10 психологических барьеров в общении, их причины и способы преодоления


Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.

Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.

Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.

В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.

Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.

Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.

Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.

Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.

Барьер негативной установки, или Предвзятое отношение

Представьте: вам предстоит общение с человеком, о котором вы слышали только плохие отзывы. Вы идете на встречу с негативной установкой и предвзятым отношением. Это и есть барьер общения. Как он проявляется на встрече:

  • вместо улыбки и позитивного приветствия вы хмуритесь и здороваетесь строгим голосом;
  • каждое слово человека воспринимаете в штыки;
  • во всем ищете подвох.

А ведь, возможно, те люди, от которых вы слышали плохое, сами были виноваты в том, что общение не заладилось, а перед вами вполне адекватный человек. Но установка сделала свое дело – ваше общение с ним тоже не ладится. Например: собеседник привык всё решать быстро и только по существу, а вы под влиянием установки принимаете его прямые высказывания за грубость и уже обвиняете его в этом.

Что делать: опирайтесь только на свое представление о людях. Если вы еще незнакомы, то придерживайтесь убеждения: «Все люди хорошие. А если это не так, то пусть конкретный человек сам переубедит меня в обратном». Это завещал сам Бог: «Заповедь, которую оставил нам Он, о том и говорит: любящий Бога должен и брата своего любить» (РБО, I Посл. Иоан. 4:21). Под братом здесь подразумевается любой человек – близкий или незнакомый.

Определение и классификация

Психологическим барьером называют специфическое состояние человека, препятствующее осуществлению его планов, не дающее занимать активную жизненную позицию. Каждый индивид рано или поздно сталкивается с такими барьерами, даже не догадываясь об этом, так как они возникают на подсознательном уровне.

Выделяют такие виды психологических барьеров.

  1. «Барьер противоположностей». Возникает в случае контакта индивидов, имеющих контрастные темпераменты, например, общение холерика с меланхоликом, оптимиста с пессимистом, сюда же можно отнести взаимодействие начальника с подчиненным. Во всех этих парах отмечается противопоставление темпа речи, жестикуляции, возможны различные социальные статусы, приводящие к противоположным взглядам на жизнь.
  2. «Первое впечатление». Данный барьер является внутренним страхом индивида, неуверенного в себе, который переживает о том, что не сможет произвести должного впечатления при необходимом знакомстве.
  3. «Моральный барьер». Ситуация, когда индивид, не терпящий хамства, грубого отношения, лживости, создает защитный барьер, основанный на его моральных принципах. По сути, индивид ограждает себя от общения с людьми, которые ему неприятны.
  4. «Личный барьер». Возможен, например, когда при общении двух собеседников возникает конфликтная ситуация, обусловленная разными взглядами на жизнь. Каждый собеседник остается при своем мнении. В такой ситуации может выстроиться личный барьер между людьми, который зачастую оказывается сложно преодолимым или вообще приводящим к полному завершению общения.
  5. «Индивидуальный барьер». Является особенностью характера. Подобный вид может отмечаться у людей, имеющих повышенную застенчивость, тревожность. Данное состояние препятствует самореализации. Если с ним не бороться, то со временем оно повлияет на формирование устойчивых свойств личности, таких как недоверчивость, мнительность и настороженность.

Коммуникативные барьеры включают в себя такие виды:

  • сематический, возникающий при наличии разного восприятия двумя людьми одного и того же понятия;
  • логический, отмечается в случае неумения индивида четко и внятно озвучивать свои мысли (может присутствовать перескакивание с одной темы на другую, непоследовательное выкладывание информации);
  • фонетический, возникающий при наличии плохо поставленной речи у индивида, ведущего диалог.

Возникновение психологических барьеров возможно и в интимной жизни. При этом у человека могут отмечаться такие проявления:

  • наигранная сексуальность;
  • скованность движений, боязнь издавать звуки, двигаться во время близости;
  • отсутствие возбуждения;
  • потеря чувствительности;
  • напряженность;
  • отстраненность.

Вариантом нормы считается ситуация, когда человек в очень редких случаях сталкивается со сложностями в озвучивании своих желаний, у него возникают проблемы с отстаиванием своей точки зрения, он не в силах переступить через себя. Однако, если подобные трудности отмечаются на постоянной основе, то налицо серьезная проблема. Человек, испытывающий психологические барьеры, находится в состоянии стресса, он ограничен в своих действиях, скован в рассуждениях.

Барьер стереотипов

Похож на психологический барьер негативной установки, но в этом случае предвзятое отношение формируется не по отзывам, а по стереотипам или второстепенным ассоциациям. Пример: вы общаетесь с человеком и узнаете, что он работает в организации, о которой вы слышали только плохие отзывы. Ваше отношение к этому человеку тут же становится негативным.

Примеры других популярных стереотипов:

  • «Водить машину – не женское дело».
  • «Все немцы – враги, наши деды с ними воевали».
  • «Эстонцы очень медлительны».
  • «В интернете нельзя заработать. А те, кто говорят, что заработали, – шарлатаны».
  • «Все спортсмены глупые».
  • «Больших денег честным путем не заработаешь» и т. д.

Всё это ошибочные убеждения, которые не только мешают общению и препятствуют развитию личности, но и разжигают войны, конфликты.

Что делать: развивайте гибкость мышления. Не повторяйте за кем-то, а набирайтесь своего опыта — это поможет преодолеть барьер в общении. Разрушайте стереотипы, общаясь с разными людьми, наблюдая за ними и делая свои выводы. Например, на онлайн-марафоне «Я богатая, счастливая и зарабатываю онлайн» мы учим честно зарабатывать в интернете. Это возможно. Если вы примете это, то избавитесь от психологических барьеров в общении с теми, кто тоже умеет зарабатывать в Сети и готов поделиться своими проверенными способами. А пока вы мыслите стереотипами, то даже слушать об этом не станете. И это отдаляет вас от жизни мечты.

Что такое психологический барьер

Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.

Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.

Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.

Барьер психологической защиты

«Сам не понимаю, почему так грубо ответил», «Я хотел многое сказать, а потом словно язык проглотил» – знакомые выражения? Хорошо, если нет. Некоторые люди в общении придерживаются принципов «Лучшая защита – это нападение» или «Притворись, что тебя нет». Они грубят или молчат, чтобы защитить себя. За этим скрываются внутренние проблемы: неуверенность, комплексы, страхи. Среди страхов часто встречаются такие:

  • «А вдруг меня отвергнут?»
  • «А если меня неправильно поймут?»
  • «Меня обязательно раскритикуют».
  • «Надо мной будут смеяться» и подобные.

Некоторые люди в принципе боятся социальных контактов. Они даже не могут точно сформулировать свой страх. И это тоже становится барьером в общении между людьми.

Что делать: наблюдать за собой и отслеживать мысли, которые появляются перед неадекватными реакциями в общении. Важно понять, какая внутренняя проблема мешает именно вам, и проработать ее.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Барьер характера

Каждый человек уникален. У каждого есть свои достоинства и недостатки, особенности. Всё это, конечно, отражается на общении. Если у вас есть заостренные, ярко выраженные отдельные черты характера, например театральность в поведении и речи, то это может стать барьером между вами и другими людьми. Не всем нравится общаться с тем, кто всегда «играет на публику». А еще бывают особенности темперамента, которые тоже становятся психологическими барьерами, например вспыльчивость меланхолика или задумчивость и безэмоциональность флегматика.

Что делать: разобраться в себе, принять все свои особенности, достоинства и недостатки. Подумайте, какие из них мешают в общении, как это можно исправить. В рамках этой статьи нельзя дать универсальный алгоритм – нужно разрабатывать индивидуальный план. Если хотите развить свои лучшие стороны, то запишитесь на курс «Как определить свои таланты и сильные стороны личности». С его помощью вы познаете себя и поймете, как управлять своими особенностями.

Причины психологических барьеров

Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:

  • страх, что вас неверно поймут;
  • тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
  • стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
  • волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.

Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.

В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.

Барьер избирательного слушания

«Ты слышишь только то, что хочешь услышать» – обвиняет один человек другого. И, возможно, он прав, если у собеседника есть барьер избирательного слушания. Люди склонны искать подтверждение своим словам или опровержение тому, что они не могут принять. Одни люди отказываются воспринимать любую новую информацию. Другие что-то готовы принять, а что-то нет. Например, не умеют признавать свои ошибки и поэтому игнорируют любую информацию, указывающую на них. В любом случае это еще один защитный механизм психики. Так мозг пытается удержать человека в зоне комфорта, сохранить его чувство безопасности и веру в себя.

Что делать: будьте открыты новому опыту. За психологической негибкостью часто стоят страхи и комплексы. Например, как мы уже сказали, неспособность признавать свои ошибки и страх ошибки. Определите, что ограничивает ваше восприятие. Почему вы не готовы слышать разные мнения и воспринимать мир целостно. С этим и нужно работать.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода. Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические
    барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические
    барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические
    барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Барьер возраста/статуса/опыта

Некоторые люди предпочитают посещать врачей только с большим опытом работы. Если они идут к начинающим специалистами, то общаются с ними несколько предвзято и недоверчиво. Некоторые даже могут прямо сказать: «Да чему этот психолог может меня научить! Я его на 20 лет старше, уж, наверное, побольше понимаю в жизни». Это пример психологического барьера опыта.

Аналогично работают другие похожие виды барьеров общения:

Тип барьера Пример из жизни
Барьер возраста Пожилой человек говорит молодому: «Да что бы ты понимал. Еще учить меня будешь! Я старше, а значит, умнее и мудрее».
Барьер статуса Один человек говорит другому: «Понимаешь, мне нужны только полезные связи. Я общаюсь только со статусными людьми. А ты, хоть и говоришь, что успешен, но по тебе не скажешь – машина какая-то простенькая, одет тоже скромно».
Барьер семейного положения Один человек говорит другому: «Всем раздаешь советы о личной жизни, а сам-то все одинок. Ты уж извини, но я тебя слушать не буду».

Но ведь на самом деле статус, возраст, опыт или что-то еще значат не так много и почти ничего не говорят о человеке. Младшее поколение может научить старшее чему-то новому, полезному и интересному. Если человек живет скромно, но при этом предлагает курсы о заработке, то это не означает, что его курсы бесполезные. Возможно, материальные блага не представляют для него такой ценности, он занимается благотворительностью, вкладывается в свое духовное развитие.

