Сознание и деятельность как они связаны: примеры регулирования поведения


Осознаваемые психические процессы

Определение 1
Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

  • познавательные процессы
  • эмоциональные процессы
  • волевые процессы

К познавательным относят:

ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира) представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта) восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности) память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний) воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее) мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания) внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире) речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека) рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.). В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

  • эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях)
  • чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
  • аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)
  • стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

  • борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью)
  • принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора)
  • целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата)

Что такое деятельность

Под деятельностью

принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

  1. Сознательное — эго.
  2. Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
  3. Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.

Бессознательное

Раньше психика человека отождествлялась с сознанием. Первым Зигмунд Фрейд указал на огромное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение. Позже представление об этой области расширили Юнг и Ассаджиоли. Изучение области бессознательного идет до сих пор, и ученые получают все новые интересные сведения.

Бессознательные процессы – это те, которые человек не осознает, но они влияют на его суждения, поведение и чувства.

В психике человека сознание является лишь вершиной айсберга, а бессознательное – вся его невидимая часть.

Бессознательное еще называют подсознанием.

Следует отметить, что сознание и подсознание неразрывно связаны. Образы и идеи могут переходить из одной области с другую. Так, навыки, отработанные до автоматизма, перестают осознаваться нами и переходят в область бессознательного. Правила поведения, слова, услышанные от родителей и воспитателей в детстве, могут перерасти в подсознательные страхи и установки, которые человек не будет осознавать, но они будут управлять его поведением.

Осознанность и долгосрочное мышление

Основным критерием осознанности является долгосрочное мышление. Чем больше осознанности, тем более четко человек предугадывает будущее.

В неосознанном состоянии личность не видит последствий своих действий.

Среди неосознанных людей всегда скрываются самые мерзкие предатели. Неосознанность отключает проявление высших человеческих чувств: эмпатии, любви, альтруизма. Страдает интеллект.

Вместо этого получаем черствость, страх, эгоцентризм и глупость.

Человек совершает действия, о которых желает в будущем. Их последствия порой непоправимы.

Неосознанец всегда долго «догоняет».

То, что видно с позиции осознанности вне зависимости от здоровья бессознательного, в самом бессознательном становится очевидным только тогда, когда его состояние меняется.

Только сознание может сделать долгосрочный прогноз.

Я и мои желания

Неосознанность – это рабство у своих сиюминутных желаний.

Ведение бессознательной жизни всегда приводит к ассоциации себя со своими низшими потребностями.

Осознанность – это постановка своего «Я» над хотелками, которые, чаще всего, не отражают нашу истинную сущность.

Это возможность поставить себя над системой, которой является твое тело.

В состоянии неосознанности своего «Я» нет. То, что человек ассоциирует с собственной личностью, постоянно меняется.

Осознанный человек ведет тело к реализации определенных разумом устремлений. Неосознанный – ведется на приказы от разных органов чувств.

Истинное «хочу» определяется только в сознании!

Но никак не в бессознательном.

Популярный призыв «Делай то, что ты хочешь» разумом и бессознательным воспринимается по-разному.

Например, осознанный человек ставит свое «Я» выше сиюминутных чувств. Он понимает, что хочет внести свой вклад в этот мир, развиться, найти любовь, создать условия для сохранения и улучшения своего здоровья, обзавестись любимым делом, стать профессионалом в нем и заработать определенную сумму денег для счастливой жизни. Потребности могут отличаться, но они всегда глобальны в масштабах человеческой жизни.

Неосознанная личность приходит к выводу, что ей нужно купить пива, съесть мороженного, заняться троллингом в сети, или получить любой другой сиюминутный кайф в соответствии с уровнем развития бессознательного.

Гедонизм не приводит к счастью именно потому, что не является осознанным. Он не удовлетворяет истинных потребностей личности. В неосознанном состоянии ты даже не можешь увидеть их.

Проявление сознательного в поведении человека

Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека Читать далее: Понятие бессознательного

2 Проявление сознательного в поведении человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. [10, 184]

Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности.

