип.
Особенности общения и поведения. Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко — при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Переборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность слабая привязанность к близким.
Черты, привлекательные для собеседников. Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Упорное отстаивание своих нереальных взглядов. На все имеет свою точку зрения, часто резко отличающуюся от мнения большинства.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Лишение «хобби», любимой работы противопоказаны. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, грубость окружающих усиливают замкнутость. Часты случаи заболевания шизофренией.
Предпочитаемая деятельность. Работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
Экстравертированный (конформный) тип.
Особенности общения и поведения. Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумывания. В обществе с друзьями и в семье уступает лидерство другому.
Черты, привлекательные для собеседников. Готовность выслушивать «исповедь» другого, исполнительность
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. «Человек без царя в голове», подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, страсть к развлечениям.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация вынужденного одиночества, бесконтрольность и нерегламентированность жизни противопоказаны. Склонность к гипоманиакальности.
Предпочитаемая деятельность. Легкая приспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила поведения четко определены, могут быть хорошими исполнителями.
3. Проявления характера в поведении и деятельности человека.
Характер
—
прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, всовместную деятельность и общение с другими людьми, и темсамым обретающей свою индивидуальность.
Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь
на основании поступков людей, в которых наиболее полноотражается их сущность.
Известна восточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер— пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков
—
фундамент характера человека.
Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т. д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками.
Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.
И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.
Таким образом, характер имеет социальную природу, т. е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от коллектива, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.
Характер — лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию
выбора, способен подняться над обстоятельствами, в томчисле и над собственным характером.
Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки конечного объяснения человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принципе, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить им вызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.
В той мере, в какой личность способна на это, в ней на
первый план выступает не конкретно-характерологическое, аобщественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой онане способна на это, личность действительно исчерпываетсясвоим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.
К тому же одни и те же обстоятельства отражаются людьми далеко не одинаково. «Тот, кто хочет делать, ищет средства, кто не хочет — причины». Какие из обстоятельств человек будет выделять для себя как значимые, может определяться как самими внешними обстоятельствами (на ситуативном уровне поведения), так и — далее — сложившимися индивидуальными особенностями личности (в том числе и ее характером), т. е. внутренними обстоятельствами, и, наконец, осознанием себя как субъекта действия, воплощающего высокие общественные и общечеловеческие идеалы, отделенного и от внешних (ситуативных), и от внутренних (индивидуально-психологических) обстоятельств и могущего влиять на них.
Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.
При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.
Таким образом, важнейший момент в формировании характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе — как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность и неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других — подчинение собственных интересов интересам коллектива, самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера человека относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т. д.
Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности — совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.
Так, в качестве черты характера может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения
— его потребности в обязательном достижении успеха в любой деятельности, какой бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщен-ных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мо-тив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отноше-нию к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характе-ра — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.
Это понимание характера, связывающее его с побуждениями, как будто приходит в про-тиворечие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому как в способности инкорпорируются общественно выработан-ные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируются общественно выра-ботанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого порядка. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его по-ведения, нет поэтому непосредственного совпадения или соответствия. В результате и полу-чается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениям побуждения-ми, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных челове-ком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствую-щие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализованности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные челове-ком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам», поверхностно судит о них.
Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуаци-онно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личност-ные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитатель-ной работы по формированию характера. Исходное здесь — отбор и прививка надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации, перехода в привычки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
2. Рубинштейн С. Л. основы общей психологии. — СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.
….. Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера,
по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.ЕЛичко
, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный
тип.
Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный
тип.
Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3. Лабильный
тип.
Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не^ приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
3 стр., 1272 слов
Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека
… поэтому скоро отходят. Самая яркая эмоция — радость. Радость нам дарит все окружающее. Холерики люди эмоциональные, поэтому принимают все мелочи жизни близко к сердцу. Сангвиники также … искусства. Среди композиторов к меланхоликам можно причислить Чайковского, Шопена, Сибелиуса. Совершенно противоположный тип людей меланхоликам — холерики. Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и …
4. Астеноневротический
тип.
Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный
тип.
Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический
тип.
Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный
тип.
Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный
тип.
Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.
8 стр., 3596 слов
Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
… и положительных сторон. И чем большую их часть мы сможем полезно использовать, не забывая и о недостатках, тем спокойнее и эффективнее будем взаимодействовать с окружающими. Действительно, нередко, попадая в новый коллектив, люди … каждого типа. Я уверена, что знать эти подводные камни необходимо каждому, кто хочет наилучшим образом приспособиться к требованиям своей работы. Разумеется, в каждом …
9. Истероидный
тип.
Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый
тип.
Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный
тип.
Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
К приведенной классификации характеров, предложенной А.Е.Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э.Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по современным представлениям).
Возникает вопрос, на который различные классификаторы до сих пор не нашли удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.
Примеры похожих учебных работ
Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка
… между формированием негативных черт личности ребенка, а также развитием … типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера … передача ребенка кормилице, воспитание его другими людьми или …
Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
… человека к жизни в обществе, выработку у него определённых защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает своё представление о развитии на том, что все черты личности …
Влияние семьи на формирование личности ребенка 3
… семьи на формирование личности ребенка 1.1 Определение и функции семьи семья ребенок личность воспитание Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм …
Влияние семьи на формирование личности ребенка 2
… других людей. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки …
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
… их; -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В сочинениях …
ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
3 стр., 1033 слов
ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства
… черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, … Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертимность. Люди, …
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность
или связанная с ней по смыслу черта —
замкнутость,
а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, —
экстраверсия
и
интроверсия.
Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в
то
время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».
Первый тип людей можно назвать экстравертированным,
второй —
интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
30 стр., 14564 слов
Представления родителей подростков о характере своего ребенка
… количество выборки составило 124 человека, 62 подростка (в возрасте от 12 до 15 лет) и их родители. 1. Проблема представлений родителей о характере своего ребенка в современной … ребенка. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей подростков о характере своего ребенка, раскрыть основные понятия. 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения …