ДИЛЕММА — что это такое? Этическая и моральная дилемма

Каждый человек в жизни сталкивается с дилеммой. Но не все знают, что означает данное понятие. Объяснить его легко простыми словами. Поэтому стоит разобраться, что означает дилемма, как она проявляется, и откуда произошло данное понятие.

Дилемма — это проблемная ситуация, при которой необходимо выбрать один вариант из двух. Другими словами, когда становится выбор «либо одно, либо другое». Третьего не дано. Это и есть объяснение термина доступным языком.

Если обратиться к толковым словарям, то они разными словами расшифровывают данное понятие. Но все объяснения несут в себе единую мысль. Так, значения могут быть следующими:

  1. Суждения, обладающие противоположенными положениями. Они исключают возможность наличия третьего умозаключения.
  2. Положение, где человеку одинаково сложно принять решение в пользу одного или другого суждения. Они в свою очередь являются противоположными, что затрудняет выбор.

Справка! Данный термин применяется как математиками и логиками, так и обычными людьми в повседневной жизни. С таким положением сталкивался любой человек.

Что такое дилемма?

Слово Dilemma берёт свои корни из латинского языка. Состоит это понятие из двух слов: di (два) и lemma (суждение, мнение, возможность). То есть дословно его можно перевести как «двойная возможность» или «двойственное мнение».

Происхождение слова «дилемма» основано на ситуации выбора одного из двух. Но есть же выбор и из большего количества вариантов, скажете вы и будете абсолютно правы. Такие ситуации получили соответствующие названия: трилемма, полилемма и так далее. Однако нам всем более знакомо именно слово дилемма, так как оно чаще всего используется в повседневной жизни.

На самом деле дилемма – это даже не выбор, а некий разбор предпосылок. С научной точки зрения, в дилемме не отдаётся большое значение выбору. Здесь рассматриваются именно проблемы предпосылок. Но так как они обе ведут в одну сторону, выбор не имеет значения в принципе.

Рассмотрим классический пример: существует мнение А и мнение Б. Оба мнения ведут к результату В. Возникает дилемма: какое из мнений будет наиболее верным? Здесь не рассматривается вопрос: что выбрать, а идёт разбор мнений и предпосылок на выявление наиболее верного результата.

Неважно, что вы выберете в спорной ситуации. Результат в итоге будет один и тот же. Иными словами, дилеммой называют ситуацию или-или с единым результатом. Вопросы дилеммы могут затрагивать очень тонкие аспекты жизни.

Например, по кодексу чести самурая – бусидо, умереть на поле боя считается большой честью. Если воин в ситуации или жизнь, или смерть, выберет первое, то исход не будет отличаться от смерти. Выбрав жизнь, он обрекает себя и свою семью на вечный позор. Выбрав жизнь, он по факту выбирает смерть, только немного другую. Таким образом, в дилемме нет важности выбора. Есть важность верности мнения или предпосылки.

Что такое дилемма? Определение простыми словами можно найти в словаре. Там указано, что дилемма – это выбор между двумя взаимоисключающими предпосылками или умозаключениями. Или проще говоря: когда третьего не дано. Так или иначе, дилемма – это всегда выбор. Выбор в дилемме может быть:

  • Важным;
  • Мнимым;
  • Неважным;
  • Очевидным;
  • Осознанным;
  • Неосознанным.

Вы можете до бесконечности рассуждать о важности выбора, но рано или поздно его придётся сделать. В мире каждый день люди сталкиваются с дилеммой, когда им необходимо совершить выбор из двух. Это затрагивает практически все сферы жизни человека:

  • Спорт;
  • Работа;
  • Бизнес;
  • Музыка;
  • Образование.

Вопрос выбора также затрагивает духовные сферы, заставляя определяться с религиозными взглядами и мироощущением.

Два определения

У этого красивого и не слишком понятного слова имеется целых два значения. Одно относится к сфере логики или философии, а другое — к психологии или социологии. Рассмотрим оба определения:

  • Сочетание двух противоположных по смыслу суждений, но без возможности сформулировать третье.
  • Ситуация, в которой приходится выбирать из двух решений, поскольку они противоположны по смыслу и рождают одинаковые по масштабу трудности.


