Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.
Особенности развития восприятия у ребенка
Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.
В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.
В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.
Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА
Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула. Субъекгно-ориентированные теории:
теория бессознательных умозаключений Г.Л.Ф. Гельмгольца; теория перцептивных гипотез Грегори; теория восприятия как процесса категоризации Брунера.
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.
Г.Л.Ф. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный характер бессознательного: 1) нет опоры на сознательные знания; 2) непреодолимость; 3) следует из прошлого опыта (по аналогии); 4) влияние привычки, тренировки.
Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.
Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта.
Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия: предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация.
У субъекта уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то подтверждающая проверка.
Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.
Ориентация на взаимодействие, познание как понимание реальности: источник построения образа – контакт с объектом;
• не придается значения прошлому опыту – только настоящее время;
• восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами.
Экологическая теория Гибсона:
Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка информации) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать информацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия.
Мы воспринимаем не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенное. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение информации – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (сравни с Мюллером).
Виды восприятия
Дошкольник знакомится с миром на основании:
- зрительного анализатора,
- возможности слышать,
- благодаря осязанию.
Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.
Уровни развития восприятия у дошкольника
Восприятие у дошкольников имеет три стадии.
Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.
Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.
Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.
Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников
Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.
Развитие слухового восприятия
В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.
С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.
Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.
Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.
Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО
Развитие зрительного восприятия
В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.
Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.
С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра.
Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО
Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО
Развитие фонематического восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:
- умение слышать и определять звуки в словах,
- умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
- умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.
Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.
Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.
Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.
Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.
Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук.
Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО
Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО
Развитие музыкального восприятия
Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.
Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.
Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.
Развитие тактильного восприятия
Восприятие детей в среднем дошкольном периоде
Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:
- легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- знают и хорошо различают 7 основных цветов;
- имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
- знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
- разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.
Виды и свойства восприятия
Особенности восприятия предметов (явлений)
К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».
Игра на ориентирование в пространстве “верх-низ, вправо-влево”
Особенности восприятия времени и пространства
Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.
Ориентировка во времени – сложная задача для 4-5 лет
По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.
Особенности художественного восприятия
В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.
Особенности восприятия себя и окружающих людей
Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.
В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая
Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.
Игра “Цвет + форма” – для малышей 5-6 летМетодики развития разных видов восприятия
Вот несколько методов развития восприятия разных видов.
Величина, цвет и форма
В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.
Что потерялось?
В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.
Понюхай и отгадай
В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.
Волшебное звучание
Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.
Тактильная загадка
В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.
Что такое ощущение
Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.
Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:
- Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
- Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
- Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).
Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.
Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.
Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:
- Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
- Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
- Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.
Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.
Теория обнаружения сигналов
Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.
Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.
Сенсорная адаптация
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?
Нарушения восприятия и причины
Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.
Причинами нарушения восприятия могут быть:
- патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
- психические расстройства;
- реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
- наркомания, в том числе и врожденная;
- травма, в результате которой пострадала нервная система;
- физическая и психическая усталость организма;
- дефект зрения.
Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:
Выполнять режим дня
Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.
Свет
Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.
Цвета
Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов.
Ежедневные занятия по развитию восприятия
Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.
Психологические теории и школы
Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.
Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.
- Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.
Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.
- Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
- Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.
- В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.
Что влияет на развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.
На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.
Осязание
Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.
Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев
Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей