Социальные установки: что это в психологии, примеры из жизни. Ригидная установка


История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.

Понятие социальной установки

Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, чтобы раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

Что такое психологическая установка личности?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания. Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям.

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы. • Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу. • Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей. • Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем. • Я успешен во всем. • Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос. • Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас.

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь.

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

Соотношение социальных установок и реального поведения (парадокс Лапьера).

С 40х 20 века ученые тщательно занимались изучением факторов, влияющих на установки. Одним из первых исследователей был Ричард Ла Пьер, который изучал отношение владельцев ресторанов к обслуживанию китайских клиентов. По результатам обследования было выявлено, что 90% испытуемых имеют явно негативное отношение к китайцам, но в 100% случаев этот аттитюд не проявлялся в поведении. К 60-м годам были проведены десятки исследований, результаты которых говорили о том, что поведение людей очень слабо связано с их установками. Например, было установлено, что отношение студентов к шпаргалкам очень слабо связано с частотой их использования. Данный феномен получил название парадокс Ла Пьера.

Но исследования продолжались и к 70м годам было обнаружено, что наши установки действительно влияют на поведение, но лишь при определенных условиях:

1) когда внешние влияния на наши слова и действия минимальны:

случается, что мы во время выступления подстраиваем свою позицию под мнение слушателей. Давление социального окружения заставляет нас вести себя вразрез с нашими установками.

2) когда мы имеем дело с конкретными установками, касающимися конкретных действий.

Люди очень часто проповедуют здоровый образ жизни и при этом курят, волнуются о состоянии окружающей среды и при этом выбрасывают батарейки в обычный мусор. Однако отношение к конкретным действиям, например фаст фуду, подскажет питаются ли они в ресторанах быстрого питания или нет.

3) когда мы сознательно воспринимаем свои установки: наши установки могут оставаться незадействованными, когда мы совершаем привычные действия. Чтобы задействовать установки, необходимо сделать паузу и вспомнить как мы относимся к какому-то действию. и тогда человек начинает подгонять свои действия под установки.

были проведены исследования, показывающие, что установки также следуют и за поведением, как и поведение за установками. Очень часто это случается, когда человек точно не знает, как относится к тому или иному объекту и потому начинает следить за тем, что он говорит и делает относительно объекта. На базе этих наблюдений за собственным поведением складывается установка.

В результате исследований были обнаружены ситуации, когда установки следуют за поведением.

1) Первая из них это ситуация исполнения роли: получая новую роль мы начинаем стараться вести себя так, чтобы этой роли соответствовать. По началу, мы испытываем дискомфорт и неловкость, но эти ощущения очень быстро проходят и начинает казаться, что новое поведение совершенно естественно, а старое неудобно и вообще неприемлемо.

Наиболее ярким примером является Стенфордский тюремный эксперимент, проведенный Филиппом Зимбардо.

2) Когда произнесенное или написанное человеком высказывание становится его убеждением. Например, это происходит тогда, когда однажды подстроившись под мнение собеседника, мы сами начинаем верить в это мнение и считать своим собственным. Но для того чтобы подобное произошло, необходимо что бы давление со стороны отсутствовало.

3) Третья ситуация известна как феномен «ноги в дверях». Наверняка каждый из нас сталкивался с тем, что соглашаясь на какое-нибудь маленькое и необременительное участие в большом деле, мы оказываемся вовлечены в него гораздо сильнее, чем собирались. Иными словами, идя на уступки, мы уже практически подписались на полное участие. Можно найти огромное количество примеров и в повседневной жизни: «сходить на вечеринку на полчасика».

18. Социальные роли личности. Содержание роли

Понятие «личность» произошло от древнерусского слова «личина», т.е. – маска. Интересно, что понятие «персона» (так называют личность в романских языках) — это тоже маска актера древнегреческого театра. Таким образом, в понятии «личность» как бы фиксируется то, что человек хочет показать другим. Весьма важным для понимания сущности личности является понятие «социальная роль».