Дилемма

Именно второе значение чаще всего подразумевается в книжной и публицистической речи. Отсюда выражения: «неразрешимая дилемма», «опасная дилемма» и т. д. В определённом смысле оно созвучно с известным выражением «третьего не дано». Такие ситуации нередки в обыденной жизни. Самый простой пример: человеку необходимо решить, остаться на хорошо оплачиваемой работе, которая ему в тягость, или сменить её на более приятную, но приносящую значительно меньший доход.

Виды дилемм

В зависимости от того, какую сферу жизни затрагивает проблема выбора, дилемма приобретает определённую направленность. Принято считать, что существует пять основных видов дилемм:

1. Этическая.

2. Моральная.

3. Нравственная.

4. Психологическая.

5. Дилемма заключённого.

Они все сводятся к выбору взаимоисключающих предпосылок. Отличием служит только принадлежность выбора. Рассмотрим по порядку значимости.

Дилемма в психологии представлена взаимоисключающими выборами. Человек на протяжении всей своей жизни будет сталкиваться с вопросами психологического выбора или-или. Этот вопрос может возникнуть в практически любой ситуации, когда необходимо преодолеть себя.

Чаще всего, человек этот выбор делает неосознанно, на подсознательном уровне. Но в любом случае человек будет полностью осознавать последствия своего выбора. Это может проявляется различными эмоциями:

  • Гневом;
  • Стыдом;
  • Грустью;
  • Уверенностью в себе.

Так или иначе, дилемма в вопросах психологии человека поднимается очень часто. Человек даже может не осознавать, что перед ним встал выбор. Но в любом случае он его совершит.

Этическая дилемма также относится к психологическому выбору. Но здесь вопрос стоит во взаимодействии людей между собой. Выбор чаще всего представлен вопросом отношения одного человека к другому либо в определении конкретного поступка. Этот вопрос может затрагивать нравственные и моральные ценности.

Однако обычно он характеризуется в рамках допустимого в определённом круге поведения. Этическая дилемма может возникнуть при взаимодействии двух различных социальных групп либо в профессиональном отношении: специалист-клиент.

Обычно выбор в этической дилемме заключается с условием принятия правил игры. В этом случае вы либо действуете в замкнутой системе в соответствии с правилами, либо без их учёта.

Для решения этической дилеммы может использоваться дилемма заключённого, теория игр. Дилемма заключённого – это теория, в соответствии с которой игроки не будут взаимодействовать друг с другом, даже если это в их интересах. Её ещё называют дилеммой узника.

Это фундаментальная позиция из теории игр. Сама теория описывает правила поведения игроков в замкнутой системе (игре). Это справедливо к любой замкнутой системе с чётко установленными правилами и набором возможных действий.

Теория игр может математическим образом описать практически любую ситуацию и предсказать её развитие. Дилемма заключённого в этой теории необходима для описания поведения двух игроков из разных команд, представляющих разные интересы, но имеющие общую цель. Суть такова: игроки из разных команд отдадут выбор предательству, а не сотрудничеству, даже если последнее приведёт к общей выгоде.

Игроков в этой системе интересует лишь их собственная выгода. Поэтому сотрудничество для игроков рассматривается как недопустимое, ввиду выгоды оппонента.

Для решения дилеммы заключённого можно рассмотреть моральные дилеммы. Моральная проблема – это выбор между действиями согласно установленным правилам или сопротивлением системе. Эта дилемма очень похожа на этическую. Однако если при этической дилемме выбор делается между тем, играть по правилам или без них, то моральная предполагает, что правила уже приняты, но для выполнения действия необходимо через них переступить.

Есть особый вид дилеммы – нравственный. Нравственная дилемма – это принятие выбора в соответствии с личными предпочтениями. То есть, когда перед человеком встаёт выбор: поступить, как нравится или как нужно. Часто нужно в этом вопросе определяется навязанными правилами игры. С другой стороны, нравственность определяется как часть правил, только более приемлемых для конкретного игрока. Иными словами, нравственная дилемма – это выбор между «хочу» и «надо».