На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.

Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека.

Так, например, для семилетнего ребенка, который идет в школу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста в нашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучше и точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. [6, 64]

Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность означает, что сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). [10, 185]

Константность сознания — это его относительная неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определяемая памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня — это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности.[7, 158]

Динамичность сознания, т.е. его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы. [10, 187]

Искаженность сознания. Это значит, чтосознание всегда отражает действительность в искаженном виде, т.е. часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности. [10, 185] Искаженность сознания может проявляться в излишней подозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п. негативных чертах в характере индивида. К искаженности сознания относят, например, воровство, бюрократизм, взяточничество, предательство, алкоголизм, наркоманию, терроризм, религиозный фанатизм. [3]

Индивидуальный характер сознания заключается в том, что сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

Способность к рефлексии, т.е. способность к самонаблюдению и самооценке. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. А также может представлять себе, как его оценивают другие люди. [10, 185]

Степень ясности сознания. В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов. Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий — то, что автоматизируется.

Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет, все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.

Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.

Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни. [8, 34]

Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека Читать далее: Понятие бессознательного

Информация о работе «Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 34392 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

Похожие работы

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

24974

0

0

… , своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Сознательное и бессознательное в психике человека Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх …

Сознание и бессознание в психике и поведении человека

59133

3

0

… является, как показал Н. А. Бернштейн, “переход управления деятельностью на подсознательный уровень регуляции и доведение его до автоматизма”. Заключение Данная работа “Сознание и бессознание в психике и поведении человека” включает в свое основное содержание две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования …

Сознание и бессознательное

52220

0

0

… социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в …

Билеты по философии (кандидатский минимум)

422218

0

0

… философия (основные положения, проблемы, понятия).} 21. ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ. (Камю. «Миф и Сизифе. Эссе об абсурде», Сартр. «Экзистенциализм — это гуманизм»). Экзистенциализм — Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, религиозный( К Ясперс, Г.Марсель, ) атеистический (Ж.П.Сартр, А.Камю), Н.Аббаньяно. В Герм э. …

С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях

В течение 30 дней, каждый вечер перед сном, и утром после пробуждения, удобно расположившись в кровати и полностью расслабившись, закрыв глаза, на выдохе, произносим фразу 30 раз: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях».

Произнося фразу, не сосредотачивайте на ней внимание. Счет поможет вести мысленное загибание пальцев. Не рекомендуется произносить фразу в активном бодрствующем состоянии. Пример: за рулем, на работе, за обедом. Сопровождаем повторение фразы визуальными картинками исполнения желаемого, то есть максимально включаем воображение, мечтаем, как можно больше и чаще!. ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

Я скрупулезно выполнял инструкцию и действительно чудо произошло, но не через 30, а через 40 дней. Ко мне пришло осознание достаточно серьезной проблемы, которая находилась в зоне бессознательного. После осознания этой проблемы я понял, как работает данная техника и хочу поделиться своими размышлениями с Вами.

Бессознательное, из всего многообразия представленных в нем конструктов, выбирает самую значимую проблему.

Бессознательное настраивает познавательную сферу (восприятие, внимание, память и т.д.) на извлечение, из окружающей нас действительности, необходимой информации. Дело в том, что в этом мире присутствует всё, что нам необходимо (т.е

ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали. Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, «свернутом» виде.

Бессознательное начинает скрупулезно собирать эту информацию и укладывать в кластеры, структурировать. В данном случае необходимо отметить, что этот процесс происходит автоматически, т.е. не затрачивая никаких усилий.

В конечном итоге, когда вся необходимая информация собрана, наступает инсайт, озарение, пазл складывается, и информация представляется в нашем сознании в виде структурированного образа.

Однако, необходимо отметить, что на первоначальных этапах осознания, может ухудшиться настроение и вообще состояние, это связанно с тем, что бессознательное не очень хочет расставаться со своей концепцией мира, для него это может быть несколько болезненно, но затем новая информация встраивается в бессознательное и наступает принятие.опубликовано econet.ru

Автор Надеждин Сергей

Иллюстрации Sofia Bonati

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Предмет и принцип

Любая деятельность не является беспредметной, она всегда направлена на что-то или кого-то. По мнению ученых существует 2 основных принципа: функционал и системность.