Социальная роль

– это функция, социально одобренный образ поведения, сложившийся на основе исторически оформившихся в обществе норм, правил и ожидаемый от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Социальная роль, ее смысл, даже само ее наличие, порой, зависят от общественного устройства. Описывая личность через ее социальные роли, не обойтись без понятия «общество». Даже так называемые «вечные роли» — половая, национальная — имеют социальную, конкретно-историческую окраску. Сравните, например, социальную роль женщины в США и в Арабских Эмиратах; каково быть негром сегодня на Кубе и в ХIХ в. на юге Соединенных Штатов Америки. Большое влияние на личность оказывают профессиональные, так называемые, «родственные» роли, например, роль офицера, учителя или — матери, отца. Роли бывают постоянные (половая), длительные (профессия), кратковременные (зритель театра). От человека, выполняющего ту или иную социальную роль, ожидают соответствующего поведения. Эти ожидания – есть
контуры социальной роли
.

Каждый индивид выполняет множество социальных ролей. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительно

то, что большое количество ролей: 1) обогащает личность, делает ее более многогранной, развитой; 2) дает большую стабильность личности, т. е.

делает ее более цельной и свободной от каждой роли. Отрицательно

то, что множественность ролей приводит к ролевым конфликтам.

Конфликты бывают

:
межролевые
, – заключающиеся в практической невозможности для личности выполнять каждую роль так, как сама личность считает необходимым (из-за отсутствия времени, сил);
внутриролевые
, — возникающие тогда, когда собственное понимание роли личностью существенно отличается от того, что от нее ожидают в конкретном обществе. Социальная роль весьма существенна для индивида, влияет на его личностные качества. Чтобы роль определяла поведение индивида, она должна быть усвоена, то есть интернализована.
Интернализованная роль
– это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению. В качестве примера можно привести изменение всех личностных характеристик героини пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Элизы Дулитл в результате усвоения ею роли благовоспитанной девушки высшего света с правильной речью.

Структура личности

Предлагается два подхода к выявлению структуры личности. В основе первого лежит социальный фактор, когда все своеобразие личности зависит от общественного устройства; в основе второго — биологические особенности личности.

Социологизаторское объяснение структуры личности исходит из того, что определяющим фактором является материальная жизнь общества. Она формирует структуру социума, социальные роли индивида и его интересы, выступающие в виде осознанной потребности. Интересы лежат в основе мотивов, установок и жизненных ориентаций личности, которые и являются элементами личностной структуры. При этом: мотив

– субъективный, эмоциональный источник поступка;
установка
– явление более устойчивое, включающее мысли, связанное с мировоззрением;
ориентация
– система установок, диктующая образ поведения.

Биологизаторское объяснение структуры личности содержится, например, в теории австрийского врача и философа З. Фрейда, утверждавшего, что личность состоит из трех элементов – Сверх-Я, Я и Оно.

19. Влияние социальных норм на личность

Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах. Нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что, поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных групп. Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают:

· как средство ориентации поведения каждой личности в определенной ситуации;

· как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей.

Те или иные социальные нормы присущи всяким группам – большим (социальные слои, этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог Аргайл выделяет следующие виды норм в малых группах.

· Нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в производственной бригаде);

· Нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений;

· Нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов групп принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более трудным для группы) [5].

Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм. Здесь могут использоваться различные невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкот, а порой и исключение из группы. Таким образом индивид включается в процесс социализации, привыкая следовать нормам и малых, и больших групп, а также всего общества в целом. Если говорить о норме, то именно в малых группах (в семье, в воспитательных и учебных заведениях, в товарищеских компаниях) индивид усваивает культурные ценности своего общества и все, что с ними связано, как на вербальном, так и на поведенческом уровнях.

Любая формальная организация имеет свод некоторых правил, регламентирующих ее деятельность и поведение ее членов. Эти правила представляют собой определенные социальные нормы предписанного и приемлемого поведения. Такие нормы бывают часто систематизированы в письменном виде. Вступление человека в официальную организацию обычно предусматривает процедуру его ознакомления с этими правилами и необходимость выражения его согласия с ними.

Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов своей производственной группы является значимым регулятором поведения личности. Неформальные групповые нормы могут влиять на поведение члена группы больше, чем официальные регламентации [2].

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность.

Под
конформностью
понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы. С возрастом степень конформности уменьшается и становится постоянной к 15-16 годам [2, электронный ресурс, статья].

Установлено, что степень конформности зависит от воспринимаемого индивидом престижа группы, степени неопределенности суждений, которые должны быть даны, величины группы. Имеют значение также индивидуальные свойства личности, ее психическое состояние в данный момент. Выделены два типа конформности – уступчивость

и
интернализация.
Под уступчивостью

имеют в виду податливость индивида, который демонстрирует внешнее согласие с мнением группы, большинства при внутреннем несогласии.

Более глубоким уровнем конформности является интернализация.

В этом случае индивид принимает на веру мнение группы, действительно соглашается с ним и полностью его разделяет в последующих ситуациях. Индивид в такой степени попадает под влияние группы, что ее социальные нормы становятся его личными нормами. Мнение группы (внешнее) становится собственным мнением индивида. Иногда это явление называют
«внутренней»
, или
«истинной»
конформностью.

20. Понятие «социальный интеллект» (СИ) и подходы к его пониманию

Понятие «социальный интеллект» впервые употребил в 1920 году Э. Торндайк, обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей, и взаимодействовать с ними. Э. Торндайк утверждал, что социальный интеллект существует отдельно от обычного интеллекта [40].

В 1937 г. Г. Оллпорт описывает социальный интеллект как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми [37]. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не оперирование понятиями.

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Г. Айзенк указывал, что во многом трудности определения интеллекта вытекают из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепции интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Сферой социального интеллекта, по мнению Дж. Гилфорда, является знание восприятия, мыслей, желаний, чувств, настроений и т.д. других людей и себя. Этот аспект измеряется тестами на социальную перцептивность.

Понятие и основные виды

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Основные функции социальных установок

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

  1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
  2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
  3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
  4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Взаимосвязь поведения и установки

Эксперимент состоит из двух отдельных этапов. Первая часть исследования реального поведения в его эксперименте, заключалась в путешествии по США с двумя студентами-китайцами. Он изучал отношение к ним людей, которые обслуживали их в различных заведениях. За весь период путешествия они посетили 252 отеля. Во время путешествия имел место лишь один случай отказа, когда его причиной стала этническая принадлежность, во всех остальных случаях встретили в них нормальный прием отвечающий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании обнаружено не было. Вторая часть исследования символического поведения (установка, определенная с помощью опроса). Через два года после путешествия Лапьер разослал письма в 251 отель, в которых содержалась просьба ответить с вопросом, возможно ли ему посетить отель с его студентами, и надеяться на такое же гостеприимство. Ответ пришел из 128 отелей, где в 52% имел отказ, только в одном письме включало согласие, в остальных неопределенные формулировки. Из содержаний писем можно заключить присутствие негативного аттитюда, когда в реальной ситуации поведение служащих отеля, осуществлялось на основании позитивного аттитюда. Следует вывод, что определенная установка с помощью опроса не позволяет прогнозировать поведение человека в реальной жизни. Тем самым реальные установки человека можно определить только при изучении его поведения в реальной социальной ситуации.

Явление получило название «парадокс Лапьера». Лапьер в своем эксперименте установил социально психологический феномен несоответствия между реальным поведением человека и высказанными ими установками, намерениями и ценностями присущие ему. Вызванные человеком установки, которых он придерживается, не совпадают с реальным поведением в ситуациях, в которых эти установки должны реализоваться. Эти установки не могут прогнозировать реальное поведение этого лица. Его эксперимент получил широкую известность, на него часто ссылаются, особенно когда рассматривается проблема связи между установками и поведением, проблема дискриминации и этнической предвзятости. Этот эксперимент пробудил новую волну исследований. Одни ученые направили свои усилия на то, чтобы через основательные критические рецензии опровергнуть выводы Лапьера. Другие попытались объяснить, чем обусловлено несоответствие между выраженными установками и реальным поведением, и выяснить, какие факторы следует учесть, чтобы более точно прогнозировать реальное поведение на основании социальных установок. Кое-какие представления о взаимосвязи аттитюда и поведения вызывали особый интерес. М. Рокич предложил идею одновременного существования двух аттитюдов – на объект (китайцы) и на ситуацию (обслужить посетителей, нормы сервиса). Д. Кац и Э. Стотленд предложили концепцию различных сторон аттитюда. Таким образом, в разных ситуациях могли проявляться то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, результат был различным [1, с. 284].

Упадок интереса к аттитюдам был связан со сложностями обоснования связи аттитюдов и поведения. В 1980-е годы возник новый рост интереса к проблеме, в связи со стремлением найти новые связи аттитюда с поведением. Было предложено несколько объяснительных моделей. Первоначально были установлены причины и различные факторы, осложняющие взаимосвязь аттитюда — поведение (названо 40) и условия влияния. К тому же факторы (которые могут противостоять причинам), определяющие влияние аттитюда на поведение (сила, ожидаемость аттитюда). Оговоренные условия сохраняют положение, о влиянии аттитюда на поведение [1, с. 285].

Иные попытки связать аттитюд с поведением привели к разработке новых теорий. А. Айзен и М. Фишбайн ввели понятие «точечного совпадения», в котором было необходимым сравнивать однопорядковые уровни аттитюда и поведения. Собственно, если принимать во внимание «глобальный» аттитюд, то его необходимо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью. В обратном случае совпадения не будет, что не является доказательством ошибочности положения связи аттитюда и поведения. Похожую теорию «смывающего потока» предложил Л. Райтсмэн, где обстоятельства смывают очевидность влияния (например, вмешательство иных факторов, столкновение двойственных аттитюдов и др.). Отсутствие единства аттитюда и поведения возможно из-за неверного изложения своей позиции человеком, по отношению к социальному объекту [1, с. 285].

Весь список оговоренных теорий сохраняет положение полезности аттитюдов дающих возможность в той или иной степени прогнозировать поведение. Наверное, не большая аргументация си ей проблематики и явившаяся некорректной в видении Бема, заставила искать существенно иной подход. Д. Бем допустил, что существует обратное отношение между аттитюдом и поведением, т.е. поведение влияет на аттитюд. Построение такого отношения к проблеме видится в том, что человек вначале наблюдает за своим поведение (не читает книги), и лишь впоследствии умозаключает свой аттитюд (не любит читать) [1, с. 285].

Поиски проблемы аттитюдов для интерпретации поведения, говорят о значимости данной проблемы. Для лучшего понимания аттитюдно- поведенческой связи как правило используется экспериментальный метод, который является наилучшим способом и подходом для понимания сложного феномена, но в основном исследования проходят в условиях лаборатории, что скрывает реальный социальный контекст. Таким образом, метод исследования с соблюдением всех его норм является упрощенным, не дает обширную способность апеллировать системой поведения в широкой социальной структуре.

Последующее изучение аттитюда полагает вынесение идей, которые бы разрешили затруднения на пути исследования этого феномена. Одно из затруднений заключает в себе момент целостности аттитюда, утраченный благодаря множеству попыток отыскать все более и более подробные описания свойств и структур. Теперь уже восстанавливая структуру целостности социальной установки, мы не можем отталкиваться от ранних идей, актуальность её понимания лежит в социальном контексте [1, с. 286].

Попытка разрешения этих задач заключается в концепции Ядова о диспозиционной регуляции социального поведения личности. Главное в этой идее заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, регулирующих его поведение и деятельность. Другими словами понимание целостной структуры личности подразумевает выделение иерархии, системно образующих признаков или отношений, потребностей и ситуаций в поле действия человека. Схема всех диспозиций содержит иерархию потребностей и ситуаций в поведении.

Иерархия потребностей (П): включение индивида в различные сферы социальной деятельности, отвечающие расширению его потребностей. Первой областью реализации потребностей личности приходит ближайшее общество (1), действия индивида в рамках контактной (малой) группы (2), обширная сфера деятельности связанная с трудом, досугом, бытом (3), сфера деятельности заключенная освоением идеологии и ценностей культуры общества, социально-классовая структура (4). Четыре уровня удовлетворения потребностей.

Иерархия ситуаций (С): ситуации структурированы по времени, « в течении которого сохраняется основное качество данных условий». Ситуации: Предметные, кратковременные (1’). Группового общения в рамках малой группы (2’). Устойчивые условия деятельности в области труда, досуга, быта (3’). Долговременно устойчивые условия деятельности присущи широкой сфере (4’). Таким образом, структура ситуаций может быть изображена четырьмя ступенями.

Иерархия диспозиций (Д): четыре уровня диспозиций: — элементарные фиксированные установки – социальные фиксированные установки — базовые социальные установки – ценностные ориентации личности. Иерархия диспозиционных образований, выступает как регулятивная система мироощущения. Более точное соотношение уровня диспозиций с регуляцией определенных типов деятельности: Реакции на ситуацию, поведенческий акт(1”). Регулирует поведение в привычной ситуации (2”). Регулирует саму систему поступков (3”). Сама Деятельность (4”) [1, с. 286-287].

В данной системе рассматриваются разные уровни деятельности, как малая, так и широка сфера деятельности личности, захватывающая ближайшее окружение и систему общества (связи, отношения). На разных уровнях включаются уровни диспозиционного механизма, каждая из систем играет свою определенную роль в регуляции социального поведения. Для каждой определенной ситуации поведения «работают» разные уровни диспозиций.

Полученная информация в процессе исследований, неизменно могут оказать пользу в уточнении и подтверждении различных феноменов, что является теоретическим знанием о проблеме. Можно с уверенностью сказать, что благодаря дальнейшему исследованию проблемы, затронутой в данной работе, откроются новые факты, которые будут использованы и полезны в различных отраслях общественной жизни человека.

2.1. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Аттитюды не всегда служат хорошими «предсказателями» поведения, но отнюдь не означает, что с их помощью, его совершено, нельзя предсказать. Не исключается и роль разного рода воздействия. Ведь даже умение забивать голы зависит не только от ног.

Исследования, причастные к изменению социальных установок, эффективность которых обусловлена подбором определенных способов убеждения, применяемых либо в прямом общении с человеком, либо в средствах массовой коммуникации. Выдвинуто множество моделей объяснения процесса изменения установок, соответствуя принципам исследований. Значительное большинство исследований связанных с аттитюдом проходит в направление двух основных теорий: бихевиористской и когнитивистской., ибо распространенные толкования исходят из этих двух традиций [1, с. 291].

Бихевиористская традиция. Принцип научения: изменение аттитюдов через систему вознаграждений и наказаний. Таким образом, влияет на характер установки.

Когнитивистская традиция. Теории когнитивного соответствия: изменение установки происходит в случае, если в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие (тщательное обдумывание достоинств и недостатков представляемой позиции, выдвижение собственных доводов и т.д.). Когнитивные реакции людей на убеждающее сообщение могут влиять на то, до какой степени данное сообщение их действительно убеждает.

Процесс убеждения может осуществляться разными путями, такими как центральный и периферийный. Создание мнения центральным путем осуществляется анализом аргументов сообщения, чем убедительнее аргумент, тем устойчивее установка. В этом случае изменение установки может произойти даже если люди и не задумываются над качеством аргументом, могут принять аргумент попросту потому, что отсутствует мотивация или способность к анализу информации, или потому что количество аргументов обширное (правило принятия решения). При создании мнения периферийным путем убеждающий индивид обращается к различным признакам (например, авторитет источника информации «проверенный аргумент»). В этом случае человек может принять аргумент просто потому, что дело происходит в приятной обстановке, или потому, что источник информации профессионал. В иной ситуации, предлагаемые аргументы могут быть отклонены из-за, отстаиваемой позиция, которая возможно видится чрезмерной, или источник информации малосимпатичен [4, с. 61-64].

Более подробно эти вопросы обсуждаются в прикладных исследованиях, касающихся системы средств массовой информации [1, с. 292].

ГЛАВА 3 УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ УСТАНОВКА ОДНОЗНАЧНО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВЕДЕНИЕ

Первое условие, при котором установки однозначно определяет поведение. Происходит тогда, когда удается свести до минимума другие влияния на утверждения, отражающие установки людей и на поведение.