Для лучшего понимания видов дилемм и их взаимосвязи предлагаю рассмотреть каждую на примерах из жизни.

Как решить

Любое решение дилеммы – это поиск наиболее безопасного варианта из двух либо объединение их в нечто наподобие компромисса. Чтобы прийти к этому, нужна внутренняя работа человека с самим собой.

Можно действовать по такому алгоритму:

1. Сформулировать, в чём состоит дилемма.

2. Собрать и проанализировать известную информацию со всех сторон.

3. Поискать другие варианты, кроме двух противоположных и очевидных. Проверить каждое найденное решение на:

  • правильность (по личной нравственной шкале);
  • полезность;
  • моральность;
  • законность.

4. Из списка решений исключить совершенно неприемлемые варианты.

5. Методом исключения оставить что-либо одно.

6. Проверить выбранное решение тремя способами:

  • представьте, что вы так поступили; что чувствуете, хочется ли сделать всё иначе;
  • представьте, как принятое решение повлияет на вашу семью;
  • вообразите реакцию своего социального окружения (друзей, коллег, соседей, знакомых); сможете ли вы это пережить?

8. Привести обоснование принятого решения (что оно вам даст или от чего спасёт).

9. Проанализировать негативные последствия, к которым может привести принятие этого решения.

Дилемма: примеры из жизни

Рассмотрим классические примеры дилеммы из жизни для ясности понимания описанного. Опишем ситуацию, в которой есть причина (П), первая предпосылка (А) и вторая (Б), а также результат – В.

Итак, в моей юности у меня был кот. Хороший, красивый котик, но с одним недостатком – он вечно гадил в неположенное место. Возникла у меня дилемма: кот гадил не в лоток и нужно было с этим что-то делать (П).


Возникли две предпосылки: либо приучить кота к лотку (А) или отдать его в другим людям (Б). И в ситуации А, и в ситуации Б будет достигнут результат В – кот перестанет гадить в неположенном месте. Это классическая дилемма, в которой результат достигается двумя взаимозаменяемыми предпосылками. Но в любом случае достигается необходимый результат.
Если интересно, чем всё закончилось, расскажу. Кота в итоге приучили к лотку. Правда, это стоило огромных усилий. Но это уже другая история. А пока я опишу примеры разных видов дилемм.

Моральная дилемма: примеры из жизни

Примеры моральной дилеммы можно привести ситуациями, в которых необходимо переступить через определённые правила.

Например, самым банальным примером может послужить преступление. Допустим, необходимо заработать некую сумму денег. Их можно заработать (А), а можно – украсть (Б). И в том, и в другом случае достигается результат (В).

Пример посложнее: вы ученик школы и у вас урок. Вам необходимо уйти пораньше. Сделать вы это можете по правилам, отпросившись с урока (А), либо уйти самостоятельно (Б). В любом случае будет достигнут результат В.

Как понятно из примера, в моральной дилемме человек решает, что ему ближе: соблюдение правил или достижение цели. Мне, например, претит сама мысль о воровстве. Я даже дорогу перехожу только на зелёный свет, независимо от наличия машин поблизости.

Однако я допускаю, что при отсутствии выбора, например, в ситуации военных действий и невозможности получить желаемое законным путём, установленные обществом и законом правила можно нарушить.

Этические дилеммы: примеры

Для пояснения этого понятия проще всего привести примеры этических дилемм в работе. Часто этические дилеммы проявляются в работе психолога.

Например, психологу необходимо помочь клиенту (П). Сделать это он может по всем правилам (А), либо уступить правилам в угоду результату (Б). В любом случае результат будет достигнут, так или иначе. Обратная ситуация, в которой необходимо указать человеку на выход (П). Сделать это можно по всем правилам (А), либо повести себя более резко (Б). Результат будет достигнут в любом случае.

Если этот пример непонятен, приведу более простой.

Представьте себе, что вы врач, который узнал интимную тайну пациента. Этот мужчина изменил своей беременной жене и заразился гонореей. С одной стороны, сообщать его супруге об этом нельзя – это расходится с принципом сохранения врачебной тайны (за её разглашение, кстати, врач может получить реальный срок).

С другой стороны, если этот мужчина заразит жену, это крайне негативно отразится на их будущем ребёнке. Что же делать в такой ситуации? Как защитить малыша? Ведь задача врача – помогать людям. В данном случае П, то есть желаемый результат, – это помощь, а варианты достижения этого результата – разглашение врачебной тайны либо построение системы лечения таким образом, чтобы мужчина точно не смог навредить жене и ребёнку.

Дилемма заключённого

Для рассмотрения дилеммы узника на ум сразу приходит политическая ситуация в мире. Банально рассмотрим отношения России и США. Допустим, необходимо дать качественный толчок экономике стран.

Понятно, что при взаимопомощи этих стран друг другу их экономическая ситуация может за короткие сроки достичь гораздо больших позиций. Но, так как они соперники в этой игре, и каждый представляет свои интересы, им невыгодно взаимодействовать, так как это приведёт к процветанию соперника. Даже если преимущества от сотрудничества в разы превышают их недостатки, игроки всеми силами будут стараться вести индивидуальную игру.

Если ввести в строку поиска в браузере «дилемма заключённого: примеры из жизни», то поисковая система не удостоит вас большим количеством интересных и доступных результатов. Это странно, ведь такая дилемма очень часто встречается в повседневной рутине.

Например, вам с коллегой дали одинаковые задания и обещали премию первому, кто предоставит отчёт. Очевидно, что если вы объедините свои усилия, то сэкономите кучу времени, и так или иначе, выполните свою работу. Но желание получить награду первым не даёт вам возможности сотрудничества. Поэтому вы скорее будете пытаться обогнать вашего коллегу, чем сотрудничать с ним.

Разновидности

Итак, дилемма – это что? То, что нередко случается в жизни. Кроме того, бывают различные виды этого явления.

Например, в сугубо научном определении различаются конструктивный и деструктивный вариант. Подробнее о них можно прочесть в учебнике логики. А в общеизвестном смысле выделяют социальные дилеммы, среди которых: этическая, моральная, экологическая, а также ситуации с интригующими названиями «дилемма заключенного», «дилемма секретаря» и «дилемма самаритянина». Остановимся подробнее на некоторых из этих разновидностей.

Моральная

Одна из самых тяжёлых ситуаций, в которую только возможно попасть. Необходимо выбрать один из взаимоисключающих вариантов, причём оба не принесут ничего хорошего.

Моральная дилемма – это частый поворот сюжета в художественных произведениях. В этих случаях обычно фигурирует смерть. Например, главный герой должен выбрать: пожертвовать собой ради спасения других или нет; кому из двух друзей помочь, ведь он успевает спасти лишь одного; бросить ли раненого, чтобы привести помощь; во время тяжелых родов спасти либо дитя, либо мать и т. п.

О таких вопросах люди обычно предпочитают не задумываться. А у тех, кто размышляет, гипотетический выбор может и не совпасть с реальным, если возникнет настоящая дилемма. Это, что важно, происходит зачастую в экстремальных ситуациях.

Постконвенциональный уровень (10-15% населения)

Человек приходит к своим собственным правилам, не зависящим от остальных. Приходит понимание, что если законы, диктуемые обществом идут вразрез с личным пониманием правил и законов, то стоит следовать своим собственным суждениям, избегая общественных порядков. Мало, кто готов мыслить критически и доходить до этого уровня.

Стадия 5. Общественный контракт и личные права:

несмотря на понимание существования законов “для общего блага”, иногда необходимо нарушить общественные правила, чтобы помочь человеку. Например, в приведенной выше дилемме Хайнца оправдают, потому что он нарушал закон исходя из благих намерений.

Стадия 6. Универсальные принципы:

на этой стадии у человека развиваются свои собственные моральные принципы, которые он применяет по отношению ко всем остальным. Эти принципы не зависят от навязанных законов. Их основание – решение самого индивидуума, что так поступать правильно.

