«Что значит быть моральным?»план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему


Представления о морали в разных странах

Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.


Что значит быть моральным человеком, например, в Таиланде? Достаточно не обсуждать вслух жизнь королевской семьи, особенно поступки короля. В России же любой человек может высказывать свое мнение о личности и жизни президента. Моральным с точки зрения ислама считают человека, который четко исполняет предписания шариата. Мерилом нравственности является мотивация его поступков: искренняя, эгоистичная или лицемерная. Иудеи и христиане издревле считали, что мораль послана Богом и представляет собой свод правил (10 заповедей). Вполне естественно, что на вопрос о том, что значит быть моральным, ответы представителей этих обществ будут давать разные, соответствующие конкретной культуре и морали. Но в них будет и нечто общее: все культуры признают, что моральный человек следует законам и установкам той этики, которая принята в определенном обществе, никогда не нарушает законов (юридических и нравственных), принятых в его среде. Это правильное, но узкое понимание морали. Но ведь в мире есть и общечеловеческие, не зависящие от особенностей той или иной культуры ценности. И с этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит совсем по-другому.

Исторический экскурс

Чтобы понять, что такое мораль или нормы морали, нам потребуется небольшой исторический экскурс. Понятие морали как таковое предложил древнеримский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон (106-43). Термин произошел от латинского moralitas, что как раз и переводится как «мораль». Кстати, это слово в какой-то степени созвучно латинскому mores, что означает «поведение». Таким образом, уже в самой терминологии заложена взаимосвязь поведения и морали человека.

Разумеется, это не значит, что до Цицерона никто не задавался вопросами морали, не пытался понять, что это такое и существуют ли какие-то единые для всех людей правила морали. В этом плане весьма интересны наблюдения древнегреческого философа Пиррона (360-275). Сразу оговоримся, что лично Пиррон философских трактатов не писал и свои наблюдения никак не фиксировал. Поэтому о его взглядах мы можем судить лишь по запискам современников и работам более поздних авторов, заинтересовавшихся его наследием.

Считается, что именно Пиррону принадлежит мысль, что не существует никаких оснований считать какие-то нормы поведения более правильными для всех, а какие-то менее правильными. То, что считается аморальным здесь и сейчас, может быть нормой для другого времени и общества с иными традициями и укладом. На эту мысль ссылается автор научной работы What did Pyrrho Think about the Nature of the Divine and the Good? («Что Пиррон думал о природе Божественного и Добра?») [R. Bett, 1994].

В принципе, так и есть, и если бы древнюю охоту на мамонтов могли видеть живьем современные защитники животных, они бы наверняка заклеймили позором подобное занятие, оставив нашим далеким предкам на пропитание лишь вершки да корешки различных растений.

Эти воззрения, подвергающие сомнению само наличие оснований считать что-то правильным или не правильным, со временем стали основой принципа морального релятивизма, провозглашающего, что абсолютного добра и зла не существует, равно как не существует единого объективного критерия нравственности. Понятие «моральный релятивизм» имеет корни в латинском языке и происходит от латинского relativus, что переводится как «относительный». Подробнее о принципе морального релятивизма можно почитать в статье «Моральный релятивизм» [А. Круглов, 2011].

К моральному релятивизму идеологически близок моральный нигилизм. Отличие состоит лишь в большем радикализме постулатов. Так, моральный нигилизм не признает не только абсолютного трактования добра или зла, но даже возможности субъективной оценки чего-либо как плохого или хорошего. С точки зрения морального нигилизма мораль является лишь сводом условных правил, соблюдая которые можно приспособиться к социуму, достичь каких-то успехов и заполучить какие-то материальные блага. Ни о каком логическом обосновании принципов морали речь не может идти в принципе.

Доля истины в этом, конечно же, существует, однако все хорошо в меру. Моральный релятивизм и моральный нигилизм в крайних формах ведут к философии вседозволенности, обесценивают нравственность как таковую и могут привести к проблемам правового характера. Эта тема затронута в работе La bureaucratie rationnelle et la crise de la culture («Рациональная бюрократия и культурный кризис») [V. Porus, 2013].

В свою очередь, моральному релятивизму противостоит моральный абсолютизм, согласно которому некие абсолютные нормы морали существуют, осталось лишь отыскать их и неуклонно им следовать. Это удается далеко не всегда, что наглядно показано в статье Moral Absolutism and the Problem of Hard Cases («Моральный абсолютизм и проблема тяжелых случаев») [Т. McConnell, 1981]. Кроме того, о перипетиях научного поиска решения проблемы можно прочитать в работе «Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы» [Г. Мехед, 2015].

