4 ТЕХНИКИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. Латеральный разрыв. ТРИЗ. CRAFT. Дизайн мышление

4 техники креативного мышления. Латеральный разрыв. ТРИЗ. CRAFT. Дизайн мышление.

Творческое мышление — не талант, а навык. Это действительно так. Ведь ему можно научиться.
ТРИЗ, Латеральное мышление, Дизайн-мышление, CRAFT.

Латеральный разрыв

Придумывая идею, мы хотим пойти проторенной дорожкой. Наш мозг укладывает всю поступающую информацию в паттерны — это сильно упрощает нам жизнь, но мешает изобретать новые решения. Суть латеральной техники (автор термина — британский психолог Эдвард де Боно, разработавший множество алгоритмов генерирования новых идей) в том, чтобы преодолеть шаблонное мышление. В основе техники лежит трехэтапный алгоритм.

Точка А — фокусируемся на задаче, то есть выбираем какой-то один ее аспект. Чем ýже фокус, тем проще создать что-то новое. Не перегружайте его информацией: это тормозит творческое мышление.

Допустим, нам надо придумать концепцию ресторана. Варианты фокуса:

  • в ресторане люди заказывают еду;
  • в ресторан люди идут, чтобы не есть дома;
  • в ресторане люди выбирают еду по меню.

Точка B — генерируем латеральный разрыв, набор абсурдных провокационных идей для задачи. Есть 6 базовых методов, их проще объяснить на примере.

  • Дополнение: фокус — люди заказывают еду; разрыв — люди заказывают еду и посуду.
  • Инверсия: фокус — в ресторан люди идут, чтобы не есть дома; разрыв — в ресторан люди идут, чтобы есть дома.
  • Исключение: фокус — в ресторане люди выбирают по меню; разрыв — в ресторане нет меню.
  • Гиперболизация: фокус — люди в ресторане сидят на стульях и диванах; разрыв — люди в ресторане сидят на одном стуле.
  • Замена: фокус — люди заказывают еду у официанта; разрыв — люди заказывают еду у друзей.
  • Изменение порядка: фокус — люди платят за еду, чтобы посидеть в ресторане; разрыв — люди сидят в ресторане, чтобы не платить за еду.

Это этап разрыва шаблона: получившиеся идеи невозможно применить в реальности. Чтобы «приземлить» абсурдное решение, в точке C мы устанавливаем связи с реальностью. Здесь тоже есть несколько способов:

  • извлекаем из абсурдной идеи ее основной принцип и дальше работаем только с ним;
  • ищем положительные аспекты идеи, то есть ее непосредственные выгоды и преимущества: какая ценность идеи видна с первого взгляда?
  • фокусируемся на различии: сравниваем провокационную идею с привычным способом действия и находим основные различия. На этих отличиях от привычного шаблона мы можем выстраивать новую концепцию.

Как систематизировать креативные методики?

Рассмотрим на основе предложенных карточек из конструктора.

  1. Возраст.
    Учебные задания обычно рассчитаны на тот или ной возраст, в зависимости от известных психофизиологических особенностей детей. Но это, конечно, не принципиально: каждый учитель лучше знает, что действительно подходит или не подходит для его классов. Кроме того, некоторые креативные проекты довольно универсальны. Например, у корпорации «Российский учебник» есть интерактивная разработка «Атлас звездного неба» для начальной школы, которую с удовольствием изучают и дети постарше.
  2. Этап.
    Интересную активность лучше подбирать для каждого из четырех этапов занятия, в соответствии с распределением детской энергии: введение (проверка полученных ранее знаний, постановка проблемы, анонс новой темы), основное содержание (изучение нового материала), подведение итогов (контроль, рефлексия), функциональные задания (общее развитие).

  3. Тип.
    Речь идет о том, рассчитана методика на группы или на индивидуальную работу.
  4. Время.
    Методики, как правило, предусматривают ограниченное время для выполнения заданий. Соблюдение этих рекомендаций, опять-таки, не принципиально и индивидуально для каждого класса.
  5. Действие.
    Активность может быть направлена на знакомство, практику командной работы, передачу нового материала, проверку понимания нового материала, закрепление знаний, контроль усвоения, деятельность дома, возвращение внимания, рефлексию.
  6. Компетенции.
    Современные методики помогают развить те или иные умения, необходимые на всех предметах: критическое мышление, креативное мышление, кооперацию, коммуникацию, метакогнитивные навыки, грамотность.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;
  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;
  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Примеры универсальных креативных методик

Мультифрагмент

  • Возраст: 1-11 классы.
  • Этап: Введение.
  • Тип: Индивидуальная.
  • Время: 5 минут.
  • Действие: Подведение к теме урока.
  • Компетенции: Критическое мышление, грамотность.
  1. Найдите видео, изображение, музыку или песню в тему урока.
  2. Во время занятия используйте находку.
  3. Обсудите, как услышанное или увиденное связано с темой урока.