Зная тот факт, что люди не охотно, откровенничают, социальные психологи давно стремились добраться до «сердца души». Таким образом, разработан метод мнимого источника информации Эдвардом Джоунсом и Гарольдом Сигалом, предуготовлен для того, чтобы ложным путем извлекать из людей достоверные установки. В 1971 году Сигал вместе с Ричардом Пейджем провели эксперимент. Характерная идея данного эксперимента, заключается в выуживании информации обманным путем с помощью мнимого детектора лжи. Прежде чем задаются вопросы, экспериментатор убеждает участником эксперимента, что это новый прибор, с помощью которого можно выявить их индивидуальные установки, и который будит реагировать на мельчайшие мышечные сокращения, через электроды, прикрепленные к ним. Когда уже получалось уверить испытуемых в достоверной работе аппарата, следом поступала просьба спрогнозировать результаты «измерителя установок», и высказать свое мнение по отношению к афроамериканцам. Отсюда следует, что у испытуемых оказались негативные установки, по сопоставлению с другими участниками, отвечавшими на стандартный опрос. Получается, что их ход мыслей был таков: «Пожалуй, я лучше скажу правду, а то ещё решат, что я не в ладу с самим собой». При каждых состояниях, нами командуют не только наши внутренние установки, но и сама ситуация, в которой мы находимcя [цит. по 3, с. 157].

Социальное влияние по всей вероятности является слишком сильным фактором, таким, что люди «обязаны» отказывать своим глубочайшим убеждениям, мировоззрению. Если внешние факторы давления не разрывают связи между поведением и установками, то их можно предсказать точнее [3, с. 158-159].

Второе условие, при котором установки однозначно определяет поведение. Тогда, когда установка специфична и релевантна наблюдаемому поведению, т.е. установка в точности соответствует изучаемому поведению. Точный прогноз действий, может быть сделан на основании отношения к определенному проявлению (например, езда на велосипеде, ходьба), а не на основании их отношения к здоровому образу жизни вообще. В пример, отношение человека к переработке отходов и к получению из них полезных вещей (не в целом проблемы охраны окружающей среды) предсказывает его участие в соответствующих программах (Oskamp, 1991). Чем убеждать, окажется лучшим изменить само отношение к тем или иным действиям [цит. по 3, с. 160].

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Социальная установка личности, её формирование и изменение

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки :

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа

:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

58. Социальная установка и аттитюд. Формирование социальных установок Личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен Личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Аттитюд понимался всеми как:

o — определенное состояние сознания и НС;

o — выражающее готовность к реакции;

o — организованное;

o — на основе предшествующего опыта;

o — оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.

3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют:

1. Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

2. Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.

3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.

А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

59. Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии. Биполярность

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы;АктивностьАктивность – другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта; Субъекты конфликтаНаличие субъектов конфликта – еще один признак, субъект – это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания – конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа сознания.КонфликтогенезКонфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт[2].Конфликт – это результат конфликтогенеза, а вот то, что стоит у истоков процесса, тот «пункт», ту частицу, из которой процесс зарождается, тот ген, из которого в процессе генезиса развивается конфликт, можно считать конфликтогеном.Конфликт в психологииКонфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.Основная статья: Конфликт (психология)

Конфликт в программировании

Ситуация, возникающая в результате несовместимости результатов действий различных программ/алгоритмов.

Например: конфликт происходит, когда одна подпрограмма пробует обновить запись, или таблицу, которая уже блокирована другим пользователем или подпрограммой. Такие конфликты являются одной из основных причин «зависаний» компьютеров.

Конфликт в литературеКонфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий.Не следует думать, однако, что конфликт — основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам.