В первом случае человек отталкивается от уже сформированных элементов в психике и активно использует ресурсы, чтобы достичь цели. Во втором случае на деятельность влияют личные качества субъекта, так как структура деятельности достаточно неординарная. С помощью психологической деятельности можно понять, сущность функционирования человеческой личности, а также ее свойства.

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Замечание 1

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий
  • неосознаваемые побудители сознательных действий
  • «надсознательные» процессы

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие

Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Деятельность

Деятельность в обществознании — это совокупность действий, направленная на преобразование окружающей действительности для достижения определённых целей. Человек при этом способен создавать комфортную среду для собственного существования.

Выделяется два компонента любой деятельности: субъект и объект.

  • Субъект — это человек (реже группа лиц), выполняющий действие.
  • Объект — предмет или лицо, испытывающее на себе действия субъекта.

В качестве субъекта может выступать отдельное лицо, общество в целом, организация. Объект чаще всего — это предмет неживой природы. Объектом также может быть другой человек или живое существо (например, во время общения).

Один и тот же человек может быть одновременно и субъектом, и объектом (например, когда спортсмен совершенствует собственное тело).

Неосознаваемые содержания психики

В категорию неосознаваемого попа­ дают разнообразные психические процессы, имеющие неодинаковые названия в рамках различных теоре­ тических представлений. Прежде всего это психические процессы, связанные с автоматизированным поведением, контролируемым под­ корковыми структурами мозга. Сюда относятся многочисленные сигналы, поступающие от внутрен­ них органов, суставов, мышечных веретен, поверхности кожи, рецеп­ торов всего тела, незначительная сила раздражения которых не по­ зволяет им стать приоритетными и осознаваться. П.В. Симонов дает puc.ll.l.

м. Франк. Жилище (Science. 1998. этой группе психических явлений May/June). название
досознательное.
251

Больные, теряющие сознание во время оперативного вмешательства, ча­сто сообщают впоследствии, что в тот момент слышали разговоры врачей о своем состоянии, ощущали давление иглы, которой вводились препараты, но не могли двигаться и общаться с окружающими. Их память была способ­на сохранить информацию об этих событиях.

К неосознаваемому относятся и те явления, которые некогда были осоз­нанными и могут быть осознанными вновь при определенных условиях, но в настоящий момент не включены в сферу сознания. Действительно, каждый человек в разные моменты жизни осознает самую разнообразную информа­цию. Перестав быть приоритетной, она не исчезает насовсем, а сохраняется и ждет своего часа. Более того, она может участвовать в регулировании пове­дения человека, не входя в сферу осознания. Эти неосознаваемые содержа­ния называются предсознанием

в рамках психоаналитической концепции и
подсознанием
по классификации П.В. Симонова.

И наконец, к неосознаваемому относится бессознательное —

центральное понятие психоаналитической теории. По определению, бессознательное — та часть психики, содержания которой не могут стать достоянием сознания без применения специальных (психоаналитических) техник. Оно включает инстинктивные желания, эмоции и вытесненные мысли (рис. 11.2).

Структура бессознательное отсутствует в концепции П.В. Симонова, но в ней есть другая структура — сверхсознание, или интуиция. Она, в отли­чие от подсознания, лишенного творческого начала, является источником новых гипотез и открытий.

Деление психики на сознание и неосознаваемые процессы ставит воп­рос о том, каким образом информация переводится в разряд осознаваемой или неосознаваемой. Если для автоматизированного поведения и предсоз-нания причиной пребывания вне сознания может быть отсутствие приори­тетности или слабости импульсации (Libet, 1991) (этот механизм будет рас­сматриваться в главе 12), то в случае бессознательного, с точки зрения пси­хоанализа, у сознания существуют особые причины не допускать его содер­жания к осознанию.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на: Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
  2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  • Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.
    К ее подвидам относятся:
    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.

  • Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.
  • Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

    Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

    Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

    1. Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.


      Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

    2. Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
    3. Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
      Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
    4. Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
      Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
    5. Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
      Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

    Осознанность и любовь

    Человек путает любовь с массой других состояний. Симпатия, влюбленность, эмоциональная зависимость, привычка, чувство собственности. Все это в массовой культуре называется любовью.

    Но любви в неосознанном состоянии не существует. Чувства быстро проходят, так как являются элементом бессознательного восприятия другого человека.

    Любовь – это сознательный отказ от эгоизма в пользу другого человека.

    И это совсем другой уровень чувства.

    Чем хуже осознает себя человек, тем меньше в нем истинной любви.

    Поэтому, если стремишься найти любовь, сперва постарайся обрести осознанность.

    Неосознанность – это поправимо

    Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!

    Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.

    Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.

    Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.

    Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.

    Роль бессознательного в жизни человека

    Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

    Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

    Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

    Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

    • чтение;
    • умение писать;
    • обретение речевых навыков;
    • умение ходить.

    Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

    Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

    Примеры

    Примером сознательной деятельности является любое целенаправленное поведение, основанное на эмоциональной заинтересованности в достижении цели и применении воли.

    Например:

    • поступление в ВУЗ для получения диплома по желаемой специальности.
    • систематические походы в спортзал для улучшения своей физической формы,
    • посещение собеседований с целью трудоустройства на желаемую работу,
    • соблюдение диеты с целью снижения веса до желаемых показателей,
    • прохождение курсов повышения квалификации для получения повышения по карьерной лестнице,
    • ухаживания за девушкой с целью вступления с ней в отношения и т.д.

    Неосознаваемые автоматизмы

    Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

    — никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

    — когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

    Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

    Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

    — фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

    — периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

    — граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

    — бессознательное.

    Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

    Разные примеры автоматизмов:

    — бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

    — радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

    — заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

    Словарь антонимов

    СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

    Сознательность действий — бессознательность действий.
    СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
    Татьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благородный, но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику, через подчинение себе или подчинение себя, через плоть или через дух, через сознание или через бессознательность, через сходство или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.
    СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙСознательно — бессознательносознание — бессознательностьсознательность — бессознательностьсознательный — несознательныйсознательно — несознательносознательность — несознательностьосознанный — неосознанныйосознанно — неосознанноосознанность — неосознанностьсознательный — подсознательныйсознательно — подсознательно
    Сознательные усилия — бессознательные усилия. Ο Наблюдая какой бы то ни было акт памяти, мы непременно заметим в нем элемент сознательный: мы сознаем то, что вспоминаем, и элемент бессознательный: мы не сознаем того, что сохраняется в нашей памяти. Ушинский. Педагогическая антропология. Один такой сознательный боец дороже сотни хотя и удалых, но бессознательных храбрецов. Фурманов. Сознательные герои. ~ В знач. сущ. ср. р. Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. И. Павлов. Павловские среды. Но мы упростим ситуацию, если не заметим, что сознательное у Суворова зачастую менялось местами с бессознательным. Лотман. Беседы о русской культуре.
    ОСОЗНАННЫЙ — НЕОСОЗНАННЫЙ
    Осознанные действия — неосознанные действия. Ο За такого рода отношением к его писательской биографии Астафьев видит осознанное или неосознанное стремление критиков к тому, чтобы «читатель был ко мне как можно снисходительней». Ф. Кузнецов. За все в ответе.
    СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — СТИХИЙНЫЙСознательно — стихийносознательность — стихийность
    Сознательные действия — стихийные действия. Ο Реалист — всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин. Реализм, натурализм и «система» Станиславского. После войны очень возможен подъем духа. Но — требуется, чтобы этот подъем был сознателен, а не стихиен. М. Горький. Письмо С.В. Малышеву, май-июнь 1915.
    СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — МАШИНАЛЬНЫЙСознательно — машинальносознательность — машинальность
    По машинальной привычке собака поджала хвост, когда побежала от вас, а побежала она по сознательной мысли. Чернышевский. Антропологический принцип в философии.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]