2/3 правды

  • Возраст: 5-8 классы.
  • Этап: Основное содержание.
  • Тип: Групповая и индивидуальная.
  • Время: 5-10 минут.
  • Действие: Закрепление материала.
  • Компетенции: Критическое мышление.
  1. Назовите два правдивых и один ложный факт об изучаемом предмете.
  2. Предложите ученикам предположить и обосновать, какой из фактов вымышленный.
  3. Разберите, почему все факты кажутся правдивыми.

Банка мудрости

  • Возраст: 5-11 классы.
  • Этап: Подведение итогов.
  • Тип: Групповая.
  • Время: 20 минут.
  • Действие: Закрепление материала.
  • Компетенции: Критическое мышление, коммуникация.
  1. Попросите учеников написать на стикере сложный вопрос по пройденной теме.
  2. Сложите все вопросы в банку и перемешайте.
  3. Попросите по очереди вытягивать вопросы и отвечать.

Рекламная пауза

  • Возраст: 1-4 классы.
  • Этап: Функциональное задание.
  • Тип: Индивидуальная.
  • Время: 4 минуты.
  • Действие: «бодрилка» (возвращение внимания).
  • Компетенции: Грамотность.
  1. Попросите учеников взять отдельный лист и выписать только что выученное слово или несколько слов.
  2. Предложите составить из букв выученного слова новые слова.
  3. Поставьте таймер на две минуты.
  4. Спросите учеников, сколько у них получилось слов.

Синтез форм по методологии CRAFT

Поле применения метода CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools) — социальные формы отношений. Под ними подразумеваются любые модели взаимодействия между людьми. Обычно такие взаимодействия выстраиваются стереотипно: идя в театр, поступая в бизнес-инкубатор или отправляясь на музыкальный фестиваль, мы заранее представляем, что нас там ждет и как мы будем взаимодействовать с окружающими.

Суть CRAFT в том, чтобы переизобрести эти взаимодействия, разобрать их на элементы, а затем поместить эти элементы в новый контекст.

Например, вы хотите придумать концепцию ресторана, куда посетители будут приходить в вечерней одежде. Вечерняя одежда — это форма отношений. Разбираем ее на элементы: в каких случаях люди одеваются таким образом? Театр, гала-концерт, церемония вручения премии «Оскар». Помещаем эти элементы в контекст ресторана: как сделать поход в ресторан похожим на поход в театр или посещение торжественной церемонии? Культурная программа, тематические мероприятия и т. п. Теперь ресторан уже не просто «общепит», а нечто большее.

Немного подробнее о методах креативного мышления в картинках.

Придумывать можно хаотично или последовательно.

Креативность — это такая мышца, которую можно прокачать. Она как компетенция состоит из четырех измеримых атрибутов: оригинальности, скорости, гибкости и детализации. Эти навыки развиваются так же, как и наши мышцы — на тренажере. То есть чем больше мы придумываем, тем лучше навык креативности.

Придумывать хаотично — это бессознательный процесс. Придумывать последовательно — это процесс структурированный и осознанный.

Мы будем учиться придумывать осознанно и последовательно. Для этого разберем четыре метода.

А как на самом деле? Немного о работе маркетолога и копирайтера

Какое-то время этот стереотипный образ рекламщика оставался в силе и даже подпитывался другими фильмами и книгами о рекламе. Да и сейчас, вполне вероятно, если вы сообщите, что работаете в сфере рекламы, многие обыватели представят вас именно за процессом изобретения очередной крутой идеи для радиоролика.

А тем временем спектр профессий в маркетинге и рекламе заметно расширился, как и круг возможностей, инструментов и задач. Теперь представить рядового маркетолога в раздумьях над очередным шедевральным слоганом всё сложнее — особенно тем, кто знает эту сферу изнутри.

Работа специалистов в маркетинге стала более рутинной: мы больше имеем дело с аналитикой, данными, сервисами учета продаж и рекламных бюджетов, а на творческие задачи отводится всё меньше времени.

Безусловно, в агентствах и компаниях, занимающихся выводом новых брендов на рынок, креатив все еще в значительной степени присутствует в работе — это отрасль брендинга и креативного копирайтинга, где легко найти криэйторов, трудящихся над очередным сценарием или неймом.

А вот маркетолог из среднестатистической российской компании или копирайтер, который работает над текстами для сайтов или соцсетей, сталкиваются с креативом всё реже.

Требования быть приземленными, ориентироваться на данные из отчетов и статистику по целевой аудитории медленно, но верно загоняют наш мозг в своеобразный тоннель, по которому проще и быстрее продвинуться к цели.

Поэтому мы так часто можем видеть ничем не примечательную рекламу. И именно поэтому всё меньше времени уделяем разработке новых рекламных идей для продвижения компании, предпочитая уже «проверенные» методы и рекламные фразы.

Но это точно не полезно для такой профессии, как маркетолог или копирайтер. Поэтому сегодня я постараюсь вдохновить вас на развитие креативных способностей и расскажу о способах «расшевелить» ваш мозг.

Латеральное мышление

Это комплекс креативных методик, предложенных Эдвардом де Боно для развития нешаблонного мышления. Позволяет придумывать все, что угодно!

Как это работает?

Нужно сделать 3 шага.

  • Шаг 1. Фокусируемся на задаче. Нужно найти направление или идею, от которой мы будем отталкиваться. Без отправной точки невозможно двигаться дальше.
  • Шаг 2. Придумываем абсурдные идеи с помощью латеральных сдвигов.

Рассмотрим три метода:

1. Метод провокации.

Нарушение логики за счет введения абсурдных новых данных.

В основе метода провокации лежит идея о том, что новые концепции и верные решения возникают после того, как была допущена ошибка.

Провокация — это ошибка, которую мы намеренно создаем, чтобы она открыла для нас новый ход мысли.

В момент выдвижения абсурдных идей ты сам не имеешь ни малейшего представления, куда они могут привести, но такой способ помогает выбить тебя из привычного русла и начать мыслить иначе.

2. Метод от обратного.

Он заключается в том, что сначала мы рассматриваем «нормальное» утверждение, состояние, способ действий, а после переходим к прямо противоположному.

3. Метод преувеличения.

Мы рассматриваем «нормальное» действие или состояние (количество, размер, вес), а после специально преувеличиваем значение нормы, утрируем.

  • Шаг 3. Выбираем одну идею, которая может стать реальной.

Упражнения для развития креативности

Скажу честно: при подготовке статьи я просматривала разные материалы и книги, но в конечном счете больше опиралась на свой личный опыт и те небольшие находки, приемы, которые помогают мне в креативной работе. Чуть больше года я работала креативным копирайтером в брендинговом агентстве, да и сейчас в моей работе присутствуют задачи, где нужно иногда генерировать необычные идеи.

Поэтому я расскажу о том, что мне действительно помогает. Я ни в коем случае не претендую на авторство этих техник — когда-то я нашла их для себя в книгах и статьях, с тех пор адаптировала под свою работу и использую, бессовестно игнорируя память об изобретателях этих методик.

Каждый сможет дополнить этот список тем, что вдохновляет конкретно его, но я надеюсь, что хотя бы один из вас возьмет на заметку некоторые инструменты, описанные в статье — это уже будет значит, что я не зря потратила на нее время.

Облако ассоциаций

Один из самых полезных сайтов для творческих людей, мне кажется, — это Sociation.org. Он помогает найти и достать из подсознания очевидные и неочевидные ассоциации по нужной вам тематике.

Один из любимых разделов сайта — облако ассоциаций (в «Лаборатории»). Нужно ввести любое существительное, а алгоритм сформирует облако из других слов, близких или как-то связанных по смыслу с начальным. При этом каждое из слов в облаке — кликабельно: вы можете нажать и попасть в новое облако ассоциаций, связанных с выбранным словом.

Я пользуюсь этим приемом, когда нужно наметить направления для мышления.

Если у вас обозначена задача, но еще нет креативной концепции, в рамках которой ее надо реализовать, то вы можете сначала набросать на черновике несколько подходящих тем, а затем уже «витать в облаках», чтобы найти еще больше направлений для рождения идеи.

Упражнение «День потребителя»

Почти всегда креатив требуется нам не просто так, а для конкретной цели — поразить сердце потенциального клиента. Чтобы сделать это, маркетологи и копирайтеры тщательно исследуют аватары аудитории, выявляя ее характеристики, триггеры, особенности восприятия.

Чтобы продвинуться на следующий шаг, то есть от сухих аналитических данных перейти к решению творческой задачи, я предлагаю выполнить одно упражнение.

Например, вам нужно придумать новый способ продвижения своего товара или рекламный слоган, или придумать максимально большее число каналов, которые можно задействовать для рекламы.

Для этого напишите небольшое сочинение о том, как проходит один типичный день из жизни вашего потребителя. По сути, это сторителлинг, только мы используем его не для последующей публикации, а для личного пользования, поэтому можно не стесняться и смело писать все, что придет в голову.

Дайте имя своему герою или героине, придумайте, где он (она) будет жить, чем заниматься — чем больше вводных данных, тем интереснее можно повернуть сюжет вашей истории. А далее опишите один день из жизни этого человека.

  • Каким будет его утро — звонок будильника, топот кота, гудение соседского перфоратора?
  • Что он подумает в момент пробуждения, что сделает, чем позавтракает?
  • Сколько раз у него зазвонит смартфон, какую почту он проверит или, может, наоборот, отключит связь на весь день?

Постарайтесь описать всё в мельчайших деталях. Когда закончите, получится не просто портрет потребителя — вы буквально сможете заглянуть в жизнь этого человека и наверняка найдете там место для рекламы своего продукта.

Дальше нужно действовать, исходя из задачи:

  • если вам нужен способ продвижения товара, подумайте, в какие моменты дня взгляд, слух, внимание героя истории могут зацепиться за продукт;
  • если вы в поисках меткого рекламного слогана, обратите внимание на то, с кем и как общается герой истории — пусть его лексика вдохновит вас и поможет сформулировать предложение;
  • если вам нужно выбрать каналы, через которые можно продвигать свой продукт или услугу, проанализируйте день героя и выпишите список всех возможных точек соприкосновения с брендом.

Вдохновение визуалами

Pinterest.com — полезный ресурс не только для дизайнеров и архитекторов, но и для всех, кому нужно разработать какую-то идею. Не знаю, как это работает в нашем мозгу с точки зрения физиологии, но зрительные образы часто помогают сформулировать мысль или зарядиться определенным настроением.

Визуальное восприятие наделяет идеями, которые в дальнейшем обретут уже вербальную форму.

Доски с картинками можно использовать, если вы пытаетесь родить свежие идеи для рекламной кампании, находитесь в поисках концепции. Кстати, не надо забывать и о более традиционных источниках картинок — Яндекс и Google не стоит сбрасывать со счетов.

Ведь там выдача по вашему запросу будет больше соответствовать российскому менталитету, а иногда подстройка под аудиторию очень важна.

И больше экспериментируйте с запросами: формулируйте мысль от общего к частному, используйте ассоциации, синонимы, чтобы получить как можно больше разных визуальных образов.

Допрос с пристрастием

Полезный прием, но для него вам понадобится напарник. Он будет в роли следователя, а вы — в роли обвиняемого. Следователю нужно составить как можно больше возможных вопросов, связанных с сутью творческой задачи.

Например, вы пытаетесь найти новые темы для создания контент-стратегии в соцсетях. Следователь может подготовить несколько вопросов из серии:

  • Кто читает профиль компании в соцсетях?
  • Что интересно этим людям?
  • Почему им это интересно?
  • А что им не интересно?
  • А читают ли они профили конкурентов? и т.д.

Далее нужно разыграть ситуацию, в которой следователь будет задавать эти вопросы обвиняемому. Обвиняемый должен отвечать достаточно быстро, а следователь, в свою очередь, должен подбирать или придумывать такие вопросы, которые помогут глубже окунуться в тему и докопаться до инсайта.

Важно. Все вопросы должны вытекать из предыдущего ответа.

В роли следователя может быть также участвующий в проекте ваш коллега: тогда вам нужно будет придумывать ответы, а ему — быть хотя бы немного в курсе задачи, чтобы задавать правильное направление допроса.