Конфликт может быть мнимым, иллюзорным — в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков — это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета — это всего лишь бег на месте.Кроме основного конфликта — двигателя сюжетного действия — в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей.В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, — не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов.Юридический конфликтЮридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта. Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Хотя уже в силу того, что юридический конфликт возникает только между людьми, ими же раздувается, в основе юридических конфликтов лежат извечные устремления людей к не менее известным ценностям — богатству, власти, статусу. Вместе с тем юридический конфликт, являясь самостоятельным видом социального, не может не иметь особенностей.Далее, юридический конфликт налицо, если спорят по поводу объёма или характера юридических прав, по поводу притязаний на те или иные права, по поводу перераспределения юридических прав и обязанностей. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов.

Политический конфликтАнтиконструктивные действия, причиной которых послужили различия интересов политических групп (под интересом подразумевается совокупность интересов членов группы).Политический конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.Ведущую роль в возникновении конфликтов играют, как это признано конфликтологическими исследованиями, социальные факторы. Среди данного рода детерминант выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:

  • разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т. д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю направленность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую борьбу, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов;
  • расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс часто бывает очень трудно;
  • процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такие же противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и тому подобной группы.

Супружеские конфликтыПричины всех супружеских конфликтов подразделяются на три большие категории:

1. конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);

2. конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;

3. ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно согласие на конкретное положение дел обоих супругов. Вследствие этого и традиционная (с разными обязанностями супругов) и эгалитарная модель распределения семейных обязанностей могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, когда они удовлетворяют обоих супругов.Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.

С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как супруг удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.Многие авторы связывают конфликтность или успешность(не конфликтность) отношений с моделями поведения в семье родителей. Так, психотерапевт Станислав Кратохвил отмечает, что прослеживается тенденция когда индивиды неосознанно следуют той модели отношений которая была принята в семье их родителей, независимо от того, нравится индивиду эта модель или нет.

Стратегии поведения в конфликтеВ современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации[3]:

  • Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • Избегание — уход от конфликтной ситуации.
  • Компромисс — совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.
  • Соперничество — активное противостояние другой стороне.
  • Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Виды конфликтов

  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностный конфликт
  • Внутригрупповой конфликт
  • Межгрупповой конфликт
  • Социальный конфликт
  • Межклассовый конфликт
  • Внутриорганизационный конфликт
  • Межнациональный конфликт
  • Педагогический конфликт

Формирование социальных установок

Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.

Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

Уровни

  • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
  • социальная;
  • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
  • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

  1. Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
  2. Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
  3. Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

Способность к изменению

Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.

Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.

Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.

Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.

Социальное влияние с точки зрения исследования социальных установок

Вещи, явления и события в мире не являются по своей сути хорошими или плохими, красивыми или уродливыми, значительными или незначительными, маленькими или большими; они приобретают смысл или значение только благодаря нашему восприятию. В этом контексте древнегреческий философ-скептик Протагор утверждал, что человек является мерой всех вещей. Именно он определяет или «измеряет» вещи. И, как гласит известная поговорка, «каждый меряет своей мерой». Отношения, о которых мы будем говорить, — это именно те «планки» или «меры», с помощью которых люди измеряют или определяют вещи.

Человек не просто знает о каждом явлении. К объекту познания он формирует определенное отношение. Например, ваше отношение к оперному искусству может быть как положительным, так и отрицательным. Нам могут нравиться одни люди и не нравиться другие. Точно так же есть люди, которым мы нравимся, и те, кому мы не очень нравимся. На это они отвечают: «Одному нравится поп, а другому — попова дочка».

Наше отношение к людям, явлениям, вещам и событиям определяется многими факторами, но в конечном итоге — нашими оценками. На самом деле, социальная установка — это наше отношение к кому-то или чему-то, сформированное на основе знаний и оценок. Самоконцепция или самосознание — это отношение человека к самому себе. По-другому можно сказать, что самосознание — это отношение человека к самому себе.

Это самовосприятие также основано на оценке — самооценке. В то же время большинство людей имеют чисто позитивное отношение к себе, иногда даже очень позитивное. С точки зрения клинических психологов, это хороший симптом, поскольку высокая самооценка — залог психического здоровья. Правильно, если это не приводит к эксцессам в виде нарциссизма, эгоизма, самопоглощения, мании величия и других социальных и психотических расстройств личности.