В некотором смысле с моральным абсолютизмом перекликается принцип морального универсализма или морального объективизма. Ключевая идея состоит в том, что создание системы моральных ценностей, универсальной и не зависящей от страны, нации, религии, пола, расы не просто возможна, но и необходима. В каком-то смысле принцип морального универсализма воплощен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году [ООН, 1948]. Как минимум, в этом документе учтены базовые принципы прав и свобод граждан.

Итак, мы разобрались в самом общем виде в основных подходах к вопросу морали и выяснили, что мораль и поведение человека тесно взаимосвязаны. Теперь мы готовы к тому, чтобы попытаться получить обобщающее понимание морали.

Оценка моральных установок

Несмотря на то, что моральные установки — неотъемлемая часть мыслительного процесса, вы должны хорошо понимать собственные установки, чтобы эффективно общаться с другими людьми. Вот несколько советов по корректировке установок.

– Помните, что каждый человек уникален. По поведению одного человека нельзя судить по поведению миллионов. Помните, что каждый сотрудник, с которым вы работаете, и каждый клиент, которого вы обслуживаете, не похож на других. Чем лучше вы понимаете других людей, тем эффективнее сможете с ними общаться.

Общечеловеческая мораль и нравственность

Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.


Они необходимы для процветания каждого общества и для мирного сосуществования народов с разными религиями и культурами. С этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит несколько по-другому. Предположим, кто-то следует законам (писаным и неписанным), не ругается на улицах, не убивает животных и людей, не нарушает общественный порядок потому, что это запрещено или не принято. Естественно, этого человека можно назвать моральным. Но если кто-то делает то же самое по собственным убеждениям, то он считается глубоко нравственным. Что значит быть моральным человеком? Следовать предписанным устоям и правилам, чтобы избежать осуждения или наказания. Что значит быть нравственным человеком? Понимать значение ценностей, близких всем людям, следовать морали не из страха, а из убеждения.

Что такое мораль?

Мораль – это свод принятых в обществе представлений о плохом и хорошем, правильном и неправильном, нравственном и безнравственном. В соответствии с этими представлениями, моральные нормы предполагают определенный набор правил поведения в обществе. В этой трактовке и определении как раз и кроется источник разногласий и споров относительно того, какой должна быть мораль в обществе и какие правила могут считаться правильными.

Во-первых, любое общество неоднородно, как минимум, по своему возрастному и социальному составу. То, что может быть допустимо в среде малообразованных и занятых тяжелым физическим трудом людей, неприемлемо в кругу бомонда. То, что является нормой в среде подростков, будет воспринято с непониманием среди взрослых людей. Более того, типичные соответствия и связки, сформировавшиеся благодаря культурным шаблонам в массовом сознании, зачастую позволяют идентифицировать ту или иную ситуацию.

В качестве примера можно привести курьезный случай в зоопарке Линкольншира (Великобритания), где пять попугаев за время карантина не только освоили ненормативную лексику, которой пользовался обслуживающий персонал, но и научились подражать человеческому смеху, который они слышали после каждого нецензурного слова. В данном случае вызывает интерес даже не сама ситуация, а комментарий директора зоопарка, который сравнил происходящее с «клубом пожилых рабочих, где все смеются и матерятся» [MK.ru, 2020]. Как мы понимаем, назови он это все клубом молодых ученых, его бы просто никто не понял.

Во-вторых, некая универсальная социальная мораль на все времена невозможна ввиду того, что общество постоянно развивается и меняется, меняются и нормы морали, принятые в обществе. То, что было недопустимо в 19 веке, не вызывает вопросов в 21 веке, причем в самых разных сферах. И мы даже не о том, что в 19 веке девушка из благородного семейства не могла «выйти в свет» без корсета, а в 21 столетии можно запросто носить мини-юбки, в том числе в учебное заведение и на работу. В 19 веке сам факт посещения высшего учебного заведения девушками вызывал много вопросов.