Можно поступить наоборот: вы для решения своей задачи подготовите ряд вопросов, а отвечать на них будет коллега, который не в курсе проекта, но знаком с этим направлением или является специалистом в смежной области. Но тогда инсайты из его ответов вам нужно будет добывать самостоятельно.

Упражнение «100 идей» для развития креатива

Пожалуй, самая простая в объяснении техника, но зато непростая в реализации. Суть этого упражнения — предложить не менее 100 решений творческой задачи. Например, задача — написать привлекательный заголовок рекламного объявления, а в рамках этого упражнения вам нужно подготовить не менее 100 вариантов.

Главная фишка этой техники — сначала все будет идти легко, но когда счет дойдет до 20-30-40, вы, вероятно, начнете испытывать затруднения.

Самое сложное — перешагнуть через них и открыть свое второе дыхание.

Важно: не отвергайте никакие идеи, записывайте все, что придет в голову. Пусть это будет ваш индивидуальный мозговой штурм с конкретной целью — набрать 100 записей в списке.

На мой взгляд, это упражнение хорошо тренирует умение смотреть на проблему с разных сторон и отодвигать границы, в которых мы часто мыслим. Иногда за этими границами скрываются полезные инсайты!

Кстати, это упражнение можно адаптировать для легкой утренней разминки, которую можно выполнять каждый день в начале рабочего дня. Сократите 100 идей до, допустим, 30 и выделите себе 15-20 минут. Пусть задание для составление списка будет простым и не связанным с вашей деятельностью.

Например, придумать новые способы использования канцелярской скрепки, перечислить, что можно сделать из листа бумаги, придумать разные маршруты от офиса до дома и т.д.

Отсеки лишнее

Классный метод для ситуаций, когда нужно поработать с небольшим текстом — слоганом, рекламной фразой, заголовком, формулировкой УТП.

Согласитесь, бывает такое, когда вы точно знаете, что хотите сказать, но не можете придать этому идеальную форму и огранку. Тогда полезно начать с малого: просто хоть как-то сформулируйте свою мысль в виде текста любой длины.

Пусть это будет неровное, неграмотное умозаключение, которое будет стыдно показать коллеге. Это исходный материал, который кроме вас никто не увидит.Написав текст, оставьте его на пару часов.

Займитесь другими задачами, а по прошествии времени (можно поставить таймер) вернитесь. Прочитайте и исключите из текста лишние слова и смыслы. Перепишите текст заново и в уже более кратком варианте отправьте вновь «в режим ожидания».

Через два часа снова достаньте этот текст и вновь сократите. Повторите цикл до тех пор, пока текст наконец не получит свою краткую форму, а мысль не будет выражена максимально лаконично и красиво.

Чем хорош этот способ — часовые паузы дают вам как бы забыть рабочую формулировку, к которой привыкаешь, если долго повторяешь в голове одну и ту же мысль. Возвращаясь к тексту (заголовку, слогану) в течение дня несколько раз, вы в итоге оставляете действительно только самое нужное и важное.

Выявление противоречий

«Теория решения изобретательских задач» — методология советского инженера Генриха Альтшуллера. Изобретательская задача – сложная задача, которую можно решить с помощью выявления противоречия и устранения его.

Как это работает?

  • Ситуация

Посетители первых небоскребов столкнулись с одним неприятным, но, казалось, совершенно неизбежным физическим эффектом. В небоскребах лифтовые вентиляционные шахты, лестничные колодцы действовали как гигантские вытяжные трубы, создавая мощные воздушные потоки. Мощная тяга не давала открыть двери и окна. Чтобы вихрей не было, двери должны быть всегда закрыты. Чтобы люди могли входить, двери должны быть открыты.

Естественной идеей представлялось сделать шлюз, но им должен был кто-то управлять, дешево решить задачу не получалось. Идеально было бы добиться того, чтобы одни двери сами закрывались, когда открываются другие.

  • Формулируем задачу.

Придумать систему открытия и закрытия дверей.

  • Выявляем противоречие.

Дверь всегда закрыта относительно здания и открыта относительно человека

  • Обращаемся к типовым приемам.

Принцип универсальности (дверь может быть одновременно и закрытая, и открытая).

  • Получаем результат.

Анализируем и улучшаем: вращающаяся дверь.

Где можно использовать креативные техники

Вообще, креативные техники можно применять в решении любых творческих задач. Давайте определимся, что творческая задача — это любое не рутинное действие маркетолога или копирайтера, которое требует некоторых интеллектуальных усилий, а иногда даже значительных стараний для получения нетривиального, уникального, интересного результата.