Отношение — это прототипы и стереотипы, другие когнитивные схемы, которые мы обсуждали при обсуждении социального познания. Наше отношение к другим людям, событиям и даже вещам во многом определяется нашим отношением к себе, другими словами, нашим самовосприятием.

Очевидно, что наше отношение к чему-то или кому-то так или иначе влияет на наше поведение. Другими словами, отношение и поведение людей как-то связаны между собой. Следовательно, влияя на отношение, мы можем повлиять и на поведение. Однако сегодня мы с полным основанием можем утверждать обратное: изменив поведение людей, мы можем изменить и их отношение. Конечно, это утверждение звучит необычно с точки зрения традиционных подходов к психологии, но теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера утверждает именно это. На этом же настаивает и теория Я-концепции Дерила Бема.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий считали, что отношение — это двойная ценность человека для общества; и что деятельность в любой форме — это не что иное, как связь между ними. Отношение — это процесс индивидуального сознания. Она определяет фактическую или потенциальную активность человека в обществе. В силу своей связи с индивидуальным сознанием и деятельностью стоимость отличается от природной вещи. В силу своей связи с деятельностью, а значит, и с социальным миром, отношение не тождественно физическому состоянию.

Г. Алфорт определяет атрибуты установки как особое состояние ума и нервов, готовность к реагированию, структуру, значимость прошлого опыта, а также направляющее и иногда динамическое влияние на поведение.

Поскольку установки и поведение так или иначе связаны между собой, проблема социальных установок стала одной из самых важных тем в социальной психологии.

Основные сведения о ригидных установках

В психологии ригидность — это неспособность индивидуума изменять характер поведения и мышления в определенных ситуациях.

Буквально этот термин обозначает стойкость и неподатливость. Ранее термин использовался только в физиологии и медицине для обозначения реакции органов и тканей на определенные стимулы. В психологической сфере ригидность используется для описания постоянного типа личности, испытывающего трудности в получении новых знаний и навыков.

Ригидные люди не меняют тактику мышления и поведения даже в ситуациях, когда такие изменения необходимы. Такая психологическая особенность может значительно ухудшить качество жизни.

Более подробно в психологии ригидность описывается как неспособность изменять точку зрения, уступать в спорах, адаптировать поведение к определенным ситуациям и развивать эмоциональный интеллект.

Если говорить про эмоциональное состояние ригидного человека, то необходимо обратить внимание на зацикленность личности на собственных ощущениях. Такие люди обычно имеют низкий уровень эмпатии, поэтому способность сопереживать неразвита или полностью отсутствует.

Эмоциональная ригидность может быть предпосылкой к развитию нарциссического расстройства личности. Более мягкие формы такой психологической особенности лишь незначительно ограничивают личностное развитие.

Конкретным примером психологического (личностного) постоянства является фиксированность на уже созданных моделях поведения и мышления. В норме человек в течение жизни постоянно получает новый опыт, позволяющий видоизменять когнитивные и эмоциональные паттерны.

Систематические исследования этого состояния начались в сфере гештальт-психологии. Более 100 лет назад ученые описали основные характеристики этого личностного типа. Подробным изучением ригидности занимались такие ученые, как Чарльз Спирмен, Милтон Роуч и Курт Гольдштейн. На сегодняшний день проблемами когнитивного постоянства занимаются психологи и психиатры.

Проявления ригидности психики у человека

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной. И в первом, и во втором случае это не является отклонением нормы психического развития, если ригидность не приобрела патологический характер. Эта проблема не столько общественная, сколько индивидуальная.

В наше время людей с выраженным проявлением ригидности становится все больше. Люди с диагнозом психической ригидности не обязаны становиться на учет в психиатрические больницы. Они спокойно существуют в обществе, но им достаточно сложно адаптироваться к новым жизненным условиям, к новому коллективу на работе, к каким-либо знакомствам и т.д.

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной

Первыми проявлениями ригидности у человека являются агрессия и высокий уровень тревожности. Человек, который не способен быстро сориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, не способный адекватно воспринять новые обстоятельства, начинает входить в состояние стресса. При этом стресс у него возникает не из-за своего восприятия обстановки, а из-за того, что эта ситуация произошла в его жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]