Что делать: старайтесь меньше оценивать себя и других, быть непредвзятым, работать с фактами. Например, житейская психология и научная психология – это разные вещи. Да, клиент психолога может быть мудрее с точки зрения житейской философии, но психолог знает все тонкости психологии с точки зрения науки. Важно помнить об этом во всех подобных спорных вопросах. И помните, что кто-то так же может осудить и вас. Поэтому опирайтесь на мудрость Духовной Экономики: «Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам» (NRT, Матф., 7:1–2).

Слово «барьер» довольно многозначно и чаще всего подразумевает препятствие на пути (в спорте — бег с барьером), но также может иметься в виду пороговое значение какой-либо характеристики (преодоление звукового барьера) и даже запрет (барьер инцеста в психоанализе).

Психологический барьер — это внутреннее препятствие психической природы, мешающее человеку успешно выполнять определенные действия. Оно состоит в усилении отрицательных переживаний и установок: страха, тревоги, низкой самооценки, стыда, чувства вины и т.д.

Часто бывает, что со временем психологический барьер обретает характер комплекса из-за объединения разного рода идей, установок и выработанных привычек, а тревога может перерастать в фобию.

Страх каких-либо начинаний в современной психологи относят к новым типам фобий (неофобии). Их стали диагностировать в профессиональной деятельности человека. Сюда относятся люди, которые боятся смены привычных способов осуществления деятельности и которых обычно называют консервативными. В группе риска — люди, имеющие относительно продолжительный стаж работы в одной сфере. Есть исследования, которые показывают, что возможность появления неофобии особенно повышается у людей после 40 – 45 лет.

Действительно, довольно большое количество людей имеет психологический барьер начинать что-либо важное в своей жизни: вступить в отношения, получить еще одно образование/профессию, организовать карьерный рост, сменить работу, организовать собственный бизнес «с нуля», поменять квартиру, переехать в другой город или страну, сменить свое окружение, заняться новым увлечением (хобби) и т.д. В обыденной жизни можно услышать жалобу: надо начать все сначала, но уже поздно! Лингвистически эта фраза содержит «токсичные» установки: поменять следует сразу все, придется вернуться к состоянию «нуля», есть срок, после которого уже предпринимать что-либо не имеет смысла.

Как раз не стоит менять все и сразу! Все самые важные перемены следует осуществлять комфортно и поэтапно. Следует правильно использовать свой опыт: никакого нуля в опыте нет! В любом возрасте можно менять свою жизнь и становиться эффективным! В истории человечества множество примеров, когда люди в зрелом возрасте круто меняли свою жизнь, достигая высот и делая счастливым себя и свое окружение!

Конечно, в каждом конкретном случае установки, которые скрываются за психологическим барьером, имеют индивидуальный характер. Консультанту важно уметь их правильно диагностировать и затем подбирать нужные средства помощи. В моем авторском методе «Коучинг жизненного пути личности» разработан целый комплекс средств, направленных на развитие данной компетентности. А для клиентов создана целая серия консультационных сессий, позволяющих быстро и эффективно справиться с подобными сложностями.

Что же скрывается за обсуждаемым типом психологического барьера? Чаще всего это следующие симптомы:

  • Страх неопределенности.
  • Отсутствие мотивации к выходу из достигнутой зоны комфорта.
  • Низкий уровень развитости инициативной самостоятельности (субъектности).
  • Выработанный сценарий жизни, который не создает должной направленности в будущее и не ориентирован на преобразования себя, своего пути, достижение нового.

Чаще всего два первых симптома из этого списка преобладают. Именно поэтому мы остановимся на них. Кроме того, двум другим уже посвящен целый ряд статей автора, доступных для прочтения в режиме онлайн.

Итак, чтобы статья стала для читателя практическим инструментом уже сейчас, выполните простую диагностику. Для этого осуществите следующие шаги интеллектуального алгоритма, который я предлагаю своим клиентам в подобных случаях:

  • Оцените, какого рода изменения из перечисленных выше (отношения с близкими, социальное окружение, работа, образование, карьерный рост, собственный бизнес, место жительства, финансовое благополучие и т.д.) вызывают наибольшие сложности?
  • Сформулируйте возможный желаемый результат изменений.
  • Начните представлять желаемый результат в выбранном контексте детально так, как если бы он уже произошел, и отслеживайте, какие мысли и чувства у вас возникают.
  • Представьте более детально сам ход и процесс достижения (свою активность, систему действий).
  • Отследите для себя различия между представлением результата и хода реализации.

Если что-либо не получилось сразу, то повторите этот шаг или даже весь алгоритм несколько раз. В итоге оцените сами, в чем сложность: она больше в негативных состояниях (беспокойство, тревога, страх и т.д.) или недостатке мотивации из-за достигнутой зоны комфорта? Кроме того, вам сразу станет очевидным еще один аспект сложности: дело в качестве самих изменений или в вашей активности (вам сложно представить себя реализующим изменения). Что совсем не одно и то же, это следует хорошо различать. Ведь чем лучше знаешь своих «врагов», тем больше шансов найти варианты справиться с ними. Наиболее общим отличием будет следующее: «страх» имеет более выраженную чувственную окраску, и эмоции преобладают над размышлениями, а проявление зоны комфорта чаще, наоборот, связано с множеством «фоновых мыслей», отговорок, что происходит в относительно нейтральном состоянии (эмоциональный фон незначительный и чаще всего связан с сожалениями от упускаемой выгоды). Для страха неопределенности также характерно отсутствие четких представлений (внутренних образов) о результате и процессе изменений.