Приведем в пример биографию известного итальянского врача, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Ей было отказано в приеме в техническую школу, потому что там могли учиться только юноши, и ее не сразу согласились принять на медицинский факультет, потому что в Италии 19 столетия профессия врача была сугубо мужской [АНО «Монтессори-система», 2020]. Сегодня это кажется диким, потому что сейчас среди врачей женщин давным-давно больше, чем мужчин, да и среди инженеров самых разных специализаций женщин тоже достаточно много.

И, наконец, для разных типов общества нормы морали заметно отличаются в зависимости от традиций и господствующей религии. Думается, не стоит здесь и сейчас долго объяснять, чем отличается традиционная одежда восточной женщины от повседневного стиля европейской, насколько проще доступ к образованию в развитых странах, нежели в странах «третьего мира», и каковы границы дозволенного «у нас» и «у них». Причем может встать вопрос о нарушении не только норм морали, но и правовых норм, потому что право и мораль «у них» связаны самым непосредственным образом.

Для примера приведем нашумевшую в апреле 2021 года новость из Объединенных Арабских Эмиратов, где были арестованы 12 девушек за то, что сфотографировались без одежды со стороны спины [ВВС, 2021]. Даже в такой достаточно открытой для европейских туристов стране как ОАЭ это достаточное основание для уголовного преследования, притом, что фотосъемка проходила без свидетелей. В любом другом европейском государстве это возмутило бы разве что пенсионеров и религиозно настроенных граждан. Остальным полностью достаточно, чтобы такие фотосессии не проходили на общественном пляже и в присутствии несовершеннолетних.

Мы видим, что мораль можно представить, как свод принятых в обществе представлений о плохом и хорошем, правильном и неправильном, нравственном и безнравственном. Однако эти представления и вытекающие из них правила поведения не могут быть единожды установлены раз и навсегда, потому что с течением времени меняются общество и живущие в нем люди.

Более того, эти правила не могут быть едины для всех даже в пределах сегодняшнего дня и текущего момента, потому что в разных государствах сложились разные традиции и представления о нормах морали. И даже в пределах одной страны в разных социальных слоях представления о границах допустимого могут варьироваться. Повторим еще раз основные причины, почему единые нормы морали для всех и навсегда невозможны:

  • Разница традиций для разных народов и государств.
  • Неоднородность общества внутри одной страны и нации.
  • Динамичное развитие общества во времени и исторической перспективе.

Выше мы уже упоминали о том, что в 19 веке девушка из благородного семейства не могла «выйти в свет» без корсета, однако это правило не распространялось на девушек из простых семей, занятых физическим трудом, потому что корсет сковывает движения и мешает работать.

Можно еще вспомнить и о ставших устойчивыми словосочетаниях, таких как «буржуазная мораль», «христианская мораль». Интуитивно мы все понимаем, что поведенческие установки бизнесмена отличаются от того, что считает правильным бабушка, посещающая церковь каждое воскресенье, отмечающая все церковные праздники и соблюдающая пост, причем иногда по вполне банальной причине нехватки денег на продукты. Собственно, общество этого и не скрывает – что одним «10 заповедей», а другим главное прибыль и, в лучшем случае, элементы социальной ответственности бизнеса.

Тем не менее при всех различиях времен, народов, религий и традиций попытки сформировать свод универсальных для всех моральных принципов предпринимались постоянно на протяжении всей истории, в том числе во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году [ООН, 1948]. Зачем? И так ли уж это необходимо? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно разобраться, зачем нам в принципе нужна мораль.

Структура морали

Высшая ценность — жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд: любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности — например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности — оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Это интересно: значение термина аморально, кто такой — аморальный человек?

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать — следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу — разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Воспитание морали

Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.

И тогда мусульмане выступают против христиан, крестоносцы пытаются насадить с помощью меча свои убеждения, некоторые страны несут собственную «демократию» соседям, не интересуясь их убеждениями. В сегодняшнем неспокойном мире особенно важно с самого детства воспитывать в ребенке моральные и нравственные основы.

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная — формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная — диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная — дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие — осуждают?
  • Контролирующая — позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума.
  • Интегрирующая — объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Специальный предмет

Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.

Для чего необходимы ценности

Направленность ценностей морали определяется воспитанием человека с его раннего возраста. Ценности могут быть отрицательными и положительными.

У каждого народа сложились стандартные нравственные основы, которые формируют цивилизованный социум: в нем частные преимущества, полученные за счет других людей, ниже по значимости, чем благополучие всего общества.