Если брать частные задачи, которые чаще всего встречаются в деятельности маркетолога или копирайтера, то среди них к творческим можно отнести следующие:

  • разработка идей для рекламных объявлений;
  • поиск тем для создания контента (постов, статей, видеороликов, рубрик и т.д.);
  • разработка концепции для продвижения продукта или бренда в соцсетях;
  • поиск новых способов продвижения продукта;
  • написание заголовка для статьи;
  • сбор тем для email-рассылок;
  • инфоповоды для продвижения постами и мемами;
  • разработка названия или слогана для нового продукта/услуги/акции и т.д.

Здесь и в массе смежных направлений креативная работа исключительно важна. Вы можете быть мастером работы со статистикой, инструментами и прочей “механикой”, но если у вас нет креативной жилки, вы не можете считать себя по-настоящему творческой единицей.

CRAFT

CRAFT – это методология Василия Лебедева, которая помогает переосмыслить привычные социальные формы и создать новые.

Как это работает?

  • Задача
    : придумать концепцию парка.

Когда мы придумываем идею, мы часто сразу фокусируемся на объекте придумывания: к примеру, перед нами стоит задача обустроить парк.

Согласитесь, сразу тянет подумать о том, какие скамейки поставить, какой асфальт положить и какие шарики повесить. Это значит, что мы изначально будем создавать тот же парк с набором обычных предметов.

Для того, чтобы найти особенность, а еще точнее, вызвать интерес к парку, давайте смотреть на отношение человека к нему. Как он воспринимает парк? Каким он должен быть? Что это восприятие изменит? И нужно ли его вообще менять?

  • Вернитесь к абстрактному мышлению

Для ответа на этот вопрос нам необходимо вернуться на шаг назад к абстрактному мышлению и начать рассуждать о мотивах и барьерах человека, связанных с парком. Это позволит выявить так называемый конфликт, на основе которого мы сформулируем нашу идею.

В процессе поиска мотива выяснилось, что парк часто используется как место первого свидания. Ведь у парка есть все возможности для этого: своя страница вFacebook, свой сайт, свои работники и те же «скамейки-пруды-деревья».

Осталось их «заточить» под конкретную драму, чтобы стало ясно, зачем именно этот парк нужен. Так появились большая идея «служба первого свидания» и первый парк, который помогает всеми своими ресурсами организовывать свидания от Facebook до мороженщика.

  • Раскрывайте идею в каждом элементе

Следующий шаг — раскрыть большую идею в каждом отдельном элементе коммуникации: скамейки, на которых можно сидеть, только тесно прижавшись друг к другу, дорожки, где необходимо держать друг друга за руки, чтобы ним пройти, поющего серенады мороженщика и другое.

Тест на творческие способности

Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:

  • Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.

Cтатистика На весь экран

С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.

Дизайн-мышление

Это практика быстрых и полезных действий для создания действительно нужных людям продуктов и сервисов. Метод создания продукта с фокусом на потребностях человека, благодаря эмпатии — способности смотреть на мир глазами других людей, а также понимать их потребности.

Как работает?

Алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти этапов:

  • Эмпатия

На данном этапе ваша задача разобраться в том, что делают люди, зачем они это делают, каким видят окружающий мир, какие у них ценности, а также узнать об их физических и эмоциональных потребностях.

  • Фокусировка

Нужно четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из информации и находок, которые вы обнаружили на этапе эмпатии.

  • Генерация идей

Во время брейншторма важно количество, а не качество. Можно использовать любые способы генерации, а еще важно фиксировать каждую идею на отдельном стикере, чтобы не упустить интересную находку в процессе придумывания.

  • Прототипирование

Начинаем создавать быстрые и грубые прототипы. Разрабатываем сценарии взаимодействия и применяем ролевое моделирование. Создаем условия для получения первого пользовательского опыта.

  • Тестирование

Даем протестировать прототип фокус-группе и собираем обратную связь.

Постоянно спрашивайте, что не нравится пользователю. Фокусируйтесь на том, чего вы еще не знаете.

Постарайтесь тестировать продукт там, где он будет использоваться или максимально точно имитируйте обстановку. Например, команда Steelcase+IDEO думала о том, как можно сделать обучение более удобным и мобильным, и разработали стул-парту.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать мышление, память, внимание и восприятие. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]