Теперь остановимся более подробно на каждом из симптомов.

Говоря о симптоме «страх неопределенности», важно изначально отличать тревожность и фобию.

Под словом «страх» люди склонны понимать один из видов чувственного психологического барьера. Например, довольно часто можно услышать: я боюсь выступать перед аудиторией. Это зачастую не означает, что у человека именно фобия на зрительный зал. Скорее всего, у него проявляется тревожность.

Если упрощенно выделить главное, их можно различать как проявление страха различной интенсивности. Не вдаваясь во множество профессиональных тонкостей отличия страха от фобии, можно отметить, что

тревога — это проявление негативных эмоций, связанных с несоответствием ожиданиям и привычному положению дел, предчувствие негативного исхода или опасности.

Она не является патологическим состоянием, а наоборот, связана с подсознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально негативной, опасной ситуации. Людям свойственно тревожиться, иначе человеческие существа были бы лишены важнейшей информации от наших биологических индикаторов, которые все время «на чеку». Например, стоит почувствовать запах дыма или бытового газа, как человек начинает беспокоиться о своей безопасности. Иногда тревогу определяют как легкое (невысокой интенсивности) проявление страха. Фобия — это сильно выраженный (очень высокой интенсивности), патологический страх, не поддающийся логическому объяснению, устойчивое переживание излишней, неконтролируемой тревоги. Оно сопровождается мощной физиологической реакцией: оцепенение, напряжение мышц, задержка дыхания, потение рук и т.д. Кроме того, фобия неопределенности имеет, как правило, широкий охват ситуаций. Иными словами, если человек боится любых новых обстоятельств, то у него фобия! Например, он очень боится позвонить в новую организацию, пойти в незнакомое место, поехать другой дорогой, записаться на прием к незнакомому врачу и т.д. На Западе неофобию эффективно лечат при помощи психофармакологии, но она не настолько опасна для того, чтобы прибегать только к такому способу борьбы; также хорошо работают психотерапевтические практики.

Читателю сразу полезно определиться, проявляется ли у него тревожность в отношении новых начинаний или же действительно он «панически боится» всего неизвестного. Для этого полезно вернуться к итогам диагностики.

Достаточно оценить интенсивность эмоционального состояния и вспомнить типичные физиологические проявления. В случае неофобии, что бывает крайне редко, следует обратиться к психотерапевту.

В ситуации проявления тревоги имеет смысл понять то, с чем она связана. Ниже приводится чек-лист наиболее распространенных причин:

  • Тревога перед отсутствием опыта.
  • Тревога потерпеть полный крах, не справиться с «большим делом».
  • Тревога отсутствия стартовых ресурсов (денег, здоровья, времени).
  • Тревога ошибиться.
  • Тревога слишком большой ответственности, не достигнуть «идеального» качества результата, не быть совершенным (перфекционизм).
  • Тревога потерять то хорошее, что имеешь.
  • Тревога возрастного ограничения.
  • Тревога растратить себя (силы, энергию и т.д.).
  • Тревога плохо выглядеть в своих собственных глазах.
  • Тревога плохо выглядеть в глазах других людей.

Первые восемь вариантов показывают собственно содержание причин — то, вокруг чего возникают тревожные состояния, а два последних — локализацию возможной негативной оценки («я» – «другой»).

Знание того, что именно вызывает беспокойство, уже является частью решения сложности. Кроме того, тревога (страх) сообщает дополнительную энергию, которой можно пользоваться! Как же это можно сделать? Один из общих механизмов трансформации тревоги довольно прост, он связан с изменением смысла и отношения сначала к самому состоянию, а затем к его причине, после чего полезно прояснить все, что связано с неопределенностью, так как неизвестность следует «лечить» ясностью.

Для этого можно воспользоваться авторской коучинговой техникой «Управление тревогой», представленной здесь в виде кейса:

  1. Определите ваше личное позитивное намерение данного состояния. Для этого подумайте о том, что важного и при этом полезного заложено в тревоге? Найдите (запишите) несколько ответов. Например, она как минимум не оставляет вас равнодушным, побуждает искать выход из ситуации. Помогает вам сосредоточить свое внимание на причине тревоги, чтобы не пропустить возможную проблему. Может быть, тревога — это способ вашего бессознательного вовремя предупредить и дать вам хорошо подготовиться, прежде чем осуществлять какие-либо изменения? Тогда степень тревоги (интенсивность) — это критерий вашей внутренней готовности? В итоге тревога не столько останавливает вас, сколько призывает к еще большей активности на стадии подготовки перемен?
  2. Найдите новый смысл причины тревоги. Для этого подумайте о противоположных случаях, таких ситуациях, когда причина приносила позитив. Например, в отношении «страха ошибки». Ошибки показывают продвижение. Есть ли хоть один человек, который без единого падения освоил тройной тулуп в фигурном катании? Опытный тренер скажет, что смена типа ошибки показывает уровень умелости! Тогда, возможно, промахи и оплошности — это первичные спутники опыта? И наоборот, справедливо утверждение: если вы не ошибались, значит, не научились ничему принципиально новому?
  3. Выявите собственный «рычаг управления» беспокойством, определите «порог чувствительности». Осознайте, что именно будет уменьшать интенсивность тревоги? Что больше всего влияет на вашу эмоциональность в данной ситуации? Если позитивный смысл тревоги был в готовности к переменам, от каких ошибок данное переживание вас оберегает? Тогда что конкретно вам следует учесть? Каких именно ошибок избежать? Составьте список шагов, осуществление которых сведёт к минимуму данный тип ошибок. Например, если вы боялись потерять деньги, то что следует учесть в планируемых изменениях? Какие риски будут минимальными? Кто и что вам поможет получить финансовую гарантированность всего предпринимаемого? Найдите «порог чувствительности». В данном случае: сколько денег для вас критично потерять? Создайте шкалу «много» – «мало» тревоги: 1000 рублей, 5000, 10000, 20000 и т.д.? Найдите индивидуальный критерий. После этого оцените, в каких ситуациях планируемые перемены будут полностью приемлемы (безопасны). Разработайте несколько вариантов управления степенью интенсивности своего состояния. Например, в случае если перемены заключались в игре с «акциями», сколько конкретно можно вложить средств относительно легко для начала и на какой период? Определите точные границы.
  4. Найдите позитивные результаты и эффекты преодоления тревоги. Подумайте о том, что конкретно произойдет позитивного, когда вы справитесь с вашей тревогой. Что это будет значить для вас и вашей жизни? Также найдите несколько «расширительных» обогащающих смыслов. Например, в случае с финансами: как положительный исход получения пассивного дохода от вложения в акции изменит ваше благосостояние? Что вы на эти деньги через 3 – 5 лет сможете приобрести? Как такой опыт преодоления тревоги повлияет на вашу личность? Что большего вы получите?
  5. Усильте свою самооценку и обогатите представление о своем личностном своеобразии. Когда вы преодолеете свою тревогу и осуществите перемены, кем вы будете в глазах других людей (значимое окружение)? Кем вы станете в своих собственных глазах? Как расширится ваше личностное своеобразие? Какие роли будут актуализированы? Например, могли бы вы считать себя эффективным управленцем собственных состояний? Или, может быть, хозяином жизни? Кто вы?
  6. Проведите экологическую проверку. Ответьте на вопрос: если вы начнете таким образом управлять своей тревогой, не приведет ли это к ухудшению чего-либо еще в вашей жизни? Все ли уместно и экологично? Если нет, то подумайте о том, что можно предпринять для реализации вашей экологии.
  7. Составьте четкий план осуществления перемен.
  8. Определите триггер, стартовое действие, осуществив который вы точно будете двигаться в нужном направлении!

Если причин беспокойства у вас было несколько, то проделайте этот алгоритм с каждой из них по отдельности.

Конечно, выполнение данной психотехники лучше осуществлять вместе с опытным консультантом, но ее шаги специально так описаны, чтобы основные приемы управления «страхом неопределенности»: поиск позитивного намерения, ступенчатое переопределение смысла, нахождение «рычага управления состоянием», создание позитивного результата и его эффектов (определенности), усиление самооценки — можно было относительно просто понять и осуществить самостоятельно. В отличие от многих других инструментов она представляет собой осознанный уровень регуляции опытом человека, когда клиент понимает, что делает, и получает ключи от «секретов» трансформации (действует как субъект). Практика ее реализации обычно усиливает мотивацию к изменениям в целом!

Получив инструменты преодоления тревоги, полезно перейти к работе со следующим симптомом — отсутствием мотивации для выхода из «зоны комфорта».

Всем давно уже известно, что каждому человеку свойственно попадать в собственную зону комфорта, прибывать в ней годами, с большим трудом из нее выходить или даже не расставаться с ней вовсе. Одно из качеств людей высоких достижений — умение быстро обнаруживать свою зону комфорта и легко выходить из нее. Можно метафорично сказать, что они даже имеют психологический иммунитет от застревания в ней, поэтому проявляют особую гибкость и не являются консерваторами!

Что же скрывается за зоной комфорта? Самым обычным ответом, который можно услышать от большинства людей, — лень. Но так ли это на самом деле? Почему тогда люди, чтобы достигнуть комфорта, что-то предпринимали, а затем вдруг у них насупила лень? Данное понятие — это абстракция, за которой всегда скрывается что-то более конкретное. Здесь так и напрашивается аналогия про еще одну абстракцию, которую высмеивал М.А. Булгаков, говоря словами своего персонажа профессора Преображенского:

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза, и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

За ленью скрывается энергосберегающий режим функционирования, при котором возможные более высокие результаты кажутся либо не реалистичными, либо слишком неподъемными, когда вложения усилий не оправдывают достигаемое.
Зона комфорта — жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. У этой зоны есть «виртуальные границы» — пространственные, временные, социальные. Выстраивая их, человек реализует намерение сделать свое существование предсказуемым и привычным, в итоге — комфортным. Основная причина попадания в эту зону — низкий уровень потребности в достижении или существенное понижение притязаний после достигнутого ранее.

Человек как бы оттормаживает свою способность к активной деятельности в направлении самореализации. Все достигнутое ему начинает казаться удачной «синицей в руках», которая значительно лучше «журавля в небе», за которым еще надо гнаться! Люди обычно говорят, я мог бы достичь большего, но мне лень, я и так уже многого добился. Звучит как самооправдание собственного бездействия. Основным проявлением симптома застревания в зоне комфорта как раз являются отговорки относительно достижения большего.