Посредством нравственных основ происходит регулирование высказываний и действий до того, как они будут произнесены/совершены. Данные принципы рекомендуют учитывать права и интересы других членов общества.

Обратите внимание! Если расхождение в духовных ценностях двух людей слишком значительно, то их взаимодействие друг с другом способно перерасти в серьезный конфликт.

Обобщенные представления морали выражены в понятиях зла и добра, различающих нравственность и ее отсутствие. Традиционно добро означает пользу для общества, однако данное понятие является относительным – в те или иные эпохи вкладываемое в него значение изменялось.

Соблюдение принятых в обществе канонов и традиций, личных внутренних приоритетов позволяет человеку жить в социуме гармонично и уравновешенно. Если он придерживается оценок и правил, которые идут вразрез со стандартными в данном обществе, то его жизнь становится изолированной, обособленной. Когда человек совершает унизительные, злые поступки, общество выражает ему свое неодобрение и укоряет его.

Посредством соблюдения нравственных устоев человек ведет комфортную в социуме жизнь, осуществляет благородные и полезные поступки, его совесть ничем не обременена.

Это интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Подведем итоги

Так что значит быть моральным человеком? Это значит:

  • Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
  • Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
  • Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
  • В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
  • Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
  • Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.

Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.

Что значит быть моральным по-настоящему

Но это была мораль в узком смысле. Если же говорить об общечеловеческих ценностях, здесь ситуация окажется несколько иной, ведь моральному человеку далеко до нравственного. Многие считают слова «мораль» и «нравственность» синонимами, однако между ними есть одно существенное различие. Человек моральный просто формально следует тем нормам, которые приняты в конкретном обществе. Человек же нравственный не просто следует правилам, но согласен с ними внутренне. Он не будет убивать собаку или кошку не потому, что нельзя по закону, а потому, что понимает, что не имеет права отнимать жизнь у другого существа. Он не будет воровать не потому, что боится, что его схватят и накажут, а потому, что понимает, что, возможно, отнятая вещь может быть очень нужна тому, у кого он ее украдет и т.д. Таким образом, между моральным и нравственным человеком лежит целая пропасть, так как первый формально следует правилам, а второй — понимает их значение и, находясь выше конкретных моральных норм, живет по общечеловеческим, а не местечковым принципам. Кстати, предлагаю вам посмотреть на вопросы морали и вот с такой интересной точки зрения.

Используемые источники:

  • https://studref.com/484169/filosofiya/moralnyy
  • https://tandem-psy.ru/pro-lichnost/moralnyj-princip-eto.html

Зачем нужна мораль?

Как мы уже разобрались ранее, мораль самым тесным образом связана с поведением человека. Нормы морали выступают регулятором повседневных отношений между людьми, отступление от общепринятых в обществе или каком-либо сегменте общества норм категорически осуждается и в тяжелых случаях может стать причиной социальной изоляции такого «нарушителя». В особо сложных случаях, когда нормы морали и права в государстве практически идентичны, несоблюдение моральных норм грозит уголовным преследованием.

Тогда встает вопрос: а зачем обществу нужен такой регулятор и «унификатор» отношений? Дело в том, что, так или иначе, но люди в обществе вынуждены взаимодействовать. И не только внутри своего социального слоя, но и с представителями других социальных групп. Так, бизнесу нужны наемные работники, владельцу завода – рабочие, способные выполнить тяжелую физическую работу. Профессор далеко не всегда может сам починить электрическую розетку или водопроводный кран, и тогда ему придется общаться с человеком, который умеет это делать, но который не обязательно так же хорошо начитан и образован.

Еще сложнее ситуация, когда приходится взаимодействовать с иностранными гостями и партнерами или ехать в другую страну с деловым визитом. Как мы неоднократно упоминали, в разных странах сформировались разные культурные традиции и актуальны разные правила морали. Их нарушение будет воспринято неодобрительно в любом случае, даже при наличии понимания, что иностранец может чего-то не знать. Именно поэтому деловой этикет требует ознакомиться с обычаями и традициями страны еще до того, как вы сядете на борт самолета, летящего в дальние края.

Чтобы представители всех социальных групп и граждане разных стран могли мирно сосуществовать и продуктивно взаимодействовать, нужны единые регуляторы поведения или общепринятые нормы, которые понимаются и соблюдаются всеми людьми, независимо от их социального статуса и материального достатка. Вот в качестве такого регулятора и выступают нормы морали.