В данной теории конечно не все гладко: и ситуации выдуманы, и примеры могут быть необъективны (как говорят кртитки теории). Однако, нам как учителям эта теория может быть полезна в первую очередь потому, что учитель – это не только специалист, преподающий предмет, но и воспитатель, развивающий студентов с разных сторон, в том числе и с моральной. Поэтому для нас представляется несколько вариантов использования данного эксперимента:

  1. использовать историю для сторителлинга, останавливаясь на кажой из “развилок” и обсудить все варианты, устроив дискуссию после окончания выполнения задания;
  2. использовать действия истории ка основу для ролевой игры (Хайнц и аптекарь, Хайнц и полицейский, Хайнц в суде);
  3. придумать алтернативную концовку;
  4. обсудить другие варианты развития событий;
  5. задавать друг другу вопросы, придумывать дополнительные вопросы;
  6. придумать похожую историю;
  7. подготовить студентов к написанию эссе о морали;
  8. понять, как ваши студенты относятся к правилам, готовы ли они правила создавать, нарушать, следовать им, таким образом можно диагностировать возможные надвигающиеся поведенческие проблемы в классе.

Поделиться ссылкой:

Греческое происхождение. Математика и правописание

Этим определением мы обязаны греческому языку. Буквальный перевод с греческого означает «двойная лемма». Таким образом, не так уж сложно запомнить, как пишется это слово: с одним «м» или с двумя. Нужно только четко уяснить, что лемма – это в математике вспомогательная теорема, которая не имеет самостоятельной ценности, необходима только затем, чтобы доказать другую теорему. И пишется в этом термине всегда только две буквы «м».

Если информация, приведенная выше, отложится в памяти, то проблем с написанием слова не будет. Иногда очень причудливо тасуется колода, как писал М. А. Булгаков, и знания по математике могут помочь, чтобы человек делал меньше ошибок в русском языке, и у него не возникало вопроса о том, как писать «дилема» или «дилемма».

Ссылки [ править ]

  1. Гарнер, Брайан (2009). Современное американское использование Гарнера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199888771.
  2. Nuchelmans, Габриэль (1991). Дилемматические аргументы: к истории их логики и риторики
    . Северная Голландия. п. 89. ISBN 0-444-85730-3.
  3. Nuchelmans, Габриэль (1991). Дилемматические аргументы: к истории их логики и риторики
    . Северная Голландия. п. 94. ISBN 0-444-85730-3.
  4. Nuchelmans, Габриэль (1991). Дилемматические аргументы: к истории их логики и риторики
    . Северная Голландия. С. 102–6. ISBN 0-444-85730-3.
  5. Гамильтон, сэр Уильям (1863). Логика сэра Уильяма Гамильтона, Барт . Мур, Уилстах и ​​Болдуин. п. 185 .
  6. Перейти
    ↑ Erasmus, Desiderius (2003). Перефразируйте Луки 11-24 . Университет Торонто Пресс. п. 158 . ISBN 9780802036537.
  7. Люсия Калболи Монтефуско, Риторическое использование дилемматических аргументов
    , Риторика: Журнал истории риторики Vol. 28, № 4 (осень 2010 г.), стр. 363–383, at p. 364. Издатель: Калифорнийский университет Press от имени Международного общества истории риторики. DOI: 10.1525 / rh.2010.28.4.363 JSTOR 10.1525 / rh.2010.28.4.363
  8. Гош, Суджата; Прасад, Санджива (2016). Логика и ее приложения: 7-я Индийская конференция, ICLA 2021, Канпур, Индия, 5-7 января 2017 г., Труды . Springer. п. 177 примечание 5. ISBN 9783662540695.
  9. Церковь, Алонсо (1996). Введение в математическую логику . Издательство Принстонского университета. ISBN 0691029067.
  10. Govier Труды (2009). Практическое исследование аргументации . Cengage Learning. ISBN 978-0495603405.
  11. Гарриман, Бенджамин (2018). Мелисс и элеатский монизм . Издательство Кембриджского университета. п. 44. ISBN 9781108416337.
  12. Седли, Дэвид (2018). «Диодор Кронос» . Стэнфордская энциклопедия философии
    . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  13. Палмер, Джон (2017). «Зенон Элейский» . Стэнфордская энциклопедия философии
    . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  14. Йонсен, Альберт Р .; Тулмин, Стивен Эдельстон (1988). Злоупотребление казуистикой: история моральных рассуждений . Калифорнийский университет Press. п. 75. ISBN 9780520060630.
  15. Петерс, Фрэнсис Э. (2003). Слова и воля Бога . Издательство Принстонского университета. п. 154. ISBN 0691114617.
  16. Йонсен, Альберт Р .; Тулмин, Стивен Эдельстон (1988). Злоупотребление казуистикой: история моральных рассуждений . Калифорнийский университет Press. п. 54. ISBN 9780520060630.
  17. Birkenkötter, Hannah, Валентин Jeutner: неразрешимых Нормативы Конфликты в международном праве: Понятие юридического Дилемма
    , 28 (2017) Европейский журнал международного права 1415-1428.