Что же делать в таком случае? Кстати сказать, если человек ищет ответ на этот вопрос и нашел подобную статью, это означает, что внутренний голос позитивного сомнения существует и в человеке периодически борются два состояния: желание идти вперед и энергосберегающий режим комфорта.

Большинство статей и различных изданий сводятся к примитивным советам: займитесь спортом, кулинарией, сходите в театр или на выставку, организуйте путешествие, найдите клуб по интересам и т.д. Возможно, они и скрасят ваше существование, но, к сожалению, ничего кардинального в жизни не изменят. Скорее всего, через некоторое время предпринятые шаги просто дополнят имеющуюся зону комфорта!

Моя многолетняя практика консультирования показывает ряд случаев, когда люди обращаются за коучингом в подобных ситуациях. Среди них следующие:

  • Существенное снижение привычного комфорта (например, в кризис заработная плата упала в два раза).
  • Угроза потерять в будущем достигнутое (например, есть серьезная тенденция, что данный бизнес либо перестанет приносить существенный доход, либо вовсе перестанет быть актуальным).
  • Позитивный, индивидуально значимый (референтный) пример кого-то из знакомых, кто даже с меньшими стартовыми возможностями достиг значительных результатов относительно адекватными вложениями ресурсов (сил, денег, времени и т.д.)!

По моим наблюдениям негативно мотивированных людей в этом списке значительно больше, чем мотивированных позитивно. Это соответствует выводам А. Маслоу о том, что людей, стремящихся к самосовершенствованию (самоактуализации) примерно 2%. Давайте поразмышляем, почему люди естественным образом выходят из зоны комфорта по указанным выше причинам.

Как известно, к хорошему быстро привыкаешь, и, когда случается кризис, человек не готов мириться с возникшими потерями или нависшей угрозой, которая может лишить всего. В этом случае он довольно легко включает внутренний механизм доступа к давно уже имеющимся психологическим ресурсам для совершения очередного «чуда». Действительно, человек, застрявший в зоне комфорта имеет значительный опыт определенных достижений, вокруг которых данная «благостная» среда, как правило, бессознательно у него выстроилась. Третий рассмотренный случай спонтанных вариантов выхода из зоны комфорта связан с позитивной мотивацией. Хорошая новость: всем свойственно стремление к лучшему. Вопрос лишь в том, будет ли заряд мотивации такой силы, чтобы человек перестал «лениться» и начал активно действовать. Анализ спонтанных способов выхода из собственной «тихой заводи» может послужить основой построения эффективной стратегии преодоления данного симптома. У читателя есть шанс воспользоваться одновременно двумя инструментами: слегка напугать себя возможностью потерять всё и затем создать мощный «магнит», манящий вас за горизонт собственных достижений.

Исследование самого состояния «зона комфорта» у клиентов показало, что в его структуре имеются следующие компоненты:

  • Отсутствие четкого представления о желаемых результатах более высокого уровня (наличие лишь набросков возможного продвижения) и детального плана их реализации.
  • Периодическое «взвешивание» значимости потенциальных достижений с расходом имеющихся ресурсов (сил, времени, денег и т.д.), которое происходит не в пользу активных действий.
  • Стереотипы, останавливающие продвижение вперед (ограничивающие убеждения), например: «Я не в том возрасте, чтобы снова бегать, как угорелый!».
  • Стабилизаторы текущего состояния (вторичные выгоды), делающие его достаточно прочным в отношении изменения.

Работе с ограничивающими стереотипами (убеждениями и бессознательными установками) посвящен целый ряд специальных техник в технологии «Коучинг жизненного пути личности», они представляют собой лингвистически тонко выверенную работу психотерапевта, поэтому она не обсуждается в данной статье подробно.
Таким образом, подводя итог всему сказанному выше,

в стратегии выхода из зоны комфорта должно произойти следующее: актуализация негативных мотивов, преодоление стереотипов, нахождение высших смыслов саморазвития (особая привлекательность), формулирование нового этапа самореализации, который не требует слишком больших затрат, удовлетворение выгод от состояния бездействия.

Конечно, лучше всё это осуществлять под руководством профессионального коуча, способного реализовать индивидуальный подход. Но вместе с тем читателю можно предложить универсальный инструмент для самостоятельного достижения определенного прогресса.

Для выхода из зоны комфорта я предлагаю своим клиентам осуществить шаги описанной ниже технологии:

  1. Составьте список ваших самых значимых достижений жизни в различных контекстах. Анализируя свой опыт, подумайте, чем вы по-настоящему дорожите в своей зоне комфорта. Если суммировать всё приобретенное и накопленное, в чем смысл прожитых лет и реализованных свершений? Что может стать смыслом вашей жизни, предназначением в последующие 5 – 10 лет?
  2. Поиграть в игру «Как если бы». Ответьте максимально подробно на вопрос (напишите эссе): если бы вложение ресурсов было бы относительно легко «подъемным», что стало бы следующей ступенью вашей самореализации? Включите своего мечтателя и создайте проект возможного амбициозного продвижения. Выберите 3 – 5 наиболее значимых контекстов жизни и ответьте, что будет для вас «новым уровнем» существования в профессии, семейных отношениях, здоровье, образовании/саморазвитии и т.д. Помните, что здесь речь идет о жизненно важных достижениях, которые действительно способны поменять что-либо кардинально.
  3. Используйте модели S.M.A.R.T. (или «Хорошо сформулированного результата») для уточнения амбициозных целей вашего желаемого будущего.
  4. Создайте вариант плана реализации придуманного проекта вашего нового будущего. Запишите его в виде алгоритма относительно простых действий.
  5. Оцените, какие конкретно ресурсы действительно понадобятся? Подумайте о том, как их можно оптимизировать, сделать так, чтобы вложения были существенно ниже получаемых моральных и материальных дивидендов. Для этого вспомните свой опыт реализации самых амбициозных планов и определите внутренние и внешние ресурсы, которые привели к успеху.
  6. Найдите в своем ближайшем окружении 2 – 3 человек, которые решали схожие задачи. Расспросите их подробно о стратегии действий. Подведите итог всего найденного и оптимизируйте ресурсы.
  7. Подумайте, что будет, если вы потеряете достигнутое в зоне комфорта? Как изменится ваша жизнь? Перечислите, чего вы лишитесь. Подумайте, при каких обстоятельствах это может произойти. Какие внешние и внутренние кризисы могут привести к негативному исходу?
  8. Определите, какие ценности в кризисе нарушатся (семья, самореализация, статус, деньги и т.д.)? Ответьте на вопрос, что будет являться самой лучшей защитой этих ценностей, в чем будет заключаться «подушка безопасности» для вашей жизни в целом? Как выход из зоны комфорта может обеспечить персональную защиту от возникновения этих угроз и различных рисков?
  9. Сформулируйте, какие ценности у вас лично лежат выше, чем указанные в предыдущем пункте? Например, это могут быть ценности высшего порядка: наследие другим поколениям, воспитание детей, развитие какой-либо области (науки, искусства, спорта) и т.д. Как они могут реализовываться в созданном вами проекте желаемого будущего? Если такая связь не очевидна, проявите ее максимально конкретно, связывая ценность и возможные достижения.
  10. Обогатите свое личностное своеобразие. Ответьте на вопросы: реализовав новый уровень своего существования, кем вы станете? Как изменится ваша профессиональная роль? Что скажут про вас близкие, коллеги и знакомые? В чем материализуется ваша лучшая версия себя?
  11. Составьте список выгод текущего состояния. Сюда относятся комфорт, стабильность, экономия средств и т.д.
  12. Определите, как каждую из них можно удовлетворить самым лучшим образом. Например, как комфортнее всего выйти из зоны комфорта? Что еще больше усилит вашу стабильность в будущих достижениях? Как экономнее всего вложить ресурсы в новое будущее? И т.д.

Конечно, эта технология рассчитана на тех, кто готов ей уделить должное внимание, время и усилия. Для человека, который никогда не проходил коучинговых сессий, она может показаться объемной и не слишком простой для реализации. Именно поэтому в свое время были созданы тренинговые и коучинговые программы.

Те, кто не хотят и не любят ходить в тренажерный зал, обычно обращаются к тренеру, грамотно сопровождающему процесс улучшения физической формы. Он знает, как правильно и наиболее легко достичь результата. Хотя возможны комбинации. Например, получить разовую консультацию с подробным описанием всего, что надлежит сделать, а затем самостоятельно осуществлять предложенное. Также есть вариант, когда можно самому экспериментировать в тренажерном зале, просто прочитав различные статьи на эту тему. Правда, большая часть людей не обладают таким высоким уровнем самоорганизации для того, чтобы всё делать правильно и с нужной регулярностью. С психологическими трудностями дело обстоит еще сложнее, так как даже наличие эффективной технологии не гарантирует того, что причины проблем не лежат гораздо глубже обсуждаемых симптомов. В таком случае очень важен опытный профессионал — консультант, способный по-настоящему глубоко помочь.

В рамках данной статьи предпринята серьезная попытка довольно практично поговорить о наиболее распространенных сложностях, встречающихся у людей. Ответственность за распоряжение полученными знаниями лежит на вас. В какой форме и как вы будете действовать дальше — ваш собственный выбор. Уверен, зная себя, вы сможете подобрать наиболее комфортный и эффективный вариант продвижения вперед. Вам могут пригодиться мой «Тест на удовлетворённость своей работой», видеоуроки на следующие темы: «Поиск своей страсти» и «Достижение амбициозных целей», а также статьи: «Почему люди откладывают «на потом» самое важное в жизни, и как с этим быть?», «Будьте счастливы на работе: три фактора, влияющие на удовлетворенность в профессиональной деятельности и качество жизни», «По щучьему веленью»: почему люди завидуют Емеле».

Желаю вам впечатляющих достижений и удовольствия на пути дальнейшего саморазвития!

  • 3
  • 1
  • 2

Барьер подмены фактов и чувств

Иногда в общении люди реагируют не на факты и слова оппонента, а на чувства, которые эти слова вызвали. Например, один человек сделал другому уместное замечание, но тот не умеет принимать критику, поэтому мгновенно обиделся и рассердился (это напомнило ему, как в детстве мама часто критиковала его). Объективная критика – это нейтральный факт. Но человек поддался чувствам и отвечает собеседнику: «Не нравится – делай сам». Разговор закончен, сотрудничество зашло в тупик. А если бы человек ответил не на чувства, а на слова собеседника, то это выглядело бы так: «Да, справедливое замечание. Спасибо, что заметил. Подскажи, пожалуйста, как это исправить».

Что делать: развивайте навык управления эмоциями. Учитесь управлять своими чувствами и отделять их от сути. Выполните прямо сейчас психологическое упражнение: вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы отреагировали на чувства, а не на факты, и разберитесь в ней. Доберитесь до фактов и ответьте сами себе на них. Повторяйте это упражнение каждый день.

Барьер эмоционального состояния

Вспомните, как вы общаетесь, когда чувствуете себя плохо физически или душевно. Например, при болезни или душевной усталости многие люди становятся раздражительными. Некоторые в состоянии гнева или горя срываются на первого, кто попадется под руку. Люди в состоянии стыда или вины склонны соглашаться с собеседником, подавлять себя и уступать. А бывает, что человек просто встал не с той ноги и из-за плохого настроения грубит окружающим или не идет на контакт. Всё это примеры барьера эмоционального состояния. То есть что-то или кто-то выбил человека из колеи, и это отражается на общении.

Что делать: старайтесь не вступать в важные обсуждения, когда находитесь в уязвимом состоянии. Если разговора нельзя избежать, то предупредите собеседника, что вы плохо себя чувствуете. И попросите не принимать на личный счет возможные неадекватные реакции. Но не используйте это как оправдание. Работайте над собой. Если понимаете, что не можете сохранять самообладание, то скажите: «Давай перенесем разговор? У меня сейчас нет сил на это». И, конечно, важно своевременно прорабатывать негативные состояния, выражать эмоции, а не подавлять и накапливать их.

Если вы сейчас находитесь в уязвимом состоянии, то освойте практику ресурсного состояния «Птица». Вы научитесь расслабляться и восстанавливать силы за 15 минут.

Способы преодоления психологических барьеров

Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.

Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.

  1. Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
  2. Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.п.)
  3. Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
  4. Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
  5. Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.

Барьер презрения/отвращения/брезгливости

Причина возникновения: человек неприятен внешне. Например, некоторые люди разговаривают высокомерно и с брезгливостью с теми, кто, по их мнению, выглядит неопрятно. Кто-то презирает людей с татуировками. Кто-то способен оскорбить инвалида и т. д. Суть психологического барьера в том, что человек судит по внешности и даже не успевает разглядеть содержание собеседника.

Почему это происходит:

  • одни люди в принципе не могут принимать особенности других, потому что и в себе что-то не принимают;
  • другие предвзято относятся к конкретной особенности, например презирают алкоголиков – они не видят в них больных, а видят слабых и ленивых людей и вместо того, чтобы проявить понимание и поддержать, критикуют, обвиняют, оскорбляют.

Такое отношение к кому-то или чему-то связано с личными убеждениями, мировоззрением. А иногда и с личными проблемами. Например, негативное отношение к алкоголю может быть связано с детскими воспоминаниями об отце-алкоголике и обиде на него.

Что делать: определите, что конкретно вы не принимаете, презираете. Подумайте: может быть, это есть в вас или в ком-то из близких, но вы переносите это на других людей. Или, может быть, родители внушили вам ошибочную установку, например, о том, что все бездомные – это плохие люди. Или за брезгливостью спрятан страх. Например, некоторые люди, которые боятся набрать вес, негативно относятся к полным людям. А также не забывайте, что всё это упирается в оценку других и их осуждение. Но разве люди могут судить кого-то, а тем более осуждать? Нет. Вспомним слова из Духовной Экономики: «Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены» (РБО, Лук. 6:37). А значит, будьте добрее не только к остальным, но и к себе.

Как устранить психологический барьер в общении

Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.

Общайтесь на схожем языке

Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).

Слушайте собеседника

Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.

Соблюдайте субординацию

В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.

Учитесь находить компромиссы

Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.

Будьте позитивными

Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.

Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми

Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.

Барьер мотивации

Разберем на примере из жизни. Один человек преследует только личные цели и интересуется личной выгодой, а другой хочет качественно выполнить рабочую задачу, продвинуть сам проект. В какой-то момент первый собеседник говорит второму: «Честно, мне всё равно, что будет с этой конторой. Ты скажи вот что: моя часть работы на этом окончена?» И каждый раз в общении он подчеркивает это.

Что делать: будьте откровенны и сразу говорите об истинных намерениях. Избегайте недосказанности, не думайте в духе: «Мог бы догадаться». Барьер мотивации – один из немногих, который лучше обойти, а не убирать. Если у вас с кем-то разная мотивация, то вам просто не по пути.

Особенность психологических барьеров в общении в том, что многие люди не замечают их. Первый и главный шаг в борьбе с ними – осознание проблемы. Если окружающие всё чаще говорят, что с вами трудно общаться, или вы заметили, что с вами стали меньше общаться, то это повод задуматься. Если у вас не получается построить личную жизнь или продвинуться по карьерной лестнице, то, возможно, дело в барьерах. Не бывает так, чтобы все и всё вокруг было плохим, а человек идеальным. Если жизнь не складывается, то нужно заглянуть внутрь себя. И если проблема есть, то над ней нужно работать. А если вам тяжело сделать это самостоятельно, то запишитесь на курс «Сам себе психолог 2.0. Диагностика жизни по методу людей из топ-100 Forbes». С его помощью вы разберетесь в себе, найдете и устраните негативные установки и барьеры, расставите приоритеты в жизни и поймете, куда двигаться. В результате этого вы станете успешным и счастливым человеком.

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация. Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей. Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]