Условно говоря, в своем кругу рабочие могу сквернословить сколько угодно, однако в общении с заказчиками услуг они должны быть вежливы. Молодые красивые девушки могут надеть в ночной клуб или на прогулку самую короткую в мире юбку, однако в офисах крупных компаний и банковском секторе нужно соблюдать деловой стиль, чтобы не оскорблять восприятие людей, которые, возможно, имеют менее раскрепощенное мышление, но заметно больше денег, и принимают решение об инвестициях, в том числе исходя из своего субъективного впечатления о компании.

Точно так любой человек может ходить в любом виде и фотографироваться в любой одежде или без нее у себя дома, однако он не может ходить или фотографироваться как хочет в чужой стране, если законы этой страны не вполне толерантны к привычным нам проявлениям свободы личности. В чужой стране следует уважать нормы и правила морали, принятые на нее территории, причем как прописанные законодательно, так и существующие негласно.

Такое понимание морали делает возможным употреблять этот термин как синоним слова «этика». Собственно, когда речь заходит о деловой этике, врачебной этике, журналистской этике, как раз и имеется в виду свод правил поведения для той или иной профессиональной группы. Что будет, если от этих норм, пусть даже условных и не всегда где-то зафиксированных, отказаться совсем?

Несложно предположить, что честный бизнес станет вести невозможно, понятие социальной ответственности бизнеса уйдет в небытие, сохранить сугубо частную информацию о своем здоровье в тайне станет заметно труднее, а пресса начнет выдавать в эфир и печать все, что только заблагорассудится. Есть, конечно, суды и меры административного воздействия, однако в обстановке полного беспредела этого будет физически недостаточно, чтобы защитить права граждан на неприкосновенность частной жизни и элементарное уважение к собственной личности.

Тем не менее попытки «откреститься» от общепринятых норм морали как регуляторов поведения людей систематически предпринимаются. Выше мы уже упоминали о принципах морального релятивизма и морального нигилизма. В значительной степени с ними перекликается моральный скептицизм или теория моральных ошибок (на английском moral error theory). Автором теории является философ из Австралии Джон Мэки, а свои взгляды он изложил в работе Ethics: Inventing Right and Wrong («Этика: изобретение правильного и неправильного») [J. Mackie, 1977].

Если в двух словах, согласно этой теории, морали как таковой не существует вовсе, а то, что люди именуют моралью, не более чем их выдумка. В этом ее отличие от любой из наук, где объективная закономерность существует независимо от сознания. Джон Мэки приводит пример, что атом существовал всегда, и вопрос его поиска и открытия был сугубо техническим, и решился, когда научно-технический прогресс достиг того уровня, чтобы открытие атома стало возможным. В этом плане поиск универсальных или абсолютных норм морали невозможен, потому что морали не существует, и найти нормы того, чего не существует, нельзя [J. Mackie, 1977].

В принципе, теория моральных ошибок удобна в ряде случаев. Например, когда диктаторам нужно оправдать репрессии или агрессоры берутся объяснять своему народу, что убивать во имя лучшего будущего – это хорошо. Однако полный отказ от морали, как предлагают авторы moral error theory, приведет к анархии, потому что только юридических институтов для регулирования отношений в обществе недостаточно.

Даже если признать, что нормы морали весьма условны, одновременно с этим придется признать, что они все-таки нужны. Поэтому даже среди сторонников теории моральных ошибок многие считают, мораль вездесуща и многогранна. Так, ее влияние ощущается даже в решении такой, казалось бы, сугубо научной проблемы как противодействие изменению климата, о чем заявляет австрийский философ Томас Пельцлер в своей работе The Effects of Morality on Acting against Climate Change («Влияние морали на противодействие изменению климата») [T. Pölzler, 2018]. Поэтому кричать о бесполезности морали занятие неблагодарное, а саму moral error theory следует применять, исходя из контекста ситуации.

Итак, мы нашли массу причин, почему мораль нужна обществу. В конце концов, с определенного возраста люди перестают верить в Деда Мороза и прочие сказки, однако это вовсе не повод отказаться от сказок полностью, перестать писать, издавать и читать сказки детям. Любой дипломированный психолог выдаст целый список причин, по которым сказки полезны детям: развивают мышление, фантазию, творческое восприятие и прочее. Так почему бы не оставить мораль как своего рода «сказку для взрослых»?