  18. Лейбниц, Готфрид Вильгельм, «Первая диссертация по запутанным случаям в праве» в Альберто Артози, Бернардо Пиери и Джованни Сарторе (ред.),
    Лейбниц: логико-философские загадки в праве
    (Springer 2013).
  19. Jeutner, Валентин (2017), неразрешимые конфликты Нормативы в области международного права: Понятие юридического Дилемма , Oxford University Press, стр. 15, 72. См. Также Майкл Боландер, «Моряки, потерпевшие кораблекрушение, нерожденные дети, сиамские близнецы и угнанные самолеты — отнятие человеческих жизней и защита по необходимости» (2006) 70 Журнал уголовного права 147.
  20. Jeutner, Валентин (2017), неразрешимые конфликты Нормативы в области международного права: Понятие юридического Дилемма , Oxford University Press, стр. 10-11.

Внешние характеристики

Для птиц породы лакеданзи предусмотрены такие характеристики:

  1. Голова среднего размера, пропорциональна туловищу, шея длинная.
  2. Гребень по форме напоминает зазубренный лист, окрашен в тёмно-фиолетовый цвет, на нём может быть 5 или 6 зазубрин, мочки окрашены в тёмно-фиолетовый цвет.
  3. Глаза большие, округлые, фиолетово-чёрные, область вокруг глаз тёмно-фиолетового цвета.
  4. Клюв тёмно-серого цвета, почти чёрный.
  5. Телосложение лёгкое, не крупное.
  6. Форма корпуса напоминает латинскую букву «V».
  7. Грудь широкая, мощная.
  8. Крылья хорошо развиты.
  9. Перья растут густо, окрашены в чёрный цвет с оттенком зелёного, блестящие. Между перьями растёт чёрный пух.
  10. Ноги окрашены в тёмно-серый цвет.
  11. Хвост длинный, пышный, приподнятый вверх.
  12. Характер недрачливый, без проблем уживаются, но их легко испугать.
  13. Масса тела петуха составляет около 1,8 кг, масса курицы – около 1,4 кг.

Важными характеристиками для допуска к разведению являются:

  1. Отсутствие в оперении других оттенков, кроме чёрного с зелёным отблеском.
  2. Яйценоскость на уровне не ниже 160 яиц в год.
  3. Наличие у яиц скорлупы, окрашенной в зелёный цвет.

Нейтрализация потенциальных убийц

За последние 20 лет нейробиологи и психологи провели множество тестов, которые доказывают: склонность к насилию во многом определяется нарушениями в работе мозга. Например, таким образом нередко проявляют себя диссоциальное, пограничное и нарциссическое расстройства личности (хотя, разумеется, не все люди с таким диагнозом склонны к насилию). У всех этих патологий при исследовании обнаруживаются характерные физиологические проявления: изменения миндалин, которые участвуют в формировании эмоций, изменение уровня метаболизма в передней поясной коре, которая участвует в управлении импульсивными реакциями, и др.

Пока подобные исследования остаются не более чем просто исследованиями, — однако, возможно, в будущем они станут основой для создания технологии раннего определения склонности к насилию. Оправдана ли превентивная слежка за потенциальным убийцей, если он еще ничего не сделал?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]