К слову, именно за такой подход ратуют представители морального фикционализма (от слова «фикция»). Выразителем принципов морального фикционализма считается философ Ричард Джойс, известный своими работами в области моральной психологии. Свое видение проблемы он изложил в книге Moral Fictionalism. How to have your cake and eat it too [R. Joyce, 2019]. Будут ли люди в этом случае следовать морали, если за основу взять утверждение, что это все сказки? Скорее всего, да, ведь сказки тоже имеют воспитательное значение, и с помощью сказок удается внушить детям, что друзьям нужно помогать, старших следует уважать, а злу и несправедливости надо давать отпор.

Кроме того, такие метафоры как мораль, добро, зло, любовь, ненависть нам знакомы, и с их помощью мы можем передавать нужную информацию и успешно коммуницировать. Чтобы коммуницировать еще успешнее, мы рекомендуем пройти наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений», но только после того, как вы дочитаете эту статью. В продолжение темы скажем, что как только общество осознает избыточность каких-либо ограничительных норм морали, начинается постепенный процесс отказа от них.

Так, если в прошлые столетия считалось нормой сжигать на кострах инквизиции ученых и целителей потому, что их взгляды противоречили церковным догматам, со временем государство и церковь перешли к более цивилизованным формам дискуссии. Избавляться от запретов церкви придется, видимо, еще очень долго, и как тут не вспомнить практику отделения церкви от государства, принятую в СССР. Страны, где таких шагов никогда ранее не предпринималось, вынуждены бороться с засильем религиозных догматов, что называется, «точечно».

Например, в Италии только в апреле 2021 года отменили цензуру кинофильмов по моральным и религиозным мотивам, которая действовала более ста лет с 1914 года [The Guardian, 2021]. Напомним, годом рождения кино считается 1895 и, таким образом, итальянское кино прожило без церковной цензуры лишь первые два десятка лет своей жизни.

Подсчитано, что за послевоенные годы в Италии подверглись цензуре 274 фильма итальянского производства, 130 кинолент американского производства и еще 321 фильм, снятый в других государствах. Среди «пострадавших» были творения великого Федерико Феллини и номинированая на «Оскар» кинолента Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», содержавшая вполне приемлемые для аудитории 18+ эротические сцены.

В контексте всего вышеизложенного остается один вопрос: так возможно ли все-таки существование каких-то моральных норм, универсальных для атеистов и верующих, бизнесменов и наемных работников, пенсионеров и тинейджеров, прочих разнообразных социальных групп в разных странах на разных континентах?

Быть может, ответом сможет стать так называемое «золотое правило морали»: не делайте другим то, чего бы вы не желали, чтобы было сделано по отношению к вам. Можно, в соответствии с веяниями времени, убрать из формулировки предлог «не» и сказать иначе: поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам. Формулировок на самом деле очень много, однако суть одна: «золотая мораль» советует соизмерять каждый свой поступок с тем, как человек воспринял бы аналогичный поступок по отношению к себе.

Максимальное количество формулировок и упоминаний золотого правила морали со времен Античности и до наших дней собрано в статье доктора философских наук Абдусалама Гусейнова «Золотое правило нравственности» [А. Гусейнов, 2003]. В последующие годы Абдусалам Гусейнов развил свои наблюдения в работе «Золотое правило нравственности по Конфуцию» [А. Гусейнов, 2018]. В числе прочего, ученый отмечает, что данное правило учит людей не делать того, что они осуждают в поведении других людей.

Еще больше вы узнаете из статьи «Мораль: многообразие понятий и смыслов», где автор собрал мнения многих ученых относительно рассматриваемого вопроса [О. Зубец, 2012]. Основные аспекты и градации мнений мы уже рассмотрели, однако если вас интересуют более тонкие подробности и более глубокие исторические экскурсы, прочитать стоит.

Думается, в общем мы с вами разобрались, что такое мораль и зачем она нам нужна. Желаем, чтобы нормы морали работали исключительно вам во благо и никогда не тяготили избыточностью…

И не забудьте поделиться своим мнением:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Вопросы экзистенциального значения
  • Управление пессимизмом в команде
  • Нормы и правила морали
  • Стадии развития этики в организациях
  • Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
  • Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
  • Диагностика морального сознания. Методика морального интервью
  • Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами
  • Уроки мудрости от Цицерона
  • Теория морального развития Л. Кольберга

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]